Пояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса



страница1/3
Дата17.10.2016
Размер0,76 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3


Пояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса.

Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089), примерной программы по географии и учебного плана школы.



Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 69 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах. В соответствии с учебным планом программа для 10 класса разработана на 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю; из них плановых проверочных работ – 4, практических работ – 7. Региональный компонент изучается на уроках при изучении отдельных отраслей и стран в сравнении.

Для реализации рабочей программы используется следующий учебно-методический комплекс:

1.Учебник - Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский, М.: Просвещение. 2009 г.;

2.Атлас: экономическая и социальная география мира. М.: Дрофа, 2011г.;

3.Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт к учебнику В. П. Максаковского "Экономическая и социальная география мира"

Данный УМК включен в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации (приказ № 822 от 23 декабря 2009 г.)

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), личностно ориентированные (проектно – исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).

Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности.

В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: устный опрос, тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации. Контроль осуществляется с помощью устных опросов, проверки знаний терминов и понятий, умений и навыков работы с картой, написания и защиты рефератов, подготовки сообщений, административных контрольных работ, тестирования. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

Для оценивания результатов проверки уровня усвоения учебного материала используется пятибалльная шкала.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.



Оценка различных видов работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов


Учебно-тематический план для 10 класса




раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Всего

Проверочных работ

1.

Введение. География как наука

1

-

-

2.

Современные методы географических исследований.

Источники географической информации.



4

2

-

3.

Природа и человек в современном мире

6

1

1

4.

Население мира

5

1

1

5.

География мирового хозяйства

15

3

1




Глобальные проблемы человечества

4

-

1




ИТОГО

35

7

4



Оценочные практические работы

  1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

  2. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени,

  3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).

  4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

  5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

  6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) про­мышленности мира.

  7. Определение стран - экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха.



В программу внесены следующие изменения:

Раздел «География мирового хозяйства» увеличен на 5 часов за счет резерва в связи с важностью и практической направленностью тем. В календарно-тематическом планировании отражена тема, предусмотренная стандартом, но не входящая в примерную программу по географии - «Научно-техническая революция». Данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому в представленном календарно-тематическом планировании на его изучение отводится 4 часа. Раздел "Географические аспекты современных глобальных проблем человечества" изучается в течение 4 уроков в 10 классе и 1 урок отводится в 11 классе.

Из резерва выделен 1 урок для введения и 1 урок для обобщения ЗУН.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЕОГРАФИЯ МИРА X класс

(35 часов)

1.Введение (1 час). География как наука

Раздел 2. Современные методы географических исследований. Источники географической информации (4 часа).

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Практические работы: Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Раздел 3. Природа и человек в современном мире (6 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.



Практические работы: Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Раздел 4. Население мира (5 часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.



Практические работы: Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

Раздел 5. География мирового хозяйства (15 часов)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.



Практические работы: Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.



Контрольная работа по теме «Общая характеристика мира» (1 час)

Раздел 6. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (4 часа)

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Практические работы

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

Обобщение (1 час)

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:

- умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

- обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;



- владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Результаты обучения. Формирование умений предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;


уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


ПЕРЕЧЕНЬ основных географических объектов (номенклатура), включенных в требования к уровню подготовки учащихся по курсу

"Экономическая и социальная география мира" (10 класс)

СТРАНЫ

АМЕРИКА: Канада, США, Мексика, Куба, Венесуэла, Бразилия, Чили, Аргентина, Перу, Никарагуа, Гондурас, Панама.

ЕВРОПА: Исландия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Ирландия, Франция, Германия, Италия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Нидерланды, Австрия, Швейцария, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия, Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова, Ватикан, Люксембург, Монако, Бельгия.

АЗИЯ: Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР, Япония, Индонезия, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран, Саудовская Аравия, Израиль, Сирия, Турция.

АФРИКА: Ливия, Алжир, Египет, Эфиопия, Заир, Замбия, Ангола, Намибия, ЮАР.

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ: Австралийский Союз, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея.

КРУПНЕЙШИЕ ГОРОДА И МЕГАЛОПОЛИСЫ: Мехико, Сан-Паулу, Токио, Калькутта, Бомбей, Нью-Йорк, Сеул, Шанхай, Дели, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Джакарта, Каир, Лондон, Москва.

Ограничений в знании политической карты мира быть не может.


КРУПНЕЙШИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.

УГОЛЬНЫЕ БАССЕЙНЫ: Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский, Кузнецкий, Печорский, Таймырский - Россия. Донецкий - Россия-Украина. Рурский - ФРГ. Аппалачский, Западный - США.

НЕФТЕГАЗОНОСНЫЕ РАЙОНЫ: Персидского залива - Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ. Западно-Сибирский, Волго-Уральский - Россия. Каспийский - Россия, Азербайджан, Туркмения, Иран, Казахстан. Североморский - Норвегия, Великобритания, Дания, Бельгия. Западно - Канадский - Канада, США. Аляскинский, Калифорнийский, Техасский - США. Мексиканского залива - Мексика. Оринокский, Маракайбский - Венесуэла. Сахарский - Алжир, Ливия. Гвинейского залива - Нигерия. Суматранский - Индонезия. Дацинский - Китай.

ЖЕЛЕЗНОРУДНЫЕ БАССЕЙНЫ: Хаммерсли - Австралия. "Железнорудный треугольник", Каражас, Урукум - Бразилия. Месторождения озера Верхнего - Канада, США. Сингхбум - Индия. Симен - ЮАР. Лотарингский - Франция. Кирунавара - Швеция. КМА - Россия.

МЕДНОРУДНЫЕ БАССЕЙНЫ: Чукикамата - Чили. Штат Аризона - США. Западное - Канада. "Медный пояс" - Замбия, Заир. Кобриса - Перу. Хобарт - Австралия. Калифорнийское - Мексика. Окип - ЮАР.

4 БОКСИТОНОСНЫЕ ПРОВИНЦИИ МИРА:

1. Средиземноморская - Франция, Италия, Греция, Хорватия, Венгрия, Румыния.

2. Побережья Гвинейского залива - Гвинея, Гана, Камерун.

3. Карибского бассейна - Ямайка, Гаити, Гайана, Суринам.

4. Австралийская.

МЕСТОРОЖДЕНИЯ ФОСФОРИТОВ: Егорьевское, Камско - Вятское - Россия. Бьютт - США. Юсуфия - Марокко. Амман - Иордания. Сехира - Тунис. Каратаусское - Казахстан. Эр-Русенфа - Израиль.

МЕСТОРОЖДЕНИЯ КАЛИЙНЫХ СОЛЕЙ: Соликамское - Россия. Саарско-Лотарингское - Франция, ФРГ. Карлсбад - США. Солигорское - Беларусь. Саскачеванское - Канада.

ЗОЛОТО ДОБЫВАЮТ: США, Канада, Россия, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан.

АЛМАЗЫ ДОБЫВАЮТ: Россия, ЮАР, Заир.
Учебно-тематическое планирование уроков географии 10 класса



урока

Дата по плану

Тема урока

Дата

факт

Домашн.

задание

Оборудование

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты обучения

(Обеспечение минимума образовательного стандарта)

1.

2.09

Введение-1 час.

География как наука






Записи дополнить

Политическая карта мира

Практическая работа: Анализ карт различной тематики.

Положение географии в системе наук. Анализ карт различной тематики.


Раздел. Современные методы географических исследований. Источники географической информации (4 часа).

2.


9.09

Традиционные и новые методы географических исследований.




Записи дополнить

Материалы периодической печати, учебник, атласы



http://www.flags.ru

Практическая работа №1: Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира» и

обозначение на контурной карте основных географических объектов.



Традици­онные и новые методы географических исследо­ваний. Географическая карта - особый источник информации о действи­тельности. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование.

3.

16.09

Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.




Записи дополнить

Материалы периодической печати, учебник, атласы

Политическая карта мира



Практическая работа №1: Составление картосхемы "10 центров мирового хозяйства" с использованием диаграмм

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме

4.

23.09

Геоинформационные системы.




Подготовит выступление по теме

Презентация;

geosite.com.ru



Практическая работа: Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков

Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

5.

30.09

Практическая работа «Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени»




Повторить термины и понятия

стр.9-19 учебника

Материалы периодической печати, атласы



Практическая работа №2: Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени


Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.



Раздел. Природа и человек в современном мире (6 часов)

6.

7.10

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем.




Читать 25-28 стр., задания блока добывания ЗУН

Политическая карта мира, атласы



Слушают и записывают лекцию



Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды».


7.

14.10

Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания.

Минеральные, земельные и водные ресурсы.






Читать 28-34 стр., задания блока добывания ЗУН

Карта «Минеральные ресурсы мира»

geoman.ru




Практическая работа:

Определение обеспеченности различных стран мира природными ресурсами.



Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли.


8.

21.10

Основные виды природных ресурсов:




Читать 34-41 стр., задания блока добывания ЗУН

school-collection.edu атлас

презентация



Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).

Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли.


9.

28.10

Рациональное и нерациональное природопользование.





Читать 41-47 стр., задания блока добывания ЗУН

http://prezentacii.com/geografiya

Слушают и записывают лекцию


Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

10.

11.11

Практическая работа «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.»




Задание 10 стр.52

wgeo.ru

geoman.ru



Практическая работа №3: Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций

11.

18.11

Обобщение по темам "Политическая карта мира" и "Природные ресурсы"




Повт. термины и номенклат.










Раздел. Население мира (5 часов)

12.


25.11

Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия.




Читать 57-66 стр., задания блока добывания ЗУН

http://www.gks.ru

Практическая работа:

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.



Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.



13.

2.12

Состав и структура населения.




Читать 66-71 стр., задания блока добывания ЗУН

geografia.ru

Учебник


Атлас

справочники



Практическая работа: Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Состав и структура населения: половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.

14.

9.12

Основные направления и типы миграций в мире.




Читать 71-74 стр., задания блока добывания ЗУН

school-collection.edu атлас

презентация



Практическая работа№4:

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами



Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

15.

16.12

Географические особенности размещения населения.




Читать 74-81 стр., задания блока добывания ЗУН

school-collection.edu атлас

презентация



Практическая работа:

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира

Анализ карт населения.


Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Специфика городских и сельских поселений. Урбанизация как всемирный процесс. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

16.

23.12

Обобщение по теме "Население мира"




Повт. термины и номенклат.




Контроль ЗУН




Раздел. География мирового хозяйства (15 часов)

Научно - техническая революция и мировое хозяйство (4 часа)

17.



13.01

Мировое хозяйство, основные этапы его развития.





Читать 98-102 стр., задания блока добывания ЗУН

school-collection.edu атлас

презентация



Слушают и записывают лекцию


Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

18.

20.01

Научно-техническая революция.




Читать 91-97 стр., задания блока добывания ЗУН

school-collection.edu атлас

презентация



Слушают и записывают лекцию

Научно-техническая революция. Ее характерные черты и составные части. Воздействие НТР на современную жизнь.

19.

27.01

Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира.




Читать 102-110 стр., задания блока добывания ЗУН

school-collection.edu атлас

презентация



Слушают и записывают лекцию


Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.



20.

3.02

Воздействие НТР на мировое хозяй­ство. Факторы размещения производительных сил.




Читать 110-115 стр., задания блока добывания ЗУН

Учебник

Атлас


справочники

Практическая работа№5:Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.


География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер мирового хозяйства (10 часов)

21.

10.02

География промышленности: ТЭК





Читать 123-131 стр., задания блока добывания ЗУН

http://www.mirkart.ru

http://www.geoport.ru

http://www.geosite.com.ru

презентация



Слушают и записывают лекцию


География промышленности: ТЭК, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.


22.

17.02

Добывающая промышленность мира. Металлургия.




Читать 131-134 стр., задания блока добывания ЗУН

http://www.mirkart.ru

презентация



Слушают и записывают лекцию


Добывающая промышленность мира. Металлургия. Ее отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

23.

24.02

Обрабатывающая промышленность мира: машиностроение, химическая, легкая и пищевая.




Читать 134-140 стр., задания блока добывания ЗУН

http://www.mirkart.ruhttp://www.geoport.ru

http://www.geosite.com.ru

презентация



Практическая работа№6

Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) про­мышленности мира.



Обрабатывающая промышленность мира, ее отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Составление таблицы «Автомобилестроительные фирмы мира» и нанесение на к/к автомобильных центров мира



24.

3.03

Сельское хозяйство мира. Растениеводство.




Читать 140-148 стр., задания блока добывания ЗУН

http://www.mirkart.ru

презентация



Слушают и записывают лекцию

Сельское хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. МГРТ.

25.

10.03

Животноводство и рыболовство.




Читать 148-150 стр., задания блока добывания ЗУН

http://www.mirkart.ru

презентация



Слушают и записывают лекцию


Животноводство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

26.

17.03

Основные международные магистрали и транспортные узлы.




Читать 150-159 стр., задания блока добывания ЗУН

http://www.mirkart.ru

презентация



Практическая работа:

Составление таблицы «Особенности различных видов мирового транспорта»

Транспорт, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.


27.

31.03

Международные экономические отношения.

Мировая торговля и туризм






Читать 159-165 стр., задания блока добывания ЗУН

http://www.mirkart.ru

презентация

Учебник

Атлас


справочники

Практическая работа:

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.



Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.


28.

7.04

Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. ТНК




Записи читать и дополнить, к.к. закончить

http://www.mirkart.ru

презентация



Практическая работа: Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий

Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.

Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. География мировых валютно-финансовых отношений.



29.

14.04

Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.




Записи читать и дополнить, к.к. закончить

Учебник

Атлас


справочники

Практическая работа№7:

Определение стран –экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран предоставляющих банковские и другие виды международных услуг



Анализ экономических карт. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.




30.

21.04

Обобщение и систематизация ЗУН по теме "География мирового хозяйства"




Повт. понятия и термины




Контроль ЗУН




Раздел. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (4 часа)

31.



28.04

Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях.




Читать 351-364 стр., задания блока добывания ЗУН

http://www.mirkart.ruhttp://www.geoport.ru

http://www.geosite.com.ru

презентация



Практическая работа: Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глоб. проблем человечества.

Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Слушают и записывают лекцию


32.

5.05

Приоритетные глобальные проблемы




Читать 351-364 стр., задания блока добывания ЗУН

Учебник

Атлас


справочники

Практическая работа:

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.



Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.


33.

12.05

Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения.





Читать 3364-367 стр., задания блока добывания ЗУН

http://www.mirkart.ruhttp://www.geoport.ru

http://www.geosite.com.ru

презентация



Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций

Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Выявление по картам регионов и географических аспектов других глобальных проблем человечества.


34.

19.05

Роль географии в решении глобальных проблем человечества




Читать 367-378 стр., задания блока добывания ЗУН

презентация

Атлас


справочники

Слушают и записывают лекцию




35.

26.05

Обобщение и систематизация ЗУН










Контроль ЗУН




Литература, необходимая для овладения курса.

Обязательная для учителя:

1. Атлас: экономическая и социальная география мира.



  1. В. Н. Холина. География. Профильный уровень. Книга для учителя.10 -11 классы. М.: «Дрофа», 2008.

  2. География. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ в 2008-2010 годах. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2008-2010.

  3. Демонстрационный вариант КИМ 2010г./ http://www.fipi.ru

  4. Е. А. Жижина, Н. А. Никитина. Поурочные разработки по географии. 10 класс. М.: «ВАКО», 2008.

  5. Журналы «География в школе» , «География для школьников»

  6. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2009.

  7. Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. - М.: Просвещение, 2002.

  8. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира.- М.: Просвещение, 2006.Максаковский В.П. Методическое пособие «Экономическая и социальная география мира», М., «Просвещение», 2006

  9. Новый образовательный стандарт. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии: 11 класс/ Н.Н.Петрова, М.: Издательство «Экзамен».

  10. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт: экономическая и социальная география мира. В.И.Сиротин.

  11. Сайт федеральной службы государственной статистики / http://www.gks.ru

  12. Учебно- тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. География.- М.: Интеллект – центр, 2010-2011.

  13. Уроки географии. 10 класс: методическое пособие/ О.А.Ануфриева . Волгоград.

  14. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Тесты к учебнику В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география мира: 10 класс»/ Е.В.Баранчиков. М.:Издательство «Экзамен».


Дополнительные пособия для учителя:

  • Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б., «Глобальная география XI класс», М., «Дрофа», 2009

  • Кузнецов А.П. «География населения и мирового хозяйства», М., «Дрофа», 2008

  • Левицкий Ю.И. Решение задач по географическим картам. М., «Просвещение», 2008

  • Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2-х т. / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2008

  • Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 10-11 к, М., «Дрофа», 2007,

  • Яковлева Н.В. «Уроки с использованием информационных технологий» Волгоград, изд. «Учитель» 2008г

Обязательная для ученика:

1. Географический атлас. «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. - М.: Дрофа, 2009.



2. Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл./В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2009.

3. Максаковский В. П. Рабочая тетрадь / В. П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2011.



Дополнительная литература для учащихся:

  1. Кузнецов А. П. Население и хозяйство мира /А. П. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2008.

  2. Максаковский В. П. Дополнительные главы / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2000.

  3. Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2-х т. / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2004.

  4. Наумова А.С. От урока к экзаменам Сборник задач, Москва, «Просвещение»,  2009

  5. Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 2008.

  6. Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10-11 кл. / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа. 2006.

  7. Сиротин В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2007.

  8. Холина В. Н. География человеческой деятельности / В. Н. Холина. - СПб.: Спец-Лит, 2008.

Интернет-ресурсы

1.GeoPort/ru: страноведческий портал http://www.geoport.ru

2.GeoSite- все о географии http://www.geosite.com.ru

3.Библиотека по географии. Географическая энциклопедия http://www.geoman.ru

4.География. Планета Земля http://www.rgo.ru

5.География.ру: страноведческая журналистика http://www.geografia.ru

6. .География: сайт А.Е. Капустина http://geo2000.nm.ru

7. Гео-Тур: география стран и континентов http://geo-tur.narod.ru

8. Мир карт: интерактивные карты стран и городов http://www.mirkart.ru

9. .Проект WGEO – всемирная география http://www.wgeo.ru

10. Сайт «Все флаги мира» http://www.flags.ru

11.Страны мира: географический справочник - http://geo. Historic.ru




Приложения к рабочей программе по географии 10 класса.

Практические работы даются в нескольких вариантах.



Практическая работа №1

Нанесение на контурную карту(к/к) государств с монархической формой правления и федеративным устройством.

Цель: закрепить знания учащихся о государственном строе стран мира, отработка навыков использования учениками различных источников географической информации, систематизация полученных знаний на контурной карте.

Оборудование: учебник В.П. Максаковского (форзацы), атлас, контурные карты

Ход работы:

1) используя таблицу 2 в приложении к учебнику, таблицу 6 (доп. главы к учебнику) и форзац учебника определяем эти страны.

2) на к\к отмечаем границы этих стран, заштриховываем их , обозначаем цифрами.

3) заполняем окно условные знаки

4) делаем вывод.

Какие страны в мире преобладают по форме правления и административно- территориальному устройству?

Используя свои знания по истории, объясните, почему стран с монархической формой правления больше всего в Европе и Азии, а в С.Америке их вообще нет.

Практическая работа № 1

Тема: Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй и основные формы административно-территориального устройства».

На основании материала учебника и данных атласа заполни следующую таблицу:

п\п



Форма правления

Форма административно- территориального правления

республика

Конституционная

монархия


Абсолютная монархия

Унитарное государство

Федеративное государство



















Практическая работа № 2

Тема: Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.



  1. Экономико-географическое положение страны.

  2. Оценка ресурсной базы экономики страны:

    • Минеральные ресурсы

    • Лесные ресурсы

    • Водные ресурсы

    • Земельные ресурсы.

  3. Дай характеристику отраслей специализации страны.

  4. Сделай анализ политической ситуации в данной стране.

  5. * На контурную карту нанеси « горячие точки» планеты (опережающее домашнее задание).


Практическая работа№3

Определение обеспеченности различных стран мира топливными ресурсами.

Цель: На основе анализа тематических карт, справочных таблиц научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран мира различными видами ресурсов.

Оборудование: учебник В.П. Максаковского, статистические данные.

Ход работы:

Используя таблицы № 3,4,5 и картодиаграмму № 24, 26, 27 стр. 127 учебника заполните таблицу стран по обеспечению энергетическими

ресурсами (нефть, уголь); выявите страны с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности.


Страны

Запасы (млрдт)

Добыча (млнт)

Годы

Нефть










США

4,4

430




С.Аравия

4,6

325




Венесуэла

8,7

105




Каменный уголь










Германия

98

435




США

400

945




Китай

105

1080





Практическая работа№3

Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (ТЭК).



№ п\п

Страна

Нефть, млрд. т

Газ, трлн. м3

Уголь, млрд. т

Р

З

Д

Р

З

Д

Р

З

Д

1

Россия

6,7

0,3




4,8

0,5




202

0,1




2

США

3,8

0,3




4,5

0,5




445

0,9




3

Канада

1,5

0,1




2,2

0,1




15

0,03




4

Китай

4,0

4,0




1,6

0,3




296

1




* Примечание .

З- запасы; Д- добыча; Р- ресурсообеспеченность.

1. Рассчитать Р стран мира , разделив количество ЗАПАСОВ на количество ДОБЫЧИ.

2. Сделать вывод о ресурсообеспеченности и развитии экономики страны.



Практическая работа:

Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира.



  1. Экономико-географическое положение страны.

  2. На основании данных атласа дай оценку минеральным ресурсам страны.

  3. На основании данных атласа дай оценку водным ресурсам страны.

  4. На основании данных атласа дай оценку лесным и земельным ресурсам страны.

  5. Сделай общий вывод о ресурсообеспеченности страны.

* Примечание.

1 вариант – США

2 вариант – Россия

3 вариант – Китай



Практическая работа№4

Сравнение половозрастных пирамид стран, различающихся типами воспроизводства.

Цель: закрепление знаний учащихся об основных типах воспроизводства населения, закрепление навыков работы с половозрастными пирамидами.

Оборудование: учебник В.П. Максаковского, диаграмма «Половозрастные пирамиды развитых и развивающихся стран».

Ход работы:

  1. Используя учебник В.П. Максаковского , внимательно рассмотрите поло-возрастные пирамиды стран, различающихся типами воспроизводства населения. Объясните различия между поло-возрастными пирамидами стран первого и второго типов воспроизводства населения.

  2. Назовите причины выявленных различий.

  3. Сделайте вывод об изменении численности и возрастного состава населения в странах различных типов воспроизводства населения.

Основные признаки

типа воспроизводства населения



1-ый тип воспроизводства населения

2-ой тип воспроизводства населения

В каких типах стран преобладают







Формула







Причины







Основные направления

демографической политики










Практическая работа:




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал