Программа дисциплины Для направления 080200 «Менеджмент» Заочная форма обучения



Скачать 319,3 Kb.
Дата12.07.2017
Размер319,3 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Уральский институт-филиал РАНХиГС

Кафедра ­­­­теории и социологии управления



Теория менеджмента. Часть 2 (Теория организации)


Рабочая учебная программа дисциплины
Для направления 080200 «Менеджмент»

Заочная форма обучения



Составители:

Андреева Ю.А., старший преподаватель;

Старцева Н.Н, ассистент

Екатеринбург

2012 г.

ВВЕДЕНИЕ


    1. АКТУАЛЬНОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Теория менеджмента (часть 2 – теория организации) – одна из базовых управленческих дисциплин, являющихся основой для теоретического и практического исследования разнообразных организационных процессов. К построению и функционированию современных организаций предъявляются новые требования, обусловленные предпринимательской активностью, развитием рынка, инновациями. Переход к эффективным формам организации и управления становится важным условием успеха современных компаний.

Данная дисциплина сочетает в себе два подхода к исследованию современных организаций – морфологический (организация в статике, ее формальная структура) и антропологический (организация в динамике, отношения между людьми). Изучение организаций в статике и динамике способствует формированию у обучающегося комплексного видения организационных процессов, факторов, влияющих на их качество и эффективность.


    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Цель курса «Теория менеджмента. Часть 2 (Теория организации)» заключается в формировании у студентов знаний об основных концепциях организации, о свойствах и процессах внутриорганизационной деятельности, ее законах, принципах, этапах и методах проектирования.

Задачи курса:

– выработка у студентов представления об организации как социальной системе, процессах, в ней происходящих, типах и формах организаций;

– изучение студентами теоретико-концептуальных основ создания и функционирования организаций;

– формирование у студентов понимания значимости культуры организации для эффективности ее деятельности;

– приобретение студентами навыков анализа миссии организации, ее структуры, внешней и внутренней среды.

По курсу предполагается проведение занятий в форме лекций, семинаров, а также защиты разработанных студентами проектов по темам, имеющим прикладной характер. Курс рассчитан на студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения.




    1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП (основной образовательной программы)

Курс «Теория менеджмента. Часть 2 (Теория организации)» включен в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла (Б.3) учебного плана, составленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 – «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»). Для успешного освоения курса студенты должны обладать знаниями в области философии, социологии, правоведения, экономики, истории управленческой мысли.

Дисциплина «Теория менеджмента. Часть 2 (Теория организации)» является предшествующей для таких дисциплин как «Теория менеджмента. Часть 3 (Организационное поведение)», «Управление человеческими ресурсами», «Стратегический менеджмент», «Управление изменениями», «Управление проектами».


    1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– готовность кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

– способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);

– способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

– способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

– умение осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:



знать:

свои обязанности в организации;

сущность организационных действий и процессов;

основы организационного проектирования;

сущность и механизмы организационных изменений;

уметь:

эффективно взаимодействовать с другими исполнителями;

осуществлять диагностику организации;

владеть:

способностью к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива;

способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности;

способностью анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой;

способностью анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации.


  1. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.






Формы обучения

Лекции

(часы)


Практические

занятия (часы)



Самостоятельная

работа (часы)



Всего часов

1

Заочная (3,5 года)

8

8

92

108

Форма итогового контроля: экзамен, проводящийся в письменной форме.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов и тем

Количество часов

Самостоятельная работа

Всего часов по теме

Лекции

Практи

ческие занятия



Введение













Раздел 1. Онтология и морфология организации













Тема 1.1. Теоретические основы изучения современных организаций

1

-

16

17

Тема 1.2. Законы и принципы организации

-

-

14

14

Тема 1.3. Внутренняя и внешняя среда организации

2

4

12

18

Тема 1.4. Основы организационного проектирования

2

2

10

14

Итого по разделу:

5

6

52

63

Раздел 2. Антропологические аспекты организации













Тема 2.1. Человек в организации

1

-

16

17

Тема 2.2. Организационная культура

1

2

8

11

Тема 2.3. Организационные процессы

1

-

16

17

Итого по разделу:

3

2

40

45

Итого по дисциплине:

8

8

92

108


3.2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Наименование раздела/темы дисциплины

Содержание раздела/темы

1

Раздел 1. Онтология и морфология организации




1.1

Теоретические основы изучения современных организаций

Теория организации как наука: предмет, методы, взаимосвязь с другими науками.

Организация как социальная система. Основные понятия системного подхода: система, структура, функция, прямая и обратная связь, уровень организации. Виды систем: закрытая и открытая системы, их особенности. Особенности социальных систем и проявление в них общественных закономерностей. Свойства системы и их проявление в организации.

Основные подходы к определению понятия организации. Организация как вещь. Организация как свойство вещи. Организация как вид деятельности. Признаки организации.

Классификация организаций. Основания классификации и их значение: организационно-правовая форма, отраслевая принадлежность, цель создания, финансирование, размер и масштабы деятельности, степень интегрированности и др. Формальные и неформальные организации: понятие, признаки, соотношение.



1.2

Законы и принципы организации

Понятие закона. Законы организации и законы для организаций.

Общие законы организации систем. Закон синергии. Понятие синергии и синергетического эффекта. Закон самосохранения. Закон развития. Закон информированности-упорядоченности. Закон единства анализа и синтеза. Закон композиции и пропорциональности (гармонии).

Понятие жизненного цикла организации как основы для реализации законов самосохранения и развития. Основные этапы (периоды) жизненного цикла организации: содержание этапа, основные цели и задачи этапа, специфика работы с персоналом, основные проблемы, с которыми организация может столкнуться на данном этапе и возможные пути их решения.

Специфические законы социальной организации как основа работы с персоналом. Закон своеобразия. Закон социальной гармонии. Закон оптимальной загрузки. Закон эффективного восприятия и запоминания информации. Закон установки. Закон устойчивости информации.

Принципы организации. Общие и частные принципы. Принципы статической организации: определение статического состояния организации; состав принципов статической организации. Принципы динамической организации: определение динамического состояния организации; состав принципов динамического состояния организации. Принципы рационализации: состав и суть принципов рационализации. Условия проведения рационализации организации.


1.3

Внутренняя и внешняя среда организации

Внутренняя среда организации. Внутренние переменные: их взаимосвязь, взаимодействие и взаимозависимость. Миссия и ее значение. Правила формулирования миссии. Цели организации и предъявляемые к ним требования. Взаимосвязь миссии, целей и задач организации. Техника и технология как элементы внутренней среды организации. Системы классификации технологических процессов Дж.Вудворда и Дж.Томпсона. Персонал организации: личностные и групповые переменные, качественные и количественные характеристики персонала.

Понятие структуры организации и структуры управления организацией. Механистические и органические структуры управления: понятие, признаки, сущность. Виды организационных структур управления, их достоинства и недостатки.

 Внешняя среда организации. Факторы косвенного воздействия на организацию, формирующие макросреду: экономические, политические, социокультурные, международные, технологические и др. Факторы прямого воздействия, формирующие деловую среду организации: потребители, поставщики, конкуренты, инфраструктура, органы государственной власти и местного самоуправления, нормативно-правовые акты всех уровней власти.

Взаимосвязанность факторов внешней среды. Сложность, динамичность и неопределенность внешней среды.

SWOT-анализ как метод анализа внутренней и внешней среды организации: понятие, сущность, технология проведения.


1.4

Основы организационного проектирования

Проект как идеальный конструкт организации.

Проектирование как выбор стратегий и форм организаций. Проектирование новой организации и проектирование как процесс совершенствования существующей организации.

Элементы организационного проектирования: разделение труда, департаментизация, масштаб (норма) управляемости, иерархия, распределение прав, обязанностей и ответственности, организационные отношения и связи, централизация и децентрализация управления.

Содержание этапов организационного проектирования. Анализ внешней и внутренней среды как исходный пункт проектирования организации. Разработка (корректировка) миссии организации и ее целей. Проектирование работ. Композиция. Структуризация и регламентация организационного проекта.



2

Раздел 2. Антропологические аспекты организации




2.1

Человек в организации

Взаимодействие человека и организации. Вхождение человека в организацию. Ролевой и личностный аспекты взаимодействия человека и организационного окружения. Модели должностного поведения.

Человек и его потребности. Понятие и значение мотивации трудового поведения. Индивидуальные различия и индивидуальный стиль деятельности.

Классификация групп в организации. Групповые процессы в организации: групповая сплоченность, групповое давление. Нормы и патологии в организации.


2.1.

Организационная культура

Понятие организационной культуры. Уровни организационной культуры. Виды организационной культуры. Положительная и отрицательная культуры. Сильная и слабая культуры. Типология организационных культур, предложенная С. Хонди, У. Оучи и др. Культура и субкультура организации: проблема столкновения.

Структура организационной культуры. Объективная и субъективная организационная культура. Процессы формирования, развития и изменения организационной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность, различные модели такого влияния.

Особенности формирования и изменения организационной культуры.

Организационная культура и имидж организации.



2.3

Организационные процессы

Коммуникации в организации: понятие, сущность. Виды коммуникаций в организации. Структура и механизм коммуникативных процессов. Понятие прямых и обратных связей. Коммуникация и информация. Коммуникации и общение. Барьеры эффективного общения в организации. Неформальное общение в организации.

Понятие конфликта, их значение для организации. Функциональные и дисфункциональные конфликты. Типология организационных конфликтов. Причины конфликтов. Модели и методы разрешения конфликтов в организации.

Причины и значение перемен в организации. Сущность и виды изменений в организации. Процесс осуществления инноваций в организациях. Основные причины сопротивления изменениям. Преодоление сопротивления изменениям в организации.

Экономическая, социальная и управленческая эффективность организации. Факторы, влияющие на эффективность организации.

Основные подходы к оценке эффективности деятельности организации: экономический, целевой, потребительский, адаптационный, комплексный и др. Пути повышения эффективности деятельности организации.



3.3. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Внутренняя и внешняя среда организации (4 часа)

Вопросы для обсуждения

  1. Обозначьте внутренние переменные организационной среды, проследите их взаимосвязь, взаимодействие и взаимозависимость.

  2. Дайте характеристику внешней среды организации. Какие основные компоненты участвуют в обмене организации с внешней средой? В чём заключается сложность, динамичность и неопределенность внешней среды организации?

  3. Диагностическое интервью и методы коллективной работы (мозговой штурм, деловая игра, метод создания сценариев и другие) как методы сбора информации о внутренней среде организации. Технология проведения и обработки данных диагностического интервью (построение дерева целей, дерева проблем, дерева норм, дерева решений).

  4. SWOT-анализ как метод анализа внутренней и внешней среды организации. Технология проведения и обработки данных (матрица анализа параметров организации и матрица решений как результат SWOT-анализа).

Творческие и письменные задания i

1. Разделитесь на подгруппы и выберите организацию для анализа.



Студенты, относящиеся к 1 варианту, описывают одну из следующих организаций: «Мегафон», «Ростелеком» или «МТС»; ко 2 варианту: «Газпром», «УралВагонЗавод» или Завод «Уралмаш»; к 3 варианту: «Кировский», «Монетка» или «Мегамарт».

Опишите компоненты внутренней (цели, миссия организации; человеческие, финансовые, временные, информационные ресурсы) и внешней (политиче­ские, экономические, юридические, экологические, технологические, социальные и соци­ально-культурные условия; непосредственное окружение организации: конкуренты, поставщики, потребители, общественность и другие группы) среды, выбранной организации.



  1. На основе анализа выбранной Вами организации (можно использовать материал контрольной работы, подготовленной Вами в межсессионный период), постройте матрицу анализа параметров организации и матрицу решений как результат SWOT-анализа.

3. На основе предложенных материалов диагностического интервью постройте дерево проблем, дерево норм и дерево решений.

Литература

  1. Абалонин С.М. SWOT-анализ деятельности предприятия // Маркетинг. – 1999. – № 6. С. 7 – 49.

  2. Беликова Л.Ф. Основы социальной диагностики и проектирования в управлении организацией: Учеб. Пособие. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф-пед. ун-т». – 2007. С. 76 – 105.

  3. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2002.

  4. Иванова Т.Ю. Теория организации: Учебник по специальности «Менедж-мент орг.» / Т.Ю. Иванова. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2012. С. 27 – 80.

  5. Кислова Ю.Е. Оценка влияния факторов внешней среды на экспортную стратегию предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.cfin.ru/press/management/2002-1/04.shtml

  6. Лукичева Л.И., Егорычева Е.В. Менеджмент организации: теория и практика: Учебник для бакалавров. – М.: Омега-Л, 2012. С. 21 – 28.

  7. Парахина В.Н. Теория организации: Учеб. пособие по специальности «Гос. и муницип. упр.» / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. – 5-е изд., стер. – М.: КноРус, 2010. С. 39 – 67.

  8. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. – 863 с.

  9. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. С. 37 – 43; 56 – 147.


Тема 2. Основы организационного проектирования (2 часа)

Вопросы для обсуждения

  1. Назовите основные методологические принципы проектирования организаций.

  2. Перечислите стадии процесса организационного проектирования.

  3. Охарактеризуйте методы организационного проектирования.

  4. Назовите все элементы проектирования организаций и раскройте их смысл.

  5. Роль диагностики внешней среды в процессе организационного проектирования.

  6. В чем специфика ситуационных факторов, влияющих на проектирование организаций?

  7. Специфика социоинженерного подхода к проектированию организации.

Творческие и письменные задания i

    1. Разведите понятия «программа», «проект», «план». Дайте характеристику этих видов проектной деятельности, связанных с преобразованием той или иной социальной реальности.

    2. Если рассматривать проектирование организации как её реструктуризацию, то попробуйте показать на конкретном примере как это может происходить (используйте для обоснования построение и анализ «проблемно-целевого ромба»).

Литература

  1. Беликова Л.Ф. Основы социальной диагностики и проектирования в управлении организацией: Учеб. Пособие. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф-пед. ун-т». – 2007. С. 76 – 138.

  2. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993. 233 с.

  3. Лукичева Л.И., Егорычева Е.В. Менеджмент организации: теория и практика: Учебник для бакалавров. – М.: Омега-Л, 2012. С. 62 – 65.

  4. Ольховикова С.В., Тесленко И.В. Социология организации: Учеб. пособие. Екатеринбург: УГТУ – УПИ, 2009. С. 129 – 150.

  5. Парахина В.Н. Теория организации: Учеб. пособие по специальности «Гос. и муницип. упр.» / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. – 5-е изд., стер. – М.: КноРус, 2010. С. 11 – 38.


Тема 3. Организационная культура (2 часа)

Вопросы для обсуждения

  1. Каковы преимущества и ограничения социокультурного понимания организации?

  2. Типологии организационных культур.

  3. В чем состоит особенность российской корпоративной культуры?

  4. Какие существуют способы трансляции организационной культуры?

  5. Факторы, влияющие на изменение организационной культуры.

  6. Методы диагностики состояния организационной культуры.

  7. Каким образом организационная культура влияет на эффективность организации?

Творческие и письменные задания i

    1. Разведите понятия «культура», «организационная культура», «корпоративная культура» и «профессиональная культура». Выстройте иерархию. Докажите свою точку зрения.

    2. Опишите элементы организационной культуры на примере конкретного предприятия (можно использовать материал контрольной работы, подготовленной Вами в межсессионный период). К какому типу культуры ее можно отнести? Почему?

Литература

  1. Белковский А.Н., Хачатуров А.Е. Применимы ли в России традиции и опыт восточной школы менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.dis.ru/library/manag/archive/2005/1/3919.html

  2. Иванова Т.Ю. Теория организации: Учебник по специальности «Менедж-мент орг.» / Т.Ю. Иванова. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2012. С. 377 – 398.

  3. Лукичева Л.И., Егорычева Е.В. Менеджмент организации: теория и практика: Учебник для бакалавров. – М.: Омега-Л, 2012. С. 65– 69.

  4. Куликов Ю.А. Организационная культура и система менеджмента качества // Менеджмент в России и за рубежом. № 3. 2012.

  5. Парахина В.Н. Теория организации: Учеб. пособие по специальности «Гос. и муницип. упр.» / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. – 5-е изд., стер. – М.: КноРус, 2010. С.148 – 175.

  6. Смирнов Э.А. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2005. С. 210 – 222.

  7. Фролов С.С. Социология организаций. – М.: Гардарики, 2001. С. 123 – 134.




  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ


4.1. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА НА МЕЖСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД
В межсессионный период студентам необходимо выполнить контрольную работу по курсу. Цели: 1) Организация самостоятельного изучения тем курса, не вошедших в лекционные и семинарские занятия; 2) Перевод теоретических знаний в практическую оценку деятельности конкретной организации; 3) Соотнесение теории и практики, выявление проблем, существующих в деятельности конкретной организации.

Задание: Изучение деятельности и процессов функционирования конкретной организации, выявление проблемных зон. На основе материала, представленного ниже, необходимо: (1) дать характеристику конкретной организации, (2) выявить проблемные зоны по каждому исследуемому аспекту организационной жизнедеятельности, (3) продемонстрировать действие основных законов организации (один пример на один закон организации): закона синергии, закона развития, закона самосохранения, закона информированности-упорядоченности, закона единства анализа и синтеза, закона композиции и пропорциональности.
Внимание! Работу можно оформить в виде текста (не таблицы).


Направление исследования

Характеристика организации, в которой Вы работаете либо известной Вам

Проблемные места в Вашей организации

1. Внешняя и внутренняя среда организации

  1. Выделить элементы внутренней (сформулировать цель, не менее 5 задач, описать технику и технологию, используемую в организации, определить требования которые предъявляются к персоналу организации (количественные и качественные) и внешней среды (Факторы прямого действия (все) и факторы косвенного действия (те, которые значимы для Вашей организации).

  2. Показать взаимосвязь между этими элементами на примере (как изменение внешней среды влияет на внутреннюю среду или наоборот).




2. Организационная структура управления

  1. Как происходит разделение труда внутри организации (вертикальное и горизонтальное).

  2. Определить тип организационной структуры Вашей организации.

  3. Определить типы взаимосвязей между частями организации: формальные и неформальные, линейные и функциональные.

  4. Определить масштаб управляемости (сколько подчиненных имеется у топ-менеджера, менеджеров среднего и низшего звеньев управления).

  5. Распределение прав и ответственности.

  6. Механизмы координации деятельности, существующие в Вашей организации.




3. Жизненный цикл организации

  1. Определить фазу жизненного цикла организации, в которой Вы работаете (обосновать).

  2. С какими проблемами столкнулась организация на данной стадии жизненного цикла?




4. Человек в организации

1. Удовлетворен ли персонал своей работой в организации?

2.Как происходит мотивация персонала к труду?

3.Как осуществляются прямые и обратные связи персонала и руководства?

4.Какие существуют барьеры эффективного общения в Вашей организации?






5. Организационная культура

1.Какие ценности, нормы, традиции превалируют в Вашей организации и как они влияют на ее деятельность?

2.Какой Ваша организация видится извне?






6. Организационные процессы

1.Какие конфликты возникали в деятельности Вашей организации и как они разрешались?

2.Какие изменения происходили в Вашей организации в последнее время и как они повлияли на структуру управления, на поведение персонала?

3.Как в Вашей организации решается проблема сопротивления изменениям со стороны персонала?

4. По каким критериям можно оценить эффективность организации?







Требования к оформлению контрольной работы и определение сроков сдачи. Текст контрольной работы печатается через 1,5 интервала с применением 14 размера шрифта (Times New Roman). Объем контрольной работы определяется студентом самостоятельно, но не может быть менее 10 и более 20 страниц.

Контрольная работа должна быть сдана на кафедру теории и социологии управления в первые три дня сессии.



Для допуска к экзамену студенту необходимо получить оценку «зачтено» по контрольной работе.
4.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов включает подготовку к межсессионной контрольной работе (см. требования выше), к семинарским занятиям, к итоговой письменной работе.

  1. Семинарские занятия.

Подготовка к семинарским занятиям по дисциплине должна включать следующие аспекты:

  1. знакомство с соответствующими главами базовой литературы, чтение конспекта лекции;

  2. чтение и осмысление одного-двух источников из приведенного списка дополнительной литературы, в том числе интернет-источников.

  3. Подготовка ответов на вопросы по теме семинарского занятия.

  4. Сбор материалов для выполнения практического задания.

2. Итоговая письменная работа.

Итоговая форма контроля по курсу – экзамен, который проводится в письменной форме. Итоговая письменная работа предполагает письменный ответ на два вопроса из перечня вопросов для подготовки к экзамену.

Основные критерии оценки письменных ответов на вопросы из перечня:


  1. Полнота (развернутое освещение вопросов).

  2. Конкретность (ответ только на поставленный вопрос)

  3. Использование терминологии дисциплины.

  4. Использование практических материалов (примеры).

Ответы на вопросы из перечня вопросов для подготовки к экзамену необходимо дать в течение 40 минут.

Подготовка к итоговой письменной работе включает в себя:

1) Чтение конспекта лекций;

2) Изучение базовой литературы курса;

3) Изучения практики функционирования современных организаций;

4) Консультации с ведущими преподавателями дисциплины.


5. СИСТЕМА ОЦЕНОК
Для допуска к экзамену студенту необходимо получить оценку «зачтено» по контрольной работе, выполняемой в межсессионный период (см. пункт 4.1.).

Невыполнение практических заданий на семинарских занятиях влечет за собой получение дополнительных вопросов на экзамене по пропущенным темам.

Критерии оценок итоговой письменной работы:

Оценка «отлично» - полное и аргументированное освещение поставленных вопросов, проведение сравнительного анализа различных точек зрения;

Оценка «хорошо» - полное и аргументированное изложение какой-то одной позиции;

Оценка «удовлетворительно» - знание основных положений курса;

Оценка «неудовлетворительно» - незнание основных положений учебной дисциплины.
6. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет и методы теории организации. Теория организации в системе наук.

2. Основные подходы к определению организации, их значение. Признаки организации.

3. Понятие, классификация и свойства системы. Организация как система.

4. Проблема типологии организаций.

5. Формальные и неформальные организации.

6. Виды организаций по организационно-правовой форме.

7. Законы организации. Понятие закона. Объективные законы.

8. Законы организации. Понятие закона. Специфические законы для социальных организаций.

9. Принципы организации.

10. Жизненный цикл организации. Характеристика организации на разных стадиях жизненного цикла.

11. Внутренняя среда организации. Факторы, обусловливающие особенности внутренней среды.

12. Внешняя среда организации. Влияние факторов внешней среды на организацию.

13. Взаимосвязь факторов внутренней и внешней среды организации. SWOT-анализ как метод анализа среды организации: сущность, этапы, значение.

14. Организационные структуры управления: понятие, виды.

15. Механистические и органические структуры организации: сравнительный анализ.

16. Проектирование организаций: понятие, этапы.

17. Элементы организационного проектирования: разделение труда в организации; связи и отношения в организации; департаментизация.

18. Элементы организационного проектирования: масштаб управляемости; централизация и децентрализация в организации; понятие иерархии.

19. Распределение прав, обязанностей и ответственности в организации. Делегирование полномочий.

20. Особенности взаимодействия человека и организации.

21. Понятие и структура организационной культуры.

22. Типология организационных культур. Значение типологии для практики функционирования организации.

23. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности организации.

24. Имидж организации: понятие, значение, основные составляющие.

25. Понятие, функции и элементы организационной коммуникации.

26. Барьеры эффективной коммуникации в организации.

27. Организационный конфликт и его роль в функционировании организации. Виды конфликтов в организации.

28. Причины организационных конфликтов. Модели их разрешения.

29. Организационные изменения: понятие, виды. Причины сопротивления переменам. Пути преодоления сопротивления.

30. Эффективность организации: понятие, основные подходы к оценке эффективности организации.


7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Атаманчук Г.В. Теория организации. – М.: Издательство РАГС, 2007.

  2. Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2007. – 512 с.

  3. Дафт Р.Л. Теория организации. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 736 с.

4. Иванова Т.Ю. Теория организации: Учебник по специальности «Менедж-мент орг.» / Т.Ю. Иванова. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2012.

5. Клемина Т.Н. Теория организации: Хрестоматия. СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2009. 605 с.

6. Лаптев В.А.. Предпринимательские объединения: холдинги, финансово-промышленные группы, простые товарищества. М.: Волтерс Клувер, 2008. – 192 с.

7. Латфуллин Г.Р. Теория организации: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008.

8. Лукичева Л.И., Егорычева Е.В. Менеджмент организации: теория и практика: Учебник для бакалавров. – М.: Омега-Л, 2012.

9. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2008. – 864 с.

10. Парахина В.Н. Теория организации: Учеб. пособие по специальности «Гос. и муницип. упр.» / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. – 5-е изд., стер. – М.: КноРус, 2010.

11. Приходьхо В.И., Иванова Т.Ю. Теория организации: учебник. М.: Кнорус, 2010.



12. Смирнов Э.А. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2008. – 248 с.
7.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Абалонин С.М. SWOT-анализ деятельности предприятия // Маркетинг. – 1999. – № 6. С. 7 – 49.

  2. Антонов В.Г. Эволюция организационных структур // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 1.

  3. Бабкин Ф.В. Электронная коммерция и новые организационные формы компаний // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 1.

  4. Беликова Л.Ф. Основы социальной диагностики и проектирования в управлении организацией: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф-пед. ун-т». – 2007.

  5. Белковский А.Н., Хачатуров А.Е. Применимы ли в России традиции и опыт восточной школы менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – № 1.

  6. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2002.

  7. Валиулова А., Приходько В. Эффективность инструментов управления организацией // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – № 12.

  8. Гарет Морган. Имиджи организации. Восемь моделей организационного развития. – М.: Вершина, 2006 . – 416 с.

  9. Глиненко Л., Лужко Е. Проектирование организационных структур управления. М.: Нора-Друк, 2005. – 728 с.

  10. Гмюр М. Национальная специфика теории организации // Проблемы теории и практики управления. – 2000. – № 3. С. 34 – 38.

  11. Гурышев А.П. Оценка эффективности деятельности предприятия через использование финансовых и нефинансовых показателей // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 5, С. 99.

  12. Гусаров А.В. Определение миссии организации // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – № 3.

  13. Денисов В.М, Холодкова В.В. Оптимизация структуры после реорганизации. Опыт объединения филиалов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – № 2.

  14. Джеффри Пфеффер. Власть и влияние. Политика и управление в организациях. М.: Вильямс, 2007. – 512 с.

  15. Иванов В.В., Хан О.К., Богаченко П.В., Коробова А.Н. Подходы к формированию систем эффективного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 5. С. 20.

  16. Иванова Т.Ю. Теория организации: Учебник по специальности «Менедж-мент орг.» / Т.Ю. Иванова. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2012.

  17. Кезин А.В. Менеджмент: теории управления организациями. – М.: Гардарики, 2002. – 270 с.

  18. Кириллов Л.Г., Емельянова Т.Э. Конструируем управление. – Челябинск: Полиграфическое объединение "Книга", 2004. – 248 с.

  19. Кислова Ю.Е. Оценка влияния факторов внешней среды на экспортную стратегию предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.cfin.ru/press/management/2002-1/04.shtml

  20. Комаров С.В., Кордон С.И. Организационная патология с точки зрения социума, менеджера и консультанта по управлению // Социологические исследования. – 2000. – №1. С.44-50.

  21. Коултер Д. Культурные различия и управление // Проблемы теории и практики управления. – 1997. – № 3. С.87-90.

  22. Куликов Ю.А. Организационная культура и система менеджмента качества // Менеджмент в России и за рубежом. № 3. 2012.

  23. Латфуллин Г.Р., Новичков Н.В. Политическая организация. – СПб., Питер, 2007. – 656 с.

  24. Лукичева Л.И., Егорычева Е.В. Менеджмент организации: теория и практика: Учебник для бакалавров. – М.: Омега-Л, 2012.

  25. Менеджмент: теория и практика в России / Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 528 с.

  26. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю.Н.Каптуревского. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.

  27. Митин А.Н. Культура власти и управления. – Екатеринбруг, 2001. – 583 с.

  28. Ольховикова С.В., Тесленко И.В. Социология организации: Учеб. пособие. Екатеринбург: УГТУ – УПИ, 2009. 217 с.

  29. Парахина В.Н. Теория организации: Учеб. пособие по специальности «Гос. и муницип. упр.» / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. – 5-е изд., стер. – М.: КноРус, 2010.

  30. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур // Проблемы теории и практики управления. – 1997. – №3. С. 76-81.

  31. Питер Ф. Друкер. Менеджмент в некоммерческой организации. Принципы и практика. М.: Вильямс, 2007. – 304 с.

  32. Питер Ф. Друкер. Менеджмент. Задачи, обязанности, практика. М.: Вильямс, 2008. – 992 с.

  33. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. Пер. с англ. – М., 1986.

  34. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. – 863 с.

  35. Приходько В.И. Современная организационная парадигма // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – № 3.

  36. Радмило Лукич. Начиная свой бизнес. Критические факторы успеха. – М.: Империум Пресс, 2007. – 96 с.

  37. Радченко Я.В. Организационная культура руководителя // Проблемы теории и практики управления. 1992. № 4. С.107-111.

  38. Рамазанов А. Концепция корпоративной социальной ответственности // // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – № 12.

  39. Расселл Л. Акофф, Джейсон Магидсон, Герберт Дж. Эддисон. Идеализированное проектирование. Как предотвратить завтрашний кризис сегодня. Создание будущего организации. М.: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 320 с.

  40. Румянцев В., Чернявский С. Проблемы управления на рубеже столетий // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – № 1.

  41. Румянцева З.П. К обоснованию новой управленческой парадигмы.// Российский экономический журнал. – 1993. – №3.

  42. Саймон Г., Смитбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях: Пер с англ. – М.: РАГС: Экономика, 1995.

  43. Самков В.М. Теория организаций. – Екатеринбург, 1998.

  44. Самков В.М. Теория организаций и управления в схемах, тестах и кроссвордах: Учеб.-практическое пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002.

  45. Сердюк В.А. Сетевые и виртуальные организации: состояние, перспективы развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – № 5.

  46. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, из­мерение, оценка, контроль и повышение: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989.

  47. Смирнов Э.А. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2005.

  48. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций / Питер Сенге, Арт Клейнер, Шарлотта Робертс, Ричард Росс, Джордж Рот, Брайан Смит. М.: Олимп-Бизнес, 2004. – 624 с.

  49. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. Пер. с англ. – М., 1991.

  50. Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. – Таганрог: ТРТУ, 2006.

  51. Ф. Дж. (Бак) Роджерс. Путь успеха: как работает корпорация IBM. М.: Вильямс, 2005.

  52. Хайзер Ф. Самоуправляемые предприятия в Германии// Социологические исследования. – 2000. – №3. С.70-78.

  53. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001.

  54. Шаталова Н.И. Организационная культура. – М.: Экзамен, 2006. – 656 с.

  55. Широкова Г.В. «ТЕОРИЯ О» и «ТЕОРИЯ Е» как стратегия организационных изменений // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – № 1.

  56. Шиткина И.С. Холдинги. Правовое регулирование и корпоративное управление. М.: Волтерс Клувер, 2008. – 648 с.

  57. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.

  58. Эффективная организация // Harvard Business Review on the High-Performance Organization. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 192 с.

  59. Якокка Л. Карьера менеджера. Пер. с англ. – М., 1991.


Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебные аудитории, оборудованные в соответствии с санитарно-техническими требованиями для проведения групповых форм работы; компьютерный класс, мультимедийная техника для демонстрации презентаций, оргтехника для тиражирования материалов для слушателей.


Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.socpol.ru (Независимый институт социальной политики)

http://www.sofist.socpol.ru (Единый архив социологических данных)

www.kommersant.ru/vlast.aspx (ежегодник «КоммерсантЪ Власть»)

http://www.isras.ru (журналы «Социологические исследования», «Социологический журнал», «Социология: 4М» и др.)

www.riskm.ru (журнал «Риск-менеджмент»)

http://www.fom.ru (журнал «Социальная реальность»)

www.dis.ru/manag/ (журнал «Менеджмент в России и за рубежом»)

www.marketing-magazine.ru (журнал «Маркетинг-менеджмент»)

http://www.sisp.nkras.ru (журнал «Современные исследования социальных проблем»)

www.uptp.ru (журнал «Проблемы теории и практики управления»)



www.rjm.ru (журнал «Российский журнал менеджмента»)

www.hrm.ru (интернет портал «Кадровый менеджмент»)








Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал