Программа дисциплины Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»



Скачать 418,94 Kb.
Дата12.07.2017
Размер418,94 Kb.
Уральская академия государственной службы

Кафедра государственного и муниципального управления

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Рабочая учебная программа дисциплины
Для специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Составитель:

Т. Е. Зерчанинова, к.с.н., доцент



Екатеринбург

2008
Введение

Выписка из Государственного образовательного стандарта

Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы. Управляемые социально-экономические и политические процессы: их свойства и особенности, классификация. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследований. Логические основы системного анализа, формирование целей исследования, пути и ресурсы проведения исследований. Модели системного анализа, критерии, ограничения, метод структуризации проблемы, построения дерева. Фактологическое обеспечение исследований. Социологические исследования. Социометрия. Метод экспертных оценок, метод Дельфи, анкетные методы, численная оценка. Программы и организация исследований. Эффективность решения.



Цель дисциплины - сформировать у студентов целостное представление об основах процедуры, методологии и конкретных методах эмпирического исследования социально-экономических явлений и процессов.

Это позволит будущим специалистам познакомиться с основами научного анализа социально-экономических процессов и использовать свои знания в управленческой практике. Данный курс предполагает изучение возможностей применения конкретных методов исследования для использования в органах государственного и муниципального управления. Значительное внимание при этом уделяется способам достижения социально-управленческого эффекта от принимаемых решений.



Задачи дисциплины:

  1. Раскрыть теоретико-методологические основы исследования социально-экономических процессов, содержание исследовательских концепций.

  2. Выработать представление о функциях, видах и процедуре эмпирических исследований.

  3. Выявить специфику различных методов исследования социально-экономических процессов.

  4. Раскрыть особенности изучения конкретных социально-экономических явлений и процессов в современный период.

  5. Показать возможности использования методов исследования социально-экономических процессов в работе органов государственной власти и местного самоуправления.


Сведения о теоретическом и практическом значении курса в образовании

Исследование социально-экономических процессов – учебная дисциплина, рассматривающая сущность социально-экономических процессов и методологию и методы их исследования, а также организацию исследований. Анализ социально-экономических процессов основан на общенаучной методологии и методах конкретных наук.

Курс «Исследование социально-экономических процессов» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление». Изучение курса основывается на таких дисциплинах, как «Философия», «Политология», «Социология», «Экономическая теория», «Статистика», «Демография» и ряда других дисциплин.

Курс «Исследование социально-экономических процессов» является в свою очередь основой для изучения специальных дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»: «Система государственного и муниципального управления», «Управление общественными отношениями», «Региональная экономика и управление», «Социология управления», «Теория управления», «Теория организаций», «Управление персоналом» и др.


Сведения о теоретических знаниях и практических навыках и умениях, которые должны быть получены студентом в результате изучения курса

В результате изучения дисциплины «Исследование социально-экономических процессов» студенты должны приобрести теоретические знания о понятии социально-экономических процессов, их видах и типах, общенаучных и конкретно-предметных методах исследований, логических основах системного анализа, формировании целей исследования, путях и ресурсах проведения исследований, моделях системного анализа, его критериях, ограничениях, методе структуризации проблемы, построения дерева, фактологическом обеспечение исследований, социологических исследованиях, социометрии, методах экспертных оценок, методе Дельфи, анкетных методах, численной оценке, программах и организации исследований, эффективности решения.

Кроме того, студенты должны приобрести практические навыки и умения проведения исследования социально-экономических процессов и применения различных методов исследования.
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Формы обучения

Лекции

Практические

занятия


Самостоятельная

работа


Всего часов

1

Очная (5 лет)

14

20

186

220

2

Очно-заочная (2 года)

8

6

206

220

3

Очно-заочная (4 года)

10

8

202

220

4

Заочная (3 и 4 года)

8

4

208

220

5

Заочная (6 лет)

6

8

206

220



тематиЧеский План курса
Очная форма обучения (5 лет)


Наименование разделов и тем

Количество часов

Самостоятельная работа

Всего часов по теме

Лекции

Практические занятия

Введение

часы

часы

часы

часы

Тема 1. Социально-экономические процессы как объект научного исследования

2

4

24

30

Тема 2. Методология исследования социально-экономических процессов

4

2

24

30

Тема 3. Программы и организация исследований

4

2

24

30

Тема 4. Социологические исследования

4

6

30

40

Тема 5. Экспертные методы исследования

-

2

28

30

Тема 6. Социометрия

-

2

28

30

Тема 7. Эффективность решения социально-экономических проблем

-

2

28

30

Итого по дисциплине:

14

20

186

220

Очно-заочная форма обучения (2 года)




Наименование разделов и тем

Количество часов

Самостоятельная работа

Всего часов по теме

Лекции

Практические занятия

Введение

часы

часы

часы

часы

Тема 1. Социально-экономические процессы как объект научного исследования

2

-

28

30

Тема 2. Методология исследования социально-экономических процессов

2

-

28

30

Тема 3. Программы и организация исследований

2

-

28

30

Тема 4. Социологические исследования

2

2

36

40

Тема 5. Экспертные методы исследования

-

1

29

30

Тема 6. Социометрия

-

1

29

30

Тема 7. Эффективность решения социально-экономических проблем

-

2

28

30

Итого по дисциплине:

8

6

206

220

Очно-заочная форма обучения (4 года)




Наименование разделов и тем

Количество часов

Самостоятельная работа

Всего часов по теме

Лекции

Практические занятия

Введение

часы

часы

часы

часы

Тема 1. Социально-экономические процессы как объект научного исследования

2

-

28

30

Тема 2. Методология исследования социально-экономических процессов

2

-

28

30

Тема 3. Программы и организация исследований

2

-

28

30

Тема 4. Социологические исследования

4

2

34

40

Тема 5. Экспертные методы исследования




2

28

30

Тема 6. Социометрия




2

28

30

Тема 7. Эффективность решения социально-экономических проблем




2

28

30

Итого по дисциплине:

10

8

202

220

Заочная форма обучения (3 и 4 года)




Наименование разделов и тем

Количество часов

Самостоятельная работа

Всего часов по теме

Лекции

Практические занятия

Введение

часы

часы

часы

часы

Тема 1. Социально-экономические процессы как объект научного исследования

2

-

28

30

Тема 2. Методология исследования социально-экономических процессов

2

-

28

30

Тема 3. Программы и организация исследований

2

-

28

30

Тема 4. Социологические исследования

2

1

37

40

Тема 5. Экспертные методы исследования

-

1

29

30

Тема 6. Социометрия

-

1

29

30

Тема 7. Эффективность решения социально-экономических проблем

-

1

29

30

Итого по дисциплине:

8

4

208

220

Заочная форма обучения (6 лет)




Наименование разделов и тем

Количество часов

Самостоятельная работа

Всего часов по теме

Лекции

Практические занятия

Введение

часы

часы

часы

часы

Тема 1. Социально-экономические процессы как объект научного исследования

1

-

29

30

Тема 2. Методология исследования социально-экономических процессов

2

-

26

30

Тема 3. Программы и организация исследований

1

-

29

30

Тема 4. Социологические исследования

2

2

36

40

Тема 5. Экспертные методы исследования

-

2

28

30

Тема 6. Социометрия

-

2

28

30

Тема 7. Эффективность решения социально-экономических проблем

-

2

28

30

Итого по дисциплине:

6

8

206

220

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Социально-экономические процессы как объект научного исследования

Понятие социально-экономических процессов. Механизм социальных процессов, субъекты, социальные действия и факторы социально-экономических процессов. Виды и типы социально-экономических процессов.

Управляемые социально-экономические процессы: их свойства и особенности, классификация.

Значение исследования социально-экономических процессов в решении проблем государственного и муниципального управления. Возможности использования исследований социально-экономических процессов в органах государственной власти и местного самоуправления.



План семинарского занятия

  1. История исследований социально-экономических процессов.

  2. Статистическая, демографическая, социологическая, экономическая, психологическая традиции исследований.

  3. Национальные исследовательские школы.

  4. Современные исследования социально-экономических процессов в России.

Литература

  1. Зерчанинова Т. Е. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. Екатеринбург, УрАГС, 2005. С. 12-18.

  2. Лапин Н. И. Эмпирическая социология в Западной Европе: Учебное пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2004.

  3. Беляева Л. А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: Учебное пособие. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.

  4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / под ред. В. Г. Андреенкова, О. М. Масловой. М.: Наука, 1990. С. 11- 39.

  5. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебно-методическое пособие. Издание второе / Под общ. ред. А. Н. Данчула. М.: Изд-во РАГС, 2007. 228 с.

  6. Лавриненко В. Н., Путилова Л. М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. Пособие. М.: Вузовский учебник, 2007. 184 с.

  7. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. 364 с.

  8. Рой О. М., Киселева А. М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Практикум. – СПб.: Питер, 2007. – 240 с.

Задания для самостоятельной работы

1. Конспектирование одного из предложенных источников:



  1. Крозье М. Бюрократический феномен / Лапин Н. И. Эмпирическая социология в Западной Европе: Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – С. 220-235.

  2. Вебер М. О методике социально-психологических обследований и их обработки / Лапин Н. И. Эмпирическая социология в Западной Европе: Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – С. 327-336.

  3. Раунтри С. Непосредственные причины бедности в Йорке / Лапин Н. И. Эмпирическая социология в Западной Европе: Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – С. 252-269.

  4. Трист Э. И др. Организационный выбор / Лапин Н. И. Эмпирическая социология в Западной Европе: Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – С. 302-323.

  5. Гейгер Т. Социальное расслоение немецкого народа / Лапин Н. И. Эмпирическая социология в Западной Европе: Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – С. 336-349.

  6. Шельски Г и др. Безработица и необходимость профессиональной подготовки молодежи / Лапин Н. И. Эмпирическая социология в Западной Европе: Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – С. 349-369.

  7. Сорокин П. А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп / Беляева Л. А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: Учебное пособие. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – С. 258-265.

  8. Струмилин С. Г. К проблеме рождаемости в рабочей среде / Беляева Л. А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: Учебное пособие. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – С. 302-307.

  9. Знанецкий Ф. Город в сознании его граждан / Беляева Л. А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: Учебное пособие. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – С. 353-372.

2. Обзор тематики современных исследований социально-экономических процессов в России по электронному каталогу диссертаций Российской государственной библиотеки www.rsl.ru

3. Обзор результатов современных исследований социально-экономических процессов в России на основе авторефератов диссертаций, защищенных по социологическим и экономическим наукам.

3. Обзор результатов современных исследований социально-экономических процессов в России в экономической, социальной и духовной сферах, опубликованных в научных журналах в последние 2-3 года.

4. Обзор исследований социально-экономических процессов по официальным сайтам научно-исследовательских центров:



  1. Институт социологии РАН (ИС РАН) www.isras.ru

  2. Фонд «Общественное мнение» www.fom.ru

  3. Российская Академия государственной службы www.rags.ru

  4. Институт сравнительных социальных исследований www.cessi.ru

  5. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) www.wciom.ru

  6. Институт экономики РАН www.inecon.ru

  7. Институт экономики УрО РАН www.uiec.ru

Тема 2. Методология исследования социально-экономических процессов

Понятие «исследование», функции исследований: описательная, аналитическая, прогностическая, практическая, организационно-технологическая. Виды исследований. Процедура исследования.

Понятие «методология», уровни методологии, методология исследования. Взаимосвязь исследования социально-экономических процессов с социологией, статистикой, демографией, экономической теорией, политологией, теорией управления, социальной психологией и другими науками.

Понятие «метод исследования». Общенаучные и конкретно-предметные методы исследований социально-экономических процессов. Формирование целей, пути и ресурсы проведения исследований.

Фактологическое обеспечение исследований социально-экономических. Понятие «социальный факт». Онтологическое и гносеологическое понимание социального факта. Научные факты и их роль в познании социально-экономических процессов.

План семинарского занятия


    1. Логические основы системного анализа. Сущность системного подхода. Понятие и виды систем.

    2. История развития системных идей.

    3. Модели прикладного системного анализа, критерии, ограничения, метод структуризации проблемы, построения дерева целей.



Литература

  1. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов: Учеб. пособие для вузов. М.: Логос, 2001. С. 10-53.

  2. Зерчанинова Т. Е. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. Екатеринбург, УрАГС, 2005. С. 18-65.

  3. Ионин Л. Г. Философия и методология эмпирической социологии: Учеб. пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2004. 367 с.

  4. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебно-методическое пособие. Издание второе / Под общ. ред. А. Н. Данчула. М.: Изд-во РАГС, 2007. 228 с.

  5. Лавриненко В. Н., Путилова Л. М. Исследование социально-экономических и политических процессов: чеб. Пособие. М.: Вузовский учебник, 2007. 184 с.

  6. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. 364 с.

  7. Рой О. М., Киселева А. М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Практикум. СПб.: Питер, 2007. 240 с.

  8. Фундаментальная социология : в 15 т. / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. М.: Инфра-М, 2003. Т. 1.

Задание для самостоятельной работы

Конспектирование одного из предложенных источников на выбор:



  1. Морено Я. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. Пер. с англ. А. Боковикова, В. Корзинкина. М.: Академический проект, 2001. 384 с. Морено Дж. Социометрия / Американская социологическая мысль. М., 1972.

  2. Романов П. В. Микроуровень социальной реальности: возможности междисциплинарного подхода // Социологические исследования. 2002. № 3.

  3. Балабанова Е. С. О комплексном характере социологических исследований // Социологические исследования 2002. № 10. С. 11-16.

  4. Толстова Ю.Н. О системности социологических объектов //Социологические исследования, 2001. № 7. С. 119-131.

  5. Лаба Л. Я. Способы интеграции качественных и количественных методов в социологических исследованиях // Социологические исследования, 2004. № 2. С. 124-129.

  6. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов: Учеб. пособие для вузов. М.: Логос, 2001. 296 с. (любая глава на выбор)

Тема 3. Программы и организация исследований

Понятие «программа исследования», структура программы.

Теоретико-методологический раздел. Постановка проблемы, системная характеристика объекта и предмета, требования к формулировке объекта. Постановка цели и задач. Теоретическая интерпретация и операционализация понятий, эмпирические показатели и индикаторы. Гипотезы.

Методический раздел. Определение стратегии исследования. Выбор методов и методики исследования, информационная база, обоснование модели выборочной совокупности.

Организационный раздел. Рабочий план исследования, вспомогательные документы.

План семинарского занятия


  1. Понятие «организация исследования».

  2. Стоимость, материально-техническое обеспечение исследований.

  3. Взаимодействие с заказчиком, оформление договорных отношений, согласование действий, отчетность.

  4. Подбор и обучение персонала, инструктаж, расчет нормативов.

Литература

  1. Зерчанинова Т. Е. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. Екатеринбург, УрАГС, 2005. С. 65-97.

  2. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: Учеб пособие для вузов. М., 2003. С. 20-45.

  3. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», 1999. С. 69-130; 450-478.

  4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФР А-М, 2004. С. 147-187.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с примером программы социологического исследования: Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов. М., 2003. С. 237-242. Разработайте программу собственного прикладного социологического исследования на самостоятельно сформулированную тему.

2. Разработайте проект договора, сметы, технического задания и календарного плана для своего исследования.

3. Рассчитайте необходимое количество интервьюеров (анкетеров) для Вашего опроса.



Тема 4. Социологические исследования

Методы сбора социологической информации: социологический опрос, наблюдение, документальный метод, социологический эксперимент.

Понятие «социологический опрос», преимущества и недостатки метода. Основные разновидности опроса: интервью и анкетирование.

Понятие «социологическое наблюдение», преимущества и типичные недостатки метода наблюдения. Виды социологического наблюдения.

Документальный метод в изучении социально-экономических процессов. Понятие документа как источника социологической информации. Виды документов. Основные методы анализа документов: традиционный и формализованный (контент-анализ).

Сущность социологического эксперимента. Виды экспериментов.

Выборочный метод в социологических исследованиях.

План семинарского занятия

1. Социологическое измерение.

2. Особенности качественной и количественной стратегий исследования.

3. Обработка и анализ результатов социологического исследования.



Литература

  1. Зерчанинова Т. Е. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. Екатеринбург, УрАГС, 2005. С. 98-170.

  2. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: Учеб пособие для вузов. М., 2003. С. 46-60; 60-81; 82-177; 178-208.

  3. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», 1999. С. 131-318; 387-450; 319-386.

  4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 281-607; 81-147; 187-249.

  5. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. 292 с.

  6. Белановский С. А. Метод фокус-групп. М., 1996. 272 с.

  7. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. 208 с.

  8. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1-2. / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. М., 1990.

  9. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в практику демоскопии. М., 1993.

  10. Паниотто В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, 1982.

  11. Рабочая книга социолога / Под общей редакцией Г. В. Осипова. Изд. 3-е М.: Едиториал УРСС, 2003. 480 с.

  12. Толстова Ю. Н. Измерение в социологии. М., 1998.

  13. Сикевич З. В. Социологическое исследование: практическое руководство. СПб.: Питер, 2005. 320 с.

  14. Фундаментальная социология : в 15 т. / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. М.: Инфра-М, 2003. Т. 2, 3.

Задание для самостоятельной работы

  1. Разработайте анкету или бланк стандартизованного интервью по теме собственного исследования. Познакомьтесь с бланком экспертного анализа качества социологического вопросника (разработчик О. М. Маслова) и проверьте по нему качество своего опросника.

  2. Определите типы шкал в анкете.

  3. Опросите 20 человек по своей анкете или бланку интервью.

  4. Обработайте результаты своего опроса в программе SPSS или VORTEX. После ввода данных осуществите анализ потока частотного (линейного) распределения. Распечатайте полученные результаты. Напишите аналитическую записку о полученных результатах пилотажного исследования и изменениях, которые необходимо произвести в разработанном инструментарии.

  5. Разработайте карту наблюдения для собственного исследования или для наблюдения за поведением студентов на занятиях.

  6. Разработайте бланк контент-анализа для собственного исследования или для анализа содержания газет.

  7. Разработайте сценарий фокус-групп по теме своего исследования.

  8. Рассчитайте объем выборочной совокупности для проведения опроса респондентов по своей теме по формуле случайной простой бесповторной выборки.

  9. Разработайте карту репрезентации для квотной выборки по своей теме. Для этого необходимо выделить 2-3 значимых признака и собрать необходимые статистические данные

  10. На основе таблиц случайных чисел произведите простой бесповторный отбор 222 чисел из генеральной совокупности 500 единиц

Тема 5. Экспертные методы исследования

План семинарского занятия

  1. Сущность и особенности метода экспертных оценок в исследованиях социально-экономических процессов. Преимущества, трудности, типичные недостатки экспертных методов.

  2. Подбор экспертов, компетентность экспертов, формирование группы экспертов.

  3. Классификация экспертных методов. Метод Дельфи, экспертный опрос, численная оценка.

Литература

  1. Зерчанинова Т. Е. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. Екатеринбург, УрАГС, 2005. С. 170-183.

  2. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: Учеб пособие для вузов. М., 2003. С. 140-147.

  3. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 487-505.

  4. Луков В. А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. Гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003.

  5. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004.

  6. Лихачева В. В. Математическая статистика и метод экспертных оценок. Владивосток, 2002.

  7. Боришполец К. П. Методы политических исследований: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005.

  8. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М., 1973.

  9. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. М., 1976.

  10. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М., 1980.

  11. Игнатьева А. В., Максимцов М. М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

Задание для самостоятельной работы

Методом коллективной оценки авторитетности экспертов произведите взаимную оценку и отбор 5 экспертов из числа студентов своей группы, лучше других разбирающихся в исследовании социально-экономических процессов.



Тема 6. Социометрия

План семинарского занятия

  1. Психологические методы исследования. Психологические тесты.

  2. Социометрическая система А. Морено. Общая характеристика социометрического метода как способа измерения и анализа межличностных отношений в социальной группе, его возможности и ограничения. Определение основных понятий, характеризующих данный метод.

  3. Социометрические критерии и их виды. Организация и этапы проведения социометрического опроса.

  4. Регистрация результатов и их интерпретация. Социометрическая матрица и социограмма. Анализ результатов социометрических измерений.

  5. Социометрические индексы и их виды.

Литература

  1. Зерчанинова Т. Е. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. Екатеринбург, УрАГС, 2005. С. 199-225.

  2. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1996. 180 с.

  3. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», 1999. С. 311-318.

  4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 627-664.

  5. Морено Я. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. Пер. с англ. А. Боковикова, В. Корзинкина. М.: Академический проект, 2001. 384 с.

  6. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект Пресс, 2002. 285 с.

  7. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004.

  8. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967.

  9. Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.

  10. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

Задание для самостоятельной работы

Организуйте и проведите социометрическое исследование в своей студенческой группе.



Тема 7. Эффективность решения социально-экономических проблем

План семинарского занятия

  1. Понятия «эффективность». Виды эффективности: экономическая эффективность, социальная эффективность.

  2. Социальный аудит как методология и технология исследования социально-экономических и политических процессов. Диагностика, экспертиза, прогнозирование и проектирование решения социально-экономических проблем.

  3. Критерии и оценка эффективности систем государственного и муниципального управления.

Литература

  1. Зерчанинова Т. Е. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. Екатеринбург, УрАГС, 2005. С. 226-260.

  2. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004.

  3. Костин В. А. Теория управления: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2004.

  4. Костин В. А. Исследование систем управления: Учеб. пособие. Екатеринбург: УрАГС, 1999.

  5. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: Учеб пособие для вузов. М., 2003. С. 209-232.

  6. Капитонов Э. А. Социология ХХ века: История и технологии: Учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 1996.

  7. Марков М. Технология и эффективность социального управления: Пер. с болг. М., 1982.

  8. Зинченко Г. П. Социология управления. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  9. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей, Юрайт, 1998.

  10. Основы социального управления: Учеб. пособие / Под ред. В. Н. Иванова. М.: Высш.шк., 2001.

  11. Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Попов В. А., Самыгин С. И. Социология: Курс лекций: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1999.

  12. Атаманчук Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учеб. пособие. М.: Экономика, 2000.

  13. Акофф Р. Искусство решения проблем. М., 1982.

  14. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Изд-во «Сирин», 2002. 256 с.

  15. Акофф Р. Л. Акофф о менеджменте. СПб.: Питер, 2002. 448 с.

  16. Акофф Р. Л. Идеализированное проектирование: Как предотвратить завтрашний кризис сегодня. Создание будущего организации. М.: Баланс Бизнес Букс, 2007. 265 с.

  17. Резниченко Д. В. Социальный аудит деятельности местных администраций: дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук: 22.00.08. Екатеринбург, 160 с.

  18. Резниченко Д. В. Социальный аудит деятельности местных администраций: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук: 22.00.08. Екатеринбург, УрАГС, 2004. 22 с.

  19. Кох И. А. Социальная эффективность муниципального управления. Екатеринбург, 2002. 275 с.

Задание для самостоятельной работы

Изучить Указы Президента РФ:



  • Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28.06.2007 № 825 // Собрание законодательства РФ от 02.07.2007. № 27, ст. 3256.

  • О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 606 // собрание законодательства РФ от 05.05.2008. № 18, ст. 2002

  • Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 // Собрание законодательства РФ от 05.05.2008. № 18, ст. 2003.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОТЧЕТНОСТИ

Внутрисеместровые аттестации проводятся 2 раза в семестр на основе набранных баллов в соответствии с технологической картой

Итоговая форма контроля по курсу и требования к ней: письменная работа по всем темам курса состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается максимум по 2 балла (максимальная оценка – 20 баллов).

Примерные вопросы для подготовки к зачету:

  1. Понятие социально-экономических процессов, их виды и типы.

  2. Управляемые социально-экономические процессы: их свойства и особенности, классификация.

  3. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследований.

  4. Логические основы системного анализа, формирование целей исследования, пути и ресурсы проведения исследований.

  5. Модели системного анализа, критерии, ограничения, метод структуризации проблемы, построения дерева.

  6. Фактологическое обеспечение исследований.

  7. Социологические исследования.

  8. Методы анализа документов в социологическом исследовании.

  9. Метод опроса в социологическом исследовании.

  10. Наблюдение как метод сбора первичной социологической информации.

  11. Социологический эксперимент.

  12. Методы обработки и анализа социологической информации. Программное обеспечение социологического исследования.

  13. Социометрия.

  14. Метод экспертных оценок, метод Дельфи, анкетные методы, численная оценка.

  15. Программы исследований

  16. Организация исследований.

  17. Эффективность решения.

Темы контрольных работ, рефератов, докладов и т. д.

Контрольные работы на лекциях предусмотрены по темам:

Тема 1. Социально-экономические процессы как объект научного исследования

Тема 2. Методология исследования социально-экономических процессов

Тема 3. Программы и организация исследований

Тема 4. Социологические исследования

Контрольные работы на семинарах предусмотрены по темам:

Тема 1. Социально-экономические процессы как объект научного исследования

Тема 2. Методология исследования социально-экономических процессов

Тема 3. Программы и организация исследований

Тема 4. Социологические исследования

Тема 5. Экспертные методы исследования

Тема 6. Социометрия

Тема 7. Эффективность решения социально-экономических проблем

Темы докладов:


  1. История исследований социально-экономических процессов.

  2. Статистическая, демографическая, социологическая, экономическая, психологическая традиции исследований.

  3. Национальные исследовательские школы.

  4. Современные исследования социально-экономических процессов в России.

  5. Логические основы системного анализа. Сущность системного подхода. Понятие и виды систем.

  6. История развития системных идей.

  7. Модели прикладного системного анализа, критерии, ограничения, метод структуризации проблемы, построения дерева целей.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

  • 2 конспекта базовых источников в соответствии с технологической картой

  • Самостоятельные работы на семинарах по темам:

Тема 3. Программы и организация исследований

Тема 4. Социологические исследования



  • Участие в научных конференциях

  • Обучение на факультете общественных профессий (секция «Прикладная социология»).


ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

Тематика курсовых работ по проблемам ГМУ

  1. Реализация государственной социальной политики в регионе

  2. Муниципальный маркетинг как функция органов местного самоуправления

  3. Муниципальный маркетинг социальной сферы в деятельности органов местного самоуправления

  4. Реализация социальных функций органов государственной власти (местного самоуправления)

  5. Программно-целевой подход в управлении социальной сферой (системой здравоохранения, образования, культуры) в регионе (в муниципальном образовании)

  6. Программно – целевой подход в управлении системой обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения региона

  7. Реализация областных (муниципальных) целевых социальных программ

  8. Социальное проектирование и планирование в органах государственной власти (местного самоуправления)

  9. Реализации национального проекта «Здоровье» («Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России») в регионе (муниципальном образовании)

  10. Профилактика заболеваний как направление региональной политики сбережения населения

  11. Реализация реформы здравоохранения в регионе (муниципальном образовании)

  12. Реализация государственной политики в сфере здравоохранения в регионе

  13. Управление системой здравоохранения в регионе

  14. Управление системой образования (дошкольного, общего, профессионального, высшего, дополнительного) в регионе (муниципальном образовании) в условиях модернизации

  15. Деятельность органов государственной власти (местного самоуправления) по модернизации системы образования

  16. Реализация государственной молодежной политики (в сфере гражданско-патриотического воспитания, поддержки молодых семей, в сфере художественного творчества детей и подростков и др.) в регионе (муниципальном образовании)

  17. Организация досуга и поддержки творческой и талантливой молодежи как направление государственной молодежной политики (на материалах Свердловской области)

  18. Реализация государственной политики в сфере культуры в регионе (муниципальном образовании)

  19. Управление муниципальными учреждениями сферы культуры

  20. Организация досуговой деятельности де­тей и подростков в регионе (муниципальном образовании)

  21. Реализация государственной политики стимулирования рождаемости в регионе

  22. Реализация государственной демографической политики в регионе

  23. Государственная политика в сфере туризма

  24. Управление сферой гостиничного хозяйства в регионе

  25. Управление сферой общественного питания в регионе (муниципальном образовании)

  26. Управление сферой торговли в регионе (муниципальном образовании)

  27. Социальная эффективность деятельности органов государственной власти (местного самоуправления)

  28. Социальный аудит деятельности органов государственной власти (местного самоуправления)

  29. Реализация социальных функций органов государственной власти (местного самоуправления)

  30. Управление социальной сферой в регионе (муниципальном образовании)

  31. Работа с обращениями граждан в органах государственной власти (местного самоуправления)

  32. Работа с обращениями граждан как форма обратной связи

  33. Работа с населением в органах государственной власти (местного самоуправления)

  34. Влияние СМИ на формирование отношения населения к органам государственной власти (местного самоуправления)

  35. Взаимодействие органов государственной власти (местного самоуправления) со средствами массовой информации

  36. Социальная реклама в деятельности органов государственной власти (местного самоуправления)

  37. Взаимодействие органов государственной власти (местного самоуправления) с общественными организациями

  38. Взаимодействие органов законодательной власти субъекта РФ с населением (на примере Законодательного собрания Свердловской области)

  39. Имидж органов государственной власти (местного самоуправления)

  40. Отношение населения к деятельности органов государственной власти (местного самоуправления)

  41. Кадровый потенциал органов государственной власти (местного самоуправления)

  42. Кадровая работа в органах государственной власти (местного самоуправления)

  43. Кадровые аспекты реформирования государственной службы

  44. Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных (муниципальных) служащих

  45. Система повышения квалификации государственных (муниципальных) служащих

  46. Профессиональная компетентность государственных (муниципальных) служащих

  47. Кадровая политика в исполнительных органах государственной власти субъекта РФ в условиях реформы государственной службы (на материалах Свердловской области)

  48. Организационная культура органов государственной власти (местного самоуправления)

  49. Аттестация государственных (муниципальных) служащих

  50. Социальная ответственность государственных (муниципальных) служащих

  51. Профессиональная этика государственных (муниципальных) служащих.

  52. Мотивация и стимулирование персонала органов государственной власти (местного самоуправления)

  53. Корпоративная культура органов государственной власти (местного самоуправления)

  54. Профессиональная культура государственных (муниципальных) служащих

  55. Профессионализм государственных (муниципальных) служащих

  56. Дисфункции государственной службы

  57. Кадровый аспект реформирования государственной службы

Методические указания по выполнению курсовых работ

Требования к оформлению курсовой работы подробно изложены в методическом пособии «Курсовая работа».



Структура курсовой работы:

  1. Титульный лист

  2. Оглавление

  3. Введение

  4. Глава 1 (включает 2-3 параграфа)

  5. Глава 2 (включает 2-3 параграфа)

  6. Заключение

  7. Список использованных источников и литературы

  8. Приложения (по желанию студента)



1. Оформление титульного листа

Тема курсовой работы по проблемам ГМУ выбирается студентом самостоятельно. При выборе темы можно также руководствоваться примерной тематикой курсовых работ по специализации и дипломных работ по кафедре государственного и муниципального управления. В формулировки предлагаемых тем можно вносить изменения. Необходимо также учитывать свои возможности по сбору эмпирических данных для практической части работы.



2. Оглавление отражает структуру работы

3. Введение состоит из нескольких подразделов:

  1. Актуальность темы

  2. Степень разработанности темы

  3. Цель курсовой работы

  4. Задачи (4-8 задач)

  5. Объект исследования

  6. Предмет исследования

  7. Теоретическая и эмпирическая база исследования

  8. Методы исследования

  9. Структура работы

4. Глава 1 имеет теоретический характер. В ней необходимо сделать обзор различных теоретических подходов, встречающихся в научной и учебной литературе по теме курсовой работы, произвести интерпретацию и определение основных понятий, содержащихся в формулировке темы. Необходимо обратить особое внимание на специфику изучаемой проблемы с точки зрения ГМУ. На каждой странице делается как минимум одна сноска. Ни один используемый источник не должен остаться без ссылки, даже если Вы пересказываете мысль автора своими словами.

5. Глава 2 имеет прикладной характер. На конкретном объекте исследования необходимо описать и произвести анализ выбранной проблемы. Для этого необходимо собрать конкретные эмпирические данные, которые характеризуют состояние изучаемого явления, сферы, процесса. Необходимые данные можно почерпнуть из результатов прикладных социологических исследований, статистических материалов, документальных источников (нормативно-правовая база, планы и отчеты о работе, аналитические записки, стенограммы и протоколы совещаний, целевые социальные программы, должностные инструкции и т. п.). Во второй главе также как и в первой обязательны ссылки на эмпирические источники, даже если они не опубликованы (например, отчет о работе или аналитическая записка).

6. Заключение – это раздел, в котором производится подведение итогов работы. В нем содержатся выводы по всей работе (в соответствии с поставленными целью и задачами), а также формулируются практические рекомендации в адрес субъектов управления.

7. Список использованных источников и литературы должен быть структурирован и включать около 30 наименований.

8. Приложения могут включать: таблицы, графики, диаграммы, схемы, рисунки, официальные документы или выдержки из них.

Написав курсовую работу, проверьте, нашел ли в ней аспект, связанный с проблемами ГМУ, есть ли конкретный объект исследования, использованы ли результаты эмпирических исследований социально-экономических процессов или процессов управления, правильно ли используются методы исследования, корректно ли отражены результаты исследований, соответствует ли содержание работы заявленной теме (если нет, необходимо исправить формулировку темы).



Не забывайте пользоваться учебно-методическими комплексами, разработанными автором по дисциплинам «Исследование социально-экономических процессов» и «Социология управления». Эти материалы предоставляют Вам возможность ссылаться на источники. Кроме того, необходимо использовать результаты эмпирических исследований, размещенных на сайтах ведущих научно-исследовательских центров, а также содержащимися в диссертациях и авторефератах по социологическим, экономическим и политическим наукам.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница