Проблема статуса Западной Сахары в конце ХХ начале ХХI века



Дата03.09.2017
Размер3,06 Mb.



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет Мировой экономики и мировой политики

Отделение Международные отношения

Кафедра Мировой политики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: Проблема статуса Западной Сахары в конце ХХ - начале ХХI века


Студент группы № 470

Федоркова Анна Вадимовна

Руководитель ВКР:

и.о. заведующего кафедрой мировой политики, профессор Братерский Максим Владимирович

Москва, 2013



Содержание

Введение. 3

1. Неразвитые государства и региональные конфликты. 6

2. Период деколонизации и новейшее время. 16

2.1. Исторические предпосылки. 16

2. 2. Позиции сторон. 22

2.3. Попытки разрешения конфликта. 29

3. Проблема статуса и права на самоопределение. 36

Заключение. 44

Список источников литературы 46



Введение.


В данной работе рассматривается проблема статуса Западной Сахары в конце 20 века – начале 21 века. Проблема исследуется в рамках как политической науки, так и в рамках международного права. Объектом данного исследования является Западная Сахара, а предметом – статус Западной Сахары в международных отношениях.

В связи с определенным объектом и выбранным предметом выдвигается следующая гипотеза: современная Западная Сахара представляет собой территорию без внутреннего контроля и не может считаться государством, находящимся под административным контролем того или иного иностранного государства.

Проблема статуса Западной Сахары – это, прежде всего, проблема, явившаяся следствием острого и длительного регионального конфликта между Королевством Марокко, Мавританией и Западной Сахарой. На ранней стадии, участниками спора за территорию были лишь региональные силы, но постепенно количество заинтересованных сторон увеличилось и, на сегодняшний день, включает в себя и государства, находящиеся в других частях света. Со временем расширение конфликта привело к возникновению вооруженного противостояния между государствами. Наличие «горячей точки» в регионе Северо-Западной Африки представляет опасность для стабильности в регионе стран Магриба, является препятствием для его объединения, а также оказывает негативное влияние на международные отношения в целом.

В данной работе рассмотрение проблемы статуса Западной Сахары неразрывно связано с процессами деколонизации Африканского континента. Основная трудность, связанная с определением статуса Западной Сахары заключается в том, что она возникла в эпоху колониализма, когда западные державы приступили к разделу территории в регионе Северо-Западной Африки. Однако, территориальный спор - это не единственный фактор, который создает трудности на пути определения статуса Западной Сахары. Другим важным фактором является проблема несоблюдения основных принципов международного права. Среди основных принципов международного права главную роль играет принцип самоопределения народов. Именно невозможность реализации данного права на самоопределение создает серьезную проблему для дачи характеристики статуса Западной Сахары.

В связи с этим, актуальность проблемы Западной Сахары заключается в том, что она содержит много аспектов, которые взаимосвязаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. Во-первых, проблема статуса связана с таким аспектом, как создание суверенного независимого государства, ввиду невозможности применения права на самоопределение западно-сахарского народа. Во-вторых, это аспект региональный, поскольку эта проблема затрагивает интересы стран всего региона. Неопределенный статус Западной Сахары и, соответственно, неразрешенный территориальный спор являются непреодолимым препятствием на пути интеграции региона стран Магриба. И, в-третьих, международный аспект, который возник благодаря втягиванию в территориальный спор мировых держав. Новизна данной работы заключается в том, что в ней центральным фактором, который повлиял на развитие проблемы, выступает юридически-правовой статус Западной Сахары после заключения Мадридских соглашений.

Таким образом, данная выпускная квалификационная работа может быть использована в качестве источника информации для лекций по истории Африканского континента после процесса деколонизации, а также развития международных отношений в регионе Северо-Западной Африки в рамках проблемы определения статуса конкретного государства. Данные, приведенные в работе, могут также использоваться в качестве примера нарушения основных принципов международного права.

В работе поставлены следующие цели и задачи. Данное исследование нацелено на то, чтобы объективно, используя достоверные источники информации, определить статус Западной Сахары, а также рассмотреть влияние проблемы Западной Сахары на развитие отношений между странами региона Магриба.

Выделяются следующие задачи:

1) изучение истории Западной Сахары после начала процесса деколонизации;

2) рассмотрение отношений Западной Сахары, Марокко, Мавритании и Алжира в рамках территориального конфликта вокруг территории Западной Сахары;

3) перечисление нарушений основных принципов международного права со стороны Марокко в отношении Западной Сахары;

4) раскрытие вопроса суверенитета и признания Западной Сахары;

5) рассмотрение вопроса природных ресурсов и роли полезных ископаемых в территориальном споре между Западной Сахарой и Марокко;

6) рассмотрение проблемы региональных конфликтов в конце 20 – начале 21 вв.

Что касается примененных методов исследования, базой для написания настоящей выпускной квалифицированной работы является метод, применяемый в исторических науках, который позволяет преподнести материал в соответствии с историческими фактами обозначенного в теме работы временного периода.

Данная работа предполагает изучение определенных источников информации, таких как: международные договоры, конвенции, а также статьи и учебные материалы по проблеме статуса Западной Сахары. Особое место занимают резолюции Организации Объединенных Наций.

Изучением данной проблематики занимается не так много людей. Однако, среди российских изданий можно обнаружить сборник статей российских, испанских и арабских исследователей, который был составлен в 2007 году Еленой Висенс.

1. Неразвитые государства и региональные конфликты.


Сегодня мир предстает перед лицом новых традиционных и нетрадиционных вызовов, с которыми современные центры силы не способны справиться в одиночку. Современный этап развития международных отношений характеризуется наличием новых угроз международной безопасности, которые существовали и ранее, но им не придавалось должное значение, поскольку они не носили такого глобального характера. В связи с развитием глобализации особенное внимание в политике государств уделяется нетрадиционным вызовам таким как: терроризм, наркотрафик, экологическая безопасность и так далее.

С окончанием холодной войны появилось большое количество локально-региональных конфликтов, которые в большинстве случаев затрагивают регионы Азии и Африки, а также некоторые другие. Отличительной чертой данных регионов является их неравное социально-экономическое развитие. То есть в регионе Африки большинство государств относятся к группе стран третьего мира и в Азиатско-Тихоокеанский Регион (далее – АТР), где находится большое количество развивающихся государств. Для этих регионов также характерно большое количество нерешенных пограничных проблем, прежде всего, из-за колониального прошлого стран этих регионов. По данным ООН с начала 90-х гг. 20 века большинство конфликтов происходило именно в этих регионах.

В период существования биполярного мира, две сверхдержавы находили способы так или иначе контролировать и оказывать определенное влияние на конфликты в регионе Африки, Азии и других регионах мира. СССР и США удавалось сдерживать локально-региональные конфликты и не допускали их переход на глобальный уровень1. Более того, в годы холодной войны, например, Советский Союз активно сотрудничал со многими странами Африки и поддерживал дружественные отношения с ними. Заинтересованность двух сверхдержав в большом числе союзников позволяла странам третьего мира балансировать между двумя центрами силы. Поэтому решалась проблема обеспечения региональной безопасности.

Таким образом, после окончания холодной войны большинство стран третьего мира, а также развивающихся государств Азии, Африки и других регионов мира оказались вне интересов великих держав. На сегодняшний день, Российская Федерация уже активно не сотрудничает, например, со странами Африки, несмотря на ту дружественную политику в отношении этих стран, которую активно проводил Советский Союз.

В результате африканские страны оказались в ситуации, когда развитые страны проявляют к ним интерес только ввиду экономических или политических причин. Поэтому африканские государства вынуждены сами заниматься сохранением безопасности в своем регионе. Однако процесс обеспечения безопасности происходит не всегда успешно. Например, конфликт вокруг территории Западной Сахары.

Этот территориальный спор остается неразрешенным уже более полувека, ввиду того, что, во-первых, этот конфликт относится к категории межэтнических. Во-вторых, большинство развитых государств, имеющих большой политический вес в современных международных отношениях, таких как, США, Китай, Россия и некоторые другие, не имеют определенной, понятной и четко сформулированной позиции в отношении данного регионального конфликта. Вопросом о разрешении данного территориального спора занимается только миссия Организации Объединенных Наций. Этот локально-региональный конфликт является не единственным и в будущем может иметь серьезные последствия для стабильности региона стран Магриба.

Сегодня причины региональных конфликтов можно свести к следующим. В основном, региональные конфликты появляются благодаря несовпадению административно-политических границ с этническими, а также религиозным, национальным и этническим различиям.

Известно, что межэтническая напряженность и ранее существовала практически в каждой точке Земного шара. Но, вооруженные противостояния существовали не всегда, а только тогда, когда верхушка этноса чувствовала, что у нее отбирают политическую власть.

Причины межэтнического конфликта всегда являются комплексными. Во-первых, представители того или иного этноса должны чувствовать себя притесненными в социально-экономическом плане, в области религиозных, идеологических соображений и т.д. Во-вторых, межэтнический конфликт происходит не в «рациональной» сфере, а в сфере «эмоциональной». В-третьих, межэтнические конфликты отличаются высокой степенью мобилизации общества. Большая часть населения начинает участвовать в протестных движениях и обладает усиленной реакцией на актуальные угрозы и вызовы. Последней важной характеристикой является то, что межэтнический конфликт может длиться бесконечно долго. В большинстве случаев конфликт не удается решить посредством соглашения.

Ввиду того, что каждое отдельное государство оказалось не готовым к новым вызовам и угрозам современного мира, на сегодняшний день, большинство из них полагаются на Организацию Объединенных Наций в вопросах, связанных с разрешением конфликтов и споров. Известно, что основные международные организации, включая ООН, были созданы именно для того, чтобы справляться с появляющимися внутригосударственными и региональными конфликтами, которые исторически представляют собой главную угрозу для мира и безопасности. Такие конфликты являются самыми сложными, поскольку имеют этнические и конфессиональные причины.

Региональные конфликты сегодня требуют немедленного разрешения. В большинстве случаев от международного сообщества требуется принятие совместного решения и выработка особой политики в отношении мер по прекращению территориальных и других споров. Существуют различные меры по разрешению того или иного конфликта, но сегодня необходимо осознавать, что любое военное вмешательство в разрешение того или иного внутригосударственного или регионального конфликта в конечном итоге может привести к конфликту глобальному, а также к увеличению числа угроз международной безопасности.

Учитывая тот факт, что большинство конфликтов сегодня являются этническими и конфессиональными, то можно сделать соответствующий вывод. Региональный конфликт сложно урегулировать. Например, И.В. Сталин полагал, что главными методами разрешения этнических конфликтов являются: во-первых, геноцид и, во-вторых, этническая чистка. Однако, сегодня применение подобных методов не представляется реальным.

К основным мерам по разрешению региональных конфликтов относятся: двусторонние переговоры, переговоры с участием посредника, экономические санкции и некоторые другие способы. В большинстве случае рекомендуется приглашать специальную комиссию для того, чтобы установить определенные исторические и другие факты.

Подобный конфликт вокруг территории Западной Сахары является отнюдь не единственным в истории международных отношений. В качестве любопытного примера следует привести ситуацию, связанную с территориальным конфликтом вокруг Восточного Тимора.

Для раскрытия проблемы статуса Западной Сахары в 21 веке есть основания для рассмотрения конфликта вокруг территории Западной Сахары. События и факты, связанные с конфликтом, позволяют определить статус Западной Сахары в 21 веке.

В 1960 году Организация Объединенных Наций выпустила декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Резолюция Генеральной Ассамблеи 1514 (XV) от 14 декабря 1960 года1 провозглашала необходимость положить конец колониализму. В результате процесса деколонизации образовалось большое количество новых государств. В связи с увеличением числа государств международные отношения приняли еще более комплексный характер. Их появление ознаменовало собой также и возникновение новых региональных конфликтов, некоторые из которых остаются неразрешенными и в 21 веке.

С 1950-х годов начинается эпоха, в которой страны приступили к деколонизации территорий по всему миру. Одним из конфликтов, появившихся как раз в начало эпохи деколонизации, является конфликт вокруг территории Западной Сахары. В рамках настоящего исследования необходимо рассмотреть территориальный спор между Марокко, Мавританией и Западной Сахарой, потому что данный конфликт является главным камнем преткновения на пути определения статуса Западной Сахары в международных отношениях. Для того, чтобы рассмотреть данную проблему необходимо обратиться к исследованиями в области региональных конфликтов в теории международных отношений.

Известно, что человечество прошло долгую историю эволюции. И человеческое развитие всегда сопровождали различные конфликты. Как полагал немецкий историк и военный теоретик К. фон Клаузевица, «история мира – это история войн»1. Однако, характер самих конфликтов на протяжении истории менялся. В 20 веке в виду определенных причин характер конфликтов между странами кардинально изменился.

Доктор политических наук, профессор М.М. Лебедева об исследованиях по международным конфликтам в 20 веке пишет о том, что особенно серьезно изучение конфликтов началось после второй мировой войны. М.М.Лебедева пишет о том, что «практически все авторы, которые занимались изучением конфликтов, выделяют в них те или иные структурные элементы. Несмотря на различия в точках зрения и подходах различных исследователей, было показано, что конфликт возникает между двумя или более сторонами, которые являются основными или прямыми участниками конфликта»2. Однако, часто выделяют и косвенных участников конфликта, которые не принимают активного участия в споре, но оказывают поддержку той или иной стороне конфликта.

Таким образом, в основном все конфликты в современном мире включают в себя различных участников, как прямых, так и косвенных. В большинстве случаев сложно определить непосредственных участников конфликта. Чаще всего заинтересованными сторонами того или иного конфликта являются страны, непосредственно не участвующие в споре. Они держатся в стороне и принимают только косвенное участие в конфликте. Примерами подобного рода конфликтов, в которых принимают участие стороны с разной степенью заинтересованности, могут служить различные споры между государствами. Это непрекращающийся арабо-израильский конфликт, это события 2008 года, которые развернулись вокруг Южной Осетии и многие другие.

Конфликт вокруг Западной Сахары, который длится уже более 30 лет, не является исключением. Если рассмотреть участников данной конфликта, то можно обнаружить две группы участников. К первой группы относятся страны, которые с 1957 года предъявляют претензии на территорию Западной Сахары . Этими странами являются Королевство Марокко и Мавритания. Однако на сегодняшний день Мавритания не считается участником конфликтом, потому что отказалась от всех территориальных претензий в 1976 году1. Причины будут подробно описаны во второй главе настоящего исследования. Поэтому непосредственными участниками конфликта являются Королевство Марокко и Западная Сахара.

Ко второй группе участников относятся страны, которые имеют определенную заинтересованность в конкретном территориальном споре и играют роль косвенных участников конфликта. К этим странам можно отнести Алжир, Ливию, США и Францию. Франция в последние годы отходит на второй план. Что касается других акторов, то можно считать, что Алжир всегда имел свою четкую позицию в отношении ситуации вокруг Западной Сахары. Позиция Алжира будет описана во второй главе настоящего исследования. Отношение Ливии к западно-сахарской проблеме в основном выражалось в поддержке права народа Западной Сахары на самоопределения в рамках международного права. Соединенные Штаты Америки имеют свой интерес в данном конфликте, потому что пока Марокко оккупирует территорию Западной Сахары все контракты по добыче и разработки природных ресурсов проходят через представителей Марокко. Марокканская оккупация позволяет США, с экономической точки зрения, заниматься бизнесом на территории Западной Сахары и получать прибыль. А с политической точки зрения, неразрешенный конфликт позволяет поддерживать дружественные отношения с Королевством Марокко. Подробно позиции Марокко и Алжира рассмотрены во второй главе данной работы.

Другим структурным элементом является предмет конфликта. Этот структурный элемент подразумевает определенные факты, которые служат основой для возникновения конфликта. То есть предметом конфликта является то, из-за чего начинается конфликт. В ситуации с конфликтом между Марокко и Западной Сахарой, предметом конфликта является спорная территория, а именно территория Западной Сахары.

Западная Сахара – территория на Севере Африканского континента, граничащая с Марокко на Северо-востоке, с Мавританией на Юге и Западе, с Алжиром на Северо-востоке и омываемая Атлантическим океаном на Западе. Страна находится в зоне тропического пустынного и жаркого климата. Территория Западной Сахары подразделяется на два исторически сложившихся района: Сегиет эль-Хамра (на севере) и Рио-де-Оро (на юге). Точную численность коренного населения Западной Сахары сложно определить, но в соответствии с большинством источников информации, общая численность населения Западной Сахары по данным на 2011 год составляет приблизительно 507 тысяч человек1.


Таким образом, формулирование сути конфликта и предложения по решению проблемы представляют собой позицию участника. Проблема определения статуса Западной Сахары неразрывным образом связана с территориальным конфликтом, поэтому необходимо разобраться в сути конфликта. Выше были указаны основные структурные элементы, которые помогут сформулировать всю проблематику конфликта вокруг территории Западной Сахары.

Для того, чтобы определить современный статус Западной Сахары необходимо обратиться к истории конфликта вокруг данной территории. Для изучения проблематики конфликта была создана таблица, которая включает в себя участников, хронологические рамки и другие разделы.



Участник

Дата создания

Цели

Поддержка

Противник

Фронт ПОЛИСАРИО/САДР

1973/1976

Представляет коренных жителей Западной Сахары (сахрави). Реализация права на самоопределение через проведение референдума.

Алжир, Ливия. ООН, Организация Африканского Единства (Африканский Союз)

Марокко; Мавритания (до 1979 года).

Марокко

Получило независимость в 1956 году

Марокко, а также марокканские жители, проживающие на территории Западной Сахары. 1. Суверенитет над территорией Западной Сахары. 2. Западная Сахара (автономная) в составе Марокко.

США, Франция

Фронт ПОЛИСАРИО

Мавритания

Получила независимость в 1960 году

Претензии на южные территории Западной Сахары до 1976 года.




Фронт ПОЛИСАРИО

Таблица 1. Составлено автором.

Помимо территориального конфликта в данной работе особое внимание уделяется вопросам независимости, суверенитета и применения основных принципов международного права. Проблема статуса Западной Сахары связана с нарушением основных норм международного права. В настоящем исследовании определение статуса Западной Сахары неразрывно связано с реализацией права на самоопределение западно-сахарского народа.

Дать четкую и точную характеристику статуса Западной Сахары в современных международных отношениях было бы возможно, если бы сторонам удалось договориться о сроках и условиях проведения референдума для определения политического будущего народа Западной Сахары.

В мировой практике существует немало примеров решения подобных проблем, которые связаны с невозможностью реализации права на самоопределение. Одним из положительных примеров, который мог бы послужить вариантом разрешения конфликта вокруг Западной Сахары, является разрешенный территориальный конфликт вокруг Восточного Тимора. В 1999 году Восточный Тимор получил независимости в результате проведение референдума, который позволил реализовать право на самоопределение народа в рамках международного права и избавиться от оккупации Индонезии, которая ранее являлась португальской колонией1.

Тем не менее, несмотря на наличие ярких и оптимистичных примеров, которые иллюстрируют разрешение территориального конфликта, посредством проведения референдума для реализации права на самоопределение, конфликт вокруг Западной Сахары до сих пор остается не решенным. И, соответственно, определение статуса Западной Сахары представляет собой проблему.

Среди актуальных аспектов, которые необходимо учитывать при раскрытии вопроса о статусе Западной Сахары, является вопрос о стабильности региона стран Магриба. Неразрешенный территориальный конфликт и отсутствие конкретного статуса территории Западной Сахары оказывают негативное влияние на интеграцию стран региона Магриба.

Конфликт вокруг Западной Сахары между Алжиром и Марокко является главным камнем преткновения в интеграционном процессе региона стран Магриба. С тех пор как Испания покинула территорию Западной Сахары в 1975 году, на контроль над территорией стало претендовать Марокко, основываясь на исторических и культурных фактах, и Фронт ПОЛИСАРИО, движение за освобождение Западной Сахары, поддерживаемое Алжиром. Позиции сторон описаны во второй главе. Важным является тот факт, что переговоры между Марокко и Алжиром под эгидой ООН потерпели крах и привели к тому, что в 1994 году была закрыта граница между Марокко и Алжиром.

Закрытие границы оказало отрицательное воздействие на весь регион, поскольку население Марокко и Алжира составляет 77% от общей численности населения всех стран Объединения Арабского Магриба. А также суммарный ВВП этих двух стран покрывает 66% общего ВВП Объединения Арабского Магриба1. Разногласия Королевства Марокко и Алжира являются серьезным препятствием для интеграции экономической и политической интеграции стран Магриба. В связи с этим, есть существенная необходимость для разрешения территориального конфликта. Считается, что если удастся урегулировать территориальный спор, и, соответственно, определить статус Западной Сахары, то экономическая интеграция стран, входящих в регион Северо-Западной Африки таких, как Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис и Ливия сможет стать реальностью.


2. Период деколонизации и новейшее время.

2.1. Исторические предпосылки.


В данной работе рассмотрение проблемы статуса Западной Сахары неразрывно связано с процессами деколонизации Африканского континента. Основная трудность, связанная с определением статуса Западной Сахары заключается в том, что она возникла в эпоху колониализма, когда западные державы приступили к разделу территорий в регионе Северо-Западной Африки.

В 1884 году на Берлинской Конференции Африканский континент был разделен между великими Европейскими державами того времени. Изначально, данная конференция получила название «конференция по Конго», несмотря на то, что инициатором данной конференции выступило португальское правительство, заинтересованное в разделении сфер влияния на Африканском континенте. В 1885 году по результатам окончания конференции территория Западной Сахары перешла во владения Испанской империи, и получила статус испанского протектората. Это считается первым официальным статусом территории Западной Сахары.

В 1904 году между Испанией и Францией были подписано соглашение, разграничивавшее влияние между этими двумя колониальными державами. Испания получила право на владение территорией от Рио-де-Оро на юге до долины реки Сус на севере. Испанским владением фактически признавалась лишь прибрежная территория и крупные поселения. Вся остальная территория была заселена кочевыми племенами, которые не признавали испанское господство. В течение следующих 60-ти лет происходило множество боев и столкновений между представителями Западной Сахары и войсками Испании и Франции.

Тем не менее, в результате противостояния Испании и местных племен, к 1950-гг. территориальными владениями стали область Рио-де-Оро на юге и Сегиет-эль-Хамра на севере, а также анклав Ифни. Затем, в 1956 году Королевство Марокко было признано независимым государством, и в 1958 году был подписан договор между Испанией и Францией о принятии Марокканского режима. В 1960 году независимость получила Мавритания, а в 1962 году - Алжир. В 1960 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, которая известна также как «Декларация о деколонизации», в которой государства-члены заявили о необходимости быстрее покончить с колониализмом. Через три года, в 1963 году Западная Сахара была включена в список стран ООН, подлежащих деколонизации.

В 1965 году с момента принятия Генеральной Ассамблеей ООН первой резолюции по Западной Сахаре, в рамках которой Испании рекомендовалось отказаться от владения территорией Западной Сахары, ситуация начала ухудшаться по нескольким причинам. Одной из причин начавшего спора по поводу территории Западной Сахары стало давление, оказывавшееся на Испанию с 1966 года ООН и Организацией Африканского Единства (ОАЕ). Международные организации требовали от Испании отказа от территориальных претензий на территорию Западной Сахары. И, как следствие, Испания должна была покинуть территорию и позволить местному коренному населению Западной Сахары самостоятельно разрешить вопрос, связанный с будущим государства, его политическим, экономическим и социальным укладом посредством референдума. Организация Объединенных Наций основным методом решения вопроса Западной Сахары видела проведение референдума, который бы определил статус Западной Сахары в международных отношениях.

Процесс деколонизации территории Западной Сахары начался в 1969 году. Испания передала Марокко прибрежный город Ифни. «Тогда же в самой колонии возникло первое национально-освободительное движение - Фронт за освобождение Сахары, требовавший предоставления Испанской Сахаре независимости. В 1973 году был образован Народный Фронт освобождения Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (Фронт ПОЛИСАРИО), приступивший к созданию партизанских баз в основном на севере Мавритании для совершения рейдов против колонизаторов»1. Основателем считается Эль-Уали Мустафа Сайед. С 1976 года организацию возглавляет Мохаммед Абдельазиз.

Этот процесс занял около десяти лет, поскольку на территории Западной Сахары были открыты огромные запасы природных ископаемых – фосфатов. В связи с этим, ситуация еще больше усугубилась. В 1975 году Испания передала полномочия по контролю над территорией совместной администрации Марокко и Мавритании.

Второй причиной, возникновения напряженности вокруг статуса Западной Сахары, стал тот факт, что на заседании в ООН вопрос так и не был разрешен, поскольку США и Франция проголосовали против признания Западной Сахары независимым государством.

В 1973 году правительство Франсиско Франко, под давлением ООН и действий сахарских повстанцев, пошло на уступки и признало право сахарских повстанцев на самоопределение. Был разработан план, который предусматривал и предоставление Испанской Сахаре автономного статуса, и проведение в первой половине 1975 года референдума по вопросу о самоопределении сахарского народа.

С этого момента, конфликт стал региональным. Требования, предъявляемые Марокко и Мавританией на территорию Западной Сахары с 1957 года, были переданы на рассмотрение в Международный Суд ООН. Международный Суд поставил несколько вопросов на рассмотрение. Во-первых, была ли территория Западной Сахары во время испанской колонизации территорией, не принадлежащей ни одному из государств (terra nullius)? И, во-вторых, имеются ли, какие-то правовые отношения между территорией Западной Сахары и Марокко, Мавританией?1 Территориальные претензии были отклонены, поскольку не нашлось оснований для передачи территории под контроль Марокко и Мавритании. Известно, что оккупация территории другого государства возможна только в случае, когда та или иная территория не принадлежит ни одному государству, т.е. является res nullius (terra nullius). «В настоящее время ничейной может считаться только необитаемая территория. Если территория населена, но не имеет государственного устройства, должен быть реализован принцип права наций на самоопределение»2. Международный Суд в Гааге предоставил право на самоопределение народу Западной Сахары.

Испания долгое время выступала за проведение референдума с целью предоставить народу Западной Сахары права на самоопределение, но этому противостояли два государства – Марокко и Мавритания, которые тоже выступали за проведение референдума, но с двумя условиями. Во-первых, либо территория Западной Сахары остается под контролем Испании, и, во-вторых, либо территории переходит под контроль Марокко и Мавритании. Предоставление независимости и права самоопределения народу Западной Сахары не упоминалось.

В 1970-х гг. в Западной Сахаре было организовано движение за свободу под названием «Фронт ПОЛИСАРИО» для того, чтобы противостоять начавшейся незаконной оккупации Марокко. Противостояние привело к многочисленным убийствам гражданского населения Западной Сахары и кровопролитным боям на территории Западной Сахары. Большая часть коренного населения была вынуждена бежать в Алжир, где по настоящий момент располагаются лагеря беженцев из Западной Сахары.

В 1975 году были попытки установления администрации под эгидой ООН над территорией Западной Сахары. Однако, под давлением Марокко, в 1975 году между Испанией, Марокко и Мавританией было заключено Мадридское соглашение, по которому Испания передавала Марокко и Мавритании административный контроль над территорией Западной Сахары. Испания не могла больше противостоять напору Марокко, поскольку в то время в Испании ожидалась смена правителя Франсиско Франко, который умер зимой 1975 года. Испания больше не могла вести военные действия в Западной Сахаре в защиту коренного населения и не могла выступать за проведение референдума. В связи с этим, было решено передать территорию под контроль Марокко и Мавритании. Испания же в свою очередь уведомила об этом акте передачи ООН, заявив, что с этого момента Западная Сахара не является подконтрольной территорией Испании.

Однако, известно, что в 1963 году ООН создала категорию под названием несамоуправляющиеся государства. Было установлено, что «… у колониальных держав нет права передачи или продажи части несамоуправляющихся государств другим государствам»1. Следовательно, Испания не имела права передавать территорию Западной Сахары ни Марокко, ни Мавритании. Поэтому, акт передачи Западной Сахары считается незаконным с точки зрения международного права, поскольку нарушает пункт, упомянутый выше. В связи с этим с точки зрения международного права нельзя считать, что территория Западной Сахары находится под административным контролем Марокко и Мавритании. Но, на практике, Западная Сахара находится под контролем и оккупацией Марокко.

Несмотря на то, что акт передачи территории под административный контроль нельзя считать законным с точки зрения международного права, после того как Испания покинула территорию, две трети территории Западной Сахары оказались под контролем Марокко и Мавритании. Через год после передачи территории, 27 февраля 1976 года лидеры фронта ПОЛИСАРИО провозгласили Сахарскую арабскую демократическую республику (САДР). Первым государством, признавшим новообразовавшееся государство САДР, был Алжир. Началось прямое противостояние национально-освободительного движения – Фронта ПОЛИСАРИО и марокканских и мавританских захватчиков.

Война между фронтом ПОЛИСАРИО, Марокко и Мавританией продолжалась несколько лет. В 1976 году Мавритания отказалась от территориальных претензий и заняла нейтральную позицию по западно-сахарской проблеме. Однако, следует рассмотреть основные факты, которые послужили причинами выхода Мавритании из конфликта.

Во-первых, война нанесла ущерб экономике Мавритании. Считается, что с начала 1975 года большая часть военных действий происходила между фронтом ПОЛИСАРИО и Мавританией. Войска фронта ПОЛИСАРИО нанесли серьезный ущерб железным рудникам и железной дороге, по которой сырье поставлялось в Мавританию. «Военные расходы и экономические потери от боевых операций в зоне железорудных разработок оказались тяжелым бременем для Мавритании. Сократились поступления от экспорта железной и медной руд, вывозились поставки продовольствия, угрожающими темпами росла инфляция, резко ухудшилось материальное положение».

Во-вторых, в Мавритании, в тот период времени страдавшей от множества экономических проблем, произошел государственный переворот. Главным государственным и политическим центром силы стал Военный комитет национального возрождения.

Фронт ПОЛИСАРИО получил возможность использовать все свои силы против марокканских войск как на территории Западной Сахары, так и на территории Марокко. В этой войне Марокко получало поддержку от Соединенных Штатов и Франции, а войска ПОЛИСАРИО получали поддержку Алжира, Ливии.

2. 2. Позиции сторон.


На международном уровне конфликт вокруг территории Западной Сахары включает в себя два уровня. Во-первых, региональный уровень, то есть отношения между Испанией, Марокко, Алжиром и Ливией. Во-вторых, уровень глобальный, то есть интересы Соединенных Штатов и Франции.

В первом случае известно, что Алжир и Ливия оказывали помощь Фронту ПОЛИСАРИО, чье право на самоопределение было признано международным сообществом. Страны оказывали военную и гуманитарную помощь.

В Алжире вопрос о территории Западной Сахары играет очень большую роль. Разрешение данной проблема имеет большое принципиальное значение для жителей Алжира, так же, как и коренные жители Западной Сахары рассматриваются как жертвы процесса колонизации, которые имеют право на самоопределение. Позиция Алжира подкрепляется ссылками на международное право. Данная проблема, таким образом, считается требующей немедленного решения в рамках ООН, тем более, что все заинтересованные стороны согласились с организацией референдума по вопросу о самоопределении в Западной Сахаре.

Особенный интерес Алжира в данном конфликте заключается в том, что Алжир, как государство, находящееся в напряженных отношениях с Марокко, не имеет выхода к Атлантическому океану. Интерес заключается в океанических ресурсах, то есть в рыбе. Признание Западной Сахары в качестве части Королевства Марокко означало бы недоступность ресурсов, выход к океану.

Алжир всегда настаивал на том, что конфликт включает только две заинтересованные стороны: Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР) и Марокко. Алжир и Мавритания – это менее заинтересованные стороны. Однако, Алжир имеет свой интерес в данном конфликте, поскольку конфликт затрагивает алжирскую границу и является постоянным и непрекращающимся. Далее, вовлеченность Алжира в данный конфликт так или иначе оказывает негативное воздействие на трудные отношения Алжира и Марокко. В 1963 году произошел военный конфликт между Алжиром и Марокко.

Проблема берет свое начало с момента получения в 1956 году Марокко независимости. До наступления эпохи деколонизации Алжир и Марокко являлись французскими колониями. Затем после того, как эти две страны получили независимость, Марокко предъявило территориальные претензии Алжиру. Считается, что основной причиной для выдвигания территориальных претензий послужил тот факт, что в этой 200 км зоне в районе провинции Тиндуфф и районе Коломб-Бешара располагались крупные месторождения железной руды. Конфликт разрешился путем подписания соглашения о совместной разработке ресурсов в этих двух спорных районах в 1972 году. Тем не менее, отношения остаются прохладными.

Конфликт между Королевством Марокко и Алжиром вокруг Западной Сахары имеет глубокие корни. Пограничный спор, описанный выше, является одной из составляющих напряженных отношений между Марокко и Алжиром. Помимо пограничного конфликта, тяжелые отношения между странами основаны еще и на идеологических, экономических и политических факторах, таких как, например, борьба за лидерство в регионе стран Магриба.

Западная Сахара как независимое государство признается по большей части Африканскими государствами, хотя некоторые иные страны также признают Сахарскую Арабскую Демократическую Республику такие, как Иран, Вьетнам, Лаос и другие. Важно отметить, что ни одно европейское государство, за исключением Албании, не признает САДР. Более того, Организация Объединенных Наций не признает САДР. С другой стороны САДР была признана Организацией Африканского Единства в 1982 году и сейчас является полноправным членом Африканского Союза.



ООН не признает суверенитета над территорией Западной Сахары ни Марокко, ни САДР. Конкретный политический и легальный статус территории Западной Сахары находится под обсуждением с 1975 года, и остается важной региональной и международной проблемой. Важно отметить, что ООН дала территории Западной Сахары определенный статус много лет назад. ООН включает Западную Сахару в список несамоуправляющихся государств в качестве недеколонизированной территории.

Рис. 1. Восприятие территории. (Источник: Мохсен-Финан Х. Непрекращающиеся конфликты, Западная Сахара – путь к автономии // Атлас 2010. Le Monde Diplomatique. Атлас / Пер. с фр. Под ред. В.Л. Иноземцева, Е.С. Кузнецова. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2011. С. 125).


Что же касается позиции одного из основных участников конфликта, Марокко, то здесь важно отметить следующие положения. Во-первых, Королевство Марокко с давних пор считает, что вся территория Западной Сахары должна принадлежать Марокко по причине наличия исторических предпосылок. Однако, этот вопрос остается открытым. После подачи заявки в Международный Суд в Гааге Марокко получило ответ, который содержал в себе отказ Международного суда признать территорию Западной Сахары в составе Марокко и Мавритании.

Рис.2. Восприятие территории. (Источник: Мохсен-Финан Х. Непрекращающиеся конфликты, Западная Сахара – путь к автономии // Атлас 2010. Le Monde Diplomatique. Атлас / Пер. с фр. Под ред. В.Л. Иноземцева, Е.С. Кузнецова. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2011. С. 125).


Суд поставил, что территория Западной Сахары не может быть аннексирована Марокко и Мавританией, потому что на то не имеется достаточно оснований. В своем отчете Международный Суд подчеркнул, что нет никаких исторических предпосылок для того, чтобы предполагать, что территория Западной Сахары когда-то давно входила в состав Королевства Марокко и Мавритании. Таким образом, Международный Суд предоставил право на самоопределение народу Западной Сахары.

Однако с точки зрения культуры и религии считается, что в давние времени все эти три государства – Марокко, Западная Сахара, Мавритания - входили в состав одного государства. Это можно объяснить с точки зрения вероисповедания. Все молитвы в этих трех странах начинаются одинаковыми словами. То есть считается, что у Марокко, Мавритании и Западной Сахары есть общее историческое прошлое, которое было забыто после начала колониальной эпохи.

Тем не менее, даже при условии того, что территория Западной Сахары когда-то давно была частью одного большого государства, включавшего в себя Марокко и другие ныне независимые страны, известно, что каждый народ имеет право на самоопределение и самостоятельное определение своего политического, экономического будущего. Поэтому, определяя статус Западной Сахары в 21 веке, в данной работе исторические корни проблемы могут не учитываться.

Во-вторых, когда затрагивается тема позиции Королевства Марокко, нельзя не учитывать факт того, как именно Марокко воспринимает противостоящий ему Фронт ПОЛИСАРИО. Известно, что Организация Объединенных Наций не раз пыталась усадить за стол переговоров обе стороны, т.е. представителей Марокко и Фронта ПОЛИСАРИО. Основная проблема в проведении подобного рода переговоров заключается в том, что одна из сторон, в данном случае Фронт ПОЛИСАРИО позиционирует себя как освободительное движение, как борцов за освобождение своего народа. А другая сторона, в данной ситуации Марокко, воспринимает Фронт ПОЛИСАРИО не как освободительное движение, а как террористическую, сепаратистскую организацию. Этот факт затрудняет процесс ведения переговоров, поскольку ведение непосредственных переговоров с террористическими организациями не считается правомерным с точки зрения международного права.

В докладе Генерального Секретаря о ситуации в отношении Западной Сахары от 2002 года, Кофи Аннан отметил, что по оценкам Дж. Бейкера, его Личного посланника, единственным способом, который бы позволил оценить возможность осуществления плана, является организация переговоров между конфликтующими сторонами. Однако, он так же отметил, что проведение переговоров является затруднительным, поскольку Королевство Марокко отказывается от прямых переговоров с представителями Фронта ПОЛИСАРИО1.

Одним из результатов успешных переговоров можно считать заключение Хьюстонских соглашений в 1997 году. Благодаря данным соглашениям удалось возобновить процесс идентификации и продолжить осуществление права урегулирования конфликта. Однако, с 1997 года больше не наблюдалось успешных переговоров.

Третьим фактором, который необходимо учитывать при рассмотрении позиции Марокко, является непоколебимость условий, на которых настаивает марокканская сторона. Марокко всегда выдвигало два варианта решения проблемы. Первый вариант решения предполагает включение территории Западной Сахары в состав Королевства Марокко с условием полной автономии Западной Сахары. Второе решение предполагает просто захват Марокко территории Западной Сахары без каких бы то ни было дополнительных условий.

И последний фактор, не по важности, а по порядку, можно считать ресурсный фактор. В данной части, которая раскрывает одно из положений позиции Западной Сахары, будут проанализированы факторы, которые явились причинами важности территории Западной Сахары с точки зрения природных и минеральных ресурсов в регионе и на международной арене.

Оккупированная территория Западной Сахары богата фосфатами, железом, ураном, титаном, нефтью (по некоторым данным), а запасами рыбы в прибрежных водах. Основными факторами стремления Марокко присоединить территорию Западной Сахары помимо исторических причин является, как раз причина природных ресурсов, которыми богата Западная Сахара, и экономических возможностей. Правительство Марокко было чрезвычайно настойчивым во всем, что связано с инвестированием в разработку полезных ископаемых и других ресурсов.

Таким образом, Марокко рассчитывало на интеграцию своей экономики и экономики Западной Сахары. Это объясняется тем, что Марокко предстало перед лицом экономических проблем, таких как безработица и растущее население. Решение данных проблем Королевство Марокко видит в дальнейшей оккупации территории Западной Сахары. Это включает в себя увеличение количества марокканских поселений на оккупируемой территории, таким образом, предоставляя рабочие места гражданам Марокко в различных развивающихся отраслях промышленности и проч. В результате, сокращается возможность реализации права на самоопределения коренных жителей Западной Сахары, поскольку интересы Марокко не совпадают с целями Фронта ПОЛИСАРИО, а, следовательно, и с интересами коренных жителей.

Более того, наличие подобных дорогостоящих полезных ископаемых привлекает внимание государств и транснациональных корпораций, что делает ситуацию еще более сложной. В тот период времени 70% марокканского дохода в иностранной валюте приходило от продажи фосфатов. На сегодняшний день, самыми крупными импортерами марокканских фосфатов являются Австралия, США, Мексика и Новая Зеландии. В год Марокко производит около 30 миллиона тон фосфатов, учитывая, что из них 3 миллиона тон производится на шахте в Бу-Краа, третьей по размеру шахте1.

Позиция Фронта ПОЛИСАРИО с момента начала конфликта всегда сохранялась. Представители Фронта ПОЛИСАРИО выступают за проведение референдума, который бы позволить реализовать право на самоопределение западно-сахарского народа. Однако, центральный условием остается возможность получения независимости и создания собственного суверенного государства в исторических границах Западной Сахары, то есть до оккупации.


2.3. Попытки разрешения конфликта.


Периодические военные столкновения между фронтом ПОЛИСАРИО и Марокко продолжались до 1991 года. В 1988 году стороны конфликта пришли к соглашению. Позже в том же году ООН и Организация Африканского Единства убедили стороны прекратить огонь и представили план по примирению двух сторон. План предусматривал разрешение западно-сахарской проблемы по средством предоставления коренному населению права на самоопределению через референдум.

Данный план урегулирования представлял собой соглашение между Королевском Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО. По условиям этого плана стороны должны были организовать референдум для решения судьбы народа Западной Сахары. По предположениям создателей плана, на референдуме коренные жители Западной Сахары должны были решить свое политическое будущее. По завершении референдума народ должен был решить два вопроса: обретать ли полную независимость или объединяться с Королевском Марокко.

Данное соглашение привело к тому, что в 1991 году было заключено перемирие при посредничестве ООН. Однако, несмотря на соглашение о прекращении огня, мелкие вооруженные столкновения происходят и по сей день. В том же году была создана миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС) для реализации права на самоопределение народа Западной Сахары. Референдум должен был проводиться в январе 1992 года, но этого не произошло. Несмотря на оказываемое давление международного сообщества, план по примирению не был применен полностью. План не удалось реализовать, поскольку стороны не смогли договориться о том, кто из жителей Западной Сахары имеет право голосовать.

Основным противником данного плана выступило Королевство Марокко. К 1996 году Генеральный Секретарь ООН признал, что процесс идентификации избирателей был фактически остановлен. 17 марта 1997 года Генеральный Секретарь ООН назначил Джеймса Бейкера 3 своим личным посланником в Западную Сахару. Процесс по определению участников референдума, в соответствии с условиями плана урегулирования, был возобновлен.

Тем не менее, вскоре данный процесс столкнулся с новой проблемой. 15 июля 1999 года был опубликован предварительный список избирателей, затем 15 января 2000 года был опубликован второй предварительный список избирателей. Из 250 тысяч заявителей 86,5 тысяч человек получили право голоса на референдуме в соответствии с рекомендацией комиссии по идентификации. Большинство заявителей, которым было отказано в участии в референдуме, были переданы на рассмотрение Марокко. После публикации предварительных списков, Марокко подало 131 тысячу обращений от имени заявителей, которые ранее были предоставлены на рассмотрение Королевству Марокко.

После того как Марокко отказалось от претворения в жизнь плана по урегулированию конфликта посредством референдума, Бейкер предложил несколько новых планов для разрешения конфликта. Каждый из этих планов предполагал проведение референдумов для реализации права на самоопределение народа Западной Сахары. Генеральный Секретарь Организации Объединенных Наций впервые начал предлагать политическое решение проблемы.

В начале 2000-х годов были предприняты новые попытки мирового сообщества по урегулированию конфликта. В мае 2001 года Бейкер предоставил на рассмотрение рамочное соглашение. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций опубликовала доклад1, в рамках которого предлагался новый план по урегулированию многолетнего конфликта между Западной Сахарой и Королевством Марокко путем заключения рамочного соглашения.

Данное соглашение предписывало несколько условий. Во-первых, Марокко предоставлялся административный контроль над территорией Западной Сахары. Во-вторых, Марокко предоставлялось право делегировать определенные управленческие полномочия коренным жителям Западной Сахары сроком на пять лет. По условиям рамочного соглашения, по истечении пяти лет должен был быть проведен референдум.

Рамочное соглашение имело два основных отличия от предыдущего плана урегулирования. План предполагал несколько новых условий. Первым новым предложением стало расширение числа избирателей, которые бы имели право принимать участие в референдуме. Расширение списка избирателей позволило бы всем людям, проживающим на территории в течение одного года до проведения референдума, голосовать. План предусматривал участие в голосовании западносахарцев без разделения их на коренных жителей и переселенцев. Таким образом, это якобы позволило бы голосовать и сотням тысяч людей, которые сумели переселиться на территорию Западной Сахары со времен начала марокканской оккупации.

Во-вторых, к прежним условиям, которые включали в себя независимость Западной Сахары, либо ее интеграции с Марокко, добавилось положение, предполагавшее присвоение частичной автономии Западной Сахары в рамках суверенного государства Марокко1.

В июне 2001 года Генеральный Секретарь полностью одобрил новый план и предложил официально отказаться от плана урегулирования в пользу рамочного соглашения. Однако, затем многие отмечали, что новый план мало чем отличается от предыдущего, поскольку проблема, связанная его применением остается. Новый план также как и предшествующий ему, предполагает решение, в результате которого останется один проигравший и одни выигравший. Более того, важным моментом в принятии нового плана стал тот факт, что в любом случае для реализации плана потребуется взаимное согласие двух сторон. Однако, учитывая все нововведения в план по урегулированию конфликта, рамочное соглашение было полностью отвергнуто Фронтом ПОЛИСАРИО.

В виду того, что Фронтом ПОЛИСАРИО было отвергнуто предложение о применении вышеупомянутого плана, Генеральный Секретарь Кофи Аннан в своем докладе от 2002 года выдвинул четыре варианта предложений на рассмотрение Советом Безопасности.

Первый вариант предусматривал возобновление попыток осуществления плана урегулирования, но, уже не требуя согласия обеих сторон до принятия мер. Это предложение было связано с предположением о том, что сторонам не удастся договориться и принять условия, предлагаемые Организацией Объединенных Наций.

Во-вторых, было Дж. Бейкер предложил пересмотреть рамочное соглашение от 2001 учетом всех высказанных предложений сторонами конфликта. Новое соглашений было бы предоставлено на рассмотрение в Совет Безопасности. Утвержденный Советом Безопасности документ был бы передан на рассмотрение Королевству Марокко и Западной Сахаре на условиях невозможности ведения переговоров в отношении изменений условий данного договора.

В качестве третьего варианта разрешения проблемы было предложено обсуждение сторонами вопроса о возможном разделе территории. Однако, если договоренность не будет достигнута, то Личный посланник Дж. Бейкер предоставит собственный вариант по вопросу о разделе территории Совету Безопасности. После чего одобренный документ будет предоставлен на рассмотрение двум конфликтующим сторонам без возможности изменения условий в рамках переговорного процесса.

И, четвертым вариантом решения было предложение о прекращении деятельности МООНРЗС. ООН могла бы заявить о том, что она прекращает свою деятельность по урегулированию конфликта. Данный акт позволил бы побудить стороны пойти на действия, на которые добровольно каждая из сторон пойти не может1.

В начале 2003 года Дж.Бейкер выдвинул новое предложение по разрешению проблемы Западной Сахары. Особенностью данного плана было предположение о том, что в условиях нового плана каждая сторона сможет получить справедливый шанс выиграть референдум по самоопределению. Новое предложение было схоже с рамочным соглашением, однако, предполагало несколько существенных изменений. Определенные изменения в условиях решения территориального спора затрагивали важные детали, связанные с правом на самоопределение народа.

Во-первых, в плане детально рассматривался вопрос о том, кто имеет право принимать участие в референдуме. Таким образом, произошел кардинальный пересмотр электората. Для того, чтобы принять участие в референдуме, избиратель должен был быть в предварительном списке, составленном МООНРЗС, или в списке на репатриацию, составленном УВКБ ООН (Агентстве ООН по делам беженцев) по состоянию на 31 октября 2000 года. А также избиратель должен был безвыездно проживать на территории Западной Сахары в течение определенного периода времени до 30 декабря 1999 года, т.е. до составления предварительных списков избирателей.

Во-вторых, план предусматривал возможность предоставления Западной Сахаре полной независимости, наряду с пунктом, предложенным ранее о частичной автономии Западной Сахары в составе Королевства Марок в рамках пятилетнего периода, после которого будет проведен референдум.

И, в конечном итоге, план подробно раскрывает вопрос об органе управления, который будет осуществлять контроль над территорией Западной Сахары в переходный период1.

В мае 2003 года Генеральный Секретарь ООН публично объявил о своей поддержке Мирного плана. В июле Совет Безопасности ООН единогласно проголосовал за решение проблемы Западной Сахары с помощью предложенного плана. Генеральный Секретарь ООН описал данный план, как оптимальное политическое решение на основании согласия между двумя сторонами. В июле 2003 года он также призвал обе стороны к сотрудничеству с Организацией Объединенных Наций в вопросах, связанных с принятием и осуществлением данного плана2.

Мирный план был полностью отклонен Королевством Марокко и принят Фронтом ПОЛИСАРИО, но с учетом некоторых важных замечаний. Марокко подтвердило свое согласие на проведение референдума для осуществления права народа Западной Сахары на самоопределение, с целью определения статуса Западной Сахары. Однако, выступило против условия, в котором указывается возможность предоставления независимости Западной Сахаре, даже если в голосовании примут участие все заявители, отклоненные комиссией по идентификации Своим главным условием Королевство Марокко выдвинуло предложение и предоставлении Западной Сахаре широкой автономии в рамках Королевства Марокко.

В апреле 2004 года Дж. Бейкер ушел с должности Личного посланника Генерального Секретаря в Западной Сахаре. Позже, через 2 года, в апреле 2006 года Генеральный Секретарь ООН предоставил рекомендацию, в которой предложил оставить попытки по созданию планов урегулирования в пользу прямых переговоров между сторонами для поиска политического решения вопроса1.

В апреле 2007 года обе стороны выступили с докладами в Совете Безопасности ООН. Данный акт побудил Совет Безопасности ООН выпустить резолюцию 1754, которая «призывает стороны без каких – либо предварительных условий добросовестно начать переговоры с учетом событий, происшедших за последние месяцы, в целях достижения справедливого, долговременного и взаимоприемлемого политического решения, которое будет предусматривать самоопределение народа Западной Сахары» 2.

Обе стороны принимали участие в формальных и неформальных переговорах с 2007 года. Совет Безопасности выпустил серию резолюций, в которых СБ призывает расширить круг полномочий МООНРЗ и количество переговоров под эгидой ООН «без каких-либо предварительных условий»3.

Тем не менее, эти переговоры находятся в тупике, поскольку каждая сторона не собирается отказываться от своих условий. Королевством Марокко продолжает настаивать на широкой автономии Западной Сахары в составе Марокко. А Фронт ПОЛИСАРИО не соглашается принять план, при котором населению Западной Сахара не предоставляется условия обретения полной независимости.

К 1991 году самопровозглашенное государство САДР было признано более чем 50 государствами и рядом международных организаций. На сегодняшний день САДР является членом Африканского Союза (Организацией Африканского Единства – ОАЕ). Также САДР признали более 80 государств, однако, большая часть этих государств являются африканскими государствами. Из европейских государств только Албания признает САДР.

3. Проблема статуса и права на самоопределение.


Для того, чтобы определить статус Западной Сахары в 21 веке необходимо рассмотреть проблему независимости, а также проанализировать основные принципы международного права, применимые к проблеме Западной Сахары.

Во-первых, необходимо рассмотреть проблему государственного суверенитета. «Государственный суверенитет - это свойство единой государственной власти самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять внутренние и внешние функции государства»1. Суверен­ное государство представляет собой территориальное образова­ние, контролирующее население государства, а также организации и группы, так или иначе связанные с данной территорией. Государствен­ный суверенитет базируется на основополагающих принци­пах:



  1. единство и неделимость территории;

  2. неприкосновенность территориальных границ;

  3. невмешательство во внутренние де­ла государства.

В случае ситуации, когда какое бы то ни было иностранное государство безнаказанно нарушает границы данного государ­ства или заставляет правительство принять то или иное ре­шение, не отвечающее национальным интересам его населения, то на лицо имеется факт нарушения государственного суверенитета. В данной конкретной ситуации с территорией Западной Сахары просматривается признак слабости данного государства и его неспособность обеспечить собственный государственный суверенитет.

Тем не менее, существенно важным аспектом является разграничение суверенитета на внутренний и внешний. Под внутренним суверенитетом понимаются права и полномочия государства осуществлять контроль за населением, проживающим на национальной территории, включая как граждан данного государства, так и иностранных временно или постоянно проживающих граждан. Под внешним суверенитетом принято понимать способность государства обеспечивать территориальную целостность государства. А также способность обеспечить невмешательство во внутренние дела страны со стороны любых внешних сил.

В связи этим предполагается, что de jure нет оснований называть Сахарскую арабскую демократическую республику (САДР) независимым суверенным государством, потому что Западная Сахара не соответствует необходимым критериям, которыми должны обладать независимые суверенные государства. Критериями для суверенного независимого государства являются: постоянное население, определенная территория и политическая сила или правительство.

В случае Западной Сахары сложно определить численность населения. Доступные источники информации дают разные показатели по численности населения. Население Западной Сахары составляют берберы и арабы, или сахарави. Точную численность коренного населения Западной Сахары сложно определить, но в соответствии с большинством источников информации, общая численность населения Западной Сахары по данным на 2011 год составляет приблизительно 507 тысяч человек1. Однако, например, в источниках информации Организации Объединенных Наций данные по численности населения Западной Сахары являются недоступными2.

Вдобавок к вышесказанному, необходимо учитывать тот факт, что достаточная часть Западной Сахарского населения была вынуждена покинуть страну из-за военных столкновений между Фронтом ПОЛИСАРИО и войсками Марокко и Мавритании. В 1975 году Международный Суд в Гааге выпустил Рекомендательное решение по поводу того, кому должна перейти территория Западной Сахары. Согласно этому решению Международный Суд отклонил все претензии Марокко и Мавритании на территорию западной Сахары, а также утвердил право населения Западной Сахары на самоопределение в рамках международного права. В течение нескольких дней после того как Международный Суд принял данное решение о предоставлении права на самоопределение Западной Сахаре, 350 000 марокканских граждан, организованных марокканским правительством, пересекли границу Западной Сахары для того, чтобы показать поддержку позиции королевства Марокко. Король Марокко Хасан 2 18 октября 1975 года в письме Постоянного представителя Марокко в ООН, адресованном Председателю Совета безопасности ООН, заявил о том, что он организует марш народа. 6 ноября 1975 года марокканский марш, позже получивший название – «Зеленый марш» (от благословенного зеленого цвета ислама), пересек границу. В этот же день Совет Безопасности ООН получил письмо Временного поверенного в делах постоянного представительства Испании при ООН.

В письме Временно поверенный в делах Атнонио Элиас призвал Совет Безопасности срочно обсудить меры для того, чтобы предотвратить ухудшающееся положение в Западной Сахаре и обеспечить возвращение всех участников марша на марокканскую территорию1. В официальном отчете Совета Безопасности Организации Объединенных Наций S/PV.1854 особо отмечается, что «обстановка в районе Западной Сахары продолжает оставаться серьезной и не исключена возможность перерастания сложившейся ситуации в вооруженный конфликт. Налицо конфликт, создающий угрозу международному миру и безопасности»2.

В резолюции Совета Безопасности от 2 ноября 1975 года Совет призвал все затронутые и заинтересованные стороны избегать односторонних и любых других действий, которые могли бы способствовать дальнейшему развитию конфликта в регионе. Поэтому в отчете Совета Безопасности от 6 ноября представитель Испании (г-н Ариас Сальгадо) отметил, что переход граница марокканскими участниками марша явился ни чем иным как международным противоправным деянием.

В тот же день Королевство Марокко уведомило Испанию о том, что марш в Западную Сахару будет продолжаться до тех пор, пока Испания не согласится на проведение двусторонних переговоров по поводу передачи Марокко суверенитета над территорией Западной Сахары.

Затем были подписаны Мадридские соглашения, по которым Испания передавала административный контроль над территорией Западной Сахары Марокко и Мавритании. Как уже упоминалось в Главе 1, этот акт передачи считается законным в рамках международного права. В результате подписания Мадридских оглашений марокканские и мавританские войска пересекли граница Западной Сахары, что ознаменовало начало противостояний между войсками и Фронтом ПОЛЛИСАРИО. В дальнейшем эта война привела к тому, что большая часть гражданского населения Западной Сахары была вынуждена покинуть территорию своей страны. Большая часть населения перелилась в лагеря, которые располагаются в Алжире в районе города Тиндуфф, где они находятся на сегодняшний день.

В данном случае остается открытым вопрос о том, сколько именно людей бежало с территории Западной Сахары и кого теперь можно назвать истинными коренными жителями Западной Сахары. Согласно переписи населения 1974 года, которая проводилась под руководством Испании, численность населения составляла 73,497 человек.

Тем не менее, существует много разных данных в отношении того, сколько из этих человек, коренных жителей Западной Сахары, покинуло территорию с 1975-1976 гг. из-за военных действий. Например, согласно данным, предоставленным Международной организацией «Красный крест» и Лигой красного креста в Женеве, 40 000 человек покинули свои дома, и перешли на территорию Алжира. Однако, когда правительство Алжира представило меморандум на гуманитарные нужды в исполнительную комиссию UNHCR в 1978 году, обнаружилось, что 50 000 беженцев (11 лагерей) из Западной Сахары находятся на территории Алжира.

Существуют и другие данные, по которым численность сахарцев достигает 300 тыс. человек. Считается, что часть из них проживет на территории Марокко, часть в лагерях беженцев в Алжире, а часть осталась на территории оккупированной Марокко.

Учитывая то, что по данным на 2011 год население Западной Сахары составило 507 тыс. человек, а в 1974 численность коренного населения составляла 73,497 человек, следует вывод. Численность коренного населения трудно установить, поскольку сложно определить, сколько человек из 507 тыс. человек, ныне населяющих территорию Западной Сахары, являются коренными жителями Западной Сахары. Это связано еще и с тем, что на территории Западной Сахары на сегодняшний день проживает большое количество марокканцев, которые переселились туда после «Зеленого марша».

Для того, чтобы установить численность населения Западной Сахары в 1993 году была учреждена Комиссия МООНРЗС по идентификации, которая приступила к выполнению своих задач в 1994 году. Интересно, что в состав комиссии входили представители Российской Федерации. Идентификация людей происходила не систематизировано. В данном случае имеется в виду то, что представителям комиссии не предоставляли определенных требований и указаний. Комиссия отбирала людей лишь по принадлежности к тому или иному племени. По результатам, проведенных работ, так и не удалось установить истинную численность коренного населения. Поэтому на сегодняшний день вопрос о населении остается открытым и неразрешенным.

Установление численности коренного населения это не только проблема государственного суверенитета de jure. Определение численности коренных жителей также необходимо для того, чтобы провести референдум. Известно, что для того, чтобы реализовать право на самоопределение народа требуется провести референдум, на котором коренные жители сами определят свое политическое будущее. Однако, как было сказано выше проведение переписи населения, с учетом всех коренных жителей Западной Сахары, не представляется возможным. Следовательно, проведение референдума для реализации права на самоопределение откладывается еще на неопределенный срок.

Далее следует рассмотрение вопроса о территории государства и правительстве. Благодаря поддержке Алжира, фронт ПОЛИСАРИО учредили свою штаб-квартиру на территории Алжира в районе города Тиндуфф и создал свое государство – Сахарская арабская демократическая республика (САДР) в 1976 году. В 1981 году, после 6 лет непрекращающихся военных действий, правительство Марокко начало строительство Марокканской стены («Берм», «Обочина Западной Сахары»). Представители фронта ПОЛИСАРИО дали этому сооружению свое название - «Стена позора». Строительство официально было завершено 16 апреля 1987 года.

Рис.3. Повторная колонизация бывшей колонии. (Источник: Мохсен-Финан Х. Непрекращающиеся конфликты, Западная Сахара – путь к автономии // Атлас 2010. Le Monde Diplomatique. Атлас / Пер. с фр. Под ред. В.Л. Иноземцева, Е.С. Кузнецова. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2011. С. 125).
На рисунке, приведенном выше, изображена территория Западной Сахары, разделенная на две. Часть территории выше «стены» находится под контролем Королевства Марокко, а часть территории ниже – под контролем Фронта ПОЛИСАРИО.

Марокканская стена представляет собой систему оборонительных сооружений на территории Западной Сахары и на юго-восточной территории Марокко. Стена разделила территорию Западной Сахары на две неравные части. Большая часть территории, около 80%, оккупирована Марокко. Территория незаконно занятая Марокко находится к северу от стены. К югу от стены территория занята Фронтом ПОЛИСАРИО и беженцами.

Тем не менее, самопровозглашенная Сахарская арабская демократическая республика имеет президента – Мохаммед Абдельазиз, премьер-министра – Абделькадер Талеб Умар, а также представительство в Африканском Союзе. Однако, несмотря на это, правительство САДР имеет претензии на территорию Западной Сахары, которая на сегодняшний день оккупирована Марокко.

Несмотря на наличие правительства, признания САДР африканскими государствами и другими странами и международными организациями, нельзя говорить о том, что правительство САДР обладает контролем над всей территорией Западной Сахары. Государство занимает определенную территорию, но по факту контроль более чем над 80% территории осуществляет Марокко.


Заключение.


В настоящей выпускной квалификационной работе была рассмотрена проблема статуса Западной Сахарой в конце 20 – начале 21 века. В работе были приведены аргументы, которые доказывают гипотезу, приведенную во введении. Гипотеза: Современная Западная Сахара представляет собой территорию без внешнего и внутреннего контроля, и не может считаться государством, находящимся под административным контролем того или иного иностранного государства.

Таким образом, в исследовании были приведены следующие доказательства гипотезы.

Во-первых, Западная Сахара de jure соответствует не всем критериям суверенного независимого государства. Население и территория остаются под вопросом. Есть правительство, представительство в Африканском Союзе, есть дипломатические представительства. Однако, даже с теоретической точки зрения Западная Сахара не может считаться суверенным государством.

Во-вторых, население Западной Сахары не может реализовать права на самоопределение, против чего активно выступает Королевство Марокко. Невозможность применения одного из основных принципов международного права можно свести к следующим причинам. Первой причиной можно считать отсутствие возможности провести перепись населения, в которой бы конкретно указывалось коренное западно-сахарское население.

Однако, даже при наличии условий, предложенных в планах по урегулированию конфликта между Марокко и Западной Сахарой по вопросу о проведении референдума, территориальный спор не может быть разрешен. Это объясняется не согласием обеих сторон с условиями план, предоставленных ООН. Следовательно, невозможно провести референдум, потому что неизвестно какая часть населения имеет право в нем участвовать.

Далее, большая часть территории Западной Сахары находится под оккупацией Королевства Марокко. Правительство Сахарской Арабской Демократической Республики контролирует около 20% территории западной Сахары. Известно, что критерии суверенного независимого государства включают в себя такой фактор, как нерушимость государственных границ и способность правительства контролировать всю территорию Западной Сахары, включая население.

Следовательно, принимая во внимание аргументы, приведенные в настоящей работе, делается вывод о том, что самопровозглашенное государство САДР не может считаться суверенным независимым государством. И, как следствие, является государством без внутреннего контроля, поскольку правительство осуществляет контроль не на всей территории Западной Сахары.

Далее, в рамках международного права территория Западной Сахары оккупирована Марокко незаконно. Этот факт подтверждает то, что условия, прописанные в Мадридском соглашении, противоречат положению, установленному Организацией Объединенных Наций. Однако по факту Королевство Марокко контролирует более 80% территории и занимается добычей природных ископаемых совместно с другими государствами и ТНК. Однако, ни юридические, ни исторические факты, приведенные Марокко, не дают ему право на аннексию Западной Сахары. Вопрос о том, кому должна принадлежать территория Западной Сахары (Фронту ПОЛИСАРИО или Королевству Марокко), должен решаться в рамках международного права.

Следовательно, с точки зрения международного права Западная Сахара является территорией без внешнего административного контроля.

Таким образом, Западная Сахара – это территория без внутреннего и внешнего контроля. Исследование, проведенное в рамках настоящей работы, показывает, что проблема статуса Западной Сахары является одной из трудноразрешимых проблем, отрицательно влияющих на ситуацию в регионе, а также на межгосударственные отношения. Единство стран региона Магриба будет достигнуто после того, как определиться статус Западной Сахары.


Список источников литературы


  1. Доклад Генерального Секретаря в отношении Западной Сахары от 20 июня 2001 г. / ООН: Совет безопасности, официальные документы [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 2001. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/documents/sgreports/2001.shtml . - S/2001/613. - Загл. с экрана. – Яз. рус.

  2. Доклад Генерального Секретаря о ситуации в отношении Западной Сахары от 19 февраля 2002 г. / ООН: Совет Безопасности, официальные документы [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 2002. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/documents/sgreports/2002.shtml . - S/2002/178. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

  3. Доклад Генерального Секретаря о ситуации в отношении Западной Сахары от 23 мая 2003 г. / ООН: Совет безопасности, официальные документы [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 2003. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/documents/sgreports/2003.shtml . - S/2003/565. - Загл. с экрана. – Яз. рус.

  4. Доклад Генерального Секретаря о ситуации в отношении Западной Сахары от 19 апреля 2006 г. / ООН: Совет Безопасности, официальные документы [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 2006. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/documents/sgreports/2006.shtml . - S/2006/249. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

  5. Письмо временного поверенного в делах постоянного представительства Испании при ООН от 6 ноября 1975 года на имя председателя Совета Безопасности. / ООН: Совет Безопасности, официальные документы [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 1975. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/documents/symbol.shtml . - S/11867. - Яз. рус.

  6. Резолюция 2003 - Резолюция Совета Безопасности ООН 1495 от 31 июля 2003 г. / ООН: Резолюции Совета Безопасности [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 2003. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2003.shtml , Свободный. – S/RES/1495. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

  7. Резолюция 2007 – Резолюция Совета Безопасности ООН 1754 от 30 апреля 2007 г. / ООН: Резолюция Совета Безопасности [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 2007. – Режим доступа: www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2007.shtml , Свободный. - S/RES/1754. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

  8. Резолюция 2007 – Резолюция Совета Безопасности ООН 1783 от 31 октября 2007 г. / ООН: Резолюция Совета Безопасности [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 2007. – Режим доступа: www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2007.shtml , Свободный. - S/RES/1783. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

  9. Березовский Д.В. Глава 1. Понятие государства. Понятие и признаки государства // Теория государства и права. Учебник / Под ред. А.В. Малько. М.: КНОРУС, 2011. С. 33-35 .

  10. Висенс Е. Западная Сахара: Преданная независимость // Западная Сахара: Преданная независимость. Сборник исследований и документов по современной истории Сахарской Арабской Демократической Республики / Составитель Елена Висенс. М.: REGNUM,2007. С. 9-10

  11. Лебедева М.М. Международные конфликты в современном мире // Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: учеб. пособие / Под ред. проф. П.А. Цыганкова. М: Альфа-М : ИНФРА-М, 2011. С. 72-74.

  12. Мохсен-Финан Х. Непрекращающиеся конфликты, Западная Сахара – путь к автономии // Атлас 2010. Le Monde Diplomatique. Атлас / Пер. с фр. Под ред. В.Л. Иноземцева, Е.С. Кузнецова. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2011. С. 124-125.

  13. Роса Менесес Аранда. Западная Сахара: в ожидании референдума // Западная Сахара: преданная независимость. Сборник исследований и документов по современной истории Сахарской Арабской Деморктической Республики // Составитель Елена Висенс. М.: REGNUM, 2007. С.31

  14. Толстых В.Л. Курс международного права: учебник. – М.: Волтерс Клувер, 2009. C. 854-855.

  15. Brunel C. Maghreb Regional Integration // Maghreb regional and global integration: A dream to be fulfilled / Ed. by G.C. Hufbauer, C. Brunel, Peterson institute for international economics, 2009. P.10

  16. Olsson C. Western Sahara conflict - Chronology // The Westrn Sahara Conflict: The role of Natural resources in Decolonization / Ed. by C. Olsson. Uppsala, Nordiska Africainstitutet, 2006. P. 4-7.

  17. Shaw, Malcolm N. International Law. – 5th edn. N.Y.: Cambridge, 2003. 1225 p.

  18. Report on Legal Issues Involved in the Western Sahara Dispute: Legal Status of Morocco’s Use of the Natural Recourses of Western Sahara, Association of the Bar of the City of New York, April 2011. P. 2.

  19. Report on the Legal Issues Involved In The Western Sahara Dispute: The Principle of Self-Determination and the Legal Claims of Morocco, Association of the Bar of the City of New York, June 2012. P.51.

  20. The United Nations and Decolonization: Non-self-Governing Territories. http://www.un.org/en/decolonization/nonselfgovterritories.shtml

  21. The UN and Decolonization/Main Documents. Declaration on the Granting of Independence to Colonial Countries and Peoples, Adopted by General Assembly resolution 1514 (15) of 14 December 1960. http://www2.ohchr.org/english/law/independence.htm

  22. Worldstat info. http://ru.worldstat.info/Africa/Western_Sahara




1 Лебедева М.М. Международные конфликты в современном мире // Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: учеб. пособие / Под ред. проф. П.А. Циганкова. М: Альфа-М : ИНФРА-М, 2011. С. 73-74.

1 The UN and Decolonization/Main Documents. Declaration on the Granting of Independence to Colonial Countries and Peoples, Adopted by General Assembly resolution 1514 (15) of 14 December 1960. http://www2.ohchr.org/english/law/independence.htm

1 Лебедева М.М. Международные конфликты в современном мире: их исследование… С. 72.

2 Там же. С. 73

1 Висенс Е. Западная Сахара: Преданная независимость // Западная Сахара: Преданная независимость. Сборник исследований и документов по современной истории Сахарской Арабской Демократической Республики / Составитель Елена Висенс. М.: REGNUM,2007. С.10

1http://ru.worldstat.info/Africa/Western_Sahara - Worldstat info.

1 Роса Менесес Аранда. Западная Сахара: в ожидании референдума // Западная Сахара: преданная независимость. Сборник исследований и документов по современной истории Сахарской Арабской Деморктической Республики // Составитель Елена Висенс. М.: REGNUM, 2007. С.31

1 Caire Brunel, Maghreb Regional Integration // Maghreb regional and global integration: A dream to be fulfilled / Ed. by G.C. Hufbauer, C. Brunel, Peterson institute for international economics, 2009. P.10

1 Висенс Е. Западная Сахара: Преданная независимость // Западная Сахара: Преданная независимость. Сборник исследований и документов по современной истории Сахарской Арабской Демократической Республики / Составитель Елена Висенс. М.: REGNUM,2007. С.9

1Report on Legal Issues Involved in the Western Sahara Dispute: Legal Status of Morocco’s Use of the Natural Recourses of Western Sahara, Association of the Bar of the City of New York, April 2011, P. 2.

2 Толстых В.Л. Курс международного права: учебник . – М.: Волтерс Клувер, 2009. C. 854-855.

1 Report on the Legal Issues Involved In The Western Sahara Dispute: The Principle of Self-Determination and the Legal Claims of Morocco, Association of the Bar of the City of New York, June 2012. P.51.

1 Доклад Генерального Секретаря о ситуации в отношении Западной Сахары от 19 февраля 2002 г. / ООН: Совет Безопасности, официальные документы [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 2002. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/documents/sgreports/2002.shtml . - S/2002/178. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

1 Olsson C. Western Sahara conflict - Chronology // The Westrn Sahara Conflict: The role of Natural resources in Decolonization / Ed. by C. Olsson. Uppsala, Nordiska Africainstitutet, 2006. P. 4-7.


1 Доклад Генерального Секретаря в отношении Западной Сахары от 20 июня 2001 г. / ООН: Совет безопасности, официальные документы [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 2001. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/documents/sgreports/2001.shtml . - S/2001/613. - Загл. с экрана. – Яз. рус.

1Доклад Генерального Секретаря в отношении Западной Сахары от 20 июня 2001 г. / ООН: Совет безопасности, официальные документы [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 2001. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/documents/sgreports/2001.shtml . - S/2001/613. - Загл. с экрана. – Яз. рус. С. 13-14.

1 Доклад Генерального Секретаря о ситуации в отношении Западной Сахары от 19 февраля 2002 г. / ООН: Совет Безопасности, официальные документы [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 2002. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/documents/sgreports/2002.shtml . - S/2002/178. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

1 Доклад Генерального Секретаря о ситуации в отношении Западной Сахары от 23 мая 2003 г. / ООН: Совет безопасности, официальные документы [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 2003. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/documents/sgreports/2003.shtml . - S/2003/565. - Загл. с экрана. – Яз. рус.

2 Резолюция 2003 - Резолюция Совета Безопасности ООН 1495 от 31 июля 2003 г. / ООН: Резолюции Совета Безопасности [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 2003. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2003.shtml , Свободный. – S/RES/1495. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

1 Доклад Генерального Секретаря о ситуации в отношении Западной Сахары от 19 апреля 2006 г. / ООН: Совет Безопасности, официальные документы [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 2006. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/documents/sgreports/2006.shtml . - S/2006/249. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

2 Резолюция 2007 – Резолюция Совета Безопасности ООН 1754 от 30 апреля 2007 г. / ООН: Резолюция Совета Безопасности [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 2007. – Режим доступа: www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2007.shtml , Свободный. - S/RES/1754. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

3Резолюция 2007 – Резолюция Совета Безопасности ООН 1783 от 31 октября 2007 г. / ООН: Резолюция Совета Безопасности [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 2007. – Режим доступа: www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2007.shtml , Свободный. - S/RES/1783. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

1 Березовский Д.В. Глава 1. Понятие государства. Понятие и признаки государства // Теория государства и права. Учебник / Под ред. А.В. Малько. М.: КНОРУС, 2011. С. 34.


1http://ru.worldstat.info/Africa/Western_Sahara - Worldstat info.

2The United Nations and Decolonization: Non-self-Governing Territories. http://www.un.org/en/decolonization/nonselfgovterritories.shtml

1 Письмо временного поверенного в делах постоянного представительства Испании при ООН от 6 ноября 1975 года на имя председателя Совета Безопасности. / ООН: Совет Безопасности, официальные документы [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 1975. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/documents/symbol.shtml . - S/11867. - Яз. рус.

2Документы Организации Объединенных Наций [Электронный ресур]. – Нью-Йорк, 1975. – Режим доступа: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/GL0/326/21/PDF/GL032621.pdf?OpenElement . - S/PV.1854. –Яз. рус


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница