Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы 2



страница1/10
Дата26.10.2016
Размер1,63 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Содержание






Наименование раздела

Стр.




ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ




1.

Пояснительная записка




1.1.

Цели и задачи реализации Программы




1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы




1.3.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики




1.4.

Планируемые результаты освоения Программы




2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ




2.1

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)




2.2.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников




2.3.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик




2.4.

Способы и направления поддержки детской инициативы




2.5.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников




2.6.

Наиболее существенные характеристики содержания Программы (английский язык и специфика национальных, социокультурных и иных условий)




2.7.

Традиции Учреждения или Группы




3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ




3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы




3.2.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания




3.3.

Распорядок и режим дня




3.4.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий




3.5.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды




ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

    1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования (Программы)


Цели и задачи реализации обязательной части Программы.

ГБДОУ детский сад №38 Калининского района Санкт – Петербурга (ГБДОУ) реализует основную образовательную программу дошкольного образования и ряд дополнительных программ, методик и технологий, позволяющих выполнять федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качествах. В Программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры(классической и народной – как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.



Ведущие цели Программы: Осуществление образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования (с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и физическому развитию, присмотр и уход за детьми.

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

В рамках настоящей образовательной Программы реализация цели предполагает решение ряда задач:

Разработка содержания, обеспечивающего:



  • создание условий для познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

  • творческая организация (креативность) воспитательно - образовательного процесса;

  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • уважительное отношение к результатам детского творчества;

  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание развивающей предметно-пространственной среды.

Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.



Цели и задачи реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.

В основу приоритетов деятельности, которые отражены в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, были положены следующие факторы:



  • учет социального запроса родителей;

  • учет образовательной среды города.

Учет социального запроса родителей отражается в осуществлении обучения и воспитания.

Учет образовательной среды города представлен широкой инфраструктурой образовательных и социальных объектов Калининского района и Санкт-Петербурга и отражен в системе работы с библиотеками, школами, поликлиникой и другими социальными партнерами учреждения.



    1. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена на основе:



- культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский) к развитию психики человека. В рамках этого подхода развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях».

- личностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) к проблеме развития психики ребенка. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

-деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка. В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

а) личностно ориентированные принципы

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающей личности ребенка.

Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) культурно – ориентированные принципы

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знание для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятой детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

в) деятельностно-ориентированные принципы

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, то есть «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника: 1) формирование произвольного поведения, 2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, 3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека), 4) мотивационная готовность. Эти четыре линии развития определяют содержание и дидактику дошкольного образования.

В рамках части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, для реализации приоритетного направления и регионального компонента используются дополнительные программы и технологии:


  1. Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стеркина «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» - М: Просвещение, 2002;

2. С.В. Лободина, Д.Ф. Алексеева «Здоровый дошкольник» - СПБ.:ЛОИРО, 2000;

3. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» - СПб.: Детство – Пресс, 2014;

4. М.А. Антюшина «Музыка движения», СПб. 2013.



    1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

ГБДОУ является частью образовательной системы города Санкт-Петербурга. В своей деятельности учреждение руководствуется Уставом. Учреждение было построено в 1972 г., расположено в отдельно стоящем здании. В учреждении открыто 11 групп. Количество детей в учреждении –

280 чел.

В последние годы здание полностью переоборудовано. Заменены окна, двери, установлены противопожарные двери. Отремонтированы музыкальный зал, группы. Помещение музыкального зала оснащено мультимедийным оборудованием, экраном и проектором для просмотра дисков и слайдов, музыкальным центром, зеркальным шаром, стереоустановкой, «пушкой» для конфетти. Заменены системы водоснабжения и канализации, отопления. В группы приобретена новая мебель, игры и игрушки. Установлена пожарная сигнализация и система видеонаблюдения. Кроме групповых помещений в учреждении имеется музыкальный и спортивный залы, игротека, кабинет массажа, методический кабинет; медицинский блок.

Учреждение имеет огражденный участок с игровым и спортивным оборудованием. Территория ограждена, закрывается на замок и просматривается видеокамерами. На территории оборудована спортивная зона, беседка.

Режим работы — пятидневный с 07.00 до 19.00 часов, выходные дни – суббота, воскресение, федеральные праздники.

Педагогами Учреждения составлены программы

В рамках части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, используются следующие дополнительные образовательные программы, разработанные педагогами ГБДОУ:


- Раннее развитие ребенка по программе «Мамина школа»;

- Развития речи и обучения чтению по программе «Читалочка» для детей с 4 до 7 лет;

- Развитие интеллектуальных способностей посредством развивающих игр по программе «Путешествие с Мнемозиной» для детей 3-7 лет;

- Художественного развития детей по программе «Рисуем и творим» для детей 3-5 лет;

- Развитие творческого потенциала ребенка в театрализованной деятельности по программе «Кукляндия» для детей 4-7 лет;




    1. Планируемые результаты освоения Программы

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой – либо ответственности за результат) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, а том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточными аттестацией и итоговой аттестацией воспитанников.

Настоящие требования являются ориентирам для:


  • решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;

  • изучения характеристик образования детей;

  • информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

  • аттестацию педагогических кадров;

  • оценку качества образования;

  • оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

  • оценку выполнения государственного задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

  • распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников.

Целевые ориентиры программы выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС относятся следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:



  • целевые ориентиры для детей раннего возраста (на этапе перехода

к дошкольному возрасту);

  • целевые ориентиры для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).


Целевые ориентиры образования в раннем возрасте
• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

• использует специфические, культурно фиксированные предметные

действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности;

• проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности;

• соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их;

• владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться

с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством

общения с другими детьми;

• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу;

• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами;

• проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях;

• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

• с пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

• проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

• у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Целевые ориентиры на этапе

завершения дошкольного образования
• ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;

• способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности;

• понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей;

• проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;

• проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими;

• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать;

• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены;

• проявляет ответственность за начатое дело;

• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

• открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе;

• проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде;

• эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.);

• проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;

• имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу;

• соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших;

• имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность;



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница