Программа дисциплины «Компьютерные исследования устной речевой коммуникации»



Скачать 85,03 Kb.
Дата18.10.2016
Размер85,03 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


(Нижний Новгород)


Общеуниверситетский факультатив

Программа дисциплины

«Компьютерные исследования устной речевой коммуникации»

Автор программы

Бухаров В.М., доктор филологических наук, профессор, vbuharov@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры иностранных языков «1» марта 2014 г.

Зам. зав. кафедрой Т.А. Ненашева

Рекомендована секцией УМС «Иностранные языки» «___»____________ 2014 г

Председатель Т.А. Ненашева

Утверждена УМС НИУ ВШЭ–Нижний Новгород «___»_____________2014 г.

Председатель В.М. Бухаров

Нижний Новгород

2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Общеуниверситетский факультатив.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов, бакалавров 1–4 курсов и магистрантов 1–2 курсов всех факультетов.




2Цели освоения дисциплины


Цель курса – ознакомление с теоретическими основами организации акустических исследований устной речевой коммуникации, историей становления и развития аппаратных методов анализа речевых сигналов, современными компьютерными методами анализа. Важной задачей курса является работа с программой компьютерного акустического анализа и самостоятельное выполнение пилотного исследования.

Предлагаемый факультатив представляет собой оригинальный курс, отдельные аспекты которого проходили апробацию с аспирантами и студентами – германистами, филологами и лингвокриминалистами из Нижегородского государственного лингвистического университета и Университета г. Потсдам (Германия).


3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Обучающиеся приобретают знания основ акустического анализа устной речи, а также навыки работы с современными компьютерными программами. Они могут проводить самостоятельные исследования по идентификации голоса, по установлению свойств голоса, имеющих социолингвистическую значимость и/или модальное (эмоциональное) значение. Одной из важных компетенций является умение формализации полученных лингвистических данных и их математической обработки.

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


    Общеуниверситетский факультатив

5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы


Лекции

Семина-ры

1

История аппаратных методов анализа речи. Visible Speech.

2

2




2

Сегментные и суперсегментные единицы в речевом сигнале.

2

2




3

Компьютерный анализ сегментных речевых единиц.

2

2




4

Компьтерный анализ суперсегментных единиц речи

2

2




5

Математическая обработка экспериментальных данных

2

2




6

Идентификация голоса: сегментный уровень.

4




2

7

Идентификация голоса: суперсегментный уровень.

4




2

8

Акустическая реализация вежливых речевых актов.

4




2

9

Акустическая реализация грубых речевых актов.

4




2

10

Акустическая реализация установления речевого контакта.

4




2




Всего

30

10

10



6Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

Модуль

Параметры

Итоговый

Зачет


3

Устно



6.1Критерии оценки знаний, навыков



Для получения зачёта обучающиеся должны посетить лекционные и семинарские аудиторные занятия, выполнить в составе рабочей группы самостоятельно небольшое пилотное исследование по тематике одного из семинаров и выступить на семинаре с презентацией результатов исследования. В презентации обучающиеся показывают знание методов акустического анализа речи и умение их использования на практике.

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Накопленная оценка выставляет за посещаемость (не менее 16 часов) и имеет коэффициент k1 = 0,3. Зачетная оценка, полученная за презентацию на семинаре, имеет коэффициент k2 = 0,7. В результате итоговая оценка имеет следующий вид:

Орезульт = k1* Онакопл + k2зач,

где Онакопл рассчитывается при 16-20 часах посещений по формуле: Онакопл = 10 * 0,3; при посещении менее 16 часов Онакопл = 0 * 0,3.

Округление оценки производится в пользу студента.

7Содержание дисциплины


    Лекции

    Тема 1. История аппаратных методов анализа речи. Visible Speech.

    Разработки Массачусетского технологического института в 1940-вые – 50-ые годы по созданию технологии «Видимая речь». Вклад Р. Якобсона, Г. Фанта и М. Халле в разработку систем анализа речи. Индивидуальное и инвариантное в речевом сигнале. Теория акустических дистинктивных признаков (ДП).




Тема 2. Сегментные и суперсегментные единицы в речевом сигнале.

    Проблема членения потока речи. Звук (сегмент) – тип звука – фонема. Физиологические и акустические реализации ДП. Суперсегментные акустические характеристики – длительность, интенсивность, изменение тона (мелодия).

    Тема 3. Компьютерный анализ сегментных речевых единиц.

    Компьютерная программа PRAAT (свободный дистрибутив). Запись сигнала, сегментация, формантный анализ, параметры интенсивности и длительности. Интерпретация данных.



    Тема 4. Компьютерный анализ суперсегментных речевых единиц.

    Компьютерная программа PRAAT. Сегментация фраз. Определение значимых точек просодической структуры. Замеры тона и интенсивности во фразах.



    Тема 5. Математическая обработка экспериментальных данных.

    Основные понятия статистики: выборка, выборочные частоты, оценка значимости средних выборочных значений.



    Семинары

    Семинар 1. Идентификация голоса: сегментный уровень.

    Семинар 2. Идентификация голоса: суперсегментный уровень.

    Семинар 3. Акустическая реализация вежливых речевых актов.

    Семинар 4. Акустическая реализация грубых речевых актов.

    Семинар 5. Акустическая реализация установления речевого контакта.

8Образовательные технологии


Данная дисциплина преподаётся в форме интерактивных лекций и исследовательского семинара.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


В основу текущего контроля положено посещение учебных занятий и участие в их работе. При посещении от 16 до 20 часов занятий обучающиеся получают 10 баллов в накопленную оценку, что составляет 0,3 итоговой оценки. При посещении менее 16 часов – 0 баллов, что не является, однако, блокирующей оценкой.

Зачетная оценка – оценка за презентацию самостоятельного исследования на семинаре выставляется каждому участнику рабочей группы с учетом степени его личного участия в исследовании.

Критерии оценки презентации исследования на семинаре:


  1. Полнота изложения теоретического материала – до 3 баллов

  2. Объем использованных источников – до 1 балла

  3. Участие в дискуссии – до 1 балла

  4. Качество выполнения и интерпретации экспериментального материала (индивидуально для каждого участника рабочей группы) – до 4 баллов

  5. Качество ppt-презентации – до 1 балла

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Основная литература


Потапова Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика. – М.: МГЛУ, 2002. – 573 с.

Потапова Р.К., Потапов В.В. Речевая коммуникация: От звука к высказыванию. – М.: Языки славянских культур, 2012. – 462 с.

Потапова Р.К., Михайлов В.Г. Основы речевой акустики: Учебное пособие. – М.: Рема, 2012. – 493 с.

Теория и практика судебной экспертизы / Сост. А.В. Пахомов. – СПб: Питер, 2003. – 698 с.



10.2Дополнительная литература


Каганов А.Ш. Взаимосвязь и взаимодополнение составных частей комплексного идентификационного исследования личности по голосу и звучащей речи // Речевые технологии. – М., 2012, 1. – С. 46-51.

Потапова Р.К., Потапов В.В. Модификация речевого сигнала как следствие наличия эмоциональных состояний «страх» / «тревожность» // Речевые технологии. – М., 2012, 1. – С. 52-60.

Потапова Р.К., Потапов В.В. О некоторых аспектах перцептивно-слухового исследования «облик говорящего» // Речевые технологии. – М., 2010, 4. – С. 50-57.

Ермоленко Т.В. Автоматическая классификация мелодических контуров синтагм при проведении просодического анализа в рамках фоноскопического исследования // Речевые технологии. – М., 2010, 1. – С. 58-67.

Шелепов В.Ю., Ниценко А.В. Новый подход к определению границ речевого сигнала. Проблема конца сигнала // Речевые технологии. – М., 2012, 1. – С. 74-78.

Фант Г. Акустическая теория речеобразования. – М.: Наука, 1964. – 284 с.


Galunov V.I., Viktorov A.B. Verification and Identification of Speaker: Results and Perspectives // Proceedings: Speech and Computer (SPECOM), Moscow, 2003 / Ed. by R. Potapova. – P. 7-23.

Haton J.-P. An Overview of Methods for Robust Speech Recognition // Proceedings: Speech and Computer (SPECOM), Moscow, 2003 / Ed. by R. Potapova. – P. 24-30.



11Материально-техническое обеспечение дисциплины и условие участия


Занятия проводятся в компьютерном классе. Используется проектор и акустические системы. Условие участия – умение обучающихся работать с основными офисными программами, включая Excel, умение сделать на компьютере аудиозапись, записать скриншорт, минимальное знание базовой английской компьютерной терминологии для работы с англоязычной программой.

Автор программы В.М. Бухаров





Каталог: data -> 2014
2014 -> Фактор США в энергетических отношениях России и Европейского Союза
2014 -> Область применения и нормативные ссылки
2014 -> Программа «Публичное право»
2014 -> Программа дисциплины «Автоматизация проектирования технических систем»
2014 -> Особенности реализации финансового механизма концессии на примере автодорожного строительства
2014 -> «высшая школа экономики»
2014 -> Программа факультатива Введение в изучение западного эзотеризма  для направлений 033000. 62 «Культурология»
2014 -> Программа дисциплины «История» для направления 221400. 62 "Управление качеством"
2014 -> Программа «Медиапроизводство в креативных индустриях»
2014 -> Программа дисциплины «Современные военно-стратегические концепции и контроль над вооружениями»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал