Приложение 1 В. И. Алексеенко. Советские ввс накануне и в годы Великой Отечественной войны



страница1/5
Дата02.07.2017
Размер0,68 Mb.
  1   2   3   4   5
Приложение 1

В.И.АЛЕКСЕЕНКО. Советские ВВС накануне и в годы Великой Отечественной войны

Об авторе. Алексеенко Василий Иванович, историк. (Род. в 1914 г.) В рядах ВВС РККА с 1934 г., окончил инженерный факультет ВВА им. Жуковского в 1939 г., военный инженер-механик ВВС, в 1945 г. окончил школу летчиков-истребителей. Участник Великой Отечественной войны. Военный летчик-испытатель I класса.

Служил в НИИ ВВС ведущим инженером-руководителем бригады по испытаниям истребителей С.А.Лавочкина, А.И.Микояна и М.И.Гуревича. Как инженер провел более 50 испытаний и исследований самолетов-истребителей, а как летчик-испытатель освоил и испытал около 50-ти типов самолетов, в том числе 9 реактивных.

Награжден 5 боевыми орденами и многими медалями.

Работы по истории авиации и авиационной техники.

Количество

Прежде всего остановимся на высказывании по этому вопросу нашего прославленного полководца Г.К.Жукова в книге "Воспоминания и размышления". Он пишет: "По уточненным архивным данным с 1 января 1939 года по 22 июня 1941 года Красная Армия получила от промышленности 17745 боевых самолетов, из них 3719 самолетов новых типов ... истребители Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, штурмовик Ил-2, пикирующий бомбардировщик Пе-2 и многие другие - всего около двадцати типов". (Здесь и далее выделяется мною - В.А.)

Здесь невольно напрашивается вопрос: а правильно ли было принимать за исходные данные для "размышления" указанное количество самолетов? Ведь, как известно, в этот период были локальные войны с Японией (Халхин-Гол) и с Финляндией, в которых советская авиация принимала участие и естественно понесла потери в боевых самолетах. А кроме того, за 2,5 года наша авиация, как обычно, в процессе учебно-боевой подготовки несла потери боевых самолетов в результате чрезвычайных происшествий - аварий и катастроф.

Кроме того, непонятно, откуда взята цифра "около 20 типов" самолетов нового типа? Как известно, накануне войны мы имели запущенные в серию 6-7 самолетов нового типа: МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, Ил-2, Пе-2, Ер-2 и еще ТБ-7 (хотя последний начали создавать еще в 1935 г.).

Вероятно за "новый тип" принимались модификации устаревших самолетов: И-16 с М-62, И-16 с М-63, И-153 с М-63, Су-2 с М-88 и другие, а также снятые с производства Як-2, Як-4.

В той же книге Г.К.Жукова на стр. 346 приведенное количество "более полутора тысяч самолетов новых типов" якобы "находящихся накануне войны в приграничных военных округах и флотах", не имеет подтверждения. В ней дана ссылка на "Историю Второй мировой войны 1939-1945 гг." том 4, с.с.25-26, откуда переадресуют на новую ссылку: "Документы и материалы ИВИ (Институт Военной Истории МО СССР) с указанием фонда, описи, дела, страниц. Но в архиве ИВИ этого документа не оказалось - он был уничтожен по указанию начальника ИВИ Д.Волкогонова (акт об уничтожении от 13 апреля 1990 г.).

К сожалению даже в Сборнике: "1941 год - опыт планирования и применения Военно-воздушных Сил, уроки и выводы" изданном в 1989 году (по материалам военно-научной конференции руководящего состава центрального аппарата ВВС, посвященный 70-летию Советской Армии и Военно-Морского Флота) мы находим то же, что и в новой рукописи 1-го и 2-го томов Истории Великой Отечественной войны (преувеличение количества боевых самолетов накануне войны и др.)

В этом Сборнике (с.с.45, 46) впервые в нашей литературе приводятся данные по общей численности самолетного парка авиационной группировки, созданной СССР у западных границ к 22.06.1941 г.

В частях ВВС пяти приграничных военных округов было 7133 боевых самолета, в дальнебомбардировочной авиации - 1339 и в авиации Военно-Морского Флота - 1445 - всего около 10 тысяч (9917) боевых самолетов.

Правда, как можно было организовать взаимодействие между этими авиагруппами в первые дни войны, когда, как известно, между ними не было связи? К тому же при большой подвижности войск, как быстро можно было выбрать нужную для удара наземную цель?! Но это область тактики.

А нас заинтересовал вопрос - как ученые определили количество самолетов, поставленных в строевые части накануне войны?

Здесь мы встречаемся с довольно простым "лукавством", которым пользовались многие историки - "демократы".

Разберемся в сути этого лукавства.

Возьмем из Сборника таблицу по поставкам боевых самолетов нового типа заводами НКАП за 1941 г. (с.с.60-61) и приведенную нами таблицу ╧1 тоже о поставках боевых самолетов нового типа теми же заводами НКАП за 1-е полугодие 1941 г. Источник данных обеих таблиц один и тот же - Заказывающее Управление ВВС КА - и таблицы должны быть идентичны. Но принципиальное отличие между ними есть и заключается оно в следующем.

В нашей таблице 1 указывается сколько боевых самолетов нового типа было "Принято военной приемкой с начала года" по месяцам 1941 года с нарастающим итогом, включая июнь месяц, а в таблице Сборника внесено "уточнение" и написано: сколько было "Фактически поставлено боевых самолетов нового типа с января по 30 июня 1941 г.".

А между приемкой самолета военпредом на заводе и фактической поставкой самолета, разница большая. Посудите сами. Принятый военпредом самолет (после облета военным летчиком-испытателем с положительной оценкой и с оформлением соответствующих документов для финансового расчета с заводом) находится еще на заводе, но считается уже переданным заказчику (ВВС). А что обычно понимается под фактической поставкой самолета? Это - когда самолет уже принят строевой частью и включен в боевой строй.



Таблица 1

Производство и поставка боевых самолетов заводами НКАП ВВС Красной Армии в первой половине 1941 года1

╧ завода
НКАП




 

21
Горький

31
Таганрог

153
Новосибирск

1
Москва

292 Саратов

301 Химки

126
Комсомольск
на Амуре

18
Воронеж

22
Москва

39
Москва

125
Иркутск

81
Москва

135 Харьков

207
Долгопрудный

124
Казань

23 Ленинград

Итого







Тип
самолета




 

ЛаГГ-3
И-16 пул.БС
УТИ-4

ЛаГГ-3
Су-2

ЛаГГ-3
И-16

МиГ-3
И-153 пул.

Як-1

Як-1

ДБ-3Ф
ДБ-3Ф

Ил-2
ДБ-3Ф
Ер-2

Пе-2
СБ
Ар-2

Пе-2
Пе-3
ДБ-3Ф

Пе-2
СБ

Як-2
Як-4
Як-3

Су-2

Су-2

ТБ-7 (Пе-8)
Пе-2

ЛаГГ-3










Тип
мотора




 

М-105П
М-63
М-63

М-105П
М-88

М-105П
М-63

АМ-35А
М-63

М-105П

М-105П

2М-87
2М-88

АМ-38
2М-88
2М-105

2М-105
2М-103
2М-105

2М-105
2М-105
2М-88

2М-105
2М-103

2М-103
2М-105
М-105П

М-88

М-88

АМ-35А
2М-105

М-105П










Принято военной приемкой
с начала года (единиц)




янв.

февр.

март

апр.

май

июнь

-
-
-

7
-
-

37
80
254

-
-

129

Произв.


214
80
прекр.

-
-

-
-

1
6

-
-

51
6

84
6

-
-

-
-

-
8

-
Произв.

-
прекр.

-
8

-
-

7
-

481
39

730
-

905
40

1289
62

14

21

75

-

209

267

24

26

68

-

68

68

-
-

-
-

-
11

-
-

29
15

64
15

-
-
-

-
-
-

2
240
-

-
-
-

91
294
17

249
316
40

-
-
-

-
-
-

39
54
109

-
-

173
55

296
55
109

-
-
-

-
-
-

27
-
1

-
-
Произв.

110
-
прекр.

157

1


-
-

-
-

-
67

-
Произв.

1
прекр.

1
67

-

-

41

-

63

63


-

-

136

-

253

315

-

-

15

-

34

41

-
-

-
-

2
-

-
-

1
1

6
4

-

-

4

-

16

24
















3901







Остаток на заводе,
принятый в/п на 1.7.41 г.,
но не вывезенный (ед.)




 

140
Произв. прекр. 1
-

84
-

Выпуск начат с июля
-

56
23

76

3

-
-

68
57
40

34
Произв. прекр. 5
Произв. прекр. -

-
Выпуск начат с июля
-

-
-

Произв. прекр.

36


90




7
-

20

740







Поэтому от даты приемки самолета на заводе до даты фактической поставки самолета проходит значительное время. Особенно много времени требуется для доставки в строевые части самолетов-истребителей, которые накануне войны в основном отгружались в разобранном виде по железной дороге. Для этого военпреду необходимо получить определенное количество платформ и вагонов, отправить эшелоны по назначению. После прибытия самолетов в часть направить туда бригаду рабочих и заводского летчика-испытателя для сборки, устранения всевозможных дефектов и облета самолетов после сборки. Только после облета военным летчиком строевой части и положительной оценки, самолеты принимаются строевой частью и зачисляются в боевой строй. На все это на практике уходило достаточно много времени.

К сожалению участвующие в рассматриваемой военно-научной конференции высокопоставленные военачальники ВВС, не обратили на это внимания; они даже пренебрегли тем, что все данные по количеству самолетов относились к концу полугодия 1941 г., т.е. к 30 июня, а не к 22 июня 1941 г., когда началась война. Кроме того, они не обратили внимания на то, что в их архивных материалах имелись данные о наличии на заводах 1-го Главного Управления НКАП на 24 июня 1941 г. 449 боевых самолетов. А в рукописных материалах Сборника имелись сведения, что "... На 23 июня 1941 г. на основных самолетостроительных заводах НКАП имелось 690 боевых самолетов Пе-2, Ил-2, Ер-2, МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, Су-2 принятых военными представителями, в том числе 155 самолетов МиГ-3 на заводе ╧1; 240 ЛаГГ-3 на заводах ╧╧ 21, 23, 31; 74 Як-1 на заводе ╧292; 98 Ил-2 на заводе ╧18".

Кроме того, они не могли не знать, что сразу же после начала войны на базе НИИ ВВС КА были сформированы ополченческие авиаполки особого назначения из летчиков-испытателей и руководящего инженерно-технического состава НИИ ВВС, военной приемки, инструкторов ВВС, академий, частично заводских летчиков-испытателей и техников. 30 июня 1941 г. вылетели на фронт два авиаполка особого назначения, вооруженные истребителями МиГГ-3 (С.Супрун, П.Стефановский), а также полк пикирующих бомбардировщиков на Пе-2 (А.Кабанов), штурмовой авиаполк на Ил-2 (И.Малышев), вылетавшие на фронт в первых числах июля 1941 г.. Все самолеты были из июньского плана.

При этом на заводах все же остались принятые военпредами на 1 июля 1941 г., но не вывезенные (не отправленные) в части 740 боевых самолетов. (См. таблицу ╧1).

Это же нелепость, когда все эти самолеты (а их было, конечно, больше) считались в боевом строю в частях ВВС к 22 июня 1941 г.

Более того, в журнале "Военный вестник" ╧9 (35) за 1992 г. (издаваемый кроме русского, еще на 5 иностранных языках) была опубликована статья последователем Д.Волкогонова, в которой, кроме ранее указанной цифры 9917 боевых самолетов ВВС Западных округов, дальней авиации и флота, приводятся даже не 1540 самолетов нового типа, противостоящие немцам в июне 1941 г., а более 3000 (!).

Кстати, для изучения вопроса о количестве выпущенных нашей промышленность самолетов нового типа накануне войны рекомендуем внимательно вчитаться в написанное на стр. 414 1-го тома 6-томника Истории Великой Отечественной войны. Там говориться, что "в первой половине 1941 года промышленность дала: истребителей нового типа МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1 - 1946, бомбардировщиков Пе-2 - 458 и штурмовиков Ил-2 - 249". (Т.е. всего 2653 самолетов). А это столько, сколько принято этих самолетов военными представителями на заводах НКАП за тот же период. (См. нашу таблицу ╧1, на которой выделено красным количество этих самолетов). Читая дальше, вы найдете весьма важное, на наш взгляд, упоминание о том, что "... часть новых машин лишь начинала поступать на вооружение с заводов". Таким образом, из 2653 самолетов нового типа, принятых военпредами в 1-й половине 1941 года, только часть поступила на вооружение в строй.

Какая же часть из этих самолетов была фактически поставлена в строевые части ВВС?

Заказывающее Управление ВВС, по сводкам которого составлены указанные ранее таблицы, этим вопросом не занималось. В Главном Управлении ВВС было Управление формирования, комплектования и боевой подготовки ВВС Красной Армии, в компетенцию которого входило и ведение учета фактической поставки самолетов строевым частям. (В период войны это управление называлось Главным Управлением обучения, формирования и боевой подготовки ВВС КА. Его возглавлял Первый Заместитель Командующего ВВС КА генерал-полковник авиации А.В.Никитин). Данные из подлинных архивных документов, подписанных генералом А.Никитиным приведены в таблице 2.

Таблица 2

Количество самолетов и летчиков ВВС КА к 22.6.41 г.2


 




 



Пограничные
округа: ЗОВО,
КОВО, ЛВО,
ПриБВО, ОдВО

Внутр. Округа:
АрхВО, ХВО,
ОрВО, МВО,
СкВО, ЗакВО,
ПриВО, УрВО,
СаВО, СибВО

ДВФ

Заб. фр.

Всего:







Истребительная
авиация



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница