Программа и методические материалы освоения дисциплины : «Изучение и прогнозирование спроса» для студентов специальности:



Скачать 390,26 Kb.
Дата26.10.2016
Размер390,26 Kb.


Московский гуманитарный университет

Кафедра маркетинга



«Познавая будущее»

программа и методические материалы

освоения дисциплины: «Изучение и прогнозирование спроса»

для студентов специальности: «Маркетинг»

очной, очно-заочной и заочной форм обучения

Автор-составитель: Разовский Юрий Викторович,

независимый консультант-аналитик,

доктор экономических наук,

профессор кафедры маркетинга МосГУ,

академик РАЕН

Москва 2008

Разовский Ю. В. «Познавая будущее». Программа и методические материалы освоения дисциплины: «Изучение и прогнозирование спроса» для студентов специальности «Маркетинг» очной, очно-заочной и заочной форм обучения. М.: Московский гуманитарный университет, 2008 г.

Образовательным стандартом Московского гуманитарного университета по специальности 061500 «Маркетинг» в перечень осваиваемых дисциплин Национально- регионального (вузовского) компонента включена дисциплина: «Изучение и прогнозирование спроса» в объеме 90 часов. Предоставляя возможность творческого подхода к составлению программы, стандарт не расшифровывает и не регламентирует ее содержание. В этой связи авторская программа «Познавая будущее» составлена на основе традиционных и новаторских представлений о бизнесе, маркетинге и прогнозировании. Они изложены в статьях Ю. В. Разовского, Е. Ю.Савельевой: «Будущее маркетинга: проблемы и пути его изучения», «Маркетинг в России и за рубежом», № 6, 2007 г., «Познавая будущее», сайт «Мирознание», razovskiy.com, 2008 г., а также в положениях доклада Ю. В. Разовского «Маркетинг будущего и проблемы его преподавания», опубликованного в сборнике докладов и материалов Четвертой международной научной конференции «Высшее образование для 21 века», Московский гуманитарный университет, 2007 г.

В программе использованы теоретические положения и практический опыт отечественного, «азиатского», прежде всего японского, «европейского» и «американского» направлений в маркетинге и прогнозировании. Программа содержит авторское видение системы прогнозирования как важнейшего элемента стратегического управления и оперативной экономической деятельности. Она основана на идеи Конфуция: «Предвидеть, значит управлять» и многолетнем опыте взаимодействия автора с государственными структурами и бизнесом, преподавания управленческих и экономических дисциплин в вузах Москвы, проведения фундаментальных экономических и прикладных маркетинговых исследований. Положения программы были апробированы в рамках функционирования авторской школы маркетинга: «Знаю как!», а также использовались в авторской программе «Маркетинг без секретов», утвержденной «28» апреля 2007 года Кафедрой маркетинга в рекламе Московского гуманитарного университета, протокол № 8, опубликованной на сайте «Мирознание» по адресу: razovskiy.com.

Рекомендуется студентам, обучающимся очно, очно-заочно, заочно по специальностям: «Маркетинг», «Менеджмент организации», в том числе по программе второго высшего образования, а также слушателям курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Программа и методические материалы будут весьма полезны преподавателям, ведущим занятия по дисциплинам: «Изучение и прогнозирование спроса», «Маркетинг», «Стратегический менеджмент» и др.


Рецензенты:
Плешивцев В. М. – кандидат философских наук, заведующий Кафедрой маркетинга Московского гуманитарного университета.
Умнов В. А. – доктор экономических наук, профессор Московского горного университета
Рекомендовано к изданию на заседании Кафедры маркетинга Московского гуманитарного университета « » __________2008 г., протокол №
Структура программы «Познавая будущее»:
Паспорт учебной дисциплины.

1. Организационно-методический раздел.

2. Распределение часов по темам занятий (тематический план).

2.1. Тематический план для студентов очного отделения.

2.2. Тематический план для студентов очно-заочного отделения.

2.3. Тематический план для студентов заочного отделения.

3.Введение в прогнозирование.

4. Содержание программы.

4.1. Темы и их краткое содержание.

Часть 1. Основные понятия, концепции и определения, используемые в прогнозировании.

Часть 2. Методы изучения будущего.

4.2. План и краткое содержание семинарских занятий.

5. Вопросы для самоконтроля и подготовки к зачету.

6. Рекомендуемые темы творческих (курсовых) работ.

7. Учебно-методическое обеспечение (список рекомендуемой литературы)

8. Что изучать после освоения программы «Познавая будущее» в объеме 90 часов?




Паспорт учебной дисциплины

«Изучение и прогнозирование спроса» ДС.Р.04

061500 «Маркетинг»

Курс 3


Форма обучения очная, очно-заочная, заочная

Семестр 6

Количество часов на дисциплину- 90

Количество аудиторных часов - 40, 16, 12

из них лекций – 20, 10, 12

семинарских занятий – 20, 6, 0.

Промежуточный контроль – выполнение творческой работы.

Итоговый контроль – зачет.



1.Организационно-методический раздел
Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета по специальности 061500 «Маркетинг», квалификация: «Маркетолог»


Индекс

Наименование дисциплины и их основные дидактические единицы

Всего часов

ДС.Р.04


Изучение и прогнозирование спроса


90





Дидактические единицы не регламентированы



Программа освоения дисциплины: «Изучение и прогнозирование спроса» под марочным названием «Познавая будущее» и методические материалы предназначены для студентов специальности «Маркетинг» и «Менеджмент» очной, очно-заочной и заочной формы обучения. Она базируется на Образовательном стандарте Московского гуманитарного университета по специальности 061500 «Маркетинг». В перечень дисциплин Национально-регионального (вузовского) компонента включена дисциплина: «Изучение и прогнозирование спроса» в объеме 90 часов. Стандарт не расшифровывает и не регламентирует ее содержание, предоставляя возможность творческого подхода к составлению программы освоения дисциплины. В этой связи, авторская программа: «Познавая будущее» составлена на основе традиционных и новаторских представлений о бизнесе, маркетинге и прогнозировании. Они изложены в статьях Ю. В. Разовского, Е. Ю.Савельевой: «Будущее маркетинга: проблемы и пути его изучения», «Маркетинг в России и за рубежом», № 6, 2007 г., «Познавая будущее», сайт «Мирознание», razovskiy.com, 2008 г., а также в положениях доклада Ю. В. Разовского: «Маркетинг будущего и проблемы его преподавания», опубликованный в сборнике докладов и материалов Четвертой международной научной конференции «Высшее образование для 21 века», Московский гуманитарный университет, 2007 г.

Целью освоения дисциплины является обучение студентов основным подходам, приемам и методам прогнозирования.

Задачами освоения дисциплины являются:

- осмысление необходимости прогнозирования как важнейшего элемента управления и деятельности на рынке;

- восприятие новых подходов, понятий и определений в маркетинге и прогнозировании;

- осмысление процессов ускорения научно-технического прогресса, глобального изменения климата и их влияния на управление, маркетинг и прогнозирование;

- изучение последовательности маркетинговых и аналитических исследований как базы прогнозирования;

- изучение последовательности создания инновационного товара как способа формирования и прогнозирования спроса;

- изучение понятия спроса, его видов, характера изменчивости и способов определения в настоящем и будущем;

- изучение эвристических, статистических и казуальных методов прогнозирования, их достоинств и недостатков.

В программе использованы теоретические положения и практический опыт отечественного, «азиатского», прежде всего японского, «европейского» и «американского» направлений в маркетинге и прогнозировании. Программа содержит авторское видение системы прогнозирования как важнейшего элемента стратегического управления и оперативной экономической деятельности. Она основана на идее Конфуция: «Предвидеть- значит управлять» и многолетнем опыте взаимодействия автора с государственными структурами и бизнесом, преподавания управленческих и экономических дисциплин в вузах Москвы, реализации фундаментальных экономических и прикладных маркетинговых исследований. Положения программы были апробированы в рамках функционирования авторской школы маркетинга: «Знаю как!», а также использовались в авторской программе: «Маркетинг без секретов», утвержденной «28» апреля 2007 года Кафедрой маркетинга в рекламе Московского гуманитарного университета, протокол № 8, опубликованной на сайте «Мирознание» по адресу: razovskiy.com.


Требования к студентам
Приступая к изучению дисциплины, студент должен обладать элементами абстрактного мышления, навыками аналитической, творческой, научной работы, знаниями основ философии, маркетинга, менеджмента, экономики, математики и статистики.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- понимать необходимость прогнозирования как важнейшего элемента управления и деятельности на рынке;

- воспринимать новые подходы, понятия и определения в маркетинге и прогнозировании;

- осмысливать процессы ускорения научно-технического прогресса, глобального изменения климата и их влияния на управление, маркетинг и прогнозирование;

- знать основные подходы, приемы и методы прогнозирования, последовательность проведения маркетинговых и аналитических исследований; последовательность создания нового товара; понятие «Спрос», его виды, характер изменчивости и способы определения в настоящем и будущем;

- уметь прогнозировать с помощью эвристических, статистических и казуальных методов;

- обладать элементарными навыками прогнозиста.



Текущий контроль знаний осуществляется в ходе ознакомления с результатами творческой работы студента на заданную тему в области прогнозирования.

Итоговый контроль знаний – зачет.

2. Распределение часов по темам (тематический план)
2.1. Тематический план для студентов очного отделения




Темы занятий

Лекции

Семинар

Сам.

работа


1.

Тема 1. Маркетинг прошлого, настоящего и будущего

2

2

4

2.

Тема 2. Регулирование спроса - скорости реализации товаров и услуг

2

2

4

3.

Тема 3. Методология маркетинговых и аналитических исследований как основа прогнозирования

2

2

4

4.

Тема 4. Создание новых товаров и услуг как метод формирования и прогнозирования спроса

2

2

4

5

Тема 5. Понятие и виды прогноза, обзор методов прогнозирования

2

2

4

6.

Тема 6. Эвристические (экспертные) методы прогнозирования

4

4

4

7.

Тема 7. Статистические методы прогнозирования: экспоненциальное сглаживание и анализ временных рядов

4

4

4

8.

Тема 8. Казуальные методы прогнозирования: корреляционно-регрессионный анализ

2

2

4

9.

Выполнение творческой работы







18







20

20

50




Всего: 90










2.2. Тематический план для студентов очно-заочного отделения




Темы занятий

Лекции

Семинар

Сам.

работа


1.

Тема 1. Маркетинг прошлого, настоящего и будущего

1




6

2.

Тема 2. Регулирование спроса - скорости реализации товаров и услуг

1




6
















3.

Тема 3. Методология маркетинговых и аналитических исследований как основа прогнозирования

1




6

4.

Тема 4. Создание новых товаров и услуг как метод формирования и прогнозирования спроса

1

2

6

5

Тема 5. Понятие и виды прогноза, обзор методов прогнозирования

1




6

6.

Тема 6. Эвристические (экспертные) методы прогнозирования

2

2

6

7.

Тема 7. Статистические методы прогнозирования: экспоненциальное сглаживание и анализ временных рядов.

2

2

6

8.

Тема 8. Казуальные методы прогнозирования: корреляционно-регрессионный анализ

1




8

9.

Выполнение творческой работы







24






10

6

74




Всего: 90









2.3. Тематический план для студентов заочного отделения






Темы занятий

Лекции

Семинар

Сам.

работа


1.

Тема 1. Маркетинг прошлого, настоящего и будущего

1

-

6

2.

Тема 2. Регулирование спроса - скорости реализации товаров и услуг

1

-

6

3.

Тема 3. Методология маркетинговых и аналитических исследований как основа прогнозирования

1

-

6

4.

Тема 4. Создание новых товаров и услуг как метод формирования и прогнозирования спроса

1

-

6

5

Тема 5. Понятие и виды прогноза, обзор методов прогнозирования

2

-

6

6.

Тема 6. Эвристические (экспертные) методы прогнозирования

2

-

8

7.

Тема 7. Статистические методы прогнозирования: экспоненциальное сглаживание и анализ временных рядов.

2

-

8

8.

Тема 8. Казуальные методы прогнозирования: корреляционно-регрессионный анализ

2

-

8

9.

Выполнение творческой работы







24






12




78




Всего: 90










3. Введение в прогнозирование

Специфическое развитие российской системы хозяйствования, экономической науки, способов управления предприятиями и рыночным спросом обусловливает необходимость замены английского слова маркетинг на отечественное понятие обменоведение. Обмен это деятельность по передаче созданных товаров, оказанию слуг потребителю и получение взамен эквивалента их стоимости в денежном, интеллектуальном, информационном, моральном, эмоциональном или ином выражении. Ведение – это познание, осмысление происходящего и выработка решения, обеспечивающего рациональное взаимодействие с окружающей средой.

Обменоведение в сфере деятельности на рынке - это система регулирования скорости реализации товаров и услуг. Обменоведение изучает, формирует и меняет спрос. Спрос – количество товара, которое продано или может быть продано в единицу времени. Спрос - это скорость обмена.

Маркетингу вчерашнего дня обучают во многих отечественных средних специальных учебных заведениях, вузах, институтах повышения квалификации. Согласно общепринятым представлениям, зафиксированным в учебных программах, тестах и учебниках комплекс маркетинга включает четыре, так называемых, «p» - маркетинга, которые в восприятии на русском языке означают:

- замысел товара, его реальное исполнение и дополнения к товару;

- базовую цену, дифференцированную в зависимости рыночных и иных факторов;

- путь передвижения товара от производителя к месту продажи;

- реклама и другие меры стимулирования сбыта.

Кроме того, комплекс маркетинга услуги включает:

- положительный образ (имидж) организации;

- кадровый потенциал и квалификацию персонала;

- технологию оказания услуги.

Такой общепринятый подход к определению комплекса маркетинга не полон для организации дела на практике, поскольку не учитывает самое главное – безопасность ведения бизнеса. Кроме того, деление на комплекс маркетинга товара и услуги недостаточно методически обоснованно, поскольку квалификация кадров и положительный образ организации весьма важны не только в ходе оказания услуг, но и создания товаров. А реклама и стимулирование не менее важны в процессе оказания услуг.

Формально транслируя положения учебников, недостаточно учебных заведений обучают реальному маркетингу настоящего. Но там где осмысленно подходят к восприятию отечественного и зарубежного опыта, в комплекс маркетинга на первое место включают введенное автором понятие «3Б» маркетинга:

- 1Б – безопасность, направленная на снижение последствий для предприятия, организации глобальных природных катастроф, ураганов, стихийных бедствий, землетрясений, наводнений и др. аномальных проявлений природы, а также пожаров и техногенных катастроф;

- 2Б – экономическая безопасность, направленная на снижение рисков колебаний курсов валют, процентных ставок по кредитам банков, уровней инфляции, безработицы и т. п., а также изменений в налоговом и другом законодательстве;

- 3Б – безопасность, направленная на снижение риска возможных криминальных проявлений со стороны незаконных формирований, конкурентов, сотрудников предприятия и организации.

Поставив безопасность предприятия, организации на первое место в комплексе маркетинга, целесообразно спрогнозировать возможные изменения рыночной конъюнктуры на основе общепринятых и перспективных методов маркетинга и прогнозирования.

Где можно обучиться маркетингу будущего? Вопросы овладения знаниями, навыками и умениями, позволяющими быть готовыми осуществлять маркетинговую деятельность в обозримой перспективе и далеком будущем, весьма актуальны. Но не менее важно научиться познавать, прогнозировать будущее, поскольку еще Конфуций сформулировал важнейший принцип управления: «Предвидеть, значит управлять!».

Потребность в профессиональных маркетологах, прогнозистах обусловлена колебаниями мировой и отечественной экономики, сложным становлением рыночных отношений в России, обострением конкуренции на российском и зарубежном рынках, спецификой бизнеса в России. Предприятия и организации активно ищут специалистов, не только обладающих «классическими» знаниями в области менеджмента, маркетинга, экономики, прогнозирования, но и способных эффективно работать и вне рыночных условий, а именно: сильного влияния государственных и муниципальных органов власти, монополизма в большинстве отраслей промышленности, коррупции, землячества, криминальных проявлений, жесткой конкуренции со стороны иностранных производителей. В то же время на ряде государственных предприятий и организаций, на предприятиях малого и среднего бизнеса руководители пока еще не в полной мере осознали необходимость организации систематической маркетинговой, прогнозной деятельности. Однако в перспективе, по мере формирования рыночных отношений, потребность в маркетологах (обемнеоведах), прогнозистах будет возрастать, в том числе, и за счет спроса со стороны государственных, малых и средних предприятий и организаций.

В процессе подготовки специалистов, преподаватели в основном пересказывают студентам идеи зарубежных маркетологов. В частности активно цитируется понятие маркетинга, призывающее выискивать нужды и потребности потребителей, удовлетворять их лучше конкурентов и в большем объеме. Такой подход может быть эффективен в обществе развитого потребления, которое сформировалось в США и ряде других стран. Там человек, подобно автомобилю, быстро и дешево заправляется едой в ресторане быстрого обслуживания. Экономически эффективная система быстрого питания провоцирует эпидемию ожирения и засоряет отходами пластиковой посуды и упаковки окружающую среду. У больных ожирением американцев есть потребность похудеть - вот почему так много предложений чудодейственных таблеток, тренажеров и операций по откачиванию лишнего жира. Стремительно похудевший обыватель вынужден делать пластические операции, удаляя растянутую кожу, и мечтать о молочном поросенке с гречневой кашей в его жареном чреве. Но в реальной жизни ему опять придется быстро и недорого заправиться жареной картошкой, котлетой, булкой и кокаиновым напитком со льдом. Значит опять толстеть, худеть и лечиться, удовлетворяя потребности в строгом соответствии с принципами американского маркетинга.

«Европейский» маркетинг, более гуманный и социально-этичный, предполагает заботу о здоровье потребителя и сохранении окружающей среды, а не только извлечение прибыли и удовлетворение не всегда рациональных потребностей потребителей.

«Японский» маркетинг предполагает навязывание покупателю инновационного, высококачественного товара по разумным ценам, не нарушающее общественное и природное равновесие.

А что же отечественный маркетинг? Почему о нем практически не пишут в учебниках? Может быть, его вовсе нет в России? Он есть и весьма эффективен в ряде отраслей и сфер деятельности.

В условиях изменчивого и холодного климата, отсутствия развитой сети дорог, недостаточно высокого уровня образования и культуры значительного числа граждан, бедности большинства потребителей, алчности и расточительности части новых капиталистов, принципы маркетинга практически почти не работают. Вместе с тем, основной принцип российского маркетинга, сформировавшийся еще в прошлом веке - создание уникального товара и услуги (автомат Калашникова, русская водка, истребитель типа СУ, экрано-план - симбиоз самолета и корабля, балет, атомная подводная лодка, межконтинентальная баллистическая ракета, космический корабль, спортивные достижения, черная икра, конвейерный способ лечения глазных болезней, шедевры литературы и искусства и др.). Только уникальный товар расчищает себе дорогу на отечественном монополистическом, коррумпированном рынке с неразвитой инфраструктурой, пробивает барьеры и ограничения для российских товаров на мировом рынке.

В России умеют эффективно добывать нефть, газ, руду, алмазы, пилить лес и ловить рыбу. В этих сферах деятельности сформированы существенные конкурентные преимущества, которые стоит развивать и усиливать. Но эффективная продажа сырья требует разработки и реализации комплексного государственного и рыночного подхода, выполнения прогнозов спроса на длительную перспективу, поскольку освоение месторождений полезных ископаемых процесс длительный и капиталоемкий.

Если есть разные концепции маркетинга, то почему следует изучать в основном понятия и принципы американского направления в маркетинге и только о товарах широкого потребления? Либо это ошибка, либо недостаточная компетентность составителей соответствующих образовательных программ, формирующих необоснованную односторонность в области подготовки отечественных маркетологов.

Современный маркетинг (обменоведение) – это система регулирования скорости реализации товаров и услуг, а не абстрактная деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей покупателей товаров широкого потребления посредством обмена, как об этом пишет американский специалист Филипп Котлер в своих, переведенных на русский язык, учебниках. Маркетинг - это часть стратегического менеджмента, способствующая росту компании. Это не война с конкурентами, а любовь к потребителю. Это, по образному выражено японского специалиста в области маркетинга Мицуаки Симагути: «мечта о будущем» и «голубое небо».

Что же ждет выпускников вузов - обладателей специальности «Маркетинг» в будущем? Прежде всего, они столкнуться с глобальным изменением природной среды, со стремительно развивающейся революцией природы.

Мы живем в сложное время глобальных и региональных изменений. Меняется климат на планете. Катастрофические землетрясения, цунами, наводнения, ураганы становятся весьма частыми явлениями. По прогнозам специалистов глобальное потепление климата может привести в ближайшие 10 - 20 лет к затоплению значительных территорий суши, а в перспективе и к всемирному потопу, который по прогнозам древних летописцев и современных ученых случается, как правило, один раз в 6 тысяч лет. По оценкам ученых под воду могут уйти целые государства Европы и других континентов, например Голландия. Может быть затоплен Санкт-Петербург, устья Сибирских рек, большие площади северных территорий - основных районов добычи нефти и газа. Это в свою очередь приведет к миграции большого числа населения из затопленных районов, дефициту энергоносителей, энергетическому кризису. Так 25% мощностей по переработке нефти (нефтеперерабатывающие заводы, нефтехранилища) находятся в США на побережье Мексиканского залива, подвергнувшегося разрушительным набегам катастрофических ураганов Катрина и Рита. Это привело к дополнительному росту высоких цен на бензин, переориентации на переработку угля в жидкое топливо.

В перспективе потребуется перестройка всей жизни общества, обеспечение жильем, продовольствием и работой больших масс переселенцев, переориентации энергетики в основном на уголь, солнечную, термальную, термоядерную и другие виды энергии. Маркетологам (обменоведам) необходимо будет налаживать производство новых товаров и значительно увеличивать выпуск пока еще ограниченно реализуемой продукции, например плавучих домов, автомобилей- амфибий, гидросамолетов, установок для переработки угля, древесины, пищевых отходов в жидкое и газообразное топливо. Региональный потоп в виде цунами после землетрясения, заставил страны Азии пересмотреть стратегию маркетинга курортной отрасли на основе прибрежного туризма и переориентироваться на внутренний, континентальный туризм и другие виды деятельности, а также создать систему раннего оповещения о цунами.

Однако предупреждение ученых о предстоящих глобальных катастрофах, разломах земной коры, мощных землетрясениях, движении материков, о прогнозируемом всемирном потопе и последующем оледенении больших пространств моря и суши пока еще не воспринимается обществом с должным вниманием. Поэтому даже самая богатая страна мира - США не смогла уберечь своих граждан в Новом Орлеане от гибели и лишений. Трагические события и природные явления, разрушившие ранее процветавший город, прямое и убедительное доказательство правоты прогнозов ученых и бессилия властей, общества перед стихией. Все же постепенно внимание общественности концентрируется в нужном направлении. Свидетельством этому является Нобелевская премия, полученная Альбертом Гором в 2007 году, за исследования в области глобального изменения климата.

Если готовить маркетологов к новым условиям жизни общества, то следует включить в программу их подготовки экономику природопользования. Это нужно сделать как можно быстрее, поскольку революция природы уже началась. Более подробно с этой проблемой можно познакомиться в статьях и докладах Ю. В. Разовского, опубликованных в 2007 году, в том числе на сайте «Мирознание» по адресу: razovskiy.com.

Научно - технический прогресс стремительно ускоряется. По мнению писателя и прогнозиста Артура Кларка нас ожидают большие перемены в этой области. Вот его некоторые предсказания:



2015 г. - расцвет нанотехнологий, полный контроль над атомным строением вещества, получение золота из других металлов, торжество алхимии;

2016 г. - введение единой мировой валюты - киловатт-часа;

2020 г. - искусственный интеллект достигнет уровня человеческого, на Земле будут сосуществовать два вида разума, но один будет развиваться быстрее другого;

2021 - высадка людей на Марсе;
2025 г. - открытие механизмов функционирования органов чувств, замена носа, глаз, кожи на более эффективные искусственные органы;


2036 г. - Китай превосходит США по валовому внутреннему продукту;

2040 г. - воспроизведение молекулярных дубликатов любых предметов и веществ, из уличной грязи можно будет делать продукты, одежду, бриллианты,- промышленность и сельское хозяйство теряют смысл, человек уходит в искусство, образование и развлечения;

2045 г. - создание жилища замкнутого цикла с полным самообеспечением и с переработкой отходов жизнедеятельности;

2050 г. - массовое замораживание людей, которые в крионическом сне устремляются в будущее;

2051 г. - поселения на Луне для пенсионеров, которым прописана низкая гравитация;

2090 г. - наступление нового ледникового периода, человек начнет интенсивно сжигать топливо, чтобы создать парниковый эффект;

2095 г. - создание аппаратов со скоростью близкой к световой.

Поскольку экспертная оценка - основной принцип прогнозирования, то оценка будущего разными экспертами позволяет представить сбалансированную картину предстоящих событий.

Прогноз будущего на 2010 – 2030 годы, был опубликован автором в 2007 году на сайте «Мирознание»: razovskiy.com.
2010 – 2015 годы

Усиливаются аномальные проявления природы: ураганы, цунами, наводнения, землетрясения, начинается революция природы.
Автомобильные заводы переходят на выпуск двигателей, работающих на альтернативном топливе: газе, полученном из угля, древесном спирте, растительном масле, электроэнергии.
Цена на нефть падает. Значительно растет цена чистой воды и воздуха.

2015 – 2020 годы



В Конституцию России вносится дополнение в части расшифровки статьи, посвященной формам собственности. Утверждается гражданская собственность на природные ресурсы. После этого начинается процедура накопления и выдачи гражданских дивидендов, которые граждане направляют на оплату жилья, медицинское обслуживание и образование. (Подробнее в статьях Разовского Ю. В., опубликованных на сайте «Мирознание»: razovskiy.com. и книгах: «Горная рента», М.: Экономика, 2000 г., «Сверхприбыль недр». М.:УРСС, 2001 г.)
2020 - 2025 годы

Стоимость недвижимости, приобретенной россиянами в Ките и китайцами в России, достигает сотен миллиардов рублей. Количество браков между китайскими мужчинами и русскими женщинами достигает 30 - 35 млн. Происходит постепенное имущественное, юридическое и этническое объединение России и Китая. Рождающиеся дети получают двойное гражданство. Совокупный ВВП Китая и России превосходит ВВП США. К ним присоединяются страны ближнего и дальнего зарубежья. Россией, Китаем, Индией и другими странами на Луне строится город и рудники по добыче энергоносителей. Происходит повсеместное замещение труда человека работой роботов.
2025 - 2035 годы

Усиливаются проявления революции природы. Относительно быстро сдвигается земная кора, скользя по жидкой мантии. Материки, расположенные в экваториальной зоне, смещаются на полюса. Происходит интенсивное таяние снегов по мере их приближения к экватору. Уровень мирового океана поднимается на несколько метров. Начитается очередной всемирный потоп. Часть стран с теплым климатом по мере сдвижения земной коры перемещаются в зону оледенения. Происходит массовое переселение людей на возвышенности и в горы, на территории с умеренным климатом. Строятся большие космические орбитальные станции и города на Луне.
2035 – 2050 годы

Научно-технический прогресс обеспечивает начало перехода общества на принципы гармоничного сосуществования с природой. Человечество устремляется в глубины океана, в подземное пространство, в космос. Время становится всемирным эквивалентом стоимости, на практике реализуется лозунг: «Время – деньги». Аппараты, развивающие высокие скорости, осуществляют процессы замедления и ускорения времени. Начинается энергоинформационный обмен с разумными земными и внеземными системами.
Исходя из вышеизложенных представлений о маркетинге и представленных прогнозах будущего, комплекс маркетинга будущего будет представлять следующий системный набор основных элементов:

- товары и услуги будут создаваться в соответствии с законами и эволюцией природы, не нарушая экологического равновесия;



- цена как мерило стоимости будет отражать только энергетические затраты на создание товаров и услуг, информационный обмен и обмен материальными ценностями будет осуществляться на основе временного измерения по принципу: «время – деньги»;

- товары и услуги будут создаваться и безотходно утилизироваться в местах пользования роботизированными комплексами потребителей на основе энергетического и информационного обмена нано и другими технологиями;

- понятие реклама трансформируется в понятие полезная и правдивая информация, стимулирование сбыта, в обучающие программы использования новых товаров и услуг.

Реализация комплекса маркетинга прошлого требовала от маркетолога быстрой реакции на изменения окружающей среды и хорошего знания потребителей. Ему было необходимо вести постоянный мониторинг конкурентов, выявлять и использовать конкурентные преимущества своей компании, выводить новые товары на рынок. Его деятельность была нацелена на увеличение доли рынка, повышение эффективности продаж, рост объема сбыта.

Реализация комплекса маркетинга настоящего требует подготовки маркетолога умеющего нестандартно мыслить, анализировать, систематизировать и типизировать информацию. Он обязан мечтать о будущем и смотреть вперед, ставя пред собой и своей компанией амбициозную цель. Он должен профессионально выявлять проблему, мешающую достижению стратегической цели и уметь доказательно отстаивать свое мнение, сформулированное в виде креативного замысла. Он должен быть способен создавать и реализовывать товары и услуги, избегая конфронтации с обществом и окружающей средой.

Маркетолог будущего – это исследователь новых возможностей космоса, мирового океана, подземного пространства для создания новых товаров и услуг. Он химик, энергетик, геолог и технолог, способный в доступной форме донести до потребителя информацию о новых товарах, услугах и способах их безопасного использования в гармонии с природой.



Ну а как же дидактические единицы государственного стандарта, наполненные содержанием устаревшего, часто неэффективного и не всегда социально - этичного «американского» маркетинга товаров широкого потребления? Студенты, безусловно, их освоят, успешно пройдут тесты, но подвергнут сомнению полученные знания и будут способны переучиться, проводя аналитические, научные исследования и осваивая японский, европейский и российский маркетинг прошлого, настоящего, будущего, а также креативную программу освоения дисциплины: «Изучение и прогнозирование спроса», получившую марочное название: «Познавая будущее».
4. Содержание программы
4.1. Темы и их краткое содержание:
Часть 1. Основные понятия, концепции и определения, используемые в прогнозировании.
Тема 1. Маркетинг прошлого, настоящего и будущего.
Понятия и определения маркетинга отечественных и зарубежных специалистов. Понятие обменоведение. Отечественное, «американское», «европейское», «азиатское» направления в маркетинге. Маркетинг как система регулирования скорости реализации товаров и услуг. Концепция отечественного маркетинга. Концепция маркетинга будущего. Традиционный комплекс маркетинга товаров. Комплекс маркетинга услуг. Расширенный комплекс маркетинга для отечественных условий. Комплекс маркетинга будущего. Основные задачи марктеолога прошлого и настоящего. Основные задачи обменоведа - специалиста в области маркетинга будущего.
Тема 2. Регулирование спроса - скорости реализации товаров и услуг.
Изучение, формирование и регулирование спроса. Понятие и определение спроса. Потенциальный и фактический спрос. Скорость реализации товаров и услуг. Виды спроса и задачи маркетинга. Законы спроса и предложения. Циклический характер спроса. Понятие эластичности спроса и его использование в практике бизнеса. Способы измерения спроса. Способы формирования спроса. Способы регулирования спроса. Прогнозирование – важнейшая часть управления. Понятие управления маркетингом. Основные концепции управления маркетингом и их использование в отечественных экономических условиях. Не рыночные способы формирования и регулирования спроса.
Тема 3. Методология маркетинговых и аналитических исследований как основа прогнозирования
Понятия: «наука», «гипотеза», «классификация», «систематизация», «анализ», «синтез», «алгоритм». Алгоритм аналитических и маркетинговых исследований. Понятия: «цель исследования», «проблема», «задачи исследования», «выводы и рекомендации». Методы, используемые в маркетинговых исследованиях. Информационное обеспечение маркетинговых исследований и прогнозирования. Первичная и вторичная информация. Источники, каналы и способы получения информации. Способы оценки достоверности информации. Критерии оптимизации информационных исследовательских затрат. Примеры маркетинговых исследований.
Тема 4. Создание новых товаров и услуг как метод формирования и прогнозирования спроса
Понятия: «товар», «новый товар», «инновация», «дизайн», «стиль» и др. Способы получения новинки. Стратегия разработки новых товаров на основе позиционирования. Последовательность создания новых товаров. Генерация (рождение) идей. Отбор идей. Разработка замысла и его проверка. Разработка стратегии маркетинга. Анализ возможностей производства. Анализ возможностей сбыта. Создание товара. Испытание в рыночных условиях. Внесение поправок и изменений в товар и стратегию маркетинга. Развертывание коммерческого производства. Способы создания новой марки. Примеры успешных марок. Примеры неудач создания новых товаров. Основные причины неудач создания новых товаров. Примеры создания новых товаров – лидеров отечественного и мирового рынков.

Часть 2. Методы изучения будущего

Тема 5. Понятие и виды прогноза, обзор методов прогнозирования

Понятие и виды прогноза. Оценка точности прогнозов. Прогнозирование на основе стратегического планирования и формирования будущего путем разработки новых товаров. Эвристические методы прогнозирования на основе интуиции, творчества и воображения. Методы экспертных оценок на основе опыта, ограниченной косвенной информации. Методы индукции и дедукции, используемые в прогнозировании. Методы экстраполяции и интерполяции. Статистические методы краткосрочного прогнозирования: экспоненциальное сглаживание, анализ временных рядов. Казуальные методы прогнозирования: корреляционно-регрессионный анализ; метод ведущих индикаторов; метод обследования намерений потребителей и др. Нормативные методы прогнозирования. Математическое, экономико-математическое, графическое и виртуальное моделирование. Прогнозирование на основе опросов. Прогнозирование на основе результатов эксперимента. Метод сценариев. Астрологические прогнозы. Комплексный поход к прогнозированию.

Тема 6. Эвристические (экспертные) методы прогнозирования.
Прогнозы писателей фантастов. Прогнозы кинематографистов, прогнозы художников. Примеры эвристических прогнозов А. Кларка., Ю. Разовского и др. специалистов. Методика экспертного прогнозирования. Методика проведения экспертных опросов. Подбор экспертов и формирование экспертных групп. Формулирование вопросов и подготовка опросных анкет. Разработка процедуры согласования оценок экспертов. Анализ экспертных оценок. Утверждение прогноза. Примеры экспертного прогнозирования.
Тема 7. Статистические методы прогнозирования: экспоненциальное сглаживание и анализ временных рядов.
Статистические методы краткосрочного прогнозирования: экспоненциальное сглаживание, анализ временных рядов.

Модель экспоненциального сглаживания. Константа сглаживания, диапазон ее значений и способ выбора. Примеры расчета прогнозных показателей на основе модели экспоненциального сглаживания. Определение ошибки прогнозирования. Достоинства и недостатки метода прогнозирования на основе модели экспоненциального сглаживания.

Метод прогнозирования на основе анализа временных рядов. Понятие временного ряда. Графическая интерпретация временного ряда. Понятия: «сезонная вариация», «аномальная вариация», «остаточная вариация», «тренд». Мультипликативная модель прогнозирования. Расчет тренда методом «скользящей» средней. Графическое прогнозирование тренда. Расчет сезонной вариации. Определение уровня остаточной вариации. Достоинства и недостатки прогноза продаж на основе расчета тренда, сезонной и остаточной вариации.
Тема 8. Казуальные методы прогнозирования: корреляционно-регрессионный анализ
Связь между объемом продаж и различными внутренними и внешними факторами. Зависимая переменная. Независимая переменная. Понятие корреляции. Первая стадия корреляционного анализа – сбор данных о значениях переменных, которые могут иметь связь с объемом продаж. Графическая интерпретация корреляции в форме точечной диаграммы и ее анализ. Графическая интерпретация основных видов корреляции или ее отсутствия. Положительная и отрицательная корреляция (абсолютно положительная, абсолютно отрицательная). Параболическая корреляция. Отсутствие корреляции. Коэффициент корреляции, и его значения. Формула расчета коэффициента корреляции. Примеры расчета коэффициента корреляции. Интерпретация значений коэффициента корреляции.

Понятие регрессии. Уравнение линейной регрессии. Пример интерполяции объема продаж на основе линейной регрессии. Множественная регрессия.

4.2. План и краткое содержание семинарских занятий
Тема 1. Отечественное, «американское», «европейское», «азиатское» направления в маркетинге
Обменоведение как система регулирования скорости реализации товаров и услуг. Отличия и особенности отечественного маркетинга. Примеры успехов отечественного маркетинга. Расширенный комплекс маркетинга для отечественных условий. ЗБ (три вида обеспечения безопасности)– отечественного маркетинга.

Концепция маркетинга будущего. Примеры товаров будущего. Комплекс маркетинга будущего. Основные задачи маркетолога прошлого и настоящего. Основные задачи обменоведа - специалиста в области маркетинга будущего.


Тема 2. Способы измерения, формирования и регулирования спроса
Измерение скорости реализации товаров и услуг. Виды спроса и задачи маркетинга. Понятие эластичности спроса и его использование в практике бизнеса. Практическое применение принципа Конфуция: «Предвидеть – значит управлять!». Ассоциативное восприятие понятия: «управление маркетингом». Основные концепции управления маркетингом и их использование в отечественных экономических условиях. Не рыночные способы формирования и регулирования спроса.
Тема 3. Алгоритм аналитических и маркетинговых исследований
Методы, используемые в маркетинговых исследованиях. Информационное обеспечение маркетинговых исследований и прогнозирования. Первичная и вторичная информация. Источники, каналы и способы получения информации. Способы оценки достоверности информации. Критерии оптимизации информационных исследовательских затрат. Примеры маркетинговых исследований.
Тема 4. Последовательность создания новых товаров
Способы получения новинки. Стратегия разработки новых товаров на основе позиционирования. Способы создания новой марки. Примеры успешных марок. Примеры неудач создания новых товаров. Основные причины неудач создания новых товаров. Примеры создания новых товаров – лидеров отечественного и мирового рынков.

Тема 5. Основные методы прогнозирования

Эвристические методы прогнозирования. Методы экспертных оценок. Статистические методы прогнозирования: экспоненциальное сглаживание, анализ временных рядов. Казуальные методы прогнозирования: корреляционно-регрессионный анализ. Математическое, экономико-математическое, графическое и виртуальное моделирование.
Тема 6. Экспертные методы прогнозирования
Примеры эвристических прогнозов. Методика экспертного прогнозирования. Подбор экспертов и формирование экспертных групп. Формулирование вопросов и подготовка опросных анкет. Процедура согласования оценок экспертов. Утверждение прогноза. Примеры экспертного прогнозирования.
Тема 7. Экспоненциальное сглаживание и анализ временных рядов
Модель экспоненциального сглаживания. Константа сглаживания. Определение ошибки прогнозирования. Достоинства и недостатки метода прогнозирования на основе модели экспоненциального сглаживания.

Метод прогнозирования на основе анализа временных рядов. Мультипликативная модель прогнозирования. Расчет тренда. Графическое прогнозирование тренда. Расчет сезонной вариации.


Тема 8. Корреляция и регрессия
Первая стадия корреляционного анализа – сбор данных о значениях переменных, которые могут иметь связь с объемом продаж. Графическая интерпретация основных видов корреляции, или ее отсутствия. Коэффициент корреляции и его значения. Формула расчета коэффициента корреляции.

Понятие регрессии. Уравнение линейной регрессии. Пример интерполяции объема продаж на основе линейной регрессии.



5. Вопросы для самоконтроля и подготовки к зачету
1. Что такое обменоведение, из каких элементов состоит комплекс маркетинга настоящего и будущего? Предвидеть – значит управлять?

2. Что такое спрос, как его измеряют?

3. Термины Прогноз, Потенциальный рынок, Доступный для покупателя рынок, Целевой рынок, спрос, инновация, товар, дизайн, стиль и др.

4. Какие бывают состояния спроса, какие задачи маркетинга решаются при различных его состояниях?

5. Является ли изучение и прогнозирование спроса частью маркетинговых исследований, в какой последовательности они проводятся?

6. В чем сущность законов спроса и предложения?

7. Что означает эластичность и неэластичность спроса по цене?

8. Что такое перекрестная эластичность?



9. От каких факторов зависит рыночный спрос?

  1. Как осуществляется оценка спроса по факту реализации товаров и услуг?

  2. Как оценивается потенциальный спрос?

  3. Какие известны методы оценки будущих объемов продаж товаров?

  4. Какие есть способы и источники получения информации для проведения прогнозов?

  5. Какие следует собрать данные для анализа внешней среды и анализа рынка?

  6. Что такое прогноз?

  7. Какие существуют виды прогнозов?

  8. Что предсказывают прогнозисты научно-технического прогресса и как учитывать их прогнозы в маркетинге?

  9. Какие известны методы прогнозирования?

  10. Сущность метода экспертных оценок?

  11. Как обобщается экспертная оценка методом Дельфи?

  12. Что такое прогноз продаж, с какой целью его осуществляют?

  13. Какие применяют количественные методы прогнозирования ожидаемых объемов продаж?

  14. Как осуществляют анализ временных рядов?

  15. Что такое тренд, вариация (ее виды), скользящая средняя?

  16. Как определяют значения тренда в прогнозируемом периоде?

  17. Как осуществляют расчет значений сезонной вариации?

  18. Как рассчитывают объем продаж в прогнозируемом периоде?

  19. Какой вид имеет модель экспоненциального сглаживания?

  20. Какие в основном используют диапазоны значений константы сглаживания?

  21. Как выбрать значение константы сглаживания?

  22. Как определить ошибку прогнозирования?

  23. О чем свидетельствует сигнал Триггера?

  24. В чем сущность корреляционного анализа?

  25. Какие бывают виды корреляции?

  26. Как подсчитать коэффициент корреляции?

  27. Как интерпретировать значения коэффициента корреляции?

  28. Какой вид имеет формула линейной регрессии, какие переменные и константы в нее входят?

  29. Как подсчитать значения констант в уравнении линейной регрессии?

  30. Как проверить правильность построения прямой, на основе уравнения линейной регрессии?

  31. Что означают понятия: «экстраполяция», «интерполяция»?

  32. Какой вид имеет уравнение множественной регрессии?

  33. Как последовательно осуществляют маркетинговые исследования?

  34. Как последовательно осуществляют создание новых товаров?

  35. Какие известны способы создания новых марок?



6. Рекомендуемые темы творческих работ


  1. Измерение скорости реализации товаров и услуг.

  2. Предвидеть – значит управлять.

  3. Не рыночные способы формирования и регулирования спроса.

  4. Информационное обеспечение маркетинговых исследований и прогнозирования.

  5. Стратегия разработки новых товаров на основе позиционирования.

  6. Способы создания новой марки.

  7. Примеры создания новых товаров – лидеров отечественного и мирового рынков.

  8. Эвристические методы прогнозирования.

  9. Методы экспертных оценок.

  10. Статистические методы прогнозирования: экспоненциальное сглаживание, анализ временных рядов.

  11. Казуальные методы прогнозирования: корреляционно-регрессионный анализ.

  12. Примеры эвристических прогнозов

  13. Примеры экспертного прогнозирования.

  14. Модель экспоненциального сглаживания.

  15. Метод прогнозирования на основе анализа временных рядов.

  16. Метод прогнозирования на основе расчета коэффициента корреляции и составления уравнения регрессии.

  17. Использование методов астрологического прогнозирования в бизнесе.

  18. Формирование будущего спроса компанией «Тойота».

  19. Формирование будущего спроса компанией «Сони».

  20. Составление прогноза будущего на основе эвристических прогнозов А. Кларка и Ю. Разовского и др. ученых.

  21. Особенности прогнозирования и планирования в условиях монополистического, коррумпированного, неразвитого рынка.

  22. Математические методы и модели, используемые в прогнозировании.

  23. Стратегическое планирование на примере успешных компаний.

  24. Прогнозы Нострадамуса.

  25. Отечественные и зарубежные сценарные прогнозы развития России.

  26. Прогнозы изменения цен на энергоносители.

  27. Прогнозирование колебаний макроэкономических показателей: уровень инфляции, рост ВВП, процентная ставка по кредитам.

  28. Прогноз продаж товаров, услуг на год на примере конкретного предприятия.


7. Учебно-методическое обеспечение
Основная литература:


  1. Разовский Ю. В. Познавая будущее. Конспекты лекций по дисциплине «Изучение и прогнозирование спроса». М.: Мирознаните, 2007, адрес в интернете: razovskiy.com.

  2. Разовский Ю. В.,.Савельева Е. Ю: «Познавая будущее», сайт «Мирознание», razovskiy.com, 2008 .

  3. Басовский Л Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007

  4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Зкспрес-курс. Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского (Часть 2. Анализ маркетинговых возможностей, раздел: Обзор методов прогнозирования и измерения спроса) – СПБ.: Питер, 2002

  5. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. Маркетинг. (Глава 2, раздел 2.4. Методы прогнозирования в маркетинговой деятельности). М.: Экономика, 1999.

  6. Шмидт Руат. А., Хелен Райт. Финансовые аспекты маркетинга. Учебное пособие для вузов. (Часть 3 . Прогнозирование) Пер. с англ.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

Дополнительная литература:


  1. Слуцкин Л. Н. Курс МВА по прогнозированию в бизнесе. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

  2. Фомин Г. П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности. М.: Финансы и статистика. 2005.

  3. Лайкер Д. ДАО Тойота: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

  4. Морита Акито: при участии Эдвина М. Рейнголда и Мицуко Симомуры: «Sony. Сделано в Японии». Пер. с англ. – 2-е издн.: Алпина Бизнес Букс, 2007.

  5. Брайт Д. Смит. Как заставить маркетинг работать. Стратегическое планирование на опыте известных компаний. Пер. с англ. Е. В. Шматовой и С. Г. Жильцова; под общей редакцией А. Л. Разумовской. – Москва: Вершина, 2006.

  6. Разовский Ю. В., Савельева Е. Ю.: «Будущее маркетинга: проблемы и пути его изучения», Маркетинг в России и за рубежом, № 6, в 2007.



8. Что изучать после освоения программы «Познавая будущее» в объеме 90 часов?
1. Методы астрологического прогнозирования.

2. Принятие управленческого решения на основе прогнозных оценок.

3. Принципы и методы стратегического планирования.

4. Научно- техническое прогнозирование.

5. Социально-политическое прогнозирование.

6. Задачи статистики рынка. Система показателей конъюнктуры рынка.

7. Статистика цен – принципы и методы регистрации.

8. Статистика потребления.

9. Специализированные программы прогнозирования

10. Публикации и труды по маркетингу и прогнозированию на сайте «Мирознание», razovskiy.com.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница