Профильное обучение в средней школе. «Без знания нет жизни, Нет знания без ученья»



Дата29.11.2017
Размер71 Kb.
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.
«Без знания нет жизни,

Нет знания без ученья»

Из казахского фольклора.


Мы живем в Республике Казахстан – в независимом государстве. И этим стоит гордиться, так как наше государство занимает высокое место среди других стран. Вот уже больше 10 лет каждый из нас задумывается: «Что нас ожидает в сфере образования?». В своем послании народу Казахстана Нурсултан Абишевич, поднимает вопрос по поводу качества преподавания предметов, компьютеризации, строительство новых школ и мн. др. Тем не менее, мы очень сильно ощущаем на себе, как сильно изменяется в лучшую сторону наше образование. Что для этого предпринимается и делается?

Если заглянуть немного назад, то мы увидим большой скачок в сфере образования в период с 1990 по 2006 год. В чем этот скачок отражается? Да в том, что мы в условиях поэтапного внедрения государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования учебные заведения Республики Казахстан подошли к важному этапу своего функционирования и развития. Для руководителей учебного заведения, учителя, работающего в старших классах, проектирование системы профильного обучения начинается с целого ряда вопросов. Именно к профильному обучению сейчас подходит казахстанское образование.

Динамика развития системы образования Казахстана в 12 – летнем обучении - это замена социально - педагогических ценностей, децентрализация всех уровней управления имплицитно предполагает введение в систему образования норм и правил, регулирующих деятельность всех участников образовательного процесса.

Рассматривая стандарты образования на будущее, как норматив регулирования содержательных и процессуальных основ среднего общего образования, важно особо выделить функцию стандарта по повышению качества знаний.

В Казахстане тактические шаги по реализации педагогической концепции учета интересов, способностей учащихся через дифференциацию процесса обучения в школе, вариативности форм и средств образования осуществляется в условиях внедрения государственных стандартов принятых в 2002 году.

В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть ряд позиций, нормирующих в настоящее время процессы разработки и внедрения образовательных стандартов в республике.

Если рассматривать профильное обучение в условиях стандартизации образования, то 2006-2007 учебный год в условиях поэтапного внедрения государственных общеобязательных стандартов Республики Казахстан ГОСО РК 2.03.2002 будет отмечен переходом на новые организационные основы функционирования старшей ступени среднего общего образования. Это связано с организацией данной ступени школьного образования в рамках профильного обучения. Данный регулятив отражает концептуальное и нормативное видение предыдущего периода развития государственной политики в области школьного образования, в целом казахстанской системы образования.

Сама Концепция Государственной политики в области образования, формулируя стратегические ориентиры развития системы образования, определила объектом поддержки государства «специализированные школы, занимающиеся обучением наиболее талантливых детей. Наряду с музыкальными, языковыми, физико-математическими, спортивными, должны появиться республиканские школы по другим естественным и гуманитарным циклам».

К основным направлениям реализации политики развития системы среднего общего образования были отнесены:


  • разработка и внедрение в действие государственных образовательных стандартов начального, основного и полного среднего образования;

  • совершенствование контроля уровня знаний обучающихся;

  • развитие различных форм получения образования;

  • создание новых информационных технологий и педагогического инструментария.

О чем же гласит сам Закон Республики Казахстан? Определяя сегодня содержание и организационные формы профильного обучения, нужно обратиться к истории отечественной педагогики середины 90-х годов XX. Отход от единообразия, унифицированности, имевших место в советской модели образования, востребовал от теоретиков педагогической мысли поиска перспектив развития национальной школы Казахстана, путей обновления содержания образования. Этот период отмечен разработкой ряда концептуальных документов Республики Казахстан, отразивших эмпирический поиск учителей начала 90-х годов, тенденции развития международных систем образования и теоретические конструкты ученых по созданию школы нового типа, социально востребованную и личностно- ориентированную. В их числе:

  • Концепция развития общеобразовательной школы Республики Казахстан.

  • Концепция содержания общего среднего образования.

Так, Концепция развития общеобразовательной школы определила завершение на старшей ступени школы среднего образования. При этом обучение учащихся с учетом их интересов на основе дифференциации организовывается по направлениям: естественно-математическое, гуманитарно- эстетическое и профессионально – техническое.

Формирование определенного уровня избирательности учащихся в отборе и усвоении тех или иных знаний, в обеспечении им возможности и права выбора в процессе обучения отражало стремление «решительного поворота современной школы к гуманизации и персонализации содержания образования».

Важно отметить, что концептуальные положения организации в Казахстане профильного обучения на старшей ступени среднего общего образования совпадают с основными характеристиками второго этапа среднего образования, определенных Международной стандартной классификацией образования:


  • на этой ступени имеет место большая специализация;

  • учителя должны иметь более высокую квалификацию или специализацию;

  • программы высшего образования, в основном теоретического характера и предназначены для обеспечения достаточной квалификации для получения доступа к продвинутым научно – исследовательским программам и профессиям с высокими требованиями к уровню квалификации;

В Государственной программе «Образование» отражено понимание необходимости «принципиально иной организации учебного процесса и существенного улучшения уровня подготовленности педагогических работников» для «осуществления уровневой и профильной дифференциации и индивидуализации обучения, в том числе в условиях малой наполняемости классов».

Таким образом, проведенный выше анализ свидетельствует о наличии в последнее десятилетие XX века в истории развития системы образования Республики Казахстан концептуального видения решения проблемы организации средств дифференциации и индивидуализации обучения учащихся старшей ступени среднего общего образования и его отражения в последующем в законодательных и нормативных актах системы среднего общего образования республики.

На мой взгляд, в ситуации осмысления содержания профильного обучения в системе государственных стандартов образования важно различать также современные международные тенденции в организации старшей ступени общего образования. Это позволит нам грамотно подходить к отбору содержания и процессу обучения старшеклассников, определения перспективных аспектов координации всех уровней системы образования. Анализ литературы показал, что в каждой стране процесс организации образования учащихся на заключительной стадии среднего общего образования обнаруживает специфические черты. В то же время выявляются общие тенденции.

Обозначим некоторые из них.


  1. В рекомендациях Европейского союза указывается, что сформировалось представление о том, что стандартное среднее образование должно иметь продолжительность не менее 12 лет и должно обязательно включать заключительную стадию углубленного и дифференцированного обучения в направлении будущего высшего образования длительностью 3 или более лет.

  2. В тактике реформирования образовательных систем зарубежных стран с целью достижения более высокого уровня качества образования для большинства наблюдается постепенный отход от доминировавшей в прошлом практики ранней специализации учащихся, разделения на потоки.

  3. Наблюдается переход от привычной отлаженной системы подготовки меньшинства лучших учеников на заключительной стадии среднего образования к обучению наибольшего количества.

  4. В большинстве ведущих стран ведутся работы по унификации содержания образования на основной ступени среднего образования для всех учащихся и организации дифференцированного образования на старшей ступени.

  5. Количество направлений дифференциации невелико: от двух в англоязычных странах до трех.

Как было сказано выше, перспектива организации профильного образования на старшей ступени школы нашла отражение в государственном общеобязательном стандарте среднего общего образования Республики Казахстан. В этом стандарте спроектированном с учетом исторических, социальных и педагогических тенденций республики, теоретических изысканий отечественных ученых, перспектив интеграции системы образования Казахстана в международное образовательное пространство, определен ряд характеристик старшей ступени среднего общего образования.

Характеристика старшей ступени среднего общего образования.

Параметр

Характеристика

Нормативный срок обучения

2 года (10-11 классы)

Задачи


  • развитие интереса к познанию и творческих способностей;

  • формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференцированного обучения.

Принципы отбора содержания образования.



  • функциональная полнота для обеспечения базового образования.

  • преемственность между ступенями среднего общего образования.

Критерий отбора вариативного образования.

Направления профилизации обучения.

Общественно – гуманитарное и естественно – математическое.

Нормативные основы организации инвариантного содержания образования.

Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования Республики Казахстан.

Перспективность.



Является основной для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования.

В заключение я хочу отметить, что проблема организации профильной школы Республики Казахстан – это проблема институционализации старшей ступени образования, личностно – ориентированной, направленной на поддержание и дальнейшее развитие интересов и способностей учащихся, закончивших базовую ступень школы.

Профильная школа, отражая потенциал общества к созданию института дифференциации образования старшеклассников, должна стать в полной мере индикатором гражданских, педагогических ценностей, имеющих место в обществе.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал