Пояснительная записка Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры, декоративные элементы в интерьере мозаичные паркетные



Скачать 383,49 Kb.
страница1/3
Дата29.10.2016
Размер383,49 Kb.
  1   2   3

«Азбука мастерства»



Пояснительная записка

Художественная обработка древесины имеет богатую и интересную историю. Быт русских людей был тесно связан с лесом, древесиной, из которой изготавливали детали архитектуры, декоративные элементы в интерьере – мозаичные паркетные полы, резные украшения дверей, мебели, предметы домашнего обихода, игрушки и сувениры (точенные, резные, расписные).

Художественные изделия из дерева, помимо выразительности пропорций, цвета, формы, нередко имеют какое-либо украшение: орнамент или выявленную фактуру материала. Современное декоративно-прикладное искусство в поисках форм и средств художественной выразительности опирается на вековые традиции национального и мирового искусства. При выполнении декоративно-прикладных работ из древесины у воспитанников формируется художественно-творческая активность, умение овладеть образным языком художественных народных промыслов. Художественная обработка древесины требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей детей. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки древесины. Во всем этом и проявляется техническая направленность.



Новизна представленной программы в том, что происходит совершенствование трудовых навыков учащихся по выбранным направлениям, а именно: выпиливание деталей лобзиком, резьба по дереву, токарная обработка древесины, художественное оформление изделий – это те темы, интерес к которым, у обучающихся, особенно высок.

Актуальность программы в том, что работа направлена на:

удовлетворение социального заказа общества так, как максимально приобщает детей всех социальных слоев общества к различным видам декоративно-прикладного творчества по обработке древесины;

выявление и развитие способностей у занимающихся детей к творчеству с дальнейшим профессиональным самоопределением;

социализацию и адаптацию личности через приобретение теоретических знаний и практических умений и навыков создания изделия из древесины.



Цель программы

Создание условий для формирования у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры и художественно-творческой активности при социализации личности в современных условиях жизни, а также творческое и эстетическое развитие в процессе художественной обработки материалов и проектирования изделия.

Задачи программы

Образовательные

сформировать практические навыки и умения в различных областях художественно-декоративной обработки древесины;

способствовать осознанию основополагающих признаков и понятий технологических процессов по изготовлению изделий из древесины;

ориентировать на требования рынка труда и подготовку к учебе в специализированных учебных заведениях.



Развивающие

развить мотивированные познавательные интересы, техническое мышление, пространственное воображение, интеллектуальные, творческие, коммуникативные, организаторские способности и самостоятельность у учащихся;

развить навыки самопознания, самоанализа и саморегуляции через преодоление трудностей практических заданий;

предоставить учащимся сведения о рабочих профессиях деревообрабатывающего профиля на допрофессиональном уровне.



Воспитательные

воспитать чувство «прекрасного» на основе единения с природой через природный материал;

воспитать трудолюбие и аккуратность при изготовлении изделий;

способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности.

Теоретическое обучение проводится в форме беседы о художественных народных промыслах с демонстрацией иллюстраций и слайдов, в ходе которых обучающиеся знакомится с историей и развитием изучаемых видов художественной обработки древесины, инструктажа по обработке древесины на рабочем месте сопровождаемые демонстрацией приемов работы и анализом образцов изготавливаемого изделия. Учащиеся при выполнении практических работ, кроме освоения технологических приемов работы, включаются в решение технологических задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям к конструкции.

В процессе занятий предусматривается сообщения учащимся сведений по материаловедению, по разработке конструкций изделий, о технологической документации, технологии точения древесины, о породах древесины, об отделке готовых изделий. В некоторых случаях при построении композиции или конструкции учащийся может использовать современные компьютерные технологии и программы на ПК.

В организации и методической работе с детьми важны все этапы обучения – как начальный, так и последующие. От того, как педагог встретит детей, что им покажет, что предложит сделать исходя из основополагающего принципа «от простого к сложному», зависит, возможно, и последующий успех в обучении.

С технологией художественной обработке древесины надо знакомить детей как в теоретическом плане (беседы, инструкции, демонстрации образцов и др.), так и в практической работе (вслед за показом педагога того или иного приема обработки дети повторяют его сами).

А для этого необходимо тщательно готовить как наглядные пособия, так и пиломатериалы и в соответствии с технологией обработки исправный инструмент и машинное оборудование. Учить удобному и безопасному использованию инструмента в обработке древесины.

Программа направлена на развитие художественного мышления, абстракции в работе с материалом. Уровень освоения программы общекультурный. Именно данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработке древесины и ставит своими задачами: сформировать у детей эстетическое отношения к труду, ценить красоту, научить пользоваться инструментом и станочным оборудованием.

Срок реализации дополнительной образовательной программы рассчитан на 3 года обучения детей с режимом занятий 2 часа в неделю. Учебная группа состоит из 12-15 человек (мальчики) в возрасте от 10 до14 лет.

Форма занятий: лекции, практические работы, экскурсии, защита и анализ творческой работы, конкурс, выставки и т.д. Изделия учащихся должны носить общественно полезную направленность и находить применение в оформлении школы, как сувениры для награждения, а также в домашней обстановке как предметы домашнего обихода и т.д. Художественные изделия могут выполняться индивидуально и коллективно.

Навыки, полученные учащимися за трехлетний период обучения в кружке, позволяют им продолжить самостоятельные занятия в этой области декоративно прикладного искусства, совершенствуя приемы художественной обработки древесины.

Местом проведения занятий служит столярная мастерская школы, оснащенная необходимым инструментом и оборудованием.

При проведении занятий особое внимание необходимо уделять вопросам охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены.

Программа является примерной. На основе программы руководитель, учитывая интересы учащихся и местные условия и возможности, составляет план работы на год и может вносить изменения (сокращение или некоторое увеличение часов по отдельным темам). Возможна работа по звеньям.



Первый год обучения

Начинать занятия по художественной обработке древесины в системе дополнительного образования нужно с освоения наиболее простых видов работ. Таких, как резных контурная и геометрическая (трехгранно-выемчатая) резьба; выпиливание не сложных силуэтов животных, героев мультфильмов, элементов растительных орнаментов и т.д. К примеру, несмотря на простоту исполнения, геометрическая резьба обладает высокими качествами, выглядит весьма эффективно, позволяет создавать целые ряды разнообразнейших узоров. Это способствует развитию творческого воображения воспитанника, а интересная творческая работа помогает обучающемуся приобрести определенные умения и навыки в обработке древесины. Знания и навыки, полученные в течении первого года обучения. Дают возможность учащимся на втором году успешно справляться с более сложными видами работ.



Цель: Способствовать формированию у учащихся художественной культуры, как составной части материальной и духовной культуры, а также знакомство с наиболее распространенными технологиями художественной обработки древесины.

Задачи:

Образовательные

сформировать практические навыки и умения по обработке древесины с освоением наиболее простых видов работ с применением столярного инструмента и рациональной организацией рабочего места и соблюдением требований охраны труда;

способствовать осознанию основополагающих признаков и понятий технологических процессов по изготовлению изделий из древесины;

Развивающие

развить мотивированные познавательные интересы, техническое мышление, пространственное воображение, интеллектуальные, творческие, коммуникативные, организаторские способности и самостоятельность у учащихся;

развить навыки самопознания, самоанализа и саморегуляции через преодоление трудностей практических заданий;

Воспитательные

воспитать чувство «прекрасного» на основе единения с природой через природный материал;

воспитать трудолюбие и аккуратность при изготовлении изделий;

способствовать формированию и развитию гражданско-патриотических, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности.



Тематический план занятий первого года обучения

Темы

Количество часов

В том числе

На теоретиче-ские занятия

На практиче-ские занятия

1. Вводное занятие.

2

1

1

2. Краткое знакомство с народными художественными промыслами.

4

2

2

3. Технология изготовления изделия.

14

4

10

4. Технология художественной обработки древесины.

14

3

11

5. Общие основы художественного конструирования

6

2

4

6. Отделка древесины лакокрасочными материалами.

8

2

6

7. Индивидуальная работа над проектом изделия, защита проекта. Работа над зачетным изделием

22

3

19

Итого:

72

16

56

Содержание программы

  1. Вводное занятие.

Теория

Организация рабочего места и планирование работы. Физико-механические свойства древесины. Правила внутреннего распорядка и охраны труда при выполнении работ, гигиена труда и санитария в школьных мастерских.



Практика

Знакомство с материалами и декоративными и технологическими разновидностями художественной обработки древесины.

1.Краткое знакомство с художественными народными промыслами.

Теория

Краткий обзор развития художественных народных промыслов, их традиции и своеобразие художественного языка. Роль эстетики в жизни людей. Рассмотрение различных предметов народного быта, оформление интерьера в доме.



Практика

Деревянные подставки под горячую посуду, подсвечники, солонки и т. д. роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества. Просмотр слайдов, открыток, диафильмов на тему "Народные художественные промыслы России".

2.Технология изготовления изделия.

Теория

Столярная подготовка поверхности древесины к отделке. Обработка поверхностей детали ручными инструментами. Механизированная подготовка поверхностей. Приспособления для механизированной шлифовки древесины (шлифовальный диск, шлифовальный барабан, шлифовальная головка), шлифовальный станок, ручное и механическое выпиливание.



Практика

Подготовка древесины под следующую отделку (порозаполнение, снятие ворса, заделка дефектов и т.д.).

3.Технология художественной обработки древесины.

Теория

Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов: геометрический, растительный и др. Виды узоров. Основы построения узоров (в круге, квадрате и т.д.).



Практика

Выжигание. Сущность выжигания. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Нанесения рисунка. Технология выполнения операций по выжиганию с применением выжигательного аппарата. Мозаика по дереву. Понятия о видах мозаике по дереву (инструкция, интарсии, блочной мозаике, маркетри). Материалы и инструменты, применяемые для выполнения мозаики. Техника выполнения мозаичных наборов. Подготовка рисунка для мозаичного набора. Изготовления деталей. Фигурный набор шпона.

4. Общие основы художественного конструирования

Теория

Понятие о технической эстетике и художественном конструировании, дизайне. Требование технической эстетики к промышленным изделиям.



Практика

Исходные принципы художественного конструирования (Единство формы и содержания). Понятие о композиции. Закономерности и средства композиции в художественном проектировании. Виды композиции.

5.Отделка древесины лакокрасочными материалами

Теория

Лакирование (виды лаков, область их применения, технология покрытия поверхностей лаками, условия и правила безопасного труда).



Практика

Полирование. Отделка изделий красящими веществами

( водоэмульсионными и другими красками).

6.Индивидуальная работа над проектом изделия. Работа над зачетным изделием



Теория

Выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для художественной последующей отделки.



Практика

Подготовка поверхности изделия под художественную обработку. Нанесения рисунка на поверхность изделия. Художественная отделка поверхностей изделий (выжиганием, выпиливанием, геометрическая резьба, мозаика по дереву и т.д.). Отделка древесины различными способами (лакокрасочными материалами, морилкой, вощением и т.д.).



Примерный перечень изделий

Игрушки, шкатулки, шахматные доски, разделочные доски, подсвечники, подставки под горячую посуду, полочки, подносы, солонки, рамки, декоративные панно, украшения, макеты этнографических предметов домашнего быта (ложки, миски, чашки, кубки и -др.).



К концу I года обучения

Учащиеся должны знать:

традиционные виды ремесел, народных промыслов;

основные технологические понятия; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, приемы и последовательность выполнения технологических операций;

столярная (ручная и механическая) подготовка поверхности древесины к отделке;

отделка древесины (воскование, полирование);

общие основы художественного конструирования;

виды декоративной отделки изделий (деталей); виды орнаментов и узоров;

методы защиты материалов от воздействия окружающей среды;



должны уметь:

рационально организовывать рабочее место и соблюдать требования охраны труда;

подготавливать поверхности изделия под художественную обработку; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;

выбирать и самостоятельно переносить рисунки для художественной отделки изделий;

выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;

осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

проводить разработку проекта изготовления изделия с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

выполнять отделку изделий для защиты от воздействия окружающей среды;

осуществлять художественную отделку поверхности изделия (выжиганием, окраской).

Второй год обучения

На базе опыта первого года обучения педагог продолжает занятия с воспитанниками на более высоком эстетическом и технологическом уровне с закреплением навыков и умений полученных на первом годе обучения. Выпиливанию криволинейных орнаментальных начертаний при помощи лобзика. Художественной обработке поверхностей изделия резьбой. Освоение приемов выполнения резьбы (плоскорельефная, плосковыемчатая, рельефная). Второй год обучения предполагает усложнение как элементов изделий, так и более высокую степень обработки древесины в ручную и на станочном оборудовании. Художественная обработка древесины точением на СТД.

Цель: Способствовать формированию у воспитанников художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, а также формирование добросовестного отношения к труду, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Задачи:

Образовательные

сформировать практические навыки и умения по обработке древесины с освоением наиболее простых видов работ с применением столярного инструмента и рациональной организацией рабочего места и соблюдением требований охраны труда;

способствовать осознанию основополагающих признаков и понятий технологических процессов по изготовлению изделий из древесины;

Развивающие

развить мотивированные познавательные интересы, техническое мышление, пространственное воображение, интеллектуальные, творческие, коммуникативные, организаторские способности и самостоятельность у воспитанников;

способствовать формированию и развитию гражданско-патриотических, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности.

Воспитательные

воспитать чувство «прекрасного» на основе единения с природой через природный материал;

воспитать чувство ответственности в преодолении трудностей практических заданий;

воспитать трудолюбие и аккуратность при изготовлении изделий.

Тематический план занятий второго года обучения

Темы

Количество часов

В том числе

На теоретиче-ские занятия

На практиче-ские занятия

1. Вводное занятие.

2

1

1

2. Художественные народные промыслы.

4

2

2

3. Технология изготовления изделия

8

2

6

4. Машиноведение.

12

4

8

5. Технология художественной обработки древесины.

10

1

9

6. Общие основы художественного конструирования

6

2

4

7. Отделка древесины лакокрасочными материалами.

8

1

7

8. Индивидуальная работа над проектом изделия, защита проекта.

22

2

20

Итого:

72

15

57

Содержание программы


  1. Вводное занятие.

Теория

Беседа о результатах работы и успехах прошедшего года обучения. Программа на новый учебный год. Повторение вопросов по организации рабочего места и планирование работы. Пороки и физико-механические свойства древесины. Правила внутреннего распорядка и охраны труда при выполнении работ, гигиена труда и санитария в мастерских. Инструктаж по охране труда при обработке древесины в мастерских.



Практика

Знакомство с новыми материалами и с технологиями художественной обработки древесины.

7.Художественные народные промыслы.

Теория

Ознакомление с вариантами стандартных конструкций и основных элементов декора изделий. Обзор новых материалов по развития художественных народных промыслов. Традиционные мотивы в декоре, характерные для нашего региона. Роль эстетики в жизни людей и вещей. Рассмотрение различных предметов народного быта, оформление интерьера в доме.



Практика

Деревянные подставки под горячую посуду, подсвечники, солонки и т. д. роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества. Просмотр слайдов, открыток, диафильмов на тему "Народные художественные промыслы России", работ декоративно-прикладного искусства Северо-западного региона.

8.Технология изготовления изделия

Теория

Обработка поверхностей детали ручными инструментами и с использованием электроинструмента. Качество подготовки поверхности древесины.

Приспособления для механизированной шлифовки древесины (шлифовальный диск, шлифовальный барабан, шлифовальная головка), шлифовальный станок, ручное и механическое выпиливание.

Практика

Подготовка древесины под следующую отделку (порозаполнение, снятие ворса, заделка дефектов и т.д.). Отделка древесины лакокрасочными материалами.

9.Машиноведение

Теория

Понятие о машине. Устройство токарных станков по дереву. Основные узлы и механизмы станка. Режущий и измерительный инструменты. Виды резцов.



Практика

Приемы цилиндрического, конического и фасонного точения.

10.Технология художественной обработки древесины

Теория

Выжигание. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Технология выполнения операций по выжиганию. Резьба по дереву Приемы выполнения резьбы (плоскорельефная, плосковыемчатая, рельефная). Материалы, применяемые для резьбы по дереву; условия и требования их выбора. Подготовка материала. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву. Мозаика по дереву. Материалы и инструменты, применяемые для выполнения мозаики. Фигурный набор шпона.



Практика

Выжигание орнаментальных композиций с помощью нагретых металлических стержней определенного профиля (штемпелей). Геометрическая резьба, плоскорельефная резьба. Техника выполнения двухгранных и трёхгранных выемок, скобчатых лунок. Выполнение орнамента по заданному рисунку. Наклеивание и отделка мозаичного набора.

11.Общие основы художественного конструирования

Теория

О требованиях к технической эстетике и художественному конструированию в изготовлении изделий. Современный дизайн. Требование технической эстетики к промышленным изделиям. Соответствие формы и декора свойствам древесины. Закономерности и средства композиции в художественном проектировании. Средства достижения цели: симметрия и асимметрия, композиционное равновесие, статичность и динамичность, пропорциональность, ритм. Виды композиции. Орнамент и узор. Виды орнаментов: геометрический, растительный и др.



Практика

Разработка рисунков и изготовление шаблонов для сложных орнаментов.

12.Отделка древесины лакокрасочными материалами

Теория

Воскование (отделка под воск). Лакирование (виды лаков, область их применения, технология покрытия поверхностей лаками, условия и правила безопасного труда). Полирование.



Практика

Отделка изделий красящими веществами (нитроэмалевыми, водоэмульсионными и другими красками).

13.Индивидуальная работа над проектом изделия

Теория

Выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для последующей художественной отделки.



Практика

Подготовка поверхности изделия под художественную обработку. Нанесения рисунка на поверхность изделия. Художественная отделка поверхностей изделий (выжиганием, выпиливанием, геометрическая резьба, мозаика по дереву и т.д.). Отделка древесины различными способами (лакокрасочными материалами, морилкой, вощением и т.д.).



Примерный перечень изделий

Игрушки, шкатулки, шахматные доски, разделочные доски, подсвечники, подставки под горячую посуду, полочки, подносы, солонки, рамки, декоративные панно, украшения, макеты этнографических предметов домашнего быта (ложки, миски, чашки, кубки и др.).



К концу второго года обучения

учащиеся должны знать:

традиционные виды ремесел, народных промыслов;

основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;

назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций,

влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

столярная (ручная и механическая) подготовка поверхности древесины к отделке;

отделка древесины лакокрасочными материалами (воскование, полирование);

виды мозаики по древесине (интарсия);

общие основы художественного конструирования, виды орнаментов и узоров;

методы защиты материалов от воздействия окружающей среды;

виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов;

профессии и специальности, связанные с художественной обработкой материалов, созданием изделий из них.



должны уметь:

рационально организовывать рабочее место и соблюдать требования охраны труда;

находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;

выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной отделки изделий;

обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия (детали) и выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

самостоятельно выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия; проводить разработку проекта изготовления изделия с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

осуществлять технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и осуществлять монтаж изделия;

осуществлять художественную отделку поверхности изделия (выжиганием, геометрической резьбой, мозаикой, окраской) одним из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов.

Третий год обучения

На базе опыта второго года обучения педагог продолжает занятия с воспитанниками на более высоком эстетическом и технологическом уровне с закреплением навыков и умений по художественной обработке древесины. Третий год обучения предполагает усложнение как элементов изделий, так и более высокую степень обработки древесины в ручную и на станочном оборудовании. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности. Обучающие специализируются в том или ином виде художественной обработке древесины. Самостоятельность в работе над проектами изделий детей требует от педагога чуткого отношения к запросам и требованиям обучающихся. Творческое и эстетическое развитие в процессе художественной обработки материалов и выполнения элементов проектирования изделия.

Что касается занятий, то здесь требуется от руководителя более глубокой искусствоведческой, творческой и технологической подготовки. Третий год обучения предполагает увеличение на индивидуальную работу над проектом изделия.



Цель: Способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности при социализации личности в современных условиях жизни.

Задачи:

Образовательные

сформировать практические навыки и умения по обработке древесины с освоением наиболее простых видов работ с применением столярного инструмента и рациональной организацией рабочего места и соблюдением требований охраны труда;

ориентировать воспитанников на требования рынка труда и подготовку к учебе в специализированных учебных заведениях.

Развивающие

развить мотивированные познавательные интересы, техническое мышление, пространственное воображение, интеллектуальные, творческие, коммуникативные, организаторские способности и самостоятельность у воспитанников;

развить навыки самопознания, самоанализа и саморегуляции через преодоление трудностей практических заданий;

Воспитательные

воспитать чувство «прекрасного» на основе единения с природой через природный материал;

воспитать трудолюбие и аккуратность при изготовлении изделий;

способствовать формированию и развитию гражданско-патриотических, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница