Программа дисциплины  «Введение в методологию лонгитюдных обследований» для направления 040100. 68 «Социология»



Скачать 192,15 Kb.
Дата31.08.2017
Размер192,15 Kb.



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины  «Введение в методологию лонгитюдных обследований»

для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра








Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социологии

Программа дисциплины

Введение в методологию лонгитюдных обследований


для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра

магистерской программы "Прикладные методы социального анализа рынков"

Автор программы:

Косолапов Михаил Самуилович

mkosolap@demoscope.com.ru

Одобрена на заседании кафедры методов сбора и анализа социологической информации «___»____________ 2011 г

Зав. кафедрой И.М.Козина ________________________
Рекомендована секцией УМС «Социология» «___»____________ 2011 г

Председатель В.Г.Ледяев ________________________


Утверждена УС факультета социологии «___»_____________2011 г.

Ученый секретарь Е.В. Надеждина________________________


Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________2011 г.

Проректор Рощин С.Ю. ________________________


Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________2011 г.

Первый проректор Радаев В.В. ________________________


Москва, 2011_

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по магистерской программе "Прикладные методы социального анализа рынков".


Программа разработана в соответствии с:

  • Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии;

  • Образовательной программой 040100.68 «Социология»

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности Социология, утвержденным в 2011 г.



  1. Цели освоения дисциплины


Лонгитюдным обследованием называется обследование, в котором через заданные временные интервалы, собирается информация об одних и тех же единицах наблюдения. Обычно термин относится к крупномасштабным, протяженным во времени проектам, которые решают круг разнообразных задач. Как источник информации для формирования достоверного прогноза лонгитюдные обследования практически всегда обладают большей эффективностью, чем повторяемые одномоментные (срезовые) обследования, особенно при наличии последовательности факторов, приводящих к определенным результатам. Эти преимущества особенно проявились и были оценены в последние годы, следствием чего стало многократное увеличение числа обследований данного вида. Интерес к логнгитюдным обследованиям в мире заметно вырос со стороны государственных учреждений, научного и бизнес сообществ. Эта же экспансия логитюдных обследований становится все более очевидной в сфере международных сравнительных исследований. В курсе

Целями освоения дисциплины «Введение в методологию лонгитюдных обследований» являются:

- получение общего представления о специфике лонгитюдных обследований;

- понимание основных преимуществ лонгитюдных обследований при сборе и анализе данных;

- понимание основных проблем при проведении лонгитюдных обследований («осыпа- ние» панели, перемещение элементов выборочной совокупности, устаревание концеп- ций, на которых базировалось исследование и т.д.);

- приобретение умения оценить и сравнить различные типы лонгитюдных обследований;

- знакомство с самыми известными в мировой практике лонгитюдными обследования ми домохозяйств;


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


[Глаголы-подсказки, даны по мере повышения уровня освоения: дает определение, воспроизводит, распознает, использует, демонстрирует, владеет, применяет, представляет связи, обосновывает, интерпретирует оценивает]


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности (формируется частично)

СК-М1

- сформировано общеее представление о специфике лонгитюдных обследований по сравнению с повторными одноментными (срезовыми) обследованиями;

- понимает и может оценить основные преимущества и проблемы лонгитюдных обследований при сборе и анализе данных;

- имеет представление о причинах сложности проведения и администрирования лонгитюдных обследований;

- может оценить специфику ретроспективных данных по сравнению с данными, получаемыми в лонгитюдных обследованиях;

-


лекции, подготовка доклада и оппонирование на семинаре.

Способен предлагать модели, апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности (формируется частично)

СК-М2

- может самостоятельно сформировать дизайн лонгитюдного обследования, соответствующий поставленной содержательной задаче


практические занятия, выполнение домашних заданий, подготовка доклада

Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования (формируется частично)

СК-М3

- может ориентироваться в современных направлениях развития лонгитюдных обследований;

- способен понять, оценить и выделить наиболее важные тренды в области развития технологий лонгитюдных обследований;

- способен оценить перспективы возможности расширения использования лонгитюдных обследований в нестандартных областях;


лекции, подготовка доклада и оппонирование на семинаре.

Способен самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

ИК-3

- может самостоятельно подобрать дизайн лонгитюдного обследования, дающий информацию адекватную предполагаемым методам анализа;


- может использовать современные средства электронной коммуникации для повышения качества информации, получаемой с помощью лонгитюдных обследований


лекции, подготовка док-лада и оппонирование на семинаре.















  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков» настоящая дисциплина является факультативной дисциплиной Цикла общих дисциплин направления (Вариативная часть).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:


    • Метод индивидуального интервью

    • Методология и методы социологического исследования

    • Организация, подготовка и презентация социологического исследования

    • Теория вероятностей и математическая статистика

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:


  1. Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары




1

Лонгитюдные и повторные одномоментные обследования. Анализ преимуществ лонгитюдных обследований при сборе и анализе данных

24

2

4

18

2

Основные проблемы при проведении лонгитюдных обследований

24

2




16

3

Типология и специфика дизайна лонгитюдных обследований

26

3

4

20

4

Фундаментальные составляющие дизайна выборки в лонгитюдных обследованиях

18

2

2

18

5

Администрирование крупномасштабных лонгитюдных обследований

18

2




16

6

Ведущие лонгитюдные обследования домохозяйств в мире

12

1




8

7

Основные направления развития лонгитюдных обследований

22

2

4

20




Итого

144

14

14

116

  1. Формы контроля знаний студентов




Тип контроля

Текущий


(неделя)

Форма контроля

1 год

Параметры

3

Домашнее задание

*

300-500 слов (подготовка доклада)

Реферат

*

По заданной теме 3000-4000 слов

Итоговый

Зачет










Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценка за доклад, сделанный на семинарском занятии засчитывается как часть активности на семинаре.



Оценка за семинары складывается из следующих видов работ:

1) Доклады

2) Оппонирование на докладах

3) Аргументированный вопрос по теме текущей лекции

4) Ответ на вопрос, заданный кем-либо из студентов по пройденной теме
Реферат оценивается по следующим критериям:

- степень понимаемого реферируемого материала

- умение сопоставлять изложенные в реферируемом материале позиции и оценки

- способность дать собственные оценки основных концепций и остального материала на котором основан.

Оценка за итоговый зачет складывается из полноты и степени проработанности ответа, а также способности студента изложить и аргументировать свою точку зрения на предмет.

  1. Содержание дисциплины


.

Т е м а 1. Лонгитюдные и повторные одномоментные обследования. Анализ пре- имуществ лонгитюдных обследований при сборе и анализе данных.
Преимущества лонгиюдных данных, полученных из лонгитюдных (панельных) обследований уже давно признаны, и такие обследования начали проводиться уже в 1940-х и 1950-х годах. В то время, однако, сложности, связанные с созданием файлов лонгитюдных данных, объединением данных, собранных в различных волн, были очень велики. Результаты панельных обследований использовались по большей части для задач одномоментного, срезового анализа, что и служило базой для основной критики метода. Сегодня, достижения в области компьютерной техники, а также в технологии проведения лонгитюдных обследований в корне изменили ситуацию, позволив эти преимуществам проявиться в большей мере.

Преимущества лонгитюдных обследований при анализе складываются из возможностей: анализа внутри валовых изменений, то есть выявления их причин, в то время как повторные одномоментные обследования позволяют оценивать только изменения целиком; анализа изменений на уровне единиц наблюдения; измерения профилей стабильности или нестабильности интересующего процесса как для единиц наблюдения, так и для групп; оценки временных составляющих различных процессов.

Преимущества лонгитюдных обследований при сборе в основном проявляются при сравнении собранных с их помощью данных с данными, собранными с помощью метода ретроспекции в повторных одномоментных обследованиях. Это сокращение длительности периода, о котором собирается информация, соответственно меньшие требования к памяти респондентов и большая точность полученных данных; возможность учета данных предшествующих волн и уменьшение «телескопического эффекта»; возможность более точной чем в ретроспективных одномоментных обследованиях фиксации ожиданий и намерений; возможность учета при проектировании обследования различий в возможностях памяти для разных респондентов; поддержание выборок редких или труднодоступных совокупностей.
Т е м а 2. Недостатки лонгитюдных обследований и основные проблемы при их проведении

Лонгитюдные обследования часто хуже одномоментных для получения репрезентативной информации. Это можно рассматривать как недостаток, но это не та цель, с которой создавалась модель лонгитюдного обследования. По сравнению с оценками, полученными в единовременных обследованиях, единовременные оценки из лонгитюдных обследований (начиная со 2-й волны) с большей вероятностью страдают от ошибок покрытия (coverage), если выборка не включает или недопредставляет добавления к исходной выборочной совокупности Эти ошибки покрытия могут увеличиваться от волны к волне по сравнению с изначальной выборкой и, следовательно, уровень непокрытия растет. Дизайн лонгитюдного обследования может быть приспособлен для повышения качества одномоментных данных, хотя это требует больших затрат.

Специфическим ограничением лонгитюдного обследования является то, что участие в панели может сказываться на ответах респондента, то есть его предыдущий опыт участия в панели влияет на его последующие ответы.

Большой проблемой лонгитюдных обследований является осыпание (истощение) выборки - это постепенная потеря респондентов из-за недостижимости в каждой волне обследования. Уровень достижимости в отдельной волне может быть таким же хорошим, как в одномоменном обследовании, но постепенно доля респондентов, которые оставались респондентами во всех волнах, уменьшается. Поэтому всегда существует риск, что после нескольких волн размер выборки респондентов станет неприемлемо малым.

Временная протяженность лонгитюдного обследования порождает целый ряд особых проблем при его организации. Это требование изначального учета предполагаемых изменений в исходном инструментарии; необходимость отслеживания перемещений элементов исходной совокупности, сложная система администрирования обследованием; высокая стоимость самого обследования, увеличивающаяся с каждой последующей волной.

Т е м а 3. Типология и специфика дизайна лонгитюдных обследований

Существуют некоторые аспекты дизайна обследования, которые или свойственны только лонгитюдным обследованиям или существенно отличаются по своей сути от аналогичных аспектов дизайна одномоментных обследований. Это касается определения генеральной и выборочной совокупностей, дизайна выборки, проблем взвешивания полученных данных и т.д.

Кроме того, сами лонгитюдные обследования могут различаться по целому ряду ключевых параметров.

Во-первых, это темы обследований и исследуемая совокупность. Именно по этим параметрам обычно осуществляется типологизация лонгитюдных обследований: выделяются обследования домохозяйств, возрастных когорт, образовательных траекторий, предприятий и организаций, здоровья населения и эпидемиологические обследования.

Во-вторых, разделение идет по особенностям дизайна обследований. Важнейшими составляющими дизайна лонгитюдного обследования являются: величина интервала между волнами, продолжительность обследования, методика сбора данных (включая различные mix-mode методологии), способ учета новых элементов, входящих в исследуемую совокупность в период между волнами, дополнительные выборки и т.д. Каждый из этих элементов вносит свои особенности в возможности использования лонгитюдных обследований.
Т е м а 4. Фундаментальные составляющие дизайна выборки в лонгитюдных обследованиях

Лонгитюдные обследования могут сильно отличаются друг от друга по характеру собираемой информации, природе изучаемой совокупности и основным задачам. Они также сталкиваются с рядом практических ограничений, начиная с величины доступных ресурсов, до регламентирования нагрузки на респондента. Соответственно, существуют значительные отличия в выборе адекватных этим условиям дизайнов выборки. Можно выделить пять основных типов дизайна выборки для лонгитюдных опросов.

Строго фиксированная панель (Fixed panel)

Строго фиксированная панель плюс родившиеся (Fixed panel plus ‘births’)

Повторяемая панель (Repeated panel)

Ротируемая панель (Rotating panel)

Сплит (расщепленная) панель (Split panel)
Т е м а 5. Администрирование крупномасштабных лонгитюдных обследований

Из-за уникальных требований такого рода обследований с точки зрения ресурсов и навыков, необходимых для их проведения, в мировой практике этот вид обследований в настоящее время рассматривают как специфический, отдельный сектор инфраструктуры получения данных. В организационном плане такого рода обследования должны быть частью среднесрочной или долгосрочной программы исследований. Логитюдное обследование нуждается в постоянном администрировании, оно должно быть организовано в виде производственного процесса с интенсивным и непрерывным контролем. Поведение крупномасштабных лонгитюдных обследований требует особого внимание к их логистике и, особенно, к использованию передовых технологий, как при самом опросе, так и при получении «параданных», роль которых становится очень велика. Основные составляющие администрирования: финансирование, борьба с «осыпанием» панели, отслеживание переселившихся, внесение корректив в методологию обследования, взаимосвязь с сообществом пользователей для модернизации инструментария, создание выборочных резервов для подгрупп, способы и пути использования экспериментальных выборок, связь со смежными исследованиями.


Т е м а 6. Ведущие лонгитюдные обследования домохозяйств в мире

Краткое описание наиболее известных национальных лонгитюдных обследований домохозяйств, данные которых в настоящее время представлены в специально созданном интегративном файле данных - Cross-National Equivalent File (CNEF). Список обследований: Panel Study of Income Dynamics (PSID) – США; German Socio-Economic Panel Study (SOEP) – Германия; British Household Panel Survey (BHPS), в настоящее время Understanding Society (USoc) – Великобритания; Survey of Labour and Income Dynamics (SLID) –Канада; Household, Income and Labour Dynamics in Australia (HILDA) - Австралия; Swiss Household Panel (SHP) – Швейцария; Korea Labor and Income Panel Survey (KLIPS) – Корея; Russia Longitudinal Monitoring Survey (RLMS-HSE) - Россия.


Т е м а 7. Основные направления развития лонгитюдных обследований
Основными направлениями развития наиболее авторитетных лонгитюдных обследований домохозяйств, которые проводятся в основном в научных или научно-практических целях, являются: расширение дисциплинарных границ и использование новых технологий. Движимые спросом со стороны научного сообщества, сегодня они покрывают большое число новых исследовательских вопросов, включают в себя не только фактологию, но и субъективные оценки респондентов. Базовыми трендами становятся: сбор более полной информации о начале и конце жизни (роль лонгитюдных данных в этой области является доминантной); о потреблении и сбережениях, для оценки динамики благосостояния; о всех составляющих человеческого капитала, в том числе информации о здоровье респондента. Особенно интенсивно социально-экономические лонгитюдные обследования ассимилируют все большее число концепций из области медицины и психологии. Развитие этого последнего направления является результатом не столько теоретических разработок, сколько появлением новых технологических возможностей измерения и анализа (например, лабораторные и полевые эксперименты, обследования с помощью Интернет и мобильных телефонов, методы сбора биомаркеров и генетического анализа). Фактически, этот новый аналитический подход уже существует и развивается, скорее, благодаря новым технологиям, нежели новым теоретическим взглядам.

Новые технологии используются и для самого проведения обследования. Например, проблема поиска респондентов сменивших место жительства между волнами, существенно облегчается наличием мобильной связи, интернета и GPS.



  1. Образовательные технологии

Занятия проводятся в форме интерактивных лекций и групповых дискуссий.

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Примерная тематика рефератов


1. Возможности измерения профилей стабильности или нестабильности для единиц наблюдения и групп респондентов

2. Сопоставления возможностей получения ретроспективных данных в лонгитюд- ных и повторных обследованиях.

3. Методология формирования редких и труднодоступных совокупностей данных в лонгитюдных и повторных обследованиях.

4. Оценка риска недопустимого снижения количества респондентов в ходе лонгитюдного обследования.

5. Содержательная задача исследования и выбор адекватного дизайна

6. Специфика использрвания mixe-mode методологии в лонгитюдных обследовани- ях.

7. Основные проблемы администрирования лонгитюдных обследований и конструк- тивные пути их решения

8. Необходимые условия использования биомаркеров в лонгитюдных обследованиях

9. Влияние участия в панельном обследовании на ответы респондентов в после дующих волнах.

10. Неоднозначность понятие целевой выборки в лонгитюдном обследовании.




    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины





  1. По каким ключевым параметрам, относящихся к различным методологическим аспектам различаются между собой лонгитюдные обследования?

  2. Основные типы лонгитюдных обследований по объектам исследования и специ- фика их проведения.

  3. Ключевые преимущества лонгитюдных обследований по предоставляемым воз- можностям анализа данных, полученных с их помощью.

  4. Ключевые преимущества лонгитюдных обследований на этапе сбора данных.

  5. Недостатки процедуры сбора данных в лонгитюдных обследованиях.

  6. Особенности модели (дизайна), специфические для лонгитюдных обследований.

  7. Виды выборочных дизайнов для лонгитюдных обследований.

  8. Модель строго фиксированной панели плюс 'родившиеся'. Преимущества и недос- татки.

  9. Модель ротируемой панели. Преимущества и недостатки.

  10. Модель сплит (расщепленной) панели. Преимущества и недостатки.



  1. Порядок формирования оценок по дисциплине


Итоговая оценка формируется по следующей формуле: 40% составляет оценка за реферат, 20% - оценка за активность на семинарах (доклады, выступления, оппонирование), 40% - оценка за зачет.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, за исключением случаем написания нового реферата.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины




Основная литература



Тема 1

Groves, R.M.,Fowler, J.F.Couper, M.P.,Lepkowski, J.M.,Tourangeau, R. and Singer, E. (2004): Survey Methodology. NewYork.

Goldstein, H. (1979a). The Design and Analysis of Longitudinal Studies. London: Academic Press, Journal of the Royal Statistical Society A, 142, 407–442.

Cantor, D. (2008). A review and summary of studies on panel conditioning. In S. Menard (Ed.),

Handbook of Longitudinal Research: Design, Measurement and Analysis (pp. 123–138).

San Diego: Elsevier.

S. Menard (Ed.) (2008).Handbook of Longitudinal Research: Design, Measurement and Analysis (pp. 123–138). San Diego: Elsevier.

Jenkins, S. P. and Rigg, J. A. (2001). The dynamics of poverty in Britain. DWP Research Report, No. 157. London: Department for Work and Pensions.


Тема 2

Lepkowski, J. M. and Couper, M. P. (2002). Nonresponse in the second wave of longitudinal

household surveys. In R. M. Groves, D. A. Dillman, J. L. Eltinge and R. J. A. Little (Eds),

Survey Nonresponse (pp. 259–272). New York: John Wiley & Sons, Inc.

Groves, R. M. and Cooper, M. P. (1998). Nonresponse in Household Interview Surveys. New York:John Wiley & Sons, Inc.

Groves, R.M. (2006): Nonresponse rates and nonresponse bias in household surveys." Public Opinion Quarterly, (70). 646-675.

Buck, N. (2000). Using panel surveys to study migration and residential mobility. In D. Rose (Ed.),Researching Social and Economic Change: The Uses of Household Panel Studies. London:Routledge.

De Leeuw, E., and De Heer, W. (2002). Trends in household survey nonresponse: a longitudinal and international comparison. In R. M. Groves, D. A. Dillman, J. L. Eltinge and R. J. A.

Kalsbeek, W. D., Yang, J. and Agans, R. P. (2002). Predictors of nonresponse in a longitudinal

survey of adolescents. In Proceedings of the American Statistical Association, Survey Research

Methods Section (pp. 1740–1745). Washington, DC: American Statistical Association.
Тема 3

Binder, D. (1998). Longitudinal Surveys: why are these surveys different from all other surveys, Survey Methodology, 24, 101–108.

Kalton, G. and Citro, C. F. (1993). Panel surveys: adding the fourth dimension. Survey Methodology 19, 205–215.

Duncan, G., Hofferth, S. L. and Stafford, F. P. (2004). Evolution and change in family income,

wealth, and health: The Panel Study of Income Dynamics, 1968–2000 and beyond. In J. House, et al. (Eds), A Telescope On Society (Chapter 6). Ann Arbor: Institute for Social Research, University of Michigan.

Lynn, P. (2006). Quality Profile: British Household Panel Survey, Version 2.0: Waves 1–13:1991–2003. Colchester: University of Essex


Тема 4

Kish, L. (1987). Statistical Research Design. New York: John Wiley & Sons, Inc

Rose, D. (2000). Researching Social and Economic Change: The Uses of Household Panel Studies.London: Routledge.

Courtenay, G. and Mekkelholt, P. (1987). Youth Cohort Study handbook: the first ten years, DfEE Research Series No. 22. London: The Stationery Office.32 SAMPLE DESIGN FOR LONGITUDINAL SURVEYS

Kalton, G. and Citro, C. F. (1993). Panel surveys: adding the fourth dimension. Survey

Methodology, 19, 205–215

Steel, D. (1997). Producing monthly estimates of unemployment and employment according to the International Labour Office definition (with discussion). Journal of the Royal Statistical Society Series A, 160, 5–46.
Тема 5

Lepkowski, J. M. and Couper, M. P. (2002). Nonresponse in the second wave of longitudinal

household surveys. In R. M. Groves, D. A. Dillman, J. L. Eltinge and R. J. A. Little (Eds),

Survey Nonresponse (pp. 259–272). New York: John Wiley & Sons, Inc.

Groves, R. M. and Heeringa, S. G. (2006). Responsive design for household surveys: tools for

actively controlling survey nonresponse and costs. Journal of the Royal Statistical Society:

Series A, 169, 439–457.

Groves, R. M. and Hansen, S. E. (1996). Survey Design Features to Maximize Respondent

Retention in Longitudinal Surveys. Report to the National Center for Health Statistics, University of Michigan, Ann Arbor, MI.

Duncan, G. J. and Kalton, G. (1987). Issues of design and analysis of surveys across time.

International Statistical Review, 55, 97–117

Scott, C. K. (2004). A replicated model for achieving over 90% follow-up rates in longitudinal

studies of substance abusers. Drug and Alcohol Dependence, 74, 21–36.
Тема 6

Jürgen Schupp and Joachim R. Frick (2010), Multidisciplinary Household Panel Studies under Academic Direction, Working Paper Series of the German Data Forum (RatSWD), Working Paper №140

Krupp, H.-J. (2008): The German Socio-Economic Panel: How It All Began. SOEP paper No. 75
Тема 7

Baltes, P.B. and Nesselroade, J.R. (1979): History and Rationale of Longitudinal Research. In: Nesselroade, J.R. and Baltes, P.B. (Eds.): Longitudinal Research in the Study of Behavior and Development. New York

Fehr, E. (2009): On the Economics and Biology of Trust. Journal of the European Economic Association 7 (2-3), 235-266.

Freese, J. and Shostak, S. (2009): Genetics and Social Inquiry. Annual Review of Sociology 35, 107-128

Guo, G. (2008): Introduction to the special issue on society and genetics. Sociological Methods & Research 37 (2), 159-163.

Headey, B. (2008): Poverty Is Low Consumption and Low Wealth, Not Just Low Income. Social Indicators Research 89, 23- 39.

Jürges, H. (2009): Provision for Old Age National and International Survey Data to Support Research and Policy on Aging. RatSWD Working Paper No. 94.

Mayer, K.U. (2009): New Directions in Life Course Research. Annual Review of Sociology 35, 413-433

Riediger, M. (2009): Experience Sampling. RatSWD Working Paper No. 62.

Wissenschaftsrat (2010): Overview of International Household Panel Studies. RatSWD Working Paper 135


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

На всех лекциях используется проектор



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница