Проект «Развиваем речь, играя!»



Скачать 91,95 Kb.
Дата12.07.2017
Размер91,95 Kb.
Проект «Развиваем речь, играя!»

Пояснительная записка

Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.


Актуальность.

Одной из наиболее важных проблем воспитания является развитие речи ребёнка. Правильная, хорошо сформированная речь – важное условие готовности к школьному обучению.

В наше время становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию с детьми на занятиях, режимных моментах, а также в свободное время.

Развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи - это составная часть и логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается педагогическим по своему характеру и коррекционно-развивающим по своей направленности.


Речь является основным способом общения. По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что в свою очередь стимулирует, накопление и развитие у него речевых умений и навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребенок достигает такого уровня совершенствования речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах - в соответствии с замыслом, условиями и целью общения.
У детей с проблемами в развитии вследствие нарушения тех или иных звеньев речевой системы спонтанное поэтапное формирование речевых умений и навыков встречает определенные затруднения, которые усугубляются дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта. Образовавшиеся таким образом элементарные речевые умения оказываются явно недостаточными для осуществления полноценной деятельности общения и последующего обучения в школе.
Дети с нарушениями развития речи обычно отстают в своих речевых возможностях от потребностей ведущей деятельности и, тем самым, от собственных потребностей, которые недостаточно стимулируют развитие речи.

Логопедическое воздействие в этом плане располагает положительными возможностями перевода ведущей игровой деятельности на уровень учебно-игровой деятельности: учебной по цели и игровой по характеру.


Таким образом, развитие речи посредством игровой деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в группе, а также реализации творческого потенциала маленького человечка.

Участники проекта:

Данный проект осуществляется на базе МБДОУ детского сада № 2 комбинированного вида. Проект реализуется в совместной деятельности детей, учителя логопеда, воспитателей и родителей группы компенсирующей направленности, педагогов ДОУ.



Вид проекта:

-познавательно-речевой, творческий.

-долгосрочный (с сентября 2015 - по май 2016 г.)

Ожидаемые результаты:

У детей


  • Развитие коммуникативной функции речи.

  • Преодоление речевого негативизма.

  • Успешное овладение грамотной и связной речью.

  • Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;

  • Совершенствование звуковой стороны речи;


У родителей:

  • Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

У педагогов:

  • Помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой стороны речи.

  • Разработка методического и практического материала по проекту.

Содержательная часть

Цель проекта:

«Формирование чёткой, грамматически правильной связной речи детей старшего дошкольного возраста через игру».


Задачи проекта:

  • Формировать правильное дыхание (выработка правильной и длительной воздушной струи).

  • Подготовить речевой аппарат детей к правильному звукопроизношению через артикуляционные упражнения.

  • Преодолеть речевой негативизм и пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через игровую деятельность.

  • Развивать мелкую моторику рук, используя различные элементы массажа, игры и упражнения с пальчиками; развивать память ребенка через пальчиковые игры.

  • Развивать лексико-грамматические компоненты речи.

  • Развивать у детей внимание, мышление через речевые игры.

  • Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение.

  • Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.

  • Консультирование педагогов в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой стороны речи.

Гипотеза: Организация логопедической работы с дошкольниками посредством игровой деятельности, будет способствовать развитию активной, правильной, насыщенной речи дошкольников.

  1. этап. Подготовительный (сентябрь-октябрь 2015г)

Создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;

Задачи:

    • Выявить уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста;

    • Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.

    • Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;

    • Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.

.

Для детей:

  • Углубленное обследование уровня развития речи ребенка.

  • Составление плана индивидуального маршрута.

  • Познакомить детей с органами артикуляционного аппарата.

  • Формировать выработку правильной воздушной струи (дыхательная гимнастика).

  • Формировать правильный уклад языка для постановки звуков в виде артикуляционных упражнений («Сказка о Веселом Язычке»).

Для родителей:

1. «Причины речевых нарушений».


Задачи:

1. Познакомить родителей с краткой характеристикой основных причин патологии детской речи;

2. Разъяснить необходимость комплексной диагностики и коррекции речевых нарушений;

3. Дать обоснование необходимости специального, направленного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи;

4. Объяснить необходимость активного родительского участия в коррекционно-педагогической работе в содружестве со специалистами детского сада.
2.Родительское собрание в виде игры «Устами младенца».

Цель:

Формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с учителем-логопедом и воспитателями.



3.Семинар-практикум (совместно с детьми): «Сказка о Веселом Язычке»:

Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики. Составление артикуляционной сказки о язычке совместно с ребёнком в домашних условиях.



2 этап .Основной. (ноябрь 2015 – апрель 2016г)

  • Организация мероприятий, направленных на развитие речевого, интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.

  • Организация непрерывной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных методов и технологий в системе работы.

С 2012 года создан родительский клуб »Болтунишка», который функционирует и в настоящее время в нашем ДОУ. Преимущество родительского клуба многочисленны:

Во-первых это положительный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе.

Цель: Повысить эффективность взаимодействия учителя- логопеда и семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста.

Задачи:


  • Получение родителями необходимых знаний, формирование умений для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков.

  • Формирование правильного отношения к речевому недостатку ребенка, логопедической организованной образовательной деятельности.

  • Оказание помощи в правильной организации логопедической организованной образовательной деятельности дома.

3 этап. Заключительный.

Выставка творческих работ подготовленных воспитанниками и их родителями. Все мероприятия проекта направлены на формирование речевой и познавательной активности детей, развитие творческого потенциала детей через игровую деятельность. На установление доверия, взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений. Вовлечение семей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс.



Подведение итогов проэкта в виде мероприятий:

  • «Путешествие в страну красивой речи»

  • Выпуск стенгазеты «Мы красиво говорим»

  • Выставка «Моя любимая буква»

Новизна проекта.

В ходе реализации данного проекта используются новые технологии: биоэнергопластика, мультимедийные презентации, Су-джок терапия, дифференцированный подход.

Достигнутые результаты:


      • Дети успешно овладели грамотной и связной речью.

      • Улучшилось звукопроизношение

      • Правильно употребляют лексико-грамматические категории.

      • Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

      • Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».

      • Повысился культурный уровень дошкольников.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволило значительно повысить эффективность совместной работы: решена одна из наиболее сложных проблем – проблем различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.

Родители перестали отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладели необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками.


Таким образом, мероприятия, которые были проведены с родителями в течение года, дали свои результаты. В ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на речевое развитие дошкольников.
Такая совместная работа создает благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценного личностного развития.

Я не остановлюсь на достигнутом, буду искать и разрабатывать новые инновационные формы коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.




Список литературы:

1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.

2. Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.

3. Закон РФ «Об образовании». М., 2008.

4. Журова Л. Е., Элъконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у де­тей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

5. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.

6. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000.

7.Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.

8.Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.

9. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: «Академия», 2002.

10.Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». Спб: Детство-Пресс, 1998.

11. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте. М.: Гном и Д, 2000.

12. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М.: Просвещение, 1991.

13. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возра­ста с общим недоразвитием речи. М.: Альфа, 1993.



14. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд.2-е, исправленное и дополненное. - М.: "Российское педагогическое агентство", "Когито-центр", 1998

15. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница