Примерная программа обучения религии и религиозного воспитания павлово 2017 I



Скачать 269,25 Kb.
Дата17.12.2017
Размер269,25 Kb.
Русская Православная Церковь

Выксунская епархия

Павловское благочиние


Согласовано

Руководитель ОРОиК Выксунской епархии

_____________________/______________/

«____»____________ 20 ___ г.


Утверждаю

    1. Настоятель прихода

    2. _________________________________________


__________________________________________

_____________________/______________/

«____»____________ 20 ___ г.



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ

Павлово


2017
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Структурные компоненты педагогического процесса

Содержание

Цели:

1. Создание условий единения Церкви и семьи в религиозном воспитании детей;

2. Создания в воскресной школе условий/атмосферы, способствующей воспитанию христианского благочестия, нравственного поведения, навыков противоборства злу;

3. Мотивация обучающихся к добровольному и искреннему принятию Божественной Истины, усвоения духовного опыта;

4. Определение оптимальных содержания и методов обучения религии и религиозного воспитания, соответствующих возрастными другим личным особенностям детей.



Задачи:

1. Формирование у обучающихся осознания себя православным христианином, чадом Русской Православной Церкви;

2. Мотивация обучающихся к приобретению личного духовного опыта с целью уподобления Богу;

4. Раскрытие творческого потенциала, формирование личности обучающегося как мыслящего, активно и целенаправленно познающего мир субъекта;

5. Формирование у обучающихся осознание себя личностью социально активной, уважающей закон, выполняющей свои обязанности перед семьей и обществом;

6. Воспитание человека любящего свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и традиции, осознающего свою сопричастность к судьбе Отечества.


Основные направления деятельности

1. Мониторинг, анализ и планирование деятельности.

2. Разработка учебно-планирующей документации.

3. Проведение учебных занятий.

4. Внеурочная работа с обучающимися.

5.Участие во внешкольных мероприятиях различного уровня.

6. Взаимодействие с приходским духовенством.

7. Взаимодействие и обмен опытом с другими приходскими школами.

8. Работа с семьей.

9. Информационное и материально-техническое оснащение школы.


Принципы

1. Природосообразности и культуросообразности.

2. Гуманизации.

3. Целостности.

4. Единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося.

5. Профессиональной целесообразности.


Подходы

1. Культурологический

2. Антропологический

3. Системно-деятельностный


Формы и методы работы с детьми

1. Для детей дошкольного возраста 5–7 лет рекомендуются занятия продолжительностью не более 15–20 минут.

Занятия рекомендуется проводить в форме игр, тематических бесед, музыкально-двигательных упражнений. Допустимы урок-беседа, урок-игра, урок-путешествие, урок-квест, урок-«творческая мастерская», урок-видеоэкскурсия, урок-«мини-спектакль» (кукольный или с использованием разрезных карточек героев), комбинированный урок с частой сменой познавательно-развивающих упражнений. Основной упор педагогом (лицом, осуществляющим обучение религии и религиозное воспитание) должен делаться на содействии гармоничному развитию духовно-нравственной, творческой и интеллектуально-познавательной сфер личности ребенка посредствам игровой деятельности.

2. Для детей 8–10 лет рекомендуется проводить занятия в форме встреч, бесед, творческих мастерских и других, продолжительностью не более 30 минут. Занятия по «Основам Закона Божия» рекомендуется проводить в диалоговой форме (например, форме обсуждений) с использованием «проблемных методов обучения», доступных для восприятия в данной возрастной категории.

3. Для детей 11–13 лет рекомендуются занятия продолжительностью не более 30–40 минут. Изучение молитвословий не должно носить характер схоластического зазубривания текстов, формирования умения «вычитывать молитвенное правило», а должно быть направлено на помощь в формировании навыка доступной в меру особенностей индивидуального развития каждого отдельно взятого ребенка осознанной личной (домашней, келейной) молитвы.

(см. также Приложение 1)


Участники учебного процесса.

  • настоятель религиозной организации;

  • директор воскресной школы;

  • духовник;

  • педагоги воскресной школы (лица, осуществляющие обучение религии и религиозное воспитание);

  • воспитанники, их родители (законные представители).

Ожидаемые результаты реализации программы

• Понимание основ православного мировосприятия, обладание знаниями о Боге и вере, мире и человеке;

• Пробуждение личность ребенка, направление ее к познанию Бога, сформировать религиозные чувства;

• Воспитание у детей чувства благоговения к святыне и святым, почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру как творению Божиему;

• Развитие творческих способностей, направление их на умственное и эстетическое развитие ребенка;

• Освоение и закрепление первоначальных навыков духовной жизни в Церкви;

• Развитие нравственных чувств, обладание представлениями о добре и зле, обогащение нравственного опыта детей через овладение навыками добродетельной жизни.

• Обладание знаниями о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;

• Овладение основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни, участие в таинствах и богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;

• Воспитание нравственных чувств, уважения и любви к родителям и старшим, к Родине, бережного отношения к окружающему миру как творению Божию;

• Формирование ценностных жизненных ориентиров;

• Применение полученных знаний для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.

• Сформированность представления о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры всех славянских народов, раскрытие его социокультурного и исторического значения для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величия и богатства церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви;

• Овладение традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.

• Формирование целостной христианской картины мира;

• Осмысление основных этапов спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа;

• Освоение знаний о важнейших событиях ветхозаветной и новозаветной истории;

• Овладение навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания;

• Формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с историческими событиями ветхозаветного периода и нравственным учением Господа Иисуса Христа;

• Применение знаний и представлений о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования;

• Воспитание нравственных чувств, а также уважения, ответственности и бережного отношения к окружающему миру.

• Формирование православного мировоззрения и жизненной позиции православного христианина;

• Освоение знаний, касающихся православного вероучения;

• Формирование навыков добродетельной жизни;

• Формирование системы ценностей, основанных на православном мировоззрении;

• Применение полученных знаний для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре;

• Воспитание религиозных чувств, любви, сострадания к окружающим.

• Осознанное участие в богослужении;

• Формирование навыка подготовки к таинствам Покаяния, Евхаристии.

• Формирование навыка домашнего (келейного) молитвенного правила.



II. СОДЕРЖАНИЕ

(конкретизируется в плане работы школы)



1. Учебно-методическая и организационно-методическая работа

Изучение нормативно-правовой базы обеспечения учебно-воспитательного процесса воскресных школ. Изучение перечня рекомендуемой учебно-методической литературы, Интернет-ресурсов. Изучение и освоение современных технологий и методик обучения, адаптация их для работы в воскресной школе и внедрение в учебно-воспитательный процесс (особое внимание следует уделить интерактивным технологиям, развивающему обучению). Составление расписания занятий, тарификация. Разработка рабочих учебных программ преподаваемых учебных дисциплин (основной и вариативной части), создание методических разработок учебных занятий и внеклассных мероприятий. Взаимопосещение учебных занятий. Регулярное самообразование, участие в мероприятиях различного уровня (круглые столы, конференции). Регулярное повышение квалификации, прохождение соответствующих курсов в том числе, дистанционных, с использованием современных информационных технологий. Методическое сопровождение и участие в конкурсах педагогического мастерства различных уровней. Мониторинг, анализ и самоанализ учебно-воспитательной деятельности. Проведение педагогических советов, обмен педагогическим опытом и его обобщение педагогического опыта. Формирование портфолио школы. Освещение работы школы в СМИ, в том числе, через сайты прихода, благочиния, епархии. Взаимодействие с педагогами других воскресных школ, Отделами образования и катехизации благочиния и епархии.



2. Учебно-воспитательная работа

Организация и проведение учебных занятий в соответствии с рабочим учебным планом, структурой и содержанием рабочих учебных программ, расписанием (с учетом современных требований к формам организации занятий, структуре, содержанию, технологиям и методикам, стилям педагогической деятельности, выстраиванию межпредметных связей). Организация участия в предусмотренных для детей мероприятиях различного уровня (олимпиадах, конкурсах, конференциях, круглых столах). Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей (законных представителей), членов семей обучающихся: регулярное проведение родительских собраний, встреч, бесед, организация участия родителей в учебных занятиях, внеаудиторной самостоятельной работе, проектах и мероприятиях. Вовлечение обучающихся к кружковой и факультативной работе на базе воскресной школы. Организация досуговой деятельности обучающихся (в том числе, в каникулярное время): участие в творческих выставках, занятия ремеслами, паломничествах, походах, театральных постановках и спектаклях, интеллектуальных играх, викторинах, краеведении, занятиях спортом. Приобщение обучающихся к различным формам служения Церкви в доступном им виде (в том числе через организацию школы алтарников, групп милосердия, детского/молодежного хора, иных форм активного участия в миссионерской и социальной работе). Развитие интереса и содействие вовлечению обучающихся в литургическую жизнь конкретной православной общины, участие в таинствах, церковных праздниках. Организация регулярных встреч и бесед (в том числе, индивидуальных) с духовенством, духовником школы. Организация взаимодействия с коллективами обучающихся других школ, проведение совместных мероприятий различных форм и направленности.



3. Информационное и материально-техническое оснащение

Анализ наличного материально-технического и информационного оснащения учебно-воспитательного процесса. Выявление недостатков и планирование их устранения (формирование перечня, сметы, предложений и письменное обращение к настоятелю прихода).



ПЛАН РАБОТЫ

(составляется в начале каждого учебного года, по направлениям работы, с учетом результатов анализа)



№ п/п

Мероприятия

Участники

Сроки

Ответственный

Прогнозируемый результат




















III. РАСПИСАНИЕ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

Группа №___

№ урока

Наименование учебной дисциплины/внеурочного занятия

Время

Место

Преподаватель













































IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ



(ДЛЯ ПАВЛОВСКОГО БЛАГОЧИНИЯ)

п/п

Наименование дисциплин

Количество часов

Распределение по возрастным категориям и по семестрам*

Возрастные категории

первая (в возрасте 5–7 лет) **

вторая (в возрасте 8–10 лет)***

третья (в возрасте 11–13 лет) ****

четвертая (в возрасте 14–17 лет – подростки)*****

1 сем

17 нед.


2 сем

22 нед. (включая занятия в зимние каникулы)

1 сем

17 нед.


2 сем

22 нед. (включая занятия в зимние каникулы)

1 сем

17 нед.


2 сем

22 нед. (включая занятия в зимние каникулы)

1 сем

17 нед.


2 сем

22 нед. (включая занятия в зимние каникулы)

1

Введение в Закон Божий

28

9

19



















2

Вариативная часть*

89

42

47



















Итого

Первая возрастная группа

117

51

66



















1

«Ветхий Завет»

28







17

11













2

«Новый Завет»

28







17

11













3

«Богослужение и устройство православного храма»

28







17

11













4

«Основы Закона Божия»

42







17

25













5

«Церковнославянский язык»

34







12

22













6

Вариативная часть

13







5

8













Итого

Вторая возрастная группа

173







85

88













1

«Священное Писание: Ветхий Завет»

28













17

11







2

«Священное Писание: Новый Завет»

42













17

25







3

«Основы православного вероучения»

42













17

25







4

«Православное богослужение»

28













17

11







5

Вариативная часть

33













17

16







Итого

Третья возрастная группа

173













85

88







1

«Священное Писание: Ветхий Завет»

28



















17

11

2

«Священное Писание: Новый Завет»

42



















17

25

3

«Основы православного вероучения»

42



















17

25

4

«Православное богослужение»

28



















17

11

5

Вариативная часть

33



















17

16

Итого

Четвертая возрастная группа

173



















85

88

Всего часов

636


























БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Общее количество недель в году

Каникулы (летние)

Пасха/Рождество (если Рождество приходится на воскресенье)

Чистое учебное время

52

12

1/2

39/38


*В соответствии со Стандартом «2.2. Кроме обязательного минимума воскресные школы вправе осуществлять обучение и религиозное воспитание также в рамках дополнительных дисциплин.

2.3. Реестр дополнительных дисциплин обучения религии и религиозного воспитания формирует и ведет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.

2.4. Дополнительные дисциплины обучения религии и религиозного воспитания для воскресных школ включаются в реестр после экспертизы Распоряжением Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации».

Пока данного реестра нет, предлагаю предоставить воскресным школам в данном вопросе самостоятельность под контролем и под ответственность настоятеля прихода.

** Из расчета 3 занятия в неделю

*** Из расчета 5 занятий в неделю в первом семестре и 4 – во втором

**** Из расчета 5 занятий в неделю в первом семестре и 4 – во втором

***** «1.11. Содержание и результаты обучения религии и религиозного воспитания детей возрастной категории 14–17 лет (подростки) определяется отдельным документом. До его введения в действие содержание обучения религии и религиозного воспитания для данной категории определяются таким же, как для группы 11–13 лет, а само обучение религии и религиозное воспитание осуществляется с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей с максимально широким использованием неаудиторных форм просвещения»

V. ПЛАН ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ПО ПРИМЕРНОМУ СОДЕРЖАНИЮ ДИСЦИПЛИН СТАНДАРТА

(к данному разделу прилагаются программы учебных дисциплин основной и вариативной части, а также термические планы, составленные на основе программ)


Тематический план учебной дисциплины___________________________

в группе №______

20____-20____учебный год


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов












VI. ГРАФИК ВСТРЕЧ С ДУХОВНИКОМ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Духовник школы_____________________________


Число

Время

Категории участников

Воспитанники

Родители

Воспитанники с родителями

Работники школы



















VII. ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным ПО, мультимедиапроектор, интерактивная доска, электронные носители.

2. Здание/кабинеты и их оснащение (перечислить)

3. Мультимедиа ресурсы (в том числе, Интернет)

Например:


  • http://georgievka.cerkov.ru/voskresnaya-shkola/pravoslavnye-resursy-internet-dlya-detej/

  • https://azbyka.ru/detforum/threads/uroki-dlja-voskresnoj-shkoly.3989/

VII. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ.

Можно воспользоваться перечнем, предлагаемым Синодальным ОРОиК (https://pravobraz.ru/primernyj-perechen-uchebnyx-i-metodicheskix-posobij-vxodyashhix-v-edinyj-uchbeno-metodicheskij-komplekt-k-kursu-zakon-bozhij/)

Примерный перечень учебных и методических пособий, входящих в единый учебно-методический комплект к курсу «Закон Божий» в соответствии со «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации».

Учебно-методические комплекты к курсу «Закон Божий» для начальной ступени:

1. Учебно-методический комплект к курсу «Священная Библейская история»:

• Учебное пособие к курсу «Священная Библейская история»;

• Рабочая тетрадь к курсу «Священная Библейская история»;

Методическое руководство для учителей к курсу «Священная Библейская история»;

• Наглядные пособия к курсу «Священная Библейская история» в формате настенных таблиц формата А3;

• Видео-приложение к курсу «Священная Библейская история» в формате DVD.

2. Учебно-методический комплект к курсу «Устройство православного храма и богослужение»:

• Учебное пособие к курсу «Устройство православного храма и богослужение»;

• Рабочая тетрадь к курсу «Устройство православного храма и богослужение»;

• Методическое руководство для учителей к курсу «Устройство православного храма и богослужение»;

• Наглядные пособия к курсу «Устройство православного храма и богослужение» в формате настенных таблиц формата А3;

• Видео-приложение к курсу «Устройство православного храма и богослужение» в формате DVD.

3. Учебно-методический комплект к курсу «История христианской Церкви»:

• Рабочая тетрадь к курсу «История христианской Церкви»;

• Методическое руководство для учителей к курсу «История христианской Церкви»;

• Наглядные пособия к курсу «История христианской Церкви» в формате настенных таблиц формата А3;

• Видео-приложение к курсу «История христианской Церкви» в формате DVD.

4. Учебно-методический комплект к курсу «Основы христианской нравственности»:

• Учебное пособие к курсу «Основы христианской нравственности»;

• Рабочая тетрадь к курсу «Основы христианской нравственности»;

• Методическое руководство для учителей к курсу «Основы христианской нравственности»;

• Наглядные пособия к курсу «Основы христианской нравственности» в формате настенных таблиц формата А3;

• Видео-приложение к курсу «Основы христианской нравственности» в формате DVD.

5. Учебно-методический комплект к курсу ««Церковнославянский язык»:

• Учебное пособие к курсу «Церковнославянский язык»;

• Рабочая тетрадь к курсу «Церковнославянский язык»;

• Методическое руководство для учителей к курсу «Церковнославянский язык»

• Наглядные пособия к курсу «Церковнославянский язык» в формате настенных таблиц формата А3;

• Видео-приложение к курсу «Церковнославянский язык» в формате DVD.

6. Учебно-методический комплект к курсу «Основы хорового и церковного пения»:

• Учебное пособие к курсу «Основы хорового и церковного пения»;

• Рабочая тетрадь к курсу «Основы хорового и церковного пения»;

• Методическое руководство для учителей к курсу «Основы хорового и церковного пения»;

• Наглядные пособия к курсу «Основы хорового и церковного пения» в формате настенных таблиц формата А3;

• Аудио-приложение к курсу «Основы хорового и церковного пения» в формате DVD.

Учебно-методические комплекты к курсу «Закон Божий» для основной ступени:

1. Учебно-методический комплект к курсу «Священное Писание: Ветхий Завет»:

• Учебное пособие к курсу Священное Писание: Ветхий Завет»;

• Рабочая тетрадь к курсу Священное Писание: Ветхий Завет»;

• Методическое руководство для учителей к курсу Священное Писание: Ветхий Завет»;

• Наглядные пособия к курсу Священное Писание: Ветхий Завет» в формате настенных таблиц формата А3;

• Видео-приложение к курсу Священное Писание: Ветхий Завет» в формате DVD.

2. Учебно-методический комплект к курсу «Священное Писание: Новый Завет»:

• Учебное пособие к курсу «Священное Писание: Новый Завет»;

• Рабочая тетрадь к курсу «Священное Писание: Новый Завет»;

• Методическое руководство для учителей к курсу «Священное Писание: Новый Завет»;

• Наглядные пособия к курсу «Священное Писание: Новый Завет»; в формате настенных таблиц формата А3;

• Видео-приложение к курсу «Священное Писание: Новый Завет» в формате DVD.

3. Учебно-методический комплект к курсу «Основы православного вероучения»:

• Учебное пособие к курсу «Основы православного вероучения»;

• Рабочая тетрадь к курсу «Основы православного вероучения»;

• Методическое руководство для учителей к курсу «Основы православного вероучения»;

• Наглядные пособия к курсу «Основы православного вероучения» в формате настенных таблиц формата А3;

• Видео-приложение к курсу «Основы православного вероучения» в формате DVD.

4. Учебно-методический комплект к курсу «Православное Богослужение»:

• Учебное пособие к курсу «Православное Богослужение»;

• Рабочая тетрадь к курсу «Православное Богослужение»;

• Методическое руководство для учителей к курсу «Православное Богослужение»;

• Наглядные пособия к курсу «Православное Богослужение» в формате настенных таблиц формата А3;

• Видео-приложение к курсу «Православное Богослужение» в формате DVD.

5. Учебно-методический комплект к курсу «Общая церковная история»:

• Учебное пособие к курсу «Общая церковная история»;

• Рабочая тетрадь к курсу «Общая церковная история»;

• Методическое руководство для учителей к курсу «Общая церковная история»;

• Наглядные пособия к курсу «Общая церковная история» в формате настенных таблиц формата А3;

• Видео-приложение к курсу «Общая церковная история» в формате DVD.

6. Учебно-методический комплект к курсу «История Русской Церкви»:

• Учебное пособие к курсу «История Русской Церкви»;

• Рабочая тетрадь к курсу «История Русской Церкви»;

• Методическое руководство для учителей к курсу «История Русской Церкви»;

• Наглядные пособия к курсу «История Русской Церкви» в формате настенных таблиц формата А3;

• Видео-приложение к курсу «История Русской Церкви» в формате DVD.

7. Учебно-методический комплект к курсу «Христианская этика»:

• Учебное пособие к курсу «Христианская этика»;

• Рабочая тетрадь к курсу «Христианская этика»;

• Методическое руководство для учителей к курсу «Христианская этика»;

• Наглядные пособия к курсу «Христианская этика» в формате настенных таблиц формата А3;

• Видео-приложение к курсу «Христианская этика» в формате DVD.



Приложение 1

Классификация методов обучения

Традиционные

Развивающие

Словесный
Наглядный
Практический

Метод

Содержание

частично-поис­ковый метод

Преподаватель, поставив проблему, малодоступную для самостоятельного ре­шения, делит ее на подпроблемы и серией взаимосвязанных вопросов или аналогичных облегченных задач, включает учащихся в процесс вы­полнения отдельных шагов хода решения. Происходит поэтапное обуче­ние решению исследовательской задачи.

метод проблемного изложения

Преподаватель ставит проблему и цепью рас­суждений, изложением материала раскрывает решение этой проблемы так, чтобы показать противоречивый ход решения, трудности, которые встречаются на пути, способы и варианты их преодоления. Он должен показать всю противоречивость и сложность процесса познания, его из­вилистый подчас путь. Этот метод используется при раскрытии сложных проблем. Объяснение преподавателя в данном случае является образцом науч­ного познания. Проблемное изложение сочетается с частично-поис­ковым.

исследовательский метод

Сущность его – в конструировании или выборе проблемы и проблемных задач и предъяв­лении их в определенной системе для самостоятельного решения учащимся. При исследовательском методе учащийся на доступном ему уровне по­падает в положение, требующее не усвоения готового знания, а научного познания. Формы этих доступных учебных исследований могут быть раз­личны: маленькая текстовая задача, более длительное исследование и т.д. Во всех случаях сущность метода одна – организованное усвоение опыта творческой дея­тельности и благодаря этому творческое применение и усвоение зна­ний. Исследователь­ский метод при его применении предполагает, что учащийся уже владеет необходимыми умениями и навыками.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница