Пояснительная записка Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Истории» в 5 классе



страница1/2
Дата31.07.2017
Размер0,51 Mb.
  1   2
Содержание:

Исходные документы для составления рабочей программы

Пояснительная записка

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Истории» в 5 классе

УМК

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение для учителя и для учащихся.



Содержание предмета.

Тематическое планирование.

Таблично-графическая схема календарно-тематического планирования

Система формируемых умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся 5 классов в процессе обучения истории

Контроль и оценка планируемых результатов

Предмет: история

Класс: 5 класс

Год обучения: 2016-2017 гг.

Количество часов: в год: 68ч, в неделю: 2ч
Рабочая программа составлена на основе:
-Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (для V-VI классов образовательных организаций, а также для VII-VIII классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2016/2017 учебном году);

-Распоряжения Комитета по образованию от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;

-Распоряжения Комитета по образованию от 23.03.2016 № 846-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год»;

- ООП ООО ГБОУ школы № 601, принятой в новой редакции, в соответствии с изменениями ФГОС от 31.12.2015г.№ 1577 (протокол педагогического совета №9 от 23.05.16, утвержденная приказом №71 от 26.05.16г.);

-Устава ГБОУ школы № 601 Приморского района Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением КО №3249-р от 24.07.2014г;

- Концепции «Историко-культурного стандарта (ИКС)»;

-примерной основной образовательной программы по истории, авторской программы Вигасина А. А., Годер Г. И., Шевченко Н. И. (Всеобщая история. Рабочие программы 5-9 класс.– М.: Просвещение, 2014)



Пояснительная записка

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Программа включает материал по истории Древнего мира (развитие человечества с первобытных времен и до падения Западной Римской империи). В начале изучения предмета программой предусмотрено введение пропедевтических знаний о предмете и задачах исторической науки, целях изучения курсов «Всеобщей истории» и «Истории России», исторических источниках и др., а также развитие ряда умений, формирование которых начинается в начальной школе: хронологических, пространственных, речевых и др.

Программа курса «История Древнего мира» для учащихся 5 класса включает в себя четыре раздела: «Первобытность», «Древний Восток», «Древняя Греция» и «Древний Рим». В программе значительное место отводится вопросам, раскрывающим влияния географического и природного фактора на жизнь и занятия населения. Главное внимание предлагается уделить особенностям хозяйственной жизни, своеобразию обществ, складывающихся в цивилизациях Древнего мира, представлениям людей об окружающем мире, истории повседневности. В программе показана значимость культурного наследия стран и народов Востока и Античности для современности.

В программе предусматривается также введение изучения материала регионального компонента: темы «Наследие древних цивилизаций в Петербурге», которые вводятся после изучения основных разделов курса, способствуют осознанию учащимся значимости Петербурга в мировой истории, ценности памятников и традиций культурного наследия.

Программа составлена, исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального государственного образовательного стандарта (основного) общего образования основной школе: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Основными задачами курса являются:

 формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

 овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

 воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

 развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

 формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой, направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Истории» в 5 классе

Предметные результаты изучения истории Древнего мира:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»



- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Др. мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Др.мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Др. мира, способствовать их охране.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны

Учебно -методический комплекс:

1. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. – М.: Просвещение, 2014.

2. Годер Г. И. История Древнего мира. Методическое пособие. 5 класс. Для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.

3. История. Введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Н. Майков. – М.: Вентана-Граф, 2013.



ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ.

1. 5 класс D «История Древнего мира». 5 класс. Образовательная коллекция. ООО «Кордис&Медиа» 2005 ин-формационный источник сложной структуры СД-диск «История Древнего мира», 5-й класс. 2005 г

2. Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира», 5 класс. – М, Просвещение.

3. История Древнего мира. Загадки сфинкса. МедиаХауз.

4. Атлас истории Древнего мира.

5. Всеобщая история. Древний мир. 5 класс.



ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Основные Интернет-ресурсы

http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ

http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников об-разования

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения



Дополнительные Интернет-ресурсы

hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»

http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.

http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам

http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»

http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»

http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса

http://www.lib-history.info - историческая библиотека



Содержание программы по курсу «История» в 5 классе

Введение в изучение истории (4 часов)

Историческая память народа. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия.

Источники знаний о прошлом. Источники устные, письменные, вещественные. О чем говорят пословицы, песни, сказания. (Архивы и библиотеки. Музеи.) Деятельность археологов, этнография.

Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов, улиц.

Историческая карта. Легенда карты.

Время. Способы измерения времени в разные исторические эпохи. Летосчисление в истории. Тысячелетие, столетие (век), год. Историческое развитие. Деление истории на периоды.

Курсы «Всеобщая история» и «История России». Как работать с учебным материалом по истории.

Основные понятия курса:

Историческая память, Всемирная История, история России, Отечество, историческая наука, вспомогательные исторические дисциплины, исторический факт, историческое событие, летосчисление, хронология, дата, век, тысячелетие, период, исторический источник, архив, историческая карта, легенда карты, родословная (генеалогия), геральдика, устное народное творчество (фольклор).



История Древнего мира (64 часов)

Введение. Что изучает история Древнего мира. Хронологические рамки древней истории. Древний мир во всемирной истории. Исторические источники изучения Древнего мира.

Первобытное общество (4 часа)

Появление человека. Облик древнейшего человека. Овладение огнем. Орудия труда и занятия древнейших людей. Долгий путь к человеку «разумному». Изменения климата на Земле. От человеческого стада к родовой общине. Племя.

Знания первобытных людей об окружающем мире. Религиозные представления и зарождение искусства. Быт первобытного человека. Использование металлов. Первые земледельцы и скотоводы. Появление ремесла. Соседская община. Возникновение имущественного и социального неравенства.

Древний Восток (19ч.)

Введение. Древний Восток в истории Древнего мира.

Древний Египет. Местоположение и природа Древнего Египта. Хозяйственная жизнь египтян в древности. Река Нил в жизни древних египтян. Ирригационная система. Образование «номов». Возникновение единого государства в Египте. Религиозные верования древних египтян. Мифы о богах. Обожествление явлений при-роды. Культ животных. Представление египтян о загробной жизни. Мумификация. Религия в повседневной жизни египтян. Фараон - правитель страны. Почитание фараона как бога. Строительство пирамид. Пирамида Хеопса. Жители Древнего Египта - подданные фараона. Вельможи и чиновники. Жрецы. Воины, армия фараона. Крестьяне и ремесленники. Рабы - люди, потерявшие свободу. Быт древних египтян. Жилище. Одежда. Семья. Праздники. Культура Древнего Египта. Письменность. Иероглифическое письмо. Образование. Научные знания: математика, астрономия, медицина. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Значение достижений культуры Древнего Египта для современного человечества.

Двуречье. Природные условия и население Двуречья (Южной Месопотамии). Шумер. Города-государства. Хозяйственная жизнь. Древний Аккад. Держава Саргона. Религиозные верования. Научные знания: астрономия, математика. Клинопись. Поэма о Гильгамеше.

Вавилонское царство. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство. Хозяйство и быт вавилонян. Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы Древней Месопотамии.

Ассирия. Природа Северной Месопотамии. Превращение Ассирии в могущественную военную державу. Царь и его армия. Завоевательные походы. Отношение ассирийцев к покоренным народам. Управление державой. Ниневия — столица Ассирийской державы. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Государства Закавказья, Средней Азии в 1-м тыс. до н. э.* Военная держава Урарту. Захватнические походы урартских царей. Войны с Ассирией. Сардури I. Руса I.

Народы Средней Азии в древности. Хорезм, Бактрия, Согдиана. Оросительное земледелие. Ремесло и торговля. Борьба с завоевателями. Культура Урарту и народов Средней Азии.



Финикия. Местоположение. Население, хозяйственная жизнь. Города-государства на территории Финикии. Общественное устройство и управление страной. Морские путешествия финикийцев. Изобретения финикийцев. Особенности религиозных верований.

Палестина. Местоположение, природа. Ветхий Завет об истории древних евреев. Моисей и его заповеди. Ветхозаветные сказания. Древнееврейское царство. Знаменитые правители: Саул, Давид, Соломон.

Персидская держава. Возникновение Персидской державы. Завоевательные походы. Кир Великий. Государственное устройство империи. Сатрапии. Дарий I. Культура и религия.

Древняя Индия. Местоположение, природа. Занятия, нравы и обычаи народов Древней Индии. Племена ариев. Варны и касты. Эпические произведения древних индийцев.

Религиозные верования. Будда. Возникновение буддизма. Буддийские притчи. Города и жилища.



Древний Китай. Местоположение, природа и население. Семь царств. Объединение Китая. Империя Цинь. Учение Конфуция. Нравственные нормы поведения человека в отношениях с государством, семьей. Повседневная жизнь. Изобретения и открытия древних китайцев.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру (итоговое обобщение).

Древняя Греция (20ч.)

Введение. Античный период в истории Древнего мира.

Древнейшая Греция. Природа и жители Древней Греции. Значение моря и гор в жизни древних греков. Особенности хозяйственной деятельности. Крит и Микены — древнейшие государства. Археологические раскопки на Крите. Держава царя Миноса. Особенности организации жизни на Крите. Микенское царство. Дорийское завоевание. Пантеон греческих богов. Мифы о богах и героях. Отражение в греческой религии явлений природы. Представления о загробном мире. Религиозные церемонии. Микены и Троя: правда и вымысел. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как памятники истории и литературы.

Государства-полисы Древней Греции. Развитие земледелия и ремесел. Возникновение греческих полисов. Организация жизни в полисе. Великая греческая колонизация, ее причины и основные направления. Колонии и метрополии. Крупнейшие колонии в Средиземноморье и на северных берегах Черного моря (Ольвия, Херсонес, Пантикапей). Боспорское царство. Греки и скифы. Афины и Спарта — два пути развития греческой государственности. Рождение демократии в Афинах. Борьба демоса и аристократов. Реформы Солона и их значение для жизни Афин. Греческие тираны. Возникновение Спартанского государства, его социальная организация. Законы Ликурга. Образ жизни спартанцев. Илоты. Спартанский воин. Идеалы и общественные нормы древних греков. Счастье, патриотизм в понимании древних греков. Афинский гражданин. Причины войны персов с греками. Организация греческого и персидского войск. Марафонская битва. Поход персидского царя Ксеркса на Элладу. Фемистокл. Афинский морской союз. Саламинское сражение. Битва при Платеях. Итоги и последствия греко-персидских войн.

Расцвет Греции и величие Афин. Афины при Перикле. Народное собрание. Должностные лица. Афинские граждане, переселенцы, рабы. Изменения в организации управления в Афинах. Строительство в городе при Перикле. Олимпийские игры в жизни древних греков. Повседневная жизнь древних греков. Жилище. Одежда. Еда. Семья. Развитие научных знаний. Древнегреческие мыслители. Образование. Древнегреческий театр. Трагедии и комедии. Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан. Памятники греческого искусства.

Упадок Греции и возвышение Македонии. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии при Филиппе. Организация македонского общества. Демосфен в борьбе за свободу греческих полисов. Битва при Херонее и ее последствия. Греция под властью Македонии.

Завоевания Александра Македонского и их последствия. Вступление Александра Македонского на престол. Первая военная победа. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Гибель Персидской державы. Поход в Индию. Создание державы Александра Македонского и ее распад. Распространение греческого влияния на Восток. Эллинистический мир. Вклад культуры эпохи эллинизма в мировую культуру (Александрия Египетская, Фаросский маяк, Мусейон («храм муз»), знаменитые ученые: Евклид, Аристарх, Архимед).

Историческое и культурное наследие Древней Греции (итоговое обобщение).

Древний Рим (17ч.)

Ранний Рим. Природа и население древней Италии. Занятия населения. Легенда об основании Рима. Эпоха царей: 753–509 гг. до н.э. Устройство Рима в эпоху царей. Рим под властью этрусков. Реформа Сервия Туллия. Рождение республики. Патриции и плебеи, борьба между ними. Народные трибуны. Победы плебеев. Законы 12 таблиц. Завоевание Римом Италии. Рим и соседние народы. Нашествие галлов. Самнитские войны. Война Пирра.

Расцвет Римской республики. Государственное устройство Римской республики. Народное собрание и Сенат. Консулы. Должностные лица. Управление провинциями. Наместники и откупщики. Армия Древнего Рима. Римлянин-воин, его вооружение. Римский легион. Римская армия в походе. Военное искусство римлян. «Триумф» римской армии. Причины Пунических войн. Первая Пуническая война. Ганнибал. Ход второй Пунической войны. Битва при Каннах. Публий Сципион. Битва при Заме. Третья Пуническая война. Разрушение Карфагена. Завоевания Рима на Востоке. Македонские войны. Сирийская война. Покорение Греции. Разрушение Коринфа. Римляне в Азии. Своеобразие римской религии, ее связь с греческой религией. Пантеон римских богов. Богиня Веста и жрицы-весталки. Жрецы. Римские праздники. Быт римлян. Римский дом. Одежда. Семья. Распорядок дня. Представления о гражданских достоинствах личности. «Отеческие нравы»: верность, долг, служение

Отечеству. Упадок нравов.



Кризис и падение Римской республики. Рабство в Риме. Источники рабства. Роль рабства в хозяйственной жизни Рима. Рабы и свободные. Гладиаторы. Восстание Спартака. Гражданские войны в Римской республике. Реформы братьев Гракхов. Усиление роли полководцев и подвластных им армий в жизни Рима. Реформа армии. Гай Марий и Корнелий Сулла. Установление диктатуры Суллы. Гай Юлий Цезарь: путь к вершине власти. Первый триумвират. Галльские войны. Диктатура Цезаря. Гибель Цезаря. Борьба за власть после смерти Цезаря. Гибель республики. Второй триумвират. Октавиан Август. Марк Антоний. Установление Римской империи. Реформы Октавиана Августа. Завоевательные походы.

Римская империя (30 г. до н.э.- 476 г. н.э.). Наследники Октавиана Августа. Нерон: «актер на троне». «Золотой век» Римской империи. Императоры Траян, Марк Аврелий. Хозяйственная жизнь в Римской империи. Кризис империи. Культура Римской империи. Архитектура и скульптура. Строительное искусство. Римские поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. Рим эпохи империи. Возникновение христианства. Иудея. Иисус Христос. Первые христиане и гонения на них. Распространение христианства. Император Константин. Новые явления в хозяйственной жизни. Варварские племена и их взаимоотношения с Римом. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи.

Историческое и культурное наследие Древнего мира (итоговое обобщение). Модуль «История и культура Санкт-Петербурга. Наследие древних цивилизаций в Петербурге» (3часа)
Основные понятия курса:

Эпоха первобытности, Древний Восток, Античность. Человеческое стадо (праобщина), род, племя, родовая община, соседская община, дань, государство, налог, повинности, закон, фараон, династия, провинция, полис, народное собрание, демократия, реформа, тирания, республика, империя, колонизация, колонии, метрополии. Социальное неравенство, знать, аристократы, демос, гражданин, раб, патриции, плебеи, народный трибун, консул, гражданская война, диктатор, фаланга, легион, колон, варвары. Хозяйственная деятельность, земледелие, ирригационная система, скотоводство, ремесло. Культура, философия, наука, религиозные верования, миф, религия, бог, многобожие, единобожие, жрец, христианство, Библия, Ветхий Завет, Евангелие, буддизм, искусство, скульптура, архитектура, театр, ораторское искусство, письменность, быт и повседневная жизнь.


Учебно-тематический план


Название раздела, темы

Всего часов

РАЗДЕЛ I. Пропедевтика




РАЗДЕЛ II Жизнь первобытных людей


4ч.

Тема№1 Первобытные собиратели и охотники

2ч.

Тема№2 Первобытные земледельцы и скотоводы

2ч.

РАЗДЕЛ III Древний Восток


19ч.

Тема№1 Древний Египет

6ч.

Тема№2 модуль «История и культура Санкт-Петербурга»

2ч.

Тема№3 Западная Азия в древности

7ч.

Тема№4 Индия и Китай в древности

4ч.


РАЗДЕЛ IV Древняя Греция


20ч.

Тема№1 Древнейшая Греция

5ч.


Тема№2 Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7ч.


Тема№3 Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии

5ч.


Тема№4 Македонские завоевания в IV веке до н.э.

3ч.


РАЗДЕЛ V Древний Рим


17ч.

Тема№1 Рим: от его возникновения до установления господства над Италией



Тема№2 Рим- сильнейшая держава Средиземноморья

3ч.


Тема№3 Гражданские войны в Риме

4ч.


Тема№4 Римская империя в первые века н.э.

5ч.


Тема№5 Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

2ч.


Повторительно- обобщающий урок «Древняя Греция и Древний Рим»


1ч.

РАЗДЕЛ VI Модуль «История и культура Санкт-Петербурга. Наследие древних цивилизаций в Петербурге»


3ч.

ИТОГО


68ч.


Система формируемых умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся 5 классов в процессе обучения истории


Информационные умения

Умения работать с текстовым и историческими источниками




Различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники. Находить историческую книгу по автору и названию. С опорой на вопросы учителя изучать фрагмент учебного исторического текста (документы в учебнике, хрестоматии, рабочей тетради и т. д.) и извлекать из него информацию. Выделять главные мысли текста. Различать повествовательный, описательный и обобщающий тексты

Умения работать с учебником


Пользоваться оглавлением, аппаратом ориентировки учебника. Объяснять тему параграфа и называть пункты его плана

Самостоятельно читать текст учебника повествовательного или описательного характера и уяснять значение понятий, терминов

Под руководством учителя выделять в тексте учебника ведущие идеи, факты, имена собственные, понятия, обязательные для усвоения


Умения работать с вещественными и изобразительными источниками


Различать вещественные и изобразительные источники изучаемой эпохи. С опорой на памятку давать описание вещественных памятников истории и культуры, сюжетных и типологических учебных картин, исторического пейзажа. Под руководством учителя извлекать из этих источников историческую информацию: определять функциональное предназначение вещественных памятников, содержание сведений об исторических фактах и явлениях

Умения локализации объектов в пространстве, работать с картой


Различать историческую и физическую карту, карту схему. Читать легенду исторической карты. Показывать стороны и части света, территорию страны, населенные пункты и др.

Под руководством учителя извлекать информацию из карт, карт-схем (города, битвы), информацию о местоположении государств, населенных пунктах, ходе событий

Наносить на контурную карту исторические объекты с опорой на исторические карты

Устанавливать на основе картографических сведений связь между природными условиями и занятиями людей. Относить известные исторические объекты к восточной или античной цивилизации



Речевые умения


Давать точный, полный, последовательный, правильный ответ в объеме подзаголовка основного текста учебника с использованием в речи адаптированных исторических терминов и понятий

Владеть приемами описания, повествования



Умение письменной фиксации материала


Рецензировать правильность, полноту, последовательность ответов одноклассников

Уметь составлять простой план текста пункта параграфа учебника. Заполнять хронологическую таблицу. Выполнять задания в рабочей тетради. Выполнять простые тестовые задания. Давать письменный ответ на вопрос описательного или повествовательного характера



Хронологические умения


Называть даты событий и явлений (год, век, тысячелетие)

Переводить год в век и тысячелетие, вести счет лет (нашей и до нашей эры). Определять длительность событий

Выстраивать последовательность событий на основе численного сопоставления дат с опорой на «ленту времени»

Относить факт к эпохам нашей эры и до нашей эры, к периоду первобытного общества и Древнего мира



Интеллектуальные умения

Умения анализа, синтеза, сравнения




Отличать вымышленное (мифологическое ) от достоверного, мифологических героев от реальных исторических лиц

Выделять причины, ход и последствия событий; цели, содержание и результаты деятельности исторических лиц. Устанавливать причинно следственные связи между единичными фактами

Сравнивать по плану памятники истории и культуры, выделять в них общее и различное

Выделять главные признаки понятия, явления



Оценочные суждения


Высказывать на уровне личного опыта суждения о фактах истории

Высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры

Высказывать на уровне эмоциональных оценок мнение о важности изучения истории


Умения (опыт) самостоятельной учебной деятельности (виды самостоятельной деятельности определяются учениками)


Готовить домашнее задание. Готовить к уроку личные средства обучения. Читать детскую историческую художественную литературу. Выполнять творческие задания (рисование, написание исторических сочинений, участие в учебных играх и т. д.). Работать в паре. Принимать участие во внеклассных мероприятиях по истории, в работе исторического кружка



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница