Православная духовность в романе «Пути небесные» И. С. Шмелева



страница1/16
Дата23.11.2017
Размер1,2 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Masarykova univerzita

Filozofická fakulta

Ústav slavistiky

Magisterská diplomová práce

2016 Inamjan Ibragimov

Masarykova univerzita

Filozofická fakulta

Ústav slavistiky

Ruský jazyk a literatura

Inamjan Ibragimov

Православная духовность в романе «Пути небесные» И.С. Шмелева

Magisterská diplomová práce

Vedoucí práce: doc. PhDr. Josef Dohnal, CSc.

2016


Prohlašuji, že jsem diplomovou práci vypracovala

samostatně s využitím uvedených pramenů a literatury.

... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...



Zde bych chtěl poděkovat svému vedoucímu práce doc. PhDr. Josefovi Dohnalovi, CSc., za cenné rady a připomínky, bez kterých by tato práce nemohla vzniknout.

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 6

Глава I. Роман «Пути небесные» И. С. Шмелева в контексте творчества писателя 10

Глава II. Отображение процесса духовного становления личности в романе «Пути небесные» И. С. Шмелева 20

II.I. Понятие духовности в православной интерпретации 20

II.II. Путь Дариньки 23

II.III. Путь Вейденгаммера 26

II.IV. Что есть Небесный путь для православной личности 28

II.V. Основные черты религиозной личности в романе 31

Глава III. Жанровое своеобразие и система образов в романе «Пути небесные» И. С. Шмелева 34

III.I. Жанровое своеобразие романа «Пути небесные» 34

III.II. Система образов в романе «Пути небесные» 37

III.II.I. Образ Дарьинки: Спасение в молитве 38

III.II.II. Образ Вейденгаммера: От неверия к спасительной вере 41

III.III. Идейно-художественные особенности романа «Пути небесные» 43

Глава IV. Роман И.С. Шмелева "Пути небесные" как целостная духовно-эстетическая система в контексте русского православия 47

IV.I. Как определяется духовно-эстетическая система писателя 47

IV.II. Общие цели христианской религии и русской литературы 48

IV. III. Особенности изображения духовного мира основных персонажей в романе 51

IV.IV. Персонажи романа – как феномен проявления мировоззрения автора 53

IV. V. Мастерство писателя в создании целостной духовно-эстетической системы в романе 57

Глава V. «Пути небесные» И.С. Шмелева как образец духовного романа в русской литературе 62

V.I. Предшественники писателя по религиозной тематике и связь романа «Пути небесные» с их произведениями 62

V.II. Связь творчества И. С. Шмелева с религиозными произведениями своих современников 68

V.III. Интерпретация религиозной личности в духовном романе Шмелева 71

Заключение 74

RESUMÉ 79

Использованная литература 84



ВВЕДЕНИЕ

Иван Сергеевич Шмелев (1873–1950) – является ярким представителем консервативно-христианского направления в русской литературе первой половины 20 века.

Объектом моей магистерской работы является роман «Пути небесные» И. С. Шмелева.

Роман «Пути небесные» И. С. Шмелева предполагался трилогией, писатель в мае 1936 года завершил первый том, в 1944–47 годах создал второй том, третий том остался незавершенным.

Это роман о внутреннем мире православного человека – о его ценностях и идеалах, о поиске им пути к Богу.

В основу романа положена подлинная история двух людей, живших в конце 19 века рядом с Оптиной Пустыней – одного из значительных монашеских обителей православной России. Дарья Королева – глубоко верующая девушка, способствовала нравственному перерождению инженера Виктора Алексеевича Вейденгаммера. После внезапной смерти Дарьи Виктор Вейденгаммер станет монахом Оптиной Пустыни.

Проблема духовности всегда была чрезвычайно важна для художественного творчества.

На протяжении веков в истории человечества выстраивалась определенная система, которая отвечала на массу вопросов, давала понимание человека, общества и мира, объясняла, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

В этой системе находятся все мировые этико-религиозные учения.

По мнению русских богословов, православие выстраивает в сознании человека систему нравственных приоритетов, структурирует его личность, дает стойкий внутренний стержень. Человек, имеющий такой стержень, с достоинством может справляться с труднейшими жизненными кризисами.

Религия в этом отношении своего рода операционная система, которая вкладывается в человека. И если она работает устойчиво и хорошо, то и все программы, которые в нее интегрируются, тоже работают хорошо. А когда операционная система плохая, то любые программы в ней будут вести себя непредсказуемо – так случилось с коммунистической идеологией в советской России.

Православие в художественной интерпретации И. С. Шмелева – это и есть компас и карта, которые показывают верное направление становления личности, и вообще духовного движения.

Образ православной России – центральный в творчестве И. С. Шмелева. Писатель открывает читателю мир, в котором своей чередой идут православные праздники, радости, скорби, приобретения и потери, в его основе которого лежит христианское понимание человеческого сердца и души.
Художественные достижения одного из самых ярких представителей эмиграции «первой волны», творчески претворившего в своем опыте каноны русской литературы 19 века, опыт философско-эстетических и этических концепций своего времени, представляет интерес как феномен продолжения традиций русской классической литературы в 20 веке.

Следует отметить, что система религиозно-эстетических представлений писателя, которые легли в основу «Путей небесных», сформировалась в переписке с великим русским философом И. А. Ильиным.

Иван Алексеевич Ильин (1883–1954) был выдающимся русским философом, писателем и публицистом, последовательным критиком коммунистической власти в России. Взгляды Ильина сильно повлияли на мировоззрение русских интеллектуалов консервативного направления 20 века, от Шмелева до Солженицына.

И. А. Ильин высоко оценивал творчество И. С. Шмелева. В своей книге «О тьме и просветлении» он писал, что с точки зрения духовных ценностей православия Иван Шмелев являет собой высший тип писателя.

Анализируя творчество Шмелева, Ильин пишет о всеобъемлющей любви писателя к России как о великой духовной ценности, ставя его в один ряд с классиками русской литературы.

«Так о России не говорил еще никто. Но живая субстанция Руси – всегда была именно такова. Ее прозревали Пушкин и Тютчев. Ее осязал в своих неосуществимых замыслах Достоевский. Ее показывал в своих кратких простонародных рассказах Лев Толстой. Ее проникновенно исповедовал Лесков. Раз или два целомудренно и робко ее коснулся Чехов. Ее знал, как никто, незабвенный Иван Егорович Забелин. О ней всю жизнь нежно и строго мечтал Нестеров. Ее ведал Мусоргский. Из нее пропел свою серафическую всенощную Рахманинов. Ее показали и оправдали наши священномученики и исповедники в неизжитую еще нами революционную эпоху. И ныне ее, как никто доселе, пропел Шмелев» [8,131].

Изучение творчества Шмелева с точки зрения православной духовности отражает общий интерес к художественному миру писателя, к проблеме восстановления целостности литературного процесса 20 века.

Методы предпринятого исследования основываются на комплексном подходе, включающем использование сравнительно-исторического и биографического методов.

Теоретико-методологической базой работы послужил опыт изучения проблематики и поэтики творчества И. С. Шмелева, представленный в исследованиях М. М. Дунаева [5], А. М. Любомудрова [13], А. П. Черникова [26], Я. О. Дзыги [4], Н. М. Солнцевой [20], Л. А. Спиридоновой [22], Е.А. Осьмининой [15], О. Н. Сорокиной [21] и в других источниках.

Все исследователи, начиная с религиозных философов начала 20 века, подчеркивают генетическую связь русской литературы с христианством, так как она появилась на Руси вследствие его принятия. Секуляризация, по мнению ученых, не смогла окончательно отделить светскую литературу от церкви. В русской литературе сохранились христианские традиции, которые во многом определяют ее глубину и значимость и обуславливают ее существенные отличия от западной литературы.

В данных исследованиях русские исследователи вводят категорию церковности с целью отличать действительно православные произведения от произведений, несущих идеи гуманизма, и выделяет в русской классике особый тип реализма, отображающий реальность церкви в мире – духовный реализм. Мы в своей работе опираемся на эти теоретические положения российских ученых. Об определении данного творческого метода и созданного на его основе жанра «духовного романа» мы остановимся в дальнейшем.

Теоретическое значение нашего исследования состоит в углублении представлений о содержании и художественном значении православной духовности в творчестве И. С. Шмелева.

Практическое значение диссертации в том, что результаты исследования могут применяться в ходе дальнейшей разработки вопроса о духовных и художественных традициях русской классики в литературе эмиграции, при решении проблемы «русская литература и православие», в процессе формирования объективной, научно обоснованной картины русской литературы 20 века.

В этой работе будет проведен литературоведческий анализ романа как одного из значительных произведений русской литературы 20 века.

В работе будем рассматривать проблему становления личности и духовно-эстетическую концепцию в романе «Пути небесные» И.С. Шмелева, а также его жанровое своеобразие, систему образов и особое место в русской литературе как образца духовного романа.

Структура и объем работы – она состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.

Во Введении основывается возможность исследования специфики православной духовности по роману «Пути небесные» И. С. Шмелева.

В первой главе «Роман «Пути небесные» И. С. Шмелева в контексте творчества писателя» раскрывается место и значение романа «Пути небесные» в целом творчестве И. С. Шмелева.

Во второй главе «Отображение процесса духовного становления личности в романе «Пути небесные» И. С. Шмелева» исследуется проблема ценностей и идеалов православного человека, как они интерпретированы писателем в создании характеров своих персонажей в романе «Пути небесные».

В третьей главе «Жанровое своеобразие и система образов в романе «Пути небесные» И. С. Шмелева» исследуется закономерность жанрового своеобразия и специфики системы образов в романе «Пути небесные» в контексте творческого пути И.С. Шмелева.

В четвертой главе «Роман И. С. Шмелева «Пути небесные» как целостная духовно-эстетическая система в контексте русского православия» раскрывается роль и место романа «Пути небесные» И. С. Шмелева в русской литературе 20 века как оригинального и целостного взгляда на жизнь человека с точки зрения русского православия.

В пятой главе «Пути небесные» И.С. Шмелева как образец духовного романа в русской литературе» проводится сравнительный анализ романа «Пути небесные» с произведениями Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, Б. К. Зайцева и других русских писателей, написанными на религиозную тематику.

В Заключении подводятся итоги проведенного литературоведческого исследования.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница