Программа курса «традиция еврейского народа»



страница1/4
Дата28.10.2016
Размер0,58 Mb.
  1   2   3   4


Ассоциация директоров еврейских школ СНГ и стран Балтии

Педагогический клуб «Новая еврейская школа» (Санкт-Петербург)

Региональный центр по моделированию деятельности учреждений

с этнокультурным компонентом образования (Москва)


Марина Карпова

Герман Левин

Программа курса

«ТРАДИЦИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА»

для общеобразовательных еврейских школ

Российской Федерации

5–9 КЛАССЫ
Базовый модуль
Экспериментальное издание
Санкт-Петербург

Новая еврейская школа

2002

Программа утверждена Московским Институтом Открытого Образования.



Издано по заказу Ассоциации директоров еврейских школ СНГ и стран Балтии при поддержке Мемориального фонда еврейской культуры.

The program is approved by Moscow Open Education Institute.

The edition is published with the support of the Memorial Foundation for Jewish Culture to the request Association of principals of Jewish schools in CIS and Baltic countries.

Редакционный совет:

Наталья Ароскина Москва, Россия

Михаил Бунимович Казань, Россия

Марина Грушевская Москва, Россия

Леа Гинзбург Москва, Россия

Наталья Каменева Москва, Россия

Леонид Куперберг Киев, Украина

Римма Марголина Днепропетровск, Украина

Хана Ротман Санкт-Петербург, Россия



СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

4


Цели и задачи курса

5


Результаты изучения курса

5


Тематические блоки

6


Рекомендуемая последовательность изучения тематических блоков по классам

7


Тематическое планирование

8


Распределение материала по годам обучения:







5 класс

22




6 класс

26




7 класс

29




8 класс

33




9 класс

36


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа по традиции рассчитана на учащихся 5–9 классов средних общеобразовательных учебных заведений, в которых изучается традиция еврейского народа.

Программа ориентирована на еврейские национальные дневные школы СНГ и Балтии, дающие среднее образование, соответствующее государственным стандартам данных стран, в том числе:

- школы светского направления,

- школы традиционного направления,

- школы «Ор Авнер - Хабад Любавич»,

- другие религиозные школы, входящие в систему «Цофия», поддерживаемую Министерством образования государства Израиль.


Данная программа представляет собой базовый модуль курса «Традиция еврейского народа», рассчитанный на минимальное количество учебных часов по предмету (один час в неделю).

Программа является основой для внедрения в еврейских школах СНГ и Балтии комплексной многоуровневой программы преподавания курса «Традиция еврейского народа» в еврейских общеобразовательных школах1.


Программа составлена на основе программ по традиции, предложенных Министерством образования государства Израиль, Педагогическим клубом «Новая еврейская школа».

При составлении программы использовались:


● материалы авторских программ преподавателей еврейских общеобразовательных школ:

  • Романа Карачуна (Кишинев, Молдова);

  • Моше Трескунова (Санкт-Петербург, Россия);

  • Зеева Виноградова, Натальи Шевченко, Рахель Виноградовой, Шеваха Златопольского (Алматы, Казахстан);

  • Риммы Марголиной, Марии Борисоник, Нооми Ткаченко, Ульяны Тарановской (Днепропетровск, Украина)

● материалы еврейских образовательных сайтов:



  • Культурно-религиозного центра «Маханаим»: www.machanaim.org;

  • Педагогического клуба «Новая еврейская школа»: www.ort.spb.ru/nesh/njshome.htm;

  • Центра еврейского образования в диаспоре имени рава Дж.Лукштейна (университет Бар-Илан): http://lookstein.daat.ac.il/russian/start.htm;

  • Института изучения иудаизма р.А.Штейнзальца: www.judaicaru.org.

Авторы выражают признательность Илье Дворкину, к.п.н.Георгию Лернеру, д-ру Уриэлю Таиру и р.Александру Фейгину за участие в обсуждении рабочих материалов проекта.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Программа составлена исходя из следующих целей обучения традиции еврейского народа:

  • познакомить учащихся с еврейской традицией в последовательности, составляющей ее календарную и событийную основу;

  • ввести школьников в мир еврейской традиции через знакомство с основными источниками иудаизма: Танах, Мишна, Талмуд;

  • реализовать деятельностный подход через личное проживание ключевых событий еврейской традиции;

  • обеспечить содержательную преемственность учебного материала, через постепенное расширение и углубление содержания образования.

Задачи программы:



  1. обеспечить усвоение первичных знаний по традиции еврейского народа;

  2. обеспечить усвоение следующих умений:

- чтение и работа с текстом;

- установление относительно простых связей между идеями, фактами и событиями;



  1. познакомить учащихся с основными правилами и обычаями традиционной еврейской жизни;

  2. привить ученикам навыки применения полученных знаний.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Результатами обучения должны стать знания и понимание:

  • названий, сроков и смысла праздников еврейского календаря;

  • основных событий, описанных в Танахе;

  • содержания и сущности классических еврейских источников;

  • основных образов еврейской традиционной культуры;

  • основных ритуалов еврейской традиции;

  • обычаев различных еврейских общин.

В результате обучения учащиеся должны уметь:



  • подкреплять текстом источников свои мысли;

  • устанавливать связи между событиями еврейского календаря и комментировать их;

  • ставить вопросы различного уровня к отдельным фрагментам текста и отвечать на них;

  • объяснять смысл поступков героев Танаха и соотносить их с современностью;

  • применять свои знания на практике.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ

Еврейский календарь V, VI классы

Время в еврейской традиции VIII класс

Еврейские классические тексты V, IX классы

Этапы жизни VIII класс

Практика иудаизма VI ,VIII классы

Обычаи различных еврейских общин VIII класс

Этика иудаизма VI класс

Основные направления в иудаизме VIII класс

Еврейская культура в образах VII класс

РЕКОМЕНДУЕМАЯ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ БЛОКОВ ПО КЛАССАМ





5 класс

ОБЩАЯ ТЕМА КУРСА

Еврейские классические тексты

и еврейский календарь

Тематический блок

Еврейский календарь и осенние праздники






1. Еврейский календарь и осенние праздники

8 часов

Тематические блоки

Еврейские классические тексты. Еврейский календарь






1. Еврейские классические тексты: Книга Берешит

15 часов




2. Еврейские классические тексты: Книга Шмот. Еврейский календарь: весенние праздники

10 часов


6 класс

ОБЩАЯ ТЕМА КУРСА

Этика и практика иудаизма.

Еврейский календарь

Тематические блоки

Этика иудаизма. Практика иудаизма. Еврейский календарь






1. Этика и практика иудаизма

19 часов




2. Еврейский календарь: праздники и памятные даты еврейского календаря

14 часов


7 класс

ОБЩАЯ ТЕМА КУРСА

Еврейская культура в образах

Тематический блок

Еврейская культура в образах






1. Герои Танаха

20 часов




2. Мудрецы Мишны и Талмуда

12 часов

8 класс

ОБЩАЯ ТЕМА КУРСА

Традиционная жизнь еврейской общины

Тематические блоки

Этапы жизни. Практика иудаизма






1. Этапы жизни и практика иудаизма

15 часов

Тематический блок

Время в еврейской традиции






2. Время в еврейской традиции

10 часов

9 класс

ОБЩАЯ ТЕМА КУРСА

Еврейские классические тексты:

Книги Пророков и Писания

Тематический блок

Еврейские классические тексты






1. Книги Пророков. Трей Асар (Малые Пороки) и Невиим ахроним (Последние Пророки)

15 часов





2. Писания

18 часов


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК

Еврейские классические тексты
Раздел 1. Книга Берешит

Тема 1. Сотворение мира

Взгляд еврейской традиции на происхождение мира. Шесть дней Творения. Первый день: сотворение света. Второй день: небесный свод. Третий день: море, суша, растительность. Четвертый день: создание небесных тел. Пятый день: создание рыб и птиц. Шестой день: земля, животные и человек. «Десятью речениями создан мир». Гармония и единство мира.
Тема 2. Шабат (Суббота)

Седьмой день Творения мира. Ритм труда и отдыха. Шабат — главный праздник еврейского народа. Обычаи и атрибутика праздника: праздничные свечи, кидуш, церемония встречи Субботы, праздничные трапезы, авдала (исход Субботы).


Тема 3. Адам и Хава (Ева)

Книга Берешит о возникновении человечества: сотворение Адама и Хавы. Значение имен. Ган Эден (Райский сад). Первый грех человека и изгнание из Ган Эдена.


Тема 4. Каин и Хевель (Авель)

Рождение Каина и Хевеля. Значение имен. Жертвоприношение Каина и Хевеля. «И замыслил Каин против Хевеля, брата своего» (убийство Хевеля). «Клеймо Каина». Морально-этические нормы во взаимоотношениях людей.


Тема 5. Всемирный потоп

Ноах (Ной). Родословие Ноаха. «И наполнилась земля злодеяниями». Строительство ковчега. Вход в ковчег. «Окна небесные отворились» (Сорок дней потопа). Ворон и голубь – выход из ковчега. Ноах покидает ковчег и строит жертвенник. Союз с Ноахом. Семь заповедей для человечества. Морально-этические уроки мировой катастрофы.


Тема 6. Вавилонская башня

Семейства народов – происхождение народов земли и их расселение после потопа. Строительство вавилонской башни. Смешение языков и рассеяние людей по всей земле.

Вавилонская башня: модель тоталитарного общества, ценность человеческой жизни, технический прогресс и духовные ценности.
Тема 7. Авраам

От Шема до Авраама: родословная Авраама. «Лех леха» — обращение Всевышнего к Аврааму. Благословение Авраама. Испытания Авраама: Авраам в Египте, Авраам и Лот, Война царей, Авраам и Малки-Цедек. «И не будешь ты впредь именоваться Авраамом, но Авраам будет имя твое». Спор Авраама с Всевышним при разрушении Сдома и Аморы. Качество, связанное с именем Авраама: хесед (милосердие). Обещание Всевышнего дать потомство Аврааму. Зарождение еврейского народа.


Тема 8. Ицхак

Сара и Агарь. Рождение Ишмаэля. Рождение Ицхака. Ицхак и Ишмаэль. Акедат Ицхак (Жертвоприношение Ицхака). Качество, связанное с именем Ицхака: гвура (сила). Благословение потомства Авраама. Ривка. Женитьба Ицхака. Всевышний благословляет Ицхака.

Тема 9. Яаков

Дети Ицхака: Яаков и Эсав. Право первородства. Благословение Ицхака. Бегство Яакова. Сон Яакова: лестница Яакова. Яков и Лаван. Лея и Рахель. Женитьба Яакова. Рождение детей Яакова. Спор Яакова и Лавана. Бегство Яакова. Возвращение Яакова в страну Сеир. Яаков становится Израилем — встреча с ангелом и благословение Яакова. Качество, связанное с именем Яакова — тиферет (слава).

Значение имени в еврейской традиции: Авраам (Аврам). Яаков-Израиль.
Тема 10. Двенадцать сыновей Яакова

Рождение детей Яакова. Дети Леи: Реувен, Шимон, Леви, Иегуда, Исахар, Звулун. Дети Рахель: Йосеф и Беньямин. Дети Бильги: Дан, Нафтали. Дети Зилпы: Гад, Ашер.

Благословение сыновей Яакова.

Сыновья патриарха – прародители израильских колен.


Тема 11. Йосеф и «Бейт Яаков»

Понятие «байт» («дом») в еврейской традиции.

Рождение Йосефа. Йосеф и братья: взаимоотношения в семье. Сны Йосефа. Продажа Йосефа в рабство. Йосеф в Египте: Йосеф в доме Потифара, Йосеф в темнице, сны фараона, Йосеф и фараон, возвышение Йосефа. Голод в Кнаане. Братья Йосефа спускаются в Египет. Встреча Йосефа с братьями. Раскаяние братьев. «Не вы послали меня сюда, но Бог». Переезд Яакова в Египет.
Тема 12. Обзор книги Берешит

Происхождение Вселенной и начало человечества. Первые шаги человечества. История праотцев еврейского народа. Зарождение еврейского народа.



Раздел 2. Книга Шмот

Тема 1. Евреи в Египте: от свободы к рабству

Сыны Израиля в Египте: угнетение и избавление. Яаков и его сыновья перед фараоном. Семья Яакова в Египте. Увеличение числа евреев, спустившихся в Египет. Смерть Йосефа. Воцарение нового фараона. Указы фараона. Приказ уничтожать еврейских младенцев.
Тема 2. Исход из Египта: от рабства к свободе

Рождение Моше. Первые годы жизни Моше. Обращение Всевышнего к Моше. Возвращение Моше в Египет. Обращение Моше к фараону. Десять казней: превращение воды в кровь, лягушки, вши, дикие звери, мор скота, кожные заболевания, град, саранча, тьма, казнь первенцев. Исход евреев из Египта. Переход через Красное море. Песнь на море. Путь к горе Синай.


Тема 3. Законы и обычаи праздника Песах

Названия праздника Песах. Основные понятия: песах (жертва), хамец (квасное), маца, марор; Йом тов и холь а-моэд; седер. Законы Песаха: запрет на употребление хамца; законы пасхальной трапезы. Подготовка к празднику: поиск и уничтожение квасного, подготовка к седеру. Праздничный стол. Кеара (пасхальное блюдо). Пасхальная Агада. «Зман херутейну» — «Время свободы нашей». Этапы седера. Значение ритуальных блюд.


Тема 4. Сфират а-Омер (счет дней от Песаха до Шавуот)

Значение понятия «омер». Три аспекта счета Омера: исторический, сельскохозяйственный, морально-этический. Что символизируют дни счета Омера. Обычаи этого периода. Время счета Омера – подготовка к дарованию Торы. Лаг ба-Омер. Происхождение праздника. Два аспекта праздника: исторический и мистический. Обычаи праздника.

Тема 5. Дарование Торы

Путь к горе Синай: сыны Израиля на стоянках в Маре и Эйлиме, манн, вода из скалы в Хореве. Подготовка народа к Дарованию Торы. Дарование Торы. Значение раскрытия Божественного присутствия у горы Синай. Десять заповедей. Устная и Письменная Тора.


Тема 6. Шавуот

Различные названия и аспекты праздника: Шавуот (недели), Матан Тора (дарование Торы), Кацир (жатва), Ацерет (собрание).

Сельскохозяйственное значение праздника. Праздник принесения первых плодов в Храм.

Законы и обычаи праздника. Праздник Шавуот и Книга Рут.


Тема 7. Идолопоклонство и монотеизм

Первая заповедь: вера в Бога, управляющего всем миром. Вторая заповедь: нет других богов, кроме Всевышнего. Грех поклонения золотому тельцу. Раскаяние народа. Переносной Храм – Мишкан. Изготовление Мишкана. Строение Мишкана и его значение для еврейского народа.


Тема 8. Рождение еврейского народа

Авраам, Ицхак, Яаков – праотцы еврейского народа. Двенадцать сыновей Яакова – прародители израильских колен.

События Исхода из Египта и их роль в формировании еврейского народа.

Раздел 3. Книги Пророков. Трей Асар (Малые Пороки) и Невиим ахроним (Последние Пророки)
Тема 1. Книга Ионы

Место Книги Ионы в Танахе. Нинве — город великий. Бегство Ионы. Раскаяние моряков. «И приуготовил господь рыбу большую…» Что такое рыба? Молитва Ионы. Раскаяние жителей Нинве. Смысл урока с клещевиной, который дал Бог Ионе. Основные уроки Книги Ионы.


Тема 2. Книга Амоса

Видение Амоса об Израиле: бедствия, которые постигнут Израиль за грехи. Осуждение пророком бесполезных завоеваний и неблагочестивых богослужений и жертвоприношений. Потеря смысла культовых обрядов в условиях падения нравов и общественной несправедливости. Важность социальной этики. Призыв пророка искать истинного Бога, чтобы спастись от грядущей катастрофы.


Тема 3. Книга Нахума (Наума)

Пророчество о Нинве. Видение Нахума а-Элкоши. Пророчество о восстановлении Богом величия Яакова. Идея праведности промысла Всевышнего, отмщающего за преступления и служащего оплотом всем уповающим на Него. Связь Книги Ионы и Книги Нахума.


Тема 4. Пророчество Иешаягу (Исайи)

Зависимость будущего Израиля от его способности осуществить на практике идеалы справедливости и правосудия. «Ашур, жезл гнева Моего …» Падение Северного Израильского царства и изгнание его населения в Ассирийскую империю — наказание народа Израиля за грехи. Пророчество о непобедимости Иерусалима и вечности Иудейского царства. Пророчество Иешаягу об установлении царства потомка Давида. Пророчество, предвещающее возвращение иудейских изгнанников из пленения вавилонского. Пророчество-утешение. Пророчество-укор. Песнь раба Божьего. Связь пророчества Иешаягу и пророчества Амоса.

Тема 5. Пророчество Иермиягу (Иеремии)

Личность пророка Иермиягу. Призвание к пророчеству (гл.1). Главные идеи пророческого откровения (гл. 2, 3, 4, 7, 26). Пример избрания в откровении. Обличение пророком грехов Израиля. Противопоставление «веры истинной» «вере ложной» - лицемерному ритуалу, заслонившему подлинное служение. Грядущее возмездие. Призыв к раскаянию. Исповедь Иермиягу (гл. 8–20). Истинный и ложный пророк, истинный и ложный народный вождь (гл. 22, 23, 27, 28). Пророчество о Храме: разрушение Храма и правление Цидкиягу (гл.37–45). Утешение и новая надежда (гл.31–32).


Тема 6. Пророчество Иехезкеля

Пророчества о наказании Израиля за нарушение завета. Несчастия, обрушившиеся на Израиль и ожидающие его в будущем – наказание за порочность и беззаконие народа. Суд над Израилем посредством тех народов, богам которых служит Израиль. Пророчество о падении Иерусалима.

Пророчества о будущем возрождении Израиля. Призыв к покаянию. Справедливость Всевышнего по отношению к своему народу. Пророчества о наказании Богом народов, враждебных Израилю. Грядущее восстановление Израиля.
Тема 7. Пророки Хаггай, Зхария, Малахи

Хаггай (Аггей). Обязанность жителей Иудеи восстановить разрушенный Храм. Пророчество о Зрубавеле. Мессианское видение грядущих времен: потрясение мира, низвержение престолов языческих царств и истребление их силы, время величия Зрубавела.

Зхария (Захария). Призыв к возобновлению строительства Храма. Пророчество о царстве Зрубавела. Зависимость избавления от раскаяния. Пророчества о наказании, которое постигнет соседние Израилю народы; о грядущем царе-избавителе, об осаде Иерусалима и спасении города Богом; о грядущем очищении народа; о разрушении Иерусалима и изгнании Израиля и о грядущем царстве Божьем.

Малахи. Противопоставление Израиля Эдому. Упрек священникам, бесславящим Всевышнего небрежением в отправлении культа и проклятие за отступление от пути завета. «Унижение святыни Господней» — порицание разводов с еврейскими женами ради женитьбы на нееврейках. Упрек сомневающимся в правосудии Господнем. Обещание скорого прихода Божьего посланца. Обещание вознаградить Израиль изобилием, если он не будет уклоняться от уплаты десятины. Обещание вознаграждения «благоговеющих» и наказания «надменным».



Раздел 4. Писания
Тема 1. Книги мудрости: Иов

Проблема воздаяния и высшей справедливости. Добро и зло. Наказание и награда. Воздаяние праведному. Тяжкие испытания, посылаемые человеку свыше. Можно ли оправдать испытания, посылаемые невинному, с точки зрения высшей справедливости. Друзья Иова. Какова цель и в чем смысл испытаний, посылаемых человеку? Что понял и обрел Иов, пройдя через горнило страданий?

Первые слова Иова (гл. 3) и начало его спора с друзьями (гл. 4–14). Высказывания Иова в дальнейшем споре (гл. 16, 18, 23–24, 27). Заключительные слова Иова (гл. 29–31). Хвалебная песнь мудрости (гл. 28) - как вступление к ответу Всевышнего. Ответ Всевышнего (гл. 38–41). Заключение и развязка (гл. 42).

Тема 2. Книги мудрости: Коэлет (Экклезиаст)

Размышления царя Шломо о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о месте человека в этом мире. Учение о недостижимости подлинного удовлетворения. Призыв к праведному образу жизни. Главы 1–3, 7, 9, 12.

Обычай чтения Коэлет во время праздника Суккот.


Тема 3. Книги мудрости: Мишлей (Притчи)

Притчи и нравоучительные изречений царя Шломо о выборе человеком жизненного пути и об опасностях, подстерегающих тех, кто встал на неверную дорогу.

Восхваление мудрости (гл.1–9) и слова, сказанные от имени самой мудрости (гл.10 и далее).

Утверждение правильного образа жизни, который существует и должен существовать, и его следствия, гарантируемые незримым моральным порядком в мире.


Тема 4. Мегилат Эстер (Книга Эсфирь)

Еврейская община в Персии. Правление царя Ахашвероша. Эстер становится женой Ахашвероша. Возвышение Амана. Аман и Мордехай. Мордехай раскрывает заговор против Ахашвероша. Указ Ахашвероша об уничтожении евреев. Эстер просит у Ахашвероша защиты для своего народа. Падение Амана. Триумф Мордехая. Уничтожение врагов еврейского народа. Установление праздника Пурим. Запись событий, описываемых в Свитке.

Традиция чтения Мегилат Эстер во время праздника.
Тема 5. Шир а-Ширим (Песнь Песней)*

Шир а-Ширим – аллегорический рассказ о диалоге между Богом и Собранием Израиля. Шир а-Ширим как часть пасхальной и субботней литургии.


Тема 6. Теилим (Псалмы)

Идеал человека и человеческой жизни. Изучение Торы — основа праведности. Единство мироздания и Торы. (Пс. 1, 15, 24, частично 19 и 119).

Восприятие природы, присущее нашим праотцам. Отношение праотцев к природе и миру. (Пс. 8, 19, 29, 65, 104.)

Цари Израиля Образ царя-помазанника. Предназначение государственной власти. Псалмы, превозносящие веру в Бога, царство и народ Израиля (Пс.72).

Псалмы паломничеств (Пс. 84 и 122). Псалмы-молитвы: молитва преследуемого, вопиющего о спасении человека (Пс.88, 130); молитвы-утешения (Пс. 31, 32).

Мольбы о национальном спасении (Пс. 44, 79, 83, 137).


Тема 7. Эйха (Плач Иеремии)

Одиночество Иерусалима, обитатели которого в изгнании, а союзники покинули его. Вина Иерусалима перед Богом. Божья воля на разрушение города. Смысл страданий. Страдания жителей Иерусалима. Отчаяние переживших разрушение. Вера в милосердие Всевышнего, которое не иссякает и возобновляется ежедневно. Ожидание избавления.

Традиция чтения Свитка во время поста Девятого ава.
Тема 8. Мегилат Рут (Книга Рут)

Семья Элимелеха в Моаве. Нооми и ее невестки. Клятва Рут. Возвращение Нооми в Бейт-Лехем. Рут и Боаз. Беседы Нооми и Рут. Ночной разговор Рут и Боаза. У городских ворот. Благословление Рут. Рождение Оведа, сына Рут и Боаза. Рут и семя Машиаха.

Традиция чтения Мегилат Рут в Шавуот.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК



Еврейский календарь


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница