Программа дисциплины «Управление данными»



Скачать 348,92 Kb.
Дата13.06.2018
Размер348,92 Kb.





Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Управление данными»

для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет бизнес-информатики


Программа дисциплины

«Управление данными»

Для направления 080500.68 «Бизнес-информатика»

подготовки бакалавра

2 курс
Авторы:

С.М. Диго, к.э.н., проф., sdigo@hse.ru

А.С.Акопов, д.т.н., проф., aakopov@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры
бизнес-аналитики «____»____________ 2013 г.

Зав. кафедрой Кравченко Т.К. ________________________


Рекомендована секцией УМС «Бизнес-информатика» «____»____________ 2013г.

Председатель Таратухина Ю.В. ________________________


Москва, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Управление данными» является формирование знаний, умений и навыков проектирования баз данных, администрирования баз данных и разработки приложений (внешних интерфейсов) баз данных.

Задачи дисциплины:

  • Изучить теорию реляционных баз данных;

  • Получить представление о реализации промышленных баз данных;

  • Овладеть навыками проектирования баз данных с использованием CASE-инструментов.

  • Выработать компентенции в области выполнения запросов к базам данных и проектирования бизнес-логики баз данных.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Управление данными» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин профиля «Архитектура предприятия».



Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента.

Для изучения дисциплины «Управление данными» студент должен:



  • Знать основные понятия теории баз данных, подходы к построению БД и сферы их применимости, особенности реляционной модели БД. Владеть понятиями предметной области и способами ее описания.

  • Знать теорию реляционных БД: основные понятия, реляционная алгебра и реляционное исчисление, теория нормализации; методология ER-моделирования и проектирование БД на основе ER-моделей; классификация и способы задания ограничений целостности; языки описания и манипулирования данными разных классов; особенности работы в распределенной многопользовательской среде; методы организации доступа к данным.


Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей. Управление разработкой ИС, Управление жизненным циклом ИС, Эффективность ИТ.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Выпускник по направлению подготовки БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:



а) универсальными:

- общенаучными (ОНК):



  • готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОНК-1);

  • готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат (ОНК-2);

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОНК–3);

  • способность понимать закономерности экономических процессов (ОНК- 5);

- инструментальными (ИК):

  • способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке(ИК‑1);

  • владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ИК-2);

  • готовность к организационно-управленческой работе с малыми коллективами (ИК‑3);

  • готовность работать с информацией из различных источников (ИК- 4);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ИК-5);

  • владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ИК-6);

  • способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ИК- 7);

- социально-личностными и общекультурными (СЛК):

  • способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (СЛК-1);

  • готовность к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами (СЛК-2);

  • способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (СЛК-3);

  • способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (СЛК‑-4);

  • понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (СЛК - 6);

  • способность к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций (СЛК -7);

  • способность проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней (СЛК -8);

б) профессиональными (ПК):

аналитическая деятельность

  • проводить оценку экономического поведения при принятии решений и институциональный анализ (ПК-1);

  • проводить микроэкономический анализ (ПК-2);

  • проводить анализ архитектуры предприятия (ПК-4);

  • проводить исследование и анализ рынка ИС и ИКТ (ПК-5);

  • выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом (ПК-6).

  • проводить анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ (ПК-7);

организационно-управленческая деятельность

  • проводить обследование деятельности и ИТ- инфраструктуры предприятий (ПК-8);

  • осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ (ПК-9);

  • управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контент-сервисов) (ПК-10);

  • использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты деятельности предприятия (ПК-11);

  • использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ- инфраструктуры предприятий (ПК-12);

  • организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-13);

  • защищать права на интеллектуальную собственность (ПК-15);

  • организовывать управление малыми проектно-внедренческими группами (ПК-16);

проектная деятельность

  • выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию и регламентацию бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-17);

  • проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов (ПК-18);

  • осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами (ПК-19);

научно-исследовательская деятельность

  • использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования (ПК-22);

  • готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований (ПК-23);

консалтинговая деятельность

  • консультировать заказчиков по совершенствованию бизнес-процессов и ИТ- инфраструктуры предприятия (ПК-24);

  • консультировать заказчиков по рациональному выбору ИС и ИКТ управления бизнесом (ПК-26);

  • консультировать заказчиков по рациональному выбору методов и инструментов управления ИТ-инфраструктурой предприятия (ПК-27);

инновационно-предпринимательская деятельность

  • описывать целевые сегменты ИКТ-рынка (ПК-28);

  • разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-29);

  • использовать лучшие практики продвижения инновационных программно- информационных продуктов и услуг (ПК-30);

  • создавать новые бизнесы на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-31).


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные понятия теории баз данных;

  • подходы к построению БД и сферы их применимости;

  • особенности реляционной модели БД;

  • понятие предметной области и способы ее описания;

  • теорию реляционных БД: основные понятия, реляционная алгебра и реляционное исчисление, теория нормализации;

  • методологии ER-моделирования, проектирование БД на основе ER-моделей;

  • классификацию и способы задания ограничений целостности;

  • языки описания и манипулирования данными разных классов;

  • особенности работы в распределенной многопользовательской среде;

  • методы организации доступа к данным;

  • архитектуру программных средств, работающих с базами данных.

Уметь:

  • описывать предметную область, выявлять сущности и связи между ними;

  • проектировать структуру БД вручную и с использованием выбранного CASE-средства;

  • использовать инструментальные средства СУБД при реализации модели БД;

  • разрабатывать бизнес-логику работы с БД;

  • строить запросы, используя различные языковые средства;

  • использовать БД при построении отчетов и разработке приложений.

Владеть: навыками проектирования структуры БД, формирования запросов к БД, анализа данных

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры













Аудиторные занятия (всего)




76










В том числе:
















Лекции




38










Практические занятия (ПЗ)




38










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)




86










В том числе:
















Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















Другие виды самостоятельной работы
















Домашнее задание




Х










Вид промежуточной аттестации - зачет




Х










Общая трудоемкость часы

зачетные единицы



162

162










4

4











5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Введение в курс «Управление данными»

Структура курса, контрольные мероприятия, оценка за работу в семестре

Понятия данные, информация, управление данными. Аспекты изучения информации.

Понятие банка данных (БнД) Предпосылки создания БнД. Преимущества и недостатки БнД.

Компоненты БнД. База данных (БД) - ядро БнД. Программные средства БнД.

Языковые средства современных СУБД. Классификация языковых средств. Языки четвертого поколения и их свойства.

Технические средства БнД. Организационно-методические средства.

Понятие СУБД. Функции СУБД. Выбор СУБД.

Классификация БнД. Иерархические, сетевые БД, БД на инвертированных списках.

OLAP и OLTP-системы. Хранилища данных.

Смешанные БД. XML-базы данных.

Тенденции развития БнД.

Пользователи БнД.
Литература:


  1. Основная литераутра: [1], [2].

  2. Дополнительная литература: [4],[13].



Тема 2. Основы теории реляционных баз данных
Отличительные особенности реляционных моделей. Основные понятия: отношение, кортеж, атрибут, ключ (простой, составной; первичный, альтернативный). Домен.

Связывание таблиц. Внешний ключ.

Функциональные зависимости. Многозначные зависимости.

Операции реляционной алгебры. Трёхзначная логика (3VL).

Теория нормализации. Понятие1НФ, 2НФ, 3НФ, 4НФ, 5НФ.

Алгоритм нормализации. Достоинства и недостатки подхода.


Литература:

Основная литература: [1], [2].

Дополнительная литература: [4],[13].

Тема 3. Инфологическое (концептуальное) моделирование предметной области
Определение предметной области. Требования, предъявляемые к ИЛМ. Способы описания предметной области.

Состав инфологической модели (ИЛМ). Требования, предъявляемые к ИЛМ.

ER-модели. Объекты (сущности) и классы объектов. Атрибуты объектов. Типы объектов.

Виды связей. Классы членства объектов в связи.

Базовая ER-модель.

Сравнение методик инфологического моделирования. Методология IDEF1X. Методология IE.

Модели описания предметной области. Компоненты UML, связанные с проектированием БД.
Литература:

Основная литература: [1], [2].

Дополнительная литература: [4],[13].

Тема 4. Проектирование баз данных – логическое и физическое моделирование
Общие сведения о даталогическом моделировании. Особенности даталогических моделей. Влияние особенностей модели на проектные решения. Факторы, влияющие на проектирование БД. Критерии оценки проекта БД.
Проектирование структуры базы на основе использования ER-моделей. Влияние нотации ER-модели на сферу ее использования и алгоритм проектирования.

Алгоритм проектирования (алгоритм перехода от базовой ER-модели к структуре реляционной базы).


AllFusion ERwin Data Modeler. Уточнение терминологии. Интерфейс системы. Создание логических и физических моделей. Методология проектирования в среде ERwin Data Modeler.

Методология построения физических моделей. Типы данных. Физическое хранение данных (файлы, файловые группы, страницы, экстенты, индексы, секции). Влияние нормализации/денормализации.



Литература:

Основная литература: [1], [2].

Дополнительная литература: [4],[13].
Тема 5. Целостность данных

Понятие целостности и ограничения целостности. Классификация ограничений целостности. Причины, вызывающие нарушение ограничений целостности.

Описание ограничений целостности в CASE-средствах.

Способы задания ограничений целостности в современных СУБД: процедурный и декларативный способы задания ограничений целостности.

Ссылочная целостность (целосность связи).

Литература:

Основная литература: [1], [2].

Дополнительная литература: [4],[13].
Тема 6. Языки запросов. Введение

Понятие «язык запросов». Классификация языков запросов. Особенности языков запросов разных классов.

Классификация запросов. Особенности запросов разных классов.

Литература:

Основная литература: [1], [2].

Дополнительная литература: [4],[13].
Тема 7. Табличные языки запросов

Общая характеристика табличных языков запросов. Особенности реализации табличных языков запросов в современных СУБД.

Задание простых и сложных запросов. Влияние типа поля на формулирование запроса. Возможности совместной обработки нескольких файлов, связывание файлов. Вычисляемые поля. Упорядочение данных в ответе. Состав и порядок следования полей в ответе. Возможности группировки данных, получение подитогов. Использование агрегатных функций. Корректирующие запросы.

Запоминание и корректировка запросов.

Запросы на создание таблиц.

Табличные языки как «построители» SQL-запросов.




Литература:

Основная литература: [1], [2].

Дополнительная литература: [4],[13].

Тема 8. Язык SQL
Введение в SQL. Стандарты. Диалекты. Составные части языка SQL (DDL, DML, DCL). Расширения языка. Визуальные построители запросов. Структура языка и синтаксис основных операторов SQL. Запросы и подзапросы. Управление выполнением сценария.

Использование SQL для выборки данных из таблиц. Использование булевых и реляционных операторов создания более сложных предикатов. Использование специальных операторов в «условиях». Суммирование данных с помощью функций агрегирования. Форматирование результатов запросов.Использование множества таблиц в одном запросе. Вложенные запросы. Связанные подзапросы. Использование операторов EXIST, ANY, ALL, SOME. Использование предложения UNION. Ввод, удаление, изменение значений полей. Использование подзапросов с командами обновления. Создание таблиц, команда CREATE.

Табличные и скалярные функции. Представления. Работа с метаданными на основе системных представлений. Динамическое формирование запросов.

Планы выполнения запросов.



Литература:

Основная литература: [3].

Дополнительная литература: [5],[6],[9].

Тема 9. Триггеры и хранимые процедуры
Разработка триггеров БД. Условия выполнения триггера (триггерные события). Тело триггера. Использование триггеров для проверки корректности введенных данных и выполнения сложных ограничений целостности данных. Использование триггеров для обновления данных в смежных таблицах. Разработка хранимых процедур БД. Общее представления о языках разработки хранимых процедур (TSQL и PL/SQL).

Литература:

Основная литература: [3].

Дополнительная литература: [5],[6],[9],[12].
Тема 10. Роль и функции администратора БД
Установка. Планы обслуживания. Резервное копирование и восстановление данных. Вопросы безопасности и управления доступом. Мониторинг и аудит. Перенос объектов БД и данных между серверами. Выделение дискового пространства. Загрузка и обновление данных. Управление пользователями (команды GRANT и REVOKE).
Литература:

Основная литература: [1],[2],[3].

Дополнительная литература: [5],[6],[7],[8].

Тема 11. Распределенные БД

Понятие распределенных БнД. Классификация БнД.

Дополнительные критерии оценки СУРБД.

Централизованные и распределенные системы.

Работа с базами данных в режимах "файл-сервер" и "клиент-сервер". Двух- и трехуровневые системы клиент-сервер.

Особенности работы с базами данных в многопользовательском режиме.

Обеспечение целостности БД в распределенных БнД. Уровни изолированности в ANSI SQL. Механизм блокировок

Технологии тиражирования.

Проектирование распределенных баз данных.

Сетевые возможности современных СУБД.

Особенности создания баз данных, функционирующих в локальных сетях. Особенности программирования обработки баз данных при многопользовательском режиме доступа.

Проектирование приложений типа "клиент-сервер". Клиентское и серверное ПО.

Особенности работы в гетерогенной среде. Стандарты интерфейсов.Проблемы, возникающие при параллельном доступе, и пути их решения.
Литература:

Основная литература: [1],[2],[3].

Дополнительная литература: [5],[6],[7],[8],[16].

Тема 12. Вывод информации из баз данных.

Возможности генераторов отчетов современных СУБД. Задание формы и состава документа. Введение вычисляемых полей. Получение документов, включающих несколько степеней итогов. Получение документов на основе нескольких связанных файлов.

Графическое оформление документа.

Вывод документа на печать, на дисплей и в файл.

Использование генераторов форм для получения выходных документов.

Литература:

Основная литература: [1],[2],[3].

Дополнительная литература: [4],[5],[6],[7].
5.2. Содержание практических занятий.
Тема 1. Основы теории реляционных баз данных
Студенты на практическом занятии должны освоить основы работы с СУБД MS Access и на примере простой готовой базы данных (в качестве примера предлагается БД Orders={«Продавцы-Покупатели-Заказы}) познакомиться с важнейшими характеристиками, такими как реляционная таблица, запись, поле, формат поле, ключевое поле, сложные ключи, индексы, схема базы данных. Типы данных в полях. Форматы данных. Значения по умолчанию. Связывание таблиц. Виды соединений.

Далее, студенты должны выбрать некоторую предметную область, например, база данных по обработке заказов, база данных по регистрации людей в аэропорту, база данных интернет-магазина, складская база данных и т.д. и для выбранной базы данных таблицы, заполнив их произвольными данными.



Домашнее задание: доработать выбранный проект базы данных до 5 – 7 реляционных таблиц, заполненных данными.
Тема 2. Инфологическое (концептуальное) моделирование предметной области

На примере исходных документов (например, отчет о продажах по филиалам и клиентам фирмы) требуется изучить процедуру построения нормализованной 3-й формы (3-НФ) для некоторой базы данных, например, Orders (Продажи).

При этом необходимо осуществить построение нормализованных форм (Первая нормальная форма) → (Вторая нормальная форма) → (Третья нормальная форма) путем исключения частных и транзитивных (прямых) зависимостей неключевых атрибутов от ключевых в формате MS Excel в виде плоских (нормализованных) таблиц.

Далее, после нормализации, требуется создать из отчета по продажам реляционную базу данных, состоящую из трех таблиц в MS Access.



Примеры исходного (ненормализованного) и нормализованного документов прилагаются в качестве образца.
Домашнее задание: Взять некоторый исходный документ (или документы), например, отчет о продажах, построить для него 1-ую, 2-ую и 3-ую нормальные формы с последующей реализаций соответствующей базы данных в MS Access.
Тема 3. Логическое и физическое проектирование баз данных
Реализация различных уровней проектирования СУБД с использованием ErWin для предметно-ориентированной («домашней») базы данных:

  1. Концептуальное проектирование — построение семантической модели предметной области, то есть информационной модели наиболее высокого уровня абстракции.

  2. Логическое (даталогическое) проектирование — создание схемы базы данных на основе конкретной модели данных, например, реляционной модели данных в нотации IDEF 1X. Для реляционной модели данных даталогическая модель — набор схем отношений, обычно с указанием первичных ключей, а также «связей» между отношениями, представляющих собой внешние ключи.

  3. Физическое проектирование — создание схемы базы данных для конкретной СУБД. Специфика конкретной СУБД может включать в себя ограничения на именование объектов базы данных, ограничения на поддерживаемые типы данных и т.п.

Изучение интерфейса ErWin и создание учебного проекта в ErWin для ранее выбранной (домашней) базы данных. К примеру, для базы данных Orders («Продавцы-Покупатели-Заказы», см. рисунок ниже) строится ER-модель.
Домашнее задание: Построить в ER-диаграмму к домашней базе данных (не менее 6 реляционных таблиц) с использованием ErWin.
Тема 4. Целостность данных

Реализаций ссылочной целостости между таблицами в ErWin. Настройка раз Описание ограничений целостности в ErWin. Каскаданое обновление таблиц. Каскадное удаление таблиц. Изучение конструкций FOREIGN KEY и REFERENCES.



Тема 5. Табличные языки запросов

Введение в язык формирования запросов на языке SQL. Изучаются прежде всего, так называемые простые табличные запросы класса SELECT * FROM TABLE. При этом для освоения языка SQL используется СУБД Access. Запросы строятся на языке SQL для извлечения данных их базы данных. На примере домашней базы данных освоить построение запросов к одной таблице с помощью мастера запросов MS Access, а затем провести анализ запросов в редакторе SQL.

Запросы следует формировать с использованием ключевых слов: SELECT, FROM, AS, WHERE. Также следует рассмотреть построение запросов на выборку данных с условиями (использование WHERE). При этом желательно использовать логические операторы OR, AND, NOT в условиях, а также выполнить сортировку результатов (оператор ORDER BY).

Далее предлагается выполнить простое упражнение по реинжинирингу домашней базы данных (MS Access), в которой реализованы реляционные связи между таблицами, а также запросы в систему ErWin.


Домашнее задание: построить несколько запросов к домашней базе данных как с помощью мастера запросов в MS Access, так и напрямую в редакторе запросов вида:
SELECT * FROM TABLE, SELECT * FROM TABLE WHERE и другие простые запросы на извлечение данных из таблицы.
Выполнить реинжиниринг домашней базы данных в ErWin.

Тема 6. Язык SQL
Запросы к нескольким таблицам (пояснить формирование оператора JOIN). Запросы с условиями, которые включают специальные операторы IN, BETWEEN, ALL, LIKE, IS NULL. Запросы с функциями агрегирования: SUM.MAX, MIN и AVG. Использование оператора GROUP BY. Оператор HAVIG и особенности его применения с оператором GROUP BY.

Использование функций для получения вычисляемых столбцов. Вложенные запросы с оператором EXISTS. Команды DML (INSERT, DELETE и UPDATE). Команда создания таблиц CREATE TABLE.). Контроль вводимых данных: проверка данных на NULL (NOT NULL), проверка на уникальность (UNIQUE), проверка данных по условию (CHECK и CHECK <с условиями>), присвоение значения по умолчанию (DEFAULT)


Домашнее задание: построить 5 сложных запросов к домашней базе данных с использованием освоенных ключевых функций.

Тема 7. Триггеры и хранимые процедуры
Введение в язык SQL-процедур. Параметрические SQL-процедуры. Системные переменные и способы их вывода. Определение и назначение триггеров. Примеры триггеров, обеспечивающих целостность и контроль вводимых данных.

Тема 8. Роль и функции администратора БД
Управление пользователями. Создание резервных копий БД. Миграция данных между различными истемами (используя DTS). Экстракция БД в виде SQL-скрипта.

Распределение привилегий и защита от несанкционированного доступа: «логин» и пароль» к базе данных, команда GRANT, аргументы ALL и PUBLIC, передача привилегий с использованием GRANT OPTION. Лишение привилегий пользователя (REVOKE)


Домашнее задание: создать нескольких пользователей в БД MS SQL Server и наделить их различными правами доступа на объекты БД (например, только чтение, только добавление, полный доступ и др.), используя команды: GRANT, REVOKE, ALL и PUBLIC и др. Создать резервную копию БД.
Тема 9. Распределенные БД
Изучение процедуры инсталляции и настройки сетевого доступа для клиент-серверных СУБД, например, MS SQL Server или Oracle. Организация переноса данных между различными серверами БД с использованием DTS (Data Transformation Services).
Домашняя работа: Обеспечить перенос данных с одного сервера СУБД на другой сервер (или с одного instance (экзмепляра БД) на другой instance), используя DTS. Организовать пакетную загрузку данных в отдельные таблицы с помощью команды BULK INSERT (T-SQL).
Тема 10. Вывод информации из баз данных.
Изучение генераторов отчетов, обеспечивающих возможность вывода информации из СУБД.

Введение в ODBC и ADO. Создание DNS для учебной базы данных.

Разработка внешних приложений с помощью офисных пакетов (например, Excel).

Формирование макроса доступа к базе данных. Модификация макроса и разработка модуля для чтения данных их БД.

Концепция диалогового интерфейса. Разработка схемы граф-схемы диалога решения прикладной задачи. Введение в VBA (операции чтения/записи данных с листа, чтения/записи данных с формы, обработка данных формы и т.п.)

Разработка в Excel диалоговой формы вывода списка запросов, хранящихся в Excel-таблице.. Разработка модуля коннекции к базе данных, модуля чтения данных АО SQL-запросу и модуля вывода отобранных данных на рабочий лист Excel-книги.


Домашняя работа: Вывод данных из СУБД с помощью генератора отчетов. Разработка простого приложения баз данных под MS Excel на VBA и ADO для вывода информации из СУБД.
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий





Наименование

ВСЕГО

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа




п/п

тем и разделов

(часов)

(час)




 

 

 

в том числе




 

 

 

Лекции

Семинары и практич. занятия




1

Введение в курс «Управление данными»

6

4

0

2




2

Основы теории реляционных баз данных

18

4

4

10




3

Инфологическое (концептуальное) моделирование предметной области.

22

6

6

10




4

Логическое и физическое проектирование баз данных

20

6

4

10




5

Целостность данных.

10

2

2

6




6

Языки запросов. Введение

4

1

0

2




7

Табличные языки запросов

7

1

2

4




8

Язык SQL

26

6

6

14




9

Триггеры и хранимые процедуры

11

2

4

6




10

Роль и функции администратора БД

10

2

2

6




11

Распределенные БД.

8

2

2

4




12

Вывод информации из баз данных.

20

2

6

12




ИТОГО

162

38

38

86





6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература


  1. Дейт, К. Дж. Введение в системы баз данных. Вильямс, 2002. - 1071 с. (27 экз.).

  2. Диго С.М. Базы данных: проектирование и использование. Учебник. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника. Учебник. М.: ФиС, 2005 г. (196 экз.).

  3. Грабер, M. SQL. Лори, 2003. - 643 с. (31 экз.).


Дополнительная литература:


  1. Джефри Д. Ульман, Дженнифер Уид «Введение в системы баз данных», изд. Лори, 2006 г.

  2. Линн Бейли, Майкл Моррисон. Изучаем PHP и MySQL. Издательство: Эксмо, 2010 г.

  3. Герасимов Н.А. Разработка диалоговых систем в среде VBA,- Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова, М., 2004 г.

  4. Герасимов Н.А. Проектирование диалоговых баз данных в среде VBA – учебно-методическое пособие (Практический курс), ГУ-ВШЭ, 2005, 171.

  5. Герасимов Н.А. Практикум по разработке диалоговых систем и баз данных в Web-среде – М., РИО Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова , 2005, 108 с

  6. Герасимов Н.А. Практикум по языку SQL в среде СУБД ACCESS – М., РИО Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова , 2007 г.

  7. Герасимов Н.А.Практикум по разработке баз данных в СУБД IBM DB2 – М., РИО Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова , 2008, 89 с

  8. Герасимов Н.А. Практикум по разработке Web-приложений на языке JavaScript - М., РИО Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова , 2010, 107 с

  9. Дьюсен Р. SQL Server 2008 для начинающихся разработчиков: Пер с англ.- СПб.:БХВ-Петербург, 2009.- 704с.

  10. Кузнецов С.Д. Объектно-реляционные базы данных: прошедший этап или недооцененные возможности? Труды Института системного программирования, т. 13, часть 2, М., ИСП РАН, 2007, стр. 115-140.

  11. Браст Э., Форте С. Разработка приложений на основе Microsoft SQL Server 2005. Мастер-класс: Пер с англ. – М.: Русская редакция, 2007. – 880 с.

  12. Маклаков С. В. Создание информационных систем с ALLFusion Modeling Suite. М.:ДИАЛОГ-МИФИ, 2005 – 432 с.

  13. «Репликация Microsoft SQL Server 2005/2008»-М.: Эком Паблишерз, 2009, 288 страниц

  14. Microsoft SQL Server. Полезные алгоритмы от SQL.RU (+CD) 1-е издание, Издательский дом Питер, 2007 год, 272 стр.

  15. Акопов А.С. Учебно-методическое пособие по курсу «Базы данных» по теме Разработка web-приложений на стороне сервера. Утверждено Учебно-методическим советом факультета «Бизнес-информатика» ГУ-ВШЭ в качестве учебного пособия для студентов 20.04.2010.

  16. http://www.sql.ru

  17. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/bb418431(v=SQL.10).aspx

  18. http://www.intuit.ru/catalog/database/

  19. http://www.microsoft.com/technet/prodtechnol/sql/2005/default.mspx

  20. http://www.microsoft.com/sql

  21. http://www.erpforum.ru

  22. http://www.erwin.ru

  23. http://www.sql-ex.ru

  24. http://www.sqlbooks.ru

  25. http://www.sql-tutorial.ru


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, специализированное программное приложение по управлению данными («Microsoft SQL Server», «CA ErWin Data Modeler», «PHP», MySQL и т.д.).


8. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Формирование оценок по учебной дисциплине производится в соответствии с Положением об организации контроля знаний, утвержденного Ученым советом НИУ ВШЭ от 24.06.2011, протокол №26.

В соответствии с Рабочим учебным планом применяются следующие формы текущего и итогового контроля:


      1. контрольная работа по проверке навыков построения ER-модели;

      2. контрольная работа по проверке знания языка SQL;

      3. домашняя работа (проектирование и описание домашней БД)

Домашняя работа должна включать следующие разделы:

  • краткое описание предметной области;

  • нормализация таблиц;

  • построение диаграммы (схемы) СУБД в CA ErWin;

  • реализация физической модели СУБД;

  • заполнение СУБД тестовыми данными;

  • написание различных запросов к СУБД (не менее 10 запросов);

  • разработка хранимых процедур и триггеров (не менее 1 хранимой процедуры и 2-х триггеров);

  • вывод информации из СУБД (с использованием генераторов отчетов и программирования).

      1. зачет по дисциплине.

Каждая из форм текущего контроля оценивается по 10-балльной шкале.


Общая оценка за текущий контроль (по 10-балльной шкале) рассчитывается по формуле:

Отекущий = 0,3 M1 + 0,3  M2 + 0,4  M3
где M1 – оценка за первую контрольную работу;

M2 – оценка за вторую контрольную работу;

M3 – оценка за домашнюю работу;
При определении накопленной оценки (по 10-балльной шкале) аудиторная работа и самостоятельная внеаудиторная работа не оцениваются. Поэтому накопленная оценка совпадает с оценкой за текущий контроль и рассчитывается по формуле:

Онакопленная = 1,0 · Отекущий + 0,0 · Оауд + 0,0 · Осам.работа ,
где Отекущий – оценка за текущий контроль;

Оауд – оценка за аудиторную работу;

Осам.работа – оценка за самостоятельную работу.
Результирующая оценка (выставляется в диплом) формируется на основе итоговой оценки за экзамен (по 10-балльной шкале) и накопленной оценки. Результирующая оценка рассчитывается по формуле:

Орезульт = 0,3 · Озачет + 0,7 · Онакопленная ,
где О зачет– оценка за итоговый контроль (зачет);

Онакопленная – накопленная оценка.

.

При формировании оценок на основе весовых коэффициентов применяется округление до целого числа в большую сторону.


9. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Примерные вопросы на зачете


  1. Дайте определение реляционной База Данных? Роль системы управления базами данными (СУБД) в организации.

  2. Архитектура современных СУБД. В чем суть логического и инфологического моделирования?

  3. Этапы проектирования СУБД. Каковы принципы построения ER-модели?

  4. Нормализация БД. В чем особенности первой, второй и третей нормальной формы?

  5. Какие задачи по проектированию БД могут решаться с помощью инструментальных средств ErWin/BpWin.

  6. Каково назначение языков DDL и DML. Как создать таблицу БД используя DDL.

  7. Какие существуют операторы языка SQL для чтения и записи данных?

  8. Какие существуют операторы языка SQL для обновления (редактирования) и удаления данных?

  9. Какие существуют операторы языка SQL предоставления прав доступа к отдельным объектам БД различным пользователям?

  10. В чем отличия архитектуры клиент-сервер от архитектуры файл-сервер? Каковы особенности работы БД в многопользовательском режиме?

  11. Роль интерфейсов ODBC и ADO в проектах разработки приложений баз данных под Windows?

  12. Какие основные функции языка программирования PHP используются для организации доступа к объектам СУБД MySQL Server в WEB-приложениях.

  13. Как осуществить доступ к БД из приложений под Windows, используя VBA и ADO.

  14. Опишите основные этапы проектирования приложений БД под WEB. Как осуществить передачу данных с WEB-страницы серверу БД?

  15. Перечислите функции администратора БД. Как осуществить физический перенос объектов БД c данными между различными серверам (например, в MS SQL Server).

  16. Перечислите основные инструментальные средства инструментальные средства СУБД MS SQL Server?

  17. Каково предназначение инструментального средства инструментального средства служб Reporting Services?

  18. Каково назначение оператора BULK INSERT в Transact SQL?

  19. Каково назначение функций – указателей в Transact SQL?

  20. Перечислите основные инструментальные средства инструментальные средства СУБД Oracle?

  21. Какие функции управления данными могут быть реализованы с помощью Oracle enterprise manager?

  22. Из каких ключевых блоков состоит программа PL/SQL?

  23. Как осуществить запрос нескольких строк из базы данных, используя курсоры PL/SQL?

  24. Какие задачи, связанные с проектирование СУБД MySQL Server могут быть выполнены с помощью программы EMS SQL Manager for MySQL?



10. Тематика заданий по различным формам текущего контроля
Примерная тематика курсовых и домашних работ

Проектирование баз данных для конкретных предметных областей



  1. Проектирование БД работы склада производственного предприятия.

  2. Проектирование БД работы склада предприятия розничной торговли.

  3. Проектирование БД работы склада оптовой торговли.

  4. Проектирование БД интернет-магазина.

  5. Проектирование БД интернет-аукциона.

  6. Проектирование БД службы онлайн-объявлений.

  7. Проектирование БД сайта поиска работы.

  8. Проектирование БД социальной сети.

  9. Проектирование БД новостной интернет-службы.

  10. Проектирование БД регистрации обращений граждан в государственные органы.

  11. Проектирование БД для учета контингента студентов ВУЗа

  12. Проектирование БД для управления работой компьютерного класса

  13. Проектирование БД для начисления заработной платы

  14. Проектирование БД для контроля успеваемости студентов.

  15. Проектирование БД детского сада.

  16. Проектирование БД спортивной школы.

  17. Проектирование БД фитнес-центра.

  18. Проектирование БД центра детского творчества

  19. Проектирование БД для расчета заработной платы.

  20. Проектирование БД для учета домашних финансов.

  21. Проектирование БД для домашней библиотеки.

  22. Проектирование БД для районной библиотеки.

  23. Проектирование БД для домашней видеотеки.

  24. Проектирование БД для пункта проката видеофильмов.

  25. Проектирование БД кинотеатра.

  26. Проектирование БД риэлтерского агентства.

  27. Проектирование БД для учета услуг, оказываемых юридической консультационной фирмой.

  28. Проектирование БД автосервиса.

  29. Проектирование БД автозаправочной станции.

  30. Проектирование БД центра по продаже автомобилей.

  31. Проектирование БД службы такси.

  32. Проектирование БД для учета кадров коммерческого предприятия.

  33. Проектирование БД для ведения документооборота предприятия.

  34. Проектирование БД для ведения бухгалтерского учета в малом бизнесе.

  35. Проектирование БД службы знакомств.

  36. Проектирование базы данных туристического агентства.

  37. Проектирование базы данных туристического клуба

  38. Проектирование БД поликлиники.

  39. Проектирование базы данных аптеки.

  40. Проектирование базы данных гостиницы.

  41. Проектирование базы данных издательства.

  42. Проектирование базы данных для учета расчетов с клиентами в банке.

  43. Проектирование базы данных для учета выдачи и погашения кредитов.

  44. Проектирование базы данных ведения операций по пластиковым карточкам.

  45. Проектирование базы данных строительной фирмы.

  46. Проектирование базы данных учета телефонных звонков.

  47. Проектирование базы данных торговой организации.

  48. Проектирование базы данных учета транспортных средств в ГИБДД.

  49. Проектирование базы данных пункта по ремонту бытовой техники.

  50. Проектирование БД для пункта проката автомобилей.


Авторы программы:

_____________________________ (С.М., Диго, А.С. Акопов)

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница