Проблемы евроинтеграции в связи с расширением евросоюза



страница1/10
Дата22.09.2017
Размер0,73 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Санкт-Петербургский государственный университет

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению 080100 «Экономика»

ПРОБЛЕМЫ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ В СВЯЗИ С РАСШИРЕНИЕМ ЕВРОСОЮЗА

Выполнила:

Бакалавриант 4 курса, группы ЭПП-4

Калинина Валерия Дмитриевна

_____________/Подпись/


Научный руководитель:

д.э.н., профессор, Мисько О.Н

_____________/Подпись/



Санкт – Петербург

2016


Оглавление



Введение 3

1. Теоретические проблемы евроинтеграции в связи с расширением Евросоюза 5

1.1. Европейские процессы региональной интеграции в контексте мировых интеграционных процессов 5

1.2. Теоретические концепции интеграции 12

1.2.1. Интерговернментализм 12

1.2.3. Открытый регионализм 15

1.3. Динамическое изменение моделей европейской интеграции 16

2. Практические проблемы евроинтеграции в связи с расширением Евросоюза 21

2.1. Волны расширения ЕС, мероприятия необходимые для вступления в ЕС 21

2.2. Восточное партнерство 23

2.3. Проблемы расширения ЕС 25

2.3.1. Нарушение структуры экономики и внешней торговли 26

2.3.2. Издержки введения общих норм 26

2.3.3. Издержки общей социальной политики 29

2.4. Отношение ЕС к проблемам членов ЕС 30

2.4.1. Объективные предпосылки вступления в ЕС 30

2.4.2. Экономический эффект от членства в ЕС 31

2.4.3. Политический эффект от членства в ЕС 37

2.5. Сотрудничество ЕС с Россией, опыт взаимодействия России с Финляндией 40

2.6. Сравнительный анализ негативных или положительных перспектив для стран, вступающих в ЕС 47

Заключение 50

Список использованной литературы 55




Введение

В настоящее время проблемы региональной политики и международной политической и экономической интеграции привлекают к себе все большее внимание, в связи с ростом степени вовлеченности разных стран и регионов в общие глобальные и региональные процессы эти проблемы вошли в число ведущих тем обсуждения и анализа как у действующих политиков и практиков международного бизнеса, так и у исследователей и теоретиков.

Однако с точки зрения международной экономики существенно то, что интеграционные процессы, в целом ведущие к повышению эффективности экономики стран в них вовлеченных, порождают и ряд сложных вопросов, которые ранее не вставали перед отдельными странами и сообществами стран.

В частности, к настоящему времени накоплено большое количество фактов, свидетельствующих о том, что расширение Европейского Союза, осуществляющееся поэтапно на протяжении нескольких десятилетий, создает ряд проблем, решение которых является насущным вопросом европейской экономической политики.

Для российской теории и практики исследование проблем ЕС особенно актуально в связи с тем, что Россия в настоящее время создает собственные интеграционные объединения, и учет и систематизация опыта ЕС позволяет заимствовать полезные и эффективные схемы работы, и избежать уже сделанные в Европе ошибки.

Целью данной работы является исследование проблем евроинтеграции в связи с расширением Евросоюза.

Для достижения сформулированной таким образом цели можно поставить ряд конкретных задач работы:

1) исследовать европейские процессы региональной интеграции в контексте мировых интеграционных процессов.

2) рассмотреть теоретические концепции интеграции.

3) изучить историческое развитие европейской интеграции.

4) дать обзор динамики развития теорий европейской интеграции.

5) проанализировать волны расширения ЕС и мероприятия необходимые для вступления в Евросоюз

6) предложить характеристику Восточного партнерства

7) рассмотреть проблемы расширения ЕС

8) исследовать отношение ЕС к проблемам членов ЕС

9) выяснить особенности сотрудничества ЕС с Россией

10) предложить сравнительный анализ негативных или положительных перспектив для стран, вступающих в ЕС.

Объектом исследования являются интеграционные процессы в Европе, предметом исследования - закономерности динамики изменения концепций европейской интеграции в связи с расширением ЕС.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе "Теоретические проблемы евроинтеграции в связи с расширением Евросоюза" рассмотрены европейские процессы региональной интеграции в контексте мировых интеграционных процессов; теоретические концепции интеграции (включая интерговернментализм, новый регионализм и открытый регионализм), в также дан анализ динамического изменения моделей европейской интеграции.

Во второй главе "Практические проблемы евроинтеграции в связи с расширением Евросоюза" рассмотрены волны расширения ЕС, мероприятия необходимые для вступления в ЕС, Восточное партнерство, проблемы расширения ЕС, отношение ЕС к проблемам членов ЕС, сотрудничество ЕС с Россией и сравнительный анализ негативных или положительных перспектив для стран, вступающих в ЕС.

В заключении представлены общие выводы по всей проделанной работе.



1. Теоретические проблемы евроинтеграции в связи с расширением Евросоюза




1.1. Европейские процессы региональной интеграции в контексте мировых интеграционных процессов

Проблемы интеграции и региональной политики стояли перед человечеством во все времена, начиная с эпохи образования самых первых государств, поскольку им всем приходилось взаимодействовать с окружающими странами и народами, и выстраивать какие-то взаимоприемлемые схемы взаимодействия. Но особо актуальными эти проблемы стали в последние десятилетия, в связи с активизацией двух идущих параллельно мировых экономических и политических процессов - процесса глобализации, при котором формируется единое мировое экономическое и информационное пространство, и процессом регионализации, то есть роста роли регионов как в международной жизни, так и в жизни отдельных государств. Проблемы региональной политики приобрели принципиально новые черты в современном мире, поскольку регионы получают все больше свободы, больше возможности ведения самостоятельной политики. Современный мир характеризуется втягиванием всего человечества в глобальные мировые процессы, соответственно и различные политические, социальные и экономические проблемы и возможности регионов приобретают неизвестный в прежние времена глобальный характер1.

Понятие региона само по себе является комплексным, в разных контекстах под общим названием региона подразумевают разные понятия, потому и само понятие региональной политики имеет две основных трактовки, в зависимости от того, что считать регионом - часть страны или часть мира, соответственно и под региональной политикой может пониматься комплекс либо внутригосударственных, либо международных отношений, включающая в себя такие показатели, как особенности политической системы, особенности экономики и социальной структуры населения, стабильность развития региона, защищенность его от разного рода угроз, обеспечение суверенитета и независимости государств, входящих в этот регион. Но интересно отметить, что для такого объединения стран, как, например, ЕС, эти две трактовки региональной политики во многом смыкаются, поскольку большинство европейских регионов имеют внешние границы, развитие событий за которыми оказывает на состояние и внутриевропейских регионов прямое воздействие. Такое воздействие особенно заметным становится в наше время при все большей прозрачности межгосударственных границ и широком развитии международного сотрудничества и международных коммуникаций всех уровней. Все большая связь ЕС в целом и отдельных его частей с сопредельными территориями и странами лежит в русле общего развития глобализации современного мира, при которой политические, экономические и социальные процессы осуществляются во все большей степени на глобальном уровне, и отдельные регионы, территории и даже отдельные предприятия и люди включаются в международные процессы как самостоятельные субъекты. Подобный процесс влечет за собой не только известные экономические выгоды, но и нежелательные с точки зрения экономического и политического развития проблемы2.

Так, для европейского региона, например, Южной Европы, наличие близкого соседства Африки и Азии превратилось в очень значимый политический фактор в связи с резким усилением потока беженцев. Излишне напоминать, что многочисленные перевороты и локальные конфликты в Северной Африке и на Ближнем Востоке во многом обусловлены поддержкой различного рода террористических и религиозных организаций, центры которых, как идеологические, так и военные и финансовые, располагаются в государствах, находящихся неподалеку от Европы. С другой стороны, и суверенитет всех регионов и всех стран в реальной политике всегда ограничен, и эти ограничения и накладываются взаимодействием с другими субъектами международных отношений.

В результате создается ситуация, когда европейские регионы оказываются, помимо того, что они являются частью Европейского Союза, еще и включенными в региональные отношения вне пределов собственно Европы, то есть могут оказаться одновременно и субъектами политической и экономической деятельности вне Европы.

Поэтому можно говорить, что у понятия региона существует своя иерархия - регионы бывают геостратегическими, геополитическими и внутренними, или локальными3. Геостратегический регион образуется вокруг государства или группы государств, играющих ключевую роль в мировой политике, и представляет собой большое пространство, в которое, помимо территорий регионообразующих стран, входят зоны их контроля и влияния. Эти регионы состоят из пространств меньшей величины, называемых геополитическими регионами, в которые входит некоторое количество стран и (или) территорий. Далее, уже в пределах стран выделяются внутренние регионы, которые, в свою очередь, могут делиться на регионы еще меньшего размера. Иногда геостратегические и геополитические регионы с некоторой долей условности называют "большими регионами", а внутренние регионы - "малыми". Поэтому и региональная политика в наше время ведется на различных региональных уровнях, которые, с одной стороны, образуют единую иерархическую систему, с другой стороны, для каждого уровня присущи специфические особенности, собственная конфигурация и свои формальные и неформальные политические институты.

Развитие крупных по территории стран и объединений стран всегда осложнено проблемой их внутренней территориальной неоднородности, проблемой больших различий между их частями по уровню социально-экономического развития, по укладу жизни, а зачастую даже по тем системам ценностей, которых придерживаются жители разных частей одного государства или разных государств, входящих в одно международное объединение. Поэтому руководство таких стран обязательно должно иметь внятное представление о стратегии регионального развития страны, о соотношении своих частей, их взаимной специализации, об их взаимоотношениях, а главное - о соответствии их интересов и интересов страны. Такое представление обычно находит свое выражение в региональной политике4.

В странах с развитой рыночной экономикой у региональной политики появляется особое значение. Оно связано с тем, что рыночная экономика стремится увеличивать контрасты между регионами по уровню их хозяйственного развития и уровню жизни населения. Ведь в таких условиях частный капитал стремится делать инвестиции прежде всего в самых развитых регионах, и избегает вложений в отсталые районы, в районы или страны с малоквалифицированной рабочей силой, скудными ресурсами или плохим экономико-географическим положением. В результате богатые регионы становятся богаче, а бедные - беднее. Это может вести к политической напряженности, иногда с непредсказуемыми последствиями. Поэтому государственные и надгосударственные органы вынуждены принимать специальные меры для недопущения слишком сильных перекосов такого рода. Эти меры складываются в региональную политику, имеющую в основном социальную направленность5. В странах с социальной ориентацией основной целью региональной политики остается достижение социальных целей, достижение социальной справедливости, т.е. недопущение значительной разницы в уровне развития региональных экономик, и, соответственно, в качестве жизни населения.

Европейская система интеграции базируется на пятиступенчатой модели, при которой каждая ступень основана на предыдущей и является движением к следующей ступени:

Ступень 1. Зоны свободной торговли (ЗСТ), в этой зоне страны-члены уменьшают барьеры в торговле друг с другом, но сохраняют барьеры в торговле с странами, в эту зону не входящими.

Ступень 2. Таможенный союз, в таком союзе страны-члены убирают барьеры в торговле друг с другом, но создают общую систему таможенных барьеров в торговле со странами, в союз не входящими.

Ступень 3. Общий рынок, когда страны убирают взаимные барьеры в торговле товарами и услугами, а также в движении труда и капитала (при этом придерживаясь общей политики регулирования экономического взаимодействия с третьими странами).

Ступень 4. Экономический и валютный союз, когда страны реализуют единую макроэкономическую политику и вводят единую валюту.

Ступень 5. Политическое объединение, когда объединяются все сферы экономической политики6 и не только экономической политики, а и политики вообще, включая и создание единой системы властей (законодательных, исполнительных и судебных), фактически речь идет о создании в перспективе единого государства, хотя об этом обычно не говорят.

В настоящее время Европейский союз достиг четвертой ступени и двигается к пятой, и тут важно заметить, что в последние десятилетия проблемы взаимоотношений между странами и народами существенно меняются, поскольку человечество вступило в фазу глобализации, явившейся следствием развития информационных и коммуникационных технологий. В современном мире, связанном информационными коммуникациями, информация распространяется с большой скоростью, получая тем самым возможность активно влиять на жизнедеятельность отдельно взятого человека, народов, государств, всего мирового сообщества. В связи с данным явлением возник новый информационный режим, иногда образно называемый "глобальной деревней", что отражает быстроту распространения информации7.

Развитие информационных технологий, а также развитие транспорта и путей сообщения создали необходимые условия для глобализации экономики, что означает всемирное разделение труда и стирание экономических границ между государствами, ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей. Глобализация экономики включает в себя глобализацию промышленности, формирование единого мирового финансового рынка, расширение внешнеторговых связей, широкую миграцию рабочей силы. Глобализация экономики, и особенно повышение мобильности населения, в свою очередь, способствуют расширению культурных контактов между народами и глобализации культуры.

Само понятие "глобализация" впервые было введено Т. Левиттом в начале 1980-х годов, под этим словом он тогда понимал феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых ТНК. С тех пор это понятие стало пониматься значительно шире, и деятельностью одних только ТНК не ограничивается.

Глобализация культуры означает распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение, что имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, глобализация культуры позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге, и при этом общение и познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности.

Под глобализацией в большинстве случаев понимаются рост экономической открытости, либерализация торговли, международного капитала, или "процесс либерализации и интеграции рынков товаров, капиталов и труда, которые прежде функционировали в определенной степени изолированно, в единый мировой рынок"8. Мировые интеграционные процессы связаны с развитием экономической интернационализации, происходившей на протяжении всего 20 века, следствием чего стало усиление взаимозависимости экономик не только отдельных стран, но и регионов.

В науке существует ряд трактовок мировых интеграционных процессов. Можно также утверждать, что формированию международной интеграции на современном периоде развития способствовал распад мировой системы социализма и СССР, в результате чего исчезла экономическая и политическая граница между двумя системами. Современная мировая экономика представляет собой единую глобальную экономическую систему, которая действует как единый механизм, по единым экономическим законам. По мнению известного и успешного практического деятеля на ниве мировой экономики Дж. Сороса, "систему капитализма можно сравнить с империей, которая является более глобальной, чем какая-либо из существовавших ранее империй"9.

Определение сущности глобализации сталкивается с ее двойственным характером. С одной стороны, глобализация имеет объективную основу, выражающуюся в интернационализации мировой экономики. С другой стороны, ей свойственен субъективный характер, проявляющийся в целевой направленности субъектов глобализации.

Объективной основой глобализации является усиливающаяся интернационализация мировой экономики, т. е. объективно усиливающаяся экономическая взаимозависимость, которая продолжается по сегодняшний день. Интенсивное развитие крупномасштабного научно-технического и производственно-инвестиционного кооперирования привело к формированию межкорпорационного разделения труда в глобальном масштабе - к специализации хозяйствующих субъектов10.

В мировых интеграционных процессах в целом наблюдаются три основные тенденции: интеграция рынка товаров и услуг, интеграция финансового рынка, интеграция рынка факторов производства.

Одним из направлений реализации глобализации можно считать процессы объединений разных государств. Межгосударственное объединение вообще означает такой союз государств, в рамках которого существуют общие государственные или надгосударственные органы, но объединяющиеся государства сохраняют свой суверенитет. В истории существовали и существуют многочисленные формы межгосударственных объединений (к видам объединения государств относят империю, инкорпорацию, квазиконфедерацию, конфедерацию, кондоминиум, протекторат, содружество государств, сообщество государств, сюзеренитет, унию, фузию и др.)11, в каждом из которых существовали (и существуют) разные взаимоотношения государств-участников между собой, разный объем суверенитета государств-участников и разная степень их интеграции.

Подавляюще большинство государственных интеграционных процессов 20 века пришлось на вторую его половину. В результате распада европейских колониальных систем в 1940-90-е годы возникло более 100 новых государств в Азии, Африке, Латинской Америке, Океании. Это обстоятельство во многом предопределило рождение различного рода сообществ государств, таких, как Организация африканского единства (1963 г.), Организация американских государств (1947 г.), Лига арабских государств (1945 г.) и т.д.

Данные процессы не обошли стороной и Россию. После распада СССР в 1991 г. Российская Федерация стала членом Содружества Независимых Государств. Помимо СНГ, практические возможности которого оказались ограниченными, на постсоветском пространстве возник еще ряд объединений:

- Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), действующее с 2000 года, в которое входят Казахстан, Россия, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан;

- Таможенный союз, существующий с 2010 года, в который входят Казахстан, Россия и Белоруссия, и созданный с целью обеспечения свободы передвижения товаров;

- Единое экономическое пространство, действующее с 2012 года, в которое входят Казахстан, Россия и Белоруссия, и созданное для обеспечения свободы торговли, свободы передвижения финансов и рабочей силы;

- Зона свободной торговли, существующая с 2012 года, и объединяющая Казахстан, Россию, Белоруссию, Киргизию, Таджикистан;

- Евразийский экономический союз с 2015 года, включающий Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию, этот союз должен стать логическим развитием Единого экономического пространства.

Как видно из всего сказанного, ЕС не является уникальным в мире объединением, а только в одном из примеров региональной интеграции в сложном мире глобальных экономических и политических процессов.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница