Проект концепции инклюзивного образования в красноярском крае



Скачать 235.63 Kb.
Дата29.11.2017
Размер235.63 Kb.





Приложение

к письму министерства образования и науки

Красноярского края от__________№____________


ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
1. Общие положения
Концепция инклюзивного образования в Красноярском крае (далее - Концепция) разработана с учетом положений Конвенции о правах инвалидов1, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»2, «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»3, Закона «Об образовании в Красноярском крае»4, «Стратегии действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года»5, постановления Законодательного Собрания Красноярского края
от 26.06.2014 № 6-2477П «О докладе уполномоченного по правам ребенка
в Красноярском крае «Соблюдение прав и законных интересов детей
в Красноярском крае в 2013 году».

В настоящей Концепции представлен анализ современного состояния образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в Красноярском крае, определены проблемы и возможности их решения, сформулированы основные понятия, направления развития инклюзивного образования, представлены механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.

Концепция призвана содействовать реализации гражданских прав и основных свобод лицами с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами6, что позволит им полноценно участвовать в жизни края и страны.

2. Цель и задачи Концепции, принципы ее реализации


Одной из целей государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы является обеспечение максимальной доступности качественных образовательных услуг для детей с ОВЗ по месту их проживания, обеспечивающей повышение уровня жизни и в целом повышение социально-экономического уровня в крае.

Возможность получать качественное образование по месту проживания имеет большое значение для обеспечения всестороннего развития личности, формирования активной жизненной позиции особых детей, привлечения их к участию в общественной и повседневной жизни7.

Целью настоящей Концепции является создание условий для развития инклюзивного образования, обеспечение роста качества и доступности образовательных услуг детям с ОВЗ средствами реализации системных мероприятий, направленных на расширение сети образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование, поддержки имеющихся практик инклюзивного образования и развития инклюзивной культуры населения края.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

выявить и устранить возможные барьеры (архитектурная доступность, материально-техническое обеспечение, отсутствие профессиональных педагогических кадров) либо предупредить возникновение барьеров, препятствующих получению инклюзивного образования;

организовать предоставление образовательных услуг детям с ОВЗ в соответствии с их индивидуальными возможностями и потребностями, используя разнообразные формы и виды образования;

осуществлять психолого-педагогическое, информационно-просветительное, научно-методическое сопровождение процесса развития инклюзивного образования.
3. Анализ современного состояния образования детей с ОВЗ

в Красноярском крае и основные проблемы сферы


Красноярский край имеет сформированную сеть образовательных организаций, предоставляющих образовательные услуги детям с ОВЗ.

В 1922 году в городе Красноярске было открыто первое специализированное учреждение для обучения глухих детей. В 70-80-е годы сеть специальных учреждений приумножилась школами для детей с нарушением зрения, слуха, интеллекта, речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата. В этот же период времени стала развиваться и сеть специализированных дошкольных образовательных учреждений, в основном для детей с нарушением речи.

В 90-е и начале 2000 годов в обычных образовательных школах стали открываться коррекционно-развивающие классы для детей, имеющих задержку психического развития, нарушения интеллекта, и классы компенсирующего обучения.

Имеющаяся система специального образования потребовала определения единого целостного восприятия системы, и в 2003 году краем была принята и одобрена первая концепция специального образования8.

Основной целью концепции специального образования была консолидация ресурсов государственных и муниципальных учреждений для создания условий для обучения детей с ОВЗ, определение приоритетности интегрированного образования, признание наиболее эффективным периодом для предоставления коррекционной помощи период раннего детства. В результате были созданы муниципальные психолого-медико-педагогические комиссии, оптимизирована сеть специальных учреждений.

В 2006 году изменяется система специального образования. Муниципальные учреждения для детей с ОВЗ становятся краевыми учреждениями, и формируется единая сеть специализированных учреждений.

Это позволило решить ряд существующих на тот период времени проблем, а именно улучшить материально-техническую базу, укрепить кадровый потенциал данных учреждений.

В это же время в крае стали систематически проводиться краевые мероприятия дополнительного образования для детей с ОВЗ (Краевой фестиваль самодеятельного творчества «Поверь в себя», конкурс декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Золотой и серебряный росток», конкурс на владение социальных компетенций - олимпиада по социльно-бытовой ориентировке «Мир вокруг нас», ежегодный конкурс профессионального мастерства детей с нарушением интеллекта «Лучший по профессии»), конкурс специалистов, оказывающих сопровождение и обучение детей с ОВЗ «От специальности к профессии».

С целью увеличения доли включенных в процесс образования детей с ОВЗ в 2007 году министерством образования и науки Красноярского края было заключено соглашение с министерством социальной защиты населения Красноярского края об организации обучения детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей.

Изменяющиеся направления в деятельности специального образования определили новые задачи в области образования особого ребенка. Это сформировало потребность в разработке и принятии второй концепции специального образования.9 Основной идеей было усиление роли психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК), развитие вариативных форм образования детей. Результатом реализации концепции стало создание территориальных ПМПК и разработка модели служб ранней помощи в крае.

Сегодня образовательный потенциал Красноярского края, обеспечивающий обучение 22 212 детей с ОВЗ, характеризуется развитой сетью краевых и муниципальных образовательных организаций: 37 специальных (коррекционных) школ, 599 муниципальных образовательных организаций, обучающих детей с ОВЗ в отдельных классах или инклюзивно.

Важной составляющей процесса предоставления образования является краевой центр психолого-медико-педагогического сопровождения и муниципальные центры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, краевые и муниципальные реабилитационные центры.

Особенностью края является активная позиция общественных и родительских организаций. Цель деятельности общественных организаций – обеспечение полноценной жизни детей с ОВЗ и детей-инвалидов в социуме. При их непосредственном участии определяются и решаются актуальные вопросы развития образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Возрастает потребность в получении качественной образовательной услуги. За последние годы возросло качество диагностики развития детей с ОВЗ специалистами краевых и территориальных ПМПК. Остается актуальной проблема качественной коррекционной работы и психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях увеличивающегося количества детей, имеющих сложную структуру дефекта, нарушение аутистического спектра, детей, имеющих грубые нарушения интеллекта.

Система выявления детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогическом сопровождении, включает территориальные ПМПК. В Красноярском крае создано 57 ПМПК. За последние два года на 5% возросло количество территориальных ПМПК, работающих на постоянной основе, на 25% возросла обеспеченность территориальных ПМПК квалифицированными кадрами. Организовано межведомственное взаимодействие ПМПК и медико-социальной экспертизы. Совместные действия данных служб позволили давать качественные рекомендации для определения образовательных условий детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Одна из проблем качественного образования детей с ОВЗ - позднее выявление детей, которым необходима специализированная помощь, и оптимальное определение их образовательного маршрута.

Причиной позднего выявление детей с проблемами в развития является негативное отношение родителей к процедуре прохождения ПМПК. Их нежелание своевременно обращаться в ПМПК приводит к невозможности организации образовательных специальных условий, необходимых для организации образования детей с ОВЗ. Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ без создания специальных образовательных условий не позволяет своевременно скорректировать нарушения развития и способствует развитию вторичных дефектов у детей с ОВЗ, что дает высокий процент детей с нарушением интеллекта в общей доле детей с ОВЗ.

Во многом это происходит из-за несистемной работы территориальных ПМПК, так как муниципальные органы управления образованием не рассматривают деятельность ПМПК как ресурс, направленный на выявление детей с ОВЗ их сопровождению.

Низкое выявление детей раннего возраста, нуждающихся в помощи - следствие неоднородно развивающейся в крае сети служб ранней помощи. Во многом насущной проблемой становится оказание такой помощи именно в сельских территориях, где доля детей и семей с детьми зоны риска выше из-за условий проживания. При организации служб ранней помощи проблемой становится низкая просветительная культура самих родителей, не желающих обращаться за помощью.

Эффективное выявление нарушений развития у детей, разработка образовательного маршрута в соответствии с целями коррекционного воздействия, получение ранней коррекционной помощи является базой для развития инклюзивного образования.



Изменения в законодательстве последних трех лет стало причиной пересмотра традиционных подходов в предоставлении образования детям с ОВЗ. Право родителя определять место получения образования становится решающим вектором при развитии в крае инклюзивного образования.

Организация дошкольного обучения детей с ОВЗ требует соблюдения специальных условий при организации образовательного процесса: маленькая наполняемость групп компенсирующей и комбинированной направленности, создание специальной безбарьерной предметно-развивающей среды, развитой системы тьюторского сопровождения, готовности педагогического состава дошкольных образовательных организаций к работе с особым ребенком и наличие в организации высококвалифицированных специалистов.

В Красноярском крае высока потребность в детских садах. В связи с тем, что для организации образования дошкольников с ОВЗ необходимы специальные образовательные условия (дополнительные площади, дополнительные специалисты, специальное оборудование) данная образовательная услуга в дошкольных образовательных учреждениях края для них практически невозможна.

Частично созданные условия для школьного образования также выстраивают барьеры при реализации гарантированного права на получение образования детям с ОВЗ, ограничивают возможность их дальнейшего включения в жизнь общества.

Недостаток специалистов, условий, специальных организаций приводит к тому, что родителям зачастую предлагают самостоятельно осуществлять данную услугу в форме семейного образования, но данное образование невозможно предоставить полно и качественно самому родителю.

Образование детей с ОВЗ в рамках специального образования края представлено вариативно. В ряде территорий создана система организаций, позволяющих обеспечить услуги по образованию и сопровождению.

Ежегодно увеличивается количество детей, обучающихся инклюзивно. Во многом это происходит из-за стремления родителей определить ребенка в обычное, не специализированное образовательное учреждение, но это одностороннее движение, так как считается, что наличие таких детей снижает качество общего образования. При оценивании качества работы общеобразовательного учреждения на уровне муниципального образования или края создание условий и реализация инклюзивного образования никак не учитывается.

При инклюзивном образовании такое невозможно, так как одним из принципов инклюзивного образования является обеспечение всех детей педагогической поддержкой, которая позволяет быть успешным каждому ребенку, а значит, ощущать безопасность и уместность. Образование детей с ОВЗ это не обучение «полегче», это самая совершенная образовательная технология, построенная на индивидуализации подхода.

Совместное обучение необходимо прежде всего для формирования терпимости к особенностям других и для включения «особых» детей в мир, чтобы они не чувствовали себя изолированными от общества, ощущали себя в нем комфортно. Слово «инклюзия» как раз и означает «включение». В основе инклюзивного образования индивидуальный, дифференцированный подход к потребностям каждого воспитанника, а это очень важно и для больных, и для здоровых детей. Вот почему интеллектуальное развитие обычных детей в инклюзивном садике выше, чем в других детских учреждениях.

Ранее для предоставления услуги детям с ОВЗ рассматривался вариант возможности предоставления образовательной услуги из имеющихся условий на определенной территории (коррекционная школа, компенсирующий детский сад, коррекционные классы). Поэтому так неоднородны в создании условий муниципальные образования края, и как следствие - высокая доля детей обучается на дому, поэтому до сих пор стабильно количество детей, не обучающихся по медицинским показаниям,


в крае.

Данный принцип не работает при инклюзивном образовании, в его основе, не имеющиеся условия, а ребенок и реализация его гарантированных прав, реализация оптимального образовательного маршрута с целью наиболее полного включения в сообщество сверстников по месту его проживания.

Инклюзивное образование призвано изменить данную парадигму, его целью становится обеспечение прав ребенка на получение качественного образования вне зависимости от состояния здоровья и психофизических особенностей. Задача государственных и муниципальных органов - создать условия, позволяющие реализовать его право.

Примером организации инклюзивного образования является МОУ СОШ № 1 г. Заозерный. В 2012 году по результатам конкурсного отбора на базе данной школы была создана федеральная стажировочная площадка по направлению «инклюзивное образование». Данная школа с 2005 года организует совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития.

Для обучающихся по адаптированным образовательным программам и детей-инвалидов, обучающихся по общеобразовательной программе, учебный процесс организован по принципам инклюзивного образования и осуществляется по индивидуальным учебным планам и программам.

Основанием для создания индивидуальных учебных планов являются базисные учебные планы, индивидуальные программы реабилитации ребёнка-инвалида и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии для детей с ОВЗ.

Образовательным учреждением для каждого ребёнка составляется индивидуальное расписание занятий, которое предусматривает как индивидуальные, так и групповые учебные занятия. При выборе формы обучения образовательным учреждением учитываются потребности ребёнка и родителей, а также рекомендации специалистов службы сопровождения.

Для всех детей с ОВЗ организован процесс сопровождения специалистами службы сопровождения школы.

Для осуществления реабилитационно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы специалисты службы сопровождения используют различные адаптированные авторские программы.

Существуют и иные формы предоставления образования, а именно функционируют группы кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста, осуществляется сопровождение центрами ПМСС образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с ОВЗ.

Системная трудность в осуществлении распространения инклюзивного образования - низкая осведомленность педагогов и родителей о специфике психофизических особенностей обучения таких детей и грамотное понимание в выстраивании обучения таких детей. Недостаток информированности педагогических работников и родителей способствует распространению мнения о невозможности такого обучения в массовой школе.

Несмотря на вышеуказанную трудность, 20 учреждений края стали базовыми школами с целью тиражирования собственного опыта по организации инклюзивного образования. Инклюзивное образование в базовых школах выстраивается с учетом особенностей образовательных условий данных школ. Эти школы отличаются от других тем, что администрация, педагоги, родители других детей готовы к восприятию иных детей. В этих школах участники образовательного процесса заинтересованы в создании материально-технических условий. Необходимо поддержать такие учреждения, на базе которых создаются необходимые условия (учебно-методическая среда, материально-техническая, архитектурная доступность и имеется кадровый состав), обеспечивающие такое образование.

Решая задачу по обеспечению образовательных условий, многие учреждения действуют несистемно, что приводит к созданию условий, которые не являются универсальными, а направлены на организацию образования группы детей с одним нарушением развития. При имеющихся специальных условиях неинформированность об образовательных услугах для детей с ОВЗ населения не позволяет оптимально использовать созданные условия как ресурс. Необходимо создание единого координирующего центра, который предоставлял бы необходимую информацию, проводил консультирование всех участников этого процесса. Это должен быть межведомственный ресурс, основной задачей которого стало бы предоставление информации об имеющемся опыте и создании условий на конкретной территории.

Результаты анализа современного состояния образования детей с ОВЗ и инклюзивного образования свидетельствуют о том, что в Красноярском крае сформированы условия для развития инклюзивного образования, созданы предпосылки для повышения качества и развития данной сферы.

В то же время имеется ряд проблем, которые сдерживают дальнейшее развитие инклюзивного образования в крае:

позднее выявление детей с ОВЗ, а как следствие, определение образовательного маршрута, в большинстве случаев по программам для детей с нарушением интеллекта;

несистемность в предоставлении консультационных и коррекционно-развивающих услуг детям от 0 до 3 лет;

отсутствие специальных образовательных условий в большинстве образовательных учреждений или их одностороннее развитие (имеются условия только для обучения детей с ОВЗ одного нарушения);

негативное отношение педагогических работников и других родителей к особым детям;

низкая информированность о специфике инклюзивного образования, имеющихся ресурсах его реализации;

отсутствие заинтересованности в повышении качества предоставляемых услуг в образовательных организациях в связи с отсутствием критерия оценки качества образования детей с ОВЗ;

недостаточная информированность населения об образовательных услугах, предоставляемых всем детям с ОВЗ.
4. Государственная поддержка образования детей с ОВЗ в Красноярском крае
Учитывая изменения в законодательной базе и наличие успешно развивающихся практик инклюзивного образования, в 2013 году краем был разработан особый механизм финансирования образовательных организаций, предоставляющих услуги в дошкольных и общеобразовательных организациях, учитывающий особенности детей и необходимость предоставления им образования в соответствии с их особенностями.

В соответствии с нормативом предусмотрено сопровождение специалистами (психологами, логопедами, дефектологами, специалистами ЛФК и др.).

В соответствии с методикой средства на образование детей-инвалидов увеличены. Например, в 2014 году для образования ребенка с нарушением зрения предоставляются средства в объеме 247 708,40 рубля, 101 521,57 рубля – на ребенка-инвалида по слуху, 84 893,54 рубля – на ребенка-инвалида с опорно-двигательными нарушениями. На обучение нормально развивающихся детей – 21 333,93 рубля.

С целью расширения сети образовательных учреждений, обеспечивающих доступность для обучения детей-инвалидов, в Красноярский край из федерального бюджета в рамках реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы предоставлено 5 485,50 тыс. рублей, из средств муниципальных бюджетов на создание доступной среды в общеобразовательных учреждениях выделено 7 357 519 рублей.

В настоящее время 203 образовательных учреждения имеют условия для беспрепятственного доступа инвалидов (обеспечена архитектурная доступность), что составляет 17,7% от общего количества общеобразовательных учреждений края.

С целью обеспечения безопасных условий и устранения предписаний надзорных органов в коррекционных школах, а также получения лицензии на медицинскую деятельность ежегодно расходуются средства краевого бюджета.

В комплекс образовательной услуги детям, обучающимся
в коррекционных школах, входит получение обучения по адаптированным программам и дополнительным общеразвивающим программам, сопровождение детей узкими специалистами (педагогами-психологами, педагогами-дефектологами, сурдопереводчиками, логопедами, тьюторами), предоставление горячего питания (двухразовое для обучающихся в школе
и пятиразовое для обучающихся, проживающих в интернате).

Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются специалистами в области коррекционной педагогики, которые постоянно повышают свою профессиональную компетентность. Ежегодно около 500 педагогов края обучаются на курсах переподготовки и повышения квалификации. Кроме курсовой подготовки педагоги края постоянно обмениваются профессиональным опытом через семинары, тренинги, практические занятия.

Школа дистанционного образования (далее – ШДО) предоставляет образование детям-инвалидам с использованием дистанционных образовательных технологий. ЩДО как общеобразовательное учреждение предоставляет возможность освоения основных общеобразовательных (начального, основного, среднего общего образования) и дополнительных общеразвивающих программ дистанционно, по месту жительства обучающихся.

У учащихся данного учреждения увеличенный учебный план за счет включения дополнительных часов, которые предоставляются дистанционно, а также на каждого учащегося определены два часа дополнительного образования. За счет средств краевого бюджета обеспечиваются услуги связи и предоставление необходимого для обучения компьютерного оборудования.

Еще одной из мер, направленных на повышение доступности и качества образования особых детей, является дополнение содержания деятельности коррекционных учреждений новым компонентом - создание на базе данных школ инновационных площадок, методических служб, предоставляющих образовательно-методические услуги общеобразовательным учреждениям.

Данное направление начало реализацию с 2012 года на базе Красноярской специальной (коррекционной) школы VIII вида № 5.


В рамках совместной инициативы Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева и Красноярской коррекционной школы VIII вида № 5, при поддержке министерства образования и науки Красноярского края для обеспечения научно-методического сопровождения разработки, апробации и тиражирования современных технологий работы с особыми детьми и их родителями в октябре 2012 года был создан временный научно-исследовательский коллектив из числа преподавателей университета, педагогов школы.

Финансирование деятельности кафедры особого детства осуществляется за счет средств школы и университета.


5. Основные направления, сроки и механизмы

реализации Концепции


Настоящая Концепция предусматривает дальнейшее планомерное и эффективное развитие инклюзивного образования в крае, создание оптимальных условий для развития сети образовательных учреждений, предоставляющих образование детям с ОВЗ в соответствии с принятыми принципами инклюзивного образования: повышение количества детей, которым предоставляется своевременная коррекционно-развивающая помощь в раннем возрасте, дошкольное образование, создание информационного ресурса о наличии образовательных ресурсов для детей с ОВЗ.

В рамках решения задачи по выявлению и устранению возможных барьеров (архитектурная доступность, материально-техническое обеспечение, наличие профессиональных педагогических кадров) и предупреждению возникновения барьеров, препятствующих получению инклюзивного образования, реализуются следующие направления:

разработка комплекса мер по определению порядка создания условий в муниципальных образовательных учреждениях, позволяющих включение детей с ОВЗ в дошкольное образование и школьное образование;

развитие кадрового потенциала для осуществления инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях края;

развитие базовых учреждений, имеющих успешный опыт социализации детей по предоставлению своего опыта, описание и тиражирование модели инклюзивного обучения.

Реализация данных направлений осуществляется через следующие механизмы.

Обеспечивая условия для реализации инклюзивного образования в Красноярском крае, на базе общеобразовательных учреждений действуют стажировочные и базовые площадки. Базовые площадки реализуют мероприятия, направленные на обучение и повышение квалификации управленческих кадров и специалистов, обеспечивающих распространение современных образовательных и организационно-правовых моделей успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также на подготовку и повышение квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения детей-инвалидов.

Одной из задач деятельности стажировочной и базовых площадок является создание условий для организации образовательного пространства в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих современные образовательные и организационно-правовые модели успешной социализации детей с ОВЗ.

Подготовка и переподготовка кадров, обеспечивающих качественный образовательный процесс в условиях инклюзивного образования, осуществляется на базе Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

С этой целью в образовательные программы повышения квалификации учителей-предметников включены модули по организации работы


с обучающимися с ОВЗ в условиях общеобразовательных организаций.
А также реализуются программы переподготовки по формированию
у педагогических и управленческих работников компетенций в области коррекционной педагогики.

С целью быстрого реагирования на ситуации, требующие экстренного принятия решения, при отсутствии для этого в образовательной организации ресурсов в Красноярском крае на базе коррекционных школ создаются ресурсные центры или инновационные площадки, отрабатывающие нестандартные решения по образованию детей с ОВЗ.

Государственной программой Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки населения Красноярского края на 2014–2016 годы»
в подпрограмме «Доступная среда» на 2014 год предусмотрено выделение 4 000,00 тыс. рублей на организацию универсальной безбарьерной среды
в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов
и лиц, не имеющих нарушений развития. В рамках этой же программы выделено 16 000,00 тыс. рублей на создание безбарьерной среды в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

В рамках решения задачи по развитию форм и видов предоставления образовательных услуг для детей с ОВЗ реализуются следующие направления:

разработка рекомендаций по организации образования детей с различной нозологией;

разработка единых критериев оценки успешной социализации детей с ОВЗ, которыми можно замерить качество предоставляемых услуг указанной категории детей;

создание межведомственного краевого единого центра, предоставляющего информацию о наличии и предоставлении услуг.

Реализация данных направлений осуществляется через следующие механизмы.

Разработка методических рекомендаций и критериев качества реализуется посредством организации деятельности рабочих групп, в которые входят специалисты министерства образования и других министерств и ведомств, специалисты в области образования детей с ОВЗ, представители родительской общественности. В ходе подготовки документов организуется общественное обсуждение принимаемых документов.

В рамках организации межведомственного сопровождения министерство образования и науки Красноярского края взаимодействует с министерством социальной политики Красноярского края, министерством здравоохранения Красноярского края, министерством спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края.

В настоящее время в Красноярском крае заключено трехстороннее соглашение о сопровождении детей с ОВЗ.

В рамках данного соглашения организуется работа в региональной информационной системе (РИАС), где аккумулируется информация о детях-инвалидах и предоставлении им необходимых реабилитационных услуг. Принятие решений по вопросам организации образовательного процесса, реабилитации и лечения детей с ОВЗ осуществляется на межведомственных совещаниях. С целью единого понимания содержания деятельности по работе с детьми с ОВЗ проводятся семинары, курсы повышения квалификации, переговорные площадки.

В рамках решения задачи по осуществлению психолого-педагогического, информационно-просветительного, научно-методического сопровождения процесса развития инклюзивного образования реализуются следующие направления:

стабильное функционирование территориальных ПМПК, повышение профессиональной компетенции данных специалистов, принятие механизма взаимодействия медицинских специалистов в работе данных комиссий;

разработка комплекса мер по созданию в каждом муниципальном районе служб ранней помощи и предоставления услуг детям от 0 до 3 лет с целью продуктивной коррекции и профилактики инвалидности.

Для реализации данных направлений задействуются следующие механизмы.

Решая задачи по организации сопровождения обучающихся с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования в Красноярском крае функционируют центры психолого-медико-педагогического сопровождения (далее – центры), а также имеются специалисты сопровождения непосредственно в образовательных организациях. В настоящее время в Красноярском крае недостаточно центров, осуществляющих сопровождение детей, поэтому необходимо расширять сеть данных образовательных учреждениях. В связи с дефицитом кадров сопровождающего профиля в Красноярском крае в сельской местности и удаленных районах организуется сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений и центров психолого-медико-педагогического сопровождения.

Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения является стажировочной площадкой, апробирующей модели эффективного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, в том числе и в условиях инклюзивного образования. Данные модели распространяются для применения образовательными учреждениями края.

С целью организации просветительской работы в крае создается координационный центр по аккумуляции информационной базы о детях
с ОВЗ и распространению информации об инклюзивном образовании в крае.

Научно-методическое сопровождения инклюзивного образования организуется через работу инновационных площадок и ресурсных центров.


6. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Результатами реализации Концепции должны стать:

создание в каждом муниципальном образовании края развитой сети образовательных учреждений, имеющих условия для инклюзивного образования;

создание и ведение в каждом муниципальном районе базы данных о детях с ОВЗ с целью прогнозирования создания условий для образования детей данной категории;

увеличение доли детей с ОВЗ, обеспеченных психолого-медико-педагогическим сопровождением;

сокращение доли необучаемых детей, детей, не имеющих грубых нарушений развития;

увеличение доли детей с ОВЗ, получающих образование в условиях инклюзивного образования.





1 Конвенция ООН «О правах инвалидов» ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ

2 Федеральный закон  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации

3 Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012  № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

4 Закон Красноярского края от 26.06.2014 № 6-2519 «Об образовании в Красноярском крае»

5 Распоряжение Губернатора Красноярского края от 20.02.2013 N 44-рг (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года"

6 физическое лицо в возрасте от 0до 18 лет, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

7 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 297

«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы»



8 Постановление Совета Администрации Красноярского края от 17.11.2003 № 322-П «Об утверждении концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья»


9 Распоряжение Правительства Красноярского края от 16.02.2009 № 105-р «Об одобрении Концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае»

Каталог: wp-content -> uploads -> sites
sites -> Пояснительная записка Самообследование представляет собой процесс самостоятельного изучения, анализа и оценки результатов деятельности «Северо-Кавказской межотраслевой академии повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров»
sites -> Администрация Александровского муниципального района
sites -> Программа "обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "
sites -> Информация о персональном составе педагогических работников моу «Головинская сош» с указанием уровня образования и квалификации по состоянию на 01. 09. 2016 г
sites -> Красноярский край администрация почетского сельсовета
sites -> Анализ работы 2013 – 2014 г г. Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал