Программа формирования универсальных учебных действий в дополнительном образовании



Скачать 176,47 Kb.
Дата30.10.2016
Размер176,47 Kb.
Программа формирования универсальных учебных действий в дополнительном образовании
Содержание дополнительного образования определяется в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами, но при этом программа дополнительного образования детей – это нормативный документ, который соответствует и закону РФ «Об образовании», и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, и СанПиНам, и конечно Примерным (а для нас обязательным) требованиям к программам дополнительного образования детей.

Дополнительное образование – поле свободного выбора и непредсказуемого творчества, а в программе на несколько лет вперед – заданные темы, часы, теория, практика и результаты. Вот и балансирует педагог между творчеством и нормативом.

А еще появился Федеральный Государственный Стандарт. Только ленивый не ругал его! Познакомившись с этим «зверем» под названием ФГОС, мы увидели, что для нас он не так и плох, в нем как ни в каком другом документе роль дополнительного образования обозначена четко, мощно и определенно. Для достижения стандартных результатов просто необходимо нестандартное дополнительное образование.

Поэтому в образовательные программы нашего учреждения мы включаем «Программу формирования универсальных учебных действий в дополнительном образовании» Это нововведение позволит:

- получить помимо предметных личностные и метапредметные результаты освоения программы;

- педагогам – организовать одну из моделей внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования;

- воспитанникам – получить возможность перехода от стандартов общего образования к стандартам профессионального образования посредством получения нестандартизированного дополнительного образования.

Примерная «Программа формирования универсальных учебных действий» образовательного объединения дополнительного образования детей включает в себя следующие темы для обучения:




Универсальные учебные действия дополнительного образования


Личностные и метапредметные результаты освоения образовательной программы


Формы работы

Формирование мотивации к дополнительному образованию


Осознанность выбора определенного вида занятий


PR-компания;

Встречи и беседы с родителями и детьми;

Показательные выступления;

Информирование в СМИ и на сайтах.

Устойчивость интереса к дополнительным занятиям


Постановка образовательных целей и задач дополнительного образования


Стремление к освоению образовательной программы


Прогнозирование предполагаемого результата



Проектирование личной образовательной линии


Развитие мотивов познания и творчества, широких интересов, инициативы и любознательности


Рабочие занятия;

Экскурсии, поездки;

Работа со школой;

Оценка образовательных результатов;

Концерты;

Турниры;

«Свидетельство выпускника»;

Творческие проекты.

Формирование умения обучаться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, самооценке)


Дисциплинированность в исполнении режимов, регламентов и правил


Трудолюбие в освоении образовательной программы


Видение перспективы применения дополнительного образования


Умение работать в материальной и информационной среде


Умение применить предметные знания общего образования в дополнительном образовании


Умение организовать собственный образовательный процесс


Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма


Готовность к самостоятельным поступкам и действиям, к ответственности за их результаты



Умение быть членом творческого коллектива


Формирование чувств сопричастности и гордости за свой творческий коллектив


Знакомство с историей, достижениями и правилами образовательного объединения;

Анализ достижений и неудач;

Творческие встречи.


Осознание ответственности за общий результат


Формирование психологических основ общения на основе доброжелательности, доверия и внимания, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается


Принятие и уважение ценностей коллектива и общества, семьи и образовательного учреждения, общечеловеческих ценностей и стремления следовать им


Формирование чувства уважения к окружающим (партнёрам и соперникам), признание права каждого на собственное мнение


Выполнение Правил учреждения и объединения


Поддержка традиций коллектива



Взаимоотношения с педагогом

(руководителем)

Умение слушать педагога и вести диалог


Беседы;


Рабочие занятия;

Мастер-классы.


Готовность слышать, понимать и выполнять требования педагога


Умение принять авторитетное мнение и аргументировано отстаивать свое



Культура творческой деятельности


Сценическая культура


Репетиции;

Тренировки;

Концерты;

Конкурсы.

Восприятие целостной картины мира при разнообразии культур


Формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой культурой


Умение пережить победу и поражение


Умение работать с регламентирующими и нормативными документами



Культура здорового и безопасного

образа жизни

Формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих


Инструктажи;

Беседы;

Тренировки;



Репетиции.

Знание и выполнение норм безопасности


Использование оптимальных двигательных режимов, режимов труда и отдыха


Использование навыков личной гигиены



Программа формирования универсальных учебных действий не конкретизирована по времени. Беседы, консультации и вся работа по этим темам ведется в процессе образовательной деятельности в едином учебно-тематическом плане.

Каждый педагог (независимо от предмета преподавания) найдет время и повод в процессе занятия или репетиции, турнира или конкурса затронуть тему предложенной программы. Результаты реализации очевидны: это и выполнение нормативов образовательного процесса, и повышение качества образования, и устойчивый интерес детей к занятиям в объединении, и рост успешности в творческой деятельности. А в конечном итоге профессиональное и личностное определение наших воспитанников.

Основные виды универсальных учебных действий при проектировании дополнительных образовательных программ



Актуальность проблемы обусловлена:

  • новыми социальным запросам, отражающим трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;

  • требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании;

  • социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться

Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе:

  • Формирование культурной идентичности учащихся как граждан России.

  • Сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.

  • Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях.

  • Достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России.

  • Формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Теоретико-методологической основой разработки образовательных программ на основе стандартов нового поколения служит:

системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др



Базовым положением служит тезис:

– развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.



Концепция универсальных учебных действий рассматривает:

  • компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям..

  • основывается на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.

Развитие личности в системе образования обеспечивается через:

  • формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесс;

  • овладение учащимися универсальными учебными действиями, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться;

  • универсальные учебные действия, как обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Термин «универсальные учебные действия» означает:

В широком значении: способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком (собственно психологическом значении): совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;

  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

  • обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;

  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

  • Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

  • Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

  • Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  • познавательные и учебные мотивы,

  • учебную цель,

  • учебную задачу,

  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в соответствии:

  • со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности;

  • с этапами процесса усвоения;

  • с формой реализации учебной деятельности – в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить пять блоков:

  • личностный;

  • регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

  • познавательный;

  • знаково-символический;

  • коммуникативный

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностные универсальные учебные действия:

  • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • общеучебные универсальные учебные действия;

  • логические универсальные учебные действия.

Общеучебные универсальные действия включают:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

  • структурирование знаний;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Общеучебные универсальные действия включают:

  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Универсальные логические действия:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);

  • опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);

  • анализ– выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;

  • синтез– составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

  • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;

  • Универсальные логические действия

  • классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;

  • обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • доказательство – установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

  • подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

  • вывод следствий

  • установление аналогий

Знаково-символические универсальные учебные действия:

  • обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала;

  • выделения существенного;

  • отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Знаково-символические универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);

  • преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные универсальные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

  • соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

  • сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Свойства действий подлежащие оценке, включают:

  • уровень (форму) выполнения действия;

  • полноту (развернутость);

  • разумность;

  • сознательность (осознанность);

  • обобщенность;

  • критичность:

  • освоенность (П.Я.Гальперин, 1998).

Уровень действия может выступать в трех основных формах действия:

  • в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками, моделями) форма действия;

  • действие в словесной, или речевой, форме;

  • действие в уме – умственная форма действия.

Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку сформированности всех ее компонентов:

  • мотивов,

  • особенностей целеполагания,

  • учебных действий,

  • контроля и оценки.



Литература

1.      Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень, 1997.

2.      Белова С. Б. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. – М., 2006.

3.      Борзенков В. Л. Педагогическая игротехника. Методология. Теория. Практика. – М., 2000.

4.      Гадамер Х.-Г. Текст и интепретация // Герменевтика и деконструкция / под ред. Штагмайера В., Франка X., Маркова Б. В. – СПб., 1999.

5.      Данилъчук В. И. Гуманитаризация физического образования в средней школе. Личностно-гуманитарная парадигма. – Волгоград, 1996.

6.      Занько С. Ф., Тюников Ю. С, Тюникова С. М. Игра и учение: в 2 ч. – М., 1992.

7.      Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб., 2002.

8.      Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.

9.      Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография / отв. ред. В. В.Сериков. – Волгоград, 2000.

10.  Психолого-педагогические проблемы профильного обучения школьников: сб. научно-методических материалов. – Ставрополь, 2004.

11.  В.В. Сериков «Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с. – (Профессионализм педагога).



12.  Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. – М., 2005.

13.  Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования // Библиотека журнала «Директор школы». – 2000. – Вып. 7.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница