Программа дисциплины «Управление портфелем проектов как инструмент реализации корпоративной стратегии»



Скачать 285,4 Kb.
Дата20.10.2016
Размер285,4 Kb.



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Управление портфелем проектов как инструмент реализации корпоративной стратегии» для направления 080500.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра











Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет бизнес-информатики


Программа дисциплины

«Управление портфелем проектов как инструмент реализации корпоративной стратегии»


для направления 080500.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра

для магистерской программы «Бизнес-информатика»

Автор программы:

Кузнецова Е.В., к.э.н., ev.kuznetsova@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры


бизнес-аналитики «____»______________ 201_ г.

Зав. кафедрой Кравченко Т.К. ________________________

Рекомендована секцией УМС «Бизнес-информатика» «____»______________ 201_ г.

Председатель Таратухина Ю.В. ________________________


Москва, 2012


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры – разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра, обучающихся по магистерской программе «Бизнес-информатика».

Программа разработана в соответствии с:


  • образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», уровень подготовки: магистр, утвержденным 26.06.2011;

  • рабочим учебным планом университета по направлению 080500.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра для магистерской программы «Бизнес-информатика», специализация «Информационная бизнес-аналитика», утвержденным в 2011 г.



2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины является формирование у студентов комплекса теоретических знаний и методологических основ в области управления портфелями проектов (УПП) во взаимосвязи с реализацией корпоративной стратегии, а также практических навыков, необходимых для внедрения и практического использования автоматизированных систем управления портфелями проектов.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать:

    • место и роль УПП в корпоративном управлении;

    • понятийный аппарат УПП;

    • основные принципы, методы и процессы формирования корпоративных портфелей проектов;

    • основные экономические показатели эффективности реализации проектов и применение этих показателей для проектов с ИТ-составляющей;

    • принципы построения и содержание методологической, организационной и технологической составляющей корпоративной системы УПП;

    • лучшие практики в области стандартизации процессов корпоративного УПП;

    • основные особенности управления портфелями ИТ-проектов;

  • владеть практическими навыками по:

    • формированию системы множественных взвешенных критериев для приоритезации проектов портфеля;

    • оценке проектов по установленной системе критериев;

  • уметь применять информационные системы для решения задач формирования и оптимизации корпоративного портфеля проектов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Принятие организационо-управленческих решений и готовность нести за них ответственность, в т.ч., в нестандартных ситуациях

СК-5

Владеет и применяет

Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий

Определять общие цели в профессиональной и социальной

деятельности и привлекать к их осуществлению окружающих



ПК-3

Владеет и применяет

Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий

Порождать принципиально новые идеи и продукты,

проявлять креативность, инновационность мышления



ПК-8

Демонстрирует

Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий

Проводить научные исследования и

готовить аналитические материалы для

оценки мероприятий и выработки

стратегических решений в сфере ИКТ



ПК-12

Владеет и применяет

Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий

Оценивать эффективность мероприятий

относительно целей совершенствования

ИТ-инфраструктуры и архитектуры

предприятия и бизнес-процессов



ПК-19

Владеет и применяет

Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий

Выбирать оптимальные решения в

вопросах совершенствования ИТ-

инфраструктуры и архитектуры

предприятия, а также его информационной

безопасности


ПК-24

Владеет и применяет

Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий


4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для специализации «Информационная бизнес-аналитика» в рамках магистерской программы «Бизнес-информатика» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • «Управление проектами»;

  • «Менеджмент».

Для освоения учебной дисциплины студенты должны иметь представление о профессиональных международных и национальных стандартах управления проектами и лучших практиках управления проектами, вошедших в свод знаний PMI PMBOK, знать методологии разработки и управления проектами (стоимостного анализа проектов, прогнозирования значений технико-экономических показателей проекта, оценки рисков), владеть навыками использования современных информационных технологий управления проектами в решении практических задач, уметь систематизировать и обобщать информацию, готовить аналитические материалы для принятия управленческих решений в сфере корпоративного управления.

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самосто-я­тельная работа

Лекции

Семи-нары

Практи-ческие занятия

1.

Реализация корпоративной стратегии через процессы управления портфелем проектов (УПП)




20

20




90

1.1.

Формирование корпоративной стратегии.




4

4




18

1.2.

Проекты, программы и портфели проектов.




4

4




18

1.3.

Цель, задачи и основные процессы УПП.




4

4




18

11.4.

Проверка стратегического соответствия и приоритезация проектов, анализ и балансировка портфеля.




8

8





36

22.

Создание автоматизированной корпоративной системы УПП




16

4




54

22.1.

Методологическая, технологическая и организационная составляющие корпоративной системы УПП.




8

0




18

2.2.

Особенности управления портфелями ИТ-проектов




8

4




36

33.

Возможности MS Project Server 2010 в управлении корпоративным портфелем проектом




0

12







33.1.

Создание библиотек бизнес-факторов и определение приоритетов бизнес-факторов.




0

4







33.2.

Формирование портфелей проектов и приоритезация проектов относительно бизнес-факторов.




0

4







33.3.

Анализ сценариев портфеля проектов с учетом ограничений.




0

4










Итого часов

216

36

36




144


6Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа




10




Письменная работа 60 минут, оценка результатов – 1 неделя

Реферат




9




Объем 20-25 стр., оценка результатов – 2 недели

Домашнее задание







10

Презентация стратегии предприятия до 20 слайдов, оценка результатов – 2 недели

Итоговый

(неделя)


Экзамен







12

Решение практической задачи с использованием MS Project Server 2010 и устный ответ на вопросы, 20 минут на студента


6.1Критерии оценки знаний, навыков


Студент должен:

  • продемонстрировать знание разделов дисциплины;

  • представить результаты выполнения домашнего задания и качественный реферат на заданную тему в соответствии с требуемыми компетенциями;

  • продемонстрировать практические навыки работы с программным обеспечением MS Project Server 2010.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

7Содержание дисциплины

Раздел 1. Реализация корпоративной стратегии через процессы управления портфелем проектов (УПП)
Тема 1.1. Формирование корпоративной стратегии

Стратегическое управление. Слагаемые стратегического управления: стратегический анализ, стратегический выбор и реализация стратегии. Анализ влияния внешней среды и внутренних ресурсов предприятия. Определение стратегий в зависимости от положения компании на рынке и стадии зрелости отрасли производства. Анализ внешней и внутренней среды. Стратегические бизнес-цели. Характеристика бизнес-целей (SMART).

Сбалансированная система показателей (СПС) Д.Нортона и Р.Каплана. Взаимосвязь показателей СПС с единой стратегией компании.



Основная литература

Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: Практическое руководство/Пер. с англ.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003, стр. 39-46.

Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004, глава 2.

Дополнительная литература

Бэнко К., Мак-Фарлан Ф.У. Управление портфелями проектов: соответствие проектов стратегическим целям компании: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 240 с.

Кузнецова Е.В. Финансовые показатели эффективности деятельности проектно-ориентированных компаний. «Аудит и финансовый анализ». №2, 2013
Тема 1.2. Проекты, программы и портфели проектов.

Проектная и операционная деятельность: основные отличия. Инструменты планирования и реализации стратегии: проект, портфель, программа. Основные типы проектов в зависимости от уникальности процесса и создаваемого продукта. Формальные критерии проектов. Разработка корпоративных критериев для идентификации проектов. Категоризация проектов. Закрепление критериев идентификации и категоризации проектов во внутренних стандартах предприятия.

Портфели промышленных и финансовых инвестиций, портфели контрактных проектов. Структура корпоративного портфеля промышленных инвестиций.

Основная литература

Богданов В.В. Управление проектами. Корпоративная система – шаг за шагом / Вадим Богданов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. Стр. 19 – 38.

Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: Практическое руководство/Пер. с англ.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003, стр. 39-46.

Дополнительная литература

Управление инвестиционными программами и портфелями проектов: справочное пособие / Забродин Ю.Н., Михайличенко А.М., Саруханов А.М., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. – М: Издательство «Дело» АНХ, 2010. Разделы 5.2., 5.3., 7.1., 8.4.


Тема 1.3. Цель, задачи и основные процессы УПП.

Основные причины неудач при реализации отдельных проектов. Место УПП в корпоративном управлении.

Повышение стоимости компании и отдачи инвестиций - основная цель УПП. Выгоды от внедрения корпоративной системы УПП.

Основные задачи управления портфелями проектов: максимизация ценности портфеля, балансировка, стратегическое выравнивание, приоритезация.

Жизненный цикл управления портфелями проектов: определение проектов, формирование портфеля, планирование проектов, выполнение.

Использования паспортов проектов на этапе определения проектов. Основные разделы паспорта проекта.

Выявление и оценка рисков проектов. Портфельная теория Марковица. Оптимальный портфель. Оптимизация портфеля с учетом степени риска проектов.

Основная литература

Козлов А.С. Управление Портфелем Программ и Проектов: процессы и инструментарий. – Издательство: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010. Глава 1.

Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: Практическое руководство/Пер. с англ.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003, Глава 2.

Дополнительная литература

Аньшин В. М., Демкин И. В., Никонов И. М., Царьков И. Н. Модели управления портфелем проектов в условиях неопределённости. — М.: МАТИ, 2008.


Тема 1.4. Проверка стратегического соответствия и приоритезация проектов, анализ и балансировка портфеля.

Создание системы отбора проектов: определение соответствия стратегическим целям, оценка бюджета и экономической эффективности, рисков проекта. Инвестиционный анализ проектов. Основные показатели экономической эффективности проектов: ROI, NPV, IRR, срок окупаемости и алгоритмы их расчетов.

Ограничения портфеля проектов по стоимости и ресурсам. Учет ограничений при формировании портфеля проектов.

Формирование оценочной матрицы для установления приоритетов проектов. Закрепление подходов системы отбора проектов во внутренних стандартах предприятия.



Основная литература

Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: Практическое руководство/Пер. с англ.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003, Глава 2.

Богданов В.В. Управление проектами. Корпоративная система – шаг за шагом / Вадим Богданов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. Стр. 19 – 38.

Козлов А.С. Управление Портфелем Программ и Проектов: процессы и инструментарий. – Издательство: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010. Глава 1.



Дополнительная литература

Управление инвестиционными программами и портфелями проектов: справочное пособие / Забродин Ю.Н., Михайличенко А.М., Саруханов А.М., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. – М: Издательство «Дело» АНХ, 2010. Разделы 5.2., 5.3., 7.1., 8.4.

Бэнко К., Мак-Фарлан Ф.У. Управление портфелями проектов: соответствие проектов стратегическим целям компании: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 240 с.

Васина А.А. Финансовая диагностика и оценка проектов. – СПб.: Питер, 2004. Часть 2., раздел 2.3.


Количество часов аудиторной работы по разделу – 40 часов.

Общий объем самостоятельной работы по разделу – 90 часов.

Формы и методы проведения практических занятий по разделу, применяемые учебные технологии: доклады, проведение презентаций, обсуждения, решение задач, рассмотрение кейсов.
Раздел 2. Создание автоматизированной корпоративной системы УПП

Тема 2.1. Методологическая, технологическая и организационная составляющие корпоративной системы УПП.
Методологическая составляющая корпоративной системы УПП. Области внутреннего нормативного регулирования процессов УПП. Оценка зрелости бизнес-процессов по Керцнеру. Общие подходы к разработке корпоративной методологии управления проектами и портфелями проектов. Международный и отечественный опыт стандартизации процессов УПП. Примеры корпоративных стандартов УПП и шаблонов проектной документации.

Организационная составляющая корпоративной системы УПП. Основные роли в корпоративном УПП. Функции менеджеров портфеля проектов, менеджеров программ. Офис управления проектами, цели и задачи его создания.

Технологическая составляющая. Цели внедрения автоматизированных систем управления портфелями проектов (АСУПП). Возможные подходы к автоматизации проектного управления на предприятии. Организация взаимодействия подразделений в едином информационном пространстве.

Организационные методологические пути решение проблем качества проработки проектных инициатив и технических решений.



Основная литература

Богданов В.В. Управление проектами. Корпоративная система – шаг за шагом / Вадим Богданов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

Матвеев А.А., Новиков Д.А., Цветков А.В., Модели и методы управления портфелями проектов. М.: ПМСОФТ, 2005. Раздел 3.1.

Дополнительная литература

Управление инвестиционными программами и портфелями проектов: справочное пособие / Забродин Ю.Н., Михайличенко А.М., Саруханов А.М., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. – М: Издательство «Дело» АНХ, 2010. стр. 220-231, 349-354.

Попов Ю.И. Решение вопросов проектного управления, возникающих по мере взросления организации. Управление проектами №4(13) – 2008.
Тема 2.2. Особенности управления портфелями ИТ-проектов.
Разработка ИТ-стратегии компании. Стратегические цели и соответствующие задачи ИТ-управления. Пример корпоративного портфеля ИТ-проектов. Категории проектов корпоративного ИТ-портфеля.

Оценка экономической эффективности проектов с ИТ-составляющей. Источники экономической эффективности реализации инвестиционных проектов с ИТ-составляюей. Статистический подход к прогнозированию экономических выгод от внедрения автоматизированных информационных систем. Расчет ROI проектов с ИТ-составляющей на основе совокупной стоимости владения.

Оценка рисков проектов с ИТ-составляющей. Общие факторы риска данного класса проектов. Технические, организационные, управленческие и внешние риски. Методы реагирования на риски. Управление рисками на различных фазах выполнения проектов.

Применение проектных подходов в управления ИТ как бизнесом. Организация взаимодействия подразделений в компании, выполняющей ИТ-проекты для внешних заказчиков. Система финансовых показателей эффективности проектно-ориентированной компании.



Основная литература

Терехов А. Как оценить эффективность внедрения ERP-систем. «Финансовый директор», № 1, 2003.



Дополнительная литература

Васина А.А. Финансовая диагностика и оценка проектов. – СПб.: Питер, 2004. Часть 2., раздел 2.3.

Кузнецова Е.В. Организация управленческого учета в проектно-ориентированных компаниях. «Проблемы теории и практики управления» № 11-12, 2012.

Кузнецова Е.В. Финансовые показатели эффективности деятельности проектно-ориентированных компаний. «Аудит и финансовый анализ». №2, 2013.

Попова Е., Шестопалова О. Управление портфелями ИТ-проектов. «Директор информационной службы» № 10, 2007.

Скотт М.К. Фирма профессиональных услуг. Руководство для менеджера по максимизации прибыли и стоимости; пер. с англ. – М. : Олимп-бизнес, 2004.


Количество часов аудиторной работы по разделу – 20 часов.

Общий объем самостоятельной работы по разделу – 54 часа.

Формы и методы проведения практических занятий по разделу, применяемые учебные технологии: доклады, проведение презентаций, обсуждения, решение задач, рассмотрение кейсов.

Раздел 3. Возможности MS Project Server 2010 в управлении корпоративным портфелем проектом

Тема 3.1.Создание библиотек бизнес-факторов и определение приоритетов бизнес-факторов.

Обзор основных возможностей MS Project Server 2010 в автоматизации процессов корпоративного УПП.

Понятие «бизнес-фактор» в MS Project Server 2010. Создание и описание бизнес-фактора. Определение бизнес-факторов для различных уровней управления компанией: глобальные бизнес-факторы и бизнес-факторы для подразделений.

Расчет приоритетов бизнес-факторов методом попарного сравнения. Оценка степени согласованности полученного результата.



Основная литература

Просницкий Алексей. Управление портфелем проектов в Microsoft Project Server 2010. Опубликовано на сайте www.microsoftproject.ru.



Дополнительная литература

Куперштейн В.И. Microsoft Project 2010 в управлении проектами; под общ. ред. А.В. Цветкова. – СПб. : БХВ-Петербург, 2011. – 416 с.


Тема 3.2. Создание сценариев портфелей проектов. Приоритезация проектов относительно бизнес-факторов.

Создание проектов в Microsoft Project 2010. Первоначальный отбор проектов - формирование сценария портфеля проектов. Виды зависимостей проектов в Microsoft Project 2010: зависимость; взаимное включение; взаимное исключение; окончание-начало. Учет взаимных зависимостей при формировании портфеля.

Определение приоритетов проектов относительно сформированных бизнес-факторов.

Основная литература

Просницкий Алексей. Управление портфелем проектов в Microsoft Project Server 2010. Опубликовано на сайте www.microsoftproject.ru.



Дополнительная литература

Куперштейн В.И. Microsoft Project 2010 в управлении проектами; под общ. ред. А.В. Цветкова. – СПб. : БХВ-Петербург, 2011. – 416 с.


Тема 3.3. Анализ сценариев портфеля проектов с учетом ограничений.

Учет ограничения портфеля проектов по затратам и ресурсам. Анализ затрат и ресурсов в Microsoft Project Server 2010.

Визуализация результатов анализа сценария портфеля проектов. Определение границы эффективности.

Автоматизированная трансформация портфеля проектов с учетом ограничения по стоимости. Взаимное сравнение различных сценариев портфеля проектов. Фиксация оптимального сценария портфеля проектов. Переход к этапу детального планирования проектов.


Основная литература

Просницкий Алексей. Управление портфелем проектов в Microsoft Project Server 2010. Опубликовано на сайте www.microsoftproject.ru.



Дополнительная литература

Куперштейн В.И. Microsoft Project 2010 в управлении проектами; под общ. ред. А.В. Цветкова. – СПб. : БХВ-Петербург, 2011. – 416 с.


Количество часов аудиторной работы по разделу – 12 часов.

Общий объем самостоятельной работы по разделу – 0 часа.



Формы и методы проведения практических занятий по разделу, применяемые учебные технологии: решение практических задач с использованием Microsoft Project Server 2010.

8Образовательные технологии


Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы: доклады, обсуждения, практическое решение задач формирования и оптимизации портфеля проектов в Microsoft Project Server 2010.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Выполнение домашнего задания в форме презентации промышленного предприятия предусматривает:

  • описание предприятия (миссия, отрасль, выпускаемая продукция, каналы сбыта, организационная структура);

  • формирование стратегии предприятия на основе выполнения SWOT-анализа;

  • определение стратегических целей для четырех перспектив в соответствии с моделью Д.Нортона и Р.Каплана;

  • подготовку стратегической карты;

  • определение целевых значений KPI, которые должны быть достигнуты путем реализации проектов;

  • определение перечня потенциальных проектов, реализуемых для достижения стратегических целей.

Написание рефератов осуществляется на основе публикаций по вопросам теории и практики корпоративного УПП.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Вопросы к Разделу 1. Реализация корпоративной стратегии через процессы управления портфелем проектов (УПП)
Вопросы к теме 1.1. « Формирование корпоративной стратегии»

  1. Что такое стратегия и стратегическое управление?

  2. Каковы три уровня стратегии?

  3. Охарактеризуйте основные этапы стратегического управления.

  4. Каковы основные факторы внешней среды, влияющие на предприятие?

  5. В чем заключается анализ конкурентной обстановки и определение конкурентного положения предприятия?

  6. Каковы основные факторы внутренней среды, анализируемые с точки зрения их стратегической важности?

  7. В чем заключается отличие стратегических бизнес-целей от стратегической установки? Охарактеризуйте стратегические бизнес-цели.

  8. Перечислите и кратко охарактеризуйте четыре основные перспективы, выделенные в Сбалансированной Системе Показателей Д.Нортона и Р.Каплана.
Вопросы к теме 1.2. «Проекты, программы и портфели проектов»

  1. В чем состоит отличие проектной деятельности от операционной?

  2. Дайте сравнительную характеристику понятий «проект», «программа», «портфель проектов» и определите взаимосвязи этих понятий.

  3. Какие формальные критерии для идентификации проекта могут быть установлены в организации? В чем состоит необходимость создания такой системы критериев?

  4. Какие основные типы проектов можно выделить в зависимости от уникальности процесса и уникальности создаваемого продукта?

  5. Каковы три основные категории корпоративных портфелей проектов?

  6. Какие основные категории проектов можно выделить в корпоративном портфеле проектов? Дайте их характеристику.

  7. Опишите структуру корпоративного портфеля промышленных инвестиций.
Вопросы к теме 1.3. «Цель, задачи и основные процессы корпоративного УПП»

  1. В чем состоят цель и задачи корпоративного УПП?

  2. Каково место УПП в корпоративном управлении?

  3. В чем состоит разница между управлением отдельным проектом и управлением портфелем проектов?

  4. Какие выгоды могут быть получены предприятием в результате внедрения корпоративной системы УПП?

  5. В чем состоит роль стандартов УПП? Кратко охарактеризуйте внешние и внутренние стандарты УПП.

  6. Опишите жизненный цикл УПП. Назовите цели основные этапы жизненного цикла УПП.

  7. В чем состоит целесообразность использования паспортов проектов на этапе определения проектов? Опишите структуру паспорта проекта и охарактеризуйте его основные разделы.

  8. Что такое риск проекта? Как может быть произведена оценка риска?

  9. Как можно классифицировать риски проектов в зависимости от возможности их прогнозирования и причин возникновения?

  10. Охарактеризуйте четыре метода реагирования на риски и приведите примеры их использования при выполнении проектов с ИТ-составляющей.

  11. Что такое оптимальный портфель проектов? В чем заключается оптимизация портфеля проектов с учетом рисков проектов?
Вопросы к теме 1.4. «Проверка стратегического соответствия и приоритезация проектов, анализ и балансировка портфеля»

  1. Охарактеризуйте количественные и качественные критерии проектов, используемые для формирования портфеля. Приведите примеры.

  2. Охарактеризуйте модели множественных взвешенных критериев и приведите пример такой модели.

  3. Какие основные показатели экономической эффективности проектов используются в инвестиционном анализе? Каковы алгоритмы их расчета?

  4. Как осуществляется приоритезация проектов при формировании корпоративного портфеля?

  5. Какие существуют ограничения портфеля проектов? Как они должны учитываться при формировании портфеля проектов?

  6. В чем заключается балансировка портфеля проектов? По каким показателям может быть сбалансирован портфель проектов?

  7. В чем заключается внутренняя корпоративная стандартизация процессов формирования портфеля проектов?
Вопросы к Разделу 2. Создание автоматизированной корпоративной системы УПП.
Вопросы к теме 2.1. «Методологическая, технологическая и организационная составляющие корпоративной системы УПП»

  1. Что включает в себя методологическая составляющая корпоративного УПП?

  2. В чем состоит цель разработки корпоративной методологии УПП?

  3. Приведите примеры корпоративных методик и регламентов в области УПП. Дайте краткую характеристику их содержания.

  4. Что включает в себя организационная составляющая корпоративного УПП?

  5. Какие основные роли в корпоративном УПП можно выделить? Дайте характеристику этих ролей.

  6. Что такое офис управление проектами? Каковы основные причины создания офиса управления проектами на предприятии?

  7. В чем состоит отличие физического офиса управления проектами от виртуального?

  8. Охарактеризуйте структуру офиса управления проектами? Какие основные функции выполняет персонала офиса управления проектами?

  9. Что включает в себя технологическая составляющая корпоративного УПП?

  10. Каковы цели внедрения и основные функции АСУПП?
Вопросы к теме 2.2. «Особенности управления портфелями ИТ-проектов»

  1. Охарактеризуйте стратегические цели и соответствующие им задачи ИТ-управления.

  2. Охарактеризуйте основные категории проектов корпоративного ИТ-портфеля.

  3. Назовите основные источники экономической эффективности реализации инвестиционных проектов с ИТ-составляющей.

  4. В чем состоит статистический подход к прогнозированию экономических выгод от внедрения автоматизированных информационных систем?

  5. Что такое «совокупная стоимость владения» и как на ее основе рассчитать ROI инвестиционных проектов с ИТ-составляющей?

  6. Каковы общие факторы риска проектов с ИТ-составляющей?

  7. Назовите пути снижения рисков реализации ИТ-проектов.

  8. Что такое «проектно-ориентированная компания»? В чем заключается использование проектных подходов в управлении ИТ как бизнесом?

  9. Каковы основные сферы оказания профессиональных услуг на рынке ИТ-услуг?

  10. Каковы основные подходы к формированию системы финансовых показателей деятельности проектно-ориентированной компании на рынке ИТ-услуг?

  11. В чем состоит различие в системах финансовых показателей для инвестиционных ИТ-проектов и ИТ-проектов, выполняемых для внешних заказчиков?
Вопросы к Разделу 3. Возможности MS Project Server 2010 в управлении корпоративным портфелем проектом.
Вопросы к теме 3.1. «Создание библиотек бизнес-факторов и определение приоритетов бизнес-факторов»

  1. Охарактеризуйте основные возможности MS Project Server 2010 в автоматизации процессов корпоративного УПП.

  2. Что такое «бизнес-фактор» в MS Project Server 2010? Охарактеризуйте связь бизнес-факторов со стратегическими целями.

  3. Для каких уровней управления предприятием могут быть созданы бизнес-факторы?

  4. Что такое «библиотека бизнес-факторов» и с помощью какого функционала MS Project Server 2010 она формируется?

  5. В чем состоит необходимость приоритезации бизнес-факторов?

  6. Какими методами может быть произведена приоритезация бизнес-факторов?

  7. Что такое «степень согласованности» приоритетов и как она может быть оценена?


Вопросы к теме 3.2. «Формирование портфелей проектов и приоритезация проектов относительно бизнес-факторов»

  1. С помощью какого функционала может быть создан проект в MS Project 2010?

  2. Что такое «образец стоимости предложения» для пректа?

  3. Что такое «корпоративный пул ресурсов»? В чем состоит необходимость его формирования?

  4. Опишите формирование корпоративного пула ресурсов в MS Project Server 2010.

  5. Опишите функционал, используемый для создания портфеля проектов

  6. Что такое «сценарий портфеля проектов» в MS Project Server 2010?

  7. Назовите и охарактеризуйте виды взаимных зависимостей проектов, которые могут быть учтены при формировании портфеля проектов в MS Project Server 2010.

  8. Опишите алгоритм приоритезации проектов относительно бизнес-факторов в MS Project Server 2010.


Вопросы к теме 3.3. «Анализ сценариев портфеля проектов с учетом ограничений»


  1. Какие виды ограничений для портфеля проектов могут быть учтены в MS Project Server 2010? В чем суть этих ограничений?

  2. Опишите алгоритм анализа сценария с учетом ограничения по затратам.

  3. Опишите алгоритм анализа сценария портфеля проектов с учетом ограничения по ресурсам.

  4. Каким образом в MS Project Server 2010 можно оценить потребность в ресурсах для различных проектов портфеля и смоделировать их наем?

  5. С помощью какого функционала производится оценка уровня стратегического соответствия анализируемого сценария?

  6. Что такое «граница эффективности»?

  7. Каким образом в MS Project Server 2010 осуществляется фиксация выбранного сценария и переход к этапу детального планирования проектов?

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Формирование оценок по учебной дисциплине производится в соответствии с Положением об организации контроля знаний, утвержденного Ученым советом НИУ ВШЭ от 24.06.2011, протокол №26.

В соответствии с Рабочим учебным планом, формами текущего контроля являются контрольная работа, реферат и домашнее задание. Каждая из форм текущего контроля оценивается по 10-балльной шкале. Общая оценка за текущий контроль (по 10-балльной шкале) рассчитывается по формуле:



Отекущий = 0,3 · Ок/р + 0,4 · Ореф + 0,3 · Одз ,
где Ок/р – оценка за контрольную работу;

Ореф – оценка за реферат;

Одз – оценка за домашнее задание.
При определении накопленной оценки (по 10-балльной шкале) аудиторная работа и самостоятельная внеаудиторная работа не оцениваются. Поэтому накопленная оценка совпадает с оценкой за текущий контроль и рассчитывается по формуле:

Онакопленная = 1,0 · Отекущий + 0,0 · Оауд + 0,0 · Осам.работа ,
где Отекущий – оценка за текущий контроль;

Оауд – оценка за аудиторную работу;

Осам.работа – оценка за самостоятельную работу.
Результирующая оценка (выставляется в диплом) формируется на основе итоговой оценки за зачет (по 10-балльной шкале) и накопленной оценки. Результирующая оценка рассчитывается по формуле:

Орезульт = 0,3 · Озачет + 0,7 · Онакопленная ,
где Озачет – оценка за итоговый контроль (зачет);

Онакопленная – накопленная оценка.

При формировании оценок на основе весовых коэффициентов применяется округление до целого числа в большую сторону.



11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник


Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: Практическое руководство/Пер. с англ.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003, Глава 2.

11.2Основная литература


Богданов В.В. Управление проектами. Корпоративная система – шаг за шагом / Вадим Богданов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. Стр. 19 – 38.

Козлов А.С. Управление Портфелем Программ и Проектов: процессы и инструментарий. – Издательство: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010. Глава 1.

Матвеев А.А., Новиков Д.А., Цветков А.В., Модели и методы управления портфелями проектов. М.: ПМСОФТ, 2005. Раздел 3.1.

Просницкий Алексей. Управление портфелем проектов в Microsoft Project Server 2010. Опубликовано на сайте www.microsoftproject.ru

Терехов А. Как оценить эффективность внедрения ERP-систем. «Финансовый директор», № 1, 2003.

11.3Дополнительная литература


Управление инвестиционными программами и портфелями проектов: справочное пособие / Забродин Ю.Н., Михайличенко А.М., Саруханов А.М., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. – М: Издательство «Дело» АНХ, 2010.

Аньшин В. М., Демкин И. В., Никонов И. М., Царьков И. Н. Модели управления портфелем проектов в условиях неопределённости. — М.: МАТИ, 2008.

Бэнко К., Мак-Фарлан Ф.У. Управление портфелями проектов: соответствие проектов стратегическим целям компании: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 240 с.

Васина А.А. Финансовая диагностика и оценка проектов. – СПб.: Питер, 2004. Часть 2., раздел 2.3.

Кузнецова Е.В. Организация управленческого учета в проектно-ориентированных компаниях. «Проблемы теории и практики управления» № 11-12, 2012.

Кузнецова Е.В. Финансовые показатели эффективности деятельности проектно-ориентированных компаний. «Аудит и финансовый анализ». №2, 2013

Куперштейн В.И. Microsoft Project 2010 в управлении проектами; под общ. ред. А.В. Цветкова. – СПб. : БХВ-Петербург, 2011. – 416 с.

Попова Е., Шестопалова О. Управление портфелями ИТ-проектов. «Директор информационной службы» № 10, 2007.

Попов Ю.И. Решение вопросов проектного управления, возникающих по мере взросления организации. Управление проектами №4(13) – 2008.

Скотт М.К. Фирма профессиональных услуг. Руководство для менеджера по максимизации прибыли и стоимости; пер. с англ. – М. : Олимп-бизнес, 2004.



11.4Программные средства


Для подготовки практических задач, докладов и выступлений студентами используется современная учебно-лабораторная база, в том числе:

  • стандартные пакеты прикладных программ офисного назначения, в том числе:

    • информационные системы подготовки текстов (Microsoft Word);

    • системы электронных таблиц (Microsoft Excel);

    • системы подготовки презентаций (Microsoft PowerPoint);

  • профессиональная информационная система Microsoft Project Server 2010/



11.5Дистанционная поддержка дисциплины


Не предусмотрена.

12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Используются персональный компьютер (ноутбук) и проектор для проведения лекций и практических занятий, техническое оснащение компьютерных классов
Автор программы:
НИУ-ВШЭ________ ___доцент________ ________Е.В. Кузнецова____

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница