Практического раздела профессиональной подготовленности студентов вузов при дистанционном обучении



Скачать 44,73 Kb.
Дата29.10.2016
Размер44,73 Kb.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ (на примере дисциплины «Гимнастика»)

Айзятуллова Гульнара Рафаильевна



(top-gulia@rambler.ru)

НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена вопросам дистанционного обучения с использованием информационных технологий в высшей школе. Показана модель дистанционного обучения практической дисциплине «Гимнастика», что является сложным, в силу технической стороны рассматриваемого предмета.


Термин "дистанционное образование" был впервые использован Университетом штата Висконсин в каталоге заочных (корреспондентных) курсов 1892 года и имеет американское происхождение. Именно поэтому, этот год по праву считается годом рождения дистанционного обучения (ДО), что послужило поводом для появления в 1992/93 году юбилейных публикаций в США (Тихомиров В.П., 1997).

Будучи сугубо дополнительным и частным образованием, ДО первого поколения не было официально признано, что не мешало ему, именно в качестве дополнительного платного образования, быть вполне востребованным и рентабельным, заложив начало репутации "обучения на расстоянии" как перспективного коммерческого предприятия с обширным потребительским рынком. В настоящее время, ДО прочно вошло в образовательный процесс многих учебных заведение. Особенно, такое образование имеет успех среди технических и гуманитарных вузов.

Направленность физкультурного образования показала необходимость разработки обучения студентов «на расстоянии». Однако, возникли определенные трудности с практическими дисциплинами, такими как, спортивные игры, лыжный спорт, плавание, гимнастика и т.д. Возник вопрос: как научить выполнять какое-либо физическое упражнение, находясь не в спортивном зале, а затем – с использованием компьютера, получить и выполнить задание преподавателя? Наблюдается противоречие между необходимостью разработки новых моделей обучения и отсутствием понятий об этих процессах.

Первые попытки использования ДО в обучении студентов физкультурных вузов оказались успешными. Так, Н.Ю. Иванова в своей работе доказала эффективность использования ДО в обучении студентов физкультурников (на примере лыжного спорта). Нами же в данной работе предпринята попытка довести до круга заинтересованных лиц разработанную модель ДО по дисциплине «Гимнастика».

Разработка ДО осуществлялась на базе системы «Moodle», которая относится к классу LMS (Learning Management System) — систем управления обучением. В нашей стране подобное программное обеспечение чаще называют системами дистанционного обучения (СДО), так как именно при помощи подобных систем во многих вузах организовано дистанционное обучение. Moodle — это свободное программное обеспечение с лицензией GPL, что дает возможность бесплатного использования системы, а также ее безболезненного изменения в соответствии с нуждами образовательного учреждения и интеграции с другими продуктами. Moodle — аббревиатура от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Благодаря своим функциональным возможностям система приобрела большую популярность и успешно конкурирует с коммерческими LMS. Moodle используется более чем в 30 000 учебных заведений по всему миру и переведена почти на 80 языков, в том числе и на русский. Более подробную информацию о Moodle можно узнать на официальном сайте проекта (http://www.moodle.org/).

Исходя из целей обучения, содержания и структурирования учебной информации, были предусмотрены следующие виды деятельности обучающихся по освоению дистанционного курса:

изучение теоретического материала;

тестирование в режиме самоконтроля с обратной связью;

оn-line тестирование;

практическая подготовка;

выполнение контрольных и кейсовых заданий, творческих проектов;

оформление результатов, отсылка по e-mail преподавателю и/или товарищу по группе;

защита кейсовых заданий и проектов (on-line или off-line).

Учебный материал курса по содержанию, целям и задачам освоения был разбит на три компонента: теоретический, практический и методический, для изучения которых соответственно использовались определенные организационные формы, методы и средства обучения. Так, в результате теоретической подготовки, обучающиеся должны знать историю гимнастики, технику гимнастических упражнений. При изучении применялись методы сообщающего обучения (информационно-рецептивного и репродуктивного); в качестве контрольных заданий использовались тесты следующих типов: выбор одного варианта из многих, выбор многих из многих, с открытым вопросом, на соответствие.



Практическая подготовка предполагает освоение обучающимися техники выполнения упражнений, специфических для данного вида физкультурно-спортивной деятельности. Для формирования у обучающегося двигательных умений и навыков предусмотрены самостоятельные занятия, время и место проведения которых определяются индивидуально. С целью управления и организации занятий по спортивно-педагогическому совершенствованию в дистанционной фазе к печатным рекомендациям прилагается учебный видеофильм с демонстрацией техники изучаемого вида, сочетающий вербальное объяснение и показ упражнений. При наличии технических и организационных условий рекомендовалось осуществить видеосъемку выполнения упражнений самим обучающимся и провести самоанализ, а также организовать обмен видеороликами между обучающимися и проанализировать технику выполнения упражнений товарищами по группе (взаимоконтроль).
Использованные источники:

        1. Иванова, Н.Ю. Технология дистанционного обучения специальным дисциплинам студентов-заочников в вузах физической культуры: автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Смоленск, 2009. – 22 с.

        2. Лобачев, С.Л. Технологии дистанционного обучения: учебно-методическое пособие / С.Л. Лобачев, А.Э. Попов . – Шахты.: ЮРГУЭС, 2003. - 90 с.

        3. Полат, Е. С. Дистанционное обучение: каким ему быть? / Е.С. Полат, А.Е. Петров // Педагогика. - 1999. -№7. -С. 29-34.

        4. Тихомиров, В.П. ДО: история, экономика, тенденции /В.П. Тихомиров// Дистанционное обучение. 1997. № 2.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница