Программа курса «Основы православной культуры»



Скачать 272,6 Kb.
Дата03.09.2017
Размер272,6 Kb.
Методический совет Ногинского благочиния
Программа курса «Основы православной культуры» для дошкольников и начальных классов общеобразовательной школы
ВСТУПЛЕНИЕ

Сегодня мы живем в жестокое, сложное время, когда рушатся идеалы, нравствен­ные устои, когда на пьедестал человеческой алчностью и корыстью возведен золотой телец - жалкий кумир жалких людей.

Мы живем в такое время, когда все люди в личном плане разделены на два лагеря: создателей и разрушителей. Лагерь тех, кто хочет сохранить порядок в обществе, и тех, кто расшатывает, растаскивает, добивает страну.

Время тяжелое, ибо происходит разложение и извращение базовых свойств самого человека: его воли, мышления, веры, совести. В это время, как никогда, важно воспи­тание в созидательном духе. А дело воспитания не может осуществляться без проч­ных нравственных идеалов в обществе, без предпочтения общего личному. Вот поче­му многие учителя и родители, которые еще недавно были советскими людьми и твердо знали, во что верить, сегодня находятся в растерянности и неуверенности. Они не знают - чему и с помощью чего учить детей.

Безусловно, сейчас трудно учить и еще труднее учиться. Молодежи усиленно навя­зываются совсем другие идеалы и кумиры: супермены и мафиози. На место христи­анских добродетелей приходят авантюризм, грубая сила и ловкость рук. Как никогда унижен человек труда, человек творческой мысли.

Новая идеология, пришедшая к нам с Запада, практически совершенно не включа­ет в себя положительные созидательные ценности. И мы должны найти способы про­тивостоять внедрению в души людей вирусов торгашества и делячества.

Вот почему сегодня необходимо стараться привить детям вкус к ценностям родной истории и культуры. Главная задача обучения - не ограничивать детей на каждом ша­гу и запрещать делать все, что не по нраву взрослым, но сообщить им импульс живого нравственного идеала, заронить в их сердца Огонек смысла, огонек разума. Невоз­можно воспитать детей без духовного начала. В России же основу для духовной жиз­ни всегда давала Православная Церковь. Именно Православие является историеобразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом русского народа. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиаль­ный атеизм или равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально Православным человеком по своему менталитету. Не учи­тывать это в процессе воспитания и обучения нельзя.

За многие века своего существования Православие накопило колоссальный эсте­тический потенциал. Православная культура - это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева и фре­ски Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это прикладное искусство - бо­гослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, - традиции которого живы до сих пор.

Познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным, и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия и со значением Пра­вославия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личном жизни человека и призван курс Православной культуры.

Курс Православной культуры вбирает в себя сведения о Боге, Церкви и ее разви­тии, религиозной жизни и проявлении Православной духовности в труде, нравствен­ности, познании, искусстве, в межличностных отношениях к себе и миру.


Место Православной культуры в общем пространстве школьного образования

Православная культура, сопряженная со всей культурой наших предков, должна занять важное место в образовании. Но прежде чем определить конкретное содержа­ние этого курса в образовании, необходимо очертить его реальное место в общем пространстве образования/отделив его от сугубо религиозного воспитания, как того требует Российская Конституция и российские законы. Совершенно очевидно, что и церковное искусство и Православное учение вытекают из Православного вероучения. Невозможно понять нравственное учение Церкви, не познакомившись с ее историей, нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.

Попытки же отделить то или иное знание как соответствующее или не соответст­вующее названию предмета (например, запретить изучать в школе ветхий или Новый Завет) напоминает печально известную камланию ученых мужей конца 20-х - начала 30-х гг., не допускавших в школьное образование сказки на том основании, что они формируют идеалистическое мировоззрение, а уж требования научного разоблачения Библии в конце 90-х годов выглядят еще нелепее, чем требование при чтении сказок разоблачать их научную несостоятельность.

Главное, принципиальное отличие изучения Православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки Православной куль­туры предполагают приобретение суммы знаний о Православии, тогда как религиоз­ное, Православное воспитание предполагает совершение обрядовых правил. И в этом главное разделение между Православной культурой как учебной дисциплиной и Православной религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.



Конкретная организация педагогического эксперимента

Определяя в качестве ведущего направления широкий экспериментальный поиск, нужно максимально оградить его от педагогического риска, тем более, педагогическо­го брака. Это достигается: во-первых, организацией самого эксперимента, когда все преподаватели Православной культуры будут работать в режиме эксперимента; во-вторых, общей программой, определяющей основные направления поисков, и про­граммой каждого преподавателя, утвержденной экзаменационной комиссией курсов; в-третьих, стандартностью педагогической ситуации - курс Православной культуры вводится как общеобразовательный предмет, факультатив, а потому планирование и организация его осуществляются по общепринятой схеме (задачи, содержание, фор­мы, методы и т. д.); в-четвертых, достаточно высоким профессиональным уровнем преподавателей; в-пятых, и это самое важное, продуманным содержанием самого курса, и поэтому так важно в процессе обучения выдвинуть на первое место не столь­ко методическое мастерство преподавателя, сколько само содержание курса



Основные задачи курса

1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях.

2. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета.

3. Изучить историю Русской Православной церкви и ее роль в жизни России. Спо­собствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре.

4. Дать знания о Православной Церкви и Православном Храме. Раскрыть содержа­ние и смысл Православного искусства: архитектуры, иконописи/музыки, литературы. Донести до детей их смысловое знамение. Способствовать активному освоению деть­ми Православного искусства.

5. Приобщить детей к нравственным устоям Православной культуры на основе изу­чения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и Православного искусства, по­мочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей Православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестоко­сти, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опусто­шенных душах потерявших веру людей. Для этого дать детям твердые ориентиры до­бра, истины, любви в образцах Православной жизни на основе веры, надежды, любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопе­реживанию, умению мирно решать конфликты.

6. Ввести детей в круг основных Православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.

Задачи реализуются в следующих разделах курса:

I. Основные понятия и представления:

1.Бог.

2. Мир и его творение.



3. Человек в Православной картине мира.

4. Религиозное сознание.

5. Другие вероисповедания, секты.

II. История Ветхого Завета. История Нового Завета.

III. История Православия:

1. История Русской Православной Церкви.

2. Жития (биографии) наиболее известных святых Земли Русской.

3. Роль Православия в судьбе нашего Отечества.

IV. Церковь и храмовое искусство:

1. Понятие церкви.

2. Храм и его устройство.

3. Церковная служба.

4. Икона.

5. Песнопения. Колокольный звон.

V. Православная этика:

1. Смысл и сущность Православной морали.

2. Отношение к Богу, миру, людям в Православии б отличие от других вероиспове­даний.

3. Семья. "Домострой".

4.Труд.

5. Родина и защита Отечества.



VI Основные Православные праздники:

1. Главные Православные праздники (их содержание и история возникновения).

2. Церковные обряды.

3. единство Православия и народной культуры в праздниках (церковные и народ­ные традиции, их взаимосвязь).

4. Русская культура Православных праздников. Культура убранств.

Введение этого курса предполагает множество форм, методов и средств, что обу­словлено как многообразием самого курса, так и возрастными особенностями изу­чающих этот курс.

Среди форм обучения, наряду с классно-урочными занятиями могут использоваться другие формы молодежного общения, например, различные поездки, собрания, чае­пития, прослушивание музыки, просмотр кинофильмов, но надо стараться наполнить эти формы иным содержанием. Ездить по святым местам, посещать храм; собирать­ся, чтобы в свете Евангелия обсуждать жизненные проблемы; музыку, кино смотреть и слушать по обдуманному выбору, помогать нуждающимся людям, заботиться о младших.

Столь же важно не ограничить методы только словесным изложением материала, но продуктивно использовать активные методы обучения, включить детей в процесс изучения Православной культуры, используя самые разные виды детского творчества: рисунки, пение, сочинения и т. п.

Кроме книг Священного Писания, в разрабатываемом курсе предполагается ис­пользовать исследования по истории Православия, образцы житийной литературы. При этом особое внимание надо обратить на житийную литературу, любимое чтение в Древней Руси, потому что в жизнеописаниях святых показаны примеры моральных исканий человека и проявления его гражданской сути: защита Отечества - Дмитрий Донской и Александр Невский, просвещение - Феодосии Печерский, Сергий Радонеж­ский, верность Родине - патриарх Гермоген, семейные добродетели - Петр и Феврония Муромские, родители Сергия Радонежского и др. Непреходящее значение имеют эти труды и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего чело­века.

Большое значение имеет изучение Православного, как церковного, так и светского искусства: архитектура, иконопись, изобразительное искусство, художественная лите­ратура, предания, сказки, образцы музыкального и поэтического творчества

Знание праздников вводит в литургический Православный круг, связывая воедино мир духовной, социальной жизни русского народа с миром природы.

Курс охватывает следующий возрастной диапазон: дошкольников и школьников начальных классов. В связи с этим курс строится на концентрической основе с посте­пенным расширением объемов понятий и смещением акцентов в изучении аналогич­ных тем с внешних описательных сюжетов в сторону их содержательного осмысления. В дошкольном возрасте рекомендуется сообщить детям элементарные сведения по библейской истории и Православию.

Учитывая психологические особенности детей, можно выделить 2 условные воз­растные группы, в которых преподавание разрабатываемого курса будет иметь свою специфику. Это следующие группы:

1. Группа 4 - 6/7 лет - подготовительная (детский сад).

2. Группа 6/7-10 лет - младшая (1 - 3/4 класс). Данная программа призвана дать основу содержания курса Православной культу­ры. Программа носит экспериментальный характер, а это значит, что учитель должен в своей работе искать возможности ее совершенствования.

Задачи и содержание курса в подготовительной группе

Подготовительная группа охватывает детей дошкольного возраста. Причем нижняя граница этого периода по своим психологическим качествам сильно отличается от верхней. Но общей и важной тенденцией этого возрастного периода является закла­дывание и активное развитие психологических структур личности ребенка, опреде­ляющих систему отношений к себе и ко всему, что его окружает. Это период бурного развития сознания, системы нравственных мотивов и формирования основ волевого поведения.

Курс Православной культуры, ведущийся в подготовительной группе, закладывает фундамент для дальнейшего обучения в старших группах. Он должен включать ос­новные представления, на которые необходимо будет опираться в дальнейшей рабо­те.

Вместе с тем не следует рассматривать преподавание этого курса в подготови­тельной группе как узкую подготовку к его изучению в школе, подобно тому, как детст­во нельзя рассматривать как подготовку к жизни взрослой. И так как детство есть са­моценный, но прорастающий во взрослость, и потому ничем незаменимый период че­ловеческой жизни, так же и изучение Православной культуры в дошкольном возрасте имеет свое, непреходящее значение. И компенсировать его нельзя.

Представляется, что наиболее правильным в этом возрасте должно стать изучение Православной культуры в рамках главных Православных праздников (Православный литургический год), которые вводят ребенка в светлый, радостный и праздничный мир Православия, через который по-новому открывается жизнь окружающих людей и при­роды. Здесь крайне важно помнить слова К. Д. Ушинского, который писал: "Для ребен­ка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зо­лотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни... Пер­вое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка - все соединяется, чтобы оживить то или другое событие* (Ушинский К. Д. Сочинения в 10-и тт. Т. 6.М.. АГН РСФСР, 1949, с. 321-322).

Сообщая детям самые первые элементарные сведения о Боге, Его творении, о Сыне Божьем, святых и подвижниках Православия, можно и нужно увязать воедино духовное и материальные, нравственно умозрительное и практическое.

Исторический раздел программы будет представлен изучением эпизодов библей­ской и церковной истории, которые отражают в себе течение истории общечеловече­ской »

Изучение храма будет более эффективным, если посетить его в праздники, в дни торжеств, а само посещение заранее подготовить. Важно познакомить детей с уст­ройством храма, его историей. Столь же важно ввести в программу произведения ли­тературы и изобразительного искусства, вводящие детей в мир высоких духовно-нравственных образов, в эмоционально привлекательной, понятной форме передаю­щие сведения эстетического, духовно-нравственного и учительного характера.

Очень важно ввести ребенка в координаты высших нравственных ценностей, за­дать алгоритмы нравственного поведения, для чего незаменимы нравственные бесе­ды, а также организация такого поведения ребенка, когда бы он мог в максимальной степени ориентироваться на других людей, учитывая их интересы и позицию.

В период 3-4-х и даже 5-летнего возраста в поведении ребенка произвольный эле­мент еще слаб. Логические составляющие весьма просты. Поэтому курс Православ­ной культуры должен в «максимальной степени располагать детей к практическому прорабатыванию сведений о Православной культуре, к активному проигрыванию ре­бенком некоторых моментов.

Само же преподавание в этот период нужно вести, опираясь на краткие состав­ляющие: всего одну - две главные мысли, эпизоды из Библейских повествований, ко­торые должны преподноситься в яркой образной форме. Формулировать эти мысли следует очень просто, с использованием понятных и знакомых ребенку слов. Особен­ности психики детей этого возраста таковы, что урок может проходить продуктивно всего 10-12 минут. В течение этого времени ребенок должен быть включен в те или иные запланированные учителем виды деятельности, которые позволят ему усвоить главную мысль учебной темы. Дети в этом возрасте прекрасно учат наизусть. Кроме разучивания стихов и песен, ребенку можно давать задание нарисовать то, что он слышал от учителя. Некоторые ситуации целесообразно проигрывать в ролевых иг­рах-оценках.

Основное содержание

Раздел I. Основные религиозные понятия и представления. Бог. Его существование.

Творение мира и человека.



Раздел II. История Ветхого и Нового Завета

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. Изгнание из рая. Непослушание и грех в жизни людей. Потоп. Жизнь людей после потопа. Моисей. Заповеди Божии.

НОВЫЙ ЗАВЕТ. Рождение и Благовещение Пресвятой Девы Марии. Рождество Христово. Детство Иисуса Христа. Крещение. Чудеса Господа нашего Иисуса Христа. Чему учил Иисус Христос. Благословение детей. Вход в Иерусалим. Пасха. Прощальная беседа. Предатель­ство Иисуса Христа Иудой. Распятие и смерть Иисуса Христа. Воскресение Христово. Вознесение.

Раздел III. История Православия в России

Историю русского Православия желательно представить в рассказах, доступных пониманию детей этого возраста на примере чудесных деяний наиболее великих святых русской земли: св. кн. Владимира, Феодосия Печерского, Александра Невского и Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского и др.



Раздел IV. Церковь и храм. Искусство

Церковь. Храм. Зачем люди ходят в церковь. Молитва. Устройство храма. Иконостас. Иконы. Происхождение икон. Различие икон. Богородичные иконы. Церковная музыка. Пение. Колокола и колокольный звон. Священник, понятие о церковной службе. Дети в храме.



Раздел V. Православная этика

Отношение ребенка к близким. Отношение ребенка к воспитателям. Отношение ребенка к сверстникам. Отношение ребенка к природе и всему живому. Требования Православной церкви к поведению ребенка.



Раздел VI. Главные Православные праздники

Рождество Богородицы - 21 сентября, Казанская икона Божией Матери -4 ноября, Собор Архистратига Михаила и всех небесных сил - 21 ноября, . Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря. Святой Николай Чудотворец-19 декабря, Рождество Христово-7 января, Преподобный Серафим Саровский -15 января, Крещение Господне -19 января, Сретенье Господне -15 февраля, Прощеное воскресенье - переходящий праздник, Великий пост. Благовещенье - 7 апреля, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)-переходящий праздник. Воскресение Христово (Пасха) - переходящий праздник, Вознесение Господне - переходящий праздник. День Святой Троицы, Пятидесятница - переходящий праздник. Рождение Иоанна Крестителя • 7 июля, Праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла -12 июля, Память Казанской иконы Божией Матери - 21 июля, Память великого князя Киевского Владимира - 28 июля, Преподобный Серафим Саровский -1 августа. Память пророка Илии-2 августа. Преображение Господне-19 августа, Успение Богородицы -28 августа.


Организация занятий в группах проходит в форме эпизодических мероприятий: слушание коротких библейских рассказов, проигрывание праздников. Это возможно в форме педагогически организованной игры-инсценировки, беседы на нравственные темы, рисования, разучивания стихов и песенок. Возможно непосредственное знаком­ство с особенностями церковной жизни. Для этого надо организовать посещение хра­ма, встречу со священником и т. п.

ПРОГРАММА

(Подготовительная группа детского сада)

Рекомендуется: в течение 15-20 минут изучать тему; после трех - пяти минутного пе­рерыва заниматься рисованием или читать сказки.

Сентябрь, Мироведение.

- 1-ое занятие. Тема: «Наш удивительный мир. Бог в природе. Отноше­ние ребенка к природе. Рисование».

Рекомендуемая литература:

- Закон Божий (Слободского), с. 15-22.

- Книги о природе.

-Библия.


- 2-ое занятие. Тема: «Откуда мы узнаем о Боге? Библия. Свойства Бо­жии. Как человек говорит с Богом? Молитва».

Литература:

- Закон Божий (Слободского), с.27-32.

- Ангел Хранитель (детская книжка по Закону Божию), с.3-7.

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), урок 3,с.7.

Ветхий Завет.

- 3-е занятие. Тема: «Дни творения мира. Ангельский мир. Ангел Храни­тель. Молитва к Ангелу Хранителю. Рисование».



Литература:

- Библейские повествования, с. 14-15 (иллюстрации).

- Народная азбука, с.44-45.

- Библейские рассказы (А Твердовской), с.11.

- Священная история для детей (изложено княгиней М.Львовой), ре­принтное издание, с.3-5.

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), урок 3, с.8-11;

- Детская Библия (в рассказах для детей), священника П.Воздвиженского, с.7-8. .

-Закон Божий (Слободского), с.103-118.

- Ангел Хранитель (сборник рассказов о Лизе— первый рассказ).

- 4-ое занятие. Тема: «Сотворение мира (продолжение). Сотворение. Адама я Евы. Человек - венец творения. Душа человека. Жизнь первых людей в Раю. Рисование».

Литература:

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), с. 10,12.

- Закон Божий (Слободского), с. 119,124.

- Библейские повествования, с. 16-21 (иллюстрации).



Октябрь.

- 5-ое занятие. Тема: «Грехопадение первых людей. Обетование Спаси­теля. Непослушание грех в жизни людей. Чтение поучительного расска­за (или сказки)».

Литература:

- Закон Божий (Слободского), с. 128-133. •

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), с. 12.

- Библейские рассказы (А.Твердовской), с. 13.

- Библейские повествования (иллюстрации), с.22-23.

- Детская Библия (священника П-Воздвиженского), с.9-12.

- Народная азбука, с.45-46. '



- 6-ое занятие. Тема: «Потоп. Жизнь людей после потопа. Рисование»

Литература:

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), с. 12-14.

- Детская Библия (священника П.Воздвиженского), с. 14-18.

- Народная азбука, с.46-47.

- Библейские рассказы (А. Твердовской), с. 15.

- Библейские повествования (иллюстрации), с.26-31.

- Священная история для детей (М.Львовой), с. 11-15.

- 7-ое занятие. Тема: «Моисей. Исход еврейского народа из Египта. Чу­деса Божий в пустыне. Рисование».

Литература:

- Библейские рассказы, с.29,33,35.

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), с.16-18.

- Народная азбука, с.50-51. — Детская Библия (священника П.Воздвиженского), с.29-36,

- Закон Божий (Слободского), с. 177-186

- Библейские повествования (иллюстрации), с.98-101, 124-125., 130-133.

- 8-ое занятие. Тема: «Заповеди Божий. Что такое «закон»? Поведение

человека. Что такое совесть? Чтение поучительного рассказа».



Литература:

- Священная история для детей (М.Львовой), с.40-41.

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), с. 19-20.

- Закон Божий (Слободского), с. 187-190.

- Библейские повествования, с. 138-141.

- Народная азбука, с.52-55. . .

- Ангел Хранитель (сборник рассказов о Лизе).


- 9-ое занятие. Тема: «Скиния - первый храм. Рисование».

Литература:

- Закон Божий дня самых маленьких (Куломзиной). с.21-22. — Закон Божий (Слободского), с. 192-194

- Детская Библия, Российское Библейское общество, 1995, с.106-110 (иллюстрации).



Ноябрь

- 10-ое занятие, Тема: «Пророки. Ветхозаветные пророки и их пророче­ства. Обетование Спасителя. Объяснение названий «Ветхий» и «Новый Завет. Чтение». Литература:

- Священная история для детей (М.Львовой), с.59-70.

- Библейские повествования(иллюстрации), с.285,325,340 и др.

-Закон Божий (Слободского), с.224-231,235-244.

- Детская Библия (священника П. Воздвиженского), с.49.

- Библейские рассказы (А. Твердовской), с. 53-5 5,65.

- 11-ое занятие. Тема: «Повторение всех тем из раздела «Ветхий Завет». Чтение».

Новый Завет

- 12-ое занятие. Тема: «Святые Иоаким и Анна - родители Пресвятой

Богородицы; Рождество Пресвятой Богородицы».



Литература:

- Пресвятая Богородице, спаси нас, с.9-11.

- Евангелие для детей (М.Львовой), с.79.

- 13-ое занятие. Тема «Введения Богородицы во храм. Благовещение. Молитва Богородице. Чтение».



Литература:

- Антея Хранитель (детская книжка по Закону Божию), с.21-25.

- Евангелие для детей, с.9-12;

- Детская Библия (священника П.Воздвиженского),с.51-53.

- Пресвятая Богородице, спаси нас, с.13-17.

- Детям о Христе. «Рагор», 1995, с.7-12 (предание о Благовещении).



Декабрь

- 14-ое занятие. Тема: «О святых иконах. Кто изображается на иконах? Богородичные иконы Их виды. Чудотворные Богородичные иконы (чтение об одной иконе, по выбору учителя).



Литература:

- Книга о Церкви, с.319-344.

- Закон Божий (Слободского), с.48,52.

- Репродукции Богородичных икон.
- 15-ое занятие. Тема: «Кого еще изображают на иконах? О святых лю­дях. Чтение о жизни святого человека (по выбору учителя)».

Литература:

- Закон Божий (Слободского), с.55-58.

- Жития святых для детей.


- 16-ое занятие. Тема: «Рождество Христово (рассказ учителя)». Литература:

- Пресвятая Богородице, спаси нас, с. 19-21.

- Закон Божий (Слободского), с.268-275.

- Библейские повествования (иллюстрации), с.356-357,360-361.

- Детская Библия (священника П.Воздвиженского), с.53-57.

- Евангелие для детей, с. 13-16.

- Ангел Хранитель, с.27-31.

- Детям о Христе, с. 13-15.

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), с. 29-32.

- Библия в пересказе для детей, с. 10-15.
- 17-ое и 18-ое занятия. Тема: «Рождество Христово». (Подготовка к празднику: разучивание песен, стихов. Возможна постановка пьесы. По­здравительные открытки родителям.)

Литература:

- Рождественская елка (детский сборник).



Январь

- 19-ое занятие. Тема: «Празднование Рождества Христова».

29-ое занятие. Тема: «Сретение Господне. Детство Иисуса Христа. Отрок

Иисус в храме. Чтение рассказов из Священного Предания».


Литература:

- Священная история для детей (М. Львовой), с.92-93.

- Библия в пересказе для детей, с. 16-19.

- Ангел Хранитель, с. ЗЗ.

- Евангелие для детей, с.17-18.

- Детская Библия (священника П. Воздвиженского), с. 57-62.

- Пресвятая Богородице, спаси нас, с.23.

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), с.33-34.

- Детям о Христе, с. 19-21.



- 21-ее замятие. Тема: «Иоанн Креститель. Крещение Господне. Таинст­во Крещения в жизни человека».

Литература:

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), урок 13, с.35-37.

- Библия в пересказе для детей, с.20-21.

- Священная история для детей (М.Львовой), с.93-96,

- Библейские рассказы, с.72.

- Евангелие для детей, с. 19-21.

- Антея Хранитель (детская книжка по Закону Божию), с.35,

-Закон Божий (Слободского); с.284-288.

- 22-ое занятие. Тема: «Икона «Крещение Господне» - Богоявление. Удивительная тайна - Бог-Троица. Другие иконы, изображающие Трои­цу. Молитвы к Пресвятой Троице («Трисвятое»)».



Литература:

- Ангел Хранитель (детская книжка по Закону Божию), с.8-12.

- Закон Божий (Слободского), с.24-26,70-72.

- Репродукции икон Ветхозаветной и Новозаветной Троицы.



Февраль

- 23-е занятие. Тема: «Чудеса Господни. Как Иисус Христос помогал

людям. Благословение детей. Преображение Господне. Рисование».

Литература:

- Священная история для детей (М.Львовой), с.96-98,103-107,111,113-122.

- Библия в пересказе для детей, с.28-29,36-37, 54-55.58-63,68-69.

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), с.38-40.

- Библейские повествования (иллюстрации).

- 24-ое занятие. Тема: «Учение Иисуса Христа. Заповеди блаженства.

Чтение поучительного рассказа (сказки).



Литература:

- Народная азбука, с.58-62.

- Библейские рассказы (А. Твердовской), с.78.

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной). С.41-43.

Закон Божий (Слободского), с.308-312.

- 25-ое занятие. Тема: «Учение Иисуса Христа. Как Господь учил лю­бить людей и молиться. Молитва».



Литература Закон Божий (Слободского), с.313-314.

• Молитвослов для самых маленьких (Артемия Владимирова).

• Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), с.61-62.
26-ое занятие. Тема: «Как учение Господа отражается в жизни людей. Отношение ребенка к людям: к родителям, воспитателям, взрослым, своим друзьям. Чтение поучительного рассказа (сказки)»

Литература:

- Рассказы из сборников Успенского С. «Катехизис в рассказах», выпуски 4-ый и 5-ый.

- Ангел Хранитель (рассказы о Лизе).

- Рутенин И. Златокудрый инок (сказка «Абрикосовый пирог» и др.).

Март

- 27-ое занятие. Тема: «Масленица. Прощеное воскресение. Что такое пост? Начало Великого поста».



Литература:

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), с.65-66.

- Закон Божий (Слободского), с.677.

- Книга о Церкви, с. 171.



- 2&-ое занятие. Тема: «Таинство покаяния (исповедь). Чтение поучи­тельного рассказа».

Литература:

- Успенский С. Катехизис в рассказах, выпуски 2-ой и 3-ий.

- Закон Божий в вопросах и ответах для детей, с.487-490.

- Закон Божий (Слободского), с.551.



- 29-ое занятие. Тема: «Воскрешение Лазаря. Ценность человеческой жизни. Назначение человека в этом мире. Пример из жизни святого че­ловека, отдавшего всю свою жизнь служению Богу и людям (по выбору учителя).

Литература:

- Закон Божий (М.Козлова), с.99-103.

- Закон Божий (Слободского), с.485, 370-372.

- Жития святых для детей.



- 30-ое занятие. Тема: «Вход Господень во Иерусалим. Вербное воскре­сение в России».

Литература:

- Библейские рассказы, с.90.

- Христос и Его Церковь, с.47-52.

- Закон Божий (Слободского), с.373-375.

- Ангел Хранитель (детская книжка по Закону Божию), с.39.

- Священная история для детей (М-Львовой), с. 136-139.

- Библия в пересказе для детей, с. 104-105.

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), с.67-68.



Апрель

- 31-ое занятие. Тема: «Страстная неделя Великого поста. Тайная вечеря. Предательство Иуды. Таинство Причастия».

Литература:

- Христос и Его Церковь, с.55-57.

- Народная азбука с.64-66.

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), с,44.

- Закон Божий в вопросах и ответах для детей, с.248-250.

- Библейские рассказы, с.94-96.
- 32-ое занятие. Тема: «Страдания, смерть и погребение Господа нашего Иисуса Христа». Литература:

- Закон Божий в вопросах и ответах для детей, с.251-257,

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), с.46,

- Народная азбука, с.66-69.

- Ангел Хранитель (детская книжка по Закону Божию), с.41.

- Библейские рассказы, с.98.

- Пресвятая Богородице, спаси нас, с.27-29,31-33.

- Христос и Его Церковь, с.58-63.


- 33-ье занятие. Тема: «Воскресение Иисуса Христа».

Литература:

- Детская Библия (священника П. Воздвиженского), с.93-97.

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), с.47-48.

- Христос и Его Церковь, с.67-68.

- Закон Божий в вопросах и ответах для детей, с.257-261.

- Библейские рассказы, с. 100-102.


- 34-е занятие. Тема: «Пасха (рассказ учителя). Подготовка к празднова­нию. Рисование».
- 35-ое занятие. Тема: «Праздников праздник - Пасха (празднование)».

Литература:

.- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), с.71-73.

- Праздников праздник (детский сборник - любого издания).

- Закон Божий (Слободского), с.685-688.

- Книга о Церкви.

- Священная история для детей (М.Львовой), с. 149-159.

- Христос и Его Церковь, с.69-74.



Май

- 36-ое занятие. Тема: «Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Со­шествие Святого Духа на апостолов. Первая Церковь. Рисование».



Литература:

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), с.74-76.

- Закон Божий в вопросах и ответах для детей, с.261-264.

- Детская Библия (священника П. Воздвиженского), с.97.

- Библейские рассказы, с. 104.

- Закон Божий (Слободского), с.446-451.

- Пресвятая Богородице, спаси нас, с.35-37.
- 37-ое занятие. Тема: «Успение Пресвятой Богородицы. Почему Россию называют Домом Пресвятой Богородицы? Примеры благодатной помо­щи Царицы Небесной. Чтение».

Литература:

- Пресвятая Богородице; спаси нас, с.35-37.

- Закон Божий в вопросах и ответах для детей, с.264-266.

- Закон Божий (Слободского), с.457-460.

- Сказание о чудотворных иконах Богоматери и Ея милостях роду чело­веческому, 1993.



Церковь-семья

- 38-ое занятие. Тема: «Церковь - семья. Символика церкви: крест, кре­стное знамение. Почему верующие называются христианами? Рисова­ние».

Литература:

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), урок 1, с.3-4, урок 2, с.3-6.

- Закон Божий (Слободского), с.34-37.

Храм

- 39-ое занятие. Тема: «Храм и его устройство. Поведение ребенка в храме. Рисование».

- 40-ое занятие. Тема: «Что мы видим в храме? Посещение местного

храма». Литература:

- Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), урок 8, с.23-24, урок 9,0.25-27.

- Марченко В. Дом Божий.

- Закон Божий (Слободского), с.42-45.

- Фотографии храмов.



Для детей, которые остаются летом в детском саду, возможны следующие занятия:

. Июнь.

- 41-ое занятие. Тема: «Церковное пение. Ектений. Прослушивание аудиокассет с записью литургии».



Литература:

' - Закон Божий для самых маленьких (Куломзиной), урок 10, с.28.

- Книга о Церкви, с. 153-155.



42-е занятие. Тема: «Колокола и колокольный звон. Прослушивание

аудиокассет с записями колокольного звона. Рисование».


Литература:

- Закон Божий (Слободского), с.699-705.

- Кабанова Н. О царь-колоколе, бубенцах, валдайских колокольчиках, о биле и иерихонских трубах»

- 43-е занятие. Тема: «О священниках. Таинство посвящения в священ­ники. Зачем человеку духовный отец?»



Литература:

- Моя первая исповедь (Артемия Владимирова), с. 15-18, 126-133..

- Закон Божий (Слободского), с.670,

Июль

- 44-ое занятие. Тема: «Как Бог помогает людям в болезнях. Таинство

соборования. Как ребенок может помочь больному человеку. Чтение

поучительного рассказа».



Литература:

- Прекрасный Божий мир (пособие по церковной катехизации), урок 18, с.125-128.



- 45-ое занятие. Тема: «Рождество Иоанна Предтечи. Рисование».

Литература

- Закон Божий (Слободского), с.267,

- Закон Божий в вопросах и ответах для детей, с.208-210.
- 46-ое занятие. Тема: «Кого мы называем апостолами? Праздник слав­ных всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла».

Литература:

- Христос и Его Церковь,-с.97-98,115-134,137-146.

- Закон Божий (Слободского), с.463.

- Книга о Церкви, с. 156.


- 47-ое занятие. Тема: «Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. Чудеса от Казанской иконы Божией Матери».

Литература:

- Книга о Церкви, с.321 -322.

- Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду чело­веческому, с.424.
- 48-ое занятие. Тема: «Как Россия стала православной страной. Святые: равноапостольные великая княгиня Ольга я великий князь Владимир. Крещение Руси. Чтение».

Литература:

- Супрун В.И. Православия святые имена, с. 17-25.

- Закон Божий в вопросах и ответах для детей, с.269-270.

- Закон Божий (Слободского), с.478-482.

Август

- 49-ое занятие. Тема: «Кто такие монахи? Монастырь. Память препо­добного Серафима Саровского. Чтение». Литература:



- Закон Божий (Слободского), с.694-697.

- Житие батюшки Серафима Саровского, издательство Братства во имя святого князя А.Невского, 1996.

- Фотографии монастырей.
- 50-ое занятие. Тема. «Защитники земли Русской. Подвиги святого

Ильи Муромца. Чтение былин».



Литература:

- Жития святых для детей.

- Подвиги Ильи Муромца, М., «Новая книга», 1996.

- Русь - земля богатырей. Былины, в 2-х томах, (т. 1), «Новь», 1998.
- 51-ое занятие. Тема: «Преображение Господне. Яблочный Спас -

освящение первого урожая».



Литература:

- Книга о Церкви, с. 157-158.


- 52-ое занятие. Тема: «Успенский пост. Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Что значит «Чин погребения плащаницы Богородицы»

Литература:

- Книга о Церкви, с.159-161,178.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница