Программа курса «Общая биология»



страница1/5
Дата24.10.2016
Размер1.09 Mb.
  1   2   3   4   5


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Общая биология» предназначена для изучения предмета «Биология» в профильных классах химико-биологического направления и построена на основе Федерального стандарта и примерной программы среднего (полного) общего образования для профильного уровня.

Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях и призван систематизировать и обобщить биологические знания учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений и показать прикладное и практическое значение биологии.

Данная программа может быть рекомендована для преподавания в школах, лицеях гимназиях, общеобразовательных учебных заведениях, реализующих профильное обучение учащихся в естественнонаучном направлении. Она подходит для преподавания предмета «Общая биология» в классах химико-биологического, биолого-географического, медицинского, агро-технологического, медико-биологического, естественно-математического и других профилей.

Программа рассчитана на 5 часов классных занятий в неделю в 10 и 11 классах, из которых 3 часа выделяется за счет часов, определенных Федеральным компонентом Федерального базисного плана на изучение профильных дисциплин, а 2 часа - за счет школьного компонента базисного учебного плана.

Программа, «Общая биология» для профильного обучения, обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед современной биологической наукой. Особое внимание в предложенной программе уделено проведению биологических исследований и освоению учащимися методологии научного познания.

Цели изучения биологии на профильном уровне обучения ориентированы не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, как это определено Федеральным образовательным стандартом, сформулированным в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

Особое место в программе отведено вопросам, направленным на формирование у школьников научного мировоззрения, целостной научной картины мира, экологической культуры и экологического мышления, решению вопросов по сохранению окружающей природы и здоровья человека.

Для повышения образовательного уровня учащихся и развитию навыков проведения исследований и  экспериментов в программе предусмотрены разнообразные практические и лабораторные работы. Исследовательские работы, включенные в программу, направлены на формирование навыков планирования и проведения самостоятельных исследований, что способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Преподаватели, ведущие занятия на профильном уровне, призваны оказать учащимся помощь в организации и проведении всех видов вышеперечисленных работ, обеспечить консультативную помощь и контроль над выполнением заданий.

Программа предусматривает проведение экскурсий для углубления знаний и расширения кругозора школьников по изучаемым разделам, различные демонстрации, в том числе и компьютерные, способствующие повышению качества преподавания и его эффективности.

В программе сформулированы основные понятия и обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами. Методические объединения (МО) могут конкретизировать эти связи с учетом особенностей профиля обучения. Межпредметная интеграция способствует усилению мировоззренческой роли учебного курса «Общая биология» в познании научной картины мира учащимися.

Изучаемый материал программы представлен отдельными разделами. Методические объединения могут вносить предложения по изменению порядка изучения отдельных тем и вопросов, утверждая эти изменения в установленном порядке. В конце изучения материала разделов или крупных тем рекомендуется проведение зачетных занятий в устной или письменной форме или в виде компьютерного тестирования.

Программа предусматривает примерную тематику творческих и исследовательских работ. Отчет о результатах исследований и творческого поиска учащиеся представляют в разнообразных формах по усмотрению преподавателя.

Программа содержит список основной, дополнительной и специальной литературы для учителя и учащихся. Список методической литературы для преподавателей, работающих по данной программе.  

Данную программу отличает учет регионального компонента при изучении предмета, что существенно повышает эффективность усвоения учащимися учебного материала, имеющего для них большую личностную значимость.

Раздел «Основы цитологии» подробно рассматривает вопросы  методов цитологических исследований, клеточного строения, связи строения и функций отдельных органоидов. Подробно изучаются современные представления о природе гена и его функционировании, о реализации генетической информации клеткой, решаются разноуровневые и разнотиповые задачи по данной теме.

Раздел программы «Размножение и онтогенез организмов» содержит преобладающую информацию цитологической основы размножения. Процессы размножения разных групп организмов изучаются с позиций теории эволюции.

Раздел "Основы генетики" содержит исторические данные о развитии науки; больше внимания уделено влиянию загрязнения окружающей среды на наследственность организмов. В разделе рассматриваются вопросы по способам и методике решения генетических задач.

Наследственность и изменчивость человека изучается в отдельном разделе: «Генетика человека».  Введена лабораторная работа: «Изучение наследования признаков у человека», в качестве работы дополнительного исследования генетики человека. Особое внимание уделено влиянию различных факторов на генетическое здоровье нации.

  Раздел "Основы селекции и биотехнологии" содержит более подробные сведения о методах селекции, об основных направлениях биотехнологии, генной и клеточной инженерии. Внесен вопрос о селекционной работе в местности проживания учащихся.

Изучение общей биологии в 11 классе - это сквозное продолжение курса «Общая биология» 10 класса. Изучение начинается с раздела "Теория эволюции". Теория эволюции рассматривается с позиций цитологии и генетики. В данной программе предусмотрено изучение различных концепций о происхождении и жизни человека, его биологической и социальной сущности.

Раздел «Основы экологии и учение о биосфере» включает в себя изучение процессов, происходящих в экосистемах. В разделе предусматривается проведение практических работ: "Изучение экологического состояния школы», «Изучение экосистемы парка или сквера города», «Антропогенное влияние на экологическое состояние города». Завершается изучение раздела темой антропогенного изменения состояния биосферы.

Программа содержит примерное тематическое планирование, с учетом выделения учебного времени на зачеты, творческие отчеты, выполнение практических и лабораторных работ, проведение экскурсий. Организация вышеперечисленных занятий возлагается на преподавателя, ведущего данный предмет.

Темы рефератов, творческих и исследовательских работ могут использоваться преподавателем для углубления и обобщения знаний, а дополнительные отчеты - для выявления уровня усвоения учащимися учебного материала.

Для улучшения качества преподавания могут использоваться компьютерные модели, компьютерные тесты и лабораторные работы, как при самостоятельном изучении материала учащимися, так и при работе с преподавателем.

Время, отведенное для изучения разделов повторения и обобщения учебного материала по курсам 10 и 11 классов, может быть использовано для консультаций обучающихся или для подготовки к итоговому тестированию по курсу.



Курс «Общая биология» 10 класс

(170 часов, 5 часов в неделю)

Введение (1 час)

Курс «Общая биология» - основа понимания единства строения и происхождения живого; взаимозависимость всех уровней организации живого на Земле. Место курса в системе естественнонаучного знания. Значение общебиологических знаний для рационального природопользования, сохранения окружающей среды, сельского хозяйства, медицины и здравоохранения.      



1.     Введение в биологию (5 часов)

           Биология - наука о жизни и ее закономерностях. Предмет, задачи, методы и значение биологии. Связь биологии с другими науками. Место биологии в системе естественнонаучных и биологических дисциплин.

Биология как наука в системе культурных ценностей общества. Место науки биология в формировании научного мировоззрения и научной картины мира.

           Основные признаки живого вещества Земли. Определение понятия «жизнь». Жизнь как форма существования материи. Уровни организации биологических систем и принципы их выделения.

 

Демонстрации:

-таблицы (схемы): уровни организации живого;

- схемы: связь биологии с другими науками;

- портреты ученых – биологов;



Темы рефератов:

1. История развития биологии как науки.

2. Биология как наука в системе культурных ценностей общества.

3. История становления взглядов на понятие «жизнь».

4. Методы изучения биологических объектов в современной биологии.

5. Значение науки биологии в современном обществе.

6. Место науки биологии в системе естественных наук.  

Темы творческих и исследовательских работ:

1. Роль исследований других наук в решении биологических аспектов проблемы жизни.

2. Анализ современного уровня биологических исследований.

3. XXI век – век биологии?



Основные понятия:

биология, жизнь, основные признаки живого, уровни организации живой материи, методы изучения в биологии, клетка, ткань, орган, организм, популяция и вид, биогеоценоз, биосфера.    

2.     Основы цитологии  (40 часов)

2.1. Цитология как наука.

Предмет, задачи, методы современной цитологии. Место цитологии в системе естественных и биологических наук. История возникновения науки цитология. Значение цитологических исследований в медицине, здравоохранении, сельском хозяйстве, деле охраны природы и других сферах человеческой деятельности.



2.2. Клетка – структурная, функциональная и генетическая единица живого.

История открытие клетки. Первая клеточная теория, ее основные положения. Современная клеточная теория, ее основные положения и значение для развития биологии. 



2.3. Химический состав клетки.

Биогенные химические элементы и их роль в клетке. Неорганические вещества клетки, их роль в жизнедеятельности клетки. Вода в клетке, взаимосвязь строения молекулы воды ее химических свойств и биологической роли. Неорганические соли, их вклад в обеспечение жизнедеятельности клетки и поддержании ее гомеостаза. Катионы и анионы, их значение и функции в жизнедеятельности клетки. Осмотическое давление и тургор клетки. Буферные системы клетки.

             Органические вещества клетки: биополимеры – белки, их структурная организация. Свойства белков: денатурация и ренатурация – биологический смысл и значение. Функции белков в клетке. Белки - ферменты, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности клетки.

Углеводы в жизнедеятельности клеток растений, животных, грибов и бактерий. Моносахариды, дисахариды, биополимеры – полисахариды: структурные и функциональные особенности, строение и биологическая роль.

Жиры и липиды, особенности строения, связанные с функциональной активностью клетки, биологические функции. Фосфолипиды. Стероиды.

 Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Открытие и изучение нуклеиновых кислот. ДНК клетки. Структура ДНК. Репликация ДНК. РНК, ее виды, особенности строения и функционирования.

  АТФ – источник энергии клетки. Особенности строения молекулы АТФ. Функции АТФ. Витамины: строение, источник поступления и роль в организме и клетке.

2.4. Формы жизни.

Клеточные формы жизни – прокариоты и эукариоты. Их общая характеристика. Особенности строения прокариот, их рост и размножение. Значение прокариот в природе и жизни человека.

Неклеточные формы жизни - вирусы. Особенности строения, жизнедеятельности и репродукции. Вирусы бактерий - бактериофаги. Вирусные заболевания растений, животных и человека. Профилактика и лечение. Вирус СПИДа.  

2.5. Строение клетки и ее органоиды.

Плазматическая мембрана и оболочка клетки. Строение мембран клеток. Проникновение веществ через мембрану клетки. Виды транспорта веществ - пассивный и активный транспорт, экзоцитоз и эндоцитоз. Прокариотические и эукариотические клетки: особенности строения их оболочек и мембран.

Цитоплазма клетки, ее структурные компоненты. Основное вещество цитоплазмы клетки, его свойства и функции.

Ядро неделящейся клетки. Строение ядра, химический состав веществ ядра. Значение ядра в жизнедеятельности клетки: обмен веществ, передача генетической информации. Ядрышко. Особенности строения и функции ядрышка. Хромосомы. Постоянство числа и формы, тонкое строение хромосом. Понятие о кариотипе. Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом.

Аппарат Гольджи. Строение, расположение в клетках животных и растений. Функции аппарата Гольджи: синтез полисахаридов и липидов, накопление и созревание секретов (белки, липиды, полисахариды), транспорт веществ, роль в формировании плазматической мембраны и лизосом. Лизосомы: строение, функции, биологическое значение.

Эндоплазматическая сеть (ЭПС), ее типы. Особенности строения агранулярной (гладкой) и гранулярной (шероховатой) ЭПС. Значение гладкой ЭПС в синтезе полисахаридов и липидов, их накоплении и транспорте. Защитная функция ЭПС: изоляция и нейтрализация вредных для клетки веществ. Функции шероховатой ЭПС: участие в синтезе белков, накоплении продуктов биосинтеза и их транспорте, связь с другими органоидами и оболочкой клетки.

Рибосомы: особенности строения, роль в биосинтезе белка. Полирибосомы (полисомы): строение, функции, значение для биосинтеза белков.

Вакуоли растительных клеток: строение, значение, связь с ЭПС.

Пластиды. Лейкопласты, хлоропласты, хромопласты: особенности строения, функции пластид. Пластиды – полуавтономный органоид,  ДНК пластид. Происхождение хлоропластов. Взаимопревращения пластид: лейкопласты → хлоропласты → хромопласты.

Митохондрии. Строение митохондрий: наружная и внутренняя мембраны, кристы. ДНК, РНК, рибосомы митохондрий, их роль и функции. Функции митохондрий в клетке. Гипотезы происхождения митохондрий. Значение возникновения кислородного дыхания в эволюции.

Клеточный центр, его строение и функции. Органоиды движения. Клеточные включения – непостоянные компоненты цитоплазмы клеток, их особенности и функции. 

2.6. Обмен веществ и энергии в клетке.

Обмен веществ и энергии. Общая характеристика Понятие о пластическом (ассимиляция) и энергетическом (диссимиляция) обмене. Автотрофные и гетеротрофные организмы.

Фотосинтез – пример пластического обмена в клетке. Световая и темновая фазы фотосинтеза, основные процессы фаз. Основные итоги световой фазы: синтез АТФ; фотолиз воды и выделение свободного кислорода; образование восстановленного никотинамидадениндинуклеотидфосфата (НАДФН2). Фотофосфорилирование. Основной итог темновой фазы фотосинтеза. Суммарное уравнение фотосинтеза. Первичные продукты фотосинтеза. Фотосинтез и урожай сельскохозяйственных культур. Пути повышения продукции сельскохозяйственных растений, в связи с повышением эффективности процесса фотосинтеза. К.А.Тимирязев о космической роли зеленых растений.

Хемосинтез и его значение в природе.

Энергетический обмен в клетке и его биологический смысл. Этапы энергетического обмена, взаимосвязь процессов энергетического обмена и клеточных структур. Значение митохондрий и АТФ в энергетическом обмене.

Биосинтез белков в клетке и его значение. Генетический код и его свойства. Значение генов в биосинтезе белков. Этапы биосинтеза белков. Реакции матричного синтеза и их значение для биосинтеза белков. Регуляция биосинтеза белков. Гены-регуляторы, гены-операторы, структурные гены, их взаимодействие. Принцип обратной связи в регуляции функционирования генов. Современные представления о природе гена.



Демонстрации:

- портреты ученых – биологов;

- микропрепараты клеток растений, животных,  грибов и микроорганизмов;

- таблицы с изображением органоидов клетки;

- модели клеток;

- объемные модели структурной организации биологических полимеров (белков, нуклеиновых кислот, полисахаридов);

- таблицы с изображением элементарного состава клетки, строения молекул воды;

- таблицы, иллюстрирующие процесс фотосинтеза;

- таблицы или компьютерные модели, иллюстрирующие репликацию молекул ДНК;

- таблицы, с изображением строения молекул белков;

- таблицы, с изображением строения клетки и ее органоидов;

- таблицы, с изображением строения клеток прокариот и эукариот, вирусов;

- таблицы, с изображением процессов энергетического обмена в клетке;

- таблицы, с изображением процессов фотосинтеза, хемосинтеза, биосинтеза белков в клетке;

- модели-аппликации: « Строение клетки», «Биосинтез белка».

Лабораторные работы:

1. Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма.

2. Определение крахмала в растительных тканях.

3. Строение эукариотических (растительной, животной и грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.

4. Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.

5. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

6. Изучение хлоропластов в замыкающих клетках устьиц листа герани.

Практические работы:

1. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

2. Сравнение процессов брожения и дыхания.

3. Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания.



Темы рефератов:

1. История развития цитологии.

2. Развитие и совершенствование цитологических методов.

3. Методы современной цитологии и их использование в практической деятельности человека.

4. Вода – основа жизни клетки.

5. Современные химические методы в решении проблем функционирования клетки.

6. Физико-химические свойства воды и ее функции в клетке.

7. Ферменты – биологические машины.

8. Современные представления о гене.

9. Значение цитологических исследований для развития биологии, генетики, медицины и сельского хозяйства.

10.  Применение ферментов в медицине.

11.   Нуклеиновые кислоты, история открытия и биологическая роль.

12.  Роль цитоплазматической мембраны в транспорте веществ.

13.  Биофизика цитоплазматических мембран.

14.  Принципы структуры и функционирования рибосом.

15.  Современные представления о строении митотических хромосом.

16.  Вирусы, особенности функционирования и размножения.

17.   Клетка как архитектурное чудо.

18.  Преобразование энергии в митохондриях.

19.  Фотосинтез, его интенсивность и урожай сельскохозяйственных культур.

20.  Регуляция синтеза белков.

21.  Гипотезы возникновения вирусов.

22.  Значение знаний о строении и принципах функционирования биологической мембраны для медицины.

23.  Значение клеточной теории для развития биологии.

24.  Клетка - доказательство единства живой и неживой природы.

25.   Клетка – генетическая единица живого.

 

Темы исследовательских работ:

1. Изучение влияния различных факторов на процесс денатурации белков и биологического значения денатурации.

2. Изучение влияния интенсивности света на биосинтез органических веществ в процессе фотосинтеза.

3. Изучение форм раздражимости у одноклеточных животных.



Основные понятия:

автотрофы, аминокислоты, анаболизм, ассимиляция, антикодон, аппарат Гольджи, активный транспорт, аэробы, бактериофаги, биосинтез белка, брожение, вакуоль, включения, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом, ген, генетический код, геном, генотип, гидрофильность,  гидрофобность, гликолиз, гликокаликс, гликопротеиды, грана, гуанин, денатурация, диссимиляция, ДНК, дыхательный    субстрат, клеточное дыхание, кариоплазма, катаболизм, кислородный этап, кодон, комплементарность, криста, лейкопласты, лизосома, липопротеиды, локус, макроэлементы, матрикс, матричный  синтез,  метаболизм, микротрубочки. Микрофиламенты. Микроэлементы. Мономер. Нуклеопротеиды. Нуклеотид. Оперон. Органоиды. Осмос. Оператор. Пластиды. Пиноцитоз. Полимер. Полипептид. Пептидная связь. Прокариоты. Репрессор.  Рибосомы. РНК. СПИД. Строма. Структурные гены. Трансляция. Транскрипция. Триплет. Тилакоид.  Тимин. Фагоцитоз. Ферменты. Хлоропласт. Хроматин. Хромопласт. Хромосома. Центриоли. Цитоплазматическая мембрана. Цитозин. Урацил. Фотосинтез. Хемосинтез. Экзоцитоз.  Эндоцитоз. Эндоплазматическая сеть. Эукариоты.  Ядро. Ядрышко.

  


Межпредметные связи.

Неорганическая химия: химические элементы периодической системы Д.И.Менделеева. Ионы (катионы и анионы). Вода и другие неорганические вещества, строение молекул и свойства. Диссоциация электролитов.

Органическая химия: основные группы органических соединений. Буферные растворы.

Физика: осмотическое давление. Диффузия и осмос.

Ботаника: особенности строения клеток растений. Отличия растений от животных.

Зоология: особенности строения клеток животных. Отличия животных от растений и грибов.

3.     Размножение и онтогенез организмов (27 часов)

3.1. Жизненный цикл клетки.

Жизненный цикл клетки и его этапы. Подготовка клетки к делению – интерфаза, ее периоды (пресинтетический, синтетический, постсинтетический). Биологическое значение интерфазы. Амитоз. Митотический цикл. 



3.2. Типы деления клетки.

Амитоз и его значение. Митоз - цитологическая основа бесполого размножения клеток. Фазы митоза, их характеристика. Структурные изменения и физиологические особенности органоидов клетки во время митотического деления. Веретено деления, строение и функции нитей веретена. Биологическое значение митоза.

Мейоз - цитологическая основа полового размножения. Первое деление мейоза, его фазы, их характеристика. Уменьшение числа хромосом, как результат первого деления мейоза. Второе деление мейоза, фазы второго деления мейоза, их характеристика. Биологическое значение мейоза.

3.3. Бесполое и половое размножение.  

Формы и способы размножения организмов в природе. Бесполое размножение: его виды и значение. Половое размножение: его виды и эволюционное значение. Общая характеристика и особенности размножения основных групп организмов. Гаметогенез. Развитие мужских и женских половых клеток у животных и растений.  



3.4. Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.

Оплодотворение, типы оплодотворения. Оплодотворение и развитие зародыша у животных. Основные этапы эмбрионального развития животных.  Взаимодействие частей развивающегося зародыша. Биогенетический закон, его современная интерпретация. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков, загрязнения окружающей среды на развитие зародыша животных и человека. 

3.5. Особенности размножения некоторых групп организмов.

Общая характеристика и особенностей размножения вирусов, бактерий, водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных, грибов и лишайников. Смена фаз развития в жизненном цикле.



Демонстрации:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница