Правонарушение – виновное противоправное деяние, которое может быть подразделено на преступления и проступки. Наиболее комплексное определение экологических преступлений в широком смысле выведено российскими учёными–юристами



Скачать 106,84 Kb.
Дата18.10.2016
Размер106,84 Kb.
Высторобец. Е.А. Роль международных организаций в предупреждении экологических правонарушений. В кн.: Проблемы предупреждения экологических правонарушений. “Научные труды МНЭПУ”. Выпуск 2. Серия “Работы молодых ученых и студентов”. - М.: МНЭПУ, 2000, 176 С., С. 14-19.
Роль международных организаций в предупреждении

экологических правонарушений.


Состояние экологической преступности в мире характеризуется постоянным ростом и высокой латентностью. Ведущее значение в её общем предупреждении имеют меры социально–экономического характера; повышение активности граждан; совершенствование контроля за экологически значимым поведением, включая соблюдение уголовно–правовых запретов и др.. Эффективными мерами профилактики также являются резолюции, протесты и предложения международных организаций.

Рассмотрим значение понятий, их объём и содержание, применительно к теме настоящего очерка. Термин «международная организация» согласно Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.95 № 101–ФЗ означает межгосударственную, межправительственную организацию (ст. 2 п. «ж»). С организационной точки зрения это одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества между государствами. В широком смысле типология международных организаций включает и неправительственные образования.



Правонарушение – виновное противоправное деяние, которое может быть подразделено на преступления и проступки. Наиболее комплексное определение экологических преступлений в широком смысле выведено российскими учёными–юристами. Экологическими преступлениями, согласно господствующему мнению в отечественной юридической литературе, называются общественно опасные, предусмотренные уголовным законом деяния, посягающие на общественные отношения по сохранению благоприятной природной среды, рациональному использованию её ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения (Э.Н.Жевлаков, А.И.Рарог).

Нормы, устанавливающие состав деяний, квалифицируемых как экологические правонарушения и соответствующие им санкции содержатся в национальном законодательстве государств.



Роль международных организаций в предотвращении экологических правонарушений проявляется скорее опосредованно, через их деятельность в области международного права окружающей среды, ведения соответствующих баз данных, образования и просвещения т.е. в сфере международного сотрудничества. Немаловажной является прямая помощь со стороны международных организаций правительствам государств в разработке национальных стратегий, планов действий, программ, законодательных актов в области охраны окружающей среды.

Международные организации рассматривают вопросы глобального уровня, утверждают принципиальные основы, разрабатывают методологию решения экологических проблем, т.е. их роль заключается в создании системы, правового поля, механизмов сотрудничества, осуществлении конкретных проектов.

В соответствии с Программой действий по дальнейшему осуществлению повестки дня на XXI век (Глава III В, пункты 33–75), принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций на её девятнадцатой специальной сессии в Женеве 28 июня 1997 г. особое внимание в мировом масштабе обращено на ряд секторов и проблем антропогенного воздействия на окружающую среду в глобальном масштабе (ресурсы пресной воды, леса, энергетика, транспорт, атмосфера, токсичные химические вещества, опасные и радиоактивные отходы, земельные ресурсы и устойчивое с/х, опустынивание и засуха, биоразнообразие, устойчивый туризм). В тексте документа также указаны органы (международные организации), работающие над решением проблем и соответствующие нормативные документы.

В общем процессе формирования обычных норм мёждународного экологического права важная роль принадлежит резолюциям международных организаций и конференций, которые прокладывают путь позитивному праву. Общие, основные, специальные принципы международного права окружающей среды, принципы формирования глобальной политики в области охраны окружающей среды и развития (см. Дэвид Хантер. Международное экологическое право и политика) сложились при непосредственном участии международных организаций. Все они уже нашли отражение во многих действующих международных соглашениях.



Среди международных организаций выдающуюся роль играют учреждения системы ООН. В резолюции 1995/27 Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) призвал Генерального секретаря, также как Научно-исследовательский институт ООН межрегиональной преступности и правосудия (НИИМПП) и региональные учреждения по предотвращению преступности и обращению с преступниками, продолжать исследования, обмен информацией, обучение и техническое сотрудничество, способствующие развитию превентивных, регулятивных и других механизмов действия уголовного права по охране окружающей среды, обращая особое внимание на такие задачи как: (a) оценка первоочередных нужд и консультативные услуги; (б) помощь в обзоре или усовершенствовании законодательства и развитии эффективной инфраструктуры; и (в) подготовка кадров.

На шестой сессии Комиссии по предотвращению преступлений и уголовному правосудию ЭКОСОСа, состоявшейся в Вене 28 апреля – 9 мая 1997 г. Генеральный секретарь ООН выступил с докладом «Международное сотрудничество против транснациональной преступности. Роль уголовного права в охране окружающей среды», содержащим большой фактический материал.

Возможно, особый интерес для юриста представляет работа Комиссии международного права – вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН, одной из задач которой является, как известно, содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН). Несмотря на то, что Комиссия фактически зашла в методологический тупик по центральному вопросу об ответственности, ей удалось достичь заметного прогресса в формулировании обязательств государств по предотвращению экологического ущерба.

В целом при участии международных организаций к 2000 г. заключено около 400 многосторонних договоров в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Российская Федерация является стороной порядка 200 из них (подробнее об этом см.: Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Е.А. Высторобец).

Только немногие договоры требуют от договаривающихся сторон предусматривать уголовные санкции за экологические преступления. Они включают Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (в частности, ст. 9, абзац 5), Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (статья VIII), Международную конвенцию о предотвращении загрязнения с кораблей (ст. 4).

В 1999 г. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) подводила итог деятельности в течении 25 лет. Одним из последних примеров в длинном перечне конвенций и соглашений, заключённых по инициативе или поддержке ЮНЕП, является Роттердамская конвенция, в которой говориться о распространении в международной торговле процедуры предварительного информирования о получении согласия в отношении отдельных видов опасных химических веществ и пестицидов - важный шаг на пути предотвращения экологических правонарушений.

В процессе работы над заданными темами ЮНЕП разработала особый метод, получивший название программного. Он включает в себя три уровня. Вначале собирается информация об экологических проблемах и предпринимаемых усилиях по их разрешению, выявляются пробелы в знаниях и недостатки в осуществлении, а также определяются учреждения, которые должны быть привлечены к исправлению положения. Затем определяются цели и стратегии для Программы и разрабатываются конкретные мероприятия. Этот материал представляется правительствам, международным межправительственным и неправительственным организациям, другим учреждениям. Наконец, на заключительном этапе отбираются мероприятия, которые получат поддержку от Глобального экологического фонда.

Более пятидесяти государств получили от ЮНЕП помощь в разработке своего природоохранного законодательства, которая выразилась в подготовке докладов для правительств, рекомендаций и проектов документов.

В число международных организаций, под эгидой которых разработаны важнейшие международные соглашения в области охраны окружающей среды входят Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная морская организация (ИМО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Всемирная продовольственная организация (ФАО), Всемирная торговая организация (ВТО), Евросоюз (ЕС), Содружество Независимых Государств (СНГ).

В 1996 г. Совет Европы сообщил, что Европейский Комитет по проблемам преступности одобрил в июне 1996 г. проект Конвенции по охране окружающей среды уголовным правом. 16 ноября 1998 г. семь стран (Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия и Швеция) подписали эту конвенцию, открытую для подписания 4 ноября 1998 г. Согласно ст. 2 Конвенция требует от Сторон признать уголовно наказуемыми разнообразные серьёзные правонарушения. Они, в частности, относятся к сфере незаконного обращения источников ионизирующей радиации, опасных отходов. Несмотря на то, что ряд положений являются добровольными, подписание конвенции безусловно является вехой в развитии международного права охраны окружающей среды.

В предотвращение экологических правонарушений внесли определённый вклад организации, осуществившие ряд тематических проектов. Среди них: Университет Организации Объединенных Наций; Программа ООН по развитию (ПРООН); Международная Ассоциация юристов; Международный Центр социологических, уголовных и пенитенциарных исследований и наук; Международный Совет экологического права; Центр Международного союза охраны природы (МСОП); Центр по предотвращению международных преступлений (Вена); Межпарламентский Союз и др..

Мандат Интерпола включает борьбу с экологическими преступлениями, подлежащими уголовному преследованию. Уже в 1976 г. была принята резолюция Интерпола о борьбе с незаконной торговлей видами дикой фауны и флоры. Сегодня, однако, главную озабоченность Генерального секретариата вызывают незаконные трансграничные перевозки опасных отходов и веществ, проблема, которая становится все более острой для здоровья населения в многих странах (Клем Сёрен. Экологические преступления и роль Интерпола).

К 1994 г. Генеральному секретариату Интерпола было сообщено о 70 фактах экологических преступлений. Приблизительно 80 процентов дел – сообщения Европейских стран, 15 % США и остальные из Африки и Ближнего Востока. Главным образом дела касаются незаконных перевозок опасных веществ, то есть перевозки отходов и сброса и/или перевозки радиоактивных веществ.

Решению частных или региональных вопросов помогают международные форумы, конференции, семинары и т.п., организуемые международными организациями. В Апиа, Самоа в июне 1998 г. под эгидой НИИМПП и др. организаций состоялся международный семинар "Уголовное право и его применение в международных конвенциях по охране окружающей среды". В ходе семинара не обошлось без курьёзов. Так, во время ужина, хозяином которого был Министр, входящий в Кабинет, один из экспертов заподозрил что на угощение подана зажаренная тушка исчезающей птицы. Бдительный инспектор сохранил косточки дичи, а по результатам расследования ловец птиц был признан виновным и на него была возложена обязанность уплатить штраф. В ответ на реплику подозреваемого: «Министр попросил меня поймать нескольких птиц в кустарнике для приготовления традиционного самоанского жаркого, что я и сделал». – Министр ответил: «Я никогда не говорил ему охотиться на охраняемые виды».



О размахе экологической преступности заставляют задуматься следующие цифры. Согласно Интерполу мировой годовой оборот от законной и противоправной торговли дикими животными (живыми или мёртвыми) и растениями, а также продуктами из них, составляет 6 миллиардов долларов США. Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) оценивает этот оборот более, чем в три раза, ± в 20 миллиардов. Ежегодно в мире продаётся 350 миллионов животных и растений. Считается, что 25 % этой торговли незаконны.

Сотрудничество России с международными организациями в области охраны окружающей среды должно в целом способствовать укреплению взаимного доверия, служить целям установления экологически мотивированного баланса интересов в мире, обеспечивать реализацию российского опыта, интеллекта и созидательного потенциала. Необходимо создание условий для выполнения роли международных организаций, в том числе, роли по предотвращению правонарушений.



В защите окружающей среды уголовное право должно играть ключевую роль, а в части борьбы с преступлениями, касающимися незаконной торговли опасными и радиоактивными веществами, видами животных и растений, находящимися под угрозой использоваться как первичный инструмент, начиная с уголовных санкций, обеспечения соответствия степени опасности преступления наказанию за него, выступать в качестве сдерживающего фактора.

В части предотвращения экологических правонарушений международными организациями наиболее эффективным может быть контроль уполномоченных органов, как правило секретариатов конвенций, за исполнением международных договоров. Затем, важное место занимают функции информационного обеспечения в области предотвращения экологических правонарушений, образования и подготовки кадров.


Е.Высторобец

ведущий специалист

Управления международного сотрудничества Госкомэкологии России

Не опубликовано:




  1. Агентство социальной информации еженедельный информационный выпуск № 12 (224) 25 марта – 1 апреля 1999 г. http://www.asi.org.ru/issues/htm/ W12(224).html

  2. Азиатский фонд по предотвращению преступлений: http://www.acpf.org/ indexE.html

  3. Жевлаков Э.Н. Экологические преступления и экологическая преступность. Учебное пособие. М.: Белые Альвы, 1996, 96 с.

  4. Защита окружающей среды в международном гуманитарном праве. Сборник статей. Международный комитет красного креста, 1995, 126 с.

  5. Криминология. Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 1997, 512 с.

  6. Марченко Ю.В. – аспирант кафедры международного права факультета международных отношений Белорусского государственного университета о роли и месте ООН в системе международного природоохранного сотрудничества http://www.un.minsk.by/publications/ journal/ journal2_99/marchenko.htm

  7. Международный центр по предотвращению преступлений: http://www.crime–prevention–intl.org/english/index.htm (Fax: 1–514–288–8763 or: 507, Place d'Armes, bureau 2100, Montreal (Quebec) H2Y 2W8 Canada

  8. Международный центр реформы уголовного права и уголовной политики, Ванкувер, Канада: http://www.icclr.law.ubc.ca/html/publications.htm#Enivornment

  9. Научно–исследовательский институт ООН по межрегиональной преступности и правосудию (НИИМПП) UNICRI http://www.unicri.it/

  10. Российская библиотека диссертаций: http://www.dissertation.ru.ru/

  11. Россия в окружающем мире: 1998 (Аналитический ежегодник). Отв. ред. Н.Н.Марфенин / Под общей редакцией: Н.Н.Моисеева, С.А.Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998, 316 с.

  12. Словарь по правам человека Алберт Дж. Лонгман, Алекс П. Шмидт. Издан в рамках двухгодичной программы партнерства между Американским Фондом Развития и Московским исследовательским центром по правам человека, финансируемой Агентством Международного Развития США и реализуемой во взаимодействии с Советом по Международным Исследованиям и Обменам (IREX): http://www.hro.org/glossary/index.htm

  13. Советский энциклопедический словарь. Пред. научно–редакционного совета А.М. Прохоров. М.: Советская Энциклопедия, 1981, 1600 с.

  14. Справочная правовая Гарант–максимум Всего документов 69100 по состоянию на 22.01.99 Версия 4.05.3 М.: НПП Гарант–Сервис, 1990–1998

  15. Тимошенко А.С. Международное сотрудничество по охране окружающей среды в системе ООН. М., 1981.

  16. Трусов А.Г. Международное экологическое право (Международное право окружающей среды). Учебно–методическое пособие. М.: МНЭПУ, 1999, 84 с.

  17. Уголовное право России. Особенная часть. Учебник под редакцией профессора А.И. Рарога. М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1998, 480 с.

  18. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.95 № 101–ФЗ, принят Государственной Думой 16.06.95

  19. Энциклопедия российского права. Федеральный выпуск. Электронный бюллетень. Сентябрь 1999 г., выпуск № 13(43), АРБТ, Российская Газета. 78745 документов по состоянию на 20.08.99 М.: ООО Равновесие–Медиа

  20. International co–operation in combating transnational crime. The role of criminal law in the protection of the environment. Report of the Secretary–General. Commission on crime prevention and criminal justice. 6th session, Vienna, 28 April – 9 May 1997 Economic and Social Council E/CN.15/1997/10 17 February 1997 Original: English 20 p.

  21. Press Release SOC/CP/180 21 May 1996

  22. Press Release SOC/CP/181 23 May 1996

  23. Press Release SOC/CP/183 23 May 1996

  24. Proposals for the preparations for the Tenth United Nations Congress on the Prevention of Crime and the Treatment of Offenders. Report of the Secretary–General. Commission on crime prevention and criminal justice, 5th session, Vienna, 21–31 May 1996 Economic and Social Council E/CN.15/1996/15 10 April 1996 Original: English 56 p.

  25. Response to the Environment, Transport, And Regional Affairs Select Committee report on 'Sustainable Waste Management' Presented to Parliament by the Deputy Prime Minister and Secretary of State for the Environment, Transport and the Regions by Command of Her Majesty September 1998 Last–Modified: Thu, 10 Dec 1998 04:46:07 GMT

  26. The European Union and the New Europe. White Paper. Last–Modified: Wed, 07 Jul 1999 19:14:40 GMT

  27. Third International Conference on Environmental Enforcement. Conference proceedings. Volume I. Oaxaca, Mexico. 25–28.04.94, pp. 586








Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница