Программа дисциплины история религиозного образованя для направления 030200. 68 «Политология» подготовки магистра



Скачать 430.34 Kb.
страница1/2
Дата19.10.2016
Размер430.34 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Государственный университет - Высшая школа экономики

Общеуниверситетская кафедра всеобщей и отечественной истории
Программа дисциплины
ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНЯ
для направления 030200.68 «Политология» подготовки магистра
Автор: кандидат исторических наук, доцент Родионова Надежда Александровна

Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании Кафедры

всеобщей и отечественной истории

Председатель Зав. кафедрой

Рябинин А.Л.

«__» 2011г. «14» октября 2011 г.

Утверждена УС

Института развития образования


Ученый секретарь.

Сигалов С. В.

« ____» ___________________2011 г.
Москва 2011
Пояснительная записка
Актуальность курса. Курс имеет принципиальную важность для специализированной подготовки
учителей - религиоведов. Он позволяет им не только получить знания о
важной сфере религиозной жизни, но также существенно пополнить свой
педагогический и методический инструментарий, познакомившись с
принципами, формами и приемами особого типа преподавания, ставшего
одним из основных в истории мировой цивилизации.
Цель курса состоит в изучении форм и принципов религиозного
образования в разные периоды истории человечества, его современное
состояние и перспективы развития в эпоху глобализации.

Задачи курса: -- определить место религиозного образования в системе религиозных институтов и его роль в воспроизводстве религиозного сознания и общины верующих (религиозной социализации);
-- выявить специфику религиозного образования в разных религиях и его
обусловленность внутренними (характер религиозных доктрин, особенности
религиозной организации) и внешними (образовательные традиции в данном
обществе, взаимоотношения религиозной общины с обществом и
государством, возможности миссионерства);
-- изучить причины и условия возникновения различных форм религиозного
образования, особенности и закономерности их исторической эволюции;
-- рассмотреть разные уровни религиозного образования (низшее, среднее,
высшее, <<профессиональное>>) и механизмы их взаимодействия в разных
культурах и обществах;
-- проанализировать отношения между религиозным и светским образованием;
-- изучить основные этапы развития религиозного образования в России,
рассмотреть его состояние на современном этапе, выявить
нормативно-правовую базу религиозного образования и формы религиозного
образования в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях (особо рассматривается проблема курса <<религиоведение>> в
государственных школах).

Тематический план учебной дисциплины:

Курс читается на I курсе и составляет 64 аудиторных часа (50 лекционных и 14 часов семинарских занятий) и рассчитан на 2 модуля. (3-ий, 4-ый).. Самостоятельная работа учащихся состоит из самостоятельной подготовки к занятиям и написания 1эссе и 1 реферата.



Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самост. работа










Лекции

Сем. занятия







1.

Религиозное образование как социально-политический фактор.

2

2










2

Религиозное образование на Древнем Востоке (Древний Египет, Вавилон, Индия, Китай).



6


4


2





3

Иудейская традиция религиозного образования у древних евреев.



6

4

2




4

Религиозное образование в раннем христианстве (первые
катехизаторские школы, Александрийская школа).



2

2







5.

Религиозное образование в Византии.



4

2

2




6.

Религиозное образование в исламской культурной традиции.



6

4

2



7.


. Монашеские и церковные школы на средневековом Западе.



4

4







8.

Религиозное образование и средневековые университеты.



6

4

2




9.

Реформация и религиозное образование.



6

4

2




10

Контрреформация и религиозное образование. Иезуитские школы.



4

4







11

Религиозное образование в эпоху Просвещения.



2

2







12

Религиозное образование в эпоху национальных государств и утверждения светского образования.



4

4







13

История религиозного образования в дореволюционной России

6

4

2




14

Русская школа в эмиграции.

2

2







15

Религиозное образование в современной России.

2

2






16

Основные тенденции и перспективы мирового религиозного образования на современном этапе.



2

2










Всего

64

50

14




Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки:


  • текущий контроль, помимо опросов на семинарских занятиях, включает написание одного реферата и одного эссе, подготовку докладов на семинарских занятиях,

  • итоговый контроль предполагает сдачу зачёта в конце 4 модуля,

  • итоговая оценка складывается из своевременной сдачи учащимися всех форм промежуточного контроля и зачёта.

Оценка есть определение и выражение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Структура итоговой оценки составляет:

Выступления на семинарских занятиях 0,20

Реферат 0,20

Эссе 0, 20

Посещаемость 0,20

Зачёт 0,20


Содержание программы.
Тема 1.

Религиозное образование как социально-политический фактор.

Церковь как один из субъектов образовательной политики.

Толедские принципы религиозного образования (2008г.) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе(ОБСЕ). Религиозное образование: обучение знаниям о религии или индоктринация в определенное вероисповедание? Проблемы религии как социального института в современном мире: публичный статус религии и роль религиозных символов, глобализация и национальная идентичность, прозелитизм и миссия, права человека и возможности их ограничений, ответы на вызовы культурного и религиозного плюрализма.

Модель религиозного образования как совокупность следующих основных элементов: концептуальная основа (собственно содержание), конституционно-правовой механизм и организационная структура.

Две основные модели религиозного образования: конфессиональная и неконфессиональная.

Критерии успешности религиозного образования. Значение религиозного образования в исследовании религии как социального института.
Литература.

Основная литература.

1. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций / Е.П. Белозерцев /. СПб.: 2004. С. 3-45.

2. Чернега К.А. Православное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях // Православное образование в нормативных правовых актах и документах. М., 2000. С. 3-35.

3. Чернега К.А. Правовой аспект религиозного образования в государственной средней школе // Приход (Православный экономический вестник). 2002. № 8. С. 15–19.

4. Чернега К.А. Религиозное и религиоведческое образование в государственной школе. На вопросы отвечает юрист Координационного совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии, канд. юрид. наук К.А. Чернега // Приход. 2003. № 1. С. 30–35.

Дополнительная литература.
1. Костикова М.Н. Обучение религии в российской системе образования XIX века. - Владивосток: ДВГУ, 2001.

2. Костикова М.Н. Вероисповедная политика Министерства Народного Просвещения Российской Империи в XIX веке. – Санкт-Петербург: РГПУ, 2001.

3. Чернега К.А. Религиозное образование в государственной школе: особенности правового регулирования. – М., 2002. – 150 с

4. Чернега К.А. Уроки религии в государственной школе. Что говорит по этому поводу российское законодательство // Русский предприниматель. – 15.07.2002. – № 5–6.



Тема2.
Религиозное образование в Древнем Востоке (Древний Египет, Вавилон, Индия, Китай).

Религия как носитель идеалов воспитания и обучения на Древнем Востоке. Семейный тип воспитания и ученичество. Мировоззренческая компонента в обучении. Родовая принадлежность знаний и профессиональных навыков. Критерий воспитанности и обученности - степень повторения в ученике его наставника.

Становление школьной традиции в педагогических культурах Месопотамии и Египта. Жречество и эзотерическое знание в Древнем Египте. Грамота и школа (дом знаний) в древнем Египте. Храмовые эдуббы («Дома табличек») в Месопотамии. Достижение общего уровня знаний (образовательного стандарта) и гражданской идентичности – критерий воспитанности и обученности в школе.

Веды и основы педагогической традиции в Др. Индии. Идеи обучения и формирования личности в Упанишадах. Брахманские школы. Дхармашастры как педагогический жанр. Воспитательные идеи в древнеиндийском эпосе «Махабхарата». Педагогика йоги. Система «наставник –ученик» как ядро педагогической традиции Индии. Педагогика раннего буддизма.

Педагогическая мысль в Древнем Китае ( Лао Цзы, Конфуций). Светские и храмовые школы. Школа Конфуция и методика преподавания в школе: диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам. Социальный идеал Конфуция и принципы воспитания благородного мужа «цзюнь-цзы».
Литература.

Основная литература.


  1. Безрогов В.Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. М.: Памятники исторической мысли, 2008. с. 19-124.

  2. Джуринский А.Н. История педагогики образования. М., 2011. С. 35-57.

  3. История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения. М., 2004.с. 9-134.

  4. Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья (от глиняной таблички – к университету) М., 2003.С. 9-237.

Дополнительная литература.

  1. Василенко В.А. Педагогические идеи в древнеиндийских «законах Ману».// Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекогового востока. Сб. науч.трудов. М. 1988.

  2. Волынская Н.М. Брахманское обучение в Древней Индии//Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекогового востока. Сб. науч.трудов. М. 1988.

  3. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХвека. Под ред. А.И.Пискунова. М. 2009.

  4. Корнетов Г.Б. У истоков педагогической теории в Древнем Китае: вопросы воспитания в учении Конфуция// Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекогового востока. Сб. науч.трудов. М. 1988.

  5. Малявин В.В. Основные этапы развития школьного образования в Древнем и средневековом Китае // Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекогового востока. Сб. науч.трудов. М. 1988.

  6. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. СПб., 2000.

  7. Салимова К.И. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч.1-2.М., 1988.



Тема 3.

Иудейская традиция религиозного образования у древних евреев.

Иудейская традиция религиозного образования у древних евреев.


Переход к единобожию и формирование новых нравственных представлений. Синтез идей Ветхого Завета и античного мыслительного наследия. Еврейская школа в период Талмуда. Подготовка храмовых служителей – когенов и левитов. Талмуд и его педагогическое значение. Роль домов собраний (синагог) и Синедриона в духовном просвещении народа. Ешивы и идеал всеобщей грамотности в педагогической культуре иудаистической традиции: тот, «кто не учится, на смерть обречён».( Авот, 1, 13) Пятикнижие и педагогические идеалы и педагогическая практика ветхозаветного общества. Взаимодействие канона и диалога в педагогике иудаизма. Процесс обучения. Педагогические воззрения Моисея Маймонида. Талмуд-торы и хедеры.

Основная литература.

  1. .Джуринский А.Н. История педагогики и образования. М., 2011. С. 89-91.

  2. Костюкова Т.А. Иудейская педагогика как феномен мировой культуры. /Вестник Томского государственного университета. Сер. Педагогика. Томск, 2000. Вып.8.с. 65-84

  3. Маккавейский Х.К. Воспитание у древних евреев: Историко-педагогический этюд. Киев.1903.

  4. Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья (от глиняной таблички – к университету) М., 2003.С. 320-353.

Дополнительная литература.

  1. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. Под ред. А.И.Пискунова. М. 2009.

  2. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. СПб., 2000.

  3. Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 1993.

  4. Салимова К.И., Додде Н. и др. Педагогика народов мира: История и современность. М., 2000.



Тема 4.

Религиозное образование в раннем христианстве.

Исторический контекст. Воспитание верой. Евангельская педагогика и характер воспитания в первых христианских общинах. Христианский аскетизм - практическая основа православной педагогики. Евангелисты и школьная традиция в христианстве. Христианская образовательная модель: прояснение и истолкование уже явленной и открытой людям Истины, её познание через обучение. Педагогическая идеология раннего христианства: апостолы и апологеты. Катехумены - школы для подготовки к крещению.

Цель педагогической деятельности – «улучшение души». Принципы христианского образования и воспитания: особое внимание к личности человека, его душе и её нравственному формированию. Неразрывная связь образования с нравственным воспитанием. Обучение Священному Писанию как богоугодное дело, труд как смыслообразующий элемент бытия христианина. Приоритет веры над знанием, наукой.

Первые катехизаторские школы. Аскетические традиции древнехристианских школ. Александрийская школа и Климент Александрийский: преобразование христианского церковного предания в научную догматику. Ориген и значение Александрийской школы для христианского просвещения и догматики. Антиохийская школа и Св. Василий Внликий. Северо-Африканская (Карфагенская) школа и её представители: Блаженный Иероним, Св. Амвросий Медиоланский, Блаженный Августин. Школа и монашеская медитация в познании Бога. Средневековая трансформация античного наследия. Обращённость христианской педагогики внутрь человека в отличие от античной системы образования.



Основная литература.

1. Безрогов В.Г., Варьяш О.И. Педагогика Средневековья. Вступительная статья /Антология педагогической мысли христианского Средневековья. Т.1-2. Т.1. С. 11-28.

2.Безрогов В.Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. М.: Памятники исторической мысли, 2008. с. 212-331.

3. История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения. М., 2004.с. 9-134.

4. Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья (от глиняной таблички – к университету) М., 2003.С. 374-486.
Дополнительная литература.

1.Дьяконов А.П. Типы высшей богословской школы в древней церкви III-VI вв. СПб. 1913.

2. Марру А.И. История воспитания в античности (Греция). М. 1998.

3. Маслов Н.В. Основы русской педагогики. Православное воспитание как основа русской педагогики. М. 2007

4. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. СПб., 2000.

5. Салимова К.И., Додде Н. и др. Педагогика народов мира: История и современность. М., 2000.

8. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989.

Тема 5.

Религиозное образование в Византии.


Просвещение и школа в Византии. Синтез античных традиций и христианских воззрений, их влияние на человека и его воспитание в византийской культуре. Значение грамматики и риторики в византийской теологии. Философия как ступень к изучению богословия. Богословие – венец и цель всех наук. Монастырские формы образования и роль монастырей в деле образования в Византии. Высшая школа богословия при константинопольской патриархии и патриарх Герман. Григорий Пахимер и Матфей Камариот.

Христианское отношение к духовному наследию античности, мировоззренческие и нравственные ориентиры христианства в сочинениях отцов Церкви: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др. Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия среди славянских народов и создание ими славянской письменности.

Синтез эллинистических и христианских педагогических идей в философско-богословском наследии Максима Исповедника (ок. 580-662). Богословские и педагогические идеи в трактате первого христианского учёного-схоласта Иоанна Дамаскина «Источник знания». Идеи христианского гуманизма в «Хронографии» главы константинопольской школы Михаила Пселла. Проблемы нравственно-религиозного воспитания в исихазме – аскетическо-монашеском направлении христианской мысли. Церковный контроль над образованием.
Основная литература.
1. Безрогов В.Г., Варьяш О.И. Педагогика Средневековья. Вступительная статья /Антология педагогической мысли христианского Средневековья. Т.1-2. Т.1.С. 11-28.

2. Безрогов В.Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. М.: Памятники исторической мысли, 2008. с. 280-331.

3. История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения. М., 2004.с. 357-394.

4. Кривушин И.В., Кривушина Е.С. Византийская школа. Иваново. 2002.


Дополнительная литература.

1. Гукова С.Н. Космография в системе византийской науки и образования в Х- Х вв. / Городская культура: Средневековье и начало Нового времени. Л., 1986.

2. Дьяконов А.П. Типы высшей богословской школы в древней церкви III- V вв. СПб., 1913.

3. Каждан А.П.Византийская школа / Вопросы истории.1972.№7.

4. Кошелева О.Е. Антропологические основания педагогики христианского Средневековья //Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии УРАО. Вып.2.М., 2001.

5. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. СПб., 2000.

6. Салимова К.И. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч.1-2.М., 1988.

7. Самодурова З.Г. К вопросу о существовании монастырских школ в Византии VIII- ХII вв. / Византийский временник, т. 56. М., 1996.

8. Салимова К.И., Додде Н. и др. Педагогика народов мира: История и современность. М., 2000.

9.Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989.

10. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. М.2001.
Тема 6.

Религиозное образование в исламе.

Возникновение ислама и формирование исламской духовно-религиозной основы педагогической традиции в воспитании. Сунна и хадисы. Шариат и этические нормы поведения мусульманина. Семья – важнейший институт воспитания мусульманина. Религиозно-правовые нормы, определяющие цели, формы и методы исламского воспитания.

Развитие мусульманской теологии и её связь с древневосточным знанием. Педагогическая интерпретация мусульманских представлений о природе и сущности человека. Культ знания и педагогические условия овладения им. Распространение ислама и его роль в развитии элементарного образования. Практика школьного образования в странах Ближнего и Среднего Востока (мектебы – грамматическая (низшая) и медресе (средняя) школы). Основные установки ислама, определяющие содержание обучения: освоение науки о чтении и толковании Корана, изучение деяний пророков и правоведение. Содержание образования в медресе: мусульманская теология, правоведение, арабский язык (грамматика) каллиграфия и диалектика). «Дома мудрости» в Багдаде (VIII-IХ вв.) и распространение просвещения в арабском Халифате. Исламская догматика и включение в содержание образования медресе математики, географии, фармакологии, астрономии. Библиотеки как центры обучения и переписывания рукописей.

Изучение и толкование философских трудов античности и развитие рационалистических тенденций в мусульманской теологии (IХ-ХIII вв.)

Педагогическая мысль учёных-энциклопедистов (аль-Фараби, аль-Бируни, Ибн Сина, Абу Хамид Аль-Газали, Абдуррахман Ибн Халдун и др.) и их влияние на развитие мировой педагогической мысли.

Центры исламского образования: Багдад, Дамаск, Кордова. Значение арабов в истории образованности и воспитания.



Обязательная литература.

  1. Асадуллин Ф., Москва мусульманская. М., «Умма», 2004, стр. 9-30.

  2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. М., 2011. С.122-131.

  3. Ланда Р.Г., Ислам в истории России, М., «Восточная литература», 1995, стр. 56-60.

  4. Прахт Д.В. Традиционное образование мусульман России на рубеже ХIХ-ХХвв. / Религиоведение №1 2011.с. 32-38.

5. http://www.muslim.ru/1/cont/8/43/717.htm Исламское образование в Москве.

Дополнительная литература.

1.Бликштейн Л.С. Развитие образование на Ближнем Востоке в древности. //Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока. Сб. науч. трудов. Под ред. К.И. Салимовой. М. 1988.



  1. Добродеев Д.Б. К вопросу о взаимодействии арабской и западно-европейской педагогической традиции в эпоху средневековья// Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекогового Востока. Сб. науч.трудов. Под ред. К.И. Салимовой. М. 1988.

  2. Корнетов Г.Б., Бликштейн Л.С. Школа, воспитание и педагогика цивилизаций Ближнего Востока (древность и средние века). М., 1993.

  3. Корнетов Г.Б. Педагогика Ближневосточной исламской цивилизации: история и современность // Магистр. 1994 №4.

  4. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. СПб., 2000.

  5. Полосин Али Вячеслав. Почему я стал мусульманином? (Размышления бывшего священника о религии) // http://index.org.ru/journal/11 /polosin.html

  6. Салимова К.И. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч.1-2.М., 1988.

  7. Салимова К.И., Додде Н. и др. Педагогика народов мира: История и современность. М., 2000.



Тема7.

Монашеские и церковные школы на средневековом Западе.
Принципы христианской идеологии образования.

Абсолютный авторитет западной церкви в деле воспитания. Воспитание у древних германцев. Каролингское возрождение (VIII-IХвв.) и складывание педагогических механизмов образования средневекового человека. Алкуин и Академия. «Капитулярий о науках» Карла и внедрение рационализма в церковное образование. Христианская идеология образования и его преимущественно богословский характер. Античное наследие в христианском образовании (язык, логика, право, прикладные науки и медицина). Латынь - язык церковных служб на Западе, с момента перевода на неё Библии - обязательный сакральный язык обучения. Языковедческий характер религиозного образования. Рациональность, соединение веры с разумом в западном средневековом образовании.

Модель монастыря как центра образования и культуры, принципы средневекового образования. Монастырские и епископальные школы. Связь между образованием и воспитанием. Ученичество. Учитель- духовный наставник и воспитатель. Цель школьного обучения – постижение высшей мудрости. Роль словесно-книжного обучения в Западном христианстве. Три уровня обучения в средневековой школе: 1. Элементарный (чтение, письмо счёт, пение – 5 лет) 2.средний (тривиум – латинская грамматика, риторика и диалектика) 3. Повышенный (Квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Период клерикально-схоластического воспитания. Школы клерикально-схоластического периода. Схоластика- «школьная» - как высшее выражение средневековой философии. Ориентация на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие. «Сумма теологии» Фомы Аквинского и попытка подчинить светское знание вере. Схоластика и мистицизм, его вклад в разработку теории чувственного познания. Воспитание и обучение в городских школах при соборах ХIв.). – увеличение светского элемента в образовании.

Секуляризация монастырского образования. Характер и значение рыцарского воспитания.

Основная литература.

1. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. М., 2011. С.163-190.

2. Безрогов В.Г., Варьяш О.И. Педагогика Средневековья. Вступительная статья /Антология педагогической мысли христианского Средневековья. Т.1-2. М. 1994. Т.1.С. 11-28.

3. Боришанская М.М. Педагогические идеи в культуре Западной Европы ХIII - ХIV вв. / Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала Нового времени. М.1990. С. 5-22.

4. Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья (от глиняной таблички – к университету) М., 2003.С. 374-486.
Дополнительная литаратура.

1 Бахтин Б. Школьная жизнь в Париже в ХIIв. // Средневековый быт: Сб. ст. /Под ред. О.А.Добиан-Рождественской. Л., 1925.

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.

3. Карсавин Л.П.Монашество в Средние века. М., 1992.

4.Корнетов Г.Б. История педагогики. Сер. Историко-педагогическое знание. Вып. 38. АСОУ. 2011.

5. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. СПб., 2000.

6. Салимова К.И. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч.1-2.М., 1988.

7. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и начала Нового времени: Сб. науч. тр. / Под ред. К.И. Салимовой, В.Г.Безрогова. М., 1991.



Тема 8.

Религиозное образование и средневековые университеты.


Понятие «университет». Странствующие школяры (ваганты) и история появления университетов в Западной Европе. Университет –«страж христианства», «река, питающая мир». Университет как специализированный институт воспроизводства священства. Монополия церкви на контроль над университетами. Старейшие университеты: в Болонье, в Париже, Оксфорде, Кембридже. Борьба университетов за налоговые привилегии преподавательского состава и студентов.

Университет как высокоспециализированный орган в сфере передачи культурной традиции. Структура университета (сложилась во втор. пол. ХIV – нач. ХVв.). В порядке убывания значимости: факультеты гражданского и канонического права, факультет теологии, факультеты свободных искусств и медицины. Структура учебных занятий и принципы преподавания. Тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (музыка, арифметика, геометрия, астрономия).Коллегии. Учёные степени и правила их получения. Университетские формы учебных занятий: лекторий и диспут как форма активного взаимодействия педагогов и учащихся, а также учащихся между собой). Контроль знаний в средневековом университете. Германские университеты и их студенчество. Университеты в Испании.

Университеты – интеллектуальные центры Западной Европы. Роль университетов в формировании западной культуры и государственности.

Основная литература.

1. Гуревич А.Я. Харитонович Д.Э. История средних веков. М.., 1995. С. 154 – 159.

2. Денисенко Н.П. Испанские университеты в ХШ-ХVвв.//Университеты Западной Европы. Средние века. Возрождение. Просвещение. Иваново 1990. с. 95- 103.

3. Любарский Г.Ю. Морфология истории. М. 2000.С.56-68.

4. Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья (от глиняной таблички – к университету) М., 2003.С. 487-504.

5. Роуг В. Университеты как явление средневековой культуры. //Alma mater, 1991.№7-8.

6. Уваров П.Ю. Университет в средневековом городе.//Культура и искусство западноевропейского средневековья. М. 1981. С. 135-150.

7. Ушакин С.А. Университеты и власть /Общественные науки и современность. М. 1999. № 2, с. 55 - 68.



Дополнительная литература.

1. Ле Гофф Жак. Интеллектуалы в Средние века. Долгопрудный. 1997.

2. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. СПб., 2000.

3. Салимова К.И. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала Нового времени. М., 1990.

4. Струков Б. Г. Университеты Германии как центры образования и культуры в Средние века. М., 1980.

5. Суворов Н.С. Средневековые университеты. М..1898 (2012)

6. Университеты Западной Европы: Средние века. Возрождение. Просвещение. Иваново. 1990.

7. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и начала Нового времени: Сб. науч. тр. / Под ред. К.И. Салимовой, В.Г.Безрогова. М., 1991.



Тема 9.

Ренессанс и Реформация и религиозное образование.


Педагогический идеал гуманистов эпохи Возрождения: развитая, преданная общечеловеческому делу личность. Педагогический идеал эпохи Реформации: деловой человек-прагматик, сочетающий христианскую добродетель со служением собственному интересу.

Лютер и борьба за перестройку религиозного сознания людей в духе рациональной трактовки христианского вероучения. Роль воспитания и обучения в борьбе за «умы и души» людей: М.Лютер «освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека». Значение М.Лютера как педагога. Реорганизация школьного дела и организация протестантских школ (1524г.) с целью распространения образования, проникнутого духом реформированного христианства. Практика обучения в «братских общинах». Идея обязательной начальной школы и её задача – научить читать Библию. Принципы гимназии И.Штурма ( 1538г.): благочестие, красноречие, знание. Интерпретация гуманистических традиций на евангелический лад. Период абстрактно-теологического воспитания в Германии. Состояние народной школы в Германии и других европейских государствах.

Жан Кальвин и перевод Библии на французский язык. Педагогические идеи в «Похвале глупости» и «Руководстве христианского воина» Э.Роттердамского и его борьба за возрождение подлинного христианства. Критика средневековой схоластики в кн. Ф.Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль».

Основная литература.


  1. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. СПб., 2000.Ч.1.С. 286-318.

2. Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья (от глиняной таблички – к университету) М., 2003.С. 275-312.

3.Пылаева М.Д.Проблема светского и религиозного образования в эпоху Возрождения в отечественных исследованиях//Религиоведение №4. 2010. С. 64-73.

4. Савина С.Л. Политика Реформации в области образования. /Гуманистическая мысль. Школа и педагогика эпохи Средневековья и начала Нового времени. М., 1990.С. 113-120.

Дополнительная литература.

1. Салимова К.И., Додде Н. и др. Педагогика народов мира: История и современность. М., 2000.

2. Соколов П.История педагогических систем. СПб.. Изд. Богдановой. 1913.с. 70-85.

Тема 10.

Контрреформация и религиозное образование. Иезуитские школы.

Игнатий Лойола и Орден воинствующего католицизма– Общество Иисуса или Орден Иезуитов (1534 г.).

Инквизиция и воспитание как основные средства борьбы иезуитов с Реформацией. Иезуиты и обновление педагогических средств воздействия на различные слои паствы: «проповедь, с целью воздействия на массы, исповедь, подчиняющая церкви отдельных лиц и воспитание, подчиняющее римскому престолу молодежь».

Конфессиональная окрашенность образования в католической Германии. Катехизис Петра Канизия – пример иезуитского синтеза богословия и педагогики. Влияние церковной ортодоксии на образование и воспитание.

Концептуальные основы педагогической системы иезуитов: подчинение личной воли и наклонностей воспитанников интересам католической церкви и нормам христианской этики. Коллегия общества Иисуса как основная форма учебного заведения. Методы обучения, система воспитания и внеклассная жизнь коллегий. Сочетание реакционных педагогических установок и эффективных приемов и методов обучения.

Реставрация аристотелизма в университетах. Неосхоластика.

Содержание образования на философских факультетах католических университетов (логика, физика, метафизика) как подготовка к изучению теологии в строго ортодоксальном духе.

Значение и влияние педагогической системы иезуитов.


Основная литература.


  1. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. СПб., 2000.С. 352-374

  2. Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья (от глиняной таблички – к университету) М., 2003.С. 335-367


Дополнительная литература.

1. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. Под общ. Ред. А.И.Пискунова. М., 2009.

2. Корнетов Г.Б. История педагогики. М., 2003.


  1. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. М., 2006.

Тема 11.

Религиозное, религиоведческое образование распространение атеизма в эпоху Просвещения.
Противостояние церковному догматизму в эпоху Просвещения. Формирование науки о религии – религиоведения и религиоведческого образования. Противопоставление религиозного образования религиоведческому образованию, признающего относительность и историческую обусловленность представлений о религии.

Новейший период христианско-гуманного воспитания и Песталоцци. Городские (мещанские) школы. Благотворительные школы. Жизнь Фрёбеля и его «детский сад». Ланкастерские школы в Англии. Роберт Оуэн. Борьба между гуманизмом и реализмом в воспитании. Реализм и его дальнейшее развитие. Жан-Жак Руссо и его «Эмиль». Филантропизм и его представитель – Базедов.

Борьба реалистическо-философских систем за свободу воспитания. Монтень. Бэкон Веруламский. Ян Амос Коменский - основатель научной педагогики. Педагогика Я.А.Коменского: синтез веры и знания. Стремление к Богу (религиозное воспитание)- высшая ступень обучения. . Путь жизни - путь творчества. Дидактическая система и принципы школьного образования.

Джон Локк и его система. Религиозная оппозиция крайнему иерархизму. Янсенизм в воспитании. Фенелон. Пуританизм в воспитании. Мильтон. Пиетизм и педагогическая деятельность Франке. Влияние Франке на немецкую, и особенно реальную, школу. Идеи свободы совести, независимости школы от государства, поощрения здорового соперничества между учебными заведениями. И. Кампе об отмене обязательности религиозного обучения.

Первые учительские семинарии.

Основная литература.

1. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. М., 2011. С.237-276.


Дополнительная литература.

  1. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. СПб., 2000.

  2. История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения. М., 2004.с. 533-574.

  3. 3.Салимова К.И. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч.2.М., 1989.


Тема 12.

Религиозное образование в эпоху национальных государств и утверждения светского образования.
Становление национальных школьных систем. Изгнание христианско-библейских идей дидактико-учительного типа обучения. Подавление индивидуальности и отчуждение личности в период становления индустриального общества. Становление системы всеобщего начального образования, вытеснение церкви из школы. Повышение уровня массового образования и ведение обязательного начального образования (1870г. –Англия, 1870-е гг. –США, 1880-е гг.-Франция) .

Зарубежная педагогическая мысль в 19в. . Песталоцци: воспитание как акт веры и любви. И.Ф. Гербарт и религия как основа нравственного воспитания. Ф. Фрёбель и его «социалистическая система воспитания», «ведущая к атеизму». Ф.В. Дистервег и дидактика развивающего обучения. С оциалисты-утописты о необходимости обновления содержания образования.



Основная литература.

  1. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. СПб., 2000.

  1. Салимова К.И. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч.1-2.М., 1988.

  2. Корнетов Г.Б. Западная педагогика Х-Хвв. М., 2002.


Дополнительная литература.

. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. М., 2011.



Тема 13.

История религиозного образования в дореволюционной России.

Принятие Русью христианства - начало системы православного воспитания. Монастырские школы (училища) Киевской Руси – древние центры учёности. Формы христианского просвещения в Московском княжестве. Постановления Стоглавого Собора (1551г.) и создание системы духовного образования. Круг средневековых «свободных знаний» и программа православной школы нач.ХVIIв. Полемика о пользе школы и о её концепции между учениками Симеона Полоцкого и Епифания Славинецкого. Латинизация образования в 17в. Киево-Могилянская коллегия (1632г.). Православно-педагогические идеи в образовании и воспитании России накануне ХVIII века. Секуляризация школьного образования в ХVIIIв. Переплетение традиций православия и новейших достижений эпохи просвещения. Академия (1701г.) как средство борьбы против религиозного радикализма и распространение просветительских идей в Москве. Новые образовательные проекты: И.Т.Посошков, Ф.Салтыков, Ф.Прокопович. «Гимн просвещению» в «Духовном регламенте» (1721г.) Ф.Прокоповича. Положение епархиальных школ, превращение их в семинарии. Начало церковно-приходской школы. Разница в положении школы как следствие различия в отношении церкви и государства. Православная вера в педагогическом учении К.Д.Ушинского. «Огосударствление» русской школы в ХIХ веке при сохранении религиозных начал. Устав учебных заведений (1804г.): три типа общеобразовательных школ (приходские училища, уездные училища и гимназии). Духовно-учебная реформа 1808-1814гг. и становление высшей духовной школы в России. Создание Министерства духовных дел и народного просвещения (1817г.). Вклад Московской духовной Академии в развитие системы образования России.

Реформа духовных академий 1869г. и развитие богословской науки в России.
Византийская и схоластическая школы в России.

Обязательность православной компоненты образования в дореволюционной России.

Система подведомственных Св. Синоду религиозных учебных заведений на всех уровнях образования в структуре Русской Православной Церкви (сер. XIX — нач. ХХ вв). Церковно-приходские школы - начальные общеобразовательные учебные заведения (1884 г.,)второй уровень -. церковно-учительские(1884) и второклассные учительские школы(1895) для подготовки педагогических кадров для начальных церковных школ.

Семинарии – средние специальные учебные заведения для получения духовного образования для мужчин, академии – высшее духовное образование (уровень сравним с университетским образованием).

Епархиальные женские училища (1868) (соответствовали уровню женских гимназий). Женский Богословско-педагогический институт (1914 г.) при московском Скорбященском монастыре) - третье государственное высшее женское учебное заведение.

Положение духовных образовательных учреждений, финансируемых на средства государства, при Временном правительстве. Прекращение в законодательном порядке существования церковной системы народного образования и переход к светскому образованию (Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г.) Слабость (финансовая, кадровая, организационная) религиозных структур при советской власти.



Основная литература.
1. Гончаров М.А. Основные тенденции образования и воспитания в России ХVIIIвека. М..2011. 2 11-9/187.с. 7-20 ксерокс.

2. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб., 2004. С. 9-128, 457-470.

3

2. Костикова М.Н. Обучение религии в российской системе образования XIX века. - Владивосток: ДВГУ, 2001.



3. Костикова М.Н. Вероисповедная политика Министерства Народного Просвещения Российской Империи в XIX веке. – Санкт-Петербург: РГПУ, 2001.

3. Куликова С.В. Становление национального образования в России (до середины ХIХ века) // Педагогическое наследие прошлого. Сер. Историко-педагогическое знание. Под ред. Г.Б.Корнетова. АСОУ. 2010.с. 93-100.

4. Плеханов Е.А. Педагогика в духовных академиях России // Педагогика. 2003. № 6. С. 81-87.

5. Плеханов Е.А. Российская приходская школа 60-80-х гг. ХIХ в. // Педагогика. 2004. № 8. С. 69



Дополнительная литература

  1. Губернаторова Л.И., Даведьянова Н.С. Актуальность педагогических идей И.А.Ильина для современной системы российского образования // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность.Рязань. 2009.с. 13-17.

  2. Дунина Н.И.Православная вера в педагогическом учении К.Д.Ушинского.// Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность.Рязань. 2009.с. 41-47.

  3. Измайлова А.Б. Икона в русской народной педагогике // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность.Рязань. 2009.с. 48-55.

  4. Калачёв А.В. Екатерининская реформа: контуры государственной системы народного образования // Педагогическое наследие прошлого. Сер. Историко-педагогическое знание. Под ред. Г.Б.Корнетова. АСОУ. 2010. с. 101-109.

  5. Макаров М.И. Провиденциалистская система воспитания в православной педагогике второй половины ХIХ - первой половины ХХ века // Педагогическое наследие прошлого. Сер. Историко-педагогическое знание. Под ред. Г.Б.Корнетова. АСОУ. 2010.с. 110-126.

  6. Маслов Н.В. Основы русской педагогики. Православное воспитание как основа русской педагогики. М. 2007

  7. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Ч.2. Церковь и школа (вера, творчество, образование). СПб., 1905.

  8. Мирославский Церковно-приходская школа.

  9. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. СПб., 2000.

  10. Попова О.Д. Психологический климат в женских епархиальных училищах середины XIX начала XX вв. // Педагогика. 2005. № 2. С. 62-67.

  11. Седова Н.Е. Практико-ориентированный подход в преподавании предмета «История образования и педагогической мысли» . Учебное пособие. Комсомольск на Амуре. 2011. 2 11-34/211.

  12. Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: Проблемы и реформы. Вторая половина ХIХ века. М., 2006

  13. Сухова Н.Ю. Вертоград наук духовный. М. 2007.



Тема 14.

Каталог: data -> 2012
2012 -> Программа дисциплины Управление реальными инвестициями для направления 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистров
2012 -> Область сотрудничества
2012 -> Программа дисциплины «Моделирование и проектирование электронных приборов»
2012 -> Меморандум об образовании Технологической платформы «Освоение океана»
2012 -> Программа дисциплины «Политика и экономика стран постсоветского пространства»
2012 -> Программа содействия международному развитию: взгляд в будущее
2012 -> Программа дисциплины «Международная система экономического регулирования» для направления 080100. 68 «Экономика» подготовки магистра
2012 -> Программа дисциплины Стратегтческое управление портфелем
2012 -> Высшие учебные заведения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал