Проблемы повышения конкурентоспособности россии на мировом рынке вооружений и военной техники



Скачать 292,21 Kb.
Дата22.10.2016
Размер292,21 Kb.
ТипАвтореферат диссертации





На правах рукописи



ИВАНОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА


ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ

НА МИРОВОМ РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ

И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Специальность 08.00.14 – «Мировая экономика»


Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук

Москва - 2013

Работа выполнена на кафедре международных экономических отношений и внешнеэкономических связей ФГОБУ ВПО «Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России»
Научный руководитель: доктор экономических наук,

профессор



Ревенко Лилия Сергеевна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук,

профессор,

главный научный сотрудник Института США и Канады РАН



Зименков Рудольф Иванович
доктор экономических наук,

профессор,

профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии МИД России

Толмачев Петр Иванович

Ведущая организация: ФГОБУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»


Защита состоится «____» ____________2013 г. в «______» часов в ауд. __ на заседании Диссертационного совета Д 209.002.06 (экономические науки) при Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. И.Г.Тюлина МГИМО (У) МИД России по адресу: 119454, г. Москва,


проспект Вернадского, 76. С авторефератом диссертации можно ознакомиться на сайте www.mgimo.ru.

Автореферат разослан «____» _____________2013 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Е.А. Бренделева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы диссертации определяется важностью участия России в торговле вооружениями и военной техникой и необходимостью увеличения ее доли в общемировой структуре экспорта продукции военного назначения.

Несмотря на незначительную долю мирового рынка вооружений в общем объеме мировой торговли, его экономическое и военно-политическое значение для государств-экспортеров сложно переоценить. Поставки вооружений на мировой рынок способствуют загрузке производственных мощностей предприятий-экспортеров, обеспечивают приток денежных средств в военную отрасль, стимулируют техническое обновление вооруженных сил государства-экспотера в случае поставок подержанной техники, опосредованно способствуют развитию НИОКР. Кроме того, государства, экспортируя вооружения, расширяют свое военно-политическое влияние в мире, а осуществляя долгосрочные и капиталоемкие проекты в области создания перспективных систем вооружений, укрепляют партнерские отношения.

В течение длительного периода времени круг основных поставщиков вооружений на данном рынке был ограничен США, Россией и государствами ЕС. Однако в ходе стремительного экономического развития ряда государств на рынке появились новые экспортеры – Китай, Индия, Бразилия, Южная Корея, Израиль. При этом и традиционные экспортеры стремятся к упрочению своих позиций и расширению географии поставок. Эти тенденции существенно усиливают конкуренцию на рынке, вынуждая поставщиков прибегать к различным мерам продвижения продукции и лоббирования своих интересов.

Россия традиционно является одним из основных поставщиков вооружений, ее доля на данном рынке составляет более 20%. Страна занимает второе место среди основных государств-экспортеров после США1. Россия ведет торговлю продукцией военного назначения и осуществляет военно-техническое сотрудничество более чем с 40 государствами мира. Тем не менее, российская доля на данном рынке в последние годы почти не увеличивается, а, с учетом крайне противоречивых данных о стоимостном объеме заключенных контрактов на будущие периоды, может существенно сократиться. Предпосылками к столь негативному развитию ситуации являются изменения географической и товарной структуры российского экспорта. Наблюдается переориентация традиционных импортеров российской продукции военного назначения на закупку вооружений у США, государств-членов ЕС. Важно отметить и серьезный сдвиг от экспорта готовой продукции военного назначения в сторону поставок запасных частей и комплектующих изделий. Получила также широкое распространение практика сопровождения сделок оффсетными соглашениями, предусматривающими предоставление лицензий на производство определенных видов военной техники в государствах-импортерах.

Данные изменения происходят из-за ряда факторов, связанных как с работой российских экспортеров на мировом рынке, так и с внутренними структурными изменениями в российской военной промышленности. В комплексе они ведут к снижению конкурентоспособности российских вооружений на мировом рынке.

России крайне важно сохранить и упрочить свои позиции на рынке вооружений, прежде всего в силу самых насущных проблем национальной оборонной промышленности: доходы от экспорта вооружений являются основным источником прибыли для большинства предприятий отрасли и обеспечивают загрузку их производственных мощностей. Кроме того, нельзя терять рынки своего традиционного присутствия и по политическим мотивам. В случае выхода на них российских конкурентов высок риск их потери, что негативно скажется на военно-политическом весе России в мире.

В этой связи определение путей повышения конкурентоспособности России на мировом рынке вооружений представляет собой не только теоретическую, но и важную практическую задачу, что еще раз подтверждает актуальность выбранной темы.

Степень научной разработанности темы.

В работе автор использовала только открытые источники.

В наибольшей степени в научной литературе исследованы вопросы формирования и развития рынка оружия, географической и товарной структуры мирового рынка вооружений, методы ценообразования, вопросы маркетинга и продвижения продукции на данном рынке.

В российской науке изучению вышеозначенных вопросов посвящены труды ученых-теоретиков и практиков Т.Б. Аничкиной, А.Г. Арбатова, В.В. Артякова, А.Ю. Бельянинова, В.В. Борисова, Р.И. Зименкова, П.Л. Иванов, Н.И. Калининой, А.К. Кислова, В.Г. Клинова, А.Е. Крюкова, Б.Н. Кузыка, В.П. Лященко, Н.Н. Новичкова, С.К. Ознобищева, Л.В. Панковой, Л.С. Ревенко, А.Г. Савельева, П.И. Толмачева, Р.А. Фарамазяна, А.В. Фролова, С.В.Чемезова, Ю.В. Якутина.

Из зарубежных авторов проблемы развития мирового рынка вооружений, а также конкурентоспособности государства рассматривают М. Гарсия-Алонсо, К. Хартли, Г. Андертон, М. Броска, Т. Сандер, П. Левин, Р. Смит, Л. Росс,
Н. Болл, С. Деггер, Й. Мин.

Автор в своем исследовании понятия конкурентоспособности государства и особенностей ее оценки на рынке опиралась на работы Г.Л. Азоева,


C.П. Аукуционека, И.Н. Герчиковой, А.А. Дынкина, А.С. Егорова, П.С. Завьялова, В.Б. Кондратьева, В.Б. Мантосува, Р.Б. Ноздревой. Были использованы труды зарубежных авторов С. Гарелли, Р. Лоуренса,
Д. Митчелла, М. Портера, К. Прахальда, Э. Райса, Д. Траута, Э. Чемберлина,
К. Шваб.

В научной литературе проблемы оценки конкурентоспособности государства на мировом рынке вооружений и военной техники недостаточно изучены. Особого внимания требуют вопросы поиска эффективных направлений реструктуризации российского ОПК, оптимизации производственной кооперации в рамках военной промышленности государств-членов СНГ, возможностей расширения географии поставок и противодействия недобросовестной конкуренции со стороны КНР на мировом рынке вооружений.

Актуальность и недостаточная степень разработанности указанных проблем предопределили цель и основные задачи настоящего диссертационного исследования.

Целью данного исследования является анализ уровня и качественных характеристик конкурентоспособности России на мировом рынке вооружений и выявление направлений ее повышения.

В ходе исследования определены задачи, которые логически вытекают из цели исследования. К числу приоритетных задач данной работы можно отнести следующие:



  • выявление теоретических аспектов формирования конкурентоспособности государства на мировом рынке вооружений;

  • оценка современных позиций России на рынке и выявление проблем повышения конкурентоспособности России на различных страновых и региональных рынках;

  • анализ конкуренции российских производителей военной техники с ведущими мировыми компаниями в различных товарных сегментах мирового рынка и оценка конкурентных позиций России в отношении других лидеров на рынке продукции военного назначения;

  • выявление проблем системы организации экспорта вооружений и военной техники и методов совершенствования данной системы;

  • определение приоритетных регионов и государств для развития внешней торговли в области вооружений с целью повышения конкурентоспособности России;

  • выявление наиболее перспективных направлений модернизации оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации;

  • анализ путей противодействия недобросовестной конкуренции на мировом рынке вооружений для повышения конкурентоспособности России.

Объектом исследования выступают теоретические и практические аспекты конкурентоспособности на мировом рынке обычных вооружений и военной техники.

Предметом исследования является взаимодействие компонентов конкурентоспособности России на мировом рынке обычных вооружений и пути ее повышения.

Хронологические рамки исследования охватывают главным образом период с 2000 по 2011 годы, при этом исторические аспекты развития мирового рынка вооружений и формирования теории конкурентоспособности затрагивают также 80-90-е годы ХХ века.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в выявлении новых подходов к оценке международной конкурентоспособности государства как субъекта мирового рынка вооружений и военной техники, изучении факторов формирования его конкурентоспособности в начале XXI века. Кроме того, автор определяет перспективные направления позиционирования России на данном рынке и комплекс мер государственной поддержки с целью увеличения российского экспорта продукции военного назначения. По итогам исследования теоретической базы предложены пути решения основных проблем повышения конкурентоспособности России на данном рынке на современном этапе.

Положения, выносимые на защиту и содержащие научную новизну:

  • Доказано, что на мировом рынке вооружений и военной техники между конкурентоспособностью государства, компании и товара существует тесная взаимосвязь. Конкурентоспособность государства на данном рынке является комплексным понятием и включает в себя конкурентоспособность военно-промышленной отрасли, ее предприятий и продукции, а также мер государственной поддержки по продвижению военного экспорта.

  • Установлено, что военно-политические, военно-экономические и военно-технические факторы являются ключевыми при формировании мирового рынка и в конечном итоге влияют на конкурентоспособность государства-экспортера.

  • Выявлены изменения в позиции России на рынке вооружений, а также факторы ослабления позиций страны. Прежде всего, речь идет о потере Россией крупных торговых партнеров среди государств Ближнего Востока и Северной Африки, об изменении товарной структуры экспорта от поставок готовой продукции в сторону поставок запасных частей и комплектующих, о продаже лицензий на производство перспективных систем вооружений и о создании проектов их совместного производства с развивающимися государствами.

  • Установлено несовершенство географической структуры российского экспорта вооружений на современном этапе и намечены пути ее оптимизации в среднесрочной и долгосрочной перспективах. В среднесрочной перспективе России необходимо реабилитировать военно-техническое сотрудничество и поставки вооружений государствам СНГ, а также традиционным импортерам российских вооружений советского периода. В долгосрочной песпективе представляется целесообразным развивать военно-техническое сотрудничество с блоком НАТО в рамках Совета Россия-НАТО и, по возможности, участвовать в совместных проектах по созданию вооружений.

  • Выявлено, что проблемы конкурентоспособности России на мировом рынке вооружений носят структурный характер и связаны с необходимостью оптимизации системы хозяйствования в военно-промышленной отрасли путем усиления роли частного капитала в управлении компаниями, развития производства продукции двойного назначения, обеспечения самоокупаемости производства.

  • Определены масштабы ущемления российских геополитических и экономических интересов из-за недобросовестной конкуренции со стороны ряда государств, а также проанализированы причины возникновения явлений такого рода и предложены меры по их предотвращению. В отношении государств СНГ к ним относятся: углубление корпоративного сотрудничества по производству вооружений, а также изменение организационной структуры предприятий одного производственного цикла в единый корпоративный механизм. В отношении Китая представляется необходимым ужесточение дипломатической риторики в отношении ряда случаев копирования высокотехнологичной военной продукции и в качестве ответной меры – сужение номенклатуры поставок требуемых ими запасных частей и комплектующих для лицензионного производства ряда вооружений.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют фундаментальные труды и специальные исследования крупных российских и зарубежных ученых по вопросам международной конкурентоспособности и закономерностям развития мировых товарных рынков, в особенности мирового рынка оружия.

Исследование выполнено с применением системного подхода. Автором были использованы методы логического и сравнительного анализа, экономико-статистические и графические методы. Использование данных методов позволило оценить взаимосвязь факторов развития рынка вооружений и военной техники в контексте исследуемой в диссертации проблематики.



Информационная база исследования.

В работе использовались данные официальной российской статистики Федеральной службы государственной статистики и Федеральной таможенной службы.

Кроме того автор опиралась на данные авторитетных российских и зарубежных научно-исследовательских центров: Центр анализа стратегий и технологий (АСТ), Центр анализа мировых рынков вооружений (ЦАМТО), Стокгольмский институт изучения проблем мира – СИПРИ, Лондонский международный институт стратегических исследований (The International Institute of Strategic Stadies – IISS), Исследовательская служба Библиотеки Конгресса США (Congressional Research Service – CRS), Бюро по контролю за вооружениями Государственного Департамента США.

Практическая значимость исследования.

Положения и выводы данного исследования могут быть использованы в практической работе исполнительных органов власти Российской Федерации, деятельность которых связана с внутренним развитием потенциальных возможностей военно-промышленного комплекса и с представлением России на международной арене по вопросам российского экспорта продукции военного назначения, например, профильными департаментами Правительства Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, ФГУП «Рособоронэкспорт».

Кроме того, результаты данного исследования могут учитываться при разработке федеральных программ и проектов, касающихся развития технологий и инноваций в ВПК.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в вузах соответствующего профиля – МГИМО (У) МИД России, Дипломатическая академия МИД России, МГУ им. М.В. Ломоносова, военные академии Российской Федерации.



Апробация работы

Диссертация является результатом научной и практической работы автора по проблематике конкурентоспособности на мировом рынке вооружений. Основные положения данного исследования апробированы автором в докладе на заседании научно-технического совета ФГУП «Рособоронэкспорт» в 2010 году и в выступлениях на конференциях МГИМО (У) МИД России «Проблемы развития системы МЭО после глобального кризиса» в 2010 году, «Внешнеэкономические аспекты модернизации и конкурентоспособности в мировой экономике» в 2011 году, «Россия в глобальной экономике» в 2013 году, на конференции РАМИ «Россия и мир после мирового кризиса» в 2011 году, на Весенней конференции молодых ученых-экономистов Санкт-Петербургского государственного университета «Интеграционые процессы: влияние н экономическое развитие» в 2013 году, которые были опубликованы в материалах конференций. Материалы диссертации были использованы в учебном процессе при проведении занятий по курсу «Мировые товарные рынки и цены» на кафедре МЭО и ВЭС в МГИМО (У) МИД РФ.

По теме диссертации автором опубликовано 5 статей общим объемом
2,25 п.л. в изданиях, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России.

Структура работы

Структура диссертации обусловлена последовательностью решаемых задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Основной текст исследования изложен на 156 страницах и содержит одну схему, три графика и пять рисунков. В приложения включены 10 таблиц. Список использованных источников насчитывает 103 наименования.




II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель и задачи исследования, показывается степень ее разработанности, дается краткое описание глав.

В соответствии с целью и задачами исследования в диссертационной работе рассматриваются следующие группы проблем.

Группа проблем, рассмотренная в первой главе, связана с теоретическими основами исследования понятия конкурентоспособности государства на мировом рынке вооружений и военной техники. В работе выстроена теоретическая база развития и функционирования современного рынка вооружений, раскрыто понятие конкурентоспособности военной техники, производителей и государства на данном рынке, выявлены факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности государства в торговле оружием.

Торговля на мировом рынке вооружений развивается в соответствии с устоявшимися закономерностями, которые влияют на формирование конъюнктуры на рынке. Основой внешнеторговых отношений выступают международно-правовые нормы и торговые обычаи.

Конкурентоспособность государства на мировом рынке вооружений комплексно формируется как конкурентоспособность продукции военного назначения, предприятий ее производящих и государственных мер по продвижению и поддержке экспортируемой продукции на данном рынке.

Конкурентоспособность вооружений определяется общими для всех видов техники характеристиками – надежностью, качеством, экономичностью, эффективностью, наукоемкостью. Однако среди всего многообразия военной техники, представленной на данном рынке, выделяются различные товарные сегменты – техника для военно-воздушных сил, для сухопутных войск, для военно-морских сил, а конкурентоспособность продукции каждой товарной ниши определяется присущими только ей характеристиками. Конкурентоспособность вооруженной техники для военно-воздушных сил определяется ее летными характеристиками, технической способностью авиатехники выполнять такие задачи, как завоевание господства в воздухе, защита от воздействия авиации противника, высадка воздушных десантов. Конкурентоспособность техники для сухопутных войск зависит от типа брони, пушки, прицела, от типа двигателя, что определяет подвижность машин. Кроме того, техника должна быть способна к выполнению таких задач, как разгром вторгшихся группировок войск противника, выпол­нение поисковых операций, захват и удержание районов, объек­тов, участие в десантных и противодесантных операций. Для военно-морских сил конкурентоспособность техники определяется уровнем шумовых эффектов, скоростью передвижения, источниками питания и запасом их энергии. Для надводных кораблей основными качествами, определяющими их конкурентоспособность, являются возможность обеспечения конвоя и высад­ки морских десантов, участие в авиационной и артиллерийской поддержке, морская блокада побережья, обеспечение морских перевозок.

Конкурентоспособность государства на мировом рынке вооружений определяется также конкурентоспособностью предприятий и отрасли в целом. Под конкурентоспособностью предприятия оборонной промышленности в контексте внешнеторговой деятельности понимается способность предприятия производить и поставлять на мировой рынок высокотехнологичный качественный товар при конкурентной ценовой политике, а также при тесном взаимодействии с государством и другими национальными хозяйствующими субъектами, в том числе и в вопросе применения конкурентных сбытовых стратегий. Предприятие должно быть готово к техническому обслуживанию поставляемых систем вооружений как на самом заводе-производителе, так и путем создания сетей технического обслуживания за рубежом, в особенности в государствах, являющихся крупными и постоянными импортерами. Важно в сроки осуществлять поставки вооружений и иметь возможность предоставлять покупателям кредит для рассрочки. Кроме того, привлекательность предприятия на рынке оружия обеспечивает постоянная инновационная деятельность и внедрение результатов НИОКР в производство новейшей продукции военного назначения. Во многом конкурентоспособность предприятия обеспечивается национальным оборонным заказом, который отражает востребованность производимой техники вооруженными силами государства.

Помимо таких немаловажных компонентов, как конкурентоспособность продукции военного назначения, предприятий и военной отрасли в целом, конкурентоспособность государства определяется его военно-политическим весом в мировом сообществе, а также его возможностями оперировать широким набором мер по поддержке экспорта, как правило, путем использования различных оффсетных программ.

Таким образом, конкурентоспособность государства на мировом рынке вооружений является весьма емким понятием, интегрирующим конкурентоспособность не только техники или компаний-производителей, но и способность самого государства лоббировать экономические и политические интересы при заключении контрактов на данном рынке.

В работе также выделен ряд факторов, влияющих на формирование конкурентоспособности государства на данном рынке. Установлено, что на конкурентоспособность государства на мировом рынке вооружений и военной техники влияют военно-политические, военно-экономические и военно-технические факторы. При исследовании данных факторов предусматривается, что рынок каждой отдельной страны индивидуален, хотя зачастую, вследствие межгосударственных военно-политических отношений, рынки нескольких государств объединяют в региональную группу.

Среди военно-политических факторов, влияющих на формирование конкурентоспособности государства, рассматривается внутриполитическая и внешнеполитическая военная обстановка потенциального государства-импортера. Изменение военно-политического положения государств-импортеров может способствовать серьезным конъюнктурным изменениям на рынке оружия и влиять на конкурентоспособность экспортеров. В периоды военно-политической стабильности государства склонны к регулярным закупкам вооружений и военной техники, проводя модернизацию техники и закупая технически более совершенные образцы вооружений. В таком случае конкурентоспособность государства-экспортера тем выше, чем более совершенное оружие оно может поставить при заданных параметрах финансирования импортера и соображений военной безопасности экспортера. Большое значение в рассматриваемом контексте имеет предлагаемый уровень сервиса и технического обслуживания. Конкурентоспособность поставщика резко возрастает, если государство-экспортер имеет практику применения оффсетных программ при экспорте своей продукции, возможность проведения гибкой ценовой политики.

Если потенциальное государство-импортер находится в состоянии конфликта, резко повышается конкурентоспособность государств, которые могут быстро поставить базовые вооружения и военную технику по приемлемым ценам. В данном случае важна доступность вооружений и возможность их быстрого освоения боевыми составами государства-импортера. Предложение экспортером конкурентоспособной цены играет важную роль при принятии решения о поставке, а качество техники и возможность ее послепродажного обслуживания, наоборот, уходит на второй план.

На конкурентоспособность государств-экспортеров влияют также экономические факторы. Речь идет о финансовых ресурсах и экономических возможностях, которыми располагает государство-импортер для удовлетворения военных потребностей, а именно: уровень военных расходов, их доля в государственном бюджете, объем военного производства, численность и квалификация занятых в военно-промышленной отрасли. При высоком уровне военных расходов и активном развитии национальной военной промышленности в государствах-импортерах, государство-экспортер может рассчитовать на крупные поставки технологичных вооружений и их своевременную оплату. Если государство-импортер не располагает достаточными финансовыми ресурсами, то государство-экспортер может использовать бартер, кредит как методы расчета.

Важным фактором, влияющим на формирование конкурентоспособности экспортера, выступает также военно-техническое состояние потенциального государства-импортера. Экспортеру важно определить существующий уровень военно-технического обеспечения вооруженных сил потенциального импортера и их адекватность возможным оперативно-стратегическим и оперативно-тактическим задачам, в зависимости от возможного театра военных действий. Для успешного продвижения военной продукции поставщик должен предлагать контрагентам не единичное вооружение, а боевую систему, обеспечивающую решение стоящих перед вооруженными силами задач. Кроме того, в зависимости от имеющихся вооружений импортера, государство-экспортер имеет возможность предусмотреть, какие из предлагаемых им вооружений могут быть наиболее конкурентоспособны.



Во второй главе диссертации рассматривается группа проблем, которая связана с определением степени конкурентоспособности России на мировом рынке вооружений. Автор анализирует современное положение России на данном рынке в меняющихся конкурентных условиях, исследует конкурентоспособность России в контексте географического распределения экспорта, товарной конкуренции российских вооружений с аналогичными вооружениями иностранных компаний, оценивает успешность использования оффсетных программ и на основании полученных выводов выявляет проблемы России на мировом рынке оружия и предлагает пути решения.

Россия традиционно является одним из сильнейших игроков на мировом рынке вооружений. Главными конкурентами России на данном рынке выступают США, Германия, Франция, Великобритания. Среди новых экпортеров заметное место на рынке занимают Китай, Израиль, Индия, Бразилия. За последние четыре года КНР аккумулировала до 4% общемировых поставок на рынке2, причем данные поставки потенциально могли быть осуществлены и Россией, с учетом того, что китайские вооружения зачастую являются аналогами российских вооружений.

В последнее время для государств-экспортеров сложилась достаточно благоприятная рыночная конъюнктура. Это объясняется ростом военных расходов в ряде крупных государств-импортеров вооружений и военной техники. В 2010 г. показатель общемировых военных расходов составил 1,63 трлн. долл. по сравнению с 877 млрд. долл. в 2000 г., при этом среднегодовой рост данного показателя за этот период составлял 5,1 процентных пункта3. Общемировому росту данного показателя способствовало существенное увеличение военных бюджетов в Китае, Саудовской Аравии, Индии, Южной Корее и Бразилии. Кроме того, за последнее десятилетие в мире произошла заметная эскалация военно-политической напряженности. Количество вооруженных конфликтов в мире с 2008 по 2012 г. выросло с 32 до 39, из которых девять определяются как войны. Данная ситуация стимулирует рост объемов торговли как в государствах, находящихся в состоянии вооруженных конфликтов, так и в других странах.

Вместе с тем с ростом межгосударственной конфликтности в различных регионах мира меняется и архитектура военно-технических связей – государства с наибольшим военно-политическим весом в мире или регионе становятся крупнейшими экспортерами вооружений. Данная тенденция особенно явственно проявляется при исследовании позиций России на различных региональных рынках вооружений.

На сегодняшний день страны Ближнего Востока и Северной Африки являются крупнейшими импортерами вооружений. До последнего времени крупными импортерами российских вооружений на данном рынке являлись Алжир, Ливия, Сирия, Египет, а также российскую технику закупали Иран, Кувейт и ОАЭ. Однако после революций «арабской весны» в государствах региона Россия потеряла значительную долю рынка – портфель заключенных контрактов упал с 25% (в 2004-2007 гг.) до 5%
(в 2008 – 2011 гг.) от общего объема заключенных контрактов в данном регионе4.

Государства азиатского региона на современном этапе представляют серьезный интерес для экспортеров вооружений. Крупнейшими импортерами региона являются Индия, Тайвань, Япония, Китай и Южная Корея. Россия занимает достаточно прочные позиции в данном регионе, поставляя оружие Китаю, Индии, Вьетнаму, Малайзии. Проблемы России в данном регионе, во-первых, сопряжены с тем, что США и ЕС все активнее выходят на рынки традиционных российских импортеров, а во-вторых, крупнейшие импортеры России – КНР и Индия – ориентированы не столько на импорт уже готовой продукции военного назначения, сколько на импорт технологий, как путем лицензирования, так и путем совместного производства перспективных образцов вооружений.

На латиноамериканский рынок приходится до 11% общемировых поставок вооружений5. Лидерами по объему закупок на данном рынке являются Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Перу, Мексика, Колумбия. США имеет наиболее прочные позиции в странах своего военно-экономического и политического влияния – в Аргентине, Бразилии, Колумбии, Перу. Тем не менее на Россию в данном регионе тоже приходится существенная доля в поставках вооружений – около 30%6. Основными импортерами российских вооружений являются Боливия, Венесуэла, Куба, Никурагуа, Эквадор, Бразилия, причем Венесуэла до последнего времени являлась крупнейшим российским контрагентом. В ближайшее время ситуация в регионе для российских экспортеров может существенно измениться, особенно учитывая политические события в Венесуэле.

Доля стран Африки в общем объеме мировой торговли вооружениями и военной техникой не превышает 2%7, однако ведущие экспортеры вооружений не исключают этот регион из сферы своих интересов. России важно обозначить свое присутствие на данном региональном рынке, потому что взамен относительно дешевых низкотехнологичных вооружений государство-экспортер имеет возможность получить доступ к природным ресурсам африканских государств. В данном регионе основным серьезным конкурентом России может выступить Китай, который предлагает аналогичные российским вооружения по более низким ценам.

Как представляется, экспортный потенциал России на рынке вооружений и военной техники определенно велик. Россия представлена во всех товарных сегментах мирового рынка вооружений и военной техники: авиатехника, вооружения для ВМС, вооружение для сухопутных войск, системы ПВО. Российские оружейные компании стабильно входят в сотню крупнейших мировых производителей вооружений. Наиболее конкурентоспособными из них являются концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «АХК «Сухой», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «Вертолеты России», ОАО «РСК «МиГ», ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и ряд других.

В сегменте авиационной техники основными конкурентами российских ОКБ МиГ, ОКБ Сухого, ОКБ Илюшин, ОКБ им. Миля и ОКБ Камова являются такие компании, как Локхид Мартин, Боинг (США), консорциум «Еврофайтер» (ЕС), Дассо Авиасьон (Франция), Сааб Авионикс (Швеция), «ЕАДС Дойчланд» (Германия), «БАе системз» (Великобритания), «Алениа аэронаутика» (Италия), ЕАДС-КАСА (Испания). Российские компании на мировой рынок представляют весь ряд моделей самолетов военной авиации, которые по своим военно-техническим параметрам успешно конкурируют с авиатехникой из ЕС и США.

В настоящее время на рынке бронетанковой техники основными конкурентами производителей из России – Уральского КБ транспортного машиностроения – выступают компании США – Авко-Ликоминг, ФРГ – Краусс Маффей Вегман. Российская бронетанковая техника положительно зарекомендовала себя в ряде военных конфликтов, в отличие от техники других производителей, которые не имели возможности использовать свою продукцию в горячих точках. Кроме того, российская техника привлекательна по цене, что делает ее более конкурентоспособной по сравнению с моделями конкурентов.

В экспорте военно-морской техники видное место занимают подводные лодки. В последнее время существенно возросла роль неядерных подводных лодок, прежде всего, дизельно-электрических. Они наименее уязвимы и наиболее эффективны во время конфликтов между близлежащими государствами. Основными поставщиками подводных лодок являются Россия и Германия. Наиболее конкурентоспособными дизельными лодками (ДЭПЛ) на мировом рынке можно назвать "Кило-636" (Россия), "Тайп-209" (Германия), "Агоста-90" (Франция). Они доминируют в мировом экспорте. Однако появляются более современные модели – "Апхолдер" (Великобритания), "Вальрус" (Нидерланды), "Коллинс" (Австралия), новые модели "Тайп-212" и "Тайп-800" (Германия), Готланд (Швеция).

На мировом рынке систем противовоздушной обороны только две страны способны производить конкурентоспособные зенитные ракетные комплексы дальнего радиуса действия, которые могут успешно использоваться в системе противоракетной обороны – это Россия (C-300, С-400) и США («Пэтриот», «ТААД»). В мире также разрабатываются еще два стратегических противоракетных комплекса – израильский «Эрроу» и европейский MEADS. Однако оба они создаются при участии США, а о перспективе их экспортных поставок говорить пока рано.

Несмотря на большой экспортный потенциал, в российском ОПК назрел ряд структурных проблем, которые заметно сказываются на снижении конкурентоспособности российских компаний и техники на мировом рынке. На протяжении двух последних десятилетий основной проблемой почти всех предприятий данной отрасли было недостаточное финансирование из государственного бюджета как на инновационные разработки, так и на внутренние закупки продукции военного назначения для нужд Министерства обороны. Сохраняется относительно низкая производственная диверсификация предприятий, продукция которых нередко представлена монопродуктами. Именно крупные экспортные контракты обеспечивают значительные объемы производства почти всех лидеров отрасли, причем неотработанный механизм перераспределения экспортных доходов между всеми предприятиями, участвующими в производственном цикле, ущемляет интересы тех компаний, которые хотя и не являются конечными поставщиками, играют важную промежуточную роль в производстве.

Современные тенденции развития конкуренции на мировом рынке вооружений предполагают выработку государствами-экспортерами дополнительных способов и методов повышения конкурентоспособности своей продукции. Широкое распространение получили оффсетные соглашения, которые предусматривают альтернативные формы расчетов за поставленную продукцию, использование договоров долгосрочной аренды, или финансового лизинга, передача технологий и лицензий на производство продукции на промышленных мощностях государства-импортера. Заключение оффсетных соглашений применяется многими импортерами среди развивающихся государств, которые таким образом обеспечивают приток иностранных инвестиций для развития национальных экономик. Россия также имеет практику сопровождения контрактов на поставку вооружений оффсетными соглашениями. В последние годы ведется торговля не только современной продукцией военного назначения, но и технологией ее производства. Практически каждый крупный контракт сопровождается продажей лицензий на производство поставляемого образца. Данную тенденцию сложно назвать положительной для России, так как она ведет к снижению объемов поставок готовых вооружений, к ущемлению интересов российских производителей, в конечном итоге – к появлению недобросовестной конкуренции со стороны третьих государств.

Как представляется, в современных условиях острой конкуренции России необходимо решить ряд важных структурных задач, которые касаются национального оборонно-промышленного комплекса, организационной структуры экспорта, недобросовестной конкуренции со стороны ряда партнеров по военно-техническому сотрудничеству и, как следствие, низкой географической диверсификации экспортных поставок.



В третьей главе рассмотрена группа проблем, связанных с определением путей и направлений деятельности для повышения конкурентоспособности России на мировом рынке вооружений.

Приоритетным направлением является решение существующих проблем российского ОПК и повышение его конкурентоспособности. Для этого автор считает необходимым принятие следующих мер.

Во-первых, оборонные предприятия должны выйти на экономически обоснованный уровень рентабельности. Данную проблему призвана решить реструктуризация военной отрасли. Под этим подразумевается создание корпораций, которые будут в состоянии: производить конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичную продукцию двойного назначения; развивать научно-технический и производственно-технологический потенциал в области создания перспективных образцов вооружения; обеспечивать сопряжение интересов национальной обороны, государственного оборонного заказа и экономических интересов частного капитала, в том числе путем диверсификации производства и наращивания объемов выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения; обеспечивать доступность современных технологий оборонного сектора для гражданского и наоборот; оптимизировать структуру производства и повышать его эффективность за счет улучшения технологического процесса путем объединения различных предприятий.

Во-вторых, требуется обновить производственные фонды и провести технологическую модернизацию предприятий отрасли. Национальный ОПК уже пропустил несколько циклов модернизации. До 2025-2030 года предприятиям необходимо провести одну - две технологические модернизации для того, чтобы на вооружении стояла военная техника 5-го и 6-го поколений: интегрированные системы разведки, связи, управления, навигационно-временного обеспечения, интегрированные системы средств для парирования угроз на суше, в мировом океане, в воздушном и космическом пространстве.

В-третьих, для повышения конкурентоспособности российского ОПК следует сфокусироваться на создании инновационных технологий, которые смогли бы стать востребованными, восстановить научно-техническую базу. В настоящее время в России насчитывается около 4000 организаций, занятых в сфере НИОКР и обеспечивающих создание научно-технического задела для инноваций8. Эффективное использование научно-технического потенциала могло бы позволить производить конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию и, благодаря этому, существенно изменить структуру экспорта и импорта, в том числе и продукции военного назначения.

В целях создания более конкурентоспособной продукции военного назначения, а также с учетом высокой капиталоемкости проектов по созданию перспективных систем вооружений важно предпринимать шаги по развитию научной базы ОПК путем кооперации с заинтересованными зарубежными производителями вооружений, продвигая совместные проекты в сфере создания новых систем вооружения при должном обеспечении национальной безопасности и соблюдении российских интересов.

Немаловажной проблемой повышения конкурентоспособности России является и существующий длительный порядок получения разрешения на поставку комплектующих и запасных частей. Во-первых, это формирует мнение о низком уровне послепродажного обслуживания поставленных Россией вооружений. Во-вторых, импортеры для скорейшего получения требуемых комплектующих и запасных частей осуществляют закупки, а также ремонт и модернизацию российских вооружений в третьих странах.

России необходима прозрачная и оперативная система организации экспорта и подписания экспортных контрактов. Это не подрывает монополию государства на экспорт продукции, скорее наоборот, государство должно самым непосредственным образом участвовать в процессе согласования экспортных контрактов. Монополия государства на экспорт вооружений может осуществляться в рамках единой государственной процедуры. Уменьшение числа посредников и промежуточных звеньев в системе организации экспорта военной техники даст возможность предприятиям активно представлять свои товары на рынке, узнавать последние тенденции в сфере перспективных разработок, а импортерам иметь возможность в случае необходимости закупать продукцию в разумные сроки. Заявки импортеров на поставки вооружений могут направляться непосредственно в Минобороны России или через МИД России, которые впоследствии, в зависимости от их соответствия требованиям военно-политических установок России и соображениям национальной безопасности, могут направляться непосредственно на предприятия, где могут формироваться окончательные экспортные предложения.

Вышеозначенные проблемы ведут к появлению недобросовестной конкуренции со стороны со стороны Китая и ряда стран СНГ, обладающих российскими разработками, что ведет к непосредственному ущемлению российских экономических и геополитических интересов на мировом рынке вооружений и военной техники.

Для противодействия недобросовестной конкуренции со стороны Китая представляется целесообразным урегулировать вопросы российских прав на интеллектуальную собственность. Вполне возможно использование международных правовых механизмов по урегулированию споров о копировании и торговле Китаем высокотехнологичной военной продукции. В ряде случаев требуется в качестве ответной меры сужение номенклатуры поставок требуемых им запасных частей и комплектующих для вооружений и военной техники.

В отношении государств СНГ необходимо расширять кооперацию и совместное производство существующих и перспективных образцов вооружений и военной техники. В перспективе видится целесообразным изменение организационной формы взаимодействия с украинскими предприятий, задействованных в сфере обслуживания российских военно-промышленных интересов, российскими крупными конгломератами. Тем не менее, это невозможно без решения структурных проблем российского ОПК.Проблемой российского экспорта на сегодняшний день остается низкая географическая диверсификация поставок. Главными импортерами российских вооружений, исходя из основных действующих контрактов, являются Индия, Вьетнам, Мьянма, Алжир, Венесуэла и ОАЭ.

Россия должна преодолевать диспропорции географии экспорта за счет расширения круга государств-партнеров. Решение проблемы расширения географии поставок требует, прежде всего, укрепления военно-технических отношений с традиционными стратегическими союзниками, в лице государств-членов ОДКБ. Это также важно для повышения геополитической конкурентоспособности России. Кроме того, важно более активно реализовывать потенциал на рынке Латинской Америки и Африки. Можно предположить, что данные регионы могут еще какое-то время довольствоваться поставками вооружений четвертого поколения и ниже, в то время как Индия и Китай в среднесрочной перспективе будут выражать заинтересованность в передовых российских технологиях, экспорт которых может негативно сказаться на национальной безопасности нашего государства.



В заключении диссертации подводятся итоги работы, делаются обобщения и выводы относительно возможных путей повышения конкурентоспособности России на мировом рынке вооружений.


III. ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Основные положения диссертации изложены в публикациях автора общим объемом 2,25 п.л.



В журналах из списка, рекомендованного ВАК России:

  1. Иванова Н.А. Современные тенденции внешней торговли КНР вооружениями и военной техникой // Сегодня и завтра российской экономики, №47 – 2011 – М.: Экономика, 2011. – 0,45 п.л.

  2. Иванова Н.А. Конкуренция между Россией и Китаем на мировом рынке вооружений и военной техники // Сегодня и завтра российской экономики, №47 – 2011 – М.: Экономика, 2011. – 0,25 п.л.

  3. Иванова Н.А. Повышение конкурентоспособности российских вооружений на мировом рынке // Вестник Института экономики РАН, №4 – 2011 – М.: Институт экономики, 2011. – 0,35 п.л.

  4. Иванова Н.А. Современные аспекты геополитической конкурентоспособности России на мировом рынке вооружений и военной техники // Сегодня и завтра российской экономики, №57 – 2013 – М.: Экономика, 2013. – 0,55 п.л.

  5. Иванова Н.А. Экономическая эффективность предприятий ОПК залог конкурентоспособности России на мировом рынке вооружений // Горизонты экономики, №1(6) – 2013 – М.: Экономика, 2013. – 0,65 п.л.




1 Grimmet R. Conventional Arms Transfers to Developing Nations, 2004-2011/ Congress Research Service. – 2012 – Р.3

SIPRI Yearbook 2011 / Stockholm International Peace Research Institute. – Stockholm, 2012. – Р.323




2 Grimmet R. Conventional Arms Transfers to Developing Nations, 2004-2011/ Congress Research Service. – 2012 – Р.54

3 SIPRI Yearbook 2011 / Stockholm International Peace Research Institute. – Stockholm, 2012. – Р.349

4 Grimmet R. Conventional Arms Transfers to Developing Nations, 2004-2011/ Congress Research Service. – 2012 – Р. 3

5 Grimmet R. Conventional Arms Transfers to Developing Nations, 2004-2011/ Congress Research Service. – 2012 – Р.54

6 Ibid – Р.54

7 Ibid – Р. 39

8 Выступление В.В. Путина на заседании Совета безопасности. – Москва, 2012. – Режим доступа: www.kremlin.ru/sovbez/dko.453003


Каталог: files2 -> y09 2013
files2 -> Проблемы урегулирования конфликта в приднестровье/молдове: международные аспекты
files2 -> Международных исследований
files2 -> Турция на пути в европейский союз
files2 -> Многосторонние механизмы содействия международному развитию: экономический аспект
files2 -> Содержание страноведение
files2 -> Многосторонние механизмы содействия международному развитию: экономический аспект
files2 -> Тенденции развития мирового рынка нефти и внешнеэкономические интересы россии
files2 -> Комитета индустриального развития и промышленной безопасности мир рк на 2016 год
y09 2013 -> С. Н. Плеханов Политическая система Омана: от традиционного общества к современному государству


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал