Программа дисциплины Философия и история высшего образования



Скачать 75,54 Kb.
Дата19.10.2016
Размер75,54 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное автономное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –
Высшая школа экономики


Институт образования

Факультет философии

Отделение культурологии
Программа дисциплины

Философия и история высшего образования

Магистерской программы «Управление в высшем образовании»

по направлению 080200.68 "Менеджмент"
Автор: к.ф.н. Куренной В.А.

E-mail: kurennoj@yandex.ru




Утверждено Ученым Советом

Института развития образованием


_______________ И.Д. Фрумин

«___» _______________ 2011 г.


2011


Требования к студентам. Курс рассчитан на студентов 1 года обучения магистерской программы «Управление в высшем образовании» и исходит из общих требований, предъявляемых к студентам данной программы. В частности, предполагается, что магистранты обладают базовым набором знаний по всемирной истории, философии, политологии, социологии и психологии в объеме учебных программ бакалаврской подготовки и подготовки специалиста.

Аннотация курса.
В курсе рассматриваются следующие темы: история высшего образования в истории западной культуры, возникновения и развития университета на различных этапах - от Средневековья до современных национально-специфицированных моделей университета, анализируются взгляды выдающихся мыслителей на роль и миссию университетов в развитии личности, общества, государства, экономики, рассматриваются основополагающие современные дискуссии об университете. В курсе также разбираются различные модели институциональной организации университетов в исторической перспективе.
Формы контроля. Итоговая оценка, выставляемая по 10-ти бальной шкале) складывается из следующих составляющих. Формы текущего контроля: эссе – 1 (max – 2 балла итоговой оценки), контрольные задания к темам – 6 (max – 3 балла итоговой оценки). Работа над кейсом (max – 2 балла итоговой оценки). Итоговый зачет (max – 3 балла итоговой оценки).

Базовая литература по курсу
A History of the University in Europe. General editor Walter Rüegg. Vol. I-IV. Cambridge University Press, 1992-2010.

Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009


Тема 1.
Античные истоки европейского идеала высшего образования.
Метафизика, антропология, представления о знании и познании в античной культуре. Античная философия и идеал «пайдейи». Основные школы античности. Академия Платона. Смысл и функции философского образования в античности. Софистика и школы софистов. Формирование канона европейского высшего образования в античности – семь свободных искусств и идеал свободного воспитания. Аврелий Августин: ре-легитимация античного канона образования в христианской культуре.
Литература
Основная

    1. Адо Илзетраут. Свободные искусства и философия в античной мысли. М.: ГЛК, 2002. (Глава 1-2)

    2. Диллон Джон. Наследники Платона: Исследование истории Древней Академии (347–274 B.C.). СПб.: Издательство СПбГУ, 2005. (Глава 1)

    3. Платон. Менон (любое издание)

    4. Шичалин Ю. История античного платонизма в институциональном аспекте. М.: ГЛК, 2000. (Введение)

Дополнительная




    1. Йегер Вернер. Пайдейя. Т.2: Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1997.

    2. Марру А.-И. История воспитания в античности. М.: ГЛК, 1998


Тема 2.
Средневековый университет

Основные особенности представлений о знании и познании в эпоху Средневековья. Система представлений о человеке в христианской культуре. Генезис средневекового университета. Организационная структура университета. Система университетского обучения, основные коммуникативные практики и письменные жанры университетской литературы. Университеты, городская и церковная власть в Средневековье. Средневековый интеллектуал и городская среда. «Золотой век» университета и причины упадка средневекового университета. Университет как корпорация.

Литература
Основная
2.1. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный.: Аллегро Пресс, 1997.
Дополнительная
2.2. A History of the University in Europe. General editor Walter Rüegg. Vol. I: Universities in the Middle Ages. Cambridge University Press, 1992.


Тема 3.
Возрождение
От теоцентризма Средневековья к антропоцентризму Возрождения. Смысл метафоры «возрождения» в эпоху гуманизма. Воспитание и образование в трудах гуманистов. Филологическая культура гуманистов и господствующие представления об источниках истинного познания. Гуманист эпохи Возрождения и система патронажа. Флорентийская Академия как образец гуманистической науки. Университетский профессор как сатирический персонаж в литературе Ренессанса. Реформация и ее роль в европейской культуре. Религиозные конфликты, скептицизм и наука как путь богопознания.
Литература
Основная

3.1. Образ человека в зеркале гуманизма: Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV – XVII вв.) М.: УРАО, 1999 (фрагменты Лоренцо Валла, Мишеля Монтеня, Эразма Роттердамского, Томаса Морра, Франсуа Раблэ).

3.2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М. 1990. С.274-316
Дополнительная

3.3. Йейтс Фрэнсис А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: НЛО, 2000



Тема 4.

Новое время и Просвещение
Формирование современных представлений о знании. Бэкон и Декарт: знание как власть и субъект как предельный источник достоверности познания. Трансформация антропологической модели. Человеческое сознание как «tabula rasa» и ее значение для представлений о новых возможностях образования. Просвещенческий идеал разума и свободы. Формирование базовых институтов модерна: государство, экономика и общество. Новые институты знания: реформы университета в XVIII в. научные общества, академии, книгопечатанье и новые коммуникативные среды (от «тайной науки» к модели открытой научной коммуникации). Регионализация и национализация высшего образования в контексте генезиса современной модели национального государства. Политика знания и формирование нового запроса к научному знанию и образованию. Становление образовательной системы в России. Утилитаризм Просвещения и утилитаристская критика университетского образования. Контрпросвещение и его разновидности: концепция естественного человека Ж.-Ж. Руссо и его значение для модерновых концепций воспитания и образования

Литература


Основная


    1. Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009. (Глава 1-2).

    2. Коллинз Р., Рестиво С. Пираты и политики в математике // Отечественные записки. 2002. № 7. С. 366-380

    3. Руссо Жан-Жак. Эмиль, или О воспитании (выборочно).

Дополнительная



    1. Сокулер З. А. Знание и власть: наука в обществе модерна. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института. 2001

    2. Локк Дж. Мысли о воспитании // Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т. 3. М.: Мысль.

Тема 5.
Современные модели университета и их концептуальные истоки, институциональные особенности и организационные принципы

Рубеж XVIII-XIX вв. как «осевое время» современных моделей университета. Три основных модели: французская, немецкая и британская. Реформы образовательной системы во Франции, России, Германии начала XIX в. Наполеоновская модель университета. Идея исследовательского университета и ее философские источники. Работа Канта «Спор факультетов». Вильгельм фон Гумбольдт и его проект нового университета в Берлине. Анализ принципов и институциональной специфики гумбольдтовской модели исследовательского университета. Британская модель университета и история ее развития. «Идея университета» кардинала Джона Генри Ньюмена. Характер университетских реформ в России XIX в. Особенности формирования университетской системы в США.


Литература

Основная
5.1. фон Гумбольдт В. О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине // Неприкосновенный запас. 2002. № 2. С. 5-10.

5.2. Кант И. Спор факультетов // Кант И. Собр. соч. В 8-ми томах. М.: Чоро, 1994, Т. 7.

5.3. Ньюмен Дж. Г. Христианство и научные изыскания // Отечественные записки. 2003. № 6.


Дополнительная
5.4. Гельмгольц Г. Об академической свободе в немецких университетах // Отечественные записки. 2003. № 6. С. 233-248.

5.5. Ньюмен Дж. Г. Идея Университета. Минск: БГУ, 2006

5.6. Фихте И. Г. Несколько лекций о назначении ученого // Фихте И. Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М., 1995.

5.7. Фурман М. Вильгельм фон Гумбольдт и Берлинский университет // Вопросы образования. 2010. № 3. С. 32-47

5.8. Шнедельбах Г. Университет Гумбольдта // Логос. 2002. № 5/6 (35). С. 65-78.
Тема 6.

XX век: Кризис идеи университета
Внутренние противоречия гумбольдтовской модели исследовательского университета. Эрозия мировоззренческой функции университета в начале XX в. Образование и проблема «личности»: кейс из истории русского педагогического дискурса. Макс Вебер о науке как призвании и профессии. Макс Вебер и Лев Толстой о науке и университете: проблема ценностной нейтральности науки и университета. Новые формы корпоративизации университета: университетские «мандарины». «Вина» немецкого университета. Ортега-и-Гассет: культур-ориентированная идея университета. Дискуссии об университете в Германии после второй мировой войны: К. Ясперс, Г. Шельски, Ю. Хабермас. Проблема бюрократизации университета.
Система высшего образования и «welfarestate». «Butler Education Act» и послевоенная реформа системы образования в Великобритании. Массовизация высшего образования и «новые левые». Основные трансформации американского университета во второй половине XX века.

Неолиберальные реформы конца XX в.: академический капитализм. Модель антрепренерского университета. Дискуссии об университете в рамках Болонского процесса в Европе: pro et contra. Университет и реформы высшего образования в современной России.

Литература
Основная


    1. Бок Дерек. Плюсы и минусы коммерциализации // Отечественные записки. 2003. № 6.

    2. Вебер М. Наука как призвание и профессия / Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 707-735.

    3. Ортега-и-Гассет Хосе. Миссия университета // Отечественные записки. 2002. № 2 (3).

    4. Фриц Рингер. Закат немецких мандаринов. Академическое сообщество в Германии, 1890-1933. М., НЛО, 2008 (Введение, Глава 1)

    5. Толстой Л. Воспитание и образование // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. Т. 8. Педагогические статьи, 1860–1863. М.: Художественная литература, 1936.

    6. Хабермас Ю. Идея университета // Вестник высшей школы. 1994. № 4. С. 9-17.

Дополнительная



    1. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. // Что такое предпринимательский университет. Вопросы образования. 2007. № 1. С. 49-62

    2. Куренной В. Лев Толстой и Макс Вебер о ценностной нейтральности университетской науки // Вопросы образования. 2010. № 3. С. 48-75.

    3. Куренной В. Немецкие мандарины: критические заметки // Пушкин. 2009. № 2. С. 39-45

    4. Bok Derek. Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education. Princeton & Oxford: Princeton University Press, 2003.

    5. Slaughter S., Leslie L.L. Academic capitalism. Politics, Policies and the Entrepreneurial University. The John Hopkins University Press, 1997

Каталог: data -> 2015
2015 -> Программа дисциплины Системы управления проектами для направления 080100. 62
2015 -> Доклад о ходе реализации Программы развития
2015 -> Программа дисциплины» (9 семестр) для специальности 210107. 65 «Электронное машиностроение»
2015 -> Анна Владимировна Ямпольская Профессор кафедры современных проблем философии
2015 -> Программа дисциплины Введение в исследование западного эзотеризма
2015 -> Резюме анкетные данные: фио
2015 -> Диссертационного исследования соискателя
2015 -> Стратегия национальной безопасности февраль 2015 год
2015 -> Стратегия национальной безопасности
2015 -> Программа дисциплины «Муниципальное право»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал