Программа дисциплины «История и теория школьного музыкального образования»



Скачать 169,29 Kb.
Дата29.11.2017
Размер169,29 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18.1.32/01-2013



УМКД

Программа дисциплины

«История и теория школьного музыкального образования»

для преподавателя


Редакция №1 от05.09.2013 г.









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«История и теория школьного музыкального образования»


для специальности 5В010600 – «Музыкальное образование»



ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ



Семей

2013








Предисловие

1 РАЗРАБОТАНО


Составитель _______ «05»сентября 2013 г. Е. Колбина,

старший преподаватель кафедры «Музыкальное образование»

2 ОБСУЖДЕНО

2.1 На заседании кафедры «Музыкальное образование»

Протокол от «____» __________ 200__г., № __.

дата


Заведующий кафедрой _________ Б. К. Бодауова

2.2 На заседании учебно-методического бюро педагогического факультета


Протокол от «____» __________ 200__ г., № __

дата

Председатель _________ Т. Ш. Ахметова



подпись
3 УТВЕРЖДЕНО

Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета университета

Протокол от «____» __________ 200__ г., № __.

дата


Председатель УМС _________ __________________

подпись инициалы, фамилия


4 ВВЕДЕНО ВПЕРВЫЕ

Содержание





1

Область применения




2

Нормативные ссылки




3

Общие положения




4

Содержание учебной дисциплины (модуля)




5

Перечень тем для самостоятельной работы студентов




6

Учебно-методическая карта по дисциплине




7

Карта обеспеченности учебно-методической литературой




8

Литература





1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Программа дисциплины для преподавателя, входящая в состав учебно-методического комплекса, по дисциплине «История и теория школьного музыкального образования», предназначена для студентов специальности «5В010600» – «Музыкальное образование».



2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Настоящая программа дисциплины для преподавателя устанавливает порядок организации учебного процесса по дисциплине «История и теория школьного музыкального образования» в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих документов:


- Государственный общеобязательный стандарт образования соответствующего уровня образования;

- Типовой учебный план специальности «5В010600» – «Музыкальное образование»;


- СТУ 042-ГУ-4-2013 Стандарт университета «Общие требования к разработке и оформлению учебно-методических комплексов дисциплин»;

- ДП 042-1.01-2013 Документированная процедура «Структура и содержание учебно-методических комплексов дисциплин».


3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Краткое содержание дисциплины:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История и теория школьного музыкального образования» предназначен для студентов специальности 5В010600 «Музыкальное образование». Дисциплина «История и теория школьного музыкального образования» включает в своё содержание основные знания других теоретических дисциплин как «Введение в педагогическую профессию», «Педагогика».

Предмет курса «История и теория школьного музыкального образования» совместно с другими дисциплинами направлен на высококвалифицированную подготовку студентов. Являясь профилирующей дисциплиной, предмет способствует более глубокому усвоению специальных знаний будущих специалистов.

3.2 Цель изучения дисциплины:

дать студентам чёткие и систематизированные музыкально-теоретические знания, необходимые школьному учителю музыки в его практической работе; научить оперировать этими знаниями в музыкально-образовательном процессе.

3.3 Основная задача изучения дисциплины:



3.4 Результаты обучения:

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать об этапах зарождения, становления и развития профессиональной музыкальной культуры, показать историко – теоретические знания о методике изучения музыкального искусства.

-уметь:


проявлять полученные знания и навыки по предмету « история и теория школьного музыкального образования» в дальнейшей практической деятельности учителя музыки.

-владеть:

умениями ориентироваться в особенностях и теоретических основах школьного урока музыки.


УМКД 042-18.1. 32/01-2013

Ред. № 1 от 05.09.2013 г.

Страница 6 из 13

3.5 Пререквизиты курса:

Введение в педагогическую профессию,

Педагогика

3.6 Постреквизиты курса:

Педагогическая практика

3.7 Выписка из рабочего учебного плана:


Таблица 1

Курс


Семестр

Кредиты

ЛК час.

СПЗ час.

ЛБ

час.


СРСП час.

СРС час.

Всего час.

Форма итогового контроля

3

5

2

15

15

0

15

45

90

Экзамен


4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Таблица 2

Наименование тем и их содержание

Количество часов

1

2

Лекционные занятия

Музыкальное воспитание детей в Казахстане конца 19 и начала 20 века.

1

Прогрессивные деятели казахского народа о музыкально-эстетическом воспитании детей.

1

Музыкальное образование в школах Казахстана в 1920-1960-е годы.

1

Музыкальное образование школьников в Казахстане в период 1960-1990 годов.

1

Музыкальное образование школьников Независимого Казахстана в 1990 - 2010 годы. Альтернативные программы по музыке.

1

Передовой опыт в области школьного музыкального образования в странах ближнего и дальнего зарубежья. Научные связи Казахстана с зарубежными странами.

1

Содержание школьного музыкального образования и принципы его построения. Стандартизация школьного музыкального образования.

1

Учитель музыки и современные требования к его педагогической деятельности.

1

Обучающийся как главный субьект музыкального-учебно-воспитательного процесса.

1

Оценка музыкальных знаний учащихся.

1

Дидактические, специфические и концептуальные принципы на уроке музыки.

1

Методы обучения на уроке музыки.

1

Виды и формы организации музыкальной работы в школе.

1

Урок музыки- основа музыкального образования в школе.

1

Внеклассные и внешкольные формы музыкальной деятельности школьников.

1

Практические (семинарские) занятия

Прогрессивные деятели казахского народа о музыкально-эстетическом воспитании детей.

1

Музыкальное образование школьников Независимого Казахстана в 1990 - 2010

1

Передовой опыт в области школьного музыкального образования в странах ближнего и дальнего зарубежья. Научные связи Казахстана с зарубежными странами.

2

Содержание школьного музыкального образования и принципы его построения. Стандартизация школьного музыкального образования.

1

Обучающийся как главный субьект музыкального-учебно-воспитательного процесса.

1

Оценка музыкальных знаний учащихся.

1

Дидактические, специфические и концептуальные принципы на уроке музыки.

1

Методы обучения на уроке музыки.

2

Виды и формы организации музыкальной работы в школе.

3

Урок музыки- основа музыкального образования в школе.

1

Внеклассные и внешкольные формы музыкальной деятельности школьников.

1


5 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
5.1 Подготовка реферата на темы по выбору студента:

а) Музыкальное искусство как социальное явление.

б) Место музыки в системе искусств.

в) Функция музыкального искусства в обществе.

г) Самоценность искусства.


    1. Рассказ о постановке музыкального образования Вашей школы.

5.3 Подготовить реферат об одном из прогрессивных деятелей музыкального воспитания детей

а) Ч. Валиханове;

б) И. Алтынсарине;

в) А. Кунанбаеве;

г) А. Жубанове.


    1. Подготовка реферата на темы по выбору студента:

а) Музыкальное искусство, его образовательные возможности.

б) Музыкальное искусство, его воспитательные возможности.

в) Музыкальное искусство, его развивающие возможности.

г) Музыкальное образование в формировании духовности культуры личности.

5.5 Составление «цветка» особенностей развития детей каждого класса начальной школы.

5.6 Составление «цветка» особенностей развития детей каждого класса средней школы

5.7 Подготовить реферат по основным направлениям музыкального воспитания за рубежом в любой стране.

5.8 Составление обобщений по содержанию ключевых знаний в 1 классе.

5.9 Составить задачи формирования эмоционального, сознательного и деятельно – практического отношения школьников на произведение по выбору студента.

5.10 Разработка задания по системе К. Орфа.




УМКД 042-18.1. 32/01-2013

Ред. № 1 от 05.09.2013 г.

Страница 9 из 13


6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 3

Тема

Наглядные пособия, ТСО, плакаты, стенды

Вопросы для самостоятель-ного изучения

Форма контро-ля

Лекционного занятия

Практического занятия

Лабора-торного занятия

1

2

3

4

5

6

Музыкальное воспитание детей в Казахстане конца 19 и начала 20 века.
















Прогрессивные деятели казахского народа о музыкально-эстетическом воспитании детей.

Прогрессивные деятели казахского народа о музыкально-эстетическом воспитании детей.




Портреты прогрессивных деятелей образования

Роль деятелей образования в развитии музыкальной культуры

Реферат

Музыкальное образование в школах Казахстана в 1920-1960-е годы.
















Музыкальное образование в школах Казахстана в 1920-1960-е годы.
















Музыкальное образование школьников в Казахстане в период 1960-1990 годов.
















Музыкальное образование школьников Независимого Казахстана в 1990 - 2010 годы. Альтернативные программы по музыке.

Музыкальное образование школьников Независимого Казахстана в 1990 - 2010




Альтернативные программы по музыки Казахстана

Особенности альтернативных программ по музыке

Устный опрос

Передовой опыт в области школьного музыкального образования в странах ближнего и дальнего зарубежья. Научные связи Казахстана с зарубежными странами.

Передовой опыт в области школьного музыкального образования в странах ближнего и дальнего зарубежья. Научные связи Казахстана с зарубежными странами.







Музыкальное образование в зарубежных странах

Реферат

Содержание школьного музыкального образования и принципы его построения. Стандартизация школьного музыкального образования.

Содержание школьного музыкального образования и принципы его построения. Стандартизация школьного музыкального образования.




Стандарт школьного музыкального образования

Знания, умения и навыки в различные возрастные периоды на уроках музыки

Устный опрос

Учитель музыки и современные требования к его педагогической деятельности.
















Обучающийся как главный субьект музыкального-учебно-воспитательного процесса.

Обучающийся как главный субьект музыкального-учебно-воспитательного процесса.







Возрастные особенности учащихся начального и среднего звена

Устный опрос

Оценка музыкальных знаний учащихся.

Оценка музыкальных знаний учащихся.













Дидактические, специфические и концептуальные принципы на уроке музыки.

Дидактические, специфические и концептуальные принципы на уроке музыки.







Выявление концептуальных принципов по альтернативным программам

Устный опрос

Методы обучения на уроке музыки.

Методы обучения на уроке музыки.













Виды и формы организации музыкальной работы в школе.

Виды и формы организации музыкальной работы в школе.







Классификации видов музыкальной деятельности

Устный опрос

Урок музыки- основа музыкального образования в школе.

Урок музыки- основа музыкального образования в школе.







Сравнение урока музыки с другими учебными дисциплинами

Устный опрос

Внеклассные и внешкольные формы музыкальной деятельности школьников.

Внеклассные и внешкольные формы музыкальной деятельности школьников.







Работа с хоровым кружком

Устный опрос



7 КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Таблица 4

Наименование учебников, учебно-методических пособий

Количество экземпляров

Количество студентов

Процент обеспечен-ности

1

2

3

4

Сметова А.А., Мукашева А. Б. История развития музыкального образования и воспитания в Казахстане.- Астана, 2011.

1

1

100

Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших учебных педагогических заведений/ Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М, 2004.


2

1

100

Музыкальное образование в Казахстане. Вып.1,- Алматы, 2004.


2

1

100

Музыкальное образование в Казахстане. Вып.2,-Алматы, 2006.


2

1

100

Музыкальное образование в современном мире. Вып.1.- Алматы, 2008.

2

1

100

Музыкальное образование в современном мире. Вып.2.- Алматы, 2010.

2

1

100


8 ЛИТЕРАТУРА

8.1 Основная литература:



8.1.1 Сметова А.А., Мукашева А. Б. История развития музыкального образования и воспитания в Казахстане.- Астана, 2011.

      1. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших учебных педагогических заведений/ Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М, 2004.

    1. Дополнительная литература:

8.2.1 Музыкальное образование в Казахстане. Вып.1,- Алматы, 2004.

      1. Музыкальное образование в Казахстане. Вып.2,-Алматы, 2006.

8.2.3 Музыкальное образование в современном мире. Вып.1.- Алматы, 2008.

8.2.4 Музыкальное образование в современном мире. Вып.2.- Алматы, 2010.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница