Причины расстройства психики, биосенсорный взгляд



Скачать 131,91 Kb.
Дата24.10.2016
Размер131,91 Kb.


Причины расстройства психики, биосенсорный взгляд.
«Появляется все больше людей, сознательно или бессознательно испытывающих внутренние духовные нагрузки. Кроме того, духовное развитие современного человека, в силу его большей разносторонности и, особенно вследствие сопротивления, вызванного его критическим умом, стало более трудным и сложным внутренним процессом, чем в прежние времена».

Роберто Ассаджиоли

«Духовное развитие и нервные расстройства»
В этой статье предлагается аналитический взгляд на природу психических расстройств, опираясь на современный опыт исследований в Биосенсорной психологии, а также на опыт многовековой давности, описанный в Книге Екклесиаста из Ветхого завета. Избранный подход к этой проблеме позволяет ощутить динамику ее осмысления на большом историческом отрезке, почувствовать остроту нынешнего положения дел.

«В биосенсорных психодисциплинах нашли материальное научное подтверждение некоторые религиозные, мистические, а ранее и мифологические ожидания, следующие из народных верований, а так же научно необоснованных утверждений, исторически сопровождающих человечество на всём пути существования - разделяя его и противопоставляя приверженцев. Противостояние между сторонниками крайних научных и крайних мистических предпочтений претерпело значительное смягчение с помощью направления биосенсорных психодисциплин». В.В. Тонков.

Смягчение противостояния, о котором говорит Владимир Тонков, как мне кажется, в этой публикации может достичь уровня полного его отсутствия.
Исследуя текст Книги Екклесиаста было обнаружено, что причиной человеческих проблем являются две основные эмоции. Это гнев и тревога. Именно в этих состояниях происходит растрата (потеря) энергии человека, непродуктивное действие (потеря времени).

Причин, которые приводят к возникновению этих разрушительных эмоций множество, и проявляться они могут во всех сферах деятельности человека. Но объединяет их одно – пренебрежение человеческим природным свойством - умением радоваться, и как следствие отсутствие радости.

Тогда, как «…лучшее, что может человек – это есть, пить и наслаждаться работой, которую он должен делать». (Книга Екклесиаста(2:25))
И хотя во времена Ветхого Завета психологии как науки не существовало описание в Книге Екклесиаста вышеуказанных негативных процессов можно вполне признать психоаналитическим. С настойчивой методичностью Екклесиаст напоминает этот тезис в своих размышлениях по поводу деятельности человека, показывая, что важным является не только то, «что» человек делает, но ещё более важно «как?». Радуется ли тому, что имеет и делает?

Гнев или тревога тогда и появляются, когда человек отказывается от своей естественной способности проявлять радость. И происходит это потому, что, по утверждению Екклесиаста, без Бога радоваться невозможно.


«Есть ли человек, который ест и радуется жизни без Бога? Нет такого!». (Книга Екклесиаста(2:24))
Эта цитата не является поводом для рассуждений, есть Бог или Его нет. Она показывает, что если человек не ощущает себя, включенным в огромный процесс жизни Вселенной, Земли, ее природы, жизнь его безрадостна.

Но для того, чтобы ощущать и поддерживать эту включенность, необходим определенный уровень сенситивности (чувствительности), чтобы не пропускать, а замечать мгновенья своей жизни и радоваться их потоку.

Правда, человечество нашло не мало способов, чтобы тормозить рост своей сенсетивности, притуплять ее. Потому, что, боль, чувство боли, это то, чего люди стараются избегать. А вместе с этим утрачивается и полнота ощущения самого себя.

И здесь необходимо сказать о том, что Биосенсорная психология, являясь прикладной наукой, и появилась, как реакция на потребность человечества восстановить и развить свою сенсетивность. Поскольку недоразвитая сенситивность не обеспечивает человеку возможность адаптироваться в стремительно меняющихся условиях современной жизни.

Здесь, пожалуй, будет уместно дать некоторые определения, дающие представление Биосенсорном направление в области психологии.
Био (от греч. Bios – жизнь). Эта часть слова определяет животное происхождение жизни человека, его биологические особенности.

Сенс (от лат. Sensus – чувство, ощущение). Эта часть слова свидетельствует о работе чувственного аппарата по непосредственному видоизменению физической материи.


Биосенсорная психология в качестве вновь объявленной модальности зарегистрирована в 2003 году в Москве в Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиге.

Биосенсорная психология – это наука о воспитании системы тонкочувственного восприятия человека, которое дает возможность психике человека обращаться к обширным исследованиям и самоисследованиям с целью выявления собственных естественных психофеноменологических качеств. Благодаря этому выявляются способности к прямому физическому взаимодействию с материальными и иноматериальными средами, физическими объектами и живыми физическими существами. Основной постулат биосенсорной психологии говорит – материально все. Этот постулат распространяется и на психику: психика – материальна.


Прежде чем продолжать говорить о сенситивности человека по отношению к его собственной жизни в целом, целесообразно посмотреть, что известно, в этой связи, о таком необходимом атрибуте как физическое тело. В данном случае я говорю о теле, как о биологическом объекте.

Коротко изложу некоторые моменты, которые замечательны в связи с данной публикацией. В физиологии сенситивность человека относится к разделу нервной системы, где поддерживается определенный уровень проводимости за счет постоянного включения в работу жизнеспособных клеток не задействованных ранее взамен умерших. Из курса физиологии известно, что в сформировавшейся нервной системе человека нервные клетки (нейроны) не задействованы всем своим объемом, а лишь частично.

Из этого может быть сделан вывод. Если бы человек выбрал развиваться в направлении большей чувствительности, ему пришлось бы вести образ жизни так, чтобы процесс включения новых клеток и отмирания уже действующих был отрегулирован в сторону роста количества действующих (живых) клеток нервной системы. Это, конечно, привело бы к более качественному управлению жизнедеятельностью организма человека. Но в этом случае, как показывает наблюдение людей с экстрасенсорными способностями, встает проблема, как переносить, возникающую в связи с возросшей сенситивностью боль. Обычно люди предпочитают заглушить боль медикаментами, алкоголем, наркотиками. Однако, в процессе эволюции человека возможен и другой способ.

Появление боли в силу возросшей чувствительности может мотивировать человека к осознанному изменению своего психического состояния. Существенным здесь является, осознает он, что с ним происходит или нет.

Поведение человека в такой ситуации это процесс выхода из дискомфортного положения. Неосознанный выход из такого положения окружающими людьми, например родственниками, может восприниматься как психическое расстройство или болезнь.

Существует предположение, что психические расстройства и заболевания возникают в связи с процессом эволюции человека как вида. Стало быть, ответственность за возникновение расстройств и болезней лежит на самом человеке, просто какое-то время он оказывается не в состоянии реагировать на свой собственный процесс эволюции.

За последнюю пару тысячелетий принципиальных изменений в причинах психических расстройств не произошло. То, что делали люди во времена Екклесиаста, и до него, они делают и сейчас. Разница может лишь в том, что для каждой эпохи существует свой предел психической прочности, за который невозможно переходить без качественного изменения психических структур. Происходят ли эти изменения у людей добровольно (осознанно), либо принудительно под воздействием времени, сказать однозначно невозможно. Скорее всего, имеют место быть оба явления.

Без помощи специалиста выбраться из ситуации, связанной с расстройством психики, обычному человеку в нынешних условиях достаточно трудно, так как обычно все происходит внезапно, в окружении родственников или сослуживцев, которые, как правило, не готовы воспринять такую ситуацию спокойно и сами находятся в критическом состоянии, когда видят неадекватно ведущего себя человека.

Как же оказать помощь человеку? Воздействовать на физиологические процессы, чтобы отрегулировать психические? Или наоборот? Я думаю это вопрос конкретной ситуации. Если психолог обладает способностью снимать острые состояния клиента и поддерживать его состояние на безопасном уровне с помощью психокорректирующих методов, то медикаментозное вмешательство не требуется, если нет, то возможно экологичностью придется пренебречь на какое-то время.

Восстанавливать у человека ощущение самого себя, на мой взгляд, эффективно помогают не директивные психологические методы. К таковым можно отнести методы Биосенсорной психологии, представляющих комплекс адаптированных для этого психоэнергетических техник на основе дыхания, движения и звукообразования. Замечательным является то, что, используя управляемое трансовое состояние, достигается естественное, ненасильственное восстановление или коррекция психики клиента.

Описывать каким образом создается транс в этой публикации нецелесообразно. Проще просто получить собственный опыт при взаимодействии со специалистом в области Биосенсорной психологии. Главное, что хочется подчеркнуть то, что транс обеспечивает трансформацию (качественное изменение), а не ограничивается уровнем объяснений, которые дают лишь временное облегчение критическому уму.

Привычка все объяснять сама по себе уже становится проблемой. Однако сегодня это пока один из самых распространенных способов в практике психологов помочь избавиться от беспокойства.

Не сложно дать объяснение (название) происходящего в жизни с помощью привычных слов и породить иллюзию ясности для ума. Но это не останавливает течение времени в остальных составляющих психику человека пространствах.
Далее хотелось бы показать, как причины психических расстройств взаимосвязаны с категорией ВРЕМЯ.

Следует заметить, что исследования автора Книги Екклесиаста начались одновременно с обучением биосенсорным психотехникам. Для проникновения в суть текста использовано вхождение в погруженные состояния, освоенные во время обучения.

Прочитайте внимательно цитату из Книги Екклесиаста:
«Всему свое время, и всё на Земле случится в

своё время.

Время рождаться, и время умирать,

время сажать и время вырывать посаженное.

Время убивать и время лечить,

время разрушать и время строить.

Время плакать и время смеяться,

время грустить и время плясать.

Время бросить камень, и время его поднять,

время обнимать и время выпустить из объятий.

Время находить, и время терять,

время беречь и время выбрасывать.

Время разрывать одежду, и время зашивать её,

время молчать, и время говорить.

Время любить, и время ненавидеть,

время для войны, и время для мира».

(3:1-8)

Очевидно, что здесь показано, как жизнь предлагает совершать различные и даже прямо противоположные действия, но в разное время. И это звучит как закон, предписание, которым не следует пренебрегать. Нам предлагается проживать события независимо от того, считаем мы их хорошими или плохими.


Если человек чувствует свою жизнь, он сможет исполнить то, что ему необходимо в конкретный момент времени. В противном случае момент будет упущен, а энергия поступка останется нереализованной. Это происходит, потому что человек отвлекается от своевременного действия, того, что надо делать сейчас. Вместо этого он совершает поступок преждевременный или запоздалый. А своевременное действие остается незавершенным.

Таким образом, человек представляет собой набор начатых, но незавершенных, нереализованных действий. Подобное наблюдение можно увидеть и концепции Гештальтпсихологии. По большому счету причиной психических расстройств и вообще заболеваний является неспособность человека ощущать, воспринимать, чувствовать и понимать своевременность. Это похоже на отсутствие мудрости.

В этой связи можно сказать, что мудрость – это своего рода сенситивность на поле событийности. Вот как связываются у Екклесиаста мудрость и время:
«Мудрый знает, какой поступок правильный, и какое время для него правильное». (8:5).

«Всякому делу есть подходящее время и правильный способ». (8:6).


Екклесиаст описывает взаимосвязи очень простым, доступным языком. Он мастерски охватывает и взаимоувязывает типовые события жизни человека. И любой человек может приложить этот опыт к своей жизни.

Еще одно важное понятие, которое следует рассмотреть в рамках данной публикации – МЕСТО, в научной терминологии – ПРОСТРАНСТВО. Оно для нас привычно соединяется со ВРЕМЕНЕМ. Эту неразрывность можно видеть в физических категориях, я имею в виду понятие «пространственно-временного континуума». Так что же такое пространство?

Я позволю себе дать этому такое описание:


  1. Это сферы, в которых функционирует человек, живет, действует, желает, исполняет и т.д..

  2. Это территории, на которых человек реализует свои способности и навыки.

  3. Это области его жизненных интересов.

И с точки зрения Биосенсорной психологии все это материальные среды. Как же предлагает Екклесиаст человеку распорядиться своим временем и местом?


«Видел я – лучшее, что может человек, - это есть, пить и радоваться тому, что делает за время своей недолгой земной жизни». (5:18)
Обычно люди делят время своей жизни на ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ и БУДУЩЕЕ. Пребывание в таком разделенном бытии так же можно отнести к причинам психических расстройств. Оно также вызывает у человека проявление эмоций, которые принято называть ГНЕВ и ТРЕВОГА.

По наблюдениям автора склонность человека гневаться, в большей степени связана с прошлым, точнее с попыткой перетащить событие прошлого в будущее. Получив однажды от чего-то приятное ощущение человек, желает его повторить, да еще в той же форме. Но это не возможно, это равносильно остановке жизни (течения времени). Человек каким-то образом ввел себя в заблуждение, и ожидает, что произойдет повторение того, что он ожидает. И гневается каждый раз, когда ожидаемое событие повторно не происходит. Нельзя войти в одну и ту же реку дважды.

Посмотрим рекомендацию Екклесиаста по поводу гнева. Здесь хорошо видно как гнев связан с отношением человека к тому, что было раньше.
«Не впадай быстро во гнев, потому что гнев живет в груди глупцов. Не спрашивай: «Почему раньше жизнь была лучше?». Мудрость не задает такой вопрос». (7:9, 7:10).
Что же касается склонности человека тревожиться, то она связана с будущим. Это происходит так. Получив не приятное впечатление от какого-то события, человек не желает его повторения и пытается его остановить, потому что оно может принести с собой вновь неприятное чувство. То есть не может смириться с тем, что процессом смены приятного и неприятного управляет не он. И здесь попытка остановить время выражается через потерю энергии в тревожном состоянии. Тогда как продуктивное отношение к жизни может быть таким:
«И я сказал сам себе: «Господь назначил время всему и всякой работе»». (3:17).
Проблему тревожности Екклесиаст отчасти связывает с глупостью, которая выражается в избыточном планировании на будущее, а так же в неисполнении высказанных замыслов.
«От больших волнений бывают плохие сны, и у глупых всегда слов больше, чем нужно.

Если ты пообещал Богу, то сдержи своё обещание, не медли с его исполнением, не в глупцах счастлив Бог.

Сделай то, что ты обещал Богу.

Лучше не обещать ничего, чем пообещать и не сделать». (5: 3,4,5)

Склонность человека гневаться и тревожиться связана с тем, что рефлекторность, как принцип поведения-действия, проникла в процесс мышления человека, образуя в его сознании некие причинно-следственные шаблоны. Описать этот можно так. Если происходит «ЭТО», то в результате обязательно будет «ТО» и для этого имеется привычная форма реагирования.

Это, похоже, на поведение животного. Ведь животная природа в человеке присутствует. На это обращает внимание своих слушателей Екклесиаст. Это качество тоже подвергается испытанию в жизни человека с целью его осознания.

« И сказал я себе о людях: «Господь испытывает людей и хочет, чтобы люди увидели, что подобны животным»» (3:18).

А это значит, что когда человек увидел, осознал рефлекторность своих действий по жизни, он уже отличается от животного в этой части, и потому человеком становится.

Следует заметить, что сенситивность, как необходимый инструмент для работы психики, здесь развивается до уровня видения.

Время движется неумолимо, и для каждого человека наступает момент, когда время требует отказаться от рефлекторного (механистического) бытия. Вообще можно сказать так: «Если устремления человека не совпадают с вектором времени его жизни, он выпадает из нее».


В завершении рассуждений о причинах психических расстройств представляется важным рассмотреть еще один аспект, на который обращает наше внимание Екклесиаст. Он связан с продолжительностью жизни. Суть его в том, что человек делает что-либо «слишком». То есть у него отсутствует чувство меры по поводу продолжительности своих действий. Это похоже на нарушение своевременности: - «слишком рано» или «слишком поздно».
«Зачем себя убивать? Не выставляй себя слишком праведным и слишком мудрым. Не будь слишком плох и слишком глуп. Зачем тебе умирать преждевременно?» (7:16)
Способность человека обнаруживать, почувствовать в своей жизни излишнее, чрезмерное и вовремя остановиться может быть ключом к счастливой жизни. И здесь опять без сенситивности не обойтись. В этих случаях она вырастает до мудрости. Вот как предлагает это делать Екклесиаст:
«Лучше удовлетвориться тем, что есть у тебя, чем иметь больше и никогда не довольствоваться этим» (4:6).
«Лучше радоваться тому, что есть у тебя, чем всегда желать большего. Желать большего так же бессмысленно, как пытаться поймать ветер»(6: 9).
Это как раз о том, что следует поддерживать состояние радости, наслаждения, удовлетворения оттого, что делаешь в настоящем моменте, а это трансовое состояние, чем тратить это время на суетное желание большего. И еще важное наблюдение. Если ранее выпущенные желания не удовлетворены, то на реализацию возникающих новых может просто не хватить энергии. Это, скорее всего, приведет к тревоге, а позднее к депрессии с периодическими вспышками гнева.

Опираясь на вышеизложенное можно сказать, что Книга Екклесиаста несет в себе терапевтический эффект, позволяющий освобождаться от негативных эмоций. Чтение этой книги в погруженном, трансовом состоянии позволяет осуществлять глубокое этическое осмысление и психокоррекцию. Само это действие вполне может иметь название «Екклесиаст-терапия». Рабочая концепция может быть сформулирована таким образом:




  • Умение радоваться тому, что делаешь и имеешь, избавляет от гнева и тревог.

  • Гнев через состояние радости трансформируется в доброту.

  • Тревога растворяется в труде, приносящем наслаждение и удовлетворяющие человека плоды.

И еще несколько слов по поводу процессов используемых в практике Биосенсорной психологии.

В них всегда присутствует переживание тихой радости и наслаждения. Продолжительность этих состояний бывает разной. Но они всегда свидетельствует о результативных очистительных преобразующих эффектах на фоне растущей потенциальности практикующего специалиста. В среде специалистов практикующих биосенсорные дисциплины этот процесс-эффект называют «НАСЫЩЕНИЕ».

Выводы:


  1. Психические расстройства возникают как результат принудительного действия эволюционного процесса психобиосенсорной составляющей человека.

  2. Разрушительные негативные эмоции: - гнев и тревога – результат отсутствия осознанного проживания событий жизни в связи с недоразвитостью или деградацией сенситивности человека.

  3. Созидающая, восстанавливающая эмоция – радость. (не путать с эйфорией)

  4. Осознанный выход человека из негативных эмоций через состояние радости ведет к творческой позитивной деятельности, наполняет ее смыслом.

Андрей Гаврилин

- доктор философии в области психологии (Ph.d),

профессор (IUFS).




Каталог: 1119227


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал