Пояснительная записка Требования к студентам



Дата10.12.2017
Размер0,84 Mb.


Раздел 1. Пояснительная записка
1.1. Требования к студентам

Приступая к изучению курса, студент должен владеть культурой мышления, навыками публичной и научной речи, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, работать с компьютером, быть коммуникативным, организованным и исполнительным.






п/п

Исходный уровень компетенций, знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению дисциплины

ОК-3

знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии

ОК-8

владеет основными способами и средствами информационного воздействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, имеет навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями; способен к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-13

способен и готов к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умеет использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня



1.2. Краткая характеристика дисциплины

Дисциплина «Теория систем и системный анализ» относится к базовой части учебного плана подготовки магистров по направлению «Бизнес-информатика». Современные представления единого, общего, универсального научного знания выражены в законах и моделях систем, методах анализа и синтеза систем. Овладение единым научным знанием обеспечивает формирование у студентов фундаментальных основ научного знания, которые способствуют повышению качества обучения при сокращении сроков, улучшению понимания, развитию таких познавательных функций как описание, объяснение и предсказание.

Теория систем и системный анализ опирается не только на результаты своих исследований, но и на знания, относящиеся к другим научным дисциплинам, таким как «Философия», «Теория организации» и др.

Освоение основ теории систем и системного анализа помогут студентам при изучении следующих дисциплин: «Динамическое моделирование и прогнозирование», «Методология и технологии проектирования информационных систем» и др.



1.3. Учебные задания дисциплины

Цель изучения дисциплины состоит в приобретении студентами знаний и навыков, касающихся функционирования систем различного происхождения, в раскрытии сущности процессов, анализе факторов, определяющих эффективность функционирования систем.







п/п

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1

способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

ОК-2

знает требования профессиональной этики и готов поступать в соответствии с этими требованиями; обладает нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладает гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического характера

ПК-3

способен применять методы системного анализа и моделирования для анализа архитектуры предприятий

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



  1. Знать:

  • основные понятия и определения систем, их структуру и свойства;

  • возможности и основные подходы использования системного анализа на уровне организации;

  • базовые методы, применяемые в системном анализе.


2. Уметь:


3. Владеть навыками:

  • постановки цели исследования систем;

  • формального описания структуры систем;

  • обоснованного выбора и использования метода системного анализа организации;

  • системного анализа в приложении к недостаточно изученным производственным, финансовым и организационным системам.


1.4. Формы работы

Аудиторная работа. В данном курсе используются классические, аудиторные методы для всех занятий. Лекционная и внеаудиторная работа студентов получает свое практическое завершение на семинаре.

На семинарских занятиях рассматриваются наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые, как свидетельствует преподавательская практика, наиболее трудно усваиваются студентами. Для этого используются материалы из периодических изданий, а также соответствующих материалов преподавателя.

На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный образ в глазах преподавателя, получает навыки устной речи и культуры дискуссии.

Семинарские занятия включают в себя и специально подготовленные презентации-выступления по какой-либо сложной или особо актуальной проблеме, но материал выступления не должен дублировать лекционный материал. Тема для такого выступления может быть предложена преподавателям или выбрана самим студентом. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя и коллег, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.

Помимо презентации-выступления на семинарских занятиях применяются следующие формы работы студентов:


  • ответ по вопросам семинара;

  • выполнение теста по теме курса;

  • написание эссе.

Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа является неотъемлемым элементом учебного процесса, одним из основных методов освоения учебных дисциплин и овладения навыками профессиональной и научно-исследовательской деятельности. При самостоятельной работе достигается конкретное усвоение учебного материала, развиваются теоретические способности, столь важные для современной подготовки профессионалов.

Следует отметить, что самостоятельная работа студентов приносит результаты лишь тогда, когда она является целенаправленной, систематической и планомерной.

Формами самостоятельной работы студентов являются изучение соответствующих монографий, периодической литературы и статистических материалов, рекомендуемых преподавателями кафедры.
1.5. Виды контроля

В период изучения дисциплины студентом используются различные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.



Текущий контроль сформированности компетенций проводится в виде обсуждения результатов выполнения контрольных работ, тестирования, а также самостоятельно подготовленных студентом домашних заданий. Опрос производится по списку студентов (выборочно), практические задания проверяются в сплошном порядке по мере предоставления.

Текущий контроль по лекционному материалу проводит лектор. Текущий контроль по практическим занятиям проводит преподаватель, проводивший эти занятия.



Промежуточный контроль заключается в проверке трех модульных контрольных работ, проводимых в семестре, а также в оценке степени усвоения материала по каждой из тем курса посредством тестовой системы ПТК «УМКа».

Тест представляет собой пробное задание, построенное в форме вопросов, которые в некоторых случаях снабжены вариантами ответов. Специфика прохождения тестирования заключается в том, что студент должен проявить как способности к комбинаторному мышлению, так и навыки самостоятельного формулирования категориальных свойств объекта, определений, проблем и т.п.



Итоговый контроль  зачет.
1.6. Методика формирования результирующей оценки

В конце семестра проводится контрольное мероприятие, включающее контроль третьего модуля (блока) для всех студентов и контроль, который проходят обязательно те студенты, которые имеют задолженность по предыдущим модулям (блокам), а также те, кто желает улучшить свой рейтинг.

Контроль знаний осуществляется по 100-балльной шкале, ведется непрерывно в виде контроля текущей работы в семестре.

За семестр студент должен сдать обязательно все 3 модуля.


Формы контроля и график сдачи модульных контрольных работ

Модули

Виды текущего

контроля


Модуль I

Модуль II

Модуль III

Итого

6 неделя семестра

11 неделя семестра

17 неделя семестра

Ответ по вопросам семинара

1 балл – 4 ответа 4,0

1 балл – 4 ответа 4,0

1 балл – 3 ответа 3,0

11

Выполнение теста по темам курса

1 балл – 2 теста 2,0

1 балл – 3 теста 3,0

1 балл – 2 теста 2,0

7

Эссе

3 балла - 1 эссе 3,0

3 баллов - 1 эссе 3,0

3 балла - 1 эссе 3,0

9

Защита презентации-выступления

4 балла - 1 презентация 4,0

4 балла - 1 презентация 4,0

5 баллов - 1 презентация 5,0

13

Контрольная работа по модулю

20

20

20

60

Итого

33 балла

34 баллов

33 балла

100 баллов

Рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за хорошую работу в семестре проставлением «премиальных» баллов.
Формы поощрения студентов

«Премиальные»

Количество баллов

Дополнение к ответу на семинаре

+0,5 балла

Призовое место в вузовской конференции

+15 баллов

Участие в олимпиаде по дисциплине, конференции городского, регионального, международного уровней

+20 баллов

Призовое место на олимпиаде по дисциплине, конференции городского, регионального, международного уровней

+30 баллов

В соответствии с Положением о курсовых экзаменах и зачетах результат сдачи зачета по дисциплине «Теория систем и системный анализ» может быть выражен как «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».


1.7. Другие пояснения автора

Обучение людей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для детей данной категории.

В рамках изучения курса предоставляются условия для обеспечения процесса обучения людей с ограниченными возможностями. В частности возможности дистанционного обучения через использование ПТК УМКА. Индивидуальные консультации с использованием сети «Интернет».

В процессе обучения будут использоваться информационные, образовательные и компенсационные технологии. Главная задача состоит в том, чтобы в рамках изучения курса люди с ограниченными возможностями смогли раскрыть свой интеллектуальный потенциал в рамках образовательной деятельности, почувствовать себя полноправными членами общества, а также повысить свой уровень жизни.
Раздел 2. Структура изучения дисциплины


Всего часов (общая трудоемкость в часах)

108

В т.ч.




Аудиторных занятий

34

Из них лекций

17

семинарских / практических занятий

17

лабораторных занятий




практикумов

0

Самостоятельных занятий

74

изучение основной и дополнительной литературы

15

написание курсовых работ, эссе, рефератов

15

выполнение письменных домашних заданий, расчетов, проектов

15

выполнение контрольных работ, тестов

15

Подготовка к зачёту, зачёт

14


Раздел 3. Тематический план изучения дисциплины


Тема

Содержание

Вид

занятий


Форма

занятий


Количест-во

часов


Форма

контроля


Модуль I. «Возникновение и развитие теории систем»

Причины возникновения теории систем и история развития

Потребность в ОТС. Предпосылки возникновения ОТС. Возникновение и осмысление понятия системы. Возникновение непосредственных предпосылок формирования теории систем. Создание и развитие общей теории систем

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем


СРС

2

2

5



контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, эссе

Основные понятия теории систем

Вербальные определения системы. Элементы системы. Цель и задачи системы. Структура систем

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем СРС


2

2

5



контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, тест

Структура и методы теории систем

Структура по Берталанфи. Методы ОТС: системный анализ, математическое моделирование, синтез систем

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем СРС


2

2

5



контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, тест

Контрольная работа Модуль I

Модуль II. «Системный подход и общая теория систем»

Системный подход

СП как метод проектирования. СП как общая и концептуальная основа. СП как научный метод. СП как метод анализа организации. СП как системное управление. СП и связанные с ним методы. СП как прикладная общая теория систем. Основные принципы системного подхода

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем СРС


1

1

5




контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, тест

Области существования и свойства систем

Классификация областей существования систем. Живые и неживые, абстрактные и конкретные, открытые и замкнутые системы

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем


СРС

1

1

5



контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, тест

Энтропия, неопределенность и информация

Энтропия, неопределенность и неупорядоченность. Понятия энтропии и количества информации

Функционирование систем в условиях неопределенности. Оценка сложных систем в условиях неопределенности. Понятие экономического риска. Управление в условиях риска



аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем СРС


2

2

5



контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, эссе

Улучшение и проектирование систем

Процесс улучшения систем. Приведение системы к стандарту. Улучшение систем как метод исследования. Проектирование систем

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем СРС


1

1

5



контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, тест

Обратная связь

Понятие обратной связи, практическое применение принципов обратной связи в управлении системами

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем


СРС

1

1

5




контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, тест

Контрольная работа Модуль II

Модуль III. «Системный анализ»

Системный анализ в исследовании управления

Методы исследования систем управления. Структуризация методов исследования систем управления. Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов. Методы, формализованного представления систем управления

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем


СРС

2

2

5




контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, эссе

Типы шкал в оценке сложности систем

Основные типы шкал измерения в оценке сложных систем. Понятие шкалы. Классификация шкал

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем


СРС

1

1

5



контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, тест

Экономический анализ

Конструктивное определение экономического анализа: системное описание экономического анализа, его задачи и этапы. Модель как средство экономического анализа

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем


СРС

1

1

4



контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, эссе

Моделирование систем

Принципы разработки аналитических экономико-математических моделей; понятие имитационного моделирования экономических процессов

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем СРС


1

1

3



контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, тест

Контрольная работа Модуль III


Раздел 4. Контрольные вопросы


  1. Понятие системы. Классификация систем.

  2. Закономерности функционирования и развития систем.

  3. Цикличность и переходные процессы. Принцип обратной связи.

  4. Основные понятия, характеризующие функционирование систем.

  5. Классификация методов моделирования систем.

  6. Методы качественного оценивания систем.

  7. Методы количественного оценивания систем

  8. Информационный подход к анализу систем.

  9. Теория информационного поля.

  10. Закономерности целостности и иерархической упорядоченности

  11. Сущность системного подхода и системного анализа.

  12. Принципы системного анализа.

  13. Понятие о методике системного анализа.

  14. Задачи системного анализа.

  15. Понятие цели и закономерности целеобразования.

  16. Представление структур целей.

  17. Системный анализ в исследовании управления.

  18. Методы исследования систем управления.

  19. Структуризация методов исследования систем управления.

  20. Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов.

  21. Методы, формализованного представления систем управления.

  22. Основные типы шкал измерения в оценке сложных систем.

  23. Понятие шкалы. Классификация шкал.

  24. Функционирование систем в условиях неопределенности.

  25. Оценка сложных систем в условиях неопределенности.

  26. Понятие экономического риска.

  27. Управление в условиях риска.

  28. Конструктивное определение экономического анализа: системное описание экономического анализа, его задачи и этапы.

  29. Модель как средство экономического анализа.

  30. Принципы разработки аналитических экономико-математических моделей.

  31. Понятие имитационного моделирования экономических процессов.

  32. Факторный анализ финансовой устойчивости при использовании ординальной шкалы.

  33. Методы организации сложных экспертиз.

  34. Модификации метода решающих матриц.


Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение программы
5.1. Список литературы

Базовый учебник:

  1. Антонов, А. В. Системный анализ : учебник для студ. вузов. - Изд. 2-е, стер. - М. : Высш. шк., 2011. - 454 с.


Основная литература:

  1. Анфилатов, В. С. Системный анализ в управлении : учеб. пособие для студ. вузов. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 368 с.

  2. Дрогобыцкий, И. Н. Системный анализ в экономике : учеб. пособие для студ. вузов. - М. : Финансы и статистика : ИНФРА-М, 2010. - 508 с.


Дополнительная литература:

  1. Новосельцев В. И. Системный анализ: Современные концепции. - Воронеж : Кварта, 2002. - 320 с.

  2. Попов, В. Н. Системный анализ в менеджменте : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В. Н. Попова. - М. : КноРус, 2007. - 298 с.

  3. Системный анализ в экономике и организации производства : учебник для вузов / под ред. С. А. Валуева, В. Н. Волковой. - Л. : Политехника, 1991. - 398 с.

  4. Системный анализ и научное знание / Под ред. Горского Д.П. и др. - М. : Наука, 1978. - 245с.

  5. Системный анализ и принятие решений : словарь-справочник : учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. В. Н. Волковой и В. Н. Козлова. - М. : Высш. шк., 2004. - 614 с.

  6. Теория систем. Математические методы и моделирование : сборник статей / пер. с англ. Н. И. Осетинского. - М. : Мир, 1989. - 384 с.

  7. Теория системного менеджмента : учебник для студ. вузов / под ред. П. В. Журавлева, Р. С. Сегедова, В. Г. Янчевского. - М. : Экзамен, 2002. - 512 с.

  8. Туркин, Ю. С. Теория систем. Ч. 1 : Системы и обмен. - М. : Б. и., 1995. - 24 с.

  9. Шумский, А. А. Системный анализ в защите информации : учеб. пособие для студ. вузов. - М. : Гелиос АРВ, 2005. - 222 с.


Периодические издания (бюллетень, вестник, газета, журнал):

  1. Власть.

  2. Вопросы управления предприятием.

  3. Вопросы экономики.

  4. Журнал «Управление компанией» (ЖУК).

  5. Коммерсант.

  6. Менеджмент в России и за рубежом.

  7. Новый менеджмент.

  8. Проблемы теории и практики управления.

  9. Экономист.

  10. Экономические науки и современность.

  11. Эксперт.



Библиотечные фонды ВолГУ
-электронная библиотечная система ZNANIUM.COM.

Одновременный доступ к Электронно-библиотечной системе на платформе ЭБС ZNANIUM.COM: 3600 (три тысячи шестьсот) пользователей.

-электронная библиотечная система Айбукс.ру/ibooks.ru.

Одновременный доступ к Электронно-библиотечной системе Айбукс.ру/ibooks.ru: пароли и логины предоставляются для всех студентов ВолГУ с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.

-электронный научный информационный ресурс зарубежного издательства Springer.

На платформе: http://link.springer.com. Одновременный доступ к Электронно-библиотечной системе Springer с любого компьютера, подключенного к локальной сети ВолГУ. Количество ключей не ограничено.

Научно-электронная библиотека eLIBRARY.RU

Интегрированный научно-информационный ресурс по адресам: elibrary.ru и scienceindex.ru. Одновременный доступ к Электронно-библиотечной системе eLIBRARY.RU с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Количество ключей не ограничено.

Электронное издание базы даных Polpred.com

Количество ключей – 10000.


5.2. Реестр электронных библиотечных ресурсов
Интернет-ресурсы:

  1. www.management.com.ua - Интернет портал для управленцев.

  2. www.megabook.ru/business - экономический словарь.

  3. www.glossary.ru - служба тематических толковых словарей.

  4. ek-lit.agava.ru/books.htm - Библиотека экономической и деловой литературы.

  5. econom.nsc.ru/jep - Виртуальная экономическая библиотека.

  6. www.vopreco.ru - Журнал «Вопросы экономики».

  7. www.expert.ru- Журнал «Эксперт».

  8. dic.academic.ru/searchall.php - Словари и энциклопедии.

  9. glossary.ru - Служба тематических толковых словарей.

  10. www.zipsites.гu - Библиотека экономической и управленческой литературы.


5.3. Ссылка на ПТК «УМКА»
http://umka.volsu.ru/newumka3/
Приложение 1

Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий




Предусмотрено учебным планом

из них интерактивные методы

Итого интерактивные методы, час

% интерактивных методов

Диску-ссия

Опрос студен-тов

Разбор проблемной ситуации

Работа в малой группе

Компьютерная сумуля-ция







Модуль 1

























Причины возникновения теории систем и история развития

4

1













1

25

Основные понятия теории систем

4

1













1

25

Структура и методы теории систем

4

1













1

25

всего

12

3













3

25

Модуль 2

























Системный подход

2

1













1

50

Области существования и свойства систем

2




1










1

50

Энтропия, неопределенность и информация

4




1










1

25

Улучшение и проектирование систем

2







1







1

50

Обратная связь

2







1







1

50

всего

12

1

2

2







5

41,7

Модуль 3



















-

-

Системный анализ в исследовании управления

4







1







1

25

Типы шкал в оценке сложности систем

2







1







1

25

Экономический анализ

2
















-

-

Моделирование систем

2
















-

-

всего

10







2







2

20

Итого

34

4

2

4







10

29

Приложение 2
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
РАЗДЕЛ I. Аннотация
1.2. Целью данного курса является рассмотрение теоретических основ и закономерностей построения и функционирования систем, в том числе экономических, методологических принципов их анализа и синтеза, применение изученных закономерностей для выработки системных подходов при принятии решений.


    1. Задачи:

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать закономерности развития природы, общества и мышления; основные положения теории систем; процедуры системного анализа и методы системного моделирования; основные категории и понятия экономики;

  • уметь применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня и профессиональной компетентности; аргументировано формировать собственное мнение о предмете исследования; применять системный подход к анализу и синтезу сложных систем; использовать методы системного моделирования для формализации предметной области исследования; формировать целостный взгляд на проблемы общества;

  • владеть (быть в состоянии продемонстрировать) умениями и навыками основные подходы системного мышления; навыками формализации и построения моделей предметной области; навыками сбора, систематизации, анализа, обобщения и интерпретации фактических данных.


1.3. Формы работы.

Контроль знаний осуществляется непрерывно в виде контроля текущей и промежуточной работы в семестре.


Формы контроля и график сдачи модульных контрольных работ

Контроль знаний осуществляется непрерывно в виде контроля текущей и промежуточной работы в семестре.

Формы контроля и график сдачи модульных контрольных работ

Модули

Виды текущего

контроля


Модуль I

Модуль II

Модуль III

Итого

6 неделя семестра

11 неделя семестра

17 неделя семестра

Ответ по вопросам семинара

1 балл – 4 ответа 4,0

1 балл – 4 ответа 4,0

1 балл – 3 ответа 3,0

11

Защита презентации-выступления, выполнение домашних заданий

4 балла - 1 презентация 4,0

4 балла - 1 презентация 4,0

5 баллов - 1 презентация 5,0

13

Заполнение теста по темам курса

1 балл – 2 теста 2,0

1 балл – 3 теста 3,0

1 балл – 2 теста 2,0

7

Эссе

3 балла - 1 эссе 3,0

3 баллов - 1 эссе 3,0

3 балла - 1 эссе 3,0

9

Контрольная работа по модулю

20

20

20

60

Итого

33 балла

34 баллов

33 балла

100 баллов

Итоговая (семестровая) оценка по дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом при различных формах контроля. Полученная итоговая сумма баллов может быть засчитана в семестровом контроле (на экзамене).

Итоговая оценка по дисциплине выставляется в зачетную книжку и экзаменационную ведомость в соответствии со следующей шкалой (табл. 2):



Количество баллов

Оценка

91÷100

"отлично"

71÷90

"хорошо"

60÷70

"удовлетворительно"

Менее 60

"неудовлетворительно"




  1. РАЗДЕЛ II. Показатель уровня сформированности компетенций

Теория систем и системный анализ

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие

Общекультурные и профессиональные компетенции:

Компетенции

Перечень компонентов

Технологии формирования

Форма оценочного средства

Ступени уровней освоения компетенции

Индекс

Формулировка

ОК-1

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовностью нести за них ответственность

Знать: основные категории дисциплины; знать виды и инструменты формирования организационно-управленческих решений

Уметь: применять понятийно- категориальный аппарат дисциплины; на основе выявления сущностных хозяйствующих субъектов уметь определять организационно-управленческие решения

Владеть: навыками применения понятийно- категориальный аппарат дисциплины; владеть навыками на основе выявления сущностных характеристик

Лекция, сем. занятия, контрольная работа, реферат, тест



зачет

Пороговый уровень: 60-70 баллов
Повышенный уровень: 71-100 баллов


ОК-2

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, способностью намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения недостатков

Знать: методы и принципы саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Уметь: критически оценивать свои достоинства и недостатки

Владеть: навыками анализа тенденций развития, способностью намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения недостатков

Лекция, сем. занятия, контрольная работа, реферат, тест

зачет

Пороговый уровень: 60-70 баллов
Повышенный уровень: 71-100 баллов


ПК-3

способностью применять основные законы социальных, гуманитарных, экономических и естественно-научных наук в профессиональной деятельности, а также методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владением математическим аппаратом при решении профессиональных проблем

Знать: принципы и методы действия заков социальных, гуманитарных, экономических и естественно-научных наук в профессиональной деятельности

Уметь: применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Владеть: математическим аппаратом при решении профессиональных проблем

Лекция, сем. занятия, контрольная работа, реферат, тест

зачет

Пороговый уровень: 60-70 баллов
Повышенный уровень: 71-100 баллов


ПК-4

способностью прогнозировать бизнес-процессы и оценивать их эффективность

Знать: принципы и методы прогнозирования бизнес-процессов

Уметь: провести разработку прогнозирования бизнес-процессов

Владеть: умениями и навыками основных подходов к оценивать эффективности бизнес-процессов

Лекция, сем. занятия, контрольная работа, реферат, тест

зачет

Пороговый уровень: 60-70 баллов
Повышенный уровень: 71-100 баллов


ПК-6

готовностью к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка

Знать: цели, задачи и функции маркетинговых коммуникаций, необходимых для удовлетворения потребностей покупателей

Уметь: выявлять степень удовлетворенности потребностей покупателей товаров

Владеть: базовыми навыками формирования покупательского спроса посредство маркетинговых коммуникаций

Лекция, сем. занятия, контрольная работа, реферат, тест

зачет

Пороговый уровень: 60-70 баллов
Повышенный уровень: 71-100 баллов


ПК-11

способностью осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной)

Знать: сущность и классификацию информации

Уметь: осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации

Владеть: навыками осуществления сбора, хранения, обработки и оценки информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью

Лекция, сем. занятия, контрольная работа, реферат, тест

зачет

Пороговый уровень: 60-70 баллов
Повышенный уровень: 71-100 баллов


РАЗДЕЛ III. ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ.


3.1. Практические занятия
Семинарские занятия призваны научить студента самостоятельно работать с источником, анализируя его с позиций достоверности, информативности и возможностей для реконструкции событий, происходивших в древности.

Целью семинаров для студентов, приступающих к изучению курса, является: 1) более глубокое знакомство с некоторыми узловыми вопросами соответствующего раздела; 2) обретение навыков научно-исследовательской работы на основе анализа текстов источников и применение различных методов исследования; 3) выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу, включая историографию. 4) формированию общекультурных и профессиональных компетенций курса.



Критерии оценки:

3 балла – студент, хорошо разбирается в обсуждаемом материале, демонстрирует умение критически анализировать источники и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, приходит к самостоятельным аргументированным выводам и отстаивает свою точку зрения, соблюдает нормы литературной речи, активно участвует в работе группы на семинаре.

2 балла – студент, хорошо разбирается в обсуждаемом материале, демонстрирует умение критически анализировать источники и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, приходит к самостоятельным аргументированным выводам, не проявляет активность в работе группы на семинаре (готовится и отвечает только на один вопрос семинарского занятия).

1 балла – студент, неполно владеет материалом, при изложении фактического материала допуская отдельные неточности, знает источниковй материал и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, но возникают трудности с их анализом, умеет излагать собственную позицию, но не все выводы носят доказательный характер.

Максимальное количество баллов за работу на семинаре – 3 балла.
Варианты тестов

Законы функционирования систем вскрывают:

1 причинно-следственные связи и отношения

2 силу взаимодействия элементов

3 информационные связи между элементами

4 процесс обмена энергией

Одной из предпосылок формирования общей теории систем явилось

1 возможность сведения частей в целое

2 многокачественность, многомерность, разнородность и разнопорядковость реальной действительности

3 возможность разделения целого на части

4 наличие отдельных вещей в окружающем мире

Общая теория систем состоит из

1 системного подхода и системных исследований

2 системологии и системных исследований

3 системологии и методов познания

4 принципов и методов изучения систем

Объект как систему характеризуют следующие признаки

1 целостность, выживаемость, возможность описания с помощью математического аппарата

2 автономность, целостность, возможность формализованного описания

3 ограниченность, автономность, целостность

4 суммативность, автономность, информативность

Целостность объекта отображает

1 прочность связей и отношений

2 процесс дифференциации

3 процесс интеграции

4 аддитивный характер связей

Выходным элементом системы называется результат

1 внутреннего функционирования системы

2 взаимодействия внутренних структур систем

3 воздействия внешних факторов на систему

4 преобразования в системе

Для открытых систем характерно

1 превышение прочности внутренних связей над внешними

2 наличие прочих связей с внешней средой и зависимости от нее

3 равноценность внешних и внутренних связей

4 отсутствие связей с внешней средой

Жесткие системы характеризует

1 способность адаптироваться к внешней среде

2 слабая реакция на воздействие внешней среды

3 способность к самовосстановлению

4 прочность и устойчивость связей и отношений

Самоорганизующиеся системы характеризует

1 способность к самовосстановлению

2 слабая реакция на воздействия

3 способность адаптироваться к внешней среде

4 прочность внутренних связей и отношений

Диссипативные системы относятся к

1 закрытому виду систем

2 открытому виду систем

3 техническому виду систем

4 суммативному виду систем

Развитие систем означает

1 движение системы в любом направлении

2 движение системы в направлении прогрессивного развития

3 необратимое, закономерное, направленное изменение системы

4 любое изменение в системе

К нисходящей ветви развития систем относятся этапы

1 возникновения и распада

2 становления

3 расцвета

4 стагнации и распада

Прикладные системные исследования направлены на

1 решение практических задач

2 исследование функциональных связей системы

3 получение теоретических знаний

4 исследование только структуры системы

Энтропию характеризует

1 наивысшая степень организованности систем

2 уровень дезорганизации систем

3 функциональные связи с внешним миром

4 мера устойчивости и стабильности систем

Системный подход к системным исследованиям играет

1 методологическую роль

2 роль средства познания #1 роль метода познания

3 роль процедуры познания



Комменсализм - это форма взаимодействия систем, когда

1 одна из них извлекает пользу, не причиняя вреда другой

2 одна из них извлекает пользу в ущерб другой

3 все системы извлекают пользу

4 ни одна из них не извлекает пользы

В тектологии исходным является понятие

1 система

2 единство

3 целостность

4 организационный комплекс

Положительная обратная связь означает, что

1 входной и выходной сигналы равны

2 при увеличении входного сигнала увеличивается выходной

3 при увеличении входного сигнала уменьшается выходной

4 при уменьшении входного сигнала увеличивается выходной сигнал

Закон субординации показывает

1 иерархичность структурных связей и отношений

2 порядок отношений с окружающей средой

3 характер и содержание горизонтальных связей и отношений

4 прочность структурных связей и отношений

Мягкие системы характеризует

1 слабая реакция на воздействия

2 способность к самовосстановлению

3 способность адаптироваться к воздействиям внешней среды

4 прочность и устойчивость внутренних связей и отношений

Смысл структурализма состоит в изучении

1 внутреннего строения и связей между компонентами системы

2 функций структурных компонентов системы

3 внутреннего строения систем и ее функционировании

4 связей и зависимостей между компонентами системы

Наиболее легко находятся кибернетические условия подобия для

1 технических систем

2 природных систем

3 социальных систем

4 нелинейных, стохастических и патетических систем

Цикл проектирования систем включает

1 определение целей и задач, оценивание результатов, управление системами

2 определение целей, выяснение и выбор альтернатив

3 отбор необходимых фактов, анализ фактов, выбор альтернатив

4 формирование стратегии, оценивание, реализацию

Смысл структурно-функционального исследования объектов состоит в

1 расчленении объекта на части с последующим изучением их функциональной принадлежности

2 изучении функциональных зависимостей между компонентами системы

3 изучении функций объекта как целостного образования



Типовое контрольное задание

Студентам предлагается три модульные контрольные работы по мере изучения пройденного материала, в которых надо письменно ответить на три случайно выбранных вопросов из следующих:




  1. Дайте определение понятиям «объект» и «субъект».

  2. Дайте определение понятиям «потребность» и «желание».

  3. Дайте определение понятиям, «проблема», «цель».

  4. Дайте определение понятию «моделирование».

  5. Дайте определение понятию «модель».

  6. Перечислите виды моделирования.

  7. Дайте определение понятию «измерение».

  8. Дайте определение измерительной шкалы.

  9. Объясните суть номинальной шкалы.

  10. Приведите примеры номинальных шкал для дискретных состояний.

  11. Укажите допустимые операции в шкалах наименований.

  12. Объясните суть и особенности порядковой шкалы.

  13. Укажите допустимые операции в порядковых шкалах.

  14. Объясните суть шкалы интервалов.

  15. Объясните суть шкалы отношений.

  16. Укажите допустимые операции в абсолютных шкалах

  17. Укажите различия понятий «желание» и «цель».

  18. Укажите, что понимается под точкой зрения в целеполагании.

  19. Перечислите основные требования к цели.

  20. Перечислите основные проблемы целеполагания.

  21. Поясните причины многокритериальности.

  22. Укажите цели описательного моделирования.

  23. Объясните причины неполного отражения свойств объекта в модели.

  24. Укажите главные функции, которые могут выполнять модели.

  25. Дайте определение математической модели и приведите примеры таких моделей.

  26. Определите суть компьютерного моделирования.

  27. Приведите примеры номинальных шкал для непрерывных множеств состояний.

  28. Поясните необходимость построения «дерева целей».

  29. Перечислите принципы построения «дерева целей».

  30. Перечислите принципы построения «дерева проблем».


Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний

Ответы на вопросы должны выглядеть следующим образом:

25. Измерение – это алгоритмическая операция, которая данному наблюдаемому свойству объекта ставит в соответствие определенное обозначение: число, номер или символ.

45. Цели описательного моделирования: изучение объекта (научные исследования) – наиболее полно и точно отразить свойства объекта; управление – наиболее точно отразить свойства объекта в рабочем диапазоне изменения его параметров; прогнозирование – построить модель, способную наиболее точно прогнозировать поведение объекта в будущем; обучение – отразить в модели изучаемые свойства объекта.

53. =, ≠, >, <, операции сложения (+)и вычитания (–) – только над интервалами!

3. Проблема – разность между потребным/желаемым и существующим, ликвидация которой осложнена дефицитом ресурсов. Цель  – субъективный образ несуществующего, но желаемого/планируемого состояния реальности, которое решило бы возникшую проблему.

14. Модель – упрощенное подобие объекта, которое воспроизводит интересующие нас свойства и характеристики объекта-оригинала или объекта проектирования.

Эссе

Цель написания эссе заключается в побуждении к размышлению по заданной теме.



Критерии оценки эссе:

Знание и понимание теоретического материала – 1 балл:

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;

- используемые понятия строго соответствуют теме;

- самостоятельность выполнения работы.

Анализ и оценка информации – 2 балла:

- грамотно применяет категории анализа;

- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;

- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;

- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);

- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;

- дает личную оценку проблеме.

Построение суждений – 1 балл:

- ясность и четкость изложения;

- логика структурирования доказательств

- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;

- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.

- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.

Оформление работы – 1 балл:

- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;

- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;

- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;

- соответствие формальным требованиям.

Максимальное количество баллов за эссе – 5 баллов.


Темы для эссе

  1. Структура системы. Разновидности и формы представления систем (сетевые, иерархические, матричные, смешанные, линейные).

  2. Закрытые и открытые системы. Их особенности.

  3. Закономерности целеобразования. Возникновение и формирование целей. Зависимость целей от внешних и внутренних факторов, от стадий познания объекта.

  4. Типы систем управления. Циклы управления. Аксиомы теории управления.

  5. Структура и функции системы управления. Характеристики системы управления.

  6. Понятие цикла управления. Функциональная модель цикла управления.

  7. Основные понятия системного анализа.

  8. Модели и методы исследования систем Классификация видов систем.

  9. Этапы построения моделей.

  10. Принципы и этапы системного анализа.

  11. Структура системного анализа.

  12. Основные типы шкал измерения назначение, основные понятия. Основные типы шкал измерения.

  13. Шкала порядка, шкалы интервалов, шкалы отношений, шкалы разностей, абсолютные шкалы.

  14. Системный подход: основные понятия, принципы и этапы.

  15. Классификация методов системного анализа. Методы формализованного представления систем. Методы активизации, интуиции специалистов.

  16. Анализ целей и функций систем управления. Показать на примере структуру целей и функций организации.

  17. Методы типа «дерева целей»: понятия, назначение, методика и условия применения.

  18. Методы экспертных оценок: основные понятия, назначение, методика применения (методы ранжирования, нормирования, по парного сравнения, множественных сравнений, непосредственной оценки).

  19. Онтологическое описание предметной области.

  20. Проектирование и развитие систем организованного управления.

  21. Показатели и критерии оценки систем организованного управления.



Вопросы для самостоятельной работы

1. Характеристика дисциплины «Теория систем».

2. Основные понятия теории систем.

3. Определение системы. Классификация систем.

4. Основные свойства систем.

5. Системы с обратной связью, привести примеры.

6. Структура системы. Разновидности и формы представления систем (сетевые, иерархические, матричные, смешанные, линейные).

7. Закрытые и открытые системы. Их особенности.

8. Закономерности целеобразования. Возникновение и формирование целей. Зависимость целей от внешних и внутренних факторов, от стадий познания объекта.

9. Типы систем управления. Циклы управления. Аксиомы теории управления.

10. Структура и функции системы управления. Характеристики системы управления.

11. Понятие цикла управления. Функциональная модель цикла управления.

12. Основные понятия системного анализа.

13. Модели и методы исследования систем Классификация видов систем.

14. Этапы построения моделей.

15. Принципы и этапы системного анализа.

16. Структура системного анализа.

17. Основные типы шкал измерения назначение, основные понятия. Основные типы шкал измерения.

18. Шкала порядка, шкалы интервалов, шкалы отношений, шкалы разностей, абсолютные шкалы.

19. Системный подход: основные понятия, принципы и этапы.

20. Классификация методов системного анализа. Методы формализованного представления систем. Методы активизации, интуиции специалистов.

21. Анализ целей и функций систем управления. Показать на примере структуру целей и функций организации.

22. Методы типа «дерева целей»: понятия, назначение, методика и условия применения.

23. Методы экспертных оценок: основные понятия, назначение, методика применения (методы ранжирования, нормирования, по парного сравнения, множественных сравнений, непосредственной оценки).

27. Онтологическое описание предметной области.

28. Проектирование и развитие систем организованного управления.



29. Показатели и критерии оценки систем организованного управления..

Контрольные вопросы


  1. Укажите, в каких случаях возникает необходимость в системном анализе.

  2. Укажите, в каких случаях можно обойтись без системного анализа.

  3. Дайте определение понятиям «объект» и «субъект».

  4. Дайте определение понятиям «потребность», «желание», «проблема», «цель».

  5. Перечислите основные особенности целей.

  6. Раскройте суть особенности субъективности целеполагания.

  7. Поясните опасность того, что цель всегда несет в себе элементы неопределенности.

  8. Перечислите основные требования к цели.

  9. Поясните необходимость построения «дерева целей».

  10. Перечислите принципы построения «дерева целей».

  11. Перечислите принципы построения «дерева проблем».

  12. Перечислите причины, почему специалисты прибегают к моделированию.

  13. Дайте определение понятию «моделирование».

  14. Дайте определение понятию «модель».

  15. Раскройте суть концептуального моделирования.

  16. Раскройте суть физического моделирования.

  17. Раскройте суть структурно-функционального моделирования.

  18. Раскройте суть логико-математического моделирования.

  19. Определите, что понимается под входами и выходами объекта.

  20. Дайте определение понятию «черный ящик».

  21. Перечислите типы входных переменных и укажите основания их классификации.

  22. Объясните, что такое «целевой выход объекта».

  23. Дайте определения понятию «система».

  24. Перечислите, что необходимо для выделения системы из окружающей среды.

  25. Дайте определения элементу системы.

  26. Укажите различия между подсистемой и надсистемой.

  27. Перечислите основные классификации элементов системы.

  28. Дайте определение понятию «свойство»

  29. Перечислите основные особенности свойств.

  30. Дайте определение понятию «параметр».

  31. Укажите особенность интегративных свойств системы.

  32. Дайте определение связи.

  33. Дайте определение прямой связи.

  34. Дайте определение обратной связи.

  35. Дайте определение положительной обратной связи.

  36. Дайте определение отрицательной обратной связи.

  37. Дайте определение понятию «структура».

  38. Дайте определение эмерджентности.

  39. Поясните, что понимается под целостность.

  40. Покажите, какие особенности систем вытекают из свойств целостности.

  41. Поясните, что понимается под аддитивностью.

  42. Поясните, что понимается под синергизмом.

  43. Поясните, что понимается под прогрессирующей изоляцией.

  44. Поясните, что понимается под прогрессирующей систематизацией.

  45. Поясните, что понимается под изоморфизмом.

  46. Поясните, что понимается под закономерностью коммуникативности.

  47. Объясните отличие непрерывных систем от систем дискретного действия.

  48. Дайте определение стационарной системе.

  49. Дайте определение нестационарной системе.

  50. Перечислите методы построения моделей, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов.

  51. Раскройте суть методов «Мозгового штурма»

  52. Раскройте суть методов «Сценариев».

  53. Дайте определение понятию «сценарий».

  54. Раскройте суть метода экспертных оценок.

  55. Раскройте суть методов «Дельфи».

  56. Раскройте суть методов структуризации.

  57. Раскройте суть морфологических методов.

  58. Раскройте суть проблемы оценки качества модели.



Название документа: Программа учебной дисциплины «Теория систем и системный анализ»

Разработчик старший преподаватель кафедры ГМУ Голодова А.А. стр. из Версия 1

Копии с данного оригинала при распечатке недействительны без заверительной надписи




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал