Проблемы совершенствования кооперативного законодательства россии в условиях импортозамещения продовольствия



Скачать 140,22 Kb.
Дата27.10.2016
Размер140,22 Kb.
Быстров Г.Е.

доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН,

Президент Национальной ассоциации аграрного права,

природоресурсного и экологического права,

Вице-президент Европейского Комитета аграрного права
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООПЕРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
История российской кооперации началась за 30 лет до отмены крепостного права. Ее интенсивное развитие относится к послереформенному периоду, когда под влиянием либеральных реформ 60-80-х годов Х1Х века возникли различные формы кооперативов. Это были кустарно-производственные кооперативы, общества потребителей, ссудо-сберегательные товарищества, сыроваренные артели, которые объединяли рабочих, крестьян, ремесленников для того, чтобы избавить их от безработицы, бедности, нищеты, защищать их интересы, удовлетворять их материальные и духовные потребности.

Термин «кооператив» в российском законодательстве Х1Х века рассматривался в качестве организационно-правовой формы предприятия, функционирующей на бесприбыльной основе. Кооперативная форма хозяйствования позволяет распределять по принципу справедливости риски и ответственность, права и выгоды от совместной деятельности, возлагает на членов кооператива обязанность использовать услуги своего кооператива и обеспечивать капитал, обязывает кооператив предоставлять преимущественно, но не исключительно услуги членам кооператива.

Кооперация развивается как форма экономической демократии, социальный сектор рыночной экономики. Она рассматривается как ассоциация лиц, объединившихся для создания демократической хозяйственной организации, основанной на принципах равенства, единственной целью которой является оказание услуг своим членам.

В странах с развитой рыночной экономикой производственные кооперативы не получили широкого распространения. Потребности частного оборота в этих странах вызвали достаточно развитое законодательство, регулирующее коллективное предпринимательство при производстве сельскохозяйственной продукции такими организационно-правовыми формами коммерческих организаций как акционерные общества, партнерства, корпорации, ассоциации, общества и т.п.

Во многих странах (Франция, Бельгия, Германия, Австрия) кооперативы трактовались как торговые товарищества. По этой причине к ним применялись правила торгового права по вопросам счетоводства, публичной отчетности, подсудности торговым судам, где они функционировали

Кооператив традиционно законодательство и правовая доктрина рассматривался в качестве особой организационно-правовой формы предприятия, которая отличается от акционерных обществ тем, что в кооперативе объединяется не капитал, а совместный труд.

Видный теоретик отечественной кооперации А.В. Чаянов расчленял понятие кооперации на два понятия: "кооперативное предприятие" и "кооперативное движение" и выделял особые признаки кооператива как организованной на коллективных началах экономической деятельности группы лиц, призванной обслуживать интересы этой группы. Для правового статуса кооперативного предприятия характерно то, что кооперативная деятельность несовместима с целью достижения высокой прибыльности.

Для кооперативного предприятия получение наибольшей чистой прибыли, в отличие от частного торговца, отходит на второе место. Кооперативное предприятие «никогда не может иметь собственные интересы, лежащие вне интересов создавших его членов; это предприятие, обслуживающее своих клиентов, которые являются его хозяевами и строят его управление так, чтобы оно было непосредственно ответственно перед ним и только перед ними»1.

Несмотря на изобилие нормативных правовых актов об аграрной и земельной реформе, после принятия в 1994 г. ГК РФ и в 1995 г. Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», не все сельскохозяйственные производственные кооперативы (СХПК) смогли адаптироваться к условиям рыночной экономики. Во второй половине 90-х годов возник аграрный кризис. Причин тому множество. Есть причины экономического и политического характера. Во многом они носят общий характер и связаны с неблагоприятными финансовыми условиями деятельности предпринимателей.

Все экономические трудности, которые имели место в прошлом, которые имеют место и сейчас, «коренятся в значительной мере в правовых условиях формирования и развития сельскохозяйственной собственности на землю и для того, чтобы преодолеть эти трудности, повысить эффективность использования сельскохозяйственных земель, надо преодолеть в законодательстве страх перед существующим и несуществующим частным собственником, со всей определенностью и ясностью признать социальные функции земельной собственности.

И здесь, конечно, нельзя ограничиться повторением воспринятой из ст. 14 Конституции ФРГ формулы ст. 36 Конституции РФ о том, что собственник земли свободно осуществляет принадлежащие ему правомочия, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В земельном законодательстве должны быть закреплены в связи с этим меры, обеспечивающие выполнение собственником обязанности эффективного использования земли»2.

В связи с этим требуются срочные меры поддержки сельскохозяйственных производственных кооперативов, связанные с приоритетным выделением » долгосрочных субсидированных кредитов на выкуп арендуемой земли и земельных долей в собственность сельскохозяйственных производственных кооперативов»3.

Болезненное и кризисное положение кооперативов в современных условиях имеет не только экономические и политические причины, связанные с неблагоприятными финансовыми условиями деятельности предпринимателей. Есть причины и чисто правового характера.

Главная из них состоит в том, что действующее и проектируемое кооперативное законодательство не учитывает дореволюционный исторический и современный зарубежный опыт развития кооперации, основанный на принципах идентичности кооперативов, сформулированных Международным кооперативным альянсом.

Кооперативы получили широкое распространение во всех областях социальной и экономической жизни, сформировав столько типов кооперативов, сколько у людей возникает экономических потребностей либо интересов. В Рекомендациях МОТ 2002 г. «О содействии развитию кооперации» закрепляется принципиально важное положение: «Признается, что кооперативы действуют во всех секторах экономики. Настоящая Рекомендация относится ко всем видам кооперативов». Тем самым Рекомендация призывает к устранению каких-либо ограничений сфер деятельности кооперативов. Рекомендация призывает к устранению каких-либо ограничений сфер деятельности кооперативов, подчеркивает их универсальность. Отнесение же Рекомендации ко всем видам и формам кооперативов подтверждает их идентичность.

Современное зарубежное законодательство поддерживает традиционный взгляд на кооператив как на бесприбыльную организацию, закрепляет всемирно признанные принципы и ценности и рассматривает кооператив как совместную форму экономической деятельности, осуществляемую для удовлетворения материальных, социальных и культурных и иных потребностей членов общества за счет результатов его деятельности.

Российская ассоциация аграрного права, природоресурсного и экологического права поддерживает инициативу группы юристов и экономистов о необходимости разработки и принятия единого общего Федерального закона «О кооперации в Российской Федерации».

Российская история всегда в сложные периоды развития страны и общества демонстрировала способность быстро и эффективно формировать ответы на многочисленные внутренние и внешние вызовы, которые, в конечном счете, создавали предпосылки для политического, экономического и институционального обновления

100 лет назад в России функционировали десятки тысяч кооперативных объединений, членская база которых составляла десятки миллионов пайщиков, и эта мощная экономико-политическая структура внесла беспримерный вклад в превращение аграрной страны в одно из ведущих государств мира.

К сожалению, советский период развития нашей страны не позволил довести масштабы, качество и эффективность развития кооперативов до того уровня, каким сегодня отличаются кооперативные сообщества во многих странах мира, и в первую очередь развитых.

Сейчас в силу ряда внутренних и внешних причин в стране сформировались предпосылки для нового этапа формирования общества, и в значительной мере это может основываться на возрождении и придании подлинного содержания кооперативной идее, в принципе отличающейся от тех идей, которые явились основными причинами формирования в переходный период развития общества всех «прелестей дикого капитализма», периода первоначального накопления капитала.

Консолидация общества, столь необходимая в настоящее время в условиях внешних санкций, попыток изолировать страну и превращения ее во второстепенное государство, не может осуществляться без применения и фактической реализации кооперативных принципов. Юридическая и экономическая научная общественность должны объедниться с федеральными законодательными и исполнительными органами государственной власти для того, чтобы реализовать антикризисную Программу Правительства РФ, обеспечить стабильность демократического правового федеративного российского государства и решить острейшие социально-экономические проблемы (борьбы с бедностью, занятости населения, повышения производительности труда).

Кооперативы, созданные 150 лет назад, появились в силу необходимости сплотить тех, кто нуждался в возможностях развития, но не смог самостоятельно обеспечить себя сырьем, материалами, средствами производства и заемными деньгами. Складывающаяся ситуация такова, что сегодня она в большей части отличается теми же признаками, что и много лет назад.

По опыту стран Европейского Союза, который я знаю как Вице-президент Европейского Комитета аграрного права, необходима мощная законодательная и государственная поддержка сельскохозяйственной кооперации. Под ее контролем во Франции, Германии, Италии, Испании и странах Скандинавии находится более 90% продовольственного рынка. Главная причина роста цен на продовольствие связана с тем, что в России нет цивилизованного современного кооперативного законодательства.

В государствах ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли первые кооперативы возникли задолго до появления специального кооперативного законодательства. По этой причине их правовой статус определялся общим законодательством и правовыми нормами, относящимися к ассоциированным предприятиям и другим подобным организациям. Так, в Англии кооперативы учреждались на основании «Закона об обществах взаимопомощи», который в 1852 г. сменил «Закон о промышленных обществах и обществах взаимного страхования». Этот важнейший источник гражданского и кооперативного права (с изменениями от 2 июня 1965г.) действует до настоящего времени, регулируя деятельность кооперативов в Соединенном Королевстве.

Во Франции «Закон об акционерных обществах» 1867г. имел отдельную главу, посвященную кооперативам, которые рассматривались как общества с переменным капиталом. Позднее были приняты отдельные законы, касающиеся кооперативов различного типа.

Международная организация труда в специальном исследовании, посвященном кооперативному законодательству, отметила, что помимо указанного английского закона до сих пор продолжают действовать такие старые законодательные акты, как австрийский закон 1863 г. и германский закон 1892 г. Последний продолжал действовать в ФРГ, но в ГДР он был отменен в 1950 г. и до объединения Германии деятельность кооперативов регулировалась только их уставами.

МОТ разделяет все страны на две группы в зависимости от того, в какой момент кооперативное движение стало регулироваться в них отдельным кооперативным законодательством:

- страны, в которых кооперативное движение возникло до принятия специальных законов о кооперативах;

- страны, находившиеся в тех же условиях, в которых не была проведена кодификация кооперативного законодательства, однако были приняты законодательные акты об отдельных видах кооперативов, либо законодательные акты о кооперативах в отдельных субъектах федерации либо конфедерации.

К странам, в которых возникновению кооперативного движения предшествовала кодификация кооперативного законодательства, относятся 13 стран Африки и Латинской Америки, в 9-ти из которых кооперативное движение так и не возникло, по крайней мере, на момент публикации исследования МОТ.

В большинстве европейских стран (Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Австрии, Италии, Швейцарии и др. государств), начиная с 60-х гг. XIX в., правовое положение кооперативов регулировалось единым законом. Все большее число стран принимает общее кооперативное законодательство, распространяющееся на все виды кооперативов, за исключением кредитных кооперативов, для которых принято особе законодательство. В ряде государств поддерживается существование самостоятельной отрасли кооперативного законодательства (Бразилия, Венгрия, Германия, Индия (на федеральном уровне и уровне штатов), Иордания, Испания, Кения, Конт-д’Ивуар, Мексика и Таиланд.

Существуют, конечно, и иные формы кодификации кооперативного законодательства. В ряде стран действуют законы, регулирующие правовое положение конкретных видов кооперативов в различных секторах экономики (Румыния, Уругвай, Эфиопия, Япония и др.). Самостоятельные разделы в общих законах содержатся в таких странах как Швейцария (Гражданский кодекс), Бельгия, Гвинея (Торговый кодекс), Франция (Аграрный кодекс). В некоторых странах (Дания, Китай, Норвегия и в некоторых штатах США) отсутствует специальное законодательство о кооперативах.

Своеобразные формы имеет кооперативное законодательство в государствах с федеративной формой государственного устройства: общее федеративное кооперативное законодательство, но без законодательства в административных единицах (например, в Бразилии, Германии); без федерального законодательства, но с кооперативным законодательством в административных единицах (например, в Австралии, США); федеральное законодательство и законодательство в административных единицах (например, в Канаде, Индии).

Национальной  ассоциацией аграрного права, природоресурсного  и экологического права была  сформирована Рабочая группа ведущих специалистов по российскому и зарубежному гражданскому, кооперативному, аграрному, земельному, налоговому, финансовому праву, ответственных за разработку проекта Федерального закона «О кооперации в Российской Федерации».

Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга рассмотрел 17 апреля 2015 г. на Совещании в соответствии с поручением Губернатора Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко обращение Президента Национальной ассоциации аграрного права, природоресурсного и экологического права, профессора Г.Е.Быстрова и поддержал инициативу группы юристов и экономистов о необходимости разработки и принятия Федерального закона «О кооперации в Российской Федерации»

Совещание пришло к выводу о том, что кооперация в России развивается по направлениям деятельности, отражая их функциональную специфику (производственная, потребительская) и отраслевую принадлежность (сельскохозяйственная, садово-огородническая, строительная, жилищная и др.). Такая ориентация в обеспечении правового регулирования кооперации не дает возможности создать завершенную правовую конструкцию ее системы. Она создает трудности, а по некоторым вопросам и определенные препятствия для углубленной проработки положений по налоговому и ценовому регулированию, а также финансовому и материально-техническому обеспечению.

Для того чтобы решить проблемы, связанные с увеличением производства качественной дешевой сельскохозяйственной продукции и вовлечением малых форм производителей сельхозпродукции в вертикальные производственные цепочки, необходимо разработать и принять единый общий Федеральный закон «О кооперации в Российской Федерации». Этот закон должен быть направлен на создание условий для стабильного функционирования и развития социального сектора экономики, решение острейших социальных проблем, связанных с защитой прав потребителей - нищающего народа от роста цен на продовольствие

Имеющиеся разночтения в подходах к созданию имущества, распределению доходов и ответственности приводят к неравным условиям деятельности кооперативов по сравнению с хозяйственными обществами, не позволяя им конкурировать на товарных и агропродовольственных рынках. В практике потребительских кооперативов реализация отдельных положений имеет определенные трудности. Это касается перерабатывающих кооперативов, имеющих по своей сути производственный характер деятельности, но по законодательству они относятся к некоммерческим организациям. Сохраняется нерешенность вопросов создания целостной многоуровневой системы кооперации.

На основе обобщения опыта правового регулирования кооперативов как самостоятельной организационно-правовой формы, осуществляющей совместную социально-экономическую деятельность в разных социально-экономических областях, в том числе и в сельском хозяйстве, исторического и зарубежного опыта становления и развития кооперативного законодательства, Совещание поддержало предложение о подготовке и принятии единого общего Федерального закона «О кооперации в Российской Федерации».



При подготовке проекта Федерального Закона «О кооперации в Российской Федерации» разработана Концепция проекта закона на основе анализа существующего Федерального законодательства в области кооперации; проведено исследование состояния законодательства в области производственной, потребительской, кредитной кооперации, сельскохозяйственной кооперации; проведен анализ и разработаны общие положения закона о двухуровневой системе кооперации- кооператива как первичного звена системы кооперации и объединения (союзов) кооперативов, осуществляющих функции саморегулируемых организаций в сфере кооперации; разработаны и определены основные понятия в сфере правового регулирования кооперативных отношений; дана классификация кооперативов по субъективному составу, территориальному признаку, предмету деятельности, задачам создания , организационным функциям; определены основные цели и принципы кооперативов, система законодательства в области кооперации, признаки производственного, потребительского, кредитного, смешанных кооперативов; проведено исследование членских, организационно-управленческих, имущественных, земельных и трудовых отношений кооперативов первого уровня; определена организация и деятельность кооперативов второго уровня- союзов кооперативов, юридических лиц, создаваемых кооперативами и их союзами; определены основы налоговой политики в отношении кооперативов, основные положения о льготном выделении земельных участков для осуществления деятельности кооперативов.

Концепция проекта Федерального закона вполне соответствует современному мировому опыту кооперативного движения, учитывает исторический опыт становления и развития отечественного кооперативного законодательства. Она может быть положена в основу при разработке единого общего закона о кооперации в России, направленного на отказ от политики либерального саморегулирования и законодательное закрепление импортозамещения в качестве основного направления продовольственной безопасности России. Государство должно противодействовать деятельности мощных продовольственных компаний, которые создают искусственный продовольственный дефицит, нарушают договорные обязательства, взвинчивают цены на продовольствие.

Губернатор Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко и Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга намерены направить в Президиум Совета законодателей Российской Федерации: Председателю Государственной Думы Российской Федерации С.В.Нарышкину и Председателю Совета Федерации В.И.Матвиенко предложение разработать и принять Федеральный закон «О кооперации в Российской Федерации».

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации И.Т.Ахметзянов поддерживает инициативу Рабочей группы юристов и экономистов разработать и принять Федеральный закон «О кооперации в Российской Федерации» и готов обратиться с предложением к Президенту Республики Татарстан и в Государственный Совет Республики Татарстан о законодательной инициативе Республики Татарстан в Федеральном Собрании Российской Федерации.



При этом необходимо решить вопрос о финансировании законопроектных работ и Российско-Испанских конференций в Мадриде и Москве в 2015-2016 годах по проблемам совершенствования кооперативного законодательства России и переводе германского, французского и испанского кооперативного законодательства и судебной практики на русский язык.



1 А. В.Чаянов. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М.1927.С.17.


2 Быстров Г.Е. Право частной собственности на землю в России и создание новых предпринимательских структур в сельском хозяйстве /Доклад Г.Е.Быстрова, д.ю.н.,профессора, зав. кафедрой аграрного и экологического права МГЮА в Бонне 24 сентября 1997 г. в Бонне 27 сентября 1997 г. на Х1Х Конгрессе Европейского Комитета аграрного права. Государство и право. 1998. 11, с. 63

3 Доклад об устойчивом развитии сельских территорий Российской Федерации. М. Кремль. 2014. С. 126.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница