Программа дисциплины «История» для направления 221400. 62 "Управление качеством"



страница1/3
Дата18.10.2016
Размер0,65 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Программа дисциплины «История» для направления 221400.62 "Управление качеством" подготовки бакалавра


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Исторический факультет

Программа дисциплины «История»

для направления 221400.62 "Управление качеством" подготовки бакалавра


Автор программы:

Ларионова И.Л., к.и.н., доц., irinallarionova@rambler.ru,





Одобрена на заседании кафедры истории идей и методологии исторической науки

Зав. кафедрой И.Н. Данилевский


Рекомендована секций УМС по истории

Председатель Е.Б.Смилянская


Утверждена УС факультета истории

Ученый секретарь О.С. Воскобойников







«__»____________2013 г.

«__»____________2013 г.

«__»____________2013 г.


Москва, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки
Данная программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки «Управление качеством» подготовки бакалавра, обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «История».

Программа разработана в соответствии с:


  • ;

  • Образовательной программой 221400.62 "Управление качеством" подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 221400.62 "Управление качеством", утвержденным в 2012г.

2. Цели освоения дисциплины

Целью дисциплины «История» является изучение истории России в контексте предельно краткого освещаемого всемирно-исторического процесса, выявление общего и особенного между странами Запада, Востока и России.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

основные историософские концепции всемирно-исторического процесса;



ключевые факты отечественной истории;

основные этапы исторического пути России;

основные точки зрения, существующие в историографии по ключевым проблемам отечественной истории;

основные периоды всемирной истории.

Уметь:

находить общее и особенное в развитии России, стран Запада и Востока в различные периоды отечественной истории;



выявлять причины, предпосылки, сущность, последствия ключевых событий отечественной истории.
Иметь навыки:

работы с научной литературой по истории



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной


СК- Б1

Демонстрирует знания, умения и навыки в области анализа исторических процессов.

Лекции, реферат, эссе, работа на семинаре, самостоятельная работа, экзамен

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б6

Владеет навыками работы с научной исторической литературой, поиска нужной информации.

Самостоятельная работа, реферат, эссе

Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность

СК-Б10

Распознает различные подходы и концепции, существующие в исторической науке и в историософии, способен делать собственные аргументированные выводы.

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, реферат, эссе, экзамен

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

СЛК –Б6

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в мировой и отечественной истории

Лекции, семинарские занятия, реферат, эссе, самостоятельная работа, экзамен

Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.

СЛК –Б9

Имеет представление о различных системах историко-культурных ценностей, осведомлен об исторических ценностях России, понимает значение гуманистических политических ценностей для сохранения и развития цивилизации.

Лекции, реферат, эссе, самостоятельная работа, экзамен


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, и согласно утвержденным в 2012 году рабочим учебным планам НИУ ВШЭ входит в базовую часть образовательных программ для направления 221400.62 "Управление качеством".

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

«История России», изучаемая в средней общеобразовательной школе

«Всемирная история», изучаемая в средней общеобразовательной школе.

«Обществознание», изучаемое с средней общеобразовательной школе


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

знание основных событий отечественной истории, ключевых событий всемирной истории, основных понятий, изучаемых в курсе «Обществознание»;

умение аргументировать собственную или разделяемую точку зрения;

владение навыками составления плана и конспекта текста социально-гуманитарного содержания.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

политология;

социология;

философия;

психология и педагогика;

социальная философия/ человек в современном мире.



5. Тематический план учебной дисциплины





Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

История в системе наук. Историческая реальность как объект изучения

10

2

2




6

2

Всемирно-исторический процесс: общая характеристика. Специфика исторического пути России

11

2

2




7

3

Киевская Русь в контексте истории европейского средневековья

9

2

2




5

4

Русские земли в удельный период (XII-XV вв.). Изменение типа исторического развития

9

2

2




5

5

Московское царство в конце XV – XVII вв.: между Востоком и Западом

11

2

2




7

6

Реформы Петра Великого: начало модернизации и европеизации России

10

2

2




6

7

Судьба петровской модернизации в России (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.)

9

2

2




5

8

Россия в эпоху Великих реформ.

10

2

2




6

9

Социально-экономическая модернизация и реформа политической системы России в конце XIX - начале XX вв.

9

2

2




5

10

Первая мировая война и кризис властных структур в Европе. Революция 1917 года и гражданская война в России

10

2

2




6

11

Советский Союз и окружающий мир: парадигмы развития в 20-30 гг. XX века

9

2

2




5

12

Вторая мировая война: причины, этапы, итоги

9

2

2




5

13

Советский Союз в послевоенный период (1945-1985 гг.)

10

2

2




6

14

Мировое сообщество во второй половине XX века.

9

2

2




5

15

От СССР к России. Российская Федерация в конце XX – начале XXI вв.

9

2

2




5




Всего

144

30

30




84



6. Формы контроля знаний студентов
6.01. Общая информация

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4




Проверка самостоятельной работы студентов

Домашние работы

*

*







Недели. См. таблицу 6.02

Объем 500-1000 слов.

Текущий

Эссе

Реферат


*

*







Объем 1000-1500 слов. Срок сдачи: 5-я неделя или раньше

Объем 9000-10000 слов. Срок сдачи: 12-я неделя или раньше




Итоговый

Экзамен




*







Устный ответ 30 минут.

6.02. Распределение домашних работ по учебным неделям (указаны недели сдачи работ)

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15










*







*










*







*








6.1. Критерии оценки знаний, навыков

Домашние работы представляют собой краткую, в ряде случаев схематическую характеристику исторического процесса или явления, предполагающую осмысление и переструктурирование прочитанной литературы (СК-Б1, СК-Б6).

В процессе написания эссе студент должен дать творческий анализ одной из проблем истории России: аргументированно изложить имеющиеся точки зрения и сделать обоснованный вывод (СК-Б6, СК-Б10, СЛК-Б6). При написании эссе осуществляется поддержка студента преподавателем (при желании студента): консультации, предварительный просмотр черновых вариантов с рекомендациями по доработке.

В реферате студент должен показать владение навыками работы с исторической научной литературой, выявлять существующие в науке концепции по изучаемой проблеме, самостоятельно анализировать исторические события, продемонстрировать умение делать промежуточные и итоговые выводы (СК-Б1, СК-Б6, СК-Б10, СЛК–Б6). При написании реферата осуществляется поддержка студента преподавателем (при желании студента): консультации, предварительный просмотр черновых вариантов с рекомендациями по доработке.

На экзамене студент должен показать способность ориентироваться в изученном материале, продемонстрировать знание основных концепций исторической науки, основных фактов и этапов отечественной истории, основных периодов мировой истории, умение анализировать исторический материал, ориентироваться в различных системах ценностей (СК-Б1, СК-Б10, СЛК –Б6, СЛК –Б9).

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


7. Содержание дисциплины
Тема 1. История в системе наук. Историческая реальность как объект изучения.

2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий

История как одна из социально-гуманитарных наук. Объект и предмет исторической науки. Специфика предмета истории по отношению к предметам других наук, изучающих общество. Определение исторической науки.

Критерии, позволяющие отличить научную работу по истории от литературного произведения, летописи, публицистики, от лженаучных концепций.

Понятие исторического источника. Исторический источник как носитель информации. Исторический источник как посредник между исторической реальностью и исследователем. Классификация исторических источников. Критика источников как метод исторической науки.

Методы исторических исследований. Классификация методов. Формы представления результатов в исторической науке. Научно-исторические факты и исторические концепции. Функции исторической науки.

Теория и методология исторической науки, их взаимосвязь. Понятие методологии истории. Роль методологии в историческом исследовании. Основные проблемы методологии истории. Проблема определяющего фактора. Проблема субъекта, структуры и направленности исторического процесса. Проблема общественного прогресса.

Основные подходы к осмыслению всемирной истории. Стадиальный подход (формационная теория К. Маркса, теория модернизации Д. Лернера, У. Ростоу, С. Блека и др., теория постиндустриального общества Д. Белла). Цивилизационный подход (теория множественности независимых цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби, теория двух миров Аристотеля и М. Вебера, концепции типов исторического развития Н.А. Данилевского, Л.И. Семенниковой, Л.С. Васильева). Синтезный подход (концепция чередования лидерства Востока и Запада А.С. Панарина, мир-системный анализ Ф. Броделя и И. Валлерстайна, глобально-стадиальная эстафетная концепция Ю.И. Семенова). Достоинства и недостатки концепций и подходов. Перспективность синтезного подхода к истории.

Вопросы к семинарским занятиям:



  1. Объект и предмет истории. Проблема исторического факта

  2. Проблема определяющего фактора в истории

  3. Стадиальный подход к истории (формационная теория, теория модернизации, теория постиндустриального общества)

  4. Цивилизационный подход к истории (теория множественности независимых цивилизаций, теория двух миров, концепции типов исторического развития)

  5. Синтезный подход к истории (мир-системный анализ, концепция чередования лидерства Востока и запада, концепция Ю.И. Семенова)


Самостоятельная работа студента (6 часов): чтение учебной и научной литературы по теме, выбор темы эссе
Литература:

Основная:



  1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: КДУ,2009. С.5-28.

  2. Валлерстайн И. Политические дилеммы на рубеже веков. М.: Весь мир, 1996. С.27-40

  3. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории / Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. М.: РГГУ, 1998.

  4. Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч. 2-е изд. Т.13. С.7.

  5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю. Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России. М.: Простор, 2002. С.3-6.

  6. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XX веке. М.:Логос, 1998. С.386-388.

  7. Семенов В.И. Философия истоРИИ. М.: Современные тетради, 2003. С.250-258, 425-508, 333-424.

  8. Уколова В.И. историк в поисках ответа на вызов// Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Арис-Пресс, 2004. С.5-17.

Дополнительная :

  1. Блок М. Апология истории. М., 1973.

  2. Данилевский Россия и Европа. М.: Книга, 1991

  3. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Айрис-Пресс, 2004. С.18-112.

  4. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

  5. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.

  6. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогрнозы. М.: Наукуа, 1999. С.230-241.



Тема 2. Всемирно-исторический процесс: общая характеристика. Специфика исторического пути России

2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий

Проблема макроструктуры человечества. Понятие цивилизации и его аспекты. Понятие локальной цивилизации. Основные локальные цивилизации. Типы исторического развития и цивилизации, для которых эти типы развития характерны. Развитие в рамках годового цикла (сообщества, не достигшие стадии цивилизации), восточный тип развития (исторические древневосточные цивилизации, конфуцианская, индо-буддийская, исламская), западный тип развития (западная цивилизация и историческая древнерусская), смешанный тип развития (историческая византийская цивилизация, российская, латиноамериканская, центральноафриканская).

Сравнительная характеристика обществ, относящихся к четырем типам исторического развития, по следующим линиям сравнения: преобладающие формы собственности, социальная структура общества, особенности организации власти, отношение к природе, цель жизни человека, главный принцип организации жизни.

Проблема периодизации всемирной истории. Критерии периодизации и границы периодов. Краткая характеристика основных периодов истории человечества, учитывающая возникновения локальных цивилизаций и типов исторического развития. Первобытное общество (40 тыс. лет назад – 4-3 тыс. до н.э.). Древний Мир (4-3 тыс до н.э. – 5 в. н.э.). Средние Века (5-15 вв). Новое Время (16 – 60-е гг. XX вв.). Новейшее Время ( с 60- 70 гг. XX в.).

Проблема места России в мире. Причины существования проблемы. Основные подходы к решению проблемы. Россия – общество западного типа (западники, российские либералы, советская историография, Ю.В. Яковец и др.). Россия – общество восточного типа (К. Витфогель). Россия – самобытное общество (Филофей, славянофилы, евразийцы, Л.В. Милов, А.С. Панарин, Д.Е. Сорокин и др.). Россия – искусственное объединение различных цивилизаций (А.С. Ахиезер, Л.И. Семенникова и др.). Аргументы «за» и «против» обозначенных подходов. Идентификация России как самобытного общества, самостоятельной пограничной цивилизации, относящейся к смешанному типу исторического развития (наложение восточного влияния на изначальный западный тип).
Вопросы к семинарским занятиям:


  1. Понятие цивилизации и его аспекты. Основные локальные цивилизации

  2. Понятие типа исторического развития. Сравнительная характеристика четырех типов исторического развития

  3. Проблема периодизации всемирной истории

  4. Проблема места России в мире: основные подходы и концепции

  5. Факторы, определяющие специфику исторического пути России, и их основные следствия. Целесообразность учета особенностей российской цивилизации в ходе разработки инженерных проектов


Примерные темы домашних работ

  1. Основные способы интерпретации всемирной истории: подходы и концепции. Начертить схему.

  2. Проблема историко-культурной идентичности России: варианты решения Начертить схему.



Самостоятельная работа студента (7 часов): написание домашней работы, чтение учебной и научной литературы по теме, работа над эссе эссе
Литература:

Основная:



  1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: КДУ,2009. С.12-28; 33-38.

  2. Васильев Л.С. История Востока. М.: Высшая школа, 2005. Т.1. С.13-19.

  3. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998. С.532-566.

  4. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия /сост. Ерасов Б.С. М., 1998 (гл. 1-5, 15,17)

Дополнительная :



  1. Семенникова Л.И. Концепт цивилизации в современной историографической ситуации в России//История России. Теоретические проблемы. М., 2002.С.28-45.

  2. Семенов Ю. И. Философия истории. М., 2003. С 89-269.

  3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.




Каталог: data -> 2014
2014 -> Фактор США в энергетических отношениях России и Европейского Союза
2014 -> Область применения и нормативные ссылки
2014 -> Программа «Публичное право»
2014 -> Программа дисциплины «Автоматизация проектирования технических систем»
2014 -> Особенности реализации финансового механизма концессии на примере автодорожного строительства
2014 -> «высшая школа экономики»
2014 -> Программа факультатива Введение в изучение западного эзотеризма  для направлений 033000. 62 «Культурология»
2014 -> Программа «Медиапроизводство в креативных индустриях»
2014 -> Программа дисциплины «Компьютерные исследования устной речевой коммуникации»
2014 -> Программа дисциплины «Современные военно-стратегические концепции и контроль над вооружениями»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал