Проект стратегии комплексного развития городского округа Самара



Скачать 181.35 Kb.
Дата26.10.2016
Размер181.35 Kb.
Проект стратегии комплексного развития

городского округа Самара

на период до 2025 года
Инициативная группа:

Градоэкологическое развитие

Координаторы группы: Курочкин М.В.- доц. ПГ СГА, к.и.н., форсайт-аналитик.

Активные участники: Никитина Б.А.- доцент кафедры социологии и социальной сферы и демографии СамГУ, к.соц.н., член совета историко-экокультурной ассоциации Поволжье; Клековкин А.Г.- ст. преподаватель кафедры философии СМУН, форсайт-аналитик; Бажин Д.Н. - руководитель самарского филиала НП «Союз экологов»; Склярова Е.С.- заведующая сектором экологии Управления охраны окружающей среды Администрации г.о.Самара.
Цель первого уровня:

Превратить Самару в «площадку» по комплексному внедрению перспективных эко-технологий, созданию экологически благоприятного городского пространства жизнедеятельности на основе экологических принципов.
Цели второго и третьего уровней

1. Внедрить экологические подходы в деятельность по территориально-пространственному развитию городского округа.

1.1. Скорректировать генеральный план Самары и осуществлять градостроительную деятельность с учетом экологических требований.

1.2. Сформировать эко-каркас городского округа, объединив парки, скверы, озера, ручьи, овраги, аллеи, сады и дачные участки, зимние сады, зеленые каскады на зданиях и т.п. в единую систему.

1.3. Разработать организационно-пространственную схему оптимизации существующей жилой застройки в соответствии с экологическими принципами, с сохранением естественных природных элементов и зон рекреации.

1.4. Стимулировать использование эко-технологий в новом жилищном строительстве: возведение эко-домов, в т.ч. согласно принципам гелиотектуры, «умных домов».

2. Сформировать экологически-дружественную среду обитания горожан.

2.1. Осуществить модернизацию существующего жилищного фонда с использованием технологий энерго- и ресурсосбережения.

2.2. Оптимизировать систему городского теплоснабжения, повысив долю автономных источников тепловой энергии, использующих технологии альтернативного обеспечения энергией и теплом, в том числе за счет энергии канализационных стоков.

2.3. Перестроить системы ливневой и бытовой канализации с упором на создание сетей автономной канализации, разводку стоков на «черные» и «серые»1, вторичное использование последних.

2.4. Реформировать транспортную систему на основе экоприниципов, включая модернизацию дорожно-транспортной системы, внедрение экологических чистых видов топлива и экологически безопасного транспорта.

2.5. Превратить Самару в город с нулевыми отходами («zero waste»), качественно улучшив систему работы с твердыми бытовыми отходами на основе элементов раздельного сбора мусора, внедрения инфраструктуры рециклинга, комплекса технологий переработки биологических отходов и др.).

2.6. Сформировать инфраструктуру для реализации жителями и гостями города познавательного экологически дружественного досуга, способствующего психическому и соматическому оздоровлению населения.

3. Стимулировать внедрение в производство и бизнес экологически-дружественные инновационные технологии гуманитарного, естественно-научного и технологического характера.

3.1. Создать режим максимального благоприятствования для предприятий, применяющих передовые экологически дружественные технологии.

3.2. Обеспечить поддержку создания линий эко-производств – предприятий, работающих на вторсырье, специализирующихся на производстве экологичных предметов быта или производящих высокотехнологичные товары эко-сферы.

3.3. Расширить возможности обеспечения населения Самары экологически дружественными продуктами питания, произведенными в регионе в соответствии с требованиями международных, национальных и локальных стандартов.

3.4. Превратить городской округ в рамках Средневолжского биосферного резервата (на базе Национального парка «Самарская Лука») в международную площадку для эко-туризма, включив значительную часть жителей Самары в число клиентов или временных сотрудников местных эко-туристических фирм.

3.5. Внедрить систему экологического менеджмента и обеспечения профессиональной безопасности (в соответствии со стандартом ИСО 14000 и стандартом OHSAS 19000), начиная с повышения уровня квалификации персонала в обозначенной сфере во всех учреждениях муниципальной собственности.

4. Повысить эко-культуру жителей городского округа посредством эко-образования, экопросвещения и других мероприятий.

4.1. Осуществить экологизацию системы образования за счет внедрения новых и модернизации образовательных программ (экологической направленности) в образовательных учреждениях всех уровней, а также введения элементов экологически дружественного быта в жизнь образовательных учреждений.

4.2. Запустить комплекс долговременных программ экологического просвещения и пропаганды экологических ценностей, стандартов и моделей поведения в быту (в том числе по участию в решении эко-проблем по месту жительства - в доме, квартале, городе, проведении экологически дружественного отдыха и др.).

4.3. Обеспечить доступность экологической информации для заинтересованных жителей и сообществ города за счет создания сферы экологической журналистики, социальной эко-рекламы с использованием эко-брендов и т.д.

5. Стимулировать устойчивое социально-экологическое развитие городского сообщества.

5.1. Внедрить принципы приоритетной эко-поддержки социально уязвимых групп (пенсионеры, инвалиды, молодые семьи, многодетные, малообеспеченные семьи).

5.2. Разработать и апробировать механизмы выдачи эко-кредитов;

5.3. Разработать и внедрить социальную адресную закупку эко-продуктов и эко-товаров (для роддомов, детских дошкольных учреждений, школьных столовых, столовых детских учреждений дополнительного образования и больниц).

5.4. Сформировать систему эко-досуга, эко-образовательных и эко-воспитательных объектов, создающую дополнительные рабочие места для пожилых людей и молодежи внутри городских кварталов.
Экологическая политика. Экологические вызовы и угрозы являются одними из самых значимых для современной цивилизации. В этой связи, соответствие требованиям экологичности и охраны окружающей среды сегодня становятся одними из базовых условий развития современных городов и формирования перспективного городского образа жизни. В Самаре реализуются экологические целевые программы, направленные на благоустройство города в аспектах его озеленения и снижения уровня загрязненности. Но они осуществляются в очень ограниченном виде по сравнению со стратегически необходимым комплексом работ. Поэтому целесообразна разработка самарской экологической политики, ориентирующей на использование современных экотехнологий в проектировании городской среды, строительстве, энергетике, коммунальном хозяйстве и т.д.

Стратегические программы:


  • Разработка нормативно-правового и инструментального обеспечения экологической направленности территориально-пространственного развития городского округа.

  • Создание экокаркаса городского округа.

  • Минимизация уровня загрязнений.

  • Внедрение экотехнологий в производство.

  • Развитие системы эко-образования и просвещения.

Социально-экологическое развитие городского округа.
Ожидаемые результаты:

  • Закрепление за Самарой статуса, первой в России, инновационной площадки по внедрению технологий экологизации городской среды.

  • Снижение энергопотребления в расчете на душу населения на 60%.

  • Снижение объемов захораниваемых ТБО до 20% от текущего уровня.

  • Снижение объема сброса загрязненных вод в окружающую среду на 100%.

  • Повышение площади зеленых насаждений до 15 м.кв. на человека, увеличение площади внутренних водоемов в городе в 3 раза.

  • Снижение уровня заболеваемости эколого-зависимыми заболеваниями.

  • Обеспечение доступности эко-технологий и снижение стоимости основных эко-продуктов до уровня включения их в минимальную потребительскую корзину для социально малозащищенных слоев населения.


Риски, связанные с направлением:

- риски, связанные с отсутствием широкого взаимодействия органов власти разного уровня с местными сообществами в вопросах охраны окружающей среды и градоэкологического развития;

- риски, связанные с преобладанием подхода, когда сиюминутная экономическая выгода ведет к игнорированию природоохранных и экологических требований;

- риски, связанные с отсутствием действенных механизмов формирования экологического сознания населения, преодоления потребительского отношения к Природе – материнской среде, с недостаточностью стимулов для развития экологического образования и воспитания различных слоев горожан.


Программно-проектное направление:


Цель второго уровня

1. Внедрить экологические подходы в деятельность по территориально-пространственному развитию городского округа

Программа

Внедрение экологических принципов в процессы территориально-пространственного развития городского округа



Цели третьего уровня

Проектно-программные направления реализации

Ожидаемые результаты

Индикаторы

1.1

Скорректировать генеральный план Самары и осуществлять градостроительную деятельность с учетом экологических требований

  • Подпрограмма экологизации градостроительной политики;

  • Повсеместный учет в градостроительной практике экологических принципов, подходов и требований;

  • Сформированный эко-каркас городского округа.

  • Повсеместно введенная в градостроительство практика оптимизации существующей или вновь создаваемой жилой застройки

  • Повсеместный переход на строительство экокварталов;

  • Увеличение притока инвестиций на строительство экокварталов;

  • Доля вновь возводимых или реконструируемых объектов градостроительства, в которых учтены экологические принципы, подходы и требования (от общего числа), %;

  • Доля площади городского округа, входящей в эко-каркас, % от общей площади городского округа;

  • Динамика изменения доли площади зеленых зон (% от общей площади);

  • Увеличение зеленых насаждений до 15 м.кв. на человека;

  • Увеличение площади внутренних водоемов в городе в 3 раза;

  • Доля количества экореконструирован-ных или вновь возводимых (с учетом экопринципов) жилых кварталов, в общем числе возводимых или реконструируемых жилых кварталов, %;

  • Динамика изменения объема инвестируемых в строительство экодомов и экокварталов средств;

  • Доля средств инвестируемых в строительство экокварталов в общем объеме средств, выделяемых на градостроительство, %;

1.2

Сформировать эко-каркас городского округа, объединив парки, скверы, озера, ручьи, овраги, аллеи, сады и дачные участки, зимние сады, зеленые каскады на зданиях и т.п. в единую систему

  • Подпрограмма развития городских экосистем: расширение зеленых зон в городской среде, приведение их в устойчивое состояние;

  • Проект единого эко- и гидроэко-каркаса (рекреационно-экологического каркаса) городского округа;

1.3

Разработать организационно-пространственную схему оптимизации существующей жилой застройки в соответствии с экологическими принципами, с сохранением естественных природных элементов и зон рекреации

  • Подпрограмма экореконструкции жилых кварталов;

1.4

Стимулировать использование эко-технологий в новом жилищном строительстве: возведение эко-домов, в т.ч. согласно принципам гелиотектуры, «умных домов»

  • Подпрограмма по проектированию и строительству экокварталов;

  • Подпрограмма по стимулированию инвесторов к строительству жилых зданий типа «экодом», «умный дом» с пассивным энергопотреблением и выработкой собственного энергоресурса;

Цель второго уровня

2. Сформировать экологически-дружественную среду обитания горожан

Программа

Экосообразные преобразования городской среды и минимизация уровня загрязнений

2.1

Осуществить модернизацию существующего жилищного фонда с использованием технологий энерго- и ресурсосбережения

  • Подпрограмма по стимулированию реконструкции зданий и сооружений с элементами системы «умный дом»;

  • Проект «Живое окно»;

  • Модернизация существующего жилищного фонда с использованием технологий энерго- и ресурсосбережения;

  • Оптимизация системы городского теплоснабжения;

  • Внедрение в систему городского теплоснабжения автономных источников тепловой энергии;

  • Создание сетей автономной канализации;

  • Снижение уровня загрязнений, вызванных транспортной системой;

  • Эффективная переработка большей части отходов городского округа с извлечением пользы (тепла, энергии, биотоплива и т.п.);

  • Повышение экологического сознания у горожан;

  • Оздоровление городского населения;

  • Объем средств, сэкономленных в результате модернизации жилищного фонда, млн. рублей;

  • Доля количества объектов жилищного фонда модернизированных с использованием технологий энерго- и ресурсосбережения (от общего количества модернизированных объектов жилфонда)

  • Доля автономных источников тепловой энергии в общем количестве источников тепловой энергии;

  • Динамика изменения доли автономных источников;

  • Снижение объема сброса загрязненных вод в окружающую среду на 100 %;

  • Доля сетей автономной канализации в общем объеме ливневой и бытовой канализации города;

  • Доля уровня загрязнений, вызванных транспортной системой, в общем объеме загрязнений;

  • Доля количества единиц общественного и внутригородского грузового транспорта, переведенного на экологически чистые виды топлива;

  • Эффективная переработка не менее 80 % ТБО;

  • Снижение объемов захораниваемых ТБО до 20% от текущего уровня;

  • Количество объектов инфраструктуры экологически дружественного досуга;

2.2

Оптимизировать систему городского теплоснабжения, повысив долю автономных источников тепловой энергии, использующих технологии альтернативного обеспечения энергией и теплом, в том числе за счет энергии канализационных стоков

  • Подпрограмма по внедрению в повсеместное использование автономных инженерных систем;

2.3

Перестроить системы ливневой и бытовой канализации с упором на создание сетей автономной канализации, разводку стоков на «черные» и «серые», вторичное использование последних

  • Подпрограмма «Автономные канализации»;

2.4

Реформировать транспортную систему на основе экоприниципов, включая модернизацию дорожно-транспортной системы, внедрение экологических чистых видов топлива и экологически безопасного транспорта

  • Подпрограмма по переводу общественного и внутригородского грузового транспорта на экологически безопасные виды топлива;

2.5

Превратить Самару в город с нулевыми отходами («zero waste»), качественно улучшив систему работы с твердыми бытовыми отходами (ТБО) на основе элементов раздельного сбора мусора, внедрения инфраструктуры рециклинга, комплекса технологий переработки биологических отходов и др.)

2.6

Сформировать инфраструктуру для реализации жителями и гостями города познавательного экологически дружественного досуга, способствующего психическому и соматическому оздоровлению населения

  • Подпрограмма развития экологически дружественного отдыха

Цель второго уровня

3. Стимулировать внедрение в производство и бизнес экологически-дружественные инновационные технологии гуманитарного, естественно-научного и технологического характера

Программа

Внедрение экотехнологий в производство

3.1

Создать режим максимального благоприятствования для предприятий, применяющих передовые экологически дружественные технологии

  • Подпрограмма уменьшения негативного влияния на окружающую среду со стороны действующих предприятий;

  • Подпрограмма усиления контроля за негативным воздействием на окружающую среду со стороны действующих предприятий;

  • Закрепление за Самарой статуса, первой в России, инновационной площадки по внедрению технологий экологизации городской среды;

  • Повышение доли эко-продукции в общем объеме производимых товаров и услуг;

  • Повышение активности венчурных фондов и эффективности их деятельности;

  • Наличие в городе торговых точек и сетей, предлагающих доступную экологически чистую продукцию;

  • Повышение востребованности Самарской Луки как центра эко-туризма российского и международного масштаба;

  • Повышение качества предоставляемых услуг в сфере экологического менеджмента;

  • Место Самары как площадки по внедрению технологий экологизации городской среды в российских и международных рейтинговых списках

  • Динамика изменения количества эко-производств;

  • Доля эко-продукции в общем объеме производимых товаров и услуг;

  • Доля количества экологически дружественных видов хозяйственной деятельности в общем количестве видов деятельности;

  • Динамика изменения объемов венчурных фондов;

  • Количество торговых точек и сетей, предлагающих доступную эко-продукцию;

  • Динамика изменения количества точек и сетей реализации эко-продукции;

  • Динамика изменения объема реализации эко-продукции населению;

  • Место Самары как международной площадки для эко-туризма в российских и международных рейтинговых списках;

  • Доля количества муниципальных учреждений с внедренной системой экологического менеджмента (от общего числа МУ);

3.2

Обеспечить поддержку создания линий эко-производств – предприятий, работающих на вторсырье, специализирующихся на производстве экологичных предметов быта или производящих высокотехнологичные товары эко-сферы

  • Подпрограмма создания нормативно-правовых и организационно-административных условий для развития инновационных предприятий, создающих альтернативные виды хозяйственной деятельности;

  • Подпрограмма по увеличению доли экологически дружественных видов хозяйственной деятельности (реструктуризация экономики);

  • Подпрограмма повышения инновационно-предпринимательской активности населения в регионе;

3.3

Расширить возможности обеспечения населения Самары экологически дружественными продуктами питания, произведенными в регионе в соответствии с требованиями международных, национальных и локальных стандартов

  • Подпрограмма по обеспечению доступа населения к продуктам питания, свободным от антропогенных токсикантов;

3.4

Превратить городской округ в рамках Средневолжского биосферного резервата (на базе Национального парка «Самарская Лука») в международную площадку для эко-туризма, включив значительную часть жителей Самары в число клиентов или временных сотрудников местных эко-туристических фирм

  • Подпрограмма развития системы экологического туризма;

  • Подпрограмма по обеспечению доступности отдыха на природе и в зеленых зонах города, стимулирования экологически дружественной рекреационной активности у широких слоев населения;

3.5

Внедрить систему экологического менеджмента и обеспечения профессиональной безопасности (в соответствии со стандартом ИСО 14000 и стандартом OHSAS 19000), начиная с повышения уровня квалификации персонала в обозначенной сфере во всех учреждениях муниципальной собственности

  • Подпрограмма подготовки муниципальных учреждений к вовлечению в формирование внутренней системы экологического менеджмента в организациях;

  • Подпрограмма по формированию системы обязательного повышения квалификации руководителей организаций;

Цель второго уровня

4. Повысить эко-культуру жителей городского округа посредством эко-образования, экопросвещения и других мероприятий

Программа

Развитие системы эко-образования и просвещения

4.1

Осуществить экологизацию системы образования за счет внедрения новых и модернизации образовательных программ экологической направленности в образовательных учреждениях всех уровней, а также введения элементов экологически дружественного быта в жизнь образовательных учреждений

  • Подпрограмма по разработке и внедрению образовательных программ экологической направленности;

  • Проект «Экологически дружественный быт в жизни образовательных учреждений» (раздельный сбор мусора, зимние сады и термокультурные огороды, альт-энергетика, экологический менеджмент в образовательных учреждениях);

  • Формирование у обучающихся всех возрастов необходимого базового уровня экологического сознания и элементарных навыков экологичного поведения;

  • Повышение социальной и экологической ответственности и активности горожан;

  • Формирование у большей части населения необходимого уровня экологичного сознания и поведения;

  • Постоянное широкое. профессиональное освещение вопросов экологии и охраны окружающей среды в городском округе;

  • Количество новых внедренных и действующих образовательных экологических программ;

  • Количество модернизированных образовательных программ экологической направленности;

  • Динамика изменения количества публикуемых эко-образовательных и информационных материалов в деятельности СМИ, НКО и учреждений социо-культурной сферы;

  • Количество мер и решений, принятых муниципальными органами по обращениям граждан;

  • Количество обращений граждан в муниципальные органы по вопросам решения эко-проблем;

  • Динамика изменения доли населения потребляющего эко-продукцию (по результатам опросов, анкетирования);

  • Количество журналистов, освещающих вопросы экологии;

  • Количество публикаций по вопросам экологии, экологическим проблемам и их влиянию на состояние здоровья населения;

  • Количество источников, публикующих информацию по экологическим вопросам, проблемам и т.п.;

4.2

Запустить комплекс долговременных программ экологического просвещения и пропаганды экологических ценностей, стандартов и моделей поведения в быту (в том числе по участию в решении эко-проблем по месту жительства - в доме, квартале, городе, проведении экологически дружественного отдыха и др.)

  • Подпрограмма активизации эко-образовательной и информационной деятельности региональных СМИ, НКО и учреждений социо-культурной сферы;

  • Проект развития обратной связи между населением и муниципальными органами охраны природы, исполнительной и законодательной власти;

  • Подпрограмма развития экологической культуры потребления граждан, информирования и привлечения населения к активизации потребления экологически чистой продукции;

4.3

Обеспечить доступность экологической информации для заинтересованных жителей и сообществ города за счет создания сферы экологической журналистики, социальной эко-рекламы с использованием эко-брендов и т.д.

  • Подпрограмма по созданию условий для совершенствования профессионального мастерства журналистов, освещающих вопросы природопользования и охраны окружающей среды;

  • Подпрограмма по обеспечению регулярного и комплексного информирования граждан о состоянии окружающей среды, городских экологических проблемах, об их влиянии на состояние здоровья населения;

Цель второго уровня

5. Стимулировать устойчивое социально-экологическое развитие городского сообщества

Программа

Социально-экологическое развитие городского округа

5.1

Внедрить принципы приоритетной эко-поддержки социально уязвимых групп (пенсионеры, инвалиды, молодые семьи, многодетные, малообеспеченные семьи)

  • Подпрограмма эко-поддержки социально уязвимых групп населения;

  • Обеспечение доступности эко-технологий и снижение стоимости основных эко-продуктов до уровня включения их в минимальную потребительскую корзину для социально малозащищенных слоев населения;

  • Динамика изменения стоимости эко-продуктов;

  • Объем средств, выделяемых на эко-поддержку социально уязвимых групп населения;

5.2

Разработать и апробировать механизмы выдачи эко-кредитов

  • Подпрограмма разработки долевого муниципально-коммерческого участия в выдаче кредитов под развитие эко-сообразной деятельности, разработки кредитных льгот для предприятий, производящих продукцию и услуги экологической направленности;

  • Увеличение количества и повышение качества продукции и услуг экологической направленности;

  • Объем средств выданных в качестве эко-кредитов;

  • Количество льгот для предприятий, производящих эко-продукцию и оказывающих эко-услуги;

5.3

Разработать и внедрить социальную адресную закупку эко-продуктов и эко-товаров (для роддомов, детских дошкольных учреждений, школьных столовых, столовых детских учреждений дополнительного образования и больниц)

  • Подпрограмма обеспечения эко-продуктами и эко-товарами роддомов, детсадов, школ, больниц и ряда подобных учреждений;

  • Повышение общего состояния здоровья населения, в первую очередь, детей и молодежи;

  • Доля объема эко-продуктов и эко-товаров в общем объеме адресных закупок;

5.4

Сформировать систему эко-досуга, эко-образовательных и эко-воспитательных объектов, создающую дополнительные рабочие места для пожилых людей и молодежи внутри городских кварталов

  • Подпрограмма повышения заинтересованности граждан в сохранении и улучшении качества среды обитания;

  • Подпрограмма по созданию системы эко-досуга;

  • Подпрограмма развития эко-образовательной и эко-воспитательной деятельности с семьями, пожилыми людьми, и молодежью в системе социальной работы с населением

  • Смещение акцента предпочтений горожан в сторону мероприятий экологических видов досуга;

  • Увеличение количества рабочих мест для пожилых, молодежи и инвалидов

  • Количество объектов эко-досуга;

  • Количество дополнительных рабочих мест, создаваемых на объектах эко-досуга;



1 «Черные» - туалетные стоки; «серые» - стоки ванн, раковин. посудомоечных и стиральных машин.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал