Проектирование пользовательского интерфейса Процесс проектирования пи



страница1/8
Дата13.06.2018
Размер0,67 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Процесс проектирования ПИ

Проектирование пользовательского интерфейса

1.Процесс проектирования ПИ

1.1.Начало работы над проектом


На этой стадии определяется окончательный объем работ, планируются затраты и т.п. Длительность этой стадии как правило не превышает 3-7 процентов общей длительности проекта.

Оценка объема предметной области


Для того чтобы адекватно оценить ресурсы (время, деньги, количество экспертов), которые будет необходимо потратить на разработку (переработку) интерфейса, необходимо четко представлять себе объем информации, с которой следует ознакомиться. Именно этой цели и служит данный этап.

На входе: доступ к информации о предметной области (литература, эксперты).

На выходе: количественная оценка ресурсоемкости проекта.

Изучение предметной области


Чтобы предлагать адекватные интерфейсные решения, необходимо иметь четкое представление о предметной области системы. Предметная область изучается по литературе; так же, как правило, проводится серия интервью с экспертами для выяснения основных аспектов и характеристик предметной области.

На входе: доступ к информации о предметной области (литература, эксперты).

На выходе: знания основных аспектов предметной области.

Экспертная оценка текущего интерфейса системы


Вместе с собственными «жалобами» заказчика на текущую версию системы, результаты этого этапа составляют основное содержание работы над проектом (экспертная оценка часто обнаруживает проблемы, которые заказчику не видны, маскируясь под другие). Проблемы, выявленные на данном этапе, должны быть решены в новом интерфейсе; наоборот, удачные решения желательно сохранить, чтобы имеющимся пользователям не пришлось полностью переучиваться (и чтобы сократить затраты на переделку).

На входе: доступ к текущему интерфейсу системы, пользователям, знания основных аспектов предметной области.

На выходе: рекомендации по оптимизации интерфейса, перечень удачных и неудачных интерфейсных решений (основное внимание уделяется решениям не удачным). Если на этом этапе проводилось юзабилити-тестирование текущей версии, отчет содержит краткие протоколы и перечень выводов исследования.
1.2. Постановка задачи

На этой стадии собираются и анализируются данные о пользователях, формализуется функциональность и определяются объективные критерии успеха проекта.


Формализация контекста использования


На этом этапе собирается большинство сведений о пользователях. Описываются следующие свойства аудитории системы:

  • Характеристики пользователей: их опыт работы с компьютером, знание предметной области, мотивы, размер/важность групп пользователей, образцы (типовые ситуации) использования;

  • Цели и задачи пользователей;

  • Задачи проекта: что послужило причиной создания проекта, этапы создания проекта, какие результаты должны быть получены, какая информация необходима и когда;

  • Технология разработки и платформа, на которой будут работать пользователи;

  • Среда, в которой будет создаваться и использоваться проект (физическая, рыночная, организационная и культурная).

На входе: доступ к имеющимся и потенциальным пользователям системы, экспертам и проектной документации.

На выходе: описание контекста использования системы, возможно более детальное описание свойств пользователей.


Формализация объективных критериев успеха.


На этом этапе выделяются объективные критерии оценки эргономичности интерфейса, такие как показатели эффективности, продуктивности, удовлетворенности пользователей (на более ранних этапах выделить эти критерии невозможно).

Соответственно, на данном этапе создается реальное задание на проектирование интерфейса. Например:



  • Группа пользователей постоянно меняет свой состав, и предполагаемый образец использования используется нечасто. Необходимо акцентировать внимание на простоте понимания интерфейса.

  • Одна и та же задача повторяется многократно, а группа пользователей довольно большая. Необходимо акцентировать внимание на эффективности использования.

  • на 20% снизить количество человеческих ошибок.

На входе: доступ к пользователям, экспертам и проектной документации.

На выходе: список объективных критериев успеха.


Анализ целей


Разработчику необходимо четко осознавать, что пользователям не нужны инструменты сами по себе, нужны лишь результаты их работы. Никому не нужен текстовый процессор – нужна возможность с удобством писать тексты. Никому не нужна программа обработки изображений – нужны уже обработанные изображения. Это значит, что сами по себе функции никому не нужны и не важны. Людям нужно средство вообще, делающим возможным выполнять какую-либо работу.

Разницу подходов к выбору функциональности удобно проиллюстрировать на примере тостера. Стандартный подход, при котором функции выбираются фактически произвольно, в лучшем случае приведет к такому заданию: «Нужен ящик с узкой прямоугольной дыркой и нагревателем внутри». Анализ целей пользователя приведет к другой формулировке: «Нужен поджаренный хлеб. Похоже что проще всего добиться этого созданием ящика с дыркой по форму куска хлеба и нагревателем внутри. С другой стороны, похоже, что этот способ не единственный». Второй вариант при полном развитии этого метода может привести не только к созданию тостера, но и также и ростера (т.е. устройства, в котором можно поджаривать не только хлеб).

Результатом этого процесса должен являться список целей, например, для тостера финальный список целей должен выглядеть очень просто: «Должен поджаривать мелкие кусочки пищи, преимущественно хлеб».

На выходе: рекомендации по оптимизации интерфейса, перечень удачных и неудачных интерфейсных решений (основное внимание уделяется решениям не удачным). Если на этом этапе проводилось юзабилити-тестирование текущей версии, отчет содержит краткие протоколы и перечень выводов исследования.

На входе: доступ к пользователям, экспертам и проектной документации

На выходе: перечень целей внедрения нового интерфейса с весовыми характеристиками каждой.


Формализация бизнес-ролей пользователей


Функциональность любой системы разделяется на несколько ролей пользователей: разным пользователям нужны разные блоки функциональности (в системах автоматизации эти роли называются бизнес-ролями). Навигация по системе прямо зависит от этих ролей, поскольку в пределах одной роли в навигацию не желательно включать функции из чужой роли. Соответственно, на этом этапе выделяются основные роли пользователей с относящимися к этим ролям функциям. Так же, на этом этапе проводятся собеседования с каждым из представителей определенной роли на предмет выявления особенностей данной роли и выяснения, какие дополнительные (по отношению к формальным) возможности следует предусмотреть.

На этом этапе можно применять метод наблюдения за людьми, выполняющими свою задачу, пользуясь уже имеющимися инструментами, и именно система конкурентов (если они есть) и предметами реального мира. Неплохим источником материала для анализа часто служит даже не наблюдения за людьми, но анализ результатов их работы – если оказывается, что результат работы практически не зависит от используемого инструмента, это значит, что нужна только та функциональность, которая оказала воздействие на результат (т.е. функции, которыми никто не воспользовался, не нужны).

Обычно есть несколько разных способов реализации одной и той же функции. Анализ действий пользователей как раз и позволяет определить, какой именно способ следует реализовать. Поскольку на этом этапе мы узнаём, какая именно функциональность нужна для каждой бизнес-роли, можно избрать верный путь по правилу «чем меньше действий требуется от пользователя, тем лучше».

На входе: доступ к пользователям, экспертам и проектной документации, знание основных аспектов предметной области.

На выходе: описание бизнес-ролей пользователей.

Формализация функциональности


На этом этапе, основываясь на информации, выработанной на предыдущих этапах, окончательно формируется список функциональных возможностей новой версии системы. Ранее сформированное ТЗ порой не включает части необходимой функциональности, либо содержит функциональность, реально не требующуюся, пользователям.

На входе: доступ к пользователям, экспертам и проектной документации, знание основных аспектов предметной области.

На выходе: описание функциональности системы (отчет по выполнению этого этапа работы обычно не создается, вместо этого модернизируется уже созданное техническое задание).

Формализация сценариев действий пользователей


На этом этапе частично изучаются, частично разрабатываются типовые сценарии действий пользователя: формализуются данные, необходимые пользователям для выполнения работы, последовательность самой работы, критерии завершенности этой работы.

Цель этого этапа – написать словесное описание взаимодействия пользователя с системой, не конкретизируя, как именно проходит взаимодействие, но уделяя возможно большее внимание всем целям пользователей. Количество сценариев может быть произвольным, главное, что они должны включать все типы задач, стоящих перед системой, и быть сколько-нибудь реалистичными. Сценарии очень удобно различать по именам участвующих в них вымышленных персонажей.

Предположим, что необходимо разработать сценарии для будущей почтовой программы. Судя по всему, для этой задачи необходимо три сценария:


  1. Елизавета Петровна запускает почтовую программу. Она включает процесс скачивания новой почты. Получив почту, она читает все сообщения, затем часть их удаляет, а на одно сообщение отвечает. После чего выключает почтовую программу.

  2. Андрей Фёдорович делает активным окно уже открытой почтовой программы и включает процесс скачивания новой почты. Получив почту, он ее читает. Одно сообщение он пересылает другому адресату, после чего удаляет его, а еще одно печатает. После чего переключается на другую задачу.

  3. Пришло новое сообщение, и системный администратор Андрей воспринимает соответствующий индикатор. Он делает активным окно почтовой программы и открывает полученное сообщение. Он читает его, после чего перемещает его в другую папку. После чего переключается на другую задачу.

Эти сценарии имеют двойную ценность. Во-первых, они будут полезны для последующего тестирования, поскольку тестируется не выполнение абстрактных задач, а выполнение конкретных, входящих в эти сценарии, операции. Во-вторых, сам факт их написания обычно, хоти и не всегда, приводит к лучшему пониманию устройства проектируемой системы, побуждая сразу же оптимизировать будущее взаимодействие. На таких сценариях очень хорошо заметны ненужные шаги. Например, в третьем сценарии системный администратор Андрей после получения индикатора не смог сразу же открыть новое сообщение, но должен был открыть окно системы, найти нужное сообщение, открыть его и только тогда прочесть. Понятно, что от этих ненужных этапов можно смело избавиться уже на этой ранней стадии проектирования.

На входе: доступ к пользователям, экспертам и проектной документации, знание основных аспектов предметной области.

На выходе: сценарии работы пользователей (разработанные сценарии, как правило, представляются в виде блок-схем, описывающих весь процесс использования системы для выполнения той или иной задачи).

Обзор интерфейса конкурирующих систем


Большая часть аудитории любой системы обладает навыками использования нескольких конкурирующих систем; если разрабатываемый интерфейс полностью несхож с конкурентами, пользователям придется переучиваться. Кроме того, конкурирующие системы часто содержат эффективные решения, которые полезно перенять (или, что чаще случается, учесть при проектировании интерфейса).

Как и в случае экспертной оценки текущего интерфейса системы, отчет по выполнению этого этапа работ содержит перечень удачных и неудачных интерфейсных решений; в целом, однако, отчет более сфокусирован на удачных решениях.

На входе: доступ к конкурирующим системам.

На выходе: обзор преимуществ и недостатков интерфейса конкурирующих систем.


Формализация привычек и ожиданий пользователей


На данном этапе изучаются субъективные ожидания пользователей от системы. Без этого исследования трудно или невозможно предугадать отношение пользователей к будущей системе.

На входе: доступ к пользователям.

На выходе: описание характеристик, которым должен отвечать интерфейс для повышения субъективного удовлетворения, перечень значимых для пользователей характеристик системы. В зависимости от выбранного метода исследования, содержит либо числовые, либо оценочные данные.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал