Программа дисциплины «Дополнительные главы функционального анализа»



Скачать 129.68 Kb.
Дата28.07.2017
Размер129.68 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Московский институт электроники и математики

Департамент прикладной математики

Рабочая программа дисциплины

«Дополнительные главы функционального анализа»



для образовательной программы «Прикладная математика»



направления подготовки 01.03.04 «Прикладная математика»

уровень «бакалавр»


Разработчик программы

Шур М. Г., m.shur@inbox.ru

Одобрена на заседании департамента прикладной математики

«___»___________2015 г.

Руководитель департамента А.В. Белов ________________

Рекомендована Академическим советом образовательной программы

«___»____________ 2015 г., № протокола_________________

Утверждена «___»____________ 2015 г.

Академический руководитель образовательной программы

Л. А. Манита  ________________

Москва, 2015


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения подразделения-разработчика программы.
  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 01.03.04 «Прикладная математика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Дополнительные главы функционального анализа».

Программа разработана в соответствии с:


  • ФГОС ВПО;

  • Образовательной программой 01.03.04 «Прикладная математика»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 01.03.04 «Прикладная математика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2015 г.


  1. Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Дополнительные главы функционального анализа» является:


  • дальнейшее освоение основных понятий и методов функционального анализа;

  • создание теоретической базы для последующего обучения смежным математическим дисциплинам;

  • освоение основных навыков приближенного решения функциональных и интегральных уравнений.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен.



  • Знать:

  • понятие компактности и его роль в математике;

  • теорию ограниченных линейных операторов, включая элементы спектральной теории и приложения к теории линейных интегральных уравнений;

  • классическое преобразование Фурье и его аналог для квадратично суммируемых функций.




  • Уметь:

  • применять методы функционального анализа при решении прикладных задач.


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу математических дисциплин (вариативная часть).

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях и умениях приобретённых в рамках курсов:



  • «Математический анализ»;

  • «Линейная алгебра и геометрия»;

  • «Функциональный анализ».

Для освоения дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями:

  • знание курсов «Математический анализ» и «Функциональный анализ» в полном объеме;

  • знание курса «Линейная алгебра и геометрия» в части, касающейся теории матриц и теории линейных пространств.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин:

  • «Теория случайных процессов»;

  • «Математическая физика».



  1. Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

Пространства суммируемых в квадрате функций

8

4

4




2

Компактность

12

6

6




3

Линейные функционалы

12

6

6




4

Линейные операторы

15

2

5







Итого:

60

30

30



  1. Формы контроля знаний студентов




Тип контроля



Форма контроля



Год

Параметры

    1. 1

    1. 2


Текущий (неделя)

Коллоквиум 1



    1. 8





Коллоквиум в устной форме(2 ауд. часа; завершается на консультации)



Коллоквиум 2




13

Коллоквиум в устной форме(2 ауд. часа; завершается на консультации)

Итоговый

Экзамен


16

Экзамен в устной форме

6.1. Критерии оценки знаний, навыков



На коллоквиуме и экзамене для получения оценок 4 – 5 баллов студент должен продемонстрировать знание основных определений и примеров и не допускать принципиальных ошибок в формулировках основных теорем. При полном ответе ставятся оценки 8-10 баллов в зависимости от наличия или отсутствия небольших недочетов (например, ошибок технического характера или неполной аргументации).

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-балльной шкале.


6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине
При текущем или итоговом контроле работа оценивается в соответствии с п. 1.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарах: учитывается активность студентов и предлагаемых ими решений. Оценки за работу на семинарах преподаватель выставляет в рабочую ведомость.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: учитывается правильность решения задач, включенных в текущие домашние задания, полнота аргументации и число решенных задач. Оценки за самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость.

Оценка за текущую работу в i – м (i = 1, 2) модуле рассчитывается по формуле:



Накопленные оценки формируются по формулам:



Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается по формуле:

Каждая из указанных оценок выставляется по 10-балльной шкале и округляется по арифметическому способу.

  1. Содержание дисциплины



Раздел 1. Пространства суммируемых и суммируемых в квадрате функций

Лекции 1, 2. Определения и основные свойства пространств суммируемых и суммируемых в квадрате функций (линейность, нормируемость, полнота и т. д.).

На семинарах кратко обсуждаются соответствующие положения теории и решаются задачи. Каждый семинар занимает 2 ауд. часа. Семинары 1, 2 проводятся по материалу лекций 1,2.



Литература: базовый учебник (см. п. 10.1), гл. 7, § 1, §2.


Раздел 2. Комплексность

Лекции 3, 4. Вполне ограниченные множества в полных метрических пространствах. Теорема Арцела.

Лекция 5. Компактность. Свойства непрерывных функций на компактах.

Семинары 3, 4 соответствуют лекциям 3, 4, а семинар 5 – лекции 5.



Литература: базовый учебник, гл. 7, § 7.

Раздел 3. Линейные функционалы

Лекции 6, 7. Сопряженное пространство. Примеры ограниченных линейных функционалов. Теорема Рисса об общем виде ограниченных линейных функциаоналов.

Лекция 8. Слабая и сильная сходимости в сопряженном пространстве.

Семинары 6, 7 проводятся по материалам лекций 6,7. Семинар 8 отводится коллоквиуму 1 (при необходимости коллоквиум продолжается на консультации). Семинар 9 соответствует лекции 8.



Литература: базовый учебник, гл. 4, § 1 - 3.

Раздел 4. Линейные операторы

Лекция 9. Пространство ограниченных линейных операторов и соответствующие примеры.

Лекции 10-11. Обратный оператор. Теорема о ряде Неймана. Спектр и резольвента оператора ограниченного линейного оператора.

Лекция 12. Компактные операторы. Теорема о спектре компактного оператора. Приложения теорем о спектре в теории линейных интегральных уравнений.

Лекция 13. Понятие сопряженного оператора. Теорема Гильберта о структуре компактного самосопряженного оператора.

Лекция 14-15. Преобразования Фурье и Фурье-Планшереля.

Семинар 10 проводится по материалу лекции 9, а семинары 11-12 – по материалам лекций 10, 11. Семинар 13 отводится коллоквиуму 2. Семинары 14, 15 соответствуют лекциям 13, 14.



Литература: базовый учебник, гл. 4, § 1 – 3, гл. 8, § 3-5 .


  1. Образовательные технологии


Все семинары проводятся в интерактивной форме и на них решаются соответствующие задачи. При необходимости кратко обсуждаются соответствующие теоретические положения.
  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


На коллоквиуме 1 обсуждаются разделы «Компактность» и «Линейные функционалы» в объеме, соответствующем вопросам 1-9 из п. 9.2. На коллоквиуме 2 обсуждается раздел «Линейные операторы», см. вопросы 10-19.
9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу


  1. Приведите определение вполне ограниченного множества в полном метрическом пространстве. Выведите эквивалентное определение с использованием сходящихся подпоследовательностей. Приведите примеры.

  2. Докажите теорему Арцела и проиллюстрируйте ее применение на примерах.

  3. Приведите определение компакта в полном метрическом пространстве. Приведите примеры. Опишите связь между требованиями а) компактности и б) ограниченности и замкнутости множества.

  4. Докажите теоремы о непрерывности функции на компактах.

  5. Сформулируйте теорему об условии компактности.

  6. Приведите примеры линейных функционалов в пространстве C[a,b]. Сформулируйте теорему Рисса об общем виде ограниченных линейных функционалов в этом пространстве.

  7. Докажите теорему Рисса об общем виде ограниченного линейного функционала в гильбертовом пространстве. Какие следствия влечет эта теорема для пространства и ?

  8. Определите два вида сходимости в сопряженном пространстве и установите связь между ними. Приведите примеры. Докажите, что дельта-функция является слабым пределом некоторой последовательности функционалов «типа функции» . допустимо ли здесь слабые пределы заменить сильными.

  9. Сформулируйте теорему о слабой компактности шара в сопряженном пространстве.

  10. Приведите примеры линейных непрерывных операторов в банаховых пространствах. Вычислите норму а) диагонального оператора в гильбертовом пространстве, б) оператора умножения на функцию в

  11. Определите понятие обратного оператора. Что означает обратимость оператора на языке отображений? На языке уравнений? Приведите примеры. Выведите условия обратимости диагонального оператора в гильбертовом пространстве.

  12. Докажите теорему Неймана об обратимости оператора, близкого к обратимому.

  13. Определите понятие резольвенты и спектра оператора. Приведите соответствующие примеры для диагонального оператора в гильбертовом пространстве и оператора умножения в

  14. Докажите теорему о спектре ограниченного линейного оператора (включая разложение в ряд Лорана).

  15. Оцените норму интегрального оператора в и изложите метод решения интегральных уравнений, основанный на разложении резольвенты оператора в ряд Лорана.

  16. Докажите теорему о спектре конечномерного оператора и изложите метод решения интегральных уравнений с вырожденным ядром.

  17. Определите понятие компактного оператора и приведите примеры. Докажите компактность интегрального оператора с квадратично суммируемым ядром.

  18. Сформулируйте альтернативу Фредгольма и докажите теорему о спектре компактного оператора.

  19. Определите понятие сопряженного оператора в гильбертовом пространстве и приведите примеры (в частности, найдите оператор, сопряженный интегральному оператору).

  20. Выведите простейшие свойства самосопряженных операторов. Докажите, что спектральный радиус самосопряженного оператора равен его норме.

  21. Докажите теорему Гильберта о структуре самосопряженного компактного оператора. Проиллюстрируйте ее на примере оператора свертки на окружности.

  22. Определите классическое преобразование Фурье и выведите его простейшие свойства.

  23. Определите оператор Фурье в пространстве , докажите его унитарность и найдите его спектр.


10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1 Базовый учебник





  1. Колмогромов А. Н., Фомин С. В. Элементы теории функций и функционального анализа. – М.: Наука, 1989.

(Допустимо также использовать любое другое издание учебника).

10.2 Основная литература


1. Ананьевский И. М. Вопросы и задачи по функциональному анализу для студентов факультета прикладной математики. – М.: МИЭМ, 1996.

2. Федотов Ф. Г., Деменко В. Н., Голубаева З. Н. Разработка практических занятий по функциональному анализу в 5 семестре для студентов факультета прикладной математики. – М.: МИЭМ, 1996.



    1. Дополнительная литература





  1. Кириллов А. А., Гвиашиани А. Д. Теоремы и задачи функционального анализа. – М.: МИЭМ, 1988.

  2. Бородин П. А., Савчук Ф. М., Шейпак И. А. Задачи по функциональному анализу. Части 1,2. – М.: Изд-во ПС мех.-мат. Ф-та МГУ, 2010.
    1. Справочники, словари, энциклопедии

1. Функциональный анализ (под общей редакцией Крейна С. Г.). Сер. «Справочная математическая библиотека». – М.: Наука, 1972.

2. Математическая энциклопедия. Тома 1-5. – М.: Советская энциклопедия, 1977-1985.

.
.




Каталог: data -> 2015
2015 -> Программа дисциплины Системы управления проектами для направления 080100. 62
2015 -> Доклад о ходе реализации Программы развития
2015 -> Программа дисциплины» (9 семестр) для специальности 210107. 65 «Электронное машиностроение»
2015 -> Анна Владимировна Ямпольская Профессор кафедры современных проблем философии
2015 -> Программа дисциплины Введение в исследование западного эзотеризма
2015 -> Резюме анкетные данные: фио
2015 -> Диссертационного исследования соискателя
2015 -> Стратегия национальной безопасности февраль 2015 год
2015 -> Стратегия национальной безопасности
2015 -> Программа дисциплины Философия и история высшего образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал