Проективные методики



Скачать 27.38 Kb.
Дата13.06.2018
Размер27.38 Kb.
ТипТесты
Проективные методики (тесты)

Принцип проекции, лежащий в основе проективных тестов, связан с представлением о том, что в разнообразных представлениях индивида, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания, предпочтения и т.д., воплощается личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, конфликты, переживания. Частично это совпадает с пониманием проекции в психоанализе (защитный механизм, заключающийся в приписывании собственных побуждений и чувств другому объекту), но в целом, понятие «проекция» трактуется в ряде случаев шире.

Назначение этих методик — исследование «идиоматичной» внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как способ организации жизненного опыта. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.

Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:

1. Неопределенность, неоднозначность используемых стимулов.

2. Отсутствие ограничений в выборе ответа.

3. Отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

Проективные тесты предполагают создание для обследуемого достаточно неопределенной ситуации, оставляющей ему свободу действий, - естественно, в рамках инструкции, но последняя определят, как правило, лишь общее направление или начальный момент поведения. Материал, предъявляемый обследуемым для работы, может толковаться или использоваться разнообразными способами; главным оказывается не объективное его содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у испытуемого.

Соответственно, ответные действия обследуемых не толкуются как правильные или неправильные, составляя для диагноста ценность как таковые, как индивидуальные проявления, позволяющие делать выводы о личностных особенностях.

Особенностью работы с проективными методами является то, что интерпретация результатов во многом зависит от квалификации и опыта диагноста – хотя существуют, как правило, указания на основные принципы интерпретации и диагностическое значение тех или иных проявлений обследуемого, этого для полноценной работы с тестом оказывается недостаточно в силу многообразия реальных ситуаций. При этом трудно избежать субъективности при интерпретации, и это одна из проблем проективного тестирования. Считается, что квалификация, позволяющая серьезно работать с рядом основных проективных тестов, приобретается в ходе продолжительной практики, иногда многолетней, под руководством опытного специалиста.



Существует несколько классификаций проективных методик (Л.Ф. Бурлачук, С.М.Морозов):

  1. Конститутивные тесты. Содержанием работы испытуемого является придание смысла материалу, его структурирование (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков.)

  2. Конструктивные тесты. Предполагают создание (конструирование) целого из отдельных деталей (рисование из геометрических фигур, модификации теста мира).

  3. Интерпретативные тесты. Предполагают толкование, интерпретацию событий, предлагаемых ситуаций, изображений (тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди).

  4. Катартические тесты. Предполагают творческую деятельность в особо организованных условиях. Два вида: гипнотический (гипнокатарсис) и ассоциативный (метод свободных ассоциаций, символдрама).

  5. Экспрессивные методы. Предполагают рисование или аналогичную деятельность на свободную или заданную тему. (Объединяют методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения и др., а также методики изучения продуктов творчества: рисование на свободную или заданную тему (тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К.Коха, тест рисования дома и т.д).

  6. Импрессивные методы. Требуют выбора, предпочтения одних стимулов другим. (Выбор геометрических фигур, тест цветовых предпочтений Люшера).

  7. Аддитивные проективные методики (или методики дополнения) – группа методик, предполагающих завершение предложения, рассказа, истории (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга).

Литература: Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., Словарь-справочник по психологической диагностике, М., 1989 г.
Каталог: 2013
2013 -> Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области
2013 -> Название учебно-воспитательного учреждения фио руководителя
2013 -> Дрижд николай александрович
2013 -> Использование облачных технологий Google в проектЕ «Scotland» по английскому языку
2013 -> Информация о социально-экономическом положении в Чеченской Республике
2013 -> Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Республики Казахстан
2013 -> Администраця города Подольск Комитет по образованию «Итоги развития муниципальной системы образования в 2012-2013 учебном году и задачи на 2013-2014 учебный год» Подольск


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал