Программа дополнительного образования



Скачать 245,44 Kb.
Дата30.11.2017
Размер245,44 Kb.
Комитет по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

"Военно-патриотический центр "Дзержинец"




РЕКОМЕНДОВАНА

Методический Совет СПб ГБУ

"СРЦН "ВПЦ "Дзержинец"

Протокол № __

«___» _____________ 2014 г.


УТВЕРЖДЕНА

Директор СПб ГБУ "СРЦН

"ВПЦ "Дзержинец"
_________________К.Б.Соколов
«___» _______________ 2014 г.



Общеразвивающая

программа дополнительного образования




«Теории и практика проведения

поисковых работ»
Возрастной обучающихся: 10-16 лет

Срок реализации: 1 год



Авторы (составители):

Педагог дополнительного образования

Суворова Ж.В.

Педагог дополнительного образования

Кайгородов Н.А.

Санкт-Петербург

2014 год

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка 3-4

  2. Учебно - тематический план 5

  3. Содержание программы 6-8

  4. Методическое обеспечение программы 9

  5. Список литературы 10-11


Пояснительная записка.



Актуальность.

В современных условиях в воспитании подрастающего поколения делается особый акцент на развитие у подростков гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей общества. Общеразвивающая программа дополнительного образования «Теория и практика проведения поисковых работ» с подростками СПб ГБУ "СРЦН "ВПЦ "Дзержинец" (далее – Программа) ориентирована на обеспечение социально-реабилитационного и воспитательного процесса с подростками, находящимися в социально-опасном положении и в группе «риска», путем их вовлечения в социально-полезную деятельность через систему занятий, связанных с организацией поисковой работы и её практически прикладной деятельностью. Главной целью данной программы является преодоление негативных тенденцией в поведении подростка, формирования и закрепления социально-ориентированных навыков, достигнутых в ходе регулярно проводимых занятий и активному проявлению данных качеств в различных сферах жизни общества.

Программа является составной частью социально-реабилитационного процесса, осуществляемого в Центре, и проводится на базе ВПК «Поиск» и поискового отряда «Поиск-276».
Педагогическая целесообразность.

Привлечение подростков в поисковую деятельность дает ему возможность самоутвердиться, проверить себя в необычных усло­виях, ведь поисковые экспедиции, как правило, осуществляются в экстремальных условиях при относительно автономной самостоятельности с опорой на свои собственные силы и коллективные действия, что позволяет подростку переосмыслить свое поведение, сформировать навыки и умения, позволяющие ему самореализоваться в непривычных условиях.

Поисковое движение помогает не только патриотическому воспитанию детей и молодёжи, но и способствует образовательной деятельности в области военной истории, военной археологии и архивоведения, поддерживает на достойном уровне отношения к павшим защитникам Отечества, сохранению памятников боевой славы России.

Вовлечение подростков в поисковую деятельность позволяет в течение всего календарного года обеспечить их занятость и возможность проведения с ними профилактической и социально-реабилитационной работы, способствует развитию интереса к реальной истории и великого подвига, совершенного советским народом в годы Великой Отечественной войны, а также участие в мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию.

Разработанная Программа ориентирована на формирование у подростков стереотипа поведения, основанного на конструктивном взаимодействии с окружающей действительностью, преодоления негативных привычек, восстановление социального статуса и обладает социально-педагогической направленностью.



Целью данной Программа является: содействие в восстановлении социальных навыков, формированию гражданской позиции, воспитание сознательного патриотизма.

Выше указанная цель предполагает выполнение следующих задач:



Обучающие:

  • познакомить с основами исследования архи­вных документов и ведением специального делопроизводства в области поисковых работ;

  • изучить основы тури­стической подготовки, навыков ориентирования, топогра­фии, археологии и медицины;

  • обучить навыками техники поиска, владения поисковым инструмен­том;

  • закрепить знания по истории ВОВ

Развивающие:

  • развивать стремление познавать окружающий мир и самого себя;

  • формировать самостоятельность, организованность, ответственность, рассудительность, терпимость, умение адаптироваться к новым условиям;

  • развивать стремление к самовыражению и самоутверждению;

  • помогать в формировании способов социального общения, взаимодействия со сверстниками и другими людьми разных возрастов, в малых и больших группах;

  • развитие толерантности.

Воспитательные:

  • формировать уважительное отношение к людям, окружающей среде, умение вести себя социуме;

  • способствовать формированию потребности ведения здорового образа жизни;

  • воспитывать гражданские качества личности (интерес к культуре и истории России, патриотизм, оптимизм, чувство долга);

  • формировать систему духовно-нравственных ценностей.



Форма и режим занятий.

Возраст подростков, участвующих в реализации данной Программы: 10-16 лет

Продолжительность Программы 1 год.

Учебная нагрузка 4 часа

Формы и методы проведения занятий: рассказ, беседа, инструктаж, викторины, конкурсы, участие в соревнованиях по военно-прикладным и военно-техническим видам спорта, демонстрация, ролевые игры, полевые выходы, сборы, патриотические акции и мероприятия, участия в вахтах памяти.
Условия допуска к практической поисковой деятельности.

К практике поисковой деятельности на местах боевых действий в годы Великой Отечественной войны допускаются воспитанники, которые получили



  • Зачет по теории поисковых работ.

  • Письменное разрешение родителей.

  • Справку от врача (об отсутствии хронических заболеваний).

Деятельность детей на практике заключается: в работе в архивах, в организации лагеря и вспомогательных работах.

Ожидаемые результаты по окончании курса обучения.

При условии успешной реализации данной Программы будет наблюдаться положительная динамика:

1. Улучшение социального окружения подростка, преодоление накопленных негативных тенденций, восстановление утраченных социальных навыков и нормализация отношений в семье и школе.

2. Расширятся знания подростков об основах ведения и исследования архивных документов.

3. Приобретение опыта туристической подготовки, навыков ориентирования, топографии, археологии и медицины.

4. Обладать навыками техники поисковой работы, владение шансовым и поисковым инструментом.

5. Формирование навыков самостоятельности, ответственности, дисциплинированности, терпения и рассудительности.

6. Закреплять формы социального взаимодействия с различными категориями людей и социальными группами.



7. Повысится уровень самостоятельности и активности подростка при принятии правильного решения.

Учебно-тематический план


темы

Название разделов, тем

Количество часов


всего

теория

практика
Вводное занятие. Инструктаж.

2

2

-
Введение в предмет. Как начинался поиск в России

2

2

-



История

38

12

26



Археология

4

2

2



Общий курс поисковых работ

2

2

-



Правовое обеспечение поисковой деятельности

2

2

-



Техника безопасности при проведении полевых поисковых работ

14

8

6



Методы профессиональной ориентации при проведении поисковых работ

14

2

12

9.

Историко-архивная работа и делопроизводство

4

2

2

10.

Туристическая подготовка поисковика

3

1

2

11.

Быт в полевых условиях

6

2

4

12.

Основы выживания в экстремальной ситуации

2

2

-

13.

Основы топографической подготовки

6

2

4

14

Военная топография и картография

2

1

1

15

Общая тактика

4

4

-

16.

Вооружение (материальная часть) сухопутных частей РККА и Вермахта

6

2

4

17.

Стрелковое вооружение сухопутных частей РККА и Вермахта

4

2

2

18.

Экипировка военнослужащих РККА и Вермахта

4

2

2

19.

Знаки отличия в РККА и Вермахте

4

2

2

20.

Личные военные документы периода В. О. В.

2

2

-

21.

Оказание перовой медицинской помощи. Медицинская подготовка

10

4

6

22.

Основы анатомии

4

2

2

23.

Военно-инженерная подготовка

5

1

4




Итого

144

63

81

Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие: инструктаж.
Теория. Инструктаж по технике безопасности
Тема.2 Введение в предмет. Как начинался поиск в России.
Теория. Краткий исторический экскурс организа2ии и проведения поисковой работы. История создания поискового отряда «Поиск 276».

Тема 3. История

Теория. История СССР в предвоенный период. Состав и структура ВС. Краткая характеристика образцов вооружения военной техники.

Теория. История Великой Отечественной войны 1ё941-45 гг. (краткий экскурс). Основные сражения в годы Великой Отечественной войны: битва за Москву, Сталинградская битва, Курская дуга, битва за Кавказ, оборона Ленинграда, сражения в Западной Европе, Невский пятачок, Синявинские высоты.

Практика:

- просмотр художественного фильма, посвященного данному периоду;

- посещение музея Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда.



Тема 4. Археология

Теория. Понятия «археология», «военная археология».

Практика:

- посещение музея «Петропавловская крепость» для ознакомления с археологическими раскопками.



Тема 5. Общий курс поисковых работ.

Теория. Методика ведения поисковых работ. Научные технологии, применяемые при проведении поисковых работ. Техническое обеспечение и специальное оборудование, применяемое при проведении поисковых работ. Этические аспекты поисковой деятельности. Поисковая этика. Останки солдат Красной армии и его противника.



Тема 6. Правовое обеспечение поисковой деятельности

Теория. Нормативные документы и межведомственные инструкции, издаваемые государственными структурами в рамках поисковой деятельности. Органы государственной власти. Военные ведомства. Органы внутренних дел. Органы местного самоуправления. Организация взаимодействия.



Тема 7. Техника безопасности при проведении полевых поисковых работ

Теория. Общие меры безопасности при проведении полевых поисковых работ. Меры безопасности при обнаружении взрывчатых предметов во время проведения поисковых работ. Основные виды взрывоопасных предметов и степень опасности. Патроны, специальные пули, детонаторы, снаряд, мины, ручные гранаты. Инструктаж по ТБ при проведении поисковых работ на месте бывших военных действий.

Практика:

- посещение военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск, и войск связи. Зачет по разделу.



Тема 8. Методы профессиональной ориентации при проведении поисковых работ.

Теория. Специфика ведения поисковых работ в различных полевых и климатических условиях. Система жизнеобеспечения. Система выживания в экстремальных условиях. Снаряжения и оборудование, применяемые при проведении поисковых работ в различных полевых и климатических условиях.

Практика. Способы определения направлений на плане. Проведение съемки местности. Ориентирование на местности по плану своего населенного пункта или ближайших окрестностей. Отработка способов ориентирования на местности с применением современных средств.
Тема 9. Историко-архивная работа и делопроизводство
Теория. Находки, позволяющие установить личность военнослужащего. Прямые и косвенные доказательства в установлении личности военнослужащего. Смертельные медальоны. Первичные реставрационные работы с поисковыми находками.

Практика. Консервация находок. Извлечение вкладыша из капсулы. Как развернуть вкладыш. Расслоение бумажных находок. Чтение угасших и невидимых текстов.



Тема 10. Туристическая подготовка поисковика.

Теория. Общая характеристика туризма: потенциально опасная среда, работа ограниченных групп мышц, высокая техническая оснащенность, большие весовые нагрузки. Техника безопасности.

Практика. Подготовка и подгонка одежды и обуви. Основное походное снаряжение: рюкзак, спальный мешок, малый рюкзак, палатка. Правильная комплектация рюкзака. Продукты питания. Разбивка палатки. Оборудование места отдыха и приема пищи. Обеспечение личное гиены. Соблюдение правил охраны природы.

Тема 11. Быт в полевых условиях.

Теория. Организация биваков: выбор места, планировка лагеря. Оборудование местности для отдыха из подручных средств. Виды костров и их назначение. Сушка одежды и обуви. Обустройство лагеря, кухонные принадлежности общего пользования, спальники. Витание и вода. Защита от влаги. Снятие бивака: уборка территории, гашение костра.

Практика. Разбивка полевого лагеря и устройство быта. Зачет.

Тема 12. Основы выживания в экстремальной ситуации.

Теория. Ненужная реплика. Факторы выживания. Психология выживания. Общие рекомендации для выживания в экстремальной ситуации.

Практика. Передвижение и ориентирование. Здоровье. Выбор места и строительство убежищ. Питание. Добывание огня.

Тема 13. Основы топографической подготовки.

Теория. Понятие о карте и особенностях.

Теория. Общие понятия о топографии. Понятие о карте и особенностях картографического изображения земной поверхности. Разграфка и номенклатура топографических карт. Плоские прямоугольные координаты. Нанесение точек по координатам. Геодезические координаты. Прямоугольные координаты, применяемые в поисковой практике. Дирекционный угол и азимуты. Высота и превышения. Содержание топографических карт.

Практика. Ориентирование на местности. Определение точки стояния. Рабочая карта. Работа с картой на местности. Движение по азимутам. Ориентирование на местности в движении. Особенности ориентирования в различных условиях. Аэрофотоснимки местности.



Тема 14. Военная топография и картография

Теория. Общая картография. Специальная картография (навигационные карты и другие), карты. Составленные посредством аэрофотосъемки. Военная топография и топографические карты.

Практика. Посещение военного института (топографического) 7 факультета РКА им.Можайского.

Тема 15. Общая тактика

Теория. Структура воинских частей и соединений РККА и Вермахта. Характер тактической доктрины РККА и Вермахта в наступательных и оборонительных боях.



Тема 16. Вооружение (материальная часть) сухопутных частей РККА и Вермахта

Теория. Автобронетанковая техника. Авиация. Артиллерия. Материальная часть вооружения стран антигитлеровской и гитлеровской коалиций.

Практика. Посещение военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Тема 17. Стрелковое вооружение сухопутных частей РККА и Вермахта

Теория. Ручное огнестрельное оружие. Оружие ближнего боя. Боеприпасы.

Практика. Посещение военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Тема 18. Экипировка военнослужащих РККА и Вермахта

Теория. Форма одежды. Знаки различия. Амуниция.



Тема 19. Знаки отличия в РККА и Вермахте

Теория. Знаки отличия (ордена, кресты, медали). Нагрудные знаки. Порядок награждения и ношения.



Тема 20. Личные военные документы периода В. О. В.

Теория. Личные военные документы РККА. Личные военные документы Вермахта.



Тема 21. Оказание перовой медицинской помощи. Медицинская подготовка

Теория. Показания к проведению основных манипуляций по оказанию экстренной помощи пострадавшему. Последовательность действий при оказании медицинской помощи.

Практика. Кома. Внезапная смерть. Непрямой массаж сердца (комплекс реанимации). Сотрясение мозга и повреждение головы. Оказание первой помощи при кровотечениях. Проникающие ранения живота. Переломы. Правила переноски пострадавшего методом «нидерландский мост». Удушье. Оказание помощи при отравлениях. Пчёлы, осы и шершни. Клещи. Змеи. Оказание помощи при термических ожогах. Травмы глаз. Обморожение. Переохлаждение. Автодорожные происшествия. Утопление. Обморок. Сдавливание конечностей. Медицинская аптечка.

Тема 22. Основы анатомии.

Теория. Скелет человека. Кости человека и животного. Возрастные особенности скелета человека (определение возраста). Половые особенности скелета человека. Признаки расовой принадлежности. Определение роста.



Тема 23. Военно-инженерная подготовка.

Теория. Характерные черты фортификационных сооружений их размеры и порядок оборудования. Общее устройство и принцип действия мин, основные мины РККА и Вермахта.

Практика. Изучение устройства, причины действия, правила обращения и приемов применения миноискателей. Тренировка в работе с миноискателями, щупом, кошками при проверке местности на наличие взрывчатых предметов.

Методическое обеспечение образовательной программы.
Подборка фильмов о Великой Отечественно войне, плакаты об устройстве и ТТХ боеприпасов, вооружения и военной техники второй мировой войны, набор топографических карт, макеты и действующие образцы миноискателя, тематические подборки по специальным разделам программы, список художественной литературы для подростков.

Наглядные пособия: ММГ (макет масса габаритный), ордена, медали и знаки ВОВ, личные документы бойцов РКК и Вермахта, книги, справочники, методическая литература, дидактичесике пособия.


Материально-технические обеспечения проведения практических занятий,

полевых выходов и поисковой работы.


Форма одежды

Амуниция, форма, обувь, форма летняя, камуфляж.

Форма парадная, ботинки с высокими берцами, куртка зимняя на синтепоне, ремень-портупея, нарукавные нашивки, головные уборы, разгрузочные жилеты



Товары канцелярские

Бумага, карандаши, ручки, линейки, ластик, файлы, папки, конверты

Оргтехника

Компьютер, принтер, сканер

Спецоборудование

Металлоискатель, прибор GPS, цифровой фотоаппарат, компас

Шанцевый инструмент

Лопаты, топоры, бензопила, лебедка, бензопомпа, электрогенератор

Прочее оборудование

Палатки, спальник, пенки



Методы проведения занятий
- рассказ, беседа, дискуссия

- ролевые игры

- конкурсы, викторины

- соревнования по военно-прикладным и техническим видам спорта

- тренинги, упражнения, наблюдение

- полевые выходы

- посещение музеев, тематических выставок, воинских частей

- участие в Вахтах Памяти



- создание ситуаций взаимопомощи


Формы проведения занятий: индивидуальная, групповая.

Список литературы


  1. Авдусин Д. Полевая археология СССР. – М., 1980.

  2. Аверин А.И. и др. Военная начальная подготовка. - М.: Просвещение, 1987.

  3. Авиация Второй мировой войны.- М., 2001.

  4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.

  5. Анкеты, тесты, вопросники. Педагогика, психология, социология. – в помощь работникам образования. 1-2 ч. // Под ред. Степанова М.С. – Курск, 1986.

  6. Архипова М.А. Бронетанковая техника СССР Второй мировой войны 1939-1945 гг.

  7. Белые пятна военной истории Отечества. – Ростов-на-Дону, 2002.

  8. Боевые награды СССР и Германии Второй Мировой войны.

  9. Брайан Ли Дэвис. Униформа Третьего рейха 1933-1945 гг. Военно-историческая серия "Солдатъ". АСТ, 2001. 

  10. Вернер Хорн. Бронетанковые войска 1934-1945 гг. Униформа III Рейха. Эксмо, 2006.

  11. Вернер Хорн. Пехота 1933-1945 гг. Униформа III Рейха. Эксмо, 2006.

  12. Взрывоопасные предметы фронтовых полей России. – Ростов-на-Дону, 1999.

  13. Вперед, юнармейцы! Методическое пособие Министерства образования РФ для организаторов военно-спортивных игр с обучающимися. – М., 2002.

  14. Гладков Н.Н. История Государства Российского в наградах и знаках.

  15. Гриф секретности снят. Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях, военных конфликтах. Статистические исследования. – М., 1993.

  16. Гутенко П., Матин Г. Минное оружие. – М., 1988.

  17. Джека Пиа. Ордена и медали Третьего Рейха. - М.: Центрполиграф, 2003.

  18. Документация по организации и проведению поисковой работы в Санкт- Петербурге.

  19. Жук А. Справочник по стрелковому оружию. – М., 1993.

  20. Жук А.Б. Справочник по стрелковому оружию: Револьверы, пистолеты, винтовки, пистолеты-пулеметы, автоматы.- М.,1993.

  21. Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества". // Патриот. -1993. - №4.

  22. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».

  23. Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

  24. Закон РФ «О музейном фонде РФ и музеях РФ».

  25. Закон РФ «О погребении и похоронном деле».

  26. Ивлев И. Военная археология. – Архангельск, 1995.

  27. Инструкция по очистке местности от взрывоопасных предметов. МО СССР. – М., 1975.

  28. Инструкция по технике безопасности при проведении работ в зоне бывших военных действий. - М., 1997.

  29. Искусство выживания. Библиотечка журнала Военные Знания.

  30. Карпенко А. Отечественные ручные гранаты.

  31. Кашевский В. Пехотное оружие Второй мировой войны. Изд.: Харвест, 2004.

  32. Кодекс административных правонарушений РФ.

  33. Кодыш Э.Н. Пешеходный туризм. – М.: «Физкультура и спорт», 1990.

  34. Котилевский С.С. Теория и практика поисковых работ. - Казань, 2004.

  35. Лесли Макдоннелл. Знаки различия и боевые награды второй мировой. - М.: Эксмо, 2005.

  36. Липатов П. Униформа Красной Армии и Вермахта. Издательский дом «Техника молодежи». – М., 1995.

  37. Методика подготовки молодых поисковиков. – Курск, 2002.

  38. Методические рекомендации по поисковой работе (военной археологии) на местах боев Великой Отечественной войны. – М.: Азбука, 2003.

  39. Мы идем искать ровесников следы…Сборник поисковой песни и стихов ветеранов войны. Вып.2. – М., 1998.

  40. Опасные находки. Меры безопасности при проведении работ на территории боевых действий Великой Отечественной войны. Использование металлоискателей. – ГК РФ по молодежной политике, - М., 1999.

  41. Основы эксгумационных работ и идентификации личности погибшего. – Краснодар, 2000.

  42. Памятка по боеприпасам, применявшимся в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., способам их обнаружения. М. - 1962.

  43. Памятка юным поисковикам: по документам и материалам Федеральной архивной службы Российской Федерации (ФАСРФ).- М.,2002

  44. Постановление Правительства Ленинградской области от 22 ноября 2001 года №177 об утверждении Положения о порядке подготовки и проведения поисковых мероприятий на территории Ленинградской области.

  45. Постановление Правительства Российской Федерации № 979 от 16.12.1992 г. "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии об уходе за военными могилами в Российской Федерации и Федеративной Республики Германии".

  46. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1995 года № 33 "0 мерах по реализации межправительственных соглашений об обеспечении сохранности и порядке содержания российских (советских) воинских захоронений за рубежом и иностранных воинских захоронений в Российской Федерации".

  47. реализацию межправительственных соглашений о воинских захоронениях".

  48. Приказ НКО № 138 от 15 марта 1941 года.

  49. Приказ НКО СССР № 330 от 7 октября 1941 года. "О введении красноармейских книжек в тылу и на фронте".

  50. Приказ РВС от 14 августа 1925 года № 856. "О введении в действие инструкции по использованию медальонов с личными сведениями о военнослужащих РККА и флота".

  51. Проведение поисковых и эксгумационных работ воинских захоронений защитников Отечества и иностранных военнослужащих. (Методические рекомендации). М., 1995.

  52. Руководство по поисковым и эксгумационным работам. / Ассоциация «Военные мемориалы». – М., 1997.

  53. Руководство по поисковым и эксгумационным работам. /В.Е. Мартынов и др./ - М.: ТОО «Люкс-Арт»,1997.

  54. Рыжанский Г.Я. Биваки. – М., 1995.

  55. Сборник нормативных правовых документов и материалов по поисковой деятельности в системе образовательных учреждений Российской Федерации. – М., 2001.

  56. Справочник начинающего туриста.

  57. Уголовный Кодекс РФ;

  58. Форма одежды и знаки различия Красной и Советской Армии. - М.: 1994.

  59. Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения. – М., 2000.


Рекомендуемая литература детям о Великой Отечественной войне.


  1. Адамович А. Гранин Д. Блокадная книга. - М.,1979

  2. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. - М.,1983

  3. Ардаматский В. Ленинградская зима. Повесть. - Л.,1986

  4. Буров А.В. Блокада день за днём.- Л.,1979

  5. В осаждённом Ленинграде: издание 3-е._Л.,1982

  6. Голубева Т.М., Ветошникова Н.Б. Медики и блокада: взгляд сквозь годы.Воспоминания…-СПб.,1997

  7. Дичаров З.Голоса из Блокады. Ленинградские писатели в осаждённом городе.(1941- 1944).- 1996

  8. Жеребов Д.К., Соломахин И.И. Семь январских дней.- Л.,1987

  9. Зотов В.Н. Солдаты Пулкова.- Л.,1978

  10. Июнь 1941- май 1945: О подвиге Ленинграда строками хроники. /Сост.: Яблочкин Ю.Н.- Л., 1989

  11. Ковальчук В.М. Дорога Победы осаждённого Ленинграда. - Л.,1984

  12. Ленинград в блокаде. Фотографии Б.П. Кудоярова из собрания музея истории города.

  13. Ленинград в осаде. Сб.документов о героической обороне Ленинграда в годы Вов.1941-1944.СПб.- 1995

  14. Ленинградский университет в Великой Отечественной. Очерки. - Л.,1990

  15. Лукницкий П. Ленинград действует….- М.,1971

  16. Лукницкий П. Сквозь всю блокаду. - Л.,1988

  17. Лукьянов Ю.А. Зелёный пояс Славы. – Л.,1972

  18. Миксон И. Жила, была….историческое повествование.- Л.,1991

  19. Михайлов В. Ленинград. Героическая оборона в 1941-1944.- М.,1980

  20. Непобеждённый Орешек.- Л.,1973.

  21. Непокорённый Ленинград. Краткий очерк истории города в период ВОВ. – Л.

  22. Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. - Л.1985

  23. Память: Письма о войне и блокаде. /Сост. А.К. Варсобин, И.Б. Лисочкин.- Л.: Лениздат,1987

  24. Соколов В.А. Пулковский рубеж.- СПб.,2002

  25. Солсбери Г. 900 дней.- М.,1994

  26. Тихонов Н.С. Ленинградские рассказы.- Л.,1977

  27. Чаковский А. Блокада.- В пяти книгах. Кн. 1-2 –Л.,1975

  28. Чаковский А. Блокада.- В пяти книгах. Кн. 3-4 –Л.,1975

  29. Чаковский А. Блокада.- В пяти книгах. Кн. 5 –Л.,1976


Рекомендуемые экскурсии в музеи и выставочные экспозиции.



  1. Выборгский замок

  2. Военно-исторический музей артиллерии инженерных войск и войск связи

  3. Военно-медицинский музей

  4. Выставочный зал Культурно- просветительского центра «Лествица» при храме иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость»;

  5. Городской музей славы Ленинградской области

  6. Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда

  7. Диорама Прорыв блокады Ленинграда;

  8. Ивангородский музей

  9. Кингисеппский историко-краеведческий музей

  10. Корела

  11. Кронштадтская крепость

  12. Мемориал Синявинские Высоты;

  13. Монумент Героическим защитникам Ленинграда на пл. Победы;

  14. Музей «Сыны Отечества», школа №362 Московского района;

  15. Музей военного костюма

  16. Музей истории войск Ленинградского Военного округа

  17. Музей истории г.Шлиссельбурга

  18. Музей истории Ижорских заводов

  19. Музей подводных сил России им.А.И.Маринеско

  20. Музей связи

  21. Музей Третьей Фрунзенской Дивизии ЛАНО, лицей №299 Фрунзенского района;

  22. Невский Пятачок

  23. Немецкие военные захоронения в СПБ., Сологубовка.

  24. Новоладожский историко-краеведческий музей

  25. Петропавловская крепость

  26. Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

  27. Санкт-Петербургская государственная академия им.Мечникова

  28. Центральный Военно-морской музей

  29. Школьные музеи Санкт-Петербурга по тематике.







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница