Программа дисциплины «История русского языка»



страница1/2
Дата07.12.2017
Размер0,53 Mb.
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации

Кафедра общего языкознания и русского языка


    1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


«История русского языка»

для ОП «44.03.01 - Педагогическое образование,

Филологическое образование

(русский и иностранный (английский) языки)»

Екатеринбург 2016

Рабочая программа дисциплины «История русского языка»



Составители: Гридина Татьяна Александровна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего языкознания и русского языка

Коновалова Надежда Ильинична, доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания и русского языка




Шебалов Роман Юрьевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания и русского языка

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ


Протокол №8 от 21.01.2016

Зав.кафедрой д.ф.н., проф. Т.А. Гридина

Директор ИФКиМК к.ф.н., доц. Н.А. Воробьева

1. Пояснительная записка
1.1. Наименование дисциплины (модуля).

«История русского языка» (Раздел 1) «История русского литературного языка» (Раздел 2)



1.2.Цели и задачи дисциплины (модуля).

Цель: рассмотрение динамики развития русского языка, выявление обусловленности современной языковой ситуации фактами исторического развития (Раздел 1); формирование базовых знаний для осознанного освоения динамических процессов в системе русского литературного языка на различных этапах его формирования (Раздел 2).

Задачи (Раздел 1):

– рассмотреть специфику различных концепций происхождения русского литературного языка;

– проанализировать нормы древнерусского литературного языка и процессы демократизации русского литературного языка;

– рассмотреть процесс формирования современного русского литературного языка;

– выявить особенности исторической трансформации стилистической системы русского языка.

Задачи (Раздел 2):

– формирование знаний об основных фонетических, грамматических и лексико-стилистических процессах, имевших место в древнерусском языке и в русском языке определенного этапа его развития;

– рассмотрение исторических процессов на разных уровнях языка в органической связи с курсами современного русского литературного языка, древнерусской и русской литературы;

– формирование навыков интерпретации и комментирования исторически обусловленных фактов современного русского языка в письменных текстах;

– развитие понимания сравнительно-исторического метода;

– воспитание чувства уважения к истории русского языка и России, развитие гражданственности как осознанной социально-психологической личностной доминанты.

1.3. Место дисциплины в структуре ОПОП.

Дисциплина относится к блоку Б1.В.ОД - Вариативная часть. Обязательные дисциплины. История русского литературного языка завершает курс историко-филологических дисциплин. Данный раздел требует от студента знаний основ классических языков, истории русской литературы (древнерусской литературы, литературы XVIII и XIX веков), истории русского языка (старославянский язык, древнерусский язык) и современного русского языка. Это комплексный и обобщающий курс в литературном и лингвистическом образовании будущих специалистов.



1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоениями образовательной программы

В результате овладения курсом «История русского языка» (историческая грамматика) студент должен знать:

1. Основные понятия, характеризующие фонетическую, морфологическую и синтаксическую систему древнерусского языка;

2. Основные законы и тенденции, определяющие развитие и исторические изменения системы древнерусского языка;

3. Основные факты (процессы), отражающие динамику фонетической и грамматической системы древнерусского языка в диахронии.

В процессе изучения курса «История русского языка» (историческая грамматика) студент должен овладеть:

а) навыками исторического комментирования фактов современного русского языка;

б) умением анализировать альтернативные подходы и решения проблемных вопросов исторической грамматики;

в) умением анализировать научные основы школьных учебников русского языка;

г) умением аргументировать выбор материала для комментария при преподавании русского языка в школе.



Процесс изучения дисциплины направлен на формирование ОК-6 (способность к самоорганизации и самообразованию).

1.5. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах.

Общая трудоемкость дисциплины составляет __7_ зачетных единиц, _252 час.

1.6. Особенности реализации дисциплины (модуля).

Дисциплина реализуется на русском языке.


2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел 1. Историческая грамматика


2.1 Учебно-тематический план очной формы обучения


п/п

Наименование раздела,

темы

Всего трудоемкость

Аудиторные

Занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические

1

Введение в историческую грамматику

4

2

2

-

2

2

Фонетическая система древнерусского языка к началу исторической эпохи

8

4

4

-

4

3

Отражение общеславянских фонетических процессов в звуковой системе древнерусского языка

24

12

6

6

12

4

Фонетические явления исторической эпохи

20

12

6

6

8

5

Историческая морфология. Грамматический строй древнерусского языка

4

2

2

-

2

6

Имя существительное. Основные грамматические категории и их динамика

24

12

4

8

12

7

Местоимение в древнерусском языке

8

4

2

2

4

8

Имя прилагательное. Развитие категории атрибутивности на основе категории имени

8

4

2

2

4

9

Формирование числительных как особой части речи

8

4

2

2

4

10

Глагол. Основные грамматические категории глагола в древнерусском языке

24

12

8

4

12

11

Синтаксис простого предложения

6

3

2

1

3

12

Синтаксис сложного предложения

6

3

2

1

3

(Раздел II)

13

История русского литературного языка как наука

5

1

1



4

14

Происхождение русского литературного языка

7

1

1



6

15

Язык Киевской Руси

13

3

1

2

10

16

Литературный язык Московского государства

13

3

1

2

10

17

Русский литературный язык Петровской эпохи

13

3

1

2

10

18

Языковая программа М.В. Ломоносова

22

6

2

4

16

19

Концепция «нового слога» Н.М.Карамзина

19

5

1

4

14

20

Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка

16

6

2

4

10




ИТОГО:

252

102

52

50

150

2.2 Учебно-тематический план заочной формы обучения


п/п

Наименование раздела,

темы

Всего трудоемкость

Аудиторные

занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические

1

Введение в историческую грамматику

8

-

-

-

8

2

Фонетическая система древнерусского языка к началу исторической эпохи

9

1

1

-

8

3

Отражение общеславянских фонетических процессов в звуковой системе древнерусского языка

18

2

-

2

16

4

Фонетические явления исторической эпохи

12

4

2

2

8

5

Историческая морфология. Грамматический строй древнерусского языка

5

1

1

-

4

6

Имя существительное. Основные грамматические категории и их динамика

28

8

2

6

20

7

Местоимение в древнерусском языке

9

3

1

2

6

8

Имя прилагательное. Развитие категории атрибутивности на основе категории имени

9

3

1

2

6

9

Формирование числительных как особой части речи

6

2

-

2

4

10

Глагол. Основные грамматические категории глагола в древнерусском языке

32

8

2

6

24

11

Синтаксис простого предложения

4

-

-

-

4

12

Синтаксис сложного предложения

4

-

-

-

4

(Раздел II)

13

История русского литературного языка как наука

6

-

-



6

14

Происхождение русского литературного языка

8

-

-



8




Язык Киевской Руси

15

3

1

2

12

15

Литературный язык Московского государства

13

1

1



12

16

Русский литературный язык Петровской эпохи

13

1

1



12

17

Языковая программа М.В. Ломоносова

20

2

1

1

18

18

Концепция «нового слога» Н.М.Карамзина

18

2

1

1

16

19

Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка

15

3

1

2

12




ИТОГО:

252

44

16

28

208


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(Раздел I)



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница