Программа дисциплины «Методы научных исследований в менеджменте»



Скачать 177,59 Kb.
Дата31.07.2017
Размер177,59 Kb.
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»

Факультет менеджмента


Программа дисциплины
«Методы научных исследований в менеджменте»

для направления 080200.62 «Менеджмент»

подготовки бакалавра

Раздел 2 «Качественные исследования

в менеджменте»

(2 курс бакалавриата)

Автор к.э.н., проф. Титова Н.Л.
tite@mail.ru

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________

Председатель Зав. кафедрой Н.Б. Филинов

_____________________________

«_____» __________________ 2011 г. «____»________________ 2011 г.


Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2011 г.
Москва - 2011

Развитие факультета менеджмента НИУ ВШЭ связано с интенсификацией исследовательской деятельности, в частности, с формированием национально-адаптированной модели менеджмента (НАММ). Введение в программу обучения курса «Методы научных исследований в менеджменте» является составной частью этой стратегии. Целью данного курса в целом является приобщение студентов к исследовательскому процессу в области управления, имеющему значительную специфику, а также воспитание у них интереса к этой области деятельности.

Основными задачами курса «Методы научных исследований в менеджменте» являются:

- формирование представлений о процессе научного исследования, в том числе, о выборе анализируемой проблемы, формулировке цели работы и перечня проверяемых гипотез, метода исследования, об определении круга используемой информации и методах ее верификации и т.д.;

- овладение исследовательскими методами и умение их выбора исходя из стоящей задачи, специфики анализируемого объекта и имеющейся информации;

- изучение специфики менеджериальных исследований, связанных с их принципиальной междисциплинарностью, разнообразием объектов исследований (человек, подразделение, организация, корпорация), относительно небольшой разработанностью методов и т.д.;

- получение представления об особенностях отечественного менеджмента;

- овладение навыками написания, оформления и защиты научных и, в частности, квалификационных работ разного уровня, включая проектирование их структуры, стилистику изложения, способы представления статистической информации и результатов исследования и пр.


Курс «Методы научных исследований в менеджменте» носит общенаучный и междисциплинарный характер и должен быть полезен всем студентам вне зависимости от их дальнейшего выбора конкретной концентрации, а также их образовательной и карьерной траектории. Знания, умения и навыки, полученные учащимися в рамках этой учебной дисциплины, должны дать им серьезные конкурентные преимущества при поступлении в магистратуру и, в дальнейшем, на рынке труда, причем не только для чисто научной, но и для исследовательско-аналитической карьеры.

В соответствии с утвержденным базовым планом, а также исходя из программы развития НИУ ВШЭ и факультета менеджмента, курс «Методы научных исследований в менеджменте» носит обязательный характер для всех студентов бакалавриата, и читается с первого до четвертого курса, имея, соответственно, четыре смысловых блока:

- 1-й курс – «Методы работы с научной литературой»;

- 2-й курс – «Методы качественных исследований в менеджменте»;

- 3-й курс – «Методы количественных исследований в менеджменте»;

- 4-й курс – «Исследовательский процесс, его архитектоника и логика».


Очередность блоков обусловлена их сложностью, а также логикой имеющегося в бакалавриате образовательного процесса, в частности, параллельно читаемыми дисциплинами.

Для формирования у студентов умений и навыков в области исследовательской деятельности во всех содержательных блоках курса «Методы научных исследований в менеджменте» используются следующие принципы:

- включение в теоретическую (лекционную) часть курса анализа исследований последних лет, проведенных ведущими специалистами факультета менеджмента ГУ-ВШЭ, и лучших квалификационных работ его выпускников;

- увеличение доли часов, приходящихся на практические занятия и самостоятельную работу студентов;

- использование при проведении практических занятий наиболее активных методов работы (тестов, контрольных работ, защит выполненных заданий, дискуссий, взаимного рецензирования и т.д.) мини-группами (по 5-6 человек);

- организация самостоятельной работы в виде выполнения детализированных и формализованных заданий.


Курс «Методы научных исследований в менеджменте» рассчитан на 306 часов и будет читаться в течение всего срока обучения в бакалавриате представителями разных кафедр факультета менеджмента и других факультетов.
Раздел 2 «Методы качественных исследований в менеджменте»

(2 курс бакалавриата)



Тематический план раздела

№ п/п

Наименование разделов и тем (с разбивкой по модулям)

Аудиторные часы

Формы текущего контроля

Самосто-ятельная работа

Всего часов

лекции

Сем.или практ. занятия

Всего

1.

Количественные и качественные исследования в менеджменте

4

4

8




10

18

2.

Кейс-стади как основной метод качественных исследований в менеджменте


4

4

8




10

18

3.

Основные методы сбора информации для кейс-стади


8

8

16

КР,

Защита кейса

20

36

ИТОГО: 16 16 32 40 72
Базовые учебники

  1. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. М.: «Дашков и К», 2008.

  2. Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стадии: методология исследования и преподавания. М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.

  3. Титова Н.Л. Ридер по курсу «Методы научных исследований в менеджменте, часть 2».

  4. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М. Изд-во «Омега-Л», 2011.


Формы контроля:

Текущий контроль: контрольная работа, домашние работы, работа на практических занятиях, коллективная защита кейса.

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

А) Работа на практических занятиях и выполнение домашних работ - 40%.

Б) Письменная аудиторная контрольная работа (60 мин.) – 30%.

В) Коллективная защита кейса - 30%.
Содержание программы

Второй раздел курса «Методы научных исследований в менеджменте» предназначен для студентов второго курса бакалавриата факультета «Менеджмент» и посвящен использованию качественных исследований в этой области. Помимо общей для всего курса цели – приобщения студентов к научным и практическим исследованиям – в рамках этой дисциплины обеспечивается методологическая подготовка к написанию курсовой работы по предмету «Теория и история менеджмента».

Основными задачами этого раздела курса являются:


  • формирование знаний в области качественных исследованиях;

  • получение практических умений и навыков в области таких исследований и, прежде всего, составлении и анализе кейсов, сборе необходимой для них информации, применении методов анализа документов и наблюдения;

  • получение представлений о реальных исследованиях в области менеджмента.

Основными содержательными блоками курса «Научные исследования в менеджменте» являются:



  1. Теоретическая (лекционная) часть, посвященная методологии качественных исследований;

  2. Примеры авторских и лучших студенческих исследований последних лет;

  3. Коллективное выполнение большого числа различных заданий, презентация их результатов, взаимное рецензирование и обсуждение.


Тема 1. Количественные и качественные исследования в менеджменте
1.1. Научные и практические исследования: сущность и особенности (Кузнецов И.Н., стр. 8-10; Ядов В.А., стр. 418-426);

1.2. Количественные и качественные исследования: сущность, особенности, взаимосвязь (Масалков И.К., Семина М.В., стр. 13-17);

1.3. Пример взаимосвязи качественных и количественных исследований (Титова Н.Л., ридер).
Практическое занятие

Симуляция «Хватит разговоров».


Домашние задания

    1. Подготовка к деловой игре «Хватит разговоров»

А) прочитать и проанализировать предоставленные материалы;

Б) разработать (мини-группой из 5-6 человек) план действий

- для руководителей - достижения корпорации, имеющиеся проблемы и способы их преодоления, задания для отдельных подразделений корпорации, в частности, для ОПК;

- для сотрудников ОПК – составить прогноз возможных заданий для своего отдела и разработать план их реализации.

В) разработать описание своей программы (текст) и презентацию (не более 5 минут).
1.2. Подготовка к практическому занятию по теме 2

Группами по 5-6 человек собрать информацию о деятельности какого-либо промышленного предприятия, разработать структурированное текстовое описание его деятельности с указанием использованных источников информации, а также презентацию (не более 5 минут).


Основная литература.

Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. М.: «Дашков и К», 2008.

Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стадии: методология исследования и преподавания. М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Изд-во «Омега-Л», 2011.

Титова Н.Л. Ридер по курсу «Методы научных исследований в менеджменте, часть 1».
Дополнительная литература

Титова Н.Л. Путь успеха и неудач. М.: МАКС Пресс, 2008.


Тема 2. Кейс стади как основной метод качественных исследований в менеджменте

2.1. Понятие кейс стади и возможности его применения (Масалков И.К., Семина М.В., стр. 18-48);

2.2. Классификация кейс стади (Масалков И.К., Семина М.В., стр. 76-81);

2.3. Области возможного применения кейс стади (Масалков И.К., Семина М.В., стр. 25-27);

2.4. Методы улучшения качества кейс стади (Масалков И.К., Семина М.В., стр. 88-98).

2.5. Принципы написания отчета (Масалков И.К., Семина М.В., стр. 175-190).


Практическое занятие 2.1:

- презентация одного из предварительно разработанных в составе мини-групп кейсов;

- оценка его качества по Р. Йину (работа в мини-группах);

- определение, какие виды триангуляции были использованы при его формировании;

- разработка направлений улучшения качества проанализированного кейса (работа в мини-группах);

- обсуждение направлений улучшения качества в проанализированном кейсе.


Домашнее задание 2.1: Разработка усовершенствованного варианта своего кейса (текст и презентация).
Основная литература.

Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стадии: методология исследования и преподавания. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.

Титова Н.Л. Ридер по курсу «Методы научных исследований в менеджменте, часть 1».

Дополнительная литература

Yin R. Case Methods. London, Sage, 1989.

Yin R. Case study research: design and methods. London, Sage, 1994.
Тема 3. Основные методы сбора информации для кейс-стади

3.1. Использование первичных и вторичных данных в исследованиях (Черчилль Г, Браун Т., 164-179);

3.2. Основные методы получения информации в качественных исследованиях (Масалков И.К., Семина М.В., стр. 99-100);

3.3. Анализ документов (Ядов В.А., стр. 185-188; Добреньков В.И., Кравченко А.И., стр. 555-567);

3.4. Контент-анализ (Мангейм Дж. Б., Рич Р.К., стр. 269-292);

3.5. Наблюдение (Добреньков В.И., Кравченко А.И, стр. 525-554, Черчилль Г, Браун Т., стр. 241-253.).


Практические занятия:

3.1. Презентации и взаимное рецензирование предложенных перечней информации.

3.2. Презентация и взаимное рецензирование результатов контент-анализа статей.

3.3. Защита разработанного кейса.


Домашние задания:

    1. 1. Разработка перечня первичной и вторичной информации, необходимой для конкретного исследования (по кейсу «Сплоченность фирмы», Этапы 1-3).

3.1.2. Разработка перечня первичной и вторичной информации, необходимой для аналогичного исследования (по собственному кейсу).

    1. Контент-анализ статьи.

    2. Доработка собственного кейса.


Основная литература

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М.: Инфра-М, 2011.

Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология: Методы исследования. М.: Весь Мир, 1997.

Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стадии: методология исследования и преподавания. М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.

Титова Н.Л. Ридер по курсу «Методы научных исследований в менеджменте, часть 1».

Черчилль Г, Браун Т. Маркетинговые исследования. 5-е изд. СПб.: Питер, 2010.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Изд-во «Омега-Л», 2011.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины



  1. Что является основными результатами научных исследований?

  2. На каком этапе развития находится сейчас менеджмент как особая научная дисциплина, и какие последствия это имеет?

  3. Каковы важнейшие современные проблемы практического менеджмента?

  4. Каковы основные принципы научной деятельности?

  5. В чем состоят различия научной и научно-практической деятельности?

  6. В чем состоят особенности количественных исследований и их достоинства?

  7. В чем состоят особенности качественных исследований и их достоинства?

  8. Какие существуют варианты совместного использования количественных и качественных исследований, и в каких ситуациях они рекомендуются?

  9. Что такое кейс стади?

  10. Относится ли кейс стади к количественным или качественным исследованиям?

  11. В чем состоят достоинства и недостатки кейс стади как метода исследования?

  12. В каких научных областях используется кейс стади и почему?

  13. Какова типовая схема анализа в рамках обучающих кейс-методов?

  14. В чем состоит цель разведывательных кейс стади и какова их специфика?

  15. В чем состоит цель описательных кейс стади и какова их специфика?

  16. В чем состоит цель объяснительных кейс стади и какова их специфика?

  17. Что такое общая, внешняя и внутренняя валидность кейс стади и как их можно проверить?

  18. На чем основана проверка надежности с помощью триангуляции?

  19. Какие существуют методы триангуляции и в чем их суть?

  20. В чем состоят особенности исследовательского отчета?

  21. Какова типичная структура студенческих работ;

  22. В чем заключается системный и комплексный подход при изложении материала?

  23. Что такое иерархический подход при изложении материала?

  24. В чем заключается принцип изменения подробности описания?

  25. Почему фрагменты «Введение» и «Заключение» называют самостоятельными частями работы?

  26. В чем заключаются различия между восточным и западным стилем написания работы?

  27. Что такое первичные и вторичные данные в исследованиях?

  28. Каковы достоинства и недостатки использования вторичных данных?

  29. Какими могут быть причины несоответствия вторичных данных задачам проводимого исследования?

  30. С помощью каких методов может быть оценена точность вторичных данных?

  31. Может ли в рамках качественных методов использоваться количественная информация?

  32. Что такое документы, и какими они бывают?

  33. Что такое контент-анализ, и каковы условия его использования?

  34. Какие основные критерии используются при отборе совокупности сообщений, подлежащих изучению в рамках контент-анализа?

  35. Какими бывают единицы анализа при проведении контент-анализа?

  36. Чего следует опасаться при выборе единиц анализа?

  37. Как можно снизить вероятность ошибки при отборе единицы анализа?

  38. Какие направления чаще всего используются в менеджменте при формировании классов (системы категорий) анализа?

  39. Какие основные требования предъявляются к системе категорий при контент-анализе?

  40. Какие основные методы ранжирования используются для определения того, насколько каждое из используемых в словаре слов и выражений влияет на итоговую оценку изучаемого объекта?

  41. В чем состоит метод Q-сортировки?

  42. В чем состоит метод парного сравнения?

  43. Как построить итоговую оценку при контент-анализе?

  44. Что такое наблюдение как метод сбора информации, и в чем состоят его достоинства?

  45. В чем заключаются условия возможности наблюдения?

  46. Какие виды наблюдения вы знаете?

  47. В чем заключаются достоинства и недостатки различных методов наблюдения?

  48. Как фиксируются и обобщаются результаты наблюдений?

  49. С помощью каких показателей оценивается качество наблюдений?

  50. Что такое включенное наблюдение и каковы его особенности?

  51. Какие приемы следует использовать при осуществлении включенного наблюдения?

Автор программы:



_____________________________/ Ф.И.О./

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница