Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в профильной школе



Скачать 184,15 Kb.
Дата16.07.2017
Размер184,15 Kb.


Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в профильной школе.

Обоснование актуальности проекта

Необходимость разработки обозначенного проекта вызвана рядом причин, которые можно разделить на две группы: внешние и внутренние.



Внешние причины.

  1. Социальные «вызовы», заключающиеся в востребованности компетентностного образования человека в современном мире. Речь идет о том, что необходимо формирование компетенций, обеспечивающих возможность его выбора и самоопределения в ситуациях неопределенного будущего, компетенций эффективного взаимодействия и коммуникации, компетенций профессионализации, социализации. Эти «вызовы» диктуют необходимость перехода школы от выполнения задач передачи прошлого опыта, знаний и формирования способов социальной адаптации подрастающего поколения к выполнению задач компетентностного образования, то есть осуществления таких форм совместной деятельности, которые обеспечивали бы высокую социальную мобильность, личностную зрелость.

  2. Направления модернизации современного образования требуют разработки компетентностно-ориентированного содержания образования, разработки специальных программ, методик компетентностного обучения, реально обеспечивающих формирование деятельностных и коммуникативных компетенций; компетенций проектирования, умения решать задачи, работать с текстом, проектировать совместную деятельность, проблематизировать, работать в группах, выбирать и определять индивидуальные образовательные траектории.

3 Приказом № 927 Департамента образования г. Томска от 23.11.2007 г. утвержден муниципальный заказ общеобразовательным учреждениям на разработку и реализацию целевых программ по направлениям: совершенствование структуры и содержания образования, внедрение новых образовательных технологий, развитие единой муниципальной образовательной среды.
Внутренние причины.

Участие школы в эксперименте по профильному обучению, разработка и реализация инновационного проекта « Построение образовательных профилей совместной деятельности в старшей школе» позволили накопить опыт по проектированию и сопровождению индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся в старшей школе. Мы полагаем, что ИОП должна стать базовой единицей образования в старшей школе, а эффективность работы с ИОП зависит от возможности предоставления учащимся выбора индивидуальных маршрутов
Анализ ситуации и постановка проблемы

Наша Школа участвует в эксперименте по профильному обучению шесть лет. В течение этого времени оформилась организационная модель профильного обучения в школе, созданы условия и ресурсы для организации профильного обучения, разработана концепция профилизации в общеобразовательной школе.

Основной целью профилизации нашей старшей школы является предоставление учащимся возможности проектировать свое будущее и формировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора.

Задачи профильного обучения

  • Формировать компетенции проектирования образовательного профиля: определение оснований для его выбора, построение профиля как результат и следствие профильного обучения.

  • Направить усилия на проектирование вместе с детьми не столько профессионального, сколько образовательного профиля: образовательный профиль как результат и следствие профильного обучения в средней школе.

В нашей школе мы исходим из того, что выбор профиля – это не начало, а завершение профильного обучения в старшей школе: эффективность старшей школы определяется построением детьми своего образовательного профиля. Мы полагаем, что такой профиль должен не задаваться, а создаваться детьми и педагогами в школе. И его создание определяет эффективность старшей школы. Для этого необходимо, чтобы дети и педагоги старшей школы участвовали в проектировании, создании, исследовании эффективности своей совместной деятельности в школе, в разработке проекта профильного обучения ;определяли номенклатуру образовательных профилей и содержание образования в них путем осуществления образовательных проб, образовательных проектов, разработки и реализаций проектов образовательных программ; овладевали компетенциями участия, влияния на совместную деятельность в процессе своего образовательного позиционирования

Используя инновационные наработки школы Совместной деятельности, мы разработали проект « Построение образовательных профилей совместной деятельности в старшей школе»

Направления организации совместной деятельности по профильному обучению в старшей школе:

1.Развитие образовательного содержания совместной деятельности в старшей школе

2.Организация образовательной деятельности, направленной на реализацию образовательных программ профилей и индивидуальных образовательных программ учащихся.

3. Разработка и реализация механизмов управления профильным обучением а старшей школе.

1. Условия и ресурсы для организации профильного обучения

1.1. Условием организации профильного обучения в старшей школе является группировка всех учебных курсов и дисциплин, позволяющая педагогам и детям ориентироваться в выборе курсов, тем самым в постановке разных образовательных задач по их изучению. В Школе используется следующая группировка учебных курсов: базовые общеобразовательные курсы, профильные курсы.

В школе открыты профили: социально-гуманитарный, естественно-математический, универсальный.

Эти профили обеспечены следующими курсами и программами:



-программы углубленного изучения специальных предметов;

-элективные курсы;

- метакурсы.

1.2. Базовым условием организации профильного обучения в нашей Школе является проектирование образовательных профилей. Мы стремимся не формировать профили «волевым» способом, а привлекаем самих учащихся, педагогов, родителей для проектирования образовательных профилей в школе. И хотя официальные названия профилей обучения в нашей школе звучат традиционно: социально-гуманитарный, естественно-математический, универсальный, мы используем в школе и считаем более точными следующие названия:

  • Проектирование образовательной деятельности в социально-гуманитарном профиле;

  • Проектирование образовательной деятельности в естественно-математическом профиле;

  • Социальное управление и проектирование.

Эти названия не случайны. Мы, действительно, создаем с детьми и педагогами образовательные профили. Для этого в нашей Школе разработан и реализуется метапредметный курс «Проектирование образовательного профиля», в рамках которого организуется с учащимися проектирование профиля и образовательное сопровождение профильного обучения. Этот курс является обязательным для всех учащихся старшей школы. Задача курса – научить построению индивидуального профиля, определению образовательного содержания профилей. Курс включает разделы: «Проектирование образовательного пространства старшей школы», «Построение образовательного профиля», «Разработка индивидуальной образовательной программы», «Консультационное сопровождение индивидуальных образовательных программ». Важным результатом реализации курса является разработка образовательных программ профилей совместной деятельности .

1.3. Базовым условием реализации образовательных профилей в нашей Школе является разработка и реализация учащимися индивидуальных образовательных программ.

В настоящее время такая индивидуальная программа включает в себя:

-формулирование и оформление учащимися ценностных, смысловых установок на образование, образовательные цели и учебные задачи;

-определение и выбор ими направлений общеобразовательной подготовки, специализации, профессионализации деятельности;

-установление учебных затруднений и индивидуальных особенностей учебной работы, учебного стиля, разработку и выбор средств, обеспечивающих повышение учебных результатов и достижений;

-выбор одной из форм образовательной деятельности : творческая работа, проект, исследовательская работа;

-выработку оснований и критериев оценивания, рефлексии своей образовательной деятельности, своих достижений и результатов.

1.4. К организационным условиям реализации профильного обучения в нашей школе относится выделение следующих этапов организации образовательной деятельности.


  • В начале учебного года мы организуем погружение в совместную деятельность и проектирование образовательного пространства старшей школы. Погружение завершается защитой индивидуальных образовательных программ учащихся, их утверждением (на этом этапе важна разработка проекта организации совместной деятельности в старшей школы). В 2007-2008 уч.году проектная- исследовательская группа по разработке и реализации профильного обучения в Школе поставила перед собой задачу более детально проработать все этапы организации образовательной деятельности. Разработан проект организации профильного обучения в Школе Совместной деятельности на этапе погружения.

  • В течение учебного года осуществляется профилизация совместной деятельности в старшей школе: организация разных форм совместной деятельности; разработка и реализация проектов образовательных событий; реализация индивидуальных образовательных программ.

  • В конце учебного года организуется обсуждение и рефлексия результатов профильного обучения: результатов реализации проекта старшей школы (готовятся отчеты о реализации проекта старшей школы для родителей и общественности; отчет о реализации образовательных программ в старшей школе; проводятся отчетные семинары, собрания, конференции; проводится мониторинг проекта профильной школы); результатов реализации образовательных программ учащихся (результаты учебной работы, проектные достижения учащихся, динамика личных достижений, освоение новых учебных средств, преодоление учебных трудностей); образовательные результаты и эффекты (портфолио, которое включает лучшие работы, выполненные проекты, исследования, профессиональные пробы); личностные достижения (рефлексия смысловых и ценностных установок учащихся на образование); осуществляется корректировка проекта профилизации совместной деятельности в старшей школе.

2. Oрганизация деятельности по разработке и реализации учащимися ИОП.



    1. Организации образовательной деятельности в старшей школе:

  • Большое внимание уделяется уроку и такой его организации, когда дети и педагоги могут проявить свои учебные и образовательные инициативы, реализовывать замыслы, учиться совместности. На уроках в старшей школе помимо учебных программ реализуются инновационные образовательные программы:

1. «Развитие проектных компетенций в совместной деятельности педагога и ребенка», рук. И.Ю. Малкова, к.п.н.;

2. «Проектирование совместной деятельности при построении учебной темы», рук. В.Ю. Соколов, к.и.н.;

3. «Культура текстопорождения в совместной деятельности», рук. А.В. Петров, к.п.н.;

4. «Обучение школьников решению учебных и образовательных проблем в совместной деятельности»,рук.Румбешта Е.А.,д.п.н.




  • Учащиеся старшей школы обязательно выбирают и выполняют один из видов самостоятельной работы: творческая, проектная, исследовательская.

  • Образовательными формами разворачивания профильного обучения в старшей школе являются: уроки; образовательные проекты; учебные проекты; социальные проекты; социальная практика; профессиональные пробы; исследовательские, творческие работы; компетентностные олимпиады; предметные олимпиады; предметные конференции; клубы; занятие «Час профиля».

  • Учащимся в старшей школе предоставляются разнообразные дополнительные образовательные услуги, как платные, так и бесплатные.

  • Организация и проведение образовательных событий школьного, городского, регионального уровня, которые мы разрабатываем совместно с детьми или принимаем в них участие.

2.2 Тьюторское сопровождение разработки и реализации учащимися ИОП.

В этом случае тьюторское сопровождение выступает как одна из технологий организации профильного обуче­ния, ориентированная на обеспечение условий успешного построения и реализации учащимися индивидуальных образовательных программ. Тьюторское сопровождение осуществляет куратор прфиля.

Куратор организует работу по выявлению и постановке проблем учебной и образовательной деятельности ребенка, помогает оформить индивидуальный учебный план, сопровождает этапы самостоятельных работ ученика, организует рефлексию результатов образовательной деятельности.
Анализ результатов организации профильного обучения

1. В нашей школе мы выделяем несколько результатов профильного обучения:



    • Учебные результаты;

    • Образовательные результаты;

    • Инновационные результаты



Гуманитарный профиль

Инновационные:

Индивидуальные образовательные программы

10класс 11 класс

Защитили 93%

Реализовали 88% 96%

Образовательные:

Коммуникативные компетенции



высокая степень 30% 45%

средняя степень 15% 23%

низкая степень 55% 32%

Освоение культуры проектной



деятельности 69% 72%

Умение позиционировать 63% 77%



Учебные ( на конец года):

русский язык 48% 55%

история 54% 60%

литература 61% 69%


Естественно-математический профиль

Инновационные:

Индивидуальные образовательные программы



10класс 11 класс

Защитили 83%

Реализовали 58% 76%
Образовательные:

Коммуникативные компетенции



высокая степень 28% 33%

средняя степень 24% 31%

низкая степень 48% 36%

Освоение культуры проектной



деятельности 59% 73%

Информационная компетенция

  • Изучать теоретические

сведения по теме исследования; 53% 67%

  • кратко конспектировать 58% 74%



Исследовательская компетенция 10 кл. 11 кл.

  • Постановка цели 89% 100%

  • Постановка исследовательской задачи 44% 59%

  • Обоснование гипотезы 41% 50%

  • Выполнение эксперимента 81% 93%

  • Оформление результатов 77% 89%

  • Анализ, обобщение, интерпретация

результатов 63% 75%

  • Представление результатов исследования 52% 62%

  • Планирование способов

проверки гипотезы 60% 83%


Учебные: Качество
физика 61% 70%

математика 46% 51%

Универсальный профиль «Социальное управление и проектирование»

Индивидуальные образовательные программы

10класс 11 класс

Защитили 82%

Реализовали 59% 80%

Образовательные:

Коммуникативные компетенции



высокая степень 35% 45%

средняя степень 15% 20%

низкая степень 50% 35%

Освоение культуры проектной

деятельности

( социальные проекты) 65% 90%

Проектирование своего



образовательного профиля 59% 80%

Принятие решений в ситуациях



неопределенности 48% 71%

Компетенции эффективного



взаимодействия 40% 51%
2. Анализ отношения учащихся к организации профильного обучения

  • Анализ отношения учащихся к организации профильного обучения в 2007-2008 уч. году в нашей Школе показал следующее: учащиеся 10-11 классов отмечают, что в школе есть интересные для них образовательные формы: конференция «Проектирование Я-пространства в школе» - 88%; городская конференция «Путь к истокам»86%, защита замыслов самостоятельных работ –69%, защита социальных проектов и представление результатов своих исследований - 79%; уроки по выбору - 55%; уроки – проекты - 48%; компетентностные олимпиады- 34%, защита индивидуальных образовательных программ- 33%

  • В качестве положительных результатов организации профильного обучения в нашей Школе ученики называют формирование у них разных компетенций:работа в проектной группе 64%, принятие решений в ситуациях неопределенности-54%, освоение культуры проектной деятельности -82%, преодоление учебных трудностей и решение проблем - 48%; повышение успеваемости по предметам - 38%; самореализация через победы в городских и школьных олимпиадах, участие в Северской конференции - 31%, умение ориентироваться в городском образовательном пространстве-30%.

  • Наши учащиеся по - прежнему считают, что в процессе разработки и реализации ими индивидуальных образовательных программ у них формируются умения:

- учебные: научился решать задачи, углубил знания по физике, научился решать тесты, понимать правила и применять их, писать сочинение;

- образовательные: умения выделять главное, составлять авторский текст, рецензировать; высказывать свои мысли, внимательно слушать «другого», работать в группе, составлять сценарий, презентировать свою работу, дискутировать; умение организовать свою работу, формулировать проблему и искать пути решения;

- коммуникативные, организаторские: предъявить себя, работать в команде, использовать разные стили и модели поведения, взаимодействовать с окружающими, организовывать праздники, общаться с аудиторией, слушать и слышать, договариваться с другими детьми и с педагогами.
Анкетирование показало, что наши старшеклассники умеют различать учебную и образовательную деятельность, их цели и задачи ( 63%). Проектирование и реализация индивидуальных образовательных программ позволяет учащимся понять цели своего образования, делать выбор, необходимый для достижения поставленных целей ( 46%).

Вместе с тем анализ отношения учащихся к организации профильного обучения в Школе показал, что они сталкиваются с некоторыми затруднениями:

- трудность в проектировании и реализации ИОП ( 40% не осознают особой значимости ИОП, 27 % не понимают как разрабатывать и не хотят реализовывать ИОП).

-затруднения в профессиональном самоопределении и выборе вуза, установление связи этого выбора с профилем - 52%;

-ограниченность возможностей для формирования «индивидуального профиля» -52%;

- неготовность ряда педагогов – предметников учитывать образовательные потребности учащихся в процессе реализации ИОП- 34%

- неэффективность работы куратора- 33%
3. Анализ отношения педагогов к организации профильного обучения

  • Педагоги старшей школы отмечают ( исследование проводилось в марте и сентябре 2008г), что разработка и реализация учащимися ИОП является важным условием организации профильного обучения в нашей Школе ( 87%)

  • В качестве положительных результатов организации профильного обучения в нашей Школе педагоги так же, как и ученики называют формирование у старшеклассников разных компетенций, в т.ч. освоение культуры проектной и исследовательской деятельности -72%, преодоление учебных трудностей и решение проблем - 68%; повышение успеваемости по предметам - 48%, профессиональное самоопределение – 44%, групповое взаимодействие- 43%, выбор, необходимый для достижения поставленных целей ( 40%).

  • Анализ отношения педагогов к организации профильного обучения в Школе показал, что они сталкиваются с некоторыми трудностями профильного обучения:

- отсутствие опыта работы с ИОП учащихся в рамках урока ( 44%)

- трудность в проектировании и реализации образовательных и учебных программ, курсов, дополнительных образовательных услуг, обеспечивающих возможность профилизации совместной деятельности( 42%)

- трудность в организации совместной деятельности на уроке, с учетом образовательных потребностей учащихся реализующих ИОП ( 39%).



Обозначенные учащимися и педагогами трудности помогли нам сформулировать проблемы профильного обучения, заставили нас обсуждать изменения в организации совместной деятельности в старшей школе, необходимые для достижения эффективности профильного обучения.
Проблемы, требующие решения для достижения эффективности профильного обучения.

1. Проблема разного уровня вовлеченности учащихся в разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ.

Можно выделить группу учащихся, которые осознают важность и необходимость образовательной программы как средства организации своего образования, успешно её реализуют и считают, что умение построения индивидуальной образовательной программы пригодится им на протяжении всего жизненного пути. Достаточно большая группа учащихся проявляет формальный подход к разработке и реализации ИОП. Они осваивают структуру программы, оформляют тексты программы, успешно их защищают, но при этом отсутствует понимание ИОП как средства организации своего образования: не понимают для чего им необходима ИОП, не хотят и не могут её разрабатывать и реализовывать.

2. Проблема разного уровня участия педагогов в организации профильного обучения. Выделяется несколько групп педагогов:

-вовлеченные в организацию профильного обучения (работают над изменением содержания образования в рамках урока и на выборе, создают условия для реализации учащимися ИОП);

- педагоги, реализующие идеи профильного обучения только на занятиях по выбору;

- педагоги, которые желают работать с ИОП, но не могут, так как не владеют технологиями изменения содержания образования в профильном предмете;

- педагоги, которые ведут занятия в профильных классах, но не участвуют в реализации проекта профильного обучения в старшей школе.



3.Проблема организации эффективной работы куратора. В настоящее время произошла дифференциация работы кураторов, что обусловлено переходом от назначения к выбору куратора учащимися старшей школы. Это открывает возможность для проявления разных сторон деятельности куратора, но возникает ситуация локализации групп, и в разных группах проявляются разные уровни содержания ИОП.

4.Реализация ИОП диктует необходимость в изменении учебного режима, плана, расписания старшей школы. Это связано с появлением сетевых форм обучения как внутри школы, так и в городском образовательном пространстве. Проблема соорганизации режима работы образовательного учреждения с инновационными, сетевыми формами организации профильного обучения.

5. В связи с изменением содержания образования в старшей школе, введением ИОП актуализируется потребность в обосновании критериев анализа эффективности реализации проекта профильного обучения в старшей школе. При этом необходимо выделить общие критерии для всех профилей в старшей школе.
Обоснование цели и задач проекта.

Анализ результатов и содержания проблемного поля реализации проекта профильного обучения обусловили необходимость выделения в качестве особой единицы организации содержания образования в профильной школе проектирование индивидуальной образовательной программы (ИОП). При этом содержание проблемного поля реализации проекта показывает необходимость перехода от ориентации на ИОП как на единственный продукт учащихся старшей школы к построению и выбору разных индивидуальных образовательных маршрутов субъектами образования в профильной школе. В этом направлении нами конкретизированы принципы организации образовательной деятельности в профильной школе.

Во-первых, открытость образования, что означает для ребенка и взрослого возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, влияния на содержание профиля и на проект старшей школы.

Во-вторых, сам ребенок в профильной школе выступает в позиции организатора и участника своей образовательной деятельности, а позиция педагога определяется в качестве организатора и участника совместной деятельности и сопровождающего построение индивидуального образовательного маршрута.

В-третьих, сетевое взаимодействие в образовании, которое полагает распределение позиций и их возможные переходы и взаимодополнительность, смену позиции в процессе построения и реализации индивидуального образовательного маршрута.

Мы полагаем, что предметом разработки и исследования на данном этапе реализации проекта профильного обучения в старшей школе становится организация процессов проектирования разных индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе:

Индивидуальный образовательный план

Индивидуальный образовательный проект

Индивидуальная образовательная программа.


Цель проекта :разработка образовательных, организационных и управленческих условий проектирования разных индивидуальных образовательных маршрутов участниками образования в профильной школе.

Реализацию поставленной цели обеспечивает решение следующих задач проекта:

  1. Определение содержания разных индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в профильной школе.

  2. Разработка программ сопровождения детей при построении ИОМ - разноуровневой программы куратора профиля.

  3. Создание и реализация программ семинаров ПК для педагогов, работающих в профильных классах.

  4. Разработка механизмов организации сетевого взаимодействия в профильной школе, обеспечивающих построение и реализацию ИОМ.

  5. Разработка и реализация сетевой муниципальной образовательной программы для старшей профильной школы «Проектирование индивидуального образовательного маршрута».

  6. Внесение поправок к пакету нормативно-правовой документации, обеспечивающей разработку и реализацию ИОП в старшей школе.

  7. Создание и оформление методических материалов по изменению содержания образования в профильных предметах (с учетом построения ИОМ).

  8. Разработка программы мониторинга результатов реализации проекта в старшей школе.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница