Приложение 3 Учебно-методические материалы для преподавателя по дисциплине



Скачать 393,11 Kb.
Дата18.10.2016
Размер393,11 Kb.
Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Кафедра современного русского языка и речевой коммуникации

Учебно-методические материалы для преподавателя

ТЕОРИЯ ТЕКСТА

для подготовки специалистов (направление 031000 филология)

специализация отечественная филология

Барнаул


2012

Утверждено на заседании кафедры от «__» ________ 201__г., протокол № ___

Заведующий кафедрой _________________________________________(Н.В. Панченко)

Председатель методической комиссии факультета:

доцент _____________________

(подпись) С.В. Доронина



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Учебно-методические материалы для преподавателя по дисциплине

«Теория текста»

Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в соответствии с утвержденным учебным планом и рабочей программой дисциплины.


Работа над источниками информации

Работа над источниками информации осуществляется при подготовке к практическим занятиям и контролируется непосредственно на занятии и / или через оценку выполненных домашних заданий.



Письменные контрольные работы. Контрольные (тестовые) работы проводятся в аудитории. Оценка контрольных работ осуществляется по балловой системе. В соответствии с рабочей программой контрольные работы проводятся по плану.

1. Термин текст относится к терминологии:
а) семиотической; в) лингвистической;
б) морфологической; г) логической.

2. В лингвистике текст – это последовательность:
а) знаков препинания; в) морфем;
б) вербальных знаков; г) любых знаков.

3. В область синтактики входит исследование отношений между:
а) знаками и теми, кто их использует;
б) знаками в линейной последовательности;
в) субъектом речи и адресатом речи;
г) знаками и предметами внеязыковой действительности.

4. В область прагматики входит изучение отношений между:
а) знаками в речевой цепи;
б) знаками и теми, кто их использует;
в) знаками и субъектом речи;
г) субъектом речи и адресатом речи.

5. К основным свойствам текста принадлежит:
а) целенаправленность; в)связность;
б) наличие подтекста; г) цельность.

6. Границей текста можно считать:
а) момент перехода к новой информации;
б) отсутствие формальных показателей связи между двумя соседними предложениями;
в) отсутствие общих элементов смысла в двух соседних предложениях;
г) интуитивное ощущение исчерпанности темы.

7. Определение цельности текста предполагает анализ:
а) поверхностной структуры текста;
б) смыслового единства текста;
в) сцепления элементов текста, следующих друг за другом;
г) сцепления элементов текста на дистанции друг от друга.

8. Какие признаки текста, реализованные в последовательности предложений: «Концертно-танцевальный зал „Империал“ был переполнен. Тюменское межрегиональное объединение организаций профсоюзов отмечало вековой юбилей профсоюзов России» [Тюменская правда. 2 декабря 2005], – позволяют считать ее фрагментом текста!
а) континуальность;
б) интертекстуальность;
в) формально выраженное повторение части информации первого предложения во втором;
г) наличие общих элементов смысла на уровне лексического значения слов.

9. Когезия осуществлена в последовательности следующих предложений [Тюменская правда. 2 декабря 2005]:
а) «Это некоммерческий проект по обмену опытом. О его актуальности и необходимости говорит и то, что…»;
б) «Особенно их поразили царившие там порядок и чистота. Завершил день открытых дверей „круглый стол“»;
в) «Супруги Отрадных прожили в мире и согласии пятьдесят семь с половиной лет. Родители вырастили двух сыновей, сумели дать им высшее образование, вывели их в люди»;
г) «Неприязнь между ними жила долго. Но жизнь, забегу вперед, примирила».

10. Когерентность реализована в следующих парах предложений [Тюменская правда. 2 декабря 2005]:
а) «В прошлом году за „золото“ боролись более ста желающих: активность проявили детские сады, школы, крупные предприятия. Этой зимой победителей также ждут премии»;
б) «Протяженность путепровода через железную дорогу составляет 99 метров. Подобных объектов на счету местных строителей уже не одна сотня»;
в) «Подобная ситуация и с Утиным прудом, что в районе улиц 50 лет ВЛКСМ и Тульской. Этот водоем относится к некупальным»;
г) «Лед сползает в виде айсбергов. Они попадают в мировой океан и пополняют его холодной водой».

11. Определение «Текст – знаковое произведение духовной деятельности человека» характерно для_____ подхода к изучению текста:
а) текстоцентрического; в) лингвоцентрического;
б) когнитивного; г) антропоцентрического.

12. Порождение текста начинается с:
а) отбора конкретной лексики (выбора слов);
б) построения синтаксической схемы будущего высказывания;
в) формирования смыслового содержания высказывания;
г) коммуникативного намерения говорящего (пишущего).

13. Компрессия – это текстовый механизм, предназначенный для:
а) развертывания текста;
б) свертывания текста;
в) включения текста в интертекст;
г) обеспечения некой самостоятельности высказывания внутри текста.

14. Во фрагменте публицистического текста «Курганская городская Дума утвердила „Правила отлова и содержания безнадзорных животных на территории города“. Этого документа горожане ждали давно. Правила уже хороши тем, что в них впервые прописано, какие животные относятся к безнадзорным» [Российская газета. 8 октября 2009] представлены следующие типы коммуникативного регистра:
а) репродуктивный; в) реактивный;
б) информативный; г) генеритивный.

15. Во фрагменте публицистического текста «Как сложно было впихнуть в наши головы разницу температур на Северном полюсе или способ вычисления интеграла. Но ценят ли бывшие и нынешние школьники безграничное терпение своих учителей? В мире много любви, но много и жестокости. В школьном мире – точно так же…» [Тюменские известия. 5 октября 2005] представлены следующие типы коммуникативного регистра:
а) репродуктивный; в) реактивный;
б) информативный; г) генеритивный.

16. Во фрагменте публицистического текста «Курсанты Надымского детско-юношеского центра „Альфа“ вернулись из Ноябрьска, где проходили соревнования по военно-прикладным видам спорта „Патриот“. В состязаниях участвовали 13 сильнейших команд из Уральского федерального округа» [Тюменская правда. 7 октября 2005] представлены следующие типы коммуникативного регистра:
а) репродуктивный; в) реактивный;
б) информативный; г) волюнтативный.

17. Во фрагменте публицистического текста «По итогам визита Дмитрия Медведева Россия и Сербия заключили два газовых соглашения и пять межправительственных. Главы „Газпрома“ и Srbijagas Алексей Миллер и Душан Баятович подписали договор о создании СП для модернизации ПХГ „Банатски Двор“, а также протокол о создании СП для строительства сербской ветки „Южного потока“. По сути, это начало реализации двусторонних газовых соглашений» [РБК daily. 21 октября 2009] представлены следующие типы коммуникативного регистра:
а) репродуктивный;
б) информативный;
в) реактивный;
г) генеритивный.

18. Во фрагменте публицистического текста «Больше радуйтесь жизни. Наша психика способна воздействовать на иммунную систему. Положительные эмоции, приятные впечатления, задорный смех способствуют выработке эндорфинов – гормонов радости, которые являются крепким защитным барьером от любого недуга» [Российская газета. 8 октября 2009] представлены следующие типы коммуникативного регистра:
а) репродуктивный; в) волюнтативный;
б) информативный; г) генеритивный.

19. Во фрагменте публицистического текста «Перевод пригородных электропоездов, курсирующих по югу Кузбасса, на „зимнее“ расписание поставил многих жителей в крайне сложное положение. Добраться до своих дачных участков или отдаленных поселков теперь стало практически невозможно» [Кузнецкий рабочий. 8 ноября 2007] представлены следующие типы коммуникативного регистра:
а) репродуктивный; в) реактивный;
б) информативный; г) волюнтивный.

20. Для современной лингвистики:
а) дискурс и текст – синонимичные понятия;
б) текст – это составная часть дискурса;
в) текст – это открытая система, несущая в себе следы других текстов;
г) дискурс – это текст плюс контекст (или конситуация).

21. Какая метафора может быть признана некорректной:
а) текст – это «затвердевший дискурс»;
б) у каждого текста есть своя «изнанка»;
в) дискурс – это «язык в языке»;
г) алфавит – это «текст».

22. Какие из анонсов (вторичных текстов), полученных в результате компрессии первичного газетного текста [Тюменская правда. 2 декабря 2005], могут существовать как отдельный текст:
а) 30 ноября в Тюмени подписано трехстороннее соглашение;
б) Через железную дорогу Тюмень – Новый Уренгой на 23-м километре автотрассы на Тобольск перекинут новый путепровод;
в) Что делается в Тюмени по сохранению природы;
г) Можно без преувеличения сказать, что пульс деловой жизни бьется на выставках;
д) Лариса Долина на тюменской сцене.

23. Каким из заголовков публицистических текстов [Тюменская область сегодня. 16 февраля 2006] свойственна яркая прецедентность:
а) Болеем за наших;
б) Ничто не вечно под…;
в) Мурашка и другие;
г) Продумать быт заранее;
д) Стиль без имен и шедевров.

24. Каким из заголовков публицистических текстов [Тюменские известия. 16 февраля 2006] свойственна яркая прецедентность:
а) Игорный бизнес: детям до восемнадцати вход запрещен!;
б) Инвестиционный климат теплеет;
в) Муниципалитеты всей страны, объединяйтесь!;
г) Селяне ищут ответа.

25. Каким из заголовков публицистических текстов региональных изданий свойственна яркая прецедентность:
а) «В Москву! Карету ей!» [Кузнецкий рабочий. 20 ноября 2007];
б) «Одной любви музыка уступает…» [Пермские новости. 16 ноября 2007];
в) Детский сад для мамы [Тюменский курьер. 26 октября 2007];
г) Лучше один раз увидеть [Томский вестник. 21 ноября 2007];
д) Дома и стены выздороветь помогают [Золотое кольцо. 23 ноября 2007].

26. Соотнесите прецедентные заголовки публицистических текстов [Российская газета. 16–22 июля 2009] с хэдлайнами[31]статей:


27. Соотнесите заголовки публицистических текстов [Независимая газета. 9 июля 2009] с хэдлайнами статей:


28. Соотнесите заголовки публицистических текстов [Время. 5 июня 2008] с хэдлайнами статей:


29. Соотнесите заголовки публицистических текстов [Ведомости. 14 мая 2009] с лидами статей:


30. На место пропуска подставьте необходимый термин: «___ перестает быть просто посредником в акте коммуникации. ___ становится равноправным собеседником (и по отношению к аудитории, и по отношению к автору), обладающим высокой степенью автономности. _____ начинает выступать как „самостоятельное интеллектуальное образование“ (Ю.М. Лотман), играющее активную роль в диалоге. В этом смысле древняя метафора „беседовать с книгой“ наполняется реальным содержанием» [Щелкунова 2004:118]:
а) концепт; в) языковая личность;
б) дискурс; г) текст.

31. О каком явлении, принципиально значимом для построения публицистического текста, идет речь в следующем фрагменте:
«[Периодическое издание], отличаясь исключительно высоким уровнем активности коррелирования содержательных и формальных структур, демонстрирует особенно сложные и яркие образцы текстуализации. Их отличает значительный динамизм порождения и обновления структур, быстрая сменяемость стилевых доминант, и это – при устойчивых системообразующих характеристиках и несомненной содержательно-формальной преемственности: тексты печатных изданий <…> не создаются каждый раз совершенно заново, в них используются во многом уже апробированные материалы. Принцип_______ в процессе текстопостроения применяется гораздо чаще, чем это может показаться. Осуществляется приблизительно следующая парадигма: „Вырванная из контекста ___ может утратить свой первоначальный смысл и будет выражать то, что требует от нее составитель нового текста“. Идет непрерывный процесс трансформации и адаптации некогда уже использованных текстов» [Мисонжников 2001: 478–479].
Какие из предлагаемых ниже терминов пропущены в этом фрагменте:
а) компрессия, конструкция;
б) цитация, цитата;
в) интенциональность, интенция;
г) стереотипность, речевая формула.

32. Характеризуя использование явления интертекстуальности в российской прессе, Т.В. Пономаренко анализирует «Московский комсомолец» (МК) и «КоммерсантЪ» (Ъ)[32]. Какие из представленных ниже выводов исследователя соотносятся с каждым из изданий:
а) Среди прецедентных текстов, которые встречаются на страницах_____, значительную часть занимают поговорки, крылатые выражения, цитаты из песен и рекламы – то есть тексты, знакомые любому читателю. Также журналисты ___ нередко обыгрывают в газетных текстах цитаты из кинофильмов – названия картин и реплики их героев можно считать одним из самых популярных источников интертекстов. Кроме того, можно отметить, что прецедентные тексты в материалах ____ преимущественно относятся к цитатам, знакомым подавляющему большинству аудитории – в том числе той её части, которая не сможет определить источник интертекста;
б) Одной из особенностей применения интертекстов в ___ является очень широкий разброс источников. В качестве исходного материала для словесной игры используются любые тексты – от устойчивых бранных выражений до литературных произведений, цитаты из которых может распознать только образованная аудитория;
в) Другой отличительной чертой использования интертекстов в материалах_____ является то, что он часто скрыт и не всеми читателями может быть опознан как завуалированная цитата;
г) В среднем число названий материалов, построенных с использованием интертекста, составляет 15 %, в некоторых номерах это число доходит до 18–20 %. При этом интертекст можно найти в заголовках материалов любой рубрики;
д) Заголовки в ___, в которых присутствует интертекст, составляет в среднем около 10 % от общего числа. Частота его использования в заголовках варьируется в зависимости от тематики материалов.
Тесты для самоконтроля
NB! В тестах для самоконтроля может быть несколько правильных ответов!

1. Выберите правильную формулировку:


а) речевая интенция обязательно выражается словесно;
б) в речевом произведении реализуется только одна интенция;
в) речевая интенция – это речевое намерение говорящего;
г) целью агитирующего дискурса является желание говорящего обсудить проблему с помощью партнера.

2. Перформатив – это:


а) средство выражения речевой интенции говорящего;
б) слово-поступок;
в) одно из центральных понятий прагматики;
г) слово или словосочетание, предназначенное для выражения оценки.

3. Термины тема и рема:


а) используются при характеристике актуального членения предложения;
б) являются показателями смысловой зависимости предложения от предтекста и «посттекста»;
в) связаны с представлением только основного содержания текста;
г) можно объяснить терминами данное (известное)и новое в содержании предложения.

4. Для русских текстов нейтральной (нейтральным, обычным) является:


а) тема-ремная последовательность в представлении информации;
б) рема-темная последовательность в представлении информации;
в) наличие в предложении только ремы;
г) выражение темы подлежащим.

5. В текстовых фрагментах с предметной рематической доминантой:


а) нейтральный (прямой) порядок слов на уровне главных членов предложения (подлежащее – сказуемое);
б) рема выражена подлежащим;
в) чаще всего рема выражена глагольным сказуемым;
г) чаще всего рема выражена именным сказуемым.

6. В текстовых фрагментах с качественной рематической доминантой:


а) нейтральный (прямой) порядок слов на уровне главных членов предложения (подлежащее – сказуемое);
б) рема выражена подлежащим;
в) чаще всего рема выражена глагольным сказуемым;
г) чаще всего рема выражена именным сказуемым.

7. В текстовых фрагментах с акциональной рематической доминантой:


а) рема может быть выражена только глаголом;
б) логическое ударение падает на слово любой части речи, но с лексическим значением активного действия;
в) акцентируются слова и конструкции, называющие временную точку или временной отрезок;
г) обычен прямой порядок слов.

8. В текстовых фрагментах со статуальной рематической доминантой:


а) значимы слова разных частей речи, называющие состояние или прекращение движения;
б) частотны безличные и номинативные предложения;
в) часто описывается состояние природы;
г) обязательно описывается состояние человека.

9. В текстовых фрагментах с предметной рематической доминантой реализуется____ тип дискурса (по классификации А.К. Михальской):


а) эпидейктический; в) информирующий;
б) агитирующий; г) аргументирующий.

10. В текстовых фрагментах с качественной рематической доминантой реализуется_____ тип дискурса (по классификации А.К. Михальской):


а) эпидейктический; в) информирующий;
б) агитирующий; г) аргументирующий.

11. Укажите «лишний» компонент при характеристике функций текста:


а) апеллятивная функция; в) указательная функция;
б) контактная функция; г) декларативная функция.

12. Укажите «лишний» компонент при характеристике речевых намерений говорящего:


а) побудить к действию; в) высказать и доказать свое мнение;
б) выразить и возбудить эмоции; г) провести время.

13. Вставьте пропущенное слово в предложение «В этом смысле перформативы_____: они указывают на ими самими выполняемое действие» (Н.Д. Арутюнова):


а) автореферентны; в) интенциональны;
б) целенаправленны; г) предикативны.

14. Рематическая доминанта текстового фрагмента «Несколько лет в нашем городе реализуется программа по благоустройству детских дворовых площадок. Словно конструкторы, вырастают новенькие многоцветные горки, лестницы, турникеты, песочницы, качели» [Тюменская правда. 5 мая 2006]:


а) предметная; в) качественная;
б) акциональная; г) статуальная.

15. Рематическая доминанта текстового фрагмента «А ведь в семидесятые годы местные доярки и телятницы были лучшими в области, – вспоминает Факирзян. – „Золотые звезды“, ордена получали за первые места. Наши предки-переселенцы из Средней Азии первыми начинали на этой земле расширенное скотоводство. Так что все мы – потомственные животноводы» [Тюменская правда. 5 мая 2006]:


а) предметная; в) качественная;
б) акциональная; г) статуальная.

16. Рематическая доминанта текстового фрагмента «Буквально коршуном летал Факирзян по ферме. Ему показывали – он оценивал, ощупывал, гладил бока…» [Тюменская правда. 5 мая 2006]:


а) предметная; в) качественная;
б) акциональная; г) статуальная.

17. В текстовом фрагменте «<…> у „Ричарда III“ был шанс на успех. Во что искренне верила, пока не началось действо. Громкая, оглушительная музыка, актеры в шутовских костюмах, выделывающие какие-то странные па, – и никакого намека на то, где разворачиваются события (в Англии, Лондоне, читаем у Шекспира)» [Тюменские известия. 25 мая 2006] ведущей является:


а) предметная доминанта; фрагмент состоит из бытийных (номинативных, безличных) предложений, логическое ударение падает на существительные музыка, актеры и на обстоятельство места то, где – в Англии, Лондоне;
б) качественная доминанта; логическое ударение падает на качественные прилагательные громкая, оглушительная, шутовской, странный;
в) акциональная доминанта; главными являются слова со значением действия (музыка, выделывающие, разворачиваются, события);
г) нет правильного ответа.

18. Соотнесите тему (заголовок) и рематическую часть текстов, опубликованных под рубрикой «Так сказал президент» [Аргументы и факты. № 47, 2009 г.]:


19. Соотнесите рематическую доминанту и соответствующий текстовый фрагмент [Комсомольская правда. 25 ноября 2009]:


20. Соотнесите газетные тексты и наиболее свойственные им рематические доминанты:


21. Соотнесите рематические доминанты и наиболее характерные для них синтаксические характеристики двусоставного предложения:


22. Определите тема-ремную структуру (по М.И. Откупщиковой) лидов двух статей, опубликованных в газете «Тюменские известия» [28 октября 2009]:


«В Тюмени может открыться китайская клиника по иглоукалыванию. С таким предложением обратились к тюменцам делегаты города-побратима Дацин (КНР), побывавшие у нас с рабочим визитом на прошлой неделе»; «На минувшей неделе в Тюмени прошел Всероссийский турнир по греко-римской борьбе на призы Владимира Чебоксарова. Нынешние соревнования, названные именем нашего титулованного земляка, получили юбилейный – пятнадцатый – номер»:
а) зацепления; в) обратная параллельная;
б) параллельная; г) пучковая.

23. Определите тема-ремную структуру (по М.И. Откупщиковой) фрагмента статьи «Непоследний караван», опубликованной в «Российской газете» [19 ноября 2009]:


«В прошлом году в Магадан приехал на ПМЖ только один человек – руководитель Охотского территориального управления Росрыболовства Сергей Склинин.
До этого он служил замом главного инспектора рыбнадзора страны, носился по России из конца в конец, занимаясь восстановлением разрушенной системы рыбоохраны, и постоянно твердил своему начальству: „Там отсутствие кадров полное, поставьте меня“. А друзьям жаловался: „В столице боя нет, скучно“.
Теперь боя в его жизни более чем достаточно. К началу лососевой путины Склянин сделал браконьерам подарок: восстановил неподвижно стоявшее у пирса лет семь рыбоохранное судно „Афарей“ и пустил его вдоль берегов Охотского моря»:
а) зацепления; в) обратная параллельная;
б) параллельная; г) пучковая.

24. Определите тема-ремную структуру (по М.И. Откупщиковой) фрагмента статьи «По лекалам прошлого», опубликованной в «Томском вестнике» [22 ноября 2007]:


«А уж тем более не всякий инвестор будет вкладывать деньги в реставрацию. Хлопотно это и дорого. Много дороже, чем построить новый дом из кирпича»:
а) зацепления; в) обратная параллельная;
б) параллельная; г) пучковая.

25. На какое слово в предложении «Вы посмотрите, что там сегодня написано!» [Ишимская правда. 24 октября 2009] должно падать логическое ударение:


«Тут как-то писалось в газете про остановку „ПМК-3“, которая сразу после ремонта была исписана-исчёркана. Думаю, это не самое страшное, так как красовалось там название рок-группы и номер телефона автора подписи. Вы посмотрите, что там сегодня написано! Горе-художник, наверное, хихикает где-то невдалеке, наблюдая реакцию пассажиров на его „шедевр“»:
а) посмотрите; в) сегодня;
б) там; г) написано.

26. На какие слова во фрагменте текста «„Премьерный“ показ» [Вслух о главном. 27 февраля 2010] должно падать логическое ударение:


«Позже в разговоре с педагогами тюменской гимназии № 1 Владимир Путин выяснил, что в Тюмени средняя зарплата учителя в школе, которая перешла на новую систему оплаты труда, также сравнялась или превышает среднюю по югу Тюменской области. Это подтвердил и губернатор Владимир Якушев»:
а) выяснил, в школе, новую, превышает, Якушев;
б) Путин, в Тюмени, труда, среднюю, подтвердил;
в) Позже, средняя, перешла, среднюю, губернатор;
г) выяснил, учителя, труда, также, подтвердил.
Тесты для самоконтроля
NB! В тестах для самоконтроля может быть несколько правильных ответов!

1. Как конструкция, передающая аналитическую информацию, построен следующий анонс [Тюменская правда. 15 февраля 2006]:


а) О чем говорили завучи?;
б) Впервые в Тюмени устраиваются публичные слушания по генеральному плану;
в) Который год в верхах муссируется идея об учреждении Дня памяти декабристов, а воз и ныне там;
г) Духовная судьба России и цивилизация нового века.

2. Какие из перечисленных ниже функций языка и публицистического текста можно совместить?


3. К признакам функционального стиля как термина относится:


а) зависимость от внеязыковой действительности;
б) наличие особенностей и на уровне лексики, и на уровне грамматики;
в) соотнесенность с понятием национальный язык;
г) соотнесенность с понятием литературный язык.

4. Публицистический текст может включать в себя без каких бы то ни было комментариев или помет:


а) разговорную лексику;
б) просторечные слова;
в) общественно-политическую лексику;
г) диалектные слова.

5. Вставьте пропущенный термин в приведенную ниже цитату:


«________, использование языковых средств, различных по стилевой принадлежности и нормативному статусу, необходим в силу предназначенности публицистического текста разнородной массовой аудитории, именно ей он дает „максимальные возможности приспособления текста к себе… Многоголосие, проявляющееся прежде всего в смешении лексики из разных культурно-речевых сфер, является способом привлечения аудитории, гибкого моделирования адресата“» [Щелкунова 2004:77]:
а) объективизм;
б) публичный характер коммуникации;
в) полистилизм;
г) организованный характер коммуникации.

6. Соотнесите текстовые фрагменты из [Российская газета. 17 сентября 2009] и представленные в них типы объектной информации:


7. Соотнесите текстовые фрагменты из [Российская газета. 17 сентября 2009] и представленные в них типы субъектной информации:


8. Показателем авторизации в публицистическом тексте:


ФИЛАНТРОПИЯ
Товарищу Правительству!
Размышление о водке, акцизных марках и об исторических граблях
Совсем замотался я в последнее время. Госдума, Кремль, прокуратура, то да сё. Коридоры власти столько сил отнимают. Ни минуты передышки. Вчера случайно вечер свободный выдался. Надо, думаю,
расслабиться. Ну, обычно я выбираю между Хеннесси и Курвуазье. На худой конец – Мартель. Открываю бар. А там пусто! Что бы вы делали в подобной ситуации, господа? Правильно, побежали бы в ближайший супермаркет. Вот и я побежал.
Прибегаю и вижу: в супермаркете такая же пустыня, как в моем баре. Все, что было, говорят, выпили, ждем завоза… Ну ладно, думаю, хрен с ним, с Хеннесси и Курвуазье. Возьму водки. Чтобы к народу поближе быть. А уж водки, отвечают, совсем нет. И не предвидится. Ввиду того, что вопрос с акцизными марками никак решить не могут. Ликероводочные заводы стоят. Стратегических запасов спиртного не больше, чем на два месяца.
Тут меня как переклинило. Голова закружилась. Пол под ногами поплыл. Глюки пошли, аллюзии там разные. Преимущественно неприятного свойства. Представилось, будто некая зловредная машина времени перенесла меня лет на 20 назад. В самый разгар антиалкогольной кампании, чтоб ей неладно было!
Безалкогольные праздники. Длинная очередь в винный отдел. Самогон, наконец… Да, странное было время. А потом и вовсе страшное, иначе не скажешь. Путч, развал, расстрел, коробки из-под ксерокса… Как вспомнишь, так вздрогнешь. А как вздрогнешь, так еще больше выпить хочется.
И что же? Опять наступать на те же самые исторические грабли? Только хоть как-то всё устаканилось. Не хочу! Протестую!
Товарищ Правительство! Господин премьер-министр Фрадков! Михаил Ефимович, дорогой, и другие члены кабинета министров! Да определитесь же наконец с этими акцизными марками. Верните водку народу.
По-хорошему прошу. Точнее – предупреждаю. А иначе все по новой. Антиалкогольная кампания, путч, развал, расстрел, коробки из-под ксерокса… И т. д., и т. д., и т. д.
Архилох [Независимая газета. 26 января 2006]
является активное использование:
а) личного местоимения я; в) перформативных глаголов;
б) определенно-личных предложений; г) номинативных предложений,

9. Бесспорно, что «чрезмерный субъективизм» для приведенного выше текста является принципом текстообразования. Субъективизм проявляется:


а) в лексическом наполнении конструкций однородных членов предложения (градация);
б) в обилии показателей эмоциональной информации;
в) в выборе темы текста;
г) в обилии показателей модально-волевой информации.

10. В том же тексте использованы следующие конструкции экспрессивного синтаксиса:


а) риторические вопросы;
б) предложения с именительным темы;
в) парцеллированные конструкции;
г) бессоюзные сложные предложения.

11. Обратите внимание на подзаголовок того же самого текста – размышление. Следовательно, отглагольное существительное представляет основной тип объектной информации текста – аналитический. Вывод, ради которого строится данное публицистическое произведение:


а) находится на уровне подтекста;
б) сформулирован в самом тексте;
в) не предполагается, так как в тексте ведущей является фактологическая и оценочная информация.

12. В тексте «Товарищу Правительству!» представлены приметы:


а) разговорного стиля;
б) русских диалектов;
в) жаргонной лексики.

13. Выберите правильное продолжение цитаты:


«В книге „Русский язык на газетной полосе“ В.Г. Костомаров выделил основную черту языка газеты: стремление к стандартизованности и одновременно к экспрессивности. Широкие возможности для реализации этой тенденции представляют фигуры речи – отступления от нейтрального способа изложения с целью эмоционального и эстетического воздействия. Стандартизованность обеспечивается воспроизводимостью фигур: в их основе лежат определенные схемы, которые в речи» [Культура русской речи 2000: 264]:
а) всегда заполняются одними и теми же словами;
б) могут наполняться каждый раз новыми словами;
в) обязательно чередуются с конструкциями «нейтрального синтаксиса».

14. «Вкрапление» в текст общеизвестных выражений (фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, газетных штампов и т. д.) – как правило, в несколько измененном виде – называется:


а) метафорой; в) градацией;
б) аппликацией; г)синекдохой.

15. Аппликация как средство речевой выразительности использована при создании следующих газетных заголовков на одной и той же газетной полосе [Коммерсант. 4 октября 2005]:


а) Никопольский завод ферросплавов отойдет с миром;
б) Газпром по осени считают;
в) Таможня отключает бытовую электронику;
г) Банки не дождались укрепления рубля.

16. В заголовке «Бизнес не должен ждать милостей от власти» [Независимая газета. 26 января 2006] реализованы приемы создания речевой выразительности:


а) аппликация; в) антиперсонификация;
б) персонификация (олицетворение); г) каламбур.

17. В.И. Даль в своем словаре приводит следующие толкования слов: «______ – писатель, более газетный, журнальный, по современным, общим вопросам, по народному праву»; «______ – журнальная, срочная словесность». Так В.И. Даль объясняет слова:


а) беллетрист, беллетристика;
б) очеркист, публицистика;
в) публицист, журналистика.

18. Укажите лишний компонент в характеристике экстралингвистических факторов публицистического стиля:


а) адресат массовый, социально и психологически типизированный;
б) коммуникативная задача – поддержание живых человеческих контактов;
в) социальная активность коммуникантов;
г) письменная форма речи как первичная.

19. Укажите лишний компонент в характеристике собственно лингвистических факторов публицистического стиля:


а) обобщения имеют пропагандистскую направленность;
б) конкретно-образная информация противопоказана;
в) модально-волевая информация активна;
г) риторические фигуры используются активно.

20. Текст, начинающийся предложением «Давно ли передел земли в России перестал быть поводом для бунтов, переворотов и смены политического строя?» [Тюменские известия. 25 мая 2006], является, скорее всего,______, так как предложение построено как______


а) научным (учебным); запрос информации и требует ответа;
б) разговорным; эмоционально-экспрессивное выражение;
в) публицистическим; риторический вопрос;
г) научным; риторический вопрос.

21. В текстовом фрагменте «Как бы это дико ни звучало, в налоговом нововведении виноваты сами дачники. Десятилетиями возделывая болота, строя на свои кровные дороги, электролинии к „фазендам“, они превратили мертвые земли в цветущие сады» [Тюменские известия. 25 мая 2006] присутствует информация:


а) обобщенная; в) оценочная;
б) конкретно-образная; г) фактологическая.

22. В том же текстовом фрагменте можно обнаружить:


а) разговорную лексику; в) парцеллированные конструкции;
б) антитезу; г) эпитеты.

23. В текстовом фрагменте «Любопытно, что г-жа Шевчик оценила проведение столь значимого международного мероприятия как большой аванс тюменской науке и здравоохранению, а г-жа Николаенко увидела в этом высокую оценку профессиональным сообществом тех достижений, что уже есть у тюменских кардиологов» [Тюменские известия. 25 мая 2006] ярко выражена _____ рематическая доминанта, ведущей является_____ информация:


а) качественная; конкретно-образная; в) импрессивная; оценочная;
б) предметная; фактологическая; г) нет правильного ответа.

24. В том же текстовом фрагменте на уровне лингвистических характеристик текста присутствуют


а) узкопрофессиональные слова;
б) синтаксический параллелизм;
в) антонимические отношения на уровне лексики;
г) метафоры;
д) качественные прилагательные.

25. В заголовке «Всем на свете нужен дом. Но не на бумаге» [Тюменские известия. 25 мая 2006] представлено такое явление, как:


а) эллиптическое предложение;
б) бессоюзное сложное предложение;
в) парцеллированная конструкция;
г) обобщенно-личное предложение.

26. В заголовке «Вода. Самое дешевое лекарство!» [Тюменские известия. 25 мая 2006] представлено такое явление, как:


а) парцеллированная конструкция; в) эллиптическое предложение;
б) именительный темы; г) неполное предложение.

27. В заголовке «Там, где центр Земли» [Тюменские известия. 25 мая 2006] представлено такое явление, как:


а) эллиптическое предложение; в) именительный темы;
б) неполное предложение; г) парцеллированная конструкция.

28. В текстовом фрагменте «Это очень взрослая музыка – прекрасно сыгранная, местами даже красивая. Но ни о чем. Без души. Типичные песни профессиональных музыкантов» [Русский Newsweek. 15.06–21.06.2009] содержится:


а) эллиптическое предложение; в) именительный темы;
б) обобщенно-личное предложение; г) парцеллированная конструкция.

29. В текстовом фрагменте «Вывод, казалось бы, очевиден: надо ужиматься. Не получается» [Русский Newsweek. 15.06 – 21.06.2009] содержится:


а) эллиптическое предложение;
в) бессоюзное сложное предложение;
б) неполное предложение;
г) обобщенно-личное предложение.

30. В текстовом фрагменте «На прошлой неделе президент Дмитрий Медведев вручил государственные премии за 2008 год. Среди награжденных – создатели мультипликационного сериала „Смешарики“» [Русский Newsweek. 15.06–21.06.2009] содержится:


а) парцеллированная конструкция;
б) бессоюзное сложное предложение;
в) именительный темы;
г) эллиптическое предложение.

31. В текстовом фрагменте «Но язык – достояние государственное. „Собака“ должна писаться через „о“. Всегда и везде» [Русский репортер. 25.06–02.07.2009] содержится:


а) эллиптическое предложение;
б) бессоюзное сложное предложение;
в) парцеллированная конструкция;
г) неопределенно-личное предложение.

32. В текстовом фрагменте «В мае оптовые цены в зависимости от вида топлива выросли на 15–30 %. С начала июня – еще на 15–20 %» [Русский репортер. 25.06–02.07.2009] содержится:


а) эллиптическое предложение;
б) бессоюзное сложное предложение;
в) неполное предложение;
г) обобщенно-личное предложение.

33. В текстовом фрагменте «Женщины в черных лаковых туфлях, надетых на разноцветные носки, улыбаются и здороваются со всеми. Уволенные – они друг другу как братья. Или сестры» [Русский репортер. 25.06–02.07.2009] содержится:


а) именительный темы;
б) бессоюзное сложное предложение;
в) парцеллированная конструкция;
г) эллиптическое предложение.

34. В текстовом фрагменте (передающем прямую речь жителя города Верхний Уфалей) «А чего мне переучиваться?! Я вуз оканчивал. Государство в меня деньги вложило. Я теперь интеллектуальная инвестиция России. И если я иду работать не по специальности, то таким образом расхищаю народное добро. Человек со специальностью – он как домна: его нельзя останавливать, потом не разожжешь» [Русский репортер. 25.06–02.07.2009] содержится:


а) бессоюзное сложное предложение;
б) сложноподчиненное предложение;
в) именительный темы;
г) эллиптическое предложение.

35. В текстовом фрагменте «На открытии 31-го Московского международного кинофестиваля показали новую картину Павла Лунгина „Царь“, в которой Петр Мамонов играет Ивана Грозного, а покойный Олег Янковский – его совесть, митрополита Филиппа. Внимание к премьере было пристальное, все чего-то ждали. Особенного» [Русский репортер. 25.06–02.07.2009] содержится:


а) неполное предложение;
б) именительный темы;
в) парцеллированная конструкция;
г) неопределенно-личное предложение.

36. Соотнесите газетные заголовки из [Тюменские известия. 6 ноября 2009] и типы синтаксических конструкций:

Тесты для самоконтроля
NB! В тестах для самоконтроля может быть несколько правильных ответов!
1. Набор базовых номинаций для текста «Необычный дебют»:
а) дебютант, вечер, слушатели, Николай;
б) инструмент, первая встреча, тюменцы, он;
в) рояль фирмы «Зайлер», концерт, слушатели, Николай Бирман;
г) Зайлер, концерт, масса поклонников и старых друзей, музыкант.

2. На роль тематической цепочки, судя по количеству и разнообразию элементов в ней и их расположению по всему тексту, претендует номинационная цепочка, включающая в себя компоненты:


а) он, дебютант, новый инструмент;
б) исполнитель, музыкант, «свободный художник»;
в) слушатели, тюменцы, публика;
г) концерт, вечер, не экзамен.

3. К таксономическим предикатам относятся все номинации ряда:


а) я, дебютант, тюменцы;
б) инструмент, музыкант, он;
в) инструмент, артист, публика;
г) рояль фирмы «Зайлер», Николай Бирман, O.

4. В тексте представлены тематические группы слов с общим значением:


а) чувства, состояния; в) музыкальные произведения;
б) семья; г) производители музыкальных инструментов.

5. Какие из предложений текста «Необычный дебют» содержат логические связки:


а) И вовсе не потому, что он старший брат <…>, а потому, что признанный в мире исполнитель <…>;
б) Но первые три года за границей дались особенно тяжело;
в) Оценил он и новый инструмент;
г) Поначалу жил в Израиле, затем ему присвоили статус «свободного художника».

6. Какой из абзацев текста «Легко быть сильным» выполняет функцию заключения (оно содержит свернутое содержание всего текста):


а) четвертый; б) пятый; в) шестой.

7. Какое из предложений этого же текста имеет самые тесные смысловые связи со всеми прочими предложениями данного текста:


а) И вопреки всему хлеборобы собрали урожай;
б) Как стать сильнее всех?
в) Бюджетные субсидии – величина непостоянная;
г) А опыт с годами только укрепляется.

8. В том же тексте нет лексических показателей:


а) категории оценочности; в) категории темпоральности;
б) логической цепочки; г) категории локальности.

9. Укажите, в какой последовательности представлены в том же тексте подтемы:


а) урожай; в) особенности рискованного земледелия;
б) бюджетная поддержка; г) собственные силы.

10. «Соберите рассыпанный» текст [Тюменские известия]:


(а) Американские ученые разработали метод, позволяющий в ста процентах случаев получать вундеркиндов – особей, обладающих повышенными умственными способностями.
(б) «Виноватым» во всем оказался белок, обозначенный номером NR2B.
(в) В ребенка мало встроить «белок гениальности», ему надо помочь включить белок в работу, а деятельность направить в нужное русло.
(г) И тогда он сможет в неполные 8 лет поступить в университет, в 12 лет стать доктором философских наук или просто обойти на школьной олимпиаде тех, кто старше.
(д) Некоторые сомневаются, надо ли вообще растить вундеркиндов, подчеркивая: став взрослыми, они мало отличаются от других обладателей дипломов о высшем образовании.
(е) Оказалось, именно он благотворно влияет на процессы запоминания и обучения.
(ж) Он оказался удачным: одаренной мышке ничего не пришлось повторять дважды.
(з) С людьми гораздо сложнее.
(и) Скептиков стоит привести в класс к обычным ученикам, а потом – на урок к способным детям.
(к) Таким, как в академической гимназии ТГУ…
(л) Эксперимент поставили, как водится, на мышах.

11. «Соберите рассыпанный» текст [Независимая газета]:


(а) В стране вчера прошли президентские выборы.
(б) Выборы прошли в спокойной обстановке.
(в) Индонезия.
(г) Как свидетельствуют предварительные официальные данные и опросы на выходе из участков, действующий президент Сусило Бамбанг Юдхойоно, который считался фаворитом предвыборной гонки, может победить в первом туре, набрав около 50 % голосов.
(д) На втором и третьем местах находятся вице-президент Юсуф Кала с 25, 92 % голосов и экс-президент Мегавати Сукарнопутри, набравшая 21,33 %.
(е) Сам Юдхойоно также уже заявил, что одержал победу на выборах.
(ж) Согласно этим данным, за него отдали голоса 52,7 % избирателей.

12. «Соберите рассыпанный» текст [Ведомости]:


(а) Далее вам предложат записать в пяти строчках по одному событию текущего дня.
(б) Если событий больше, придется выбрать пять главных.
(в) Забывчивые и занятые могут настроить напоминания о предстоящих делах, которые будут приходить по электронной почте, а обладатели учетной записи в Twitter – трансляцию событий в свой микроблог.
(г) Но многим и не нужен полноценный дневник, а вот от фиксатора событий своей жизни они, возможно, и не откажутся.
(д) Регистрация чрезвычайно проста: нужно указать адрес электронной почты и выбрать пароль.
(е) Русский язык полноценно поддерживается, а вот длина одной записи ограничена 160 символами.
(ж) Сегодняшний сайт может вызвать недоумение у некоторых пользователей, например у тех, кто ведет блог.
(з) Сервис этот адресован педантичным и верным пользователям: в награду за постоянство они получают возможность спустя много месяцев или даже лет вспомнить, что именно они делали в тот или иной день.
(и) Сохраненные записи можно редактировать, вернувшись к ним спустя какое угодно время.
(к) Таким инструментом может стать Memuary.

13. «Соберите рассыпанный» текст [Российская газета]:


(а) Арендатор и три его помощника признаны виновными в незаконной рубке леса в особо крупном размере.
(б) Вместе с тем исковые требования лесничества о возмещении причиненного государству ущерба удовлетворены в полном объеме.
(в) За три месяца работы на вверенном им участке Вязовского лесничества они незаконно спилили 525 сосен из лесного фонда, не назначенного в рубку.
(г) Однако с учетом наличия у преступников малолетних детей, отсутствия судимостей и положительных характеристик суд счел возможным назначить им условное наказание.
(д) По закону подобные прегрешения наказываются лишением свободы на срок до шести лет.
(е) Подсудимые, в один момент ставшие миллионерами со знаком минус, предупреждены об ответственности за неисполнение решения суда.
(ж) Усть-Катавский городской суд оставил четырех «ночных лесорубов» на свободе, наказав их рублем.
(з) Ущерб – 10 миллионов 113 тысяч рублей.

14. «Соберите рассыпанный» текст [Аргументы и факты]:


(а) В некоторых городах переносят начало рабочего дня из-за неудобной разницы во времени со столицей.
(б) В последние годы ряд регионов перешли на другой часовой пояс, считая это экономически выгодным.
(в) В США-4 пояса.
(г) Но пока о резком сокращении числа поясов – до разницы в 4–5 часов между Москвой и Камчаткой (сейчас это 9 часов) говорить нельзя.
(д) Нужно взвесить все «за» и «против», в том числе с точки зрения комфорта людей.
(е) У нас есть анекдотичные примеры, когда, например, в Восточной Сибири в некоторых местах пересекаются сразу три часовых пояса.
(ж) Хотя если брать опыт Китая, то там вместо 4–5 часовых поясов установлено единое время для всей страны.
(з) Человек делает шаг вперед или назад и перемещается во времени на час вперед или назад.
(и) Что касается перехода на летнее время, то энергетики оценивают экономию от него примерно в 1 % от годового потребления электричества.

15. В тексте «Кино будет» (см. Практикум первый, задание 3) только логические связки представлены в ряду:


а) так что, а именно, конечно;
б) заодно, даже, по его данным;
в) кроме того, прямо, тем не менее;
г) это, до сих пор, насколько.

16. В пяти текстах, находящихся между собой в парадигматических отношениях (см. Практикум второй, задание 4), посвященных кампании «Пиши индекс правильно», основные текстообразующие функции выполняют категории:


а) локальности; в) тональности;
б) темпоральности; г) оценочности.

17. В заголовке какого из тех же текстов лексическая реализация категории тональности (волеизъявления) выражается наиболее категорично:


а) Почта России напомнит об индексах (напомнят);
б) Волгоградцев научат писать индекс (научат);
в) «Пиши индекс правильно» (правильно);
г) Эксперт: Новгородские письма должны доходить как в Европе – за сутки (должны);
д) Жителей Белгородской области приучат правильно писать почтовый индекс (приучат, правильно).

18. Укажите номер текста (из указанных в задании 16), к которому относится характеристика «Смысловая связь между заголовком и последним предложением текста – это выражение причинно-следственных отношений».

19. Восстановите реальную хронологическую последовательность действий, упоминаемых в тексте «Дэвида Бекхема оправдали» (Практикум четвертый, задание 7), выстроив последовательность из порядковых номеров предикативных частей (самостоятельных простых предложений или частей сложного предложения) текста.

20. Помня о принципе «повторение – мать учения», определите, сколько раз в этом же тексте представлена ситуация воскресного матча?

21. Характеризуя современные СМИ, A.B. Полонский пишет: «Личность заявляет себя слишком бескомпромиссно, не сомневаясь в собственных суждениях и оценках, поэтому из современного медийного диалога, репрезентированного СМИ, практически уходят слова „кажется“, „может быть“, „наверное“, „возможно“. Безапелляционность „я“ проявляется и в провокационных оценках, в подчеркнутых интонациях иронии и стеба, которые характеризуют язык современных СМИ и зачастую являются не приглашением к серьезному социальному диалогу, а вызовом к барьеру. Ярким примером тому может служить оценка Евгения Киселева, данная им журналистам: „Безответственные трепачи, которые обсуждают серьезные проблемы“» [Полонский 2009: 64]. Представленный в цитате список слов входит в состав средств выражения категории:
а) оценочности;
в) логической цепочки (объективная информация);
б) тональности;
г) логической цепочки (субъективная информация).
22. Говоря о современном газетном тексте, М.С. Головкова[105] обращает внимание на то, что «одним из основных средств выражения взглядов издания и важной стилеобразующей чертой газетной речи является оценка. Выражение оценки позволяет журналистам представить события и факты в______ аспекте. С точки зрения_____, оценка является категорией, основанной на сопоставлении реальных качеств оцениваемого объекта с общепринятой нормой. Однако норма – понятие относительное. <…> Подвижность норм становится основополагающим фактором в специфике формирования и выражения оценки в современном газетном тексте». Вставьте пропущенные слова:
а) гносеологическом; гносеологии;
б) креативном; креативности;
в) аксиологическом; аксиологии;
г) когнитивном; когнитивизма.

* * *
В представленных ниже семи вторичных медиатекстах – откликах на один и тот же информационный повод – проследите функционирование всех текстовых категорий. Сопоставьте количество и качество информации, передаваемой текстами. Какому из них вы как читатель склонны доверять больше? Отметьте «разночтения». Решите предлагаемые ниже тесты.

1. Британец пытался вывезти из Рио-де-Жанейро 1 тыс. живых пауков
13 ноября 2009, 06:45
Гражданин Великобритании, пытавшийся тайно вывезти из Бразилии около тысячи живых пауков, задержан в аэропорту Рио-де-Жанейро, сообщила Федеральная полиция Бразилии.
По данным ведомства, редкие членистоногие, упакованные в две дорожные сумки с двойным дном, были обнаружены при просвечивании багажа рентгеновскими лучами на таможенном контроле.
Пауки были изъяты представителями бразильского института окружающей среды и возобновляемых биоресурсов (Шата), а затем направлены на попечение Национального музея в Рио-де-Жанейро.
После допроса турист был отпущен на свободу – с него взято обязательство явиться по первому требованию бразильского правосудия.
По местным законам, за попытку вывоза из Бразилии редких представителей местной фауны британцу грозит тюремное заключение от шести месяцев до года, а также штраф до 4 миллионов бразильских реалов (2,35 млн долларов), передает РИА «Новости». http://vz.ru/news/2009/ll/13/348241.html

2. Британец пытался нелегально вывезти из Рио-де-Жанейро тысячу живых пауков


13.11.09. 07:28
Британский подданный пытался нелегально вывезти из Рио-де-Жанейро около тысячи живых пауков. Редкие членистоногие были упакованы в сумки с двойным дном и обнаружены бразильскими таможенниками при просвечивании багажа рентгеном. Пауки были направлены в Национальный музей столицы. Туриста отпустили на свободу, но выезжать из страны он не имеет права и обязан явиться в полицию по первому требованию властей. По законам Бразилии, за вывоз за границу редких видов местной фауны нарушителю грозит тюремное заключение от 6 до 12 месяцев и штраф более 2 миллионов долларов, http://ras.ruvr.ru/2009/ll/13/2232504.html

3. Британец пытался нелегально вывезти из Рио-де-Жанейро тысячу пауков


08:24 13/11/2009
РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО, 13 ноября РИА Новости, Александр Краснов. Гражданин Великобритании, пытавшийся тайно вывезти из Бразилии около тысячи живых пауков, задержан в аэропорту Рио-де-Жанейро, сообщила Федеральная полиция Бразилии.
По данным ведомства, редкие членистоногие, упакованные в две дорожные сумки с двойным дном, были обнаружены при просвечивании багажа рентгеновскими лучами на таможенном контроле.
Пауки были изъяты представителями бразильского института окружающей среды и возобновляемых биоресурсов (Шата), а затем направлены на попечение Национального музея в Рио-де-Жанейро.
После допроса турист был отпущен на свободу – с него взято обязательство явиться по первому требованию бразильского правосудия.
По местным законам, за попытку вывоза из Бразилии редких представителей местной фауны британцу грозит тюремное заключение от шести месяцев до года, а также штраф до 4 миллионов бразильских реалов (2,35 миллиона долларов).
http://eco.rian.ru/danger/20091113/193305826.html

4. Житель Великобритании пытался нелегально вывезти из Бразилии тысячу пауков


13.11.09 09:26
Энтомолог-контрабандист спрятал восьминогих в двойное дно своих сумок. Однако рентгеновскую машину обмануть не удалось.
Пауки были изъяты, а турист отпущен с обязательством явиться в участок по первому требованию.
http: //www.govoritmoskva.ru/news.php?id=18683

5. 1.000 пауков не пустили на борт самолета


14.11 13:12
Британцу грозит штраф в размере более миллиона реалов за попытку контрабандного провоза в самолете 1.000 пауков.
Нарушитель пытался протащить членистоногих на борт самолета, в том числе смертельно опасного бразильского Блуждающего паука.
Британец был арестован при прохождении через таможню в Рио-де-Жанейро, он намеревался вылететь с опасным грузом в лондонский аэропорт Хитроу.
Среди контрабандных пауков были и редкие виды тарантулов – они находились в отдельных коробочках в чемодане преступника. Все особи остались живы.
Офицер федеральной полиции Бразилии отмечает: «Можете ли вы представить себе переполох в салоне самолета, если бы пауки выбежали из чемодана и начали спускаться по паутине на головы пассажирам?»
Опасный груз был выявлен в ручной клади при прохождении через рентгеновскую установку.
Британец, сообщивший полицейским, что является владельцем зоомагазина в Лондоне, был обвинен в незаконной торговле животными. Он признался в преступлении и рассказал, что намеревался продать пауков. Полиция также расследует вероятность того, что нарушитель собирался извлечь из пауков яд, который используется в ряде лекарственных средств.
Неназванный контрабандист был отпущен под залог, но ему запрещено покидать Бразилию, пока не будет определена дата суда для вынесения приговора. Он может получить до года тюрьмы, и вынужден будет заплатить штраф в размере 1,3 миллиона бразильских реалов (755.000 долларов).
http://www.mignews.com/news/travel/world/141109_125257_304-82.html

6. Британец пытался провезти в багаже пауков


17:03, Москва, Пятница, 13 Ноября 2009
Владелец английского зоомагазина арестован в аэропорту Рио-де-Жанейро за попытку вывезти из Бразилии 1000 пауков.
Владелец зоомагазина был арестован после того, как в его багаже нашли более 1000 пауков.
Мужчине предъявлено обвинение, и он выпущен под залог. Дата суда пока не назначена. Ему грозят от одного до трех лет тюремного заключения и штраф размером в 2,3 млн долларов за экспорт бразильских животных без специального разрешения.
Предполагают, что среди пауков были тарантулы. Все изъятые членистоногие направлены в музей федерального университета в Рио при бразильском агентстве по надзору за окружающей средой Ibama, чтобы выяснить, были ли среди них ядовитые.

7. Пауки в чемодане 18:32 13.11.2009


В аэропорту Рио-де-Жанейро, Бразилия, задержан британский подданный, который пытался вывезти в багаже тысячу живых пауков. Каждый паук был упакован в отдельную коробку, емкости с членистоногими находились в двух чемоданах, пишет Daily Telegraph.
Странный груз был обнаружен, когда чемоданы просвечивались рентгеном перед погрузкой в самолет. Имя мужчины не сообщается. Власти говорят, что ему грозит штраф в размере ?1,5 млн за попытку нелегального вывоза животных. Пауки были конфискованы и отправлены в бразильское агентство по защите окружающей среды для изучения.
Нелегальный вывоз животных считается в Бразилии серьезным преступлением и власти часто арестовывают таких правонарушителей. Полицейские часто обнаруживают в багаже авиапассажиров ящериц, птиц, пауков, жуков и все виды насекомых.
«Вокруг Света» писал, что в 2007 году европейские наблюдатели, контролирующие границу Сектора Газа, Палестина, с Египтом, задержали женщину из Палестины, которая пыталась ввезти в палестинский анклав трех крокодилов. Рептилий палестинка прятала под национальной одеждой, заклеив им пасти скотчем, чтобы те не смогли ее покусать. Полицейские предположили, что крокодилы предназначались для местного зоопарка. Это не первый случай контрабанды экзотических животных в сектор Газа. Ранее были попытки провезти через границу кроликов редкой породы, птиц и даже тигра.
В России среди экзотических животных большим успехом пользуются змеи. Обычно их усыпляют, после чего по несколько штук упаковывают в специальные пакеты и кладут на дно багажных сумок. Несколько лет назад сотрудникам Пулково, Санкт-Петербург, проверяющим женскую сумку, показался подозрительным слишком большой вес найденного там французского батона. Взломав его, вместо хлебной мякоти таможенники обнаружили находящуюся в бессознательном состоянии королевскую кобру, http://www.vokrugsveta.ru/news/7868/

23. Соотнесите номер текста и количество компонентов в номинативной цепочке, включающей в себя существительное британец:


24. Укажите текст, в котором номинативная цепочка с начальным компонентом британец не может считаться тематической.

25. Укажите текст, в котором тематическая цепочка не имеет своего начала в заголовке.

26. Укажите номера текстов, в которых логическая цепочка выражена специальными связками.



27. Укажите номера текстов, в которых назван источник информации об инциденте в аэропорту.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал