Прытков Андрей Трифонович



Скачать 182,35 Kb.
Дата30.10.2016
Размер182,35 Kb.
УДК: 339.564:622.3 (571)
Прытков Андрей Трифонович – д-р экон. наук, профессор кафедры экономики ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 40 75 05

Игумнов Павел Валерьевич – канд. техн. наук, доцент кафедры мировой экономики ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (г. Хабаровск). E-mail:upd@festu.khv.ru
A.T. Prytkov

P.V. Igumnov


Export potential and the prospects for development of the coal industry

of the east of Russia in the markets of the Asia-Pacific region
The prospects for the development of the Russian coal industry through the intensification of international co-operation with the Asia-Pacific region. The priority areas for the development of Russian coal companies have been determined. The prospective consumers of Russian coal in the Asia-Pacific countries are given.

Keywords: Asia-Pacific Region, coal, coal industry in Russia, the export of coal, coal imports in the Asia-Pacific countries.
Экспортный потенциал и перспективы развития

угольной отрасли Востока России

на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона
В статье рассмотрены перспективы развития российской угольной отрасли через интенсификацию международного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (далее – АТР). Определены приоритетные направления развития российских угольных компаний, выявлены перспективные потребители российского угля в странах АТР.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, уголь, угольная промышленность России, экспорт угля, импорт угля в страны АТР.
Уголь является самым распространенным ископаемым топливом: текущие мировые запасы, с точки зрения энергоемкости, выше, чем запасы нефти и газа вместе взятые. Суммарные извлекаемые запасы угля во всем мире оцениваются в 948 млрд. тонн. Этих запасов мировой экономике хватит на 126 лет при сохранении существующего уровня мирового потребления угля.

Хотя угольные месторождения широко распространены по всему миру, 79% от извлекаемых запасов в мире расположены в нескольких странах: США (27,6%), России (18,2%), Китае (13,3%), Австралии (8,9%).



Запасы угля в России огромны. При существующем уровне добычи их хватит на 600 лет. Тем не менее, при достаточно высоких валовых показателях запасов угля, учтенных государственным балансом (табл. 1), величина благоприятных для освоения (активных) запасов существенно ниже.

Таблица 1
Кондиционные ресурсы угля России на 01.01.2009 г., млн. т [1]



Всего'>Страна

Способ

разработки

Всего

Запасы, учтенные Госбалансом


Прогнозные ресурсы

Всего

в том числе по категориям

всего

в т. ч. по кат. Р1

А+В+С1

С2

РОССИЙСКАЯ

ФЕДЕРАЦИЯ

Всего

4089525

272793

193241

79552

3816732

536183

открытая добыча

393570

172764

117912

54852

770806

76687

бурые

1372988

146833

101316

45517

1226155

189886

каменные

2638021

116966

85158

3 1808

2521055

338912

в т. ч. коксующиеся

447101

49708

39699

10009

397393

144133

антрациты

78516

8994

6767

2227

69522

7378

Добыча угля в России осуществляется на 22 угольных бассейнах и 129 отдельных месторождениях. Крупнейшим угледобывающим бассейном выступает Кузнецкий – объем добычи составляет 181,5 млн. т или 56,7% от общего объема добычи по стране. Наиболее перспективными по запасам и качеству угля, состоянию инфраструктуры и горнотехническим возможностям являются, помимо предприятий Кузбасса, также разрезы Канско-Ачинского бассейна, Восточной Сибири и Дальнего Востока, дальнейшее развитие которых позволит обеспечить основной прирост добычи угля в отрасли [1].

За последние 10 лет объем добычи российского угля вырос примерно на четверть, объем его экспорта – почти в 3 раза. Практически в 4 раза (в текущих ценах) вырос объем инвестиций в основной капитал угольных предприятий. По предварительным данным, уровень инвестиций в угольную отрасль России в 2010 г. составил 60 млрд. руб. Возобновился после длительного перерыва ввод новых мощностей по добыче угля, главным образом, в Кузнецком бассейне. Ведется наращивание мощностей угольных терминалов российских портов. Прекращено дотирование угольной промышленности государством, а развитие предприятий отрасли осуществляется, в основном, за счет собственных средств и заемных финансовых ресурсов (около одной трети от общего объема инвестиций). Продолжается реализация комплекса мер по реструктуризации угольной промышленности России. За период 1992 – 2010 гг. практически в полном объеме осуществлены мероприятия по ликвидации убыточных предприятий (ликвидированы 202 шахты и разреза), сносу зданий и сооружений (212 объектов); переселены более 30 тыс. семей (из 35 тыс. семей, нуждающихся в переселении); выполнены 886 (из 1112) проектов по ликвидации последствий ведения горных работ, и обеспечены бесплатным пайковым углем 65 тыс. граждан льготных категорий. Для завершения реализации оставшихся 226 проектов предусматривается затратить на эти цели в 2011 – 2015 гг. 12813,2 млн. руб. и 4940 млн. руб. – для обеспечения бесплатным пайковым углем. В результате проведенной реструктуризации угольной промышленности вся добыча угля в настоящее время осуществляется акционерными обществами с частной формой собственности. При этом, сформировался ряд крупных акционерных обществ (управляющих компаний) и холдингов, владеющих угольными активами. Практически все шахты, добывающие коксующийся уголь, интегрированы в металлургические холдинги.

К наиболее крупным, обеспечивающим около 78% совокупной добычи угля в стране, можно отнести 16 управляющих компаний, в т. ч. 5 угольно-металлургических (Евраз-груп, Северсталь-ресурс (холдинг Северсталь), Мечел-майнинг (группа Мечел), Уральская горно-металлургическая компания, Промышленно-металлургический холдинг)).

Все это привело к тому, что в 2010 г. добыча угля в России, по данным Минэнерго, составила 323 млн. т, что на 7,3% превысило уровень 2009 г. Однако докризисный уровень добычи угля не был достигнут (почти 329 млн. т в 2008 г.).

Однако среди мировых производителей угля позиции России более скромные (в сравнении с местом по разведанным запасам) [2]: шестое место в мире с долей в 4,6%. Для сравнения: в США добываются 18,7% мирового угля, в Индии – 5,8%, в Австралии – 6,6%, Южной Африке – 4,2%. Абсолютный лидер – Китай, доля которого в мировом объеме составляет 42,5%.

Потенциал увеличения добычи угля в России значителен. Почти 70% запасов углей в стране относится к так называемым «высокотехнологичным» – они позволяют применять современные высокопроизводительные технологии и могут обеспечить конкурентоспособность угля даже по сравнению с газом. К таким месторождениям относятся Ерунаковское (одно из самых крупных угольных предприятий открытой добычи в Кузбассе), Канско-Ачинского бассейна, а также отдельные высокорентабельные месторождения в европейской части, например, Кадамовское месторождение антрацитов в Восточном Донбассе [3]. Таким образом, исходя из запасов угля, Россия может рассчитывать на повышение своего места на мировом угольном рынке.

Экспортный потенциал российской угольной промышленности также реализован не полностью. Среди мировых экспортеров угля Россия занимает третье место после Австралии и Индонезии. Экспорт угля в России, в основном, направлен на европейский рынок и распределен следующим образом: на рынок Западной Европы поставляются около 30% российского угля, в страны Восточной Европы – около 8%, страны СНГ и Балтии – около 15%, страны Ближнего Востока – более 30%, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона – около 17% – 20%. Основным поставщиком углей на экспорт остается Западно-Сибирский экономический район – 85,5% от общей поставки российских углей на экспорт, в том числе Кузнецкий бассейн – 84,3%.

Что касается Азиатско-Тихоокеанского региона, то традиционно крупными потребителями российского угля в этом регионе являются Япония и Южная Корея. Экспорт российского угля в Южную Корею возрос с примерно 2 млн. т (в 2003 г.) до 4,5 млн. т (в 2004 г.), в Японию – с 4,7 млн. т в год (в 2003 г.) до 6 млн. т (в 2005 г.) [4]. Увеличения экспорта, связанного с ростом потребления угля в регионе, можно и далее ожидать в Китай, Японию и, возможно, в Индию. Спрос на импортный уголь в этих странах в перспективе будет только возрастать, так как в АТР использование энергетического угля для производства электроэнергии является основным движущим фактором увеличения спроса.

Потребности Китая в коксующемся угле также растут, проявляет активный интерес к российскому углю и Япония.

В последнее время многие страны, особенно Западной и Северной Европы, стараются замещать уголь нефтью и газом. Скорее всего, стоит и дальше ожидать снижения экспорта российского угля в Европу, обусловленного наращиванием закупок газа Европейским союзом (далее – ЕС). Если рост экспорта в ЕС и сохранится, то будет крайне невысоким, возможно даже некоторое сокращение. Зато спрос со стороны азиатских государств (Китай, Япония) не дает углю утратить свои позиции на рынке энергоносителей. Направлением роста для российских компаний останется азиатский рынок. Россия имеет все шансы укрепить свои позиции на азиатском угольном рынке.

Основными поставщиками угля на азиатские рынки, кроме России, являются Австралия, Индонезия, ЮАР. Согласно расчетам, рынок угля в странах АТР может вырасти к 2030 г. до 300 – 310 млн. т (с 268 млн. т в 2004 г.) [5]. Импорт угля в этот регион также будет расти. Прогнозы развития импорта угля до 2035 г., сделанные SSY Consultancy and Research, Ltd, представлены на рисунке 1.



Рис. 1. Прогнозы развития импорта угля до 2035 г., сделанные SSY Consultancy and Research, Ltd (в квадриллионах БТЕ1)

Объем поставок российского угля в страны АТР в последние годы также растет. Например, увеличился экспорт нерюнгринских углей Якутского бассейна в Японию, и она весьма заинтересована в этих поставках. За рынки стран АТР идет острая конкурентная борьба мировых поставщиков угля, и необходимо создавать условия, помогающие российским угольщикам в борьбе за внешние рынки.

Отметим, что российские угольщики построили и ведут строительство угольных терминалов на Дальнем Востоке России, ориентированных на страны АТР. Больший интерес российских компаний к азиатским рынкам, а соответственно, и к строительству портовых мощностей на Дальнем Востоке, эксперты объясняют, прежде всего, расстояниями перевозки, то есть транспортной составляющей в экспорте угля. Основная часть угля добывается в Кузбассе, откуда до Северо-Западных портов далеко. Иными словами, доставка кузбасского угля в порты Дальнего Востока обходится дешевле, чем, например, в балтийские порты. Кроме того, существуют планы по разработке крупных угольных месторождений в Якутии, и угольщикам будет дешевле везти свою продукцию в порты Дальнего Востока. Кроме того, перевалка российских угольных компаний в дальневосточных портах составляет меньший объем, чем потребности экспортного рынка на этом направлении. То есть, этот рынок далеко не перенасыщен.

Потребности в угле стран АТР составляют около 300 млн. т в год, и, следовательно, России нужно строить новые дальневосточные порты с расчетом на экспорт [6]. При строительстве новых портовых мощностей Россией перераспределятся транспортные потоки экспорта добытого угля в направлении России. Крупнейшая угольная компания России СУЭК решила обзавестись собственной экспортной портовой инфраструктурой, направленной на АТР, – с угольным терминалом в порту Ванино (бухта Мучке, Хабаровский край) [7]. Через новый терминал СУЭК отправляет уголь со своих бурятских месторождений. Основной маршрут поставок – Япония, Южная Корея и Тайвань. Большой поток угля в этом направлении проходит через приморский порт Восточный в Находке. Угольный терминал Восточного порта Находки расширяется (основной акционер – Кузбассразрезуголь). Большая часть этого угля отправляется в страны АТР.

В свою очередь, возможность существенного наращивания российских экспортных поставок угольной продукции на рынки стран АТР, в том числе в Китай, Японию и Южную Корею, будет всецело зависеть от суммарной мощности и доступности транспортной инфраструктуры (включая портовую), качества поставляемых углей и их ценовой конкурентоспособности, по сравнению с другими ведущими региональными поставщиками, к которым в будущем присоединится Монголия (Тавантолгойское месторождение). Выход новых экспортеров угля на региональный рынок стран АТР значительно усилит рыночную конкуренцию российским поставкам, особенно в товарном сегменте коксующихся углей месторождения Тавантолгой, которые по своим качественным характеристикам сходны с марками коксующегося угля Эльгинского месторождения.

На российском угольном рынке заметны нехватка транспортной инфраструктуры (включая портовую), мощностей, тем более на Дальнем Востоке. Поэтому другие компании также построили (либо планируют строительство) собственные терминалы для экспорта в страны АТР. В рамках проекта по разработке Эльгинского угольного месторождения в Якутии также рассматривается возможность строительства на Дальнем Востоке порта для вывоза около 20 млн. т угля в год [8]. Новые морские терминалы необходимы для того, чтобы российские угольщики могли иметь свободные портовые мощности в направлении стран Азии, что явилось бы важным конкурентным преимуществом в борьбе за перспективный рынок. Как отмечают эксперты, крупнейший в России по перевалке угля в страны АТР порт Восточный работает на пределе мощностей. По мнению участников рынка, российские компании могут экспортировать в направлении АТР больше угля, чем возможности перевалки в портах.

В 2010 г. Азиатско-Тихоокеанский регион обеспечил 65% общемирового потребления угля, что составило 5,19 млрд. коротких т2. На рисунке 2 представлено распределение потребления угля по регионам мира.

Рис. 2. Распределение потребления угля по регионам мира в 2010 г. (млн. коротких т)
Это связанно с тем, что уголь является важным фактором быстрого экономического роста развивающихся стран этого региона, прежде всего, Китая и Индии. Вклад Китая в рост мирового спроса на уголь в 1990 – 2010 гг. составил 80%, и ожидается, что он составит 77% в период до 2030 г. Китай обеспечивает 71% от всего потребления угля в регионе и 48% общемирового потребления в 2010 г. Вторым крупным потребителем угля в регионе является Индия. Страна потребляет 14% от всего потребления угля в регионе и 8% от общемирового потребления. Япония, являясь самым крупным импортёром угля, потребляет 4% от регионального потребления и 3% от общемирового потребления угля. На рисунке 1 представлено распределение потребления угля в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2010 г.


Рис. 3. Распределение потребления угля в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2010 г. (млрд. коротких т)
Так, по прогнозам, в Китае спрос на уголь будет расти. Поэтому задачей для Китая является увеличение объемов производства и импорта угля для решения энергетических проблем. Поставки угля и кокса в Китай во многом зависят от состояния его металлургической отрасли. Уточним, что на долю Китая приходится свыше 50% от всего мирового объема добычи металлургического кокса [9].

Импорт угля в Китай растет, причем, там не хватает производственных мощностей для межпровинциальных перевозок, не говоря уже об отгрузке угля из портов и перевозке его в промышленные районы страны. Это открывает перед Россией, являющейся крупным производителем угля, хорошие возможности для экспорта «твердого топлива» на этот крупнейший азиатский рынок. Россия непосредственно граничит с Китаем, и на пограничной станции Манчжурия есть оборудованная площадка для перегрузки угля, что существенно упрощает для китайской стороны транспортную проблему и снижает расходы.

В настоящий момент поставки угля из России в Китай выполняет российская компания СУЭК – крупнейший производитель угля в России. В 2009 г. она увеличила поставки угля в Китай в 10 раз. По предварительным данным, в 2009 г. поставки российского угля в Китай составили в стоимостном выражении 1 млрд. долл. США [10].

Будет ли Китай и в дальнейшей перспективе нуждаться в российском угле – остается вопросом, поскольку Китай старается выйти на самообеспечение этим видом топлива. Несмотря на рост собственной добычи угля, его Китаю все равно не хватает. России необходимо принять ряд мер, чтобы остаться в числе экспортеров угля в Китай, предлагая различные условия и варианты сотрудничества. Электроэнергетика Китая напрямую зависит от угольной отрасли, но из-за истощения запасов угля Китай нашел альтернативный способ решения проблемы – увеличить выработку электроэнергии на атомных станциях. В ближайшие 15 лет, согласно новой энергетической доктрине, в Китае построят 40 АЭС [11].

Тем не менее, в настоящий момент Китай очень остро нуждается в российском угле. Что касается бурого угля, то у СУЭК существует запас производственных мощностей для увеличения объемов его добычи. Для СУЭК бурый уголь – более доступное сырье, чем каменный уголь, который в последнее время компания в больших объемах отправляла на экспорт.

Еще одним перспективным потребителем российского угля в Азиатско-Тихоокеанском регионе стала Япония. Однако, в настоящее время главными экспортёрами угля в Японию являются австралийские компании и в меньшей степени – индонезийские. Российский уголь интересует японских потребителей, которые нуждаются в диверсификации источников поставок. Интересы японских металлургических компаний не ограничиваются угольным сырьем Австралии и Индонезии. Российские угольные месторождения Сибири и Дальнего Востока представляют для японских компаний (корпорации «Sumitomo» и «Mitsui», металлургический гигант Nippon Steel, Mitsubishi Chemical, Nisshin Steel, Nippon Steel, JFE Steel, и др.) значительный интерес в связи с более низкими транспортными затратами.

Потребление угля в Японии почти полностью обеспечивается за счет импорта, а собственные скудные угольные запасы стали стимулом для создания самых эффективных систем организации и технологии добычи этого энергетического сырья. У этой страны накопился хороший опыт перехода от карьерной добычи к шахтному способу и разработки необходимых высокоэффективных технологий, к тому же Япония обладает крупными инвестициями.

Еще в 2004 г. Евразхолдинг подписал соглашение с японской компанией Mitsui о создании совместного предприятия для разработки рудника в Южной Якутии. Японцы получили долю в 30% и будут участвовать в разработке угольного месторождения «Денисовское», запасы коксующихся углей высококачественной категории которого составляют 70 –85 млн. т. Помимо инвестиций, Mitsui предоставляет свои ноу-хау, а также занимается маркетингом продукции на азиатских рынках, что весьма существенно, поскольку весь объем добычи коксующихся углей предназначен на экспорт. Произведенные энергетические угли будут реализовываться в России, где обеспечен хороший рынок сбыта. Первое крупное совместное предприятие в российской угольной отрасли позволило Евразхолдингу получить стратегического партнера в лице крупной японской компании и открывает хорошие экспортные возможности, а также получение инвестиций и современных технологий.

В разработке крупнейшего в России неосвоенного угольного месторождения – Эльгинского (разведанные запасы которого составляют 2,1 млрд. т коксующихся и энергетических углей) – также принимают участие японские компании. В ближайшей перспективе на месторождении планируется добывать свыше 30 млн. т угля в год, 20 млн. т – отправлять на экспорт. Часть углей Эльгауголь поставляет в Южную Корею. Холдинговая компания "Якутуголь" подписала пятилетний контракт с японской металлургической компанией «Nippon Still Corporation» и будет поставлять в Японию до 1 млн. т коксующегося угля марки «К-9» ежегодно [11].

Еще одним перспективным потребителем российского угля является Индия. Индийские компании проявляют большой интерес к российской угольной отрасли. Так, мировые лидеры сталелитейной отрасли индийская компания «Mittal Steel» и Индийская Госкорпорация «Coal of India Ltd.» – изучают возможности покупки участков угольных месторождений в России, в частности Элегестское угольное месторождение [12]. Элегестское месторождение (Республика Тыва) обладает запасами около 1 млрд. т высококачественного коксующегося угля марки «Ж», а общий объем его запасов угля оценивается в 20 млрд. т [12]. Mittal Steel интересуется российским углем, в том числе для экспорта коксующегося угля в страны АТР.

Несмотря на хорошие перспективы в экспорте российского угля на азиатские рынки, следует отметить, что основной рост мирового производства угля обеспечивается за счет Азиатско-Тихоокеанского региона, который в 2010 г обеспечил 67% от мировой добычи угля. В 1980 г. в этом регионе добывалось только 22% от мирового производства угля. Добыча угля в этом регионе удвоилась в период с 1980 – 2000 гг. и более, чем в два раза увеличилась в период 2001 по 2010 гг. Китай и Индия увеличили свою добычу угля примерно на 400% с 1980 г. Производство угля в Индонезии также выросло. За этот период объемы производства угля в этой стране выросли на 305 млн. т: с 0,6 млн. т – в 1981 г. до 305,6 млн. т – в 2010 г., обеспечив 5% от общемировой добычи угля.

В 2010 г. на долю Китая приходилось около 69% от общей добычи угля в регионе или 3,52 млрд. коротких т, за ним следуют: Индия (12% или 0,62 млрд. коротких т), Австралия (9% или 0,46 млрд. коротких т) и Индонезия (7% или 0,37 млрд. коротких т) (рис. 4) [13].




Рис. 4. Распределение объемов добычи угля в Азиатско-Тихоокеанском регионе за 2010 г. по основным странам-производителям (млрд. коротких т)
Самыми крупными производителями угля в этом регионе являются Китай, Индия, Австралия и Индонезия. Однако, если в Китае и Индии рост производства угля происходит за счет внутреннего потребления, то в Австралии увеличение объемов производства напрямую связано с неуклонным ростом экспорта угля.

Австралия и Индонезия являются крупнейшими мировыми экспортерами угля. В 2010 г. Австралия экспортировала 328 млн. коротких т. Основным потребителем австралийского угля является Япония. В эту страну поставляется 43% от всего экспорта австралийского угля, в Южную Корею – 15%, в Китай – 14%, Индию – 11% и в Европу – 8%.

Австралия и в будущем будет лидером международной торговли углем. Для расширения добычи и доставки угля на международные рынки в Австралии модернизируют внутреннюю транспортную и портовую инфраструктуры. Австралия является основным экспортером коксующегося угля на азиатские рынки, поставляя около 72% от всего импортируемого в Азию коксующегося угля в 2009 г. Индонезия является вторым мировым экспортером в регионе. В 2010 г. Индонезия экспортировала 316 млн. коротких т угля. Экспорт индонезийского угля, в первую очередь, направлен на азиатские рынки, причем, около 70% от общего объема экспорта 2009 г. направлены в Китай, Японию, Тайвань. В 2010 г. Индонезия была основным поставщиком угля на китайский рынок.

Отметим, что Россия как крупнейший производитель и экспортер угля должна быть готова к тому, что в мире идет изменение экспортно-импортных потоков по регионам.

В частности, согласно прогнозам, в будущем основные угольные потоки переместятся в регион Азии из Австралии, прежде всего, за счет сокращения поставок в Индию. Это связано, прежде всего, с разработкой новых месторождений коксующегося угля в Африке, а также ростом спроса коксующегося угля в Индии, чьё географическое расположение позволяет получать поставки из других стран, в том числе из африканского региона. Усилит экспортный потенциал и Индонезия. Активно ведутся работы в США и Колумбии по созданию экспортных угольных терминалов и транспортной инфраструктуры на западном побережье Америки. Это позволит этим странам экспортировать уголь со своих восточных месторождений на азиатские рынки. Так, колумбийское правительство ведет переговоры с China Railway Group о строительстве 220 км трансконтинентальной железной дороги, которая свяжет побережья Атлантического и Тихого океанов, соединив порт в г. Буэнавентура с портом в г. Картахена [14]. Данный проект оценивается в 7,6 млрд. долл. США, реализация его позволит обеспечить доступ угля, железной руды и других промышленных материалов на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона [15]. По данным Global Trade Information Services, доля Азиатско-Тихоокеанского региона в колумбийском экспорте угля выросла с менее 1% (в 2009 г.) до 12,7% (в 2010 г.). При этом, Старый и Новый Свет (Европа и Северная Америка) будут сокращать активность в угольной сфере по экологическим причинам и в результате внедрения новых технологий с применением альтернативных видов топлива, а также с резким увеличением добычи «сланцевого газа» в США.

Таким образом, России требуется выстраивание гибкой экспортной политики в угольной сфере с тем, чтобы не только сохранить, но и укрепить свои позиции в конкурентной борьбе с сильными противниками на азиатском угольном рынке.


Литература и источники:


  1. Структура угольной отрасли. Министерство энергетики Российской Федерации. [Электронный ресурс] –. – Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/activity/coalindustry/structure_of_the_coal_industry

  2. По данным BP Statistical Review of World Energy (июнь 2009 г.)

  3. Малышев, Ю. Н. Угольная промышленность в России в XXI веке / Ю. Н. Малышев. – М. : Грани, 2008. – С. 78.

  4. Российская Бизнес-газета. – 29 марта 2005 г.

  5. Российские компании увеличивают экспорт угля в Азию [Электронный ресурс] –. – Режим доступа: http://gzt.ru, 12 января 2006 г.

  6. Угольная таблетка // Дальневосточный капитал. – 2008. – № 5 (93).

  7. Интервью директора Департамента топливно-энергетического комплекса Минпромэнерго России А. Яновского // Коммерсант. – 2005. – 29 ноября.

  8. Российские компании увеличивают экспорт угля в Азию [Электронный ресурс] –. – Режим доступа: http://gzt.ru, 12 января 2006 г.

  9. Люди подземелья [Электронный ресурс] // Итоги –. – Режим доступа: http://www.itogi.ru/russia/2010/20/152182.html

  10. СУЭК вернется к планам проведения IPO сразу после оживления рынков [Электронный ресурс] // Деловой Кузбасс –. – Режим доступа: http://delkuz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=9954&Itemid=233&month=2&year=2010

  11. Якутуголь будет поставлять в Японию до 1 млн. т. угля ежегодно [Электронный ресурс] // РИА Новости – Дальний Восток. – 31/10/2005 –. – Режим доступа: http://dv.ria.ru/society/20051031/472611.html

  12. Mittal Steel пришел в Россию за углем // Коммерсант. – 10.03.06.

  13. Asia leads growth in global coal production since 1980. December 7, 2011 –. – Режим доступа: http://www.eia.gov/todayinenergy/detail.cfm?id=4210

  14. Colombia’s Railway Alternative to the Panama Canal. April 29, 2011. Thomas White International, Ltd 2011 –. – Режим доступа: http://www.thomaswhite.com/explore-the-world/postcard/2011/colombia-railway-alternative-to-the-panama-canal.aspx.

  15. Tang Danlu. China in talk with Columbia over transcontinental railway: Colombian president. 2011.02.14 14:49:38. Xinhua, english.news.cn –. – Режим доступа: http://news.xinhuanet.com/english2010/china/2011-02/14/c_13731374.htm




1 Британская тепловая единица (БТЕ) от англ. British thermal unit (BTU) является единицей энергии, используемой в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве, и все еще используется в настоящее время вместо ватта (W). 1 Вт = 3,416 BTU.

2 1 короткая тонна = 907.18474 килограмма


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница