Проект «Культурное наследие мира. Мини-музей «Костюмы и атрибутика народов мира»



страница1/5
Дата07.06.2018
Размер0,54 Mb.
  1   2   3   4   5
Проект «Культурное наследие мира. Мини-музей «Костюмы и атрибутика народов мира»».

Для подготовительной к школе группы.



Тип проекта: познавательно – творческий.

Время реализации: долгосрочный, сентябрь – март 2017 года.

Участники проекта: подготовительные к школе группы, педагоги, родители.

Актуальность проекта: патриотическое, поликультурное воспитание не передается по наследству, в каждом поколении детей его надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности ребенка приведет к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности.



 Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей  является их ознакомление с историей своего родного края, а также с историй других стран и народов. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей, тем более действенными окажутся они в воспитании любви не только к нашей стране и нашему народу, но и к другим странам, народам.
Цель проекта:нравственное развитие дошкольников через воспитание толерантности и изучение культурных традиций разных народов
Задачи проекта:

- вызвать интерес к культуре и творчеству представленного народа;



- развивать умения детей чувствовать и передевать образы, заложенные в песне, танцах, выразительном слове;

- учить детей понимать идею литературных и музыкальных произведений;
- развивать и повышать творческий потенциал педагогов детского сада;

- приобщение родителей к совместному творчеству педагогов и детей;

- организация мини-музея атрибутики и костюмов народов мира.


Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Подготовка учебно – методической базы для реализации проекта, разработка конспектов занятий, подготовка медиатеки для реализации проекта.

Организация мини-музея «Костюмы и атрибутика народов мира»: костюмы, декорации, атрибутика.

2 этап – реализация проекта.

Реализация проекта проходит согласно календарно – тематическому планированию.


Календарно – тематическое планирование.

Месяц

Тема

Участники

Сентябрь

«Россия».

Знакомство детей с культурным наследием России: традициями, фольклором, национальными костюмами.

Приложение 1


Дети подготовительных групп, педагоги

«Образ русской красавицы и молодца»

Посещение мини-музея «Костюмы и атрибутика народов мира», примерка костюмов (по желанию).



Дети подготовительных групп, педагоги.

Октябрь

«Италия».

Знакомство детей с культурным наследием Италии: традициями, национальными костюмами.

Приложение 2.


Дети подготовительных групп, педагоги.

«Образ сеньориты и сеньора

Посещение мини-музея «Костюмы и атрибутика народов мира», примерка костюмов (по желанию).



Дети подготовительных групп, педагоги.

Ноябрь

«Европа. Средние века».

Знакомство с костюмами народов Европы в средние века, знакомство с национальными танцами и музыкой.

Приложение 3.


Дети подготовительных групп, педагоги.

«Образ принца и принцессы»

Посещение мини-музея «Костюмы и атрибутика народов мира», примерка костюмов (по желанию).



Дети подготовительных групп, педагоги.

Консультация для родителей и педагогов «Толерантность и ее значение в современном мире».

Приложение 5.



Родители, педагоги.

Декабрь

«Индия».

Знакомство детей с культурным наследием Индии: традициями, национальными костюмами.

Приложение 4.


Дети подготовительных групп, педагоги.

«Образ индианки».

Посещение мини-музея «Костюмы и атрибутика народов мира»,



Дети подготовительных групп, педагоги.

Январь

«Страны Востока».

Знакомство детей с культурным наследием стран Востока (Японии, Китая): традициями, национальными костюмами.

Приложение 6.


Дети подготовительных групп, педагоги.

«Образ гейши, самурая»

Посещение мини-музея «Костюмы и атрибутика народов мира»,



Дети подготовительных групп, педагоги.

Февраль

«Принцесса на горошине».

Подготовка к праздничному утреннику «Принцесса на горошине»

Приложение 7.


Дети подготовительных групп, педагоги.

Март

«Принцесса на горошине»,

Праздничный утренник в рамках праздника 8 марта.



Подготовка, совместно с родителями книги «Сказки народов мира».

Дети подготовительных групп, педагоги, родители.


Организация мини-музея «Костюмы и атрибутика народов мира».

Цель: организация мини-музея в детском саду, как средство воспитания толерантности дошкольников и изучение культурных традиций разных народов.

Задачи:

- развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности через обогащение воспитательно- образовательного процесса новыми формами работы;
- формирование у старших дошкольников представления о музее;

- формирование у старших дошкольников представлений о культурных традициях мира, народных костюмах, особенностях культуры;

Структура музея:

Разделы и экспонаты:

1 раздел:экспозиция русской культуры. Здесь представлены экспонаты и костюмы, относящиеся к русской культуре, а именно: декорация «Русская печка», карта России, русский национальный костюм (детский для девочки), русский национальный костюм (детский для мальчика), женский русский национальный сарафан с кокошником, русская национальная мужская рубашка и картуз. Предметы обихода и народного творчества: самовар, расписные ложки, гжелевский подарочный самовар, матрешка, расписные доски, павлопосадские платки, расписные балалайки а так же коллекция кукол в народных костюмах.

2 раздел: экспозиция культуры Европы средних веков. Здесь представлены экспонаты и костюмы, относящиеся к Европе среднего века, а именно: декорация средневекового замка, костюм короля, принца и принцессы, 3 вида вееров (перьевой, бамбуковый, тканевый).

3 раздел: экспозиция культуры Италии, Индии, стран Востока. Здесь представлены экспонаты и костюмы, относящиеся к культуре Италии, Индии и стран Востока, а именно: национальная юбка итальянки, кастаньеты, национальные костюмы восточной девушки (детский для девочки), монисты на руку, веера-вейлы, крылья для восточного танца, а так же кукла в национальном костюме индианки.
Этапы проекта по созданию музея:

Подготовительный:

-обсуждение с педагогами идеи создания мини-музея в детском саду;
-определение темы и названия музея путём опроса воспитанников группы;
-сбор экспонатов для музея;
-разработка модели и определение места для музея, опираясь на принципы экологичности и безопасности;
-подбор методической литературы по теме музея;
-разработка конспектов экскурсий;
-формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.

Этап реализации проекта:

- создание мини-музея.
- определение темы и содержания экскурсии, составление плана экскурсии
- целенаправленный показ экспозиций или общая экскурсия
- общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы

Обобщающий этап:

Презентация: представление мини-музея.
Вопросы:
Что было сделано?
Что понравилось больше всего? (субъективный выбор) 
Что нового узнали?
Что хотели бы еще узнать?
С кем можем поделиться полученными знаниями?

Деятельностный этап: функционирование мини-музея.

Деятельность мини-музея расписана в календарно-тематическом планировании проекта. Кроме того, любой воспитанник может прийти в музей и примерить на себя различные образы в отдельно обговоренное время вместе с воспитателем. Воспитатели любой из групп детского сада так же могут посетить музей вместе с воспитанниками, рассказать им об экспонатах, а также примерить национальные костюмы.


3 этап – заключительный.

В качестве итога проекта детьми подготовительных к школе групп была показана сказка «Принцесса на горошине» в новом прочтении, объединившая в себе поликультурность нашего мира. А также родителями и детьми подготовительных к школе групп была создана книга «Сказки народов мира», которая помещена в наш мини-музей.


Ожидаемые результаты проекта:

- повышение интереса у детей к культуре и творчеству представленного народа;

- начало формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста;

- повышение интереса у родителей к участию в работе по воспитанию толерантности у дошкольников;

-  расширение и совершенствование информационной базы пропаганды международного общения в детском саду и в других городах нашей страны;

Приложение 1.


Конспект музыкального занятия «Моя Родина – Росся».

Цель: сохранять национальные традиции,  приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать у детей умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развивать умения и навыки исполнительской деятельности.

Задачи:

- познакомить детей с фольклорным наследием русского народа;

- познакомить со старинным бытом, существовавшим на Руси;

- познакомить с пословицами и поговорками;

- обогащать словарный запас детей разнообразными художественными эпитетами;

- познакомить с русскими народными инструментами;

- сделать платковую куклу.

Ход занятия

Звучит фонограмма русского народного наигрыша, воспитатель, вместе с детьми, входят в зал и исполняют хоровод.

Музыкальный руководитель (одетый в народный костюм)

                                      Чем дальше в будущее входим,

                                      Тем больше прошлым дорожим

                                      И в старом красоту находим,

                                      Хоть новому принадлежим.

                                      Слава нашей стороне,

                                      Слава русской старине!

                                      И про эту старину

                                      Я рассказывать начну,

                                      Чтобы дети знать могли

                                      О делах родной земли.

    - Рассаживайтесь, милые детушки, поудобнее. А собрались мы здесь сегодня восславлять Родину нашу, позабавиться, да потешиться, воспевая наше Отечество. Наше Отечество, наша родина как зовется?



Дети. Матушка Россия.

Педагог:  

-   Верно, Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. А Родиной зовем потому, что мы в ней родились, и все здесь родное: и язык наш, и рябинушка кудрявая, и реченька быстрая, и травушка шелковая. Какие добрые слова можно сказать о Родине нашей?



Девочка.

                                      Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля –

                                      Это русское раздолье, это русская земля!

Мальчик.

                                      Вижу горы и равнины, вижу реки и моря –

                                      Это русские картины, это Родина моя!

Педагог.  - Недаром говорят, что Родина, как и мама, у человека одна.

     Крепко любили свою Родину русские люди и сложили о ней много пословиц. Знаете ли вы их?



Дети произносят, пословицы, выученные на предыдущих занятиях:

        Родина любимая  - что мать родимая.

        Человек без Родины, что соловей без песни.

        Своя земля и в горсти мила.

        На родной сторонушке - рады и воронушке.

        Родной куст и зайцу дорог.



Педагог.

 -  Русский народ славен дружбой и силой. Почему говорят, что он радушный и гостеприимный?



Дети. Потому, что принимал гостей, чаем, пирогами угощал.

Педагог.

     -Дружный и отзывчивый – это как понимать?



Дети.

      - Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.



Педагог.

     - Правильно, делали одно дело. Одному человеку справиться трудно было. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, жилось в них хорошо. Как называлась самая лучшая комната в избе?



Дети.

     -Горница.



Педагог.

       - Кого в ней принимали?



Дети.

     -Гостей.



Педагог.

      - Как гости в избу входили?



Дети.

     -Кланялись.



Педагог.

     - А почему?



Дети.

     - Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить



Педагог.

     - Отгадайте мою загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике – мучка, в мучке – жгучка»



Дети.

     - Печь!



Педагог.

     Правильно. В избе – печь, в печи – зола, в золе – жар.



Дети читают стихи о печке.

Ребенок.

                                      Как уютно в нашей горнице!

                                      Спозаранку печка топится.

                                      Котик лапкой умывается,

                                      Наша сказка начинается.

Ребенок.

                                      На дровах огонь, пламя шустрое,

                                      О тебе рассказ, печка русская.

                                      Вьется из трубы дым чуть свет,

                                      Печки нет в избе, значит, жизни нет.

Педагог.

     _ Почему так говорили: «Печи нет – жизни нет»?



Дети.

     - Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки.



Педагог.

                                      Русской печки нет добрее,

                                      Всех накормит, обогреет,

                                      Варежки сушить поможет,

                                      Ну, а  деток спать уложит.

                                      И сверчок поет где-то рядышком

                                      Хорошо с тобой, печка - матушка!

 - Левый от печки угол называли «красным», красивым. Это было особое место для гостей. Русский народ славился  гостеприимством, и по этому поводу им было придумано много поговорок.



Игра «Я начну, а ты – закончи»

Описание.

Ведущий кидает одному из детей мячик и произносит начало поговорки, а ребенок, поймав мяч, должен закончить поговорку.

        «Для дорогого гостя – и ворота настежь».

        «Хозяин весел – и гости рады».

        «Много гостей – много новостей».

        «Что есть в печи – на стол мечи».

        «С миру по нитке – нищему рубашка».

        «Как аукнется, так и откликнется».

        «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».



Педагог.

 - Соберутся гости, и начинается  гуляние. На гуляниях всегда было очень весело: музыканты инструменты брали и весело играли. А ну, кто хочет гостей повеселить, бери инструменты да выходи вперед!



Дети исполняют р.н.п «Калинка – малинка», аккомпанируя на детских музыкальных инструментах.

Педагог.

  -  Музыканты, молодцы! Так весело играли, что и нам теперь не сидится на месте. Я вам предлагаю поиграть немного, поразмять ножки молодые.



Каталог: upload -> tmp-picture
tmp-picture -> Проект для детей средней группы «Зимующие птицы»
tmp-picture -> Проект во второй младшей группе «Сказки всегда с нами!»
tmp-picture -> Цель: Расширить знания о Вселенной, космосе в целом, доказать какую роль играет космос в жизни человека и как человек влияет на космос
tmp-picture -> На правах рукописи Мытищи 2017 Источниковедческий подход – путь к преодолению разногласий исследователей. Сигурд Оттович Шмидт Век стремительных перемен
tmp-picture -> Бу́товский полиго́н
tmp-picture -> Консультация для родителей «город, в котором я живу»
tmp-picture -> Г. Электросталь Московской области
tmp-picture -> Книга «Война в Афганистане: история и уроки»
tmp-picture -> Оглавление введение Основная часть


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал