Проблемы развития земской школы в российской провинции начала XX века



Скачать 78,73 Kb.
Дата24.10.2016
Размер78,73 Kb.
Ю.Ю. Иерусалимский, С.Ю. Иерусалимская, г. Ярославль
Проблемы развития земской школы

в российской провинции начала XX века

(по угличским материалам)
(с. 46 – 50)
На рубеже веков в Российской империи делались попытки расширения программы начального обучения в 1900 году Министерство народного просвещения (МНП) узаконило сложившийся на практике 3-х летний курс начальной школы, а в 1901 - 1904 гг. некоторые губернские земства (Ярославское, Уфимское и др.) приняли решение о необходимости его увеличения до 4 лет1. Однако претворение в жизнь этого проекта проходило очень медленно2. Большой процент неграмотных и низкое материальное обеспечение народного просвещения остро поставили вопрос о введении всеобщего начального обучения3. Подобные проекты неоднократно служили темой для обсуждения в МНП. Так, в 1902 году была основана специальная комиссия по разработке «Положения о начальных народных училищах», а в 1903 году ответственный чиновник министерства В.И. Фармаковский составил проект введения в России всеобщего обучения. Требуемую для претворения его в жизнь сумму государство могло выделить лишь в течение 10 лет. Однако из-за начавшейся войны с Японией этот план так и не был осуществлён4.

Подобные тенденции нашли своё отражение и в Угличском уезде, только не на государственном уровне, а в сфере местного самоуправления. Главным направлением работы Угличского земства стало осуществление ряда мер, направленных на обучение народа5, необходимость которого была вызвана общим социально-экономическим и политическим развитием страны. Прежде всего, земством была составлена таблица школьной сети Угличского края, где указывалось количество существовавших и проектируемых училищ, необходимых для достижения общедоступного начального образования по волостям6. По подсчётам земских органов для достижения всеобщего начального образования в Угличском крае в начале ХХ в. необходимо было открыть ещё 37 школ. После обсуждения данной проблемы в земском собрании решено было увеличить учительский персонал на 58 человек для работы в проектируемых училищах: больше всего число преподавателей (на 6 чел.) требовалось увеличить в Васильевской, Сигорской и Улейминской волостях. Затраты на осуществление школьной сети составляли 171 тыс. руб., а с учётом того, что духовное ведомство оплатит часть расходов на ЦПШ 155 тыс. рублей7.

Осознавая всю важность задачи расширения школьной сети, Ярославское губернское земское собрание в 1903 году поставило вопрос об организации специального фонда для строительства начальных училищ. В развитие этой идеи Угличское земство в 1904 году приняло решение создать фонд на постройку учебных заведений и выделить на эти цели 2 212 руб. 49 копеек8.

Итак, начало ХХ в. в Угличском уезде (так же как и по всей России) было тесно связано с повышением активности земства. К этому времени в крае функционировало 35 светских школ, подавляющее большинство из которых были земскими. В них преподавали 85 человек: 35 законоучителей, 18 учителей и 31 учительница. Из 18 учителей четверо окончили курс в учительских семинариях, трое в средних учебных заведениях, одиннадцать получили учительское звание по экзамену. Среди учительниц 11 имеют диплом на звание домашней наставницы, 3 закончили курс в средних учебных заведениях и 5 получили звание преподавателя по экзамену.

В 1909 году из 61 преподавателя земских школ Угличского уезда 17 человек получали менее 240 руб. в год, 21 чел. 240-300 руб. в год, заработная плата остальных превышала 300 рублей9. В начале ХХ в. жалованье вторым учителям и учительницам увеличили со 150 до 180 рублей. Заработная плата от 150 руб. и до 240 руб. в год означала незавидные условия существования самого педагога и членов его семьи10. Как отмечалось в прессе того времени, жалование в 300 руб. «обрекает народного учителя или на бессемейное существование, что, конечно, ненормально, или на нищенскую полуголодную жизнь с семьей, что должно вредно отразиться на его педагогической деятельности»11.

Учитывая это, уездный училищный совет, согласно своему постановлению от 18 августа 1909 г., представлял списки преподавателей на выдачу пособий из сумм МНП (15-25 руб.). Стоит отметить, что данные суммы приходили с большими задержками12. Также вспомоществования с разной степенью успеха просили учителя, имевшие многодетные семьи и члены учительских семей в случае потери кормильца13.

С ноября 1905 г. Ярославское губернское земское собрание, заботясь о повышении культурного, общественно-политического и профессионального уровня педагогов, приняло решение об увеличении ассигнований учителям на выписку периодических изданий. Как подчеркнул гласный Я.А. Ушаков: «Пусть они выписывают, что хотят»14. Данное постановление касалось всех уездов губернии, в т.ч. и Угличского. С целью повышения квалификации для учителей в Угличе в 1912 году проводились краткосрочные педагогические курсы15.

В целом по России земские деятели активно участвовали в мероприятиях, направленных на развитие народного просвещения: съездах по народному образованию, созданию общероссийской анкеты учителей земских школ. На основании проведённого анкетирования были даны рекомендации по улучшению деятельности земских училищ, в первую очередь направленные на привлечение в школу опытных педагогов16.

Педагогический стаж преподавателей угличских земских школ в первое десятилетие ХХ в. характеризовался следующим образом: 48,3 % преподавателей имели продолжительность службы менее 5 лет, 13,3 % 5-10 лет, 38,4 % более 10 лет. По количеству учителей, имеющих педагогический стаж более 10 лет, Угличский уезд делит 5-6 место с Ярославским (из десяти уездов). Данная тенденция объясняется тем, что в Угличском уезде были созданы неплохие условия для педагога, находящегося в начале своей службы. Затем, проработав в среднем около 5 лет и будучи уже семейным человеком, заработная плата переставала его удовлетворять, и происходило «вымывание» преподавателей среднего звена (их численность составляла всего 13,3 %). В свою очередь, те, кто прослужил более 10 лет, получали весомую прибавку к жалованию, и это удерживало их на своём месте.

Перейдём теперь от педагогического персонала к анализу ученического корпуса и учебного процесса. Половозрастной состав учащихся Угличского уезда характеризовался следующим образом: всего учеников в возрасте от 7 до 15 лет насчитывалось 2 324 чел., из них 1 558 мальчиков и 766 девочек17. Преподавание в учебных заведениях велось по программам, изданным для начальных народных училищ МНП. Программа земской школы включала в себя занятия по Закону Божью, русскому и церковно-славянскому чтению. Обучение пению велось в шести училищах, из лучших учащихся составлялись хоры, которые пели в церквах под руководством наставника. Для каждого из предметов в неделю назначалось следующее количество часов: для Закона Божьего 3 час., церковно-славянского и русского чтения 8 час., арифметики 6 час., грамматики и диктанта 7 час., чистописания 3 часа. Учебный год начинался между 9 сентября и 2 октября, а заканчивался 15 мая. Большинство учеников имели удовлетворительные оценки при хорошем поведении.

Однако не все дети проходили полный курс обучения, бывали случаи отчисления учащихся, не достигших окончания учёбы в школе. В целом, по Ярославской губернии в 1912/1913 учебном году 14 % учеников выбывало из учебного заведения18. Такой же процент детей, прекративших занятия, отмечался и в Угличском уезде19.

Источники финансирования начальных школ светского ведомства составляли ассигнования от земства, государственного казначейства, городских и сельских обществ, временные и постоянные пожертвования общественных организаций и частных лиц, плата за обучение, проценты с капитала. Плата за обучение в городских приходских училищах взималась по 2 руб. в год с ученика и поступала в распоряжение городской управы, которая расходовала эти средства на школьные нужды по своему усмотрению. В некоторых сельских училищах также взималась плата от 1 до 2 руб. (по большей части с учеников из других волостей, родители которых в строительстве школьного здания не принимали участия). Плата бралась на основании мирских приговоров и поступала в распоряжение попечителя училища или волостного правления.

В ряде сельских школ (Флоровская, Воскресенская) имелся капитал около 4 700 руб., образовавшийся из пожертвований частных лиц и отданный на хранение в местное казначейство. Кондаковское училище имело недвижимую собственность (дом), с которого ежегодно получало 150 руб. арендной платы. Все вышеперечисленные источники доходов позволяли ремонтировать школьные здания, шли на отопление, освещение помещений, жалование прислуге, на закупку учебных пособий, книг, инвентаря, мебели и прочие расходы.

При пяти учебных заведениях имелись ночлежные приюты для детей, посещавших занятия, во всех земских училищах, кроме Заозерского и Неверковского имелись квартиры для старших учителей. 29 светских школ помещались в собственных зданиях и 6 в наёмных помещениях20.

В Угличском крае в 1909 году 46 % земских школ находились в зданиях, принадлежавших сельским обществам, 24,3 % земству, 10,8 % частным лицам, 8,1 % епархии, 8,1 % церковному приходу, 2,7 % попечителям. Для сравнения, собственники зданий ЦПШ в уезде располагались следующим образом: 78 % зданий принадлежало епархии, 7,3 % церковному приходу, 4,9 % сельским обществам, 4,9 % частным учреждениям, 2,4 % попечителям и 2,4 % частным лицам.

Данная тенденция, за исключением нескольких параметров, была характерна и для Ярославской губернии в целом, где меньше 1/6 части школьных зданий принадлежала собственно земствам, около 1/3 сельским обществам и больше 2/5 церквам и приходам.

Школьные здания, в которых размещались учебные заведения, условно можно разделить на специально построенные для училищных целей и на просто подходящие для школы по своим параметрам. Здание типовой угличской школы представляло собой полукаменное одноэтажное, покрытое железной крышей строение. В Угличском уезде в 1909 году специально выстроенных зданий для земских училищ было 70,7%.

Таким образом, в период с 1900 по 1913 гг. в Угличском уезде были созданы предпосылки для введения всеобщего начального обучения. Общее количество учащихся в уезде составляло 6 078 чел., среди них, как и в конце XIX в., преобладали ученики земских школ. Типичной светской школой являлось земское одноклассное училище, здание которого принадлежало сельскому обществу или земству, а земля под ним сельскому обществу.


Примечания:
1. Сысоева Е.К. Народная школа //Очерки истории русской культуры XIX века. М., 2001. Т. 3. С. 58.
2. История Ярославского края с древнейших времён до конца 20-х гг. ХХ века. Ярославль, 2000. С. 218.
3. Фальборк Г.А. Всеобщее образование в России. М., 1908.
4. Юрищева И.В. Состояние народного образования в России в начале ХХ века //Преподавание истории в школе. 2002. № 2. С. 12-13.
5. В рассматриваемый период вопрос о всеобщем обучении также поднимали другие земства Ярославской губернии, например, Пошехонское (См.: Очерк деятельности Пошехонского земства по народному образованию (1865-1901). Ярославль, 1903. Л. 64).
6. Угличский уезд. Ярославль, 1908. Т. 2. Вып. 2. С. 135.
7 Ярославская губерния: Угличский уезд. Т. 2. Вып. 2. С. 140.
8. ГАЯО. Ф. 485. Оп. 1. Д. 769. Л. 390, 433.
9. Начальное народное образование в Ярославской губернии за 1909 г. Ярославль, 1913. С. 80.
10. На материальные трудности, сопутствующие профессии земского учителя, указывает ряд мемуаристов начала ХХ в. (См.: Флёров В. Чем мы сильны // Русская школа. 1912. № 2; Константинов С. Два года в земской школе // Там же. 1913. № 2; Кушнерёв А. Сельский учитель // Педагогический вестник Московского учебного округа. Средняя и низшая школа. 1912. № 1.
11. Николаев А. Бюджет народного учителя // Русская школа. 1912. № 5. С. 89-95.
12. ГАЯО. Ф. 553. Оп. 1. Д. 159. Л. 163165; Д. 178 и др.
13. Там же. Ф. 485. Оп. 1. Д. 948. Л. 204 и др.
14. Там же. Д. 828. Л. 89.
15. Угличский филиал ГАЯО. Ф. 25. Оп. 1. Д. 120. Л. 124.
16. Первый общеземский съезд по народному образованию 1911 года: Журнал общих заседаний съезда (Стенографическая запись). М., 1912; Первый общеземский съезд по статистике народного образования 1913 года: Доклады. Харьков, 1913; Анкета учащим земских школ М., 1911.
17. Угличский филиал ГАЯО. Ф. 31. Оп. 1. Д. 64. Л. 51.
18. Звягинцев В. Из отчётов и обзоров состояния народного образования // Вестник воспитания. 1914. № 7. С. 116.
19. Угличский филиал ГАЯО. Ф. 25. Оп. 1. Д. 121. Л. 120.
20. Там же. Ф. 31. Оп. 1. Д. 64. Л. 47 60.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница