Программа лекционного курса



Скачать 189,37 Kb.
Дата20.10.2016
Размер189,37 Kb.


И.Е. Печёнкин

Девять веков русского искусства. От Крещения Руси до 1917 года

/ Программа лекционного курса /

Целью лекционного курса является ознакомление слушателей с периодизацией и спецификой основных этапов развития отечественного искусства в хронологических границах конца X - начала XX века, а также с творчеством выдающихся представителей архитектуры, живописи, графики и скульптуры.

Курс разделён на три части, соответствующие принятой периодизации истории отечественного искусства: Средневековье, XVIII и XIX века, причём эти этапы соотносятся с границами календарных столетий достаточно условно. Так, XVIII век в искусстве продолжается и в 1800-е и даже в 1810-е годы, а XIX завершается, пожалуй, лишь в 1910-х.



1/ Искусство Средневековой Руси.

  • Искусство Киевской Руси (конец Х – 1-я четверть XII вв.) Временные границы существования Киевской Руси и их историческая обусловленность. Основные события княжения Владимира Святого, Ярослава Мудрого и их последователей. Историческое значение принятия Русью христианства от Византии. Роль княжеского заказа в развитии искусства Киевского периода. Миссионерская функция искусства на Руси, его каноничность и имперсональность. Архитектура Киевской Руси. Византийская и древнерусская храмовая архитектура как отражение христианского мировосприятия и основа средневекового художественного синтеза. Древнейшие памятники каменного зодчества. Монументальное строительство времени Ярослава Владимировича. Программа развития столичного города. Беспрецедентная грандиозность архитектурной композиции Софии Киевской и начало преодоления канонов византийского храмостроения. Многоглавие собора: функциональность и символика. Сложение и развитие закомарного типа храма в русской великокняжеской архитектуре 2-й половины XI – 1-й четверти XII в. Переработка киевского типологии княжеского храма в зодчестве Новгорода начала XII в. Монументально-декоративная живопись Киевской Руси. Византийская система храмовой росписи послеиконоборческого периода, теория образа, представление о пространстве в византийской живописи. Мозаичная живопись как сфера монополии византийских мастеров. Ансамбль росписей собора Св. Софии в Киеве: иконографическая программа, техники исполнения, стиль мозаичных и фресковых изображений. Мозаики и фрески Михайловского собора Златоверхого монастыря в Киеве, их стилистические отличия от росписей Софии Киевской. Основные черты Комниновского стиля живописи: отход от аскетического идеала, изменение пропорций, новые приёмы трактовки формы, усиление динамики. Сохранившиеся фрагменты росписей Николо-Дворищенского собора в Новгороде (фрагменты «Страшного суда»). Иконография Страшного суда и её эсхатологический смысл в контексте живописного ансамбля храмового интерьера. Ранняя иконопись на Руси (XI в.). Значение иконопочитания в православной Церкви и сущность иконоборчества. Победа иконопочитателей на XVII Вселенском соборе как торжество православия. Роль иконы в православном церковном обиходе. Различия значимости иконы в интерьере византийского и русского храмов, причины этих различий (отсутствие на Руси традиции монументальной живописи). Памятники иконописи, атрибутированные XI в.

  • Искусство Древней Руси периода феодальной раздробленности (2-я четверть XII – начало XIII вв.) Распад Киевского государства и начало междоусобной борьбы за великокняжеский престол. Возникновение региональных художественных центров. Архитектура периода феодальной раздробленности. Развитие зодчества в Юго-западной (Киев, Чернигов, Смоленск), Северо-западной (Новгород) и Северо-восточной (Владимир) Руси. Возникновение сокращённого типа закомарного храма (без нартекса) и эволюция хор в храмах XII в. Сложение башнеобразного типа храма во второй половине XII – начале XIII вв. Новизна конструкции сводов и объёмного решения. Зодчество Северо-восточной Руси. Периодизация истории Ростово-Суздальского (а затем – Владимиро-Суздальского) княжества. Основной смысл политической деятельности Юрия Долгорукого и программа строительства времени его княжения. Расцвет стиля при Андрее Боголюбском. Перенос столицы княжества во Владимир и идеологическая программа Андрея, направленная на повышение статуса Северо-восточной Руси. Установление культа Богоматери и его утверждение в практике храмостроения. Связь Владимиро-Суздальского зодчества с романским искусством ЗападаРуси. Сведения о строительных артелях средневековой Европы. Дмитриевский собор во Владимире и программа его фасадов как отражение идеи сакрализации княжеской власти и персоны монарха. Возрастание роли пластического декора. Новые интонации в культуре начала XIII в. (время Всеволодовичей). Изменение характера пластики и понимания тектоники фасада. Храмовое зодчество Северо-западной Руси. Попытка внедрения византийских типологических схем в архитектуре времени архиепископа Нифонта. 2-я половина XII в. - период политического и культурного доминирования Северо-восточной Руси. Личность новгородского князя Ярослава Владимировича. Церковь Спаса-Преображения на Нередице: владимиро-суздальский тип четырёхстолпного одноглавого храма с трёхчастными фасадами и своеобразие его воплощения в новгородской архитектуре. Новгородское зодчество в начале XIII в. Начало формирования нового типа культовой постройки: церковь Рождества Богородицы в Перынском скиту. Монументальная живопись Средневековой Руси домонгольского периода. Широта стилистических вариантов византийской живописи Комниновского времени. Особенности иконографических программ фресковых росписей в контексте богословских споров этого времени (утверждение догмата о Богочеловечестве Христа). Памятники: фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове, Георгиевской церкви в Старой Ладоге, церкви Спаса Преображения на Нередице в Новгороде. Аристократический характер искусства Северо-восточной Руси. Фресковая роспись в Дмитриевском соборе во Владимире – творение высококлассных византийских живописцев. Стилевые изменения в живописи начала XIII в.: фрески собора Рождества Богородицы в Суздале. Южные и западные двери, декорированные в технике золотой наводки, из того же собора. Иконопись Средневековой Руси XII – начала XIII вв. Возрастание почитания икон в Комниновскую эпоху истории Византии и формирование культа Богородицы (параллельное сложение культа Мадонны в западном мире). Значение явленного, нерукотворного образа. Ограниченность числа памятников, сохранившихся от этого времени в Византии и на Руси. Византийская икона Богоматери Умиление («Богоматерь Владимирская») как образец стиля для древнерусской иконописи XII в. Техника плавей и её объяснение в контексте почитания «явленных» икон. Основные варианты иконографии Богоматери и Спасителя. Предание о возникновении Нерукотворного образа Христа как аргумент в полемике с иконоборцами. Ключевые формальные отличия древнерусских икон от византийских. Памятники иконописи XII в. Смысл иконографии Деисуса в контексте христианской эсхатологии. Алтарная преграда (темплон) в византийском и древнерусском храме (реконструкции алтарных преград в соборе Антониева монастыря и церкви Спаса-Преображения на Нередице). Консервативные и новые черты в иконописи начала XIII в. Монументализация и упрощение художественной формы.

  • Искусство Древней Руси середины XIII – начала XIV вв. Разорение крупных художественных центров Северо-восточной и южной Руси и кризис русской культуры в XIII в. Распад единства европейского культурного пространства. Формирование предпосылок для выдвижения Московского княжества на лидирующие позиции в Средневековой Руси. Иконопись второй половины XIII – начала XIV вв. Северо-западная Русь. Новгородская школа: иконография, формальные черты иконописи и общая интонация художественной культуры Новгорода в условиях временного прекращения контактов с Византией. Культ святых-скоропомощников. Выделение псковской школы иконописи и её стилевые особенности, продиктованные влиянием неустановленной иконописной традиции. Иконопись Северо-Восточной Руси, её сходства и отличия от новгородской (иконография, колорит и т.д.).

  • Искусство Новгорода и Пскова XIV – начала XVI вв. XIV столетие – период расцвета новгородской архитектуры и монументальной живописи. Распространение антииерархических и антитринитарных ересей и их влияние на характер искусства Новгорода и Пскова XIV – XV столетий. Новгород как оплот сепаратизма в контексте объединительной политики московских князей в XV столетии. Историзм сознания новгородцев времени накануне утраты Новгородом своей независимости. Своеобразие культуры Пскова, обусловленное его пограничным расположением. Архитектура Новгорода. Сложение новгородского типа храма в конце XIII – XIV вв., его конструктивные особенности, объёмное построение, структура интерьера. Система декорирования фасадов новгородских церквей второй половины XIV столетия. Тенденция к камерности храмостроения в конце XIV – начале XV в. Новгородское зодчество в середине XV в.: светское и церковное строительство времени архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского. Архитектура Пскова XIV – середины XVI вв. Строительство собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря по образцу собора Мирожского монастыря как утверждение преемственности домонгольской традиции. Оборонительное зодчество псковской земли: крепость в Изборске, псковский Кром. Сложение собственно псковского типа храма, особенности его плана, конструкции сводов, новое прочтение образа храмового интерьера в связи с усилением влияния Москвы и распространением идей прп. Сергия Радонежского. Псковское зодчество XVI в. Монументальная живопись Северо-Западной Руси XIV в. Росписи собора Снетогорского монастыря как уникальный сохранившийся памятник искусства византийского мира. Два направления в новгородской живописи второй половины XIV столетия. Сведения о личности и работах Феофана Грека. Иконопись. Иконы новгородской школы XIV в. – явление, стилистически не связанное с современной им фресковой живописью («Спас Нерукотворный» из иконостаса Успенского собора Московского Кремля, «Борис и Глеб на конях» и «Спас Вседержитель» из Новгородского музея). Новгородская иконопись XV в. – крупнейшая из «местных» школ времени объединения Руси. Особенности иконографии и стиля в свете ретроспективизма новгородской культуры XV в. Псковская икона XV в. Самобытность языка псковской иконописи, связанная с новгородской традицией фресковой живописи XIV в.

  • Искусство Московского княжества (2-я половина XIV – 1-я половина XV вв.) Начало усиления политических позиций Москвы и ключевая роль московских митрополитов в этом процессе. Архитектура. Каменное строительство времени Ивана Калиты и митрополита Петра (1330-е гг.). Строительство белокаменных укреплений Московского Кремля в 1360-х гг. Раннемосковское зодчество. Живопись. Московская школа иконописи XIV в. Утрата подавляющей части икон и фресок во время пожара 1382 г. Сохранившиеся памятники времени митрополита Феогноста: «Спас Ярое око», «Спас Нерукотворный» из ЦМиАР. Трансформация идеала в живописи конца XIV столетия. Иконы «Борис и Глеб на конях», «Борис и Глеб в житии», «Никола в житии». Новая трактовка грядущего Страшного суда. Русский высокий иконостас и версии о его происхождении в связи с особой ролью иконы в интерьере русского храма (более приоритетной, чем в храмах остального византийского мира). Структура и иконографическая программа высокого иконостаса в свете христианской эсхатологии. Московская живопись 1-й трети XV в. и творчество Андрея Рублёва.

  • Искусство централизованного русского государства (2-я половина XVXVI вв.) Политика централизации русского государства при Иване III и Василии III, её отражение в художественной культуре. Расцвет русского монашества. Начало регламентации всех сфер жизни общества и культурное собирательство. Архитектура. Строительство стен и башен Московского Кремля при Иване III: идейная программа ансамбля. Возведение нового Успенского собора Кривцовым и Мышкиным и причины обрушения недостроенного храма. Работы псковских каменщиков при дворе великого князя. Приглашение Аристотеля Фьораванти как ознаменование начала принципиально нового этапа истории русской архитектуры. Деятельность итальянских («фряжских») мастеров Ренессанса в фортификационном зодчестве: стены и башни Московского Кремля как образец северо-итальянской крепостной архитектуры. Зодчество XVI в. Новая типология культовых зданий: бесстолпные и шатровые храмы. Бесстолпные храмы конца XV – начала XVI вв. и конструктивные особенности крещатого свода. Версии происхождения и особенности объёмно-пространственной структуры шатрового типа храма. Многостолпные храмы на едином основании. Приоритет внешнего объёма над внутренним пространством, иконография форм собора и символическое значение архитектурной композиции в контексте придворных религиозных церемоний. Крупные городские и монастырские соборы XVI в., построенные по образцу храмов Московского Кремля. Строительство времени царствования Фёдора Ивановича и Бориса Годунова (конец XVI в.). Тип бесстолпного храма с двумя симметричными приделами. Живопись. Иконопись и фрески конца XV – начала XVI вв. Структурные изменения в русском искусстве, ослабевание роли византийского наследия. Творчество Дионисия и его мастерской. Иконопись XVI в. Усложнение иконографических программ, тенденция к философскому обобщению, обращение к символико-аллегорическому языку, нарастание драматизма и эмоциональной напряжённости образов в иконописи времени Ивана Грозного и митрополита Макария. Стоглавый собор и его роль в истории русского искусства позднего Средневековья. Отход от традиционного понимания моленного образа.

  • Русское искусство позднего Средневековья (XVII в.) «Смутное время» как причина формирования консервативных тенденций, национальный подъём и возрастание роли демократических вкусов в русском искусстве позднего Средневековья. Перемены в культурной топографии России в XVII в., множественность художественных центров, локализованных, в основном, в купеческих городах Поволжья. Изменение социальной природы заказа в середине века. Церковная реформа Патриарха Никона и её значение для русской художественной культуры. Архитектура. Увеличение объёмов строительства в XVII столетии. Расширение типологии отечественной архитектуры, стремительное развитие гражданского строительства. Архитектура 1620 – 1630-х гг. и её преемственность по отношению к зодчеству Годуновского времени. Памятники гражданской архитектуры: шатровое завершение Спасской башни Московского Кремля и Теремной дворец. Архитектура 1640 – 1680-х гг. Посадское зодчество Москвы. Особенности планировочного построения храмов с трапезной и колокольней. Характер фасадного декора. Архитектура середины и второй половины XVII в. в контексте церковной реформы Патриарха Никона. Расцвет монастырского строительства. Собор Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря. Ансамбль Митрополичьего двора в Ростове Великом. «Нарышкинский стиль» и русская архитектура 1690 – начала 1700-х гг. Новые композиционные решения в культовой архитектуре и ярусный тип храма (влияние малороссийского храмостроения). Особенности пластического убранства фасадов. Реконструкция монастырских и кремлёвских стен во второй половине XVII в.: нагнетание декоративности в связи с утратой фортификационной функции. Гражданские сооружения. Развитие жилой архитектуры. Монументально-декоративная живопись XVII в. Особенности декорации русского церковного интерьера позднего Средневековья; нарастание повествовательности, увеличение количества ярусов росписи. Западноевропейская гравюра в качестве источника иконографических схем. Консервативное направление в живописи 1-й половины столетия: школа царских изографов и возобновление росписи Успенского собора в Московском Кремле. Основные школы живописи середины – 2-й половины XVII в. – Костромская и Ярославская. Иконопись и станковая живопись XVII в. Иконописцы «Строгановской школы». Иные направления в иконописи 1-й половины XVII столетия, продолжение линии «Годуновского монументализма». Творчество царских иконописцев 2-й половины XVII в. Практическая и теоретическая деятельность Симона Ушакова в контексте реформы патриарха Никона. Соединение традиционных иконографических композиций с новыми эстетическими принципами. Обновление иконописи как новый поход против иконоборчества и возрождение «древнего благочестия». Использование западных иконографических образцов. Гимнографические изображения Богоматери: «Богоматерь Вертоград заключенный», «Богоматерь Живоносный источник» и др. Феномен парсуны. Версии о её происхождении. Техники парсуны.



2/ Русское искусство XVIII—начала XIX века.

  • Искусство 1-й четверти XVIII в. Время Петра I: характеристика исторической эпохи. Предпосылки европеизации русской жизни в XVII в., появление светских форм культуры при царе Алексее Михайловиче. Северная война. Ускоренное, сжатое во времени освоение западноевропейского опыта на рубеже столетий. Замена идеи служения Богу идеей служения Отечеству. Три периода Петровского искусства: от приватной забавы к большому придворному стилю. Архитектура Петровского времени. Обновление архитектурного процесса. Иностранные зодчие и художники на службе у Петра I, понятие россики. 1) Зодчество Москвы 1700 – 1710-х гг. как территория освоения новых форм и типов зданий. Доминирование гражданских построек общественного назначения. 2) Строительство С.-Петербурга и его ранняя архитектура. Уникальность «Петербургского эксперимента» в контексте истории Европы Нового времени. Первоначальные проекты города, разработанные Д. Трезини и Ж.-Б. Леблоном. Метод освоения отведённых для города обширных территорий – расстановка высотных ориентиров и застройка «сплошной фасадою». Интерьеры Петровского времени. 3) Архитектура загородных резиденций Петровского времени. Ансамбль Петергофа как ранний опыт создания в России регулярного парка. Особенности фонтанной системы Петергофа. Скульптура. Роль и место скульптуры в структуре искусства Средневековой Руси. «Воспитательная» функция скульптурных произведений в Петровскую эпоху, содержательная структура Летнего сада в Петербурге. Архитектурно-декоративная пластика как основной вид скульптуры Петровского времени. Мотивы рококо в декоративной скульптуре 1-й четверти XVIII в. Творчество Б.-К. Растрелли: начало традиции круглой станковой и монументальной скульптуры в России. Живопись. Становление светской живописи. Особое место портретного жанра, обусловленное традицией (подчеркнутое внимание к личности в иконописи). Портрет как «окно в вечность». Портреты «Преображенской серии» - галерея-паноптикум участников «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы». Петровсие «примитивы». Творчество И.-Г. Таннауэра: парадный портрет эпохи барокко. Г. Гзель – пример художника-естествоиспытателя. Л. Каравакк – представитель искусства рококо и мастер детского и женского портрета. Творчество И. Никитина. Повышенный психологизм образов, интерес художника к миру души. А. Матвеев. Гравюра Петровского времени. Технические особенности печатной графики в России начала XVIII столетия. Особая роль гравюры в культуре русского Просвещения, обусловленная тесной связью печатной графики с печатным словом.

  • Искусство середины XVIII в. 1725 – 1762 гг. – «эпоха дворцовых переворотов». Традиционалистская реакция. Снижение интенсивности культурного развития страны. Начало активного дворцового строительства и расцвет русского барокко при Елизавете Петровне. Архитектура русского барокко. Особенности барокко в России: композиционные решения, роль декора, колорит. Барокко как искусство архитектурно-декоративного ансамбля. Творчество Ф.Б. Растрелли. Интерьер русского барокко. Особенности культового зодчества эпохи Елизаветы Петровны: ансамбль Смольного монастыря (Растрелли) и Никольский морской собор (С.И. Чевакинский). Деятельность Д.В.Ухтомского. Монументально-декоративная живопись. Роль и место живописи в интерьере русского барокко середины XVIII в. Опыт М.В. Ломоносова по возрождению мозаичного дела и его программа исторической живописи. Станковая живопись. Новые «примитивы» 1720-х годов. Вторая попытка освоения европейской художественной традиции. Господство мастеров россики и состояние отечественной школы. Творчество Г.-Х. Гроота, П. Ротари, Л. Токке, И.Я. Вишнякова, А.П. Антропова, И.П.Аргунова.

  • Искусство 2-ой половины XVIII в. Пришествие классицизма и Академия Трёх знатнейших художеств. Законодательные проекты Екатерины II. Деятельность русских просветителей-масонов – Н.И.Новикова, А.Н.Радищева, М.М.Хераскова. Восстание Е.Пугачёва (1773 – 1775 гг.). Великая французская революция и сворачивание Екатериной II собственных либеральных инициатив. Война России с Османской империей и взятие Измаила (1787 – 1791 гг.). Феномен сентиментализма (предромантизма) в литературе и изобразительных искусствах конца XVIII в. Архитектура 2-ой половины XVIII в. 1) Работы А. Ринальди в Ораниенбауме. Специфика рокайльного интерьера. 2) Архитектура как стилеобразующий вид искусства. Периодизация архитектуры русского классицизма. Особенности типологии и композиционных решений. Предромантическое направление в архитектуре русского классицизма. Русская скульптура 2-ой половины XVIII в. Рождение скульптуры как вида искусства. Жанровая структура и иконография скульптуры классицизма. Феномен скульптурного надгробия. Скульптурный портрет. Живопись. Отсутствие стилистической строгости в русском изобразительном искусстве 2-ой половины века. Иерархия жанров в живописи классицизма на фоне традиционного доминирования портрета. Эстетика сентиментализма. Рождение исторического жанра русской живописи. Сюжеты из отечественной истории. Становление бытового жанра. Пейзажная живопись (видопись).

  • Искусство 1-ой трети XIX в. Время французских влияний. Эпоха романтизма и ампира. Война 1812 г. Распространение тайных обществ. Восстание декабристов в 1825 г. Архитектура ампира. Акцент на пространствообразование и формирование архитектурных ансамблей. Крупные градостроительные акции в С.-Петербурге и Москве. Интерьер русского ампира. Монументально-декоративная скульптура эпохи ампира - как неотъемлемая часть художественного синтеза. Камерная пластика. Живопись. Пересмотр жанровой иерархии классицизма: главенство портретного жанра как наиболее адекватно отражающего романтический идеал. «Романтизм в изгнании». Реабилитация графики как самостоятельного вида искусства. Эволюция русского пейзажа. Русский бидермайер и крестьянская идиллия. Школа Венецианова как альтернатива академической системе художественного образования и её представители.


3/ Русское искусство середины XIX—начала ХХ века.

  • Искусство 1830 – 1850-х гг. Особенности русского самодержавия времени Николая I в его отношении к культуре и искусствам. Идеология официальной народности и демократизация культуры. Обращение к национальным ценностям. Развитие археологии и музейного дела; зарождение историко-архитектурной науки. Архитектура. Романтизм как определяющий фактор преодоления классицистической художественной системы в зодчестве. Метод «разумного выбора». Программа придворного строительства в Петергофе. Особенности усадебного ансамбля эпохи романтизма. Теория эклектики. Формирование русско-византийского стиля. Реставрации. Деятельность Ф.Г.Солнцева и К.А.Тона. Храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец. Живопись - как доминирующий вид пластического искусства в XIX в. Романтизм, его эволюция и жанровая структура. Эстетика романтизма. «Романтический классицизм» в живописи. Возрождение исторической картины. Новые темы и новые герои в исторической живописи. Творчество К.П.Брюллова. Историческое полотно как форма выражения романтического миросозерцания. Обращение к теме отечественной истории. Портретное творчество Брюллова, Брюллов – акварелист и рисовальщик. Работы Брюллова в монументальной живописи (эскизы для росписи Исаакиевского собора). Исторические полотна Ф.А.Бруни. Творчество А.А.Иванова. Усложнение психологической драматургии исторической сцены. Эпохальная картина Иванова «Явление Христа народу», история её замысла, структура и символика композиции. Этюды к картине как самоценные художественные произведения. П.А.Федотов и драматический вариант бытового жанра. Портреты Федотова как параллель искусству бидермайера при форсировании психологической выразительности.

  • Искусство 1860 – 1880-х гг. Демократизация Академии художеств. Возникновение художественных артелей и Товарищества Передвижных художественных выставок. Работа по созданию нового стиля церковного искусства на основе раннехристианских и византийских форм. «Левое» и «правое» народничество. Русская живопись 1860 – 1880-х гг. 1) Критические реалисты 60-х гг. и становление метода описательной критики. Творчество В.Г.Перова и развитие драматического бытового жанра и портрет. Другие жанристы середины столетия. 2) Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), его предыстория и программа. Соотношение этического и эстетического во взглядах «передвижников». Портретное творчество ранних «передвижников». И.Н.Крамской: портрет как «гражданская икона». Н.Н.Ге. Портретное начало как основа творчества И.Е.Репина. епинПейзажная живопись «передвижников». Лирическое направление пейзажа и его основатель А.К.Саврасов. «Парадный портрет» русской природы в полотнах И.И.Шишкина. Пейзажи Ф.А.Васильева как пример сочетания романтической образности и повествовательности. Метод «сочинённой» картины А.И.Куинджи, использование театральных эффектов освещения. Экспансия пейзажного начала в иных жанровых сферах. Движение от повествовательного «идейного» пейзажа к пейзажу настроения в творчестве И.И.Левитана. Судьба жанровой картины в творчестве «передвижников». Понятие «хоровой картины» и его воплощение в полотнах К.А.Савицкого и И.Е.Репина. Традиция «физиологического очерка» в жанровой живописи «передвижников». Историческая картина в творчестве «передвижников». Смысл обращения художников ТПХВ к историческим сюжетам. Творчество В.В.Верещагина и новое качество батального жанра. Монументальная и станковая живопись В.М.Васнецова. Скульптура 1830 – 1880-х гг. Отход от классического идеала и нагнетание реалистических черт в скульптуре позднего романтизма. Работы Н.С.Пименова, С.И.Иванова. Развитие анималистического жанра: П.К.Клодт, А.Л.Обер, Е.А.Лансере. Кризис монументальной форм скульптуры в середине и второй половине столетия, его причины и проявления. Программные монументы эпохи историзма. Сюжетно-тематический репертуар станковой скульптуры второй половины столетия, его связь с литературой и живописью демократического направления. Творчество М.М.Антокольского. Архитектура эпохи историзма. Индустриализация строительства, появление новых инженерно-конструктивных решений и их влияние на эстетику архитектуры. Транспортные и торговые сооружения. Неовизантийский стиль как новая версия официальной архитектуры во времена Александра II. Взгляд на отечественную историю сквозь призму «византинизма». Славянофильство и «демократический вариант» русского стиля. Мода на «русское». Парковые «затеи» в Абрамцеве. «Открытие» полихромии в архитектуре, идея функционального плана. Политехническая выставка 1872 г. в Москве. Теория «русского стиля» В.О.Шервуда. Конкурсы на проект храма-памятника Воскресения «на Крови» в С.-Петербурге. Русский стиль в строительстве общественных сооружений конца XIX в. Судьба ордерной традиции в эпоху «многостилья».

  • Искусство 1890-х – 1910-х гг. Абрамцевский кружок и рождение национально-романтического направления в русском искусстве. Реформа Академии художеств 1893 г. Появление новых художественных группировок, оппозиционных ТПХВ. Проникновение стиля модерн в русскую архитектурно-художественную практику. События Первой русской революции 1905 – 1907 гг. и крах социальной утопии панэстетизма. Зарождение авангардных течений в русском искусстве ХХ в. Живопись 1890 – 1910-х гг. Многообразие направлений в русском изобразительном искусстве конца XIX - начала ХХ вв. (импрессионизм, символизм, экспрессионизм, примитивизм, кубизм, футуризм и т.д.). Феномен «бессобытийного» жанра, генетически связанный с театральной декорацией. Лирическая концепция живописного произведения, лишённого развитого сюжета. «Опейзаженный реализм» (М.В.Нестеров). Поэзия исторического быта в картинах А.П.Рябушкина («Московские женщины и девушки XVII века в церкви», «Семья купца в XVII веке», «Свадебный поезд в Москве XVII века» и др.). Творчество К.А.Коровина и своеобразие русского импрессионизма: эстетика этюда и декоративизм. В.А.Серов и обновление портретного жанра. Пейзаж и «крестьянский жанр» в творчестве Серова. М.А.Врубель: возрождённый романтизм. Художественные объединения Серебряного века, их история и программные установки: 1) «Мир искусства» 1898 – 1903 гг. Идея апологии культуры и программный европеизм. 2) «Союз русских художников» и судьба станковой картины в начале XX в. 3) «Мир искусства» на новом этапе. Преодоление индивидуализма. 4) В.Э.Борисов-Мусатов и объединение «Голубая роза». Внутренняя эволюция искусства Борисова-Мусатова. Рождение «Голубой розы». Поиски обобщённого стиля. К.С.Петров-Водкин: от иллюстрации мифа к мифотворчеству («Мальчики», «Купание красного коня»). 5) «Бубновый валет» как явление предавангарда. Актуализация жанра натюрморта как средства утверждения материальной вещественности окружающего мира. От примитивизма к футуризму и беспредметной живописи. Футуристический синтез изображения и текста. Скульптура конца XIX - начала ХХ в. Новое понимание пространства и возможностей материала. Иконография. Возрождение монументальной скульптуры. Различные стилистические направления в русской скульптуре 1900-х – 1910-х гг. Основные мастера. Архитектура в конце XIX – начале XX вв. Основные противоречия архитектурной системы Нового времени. Нарастание процессов урбанизации и облик капиталистического города. Новая типология. Модерн как международный архитектурный стиль, замыкающий XIX в. Судьба модерна в России. Ведущие мастера и их постройки. Проблема синтеза искусств. Рациональное и иррациональное в модерне. Влияния скандинавского национального романтизма в архитектуре петербургского модерна. Предпочтение природных материалов в декоре. Значение классицистической традиции для развития архитектуры С.-Петербурга в конце XIX – начале ХХ вв. Неорусский стиль. Методологические отличия неорусского стиля от русского стиля эпохи историзма. Неоклассицизм. Неоклассика как социальная утопия Серебряного века. Роль Академии. Проблема города. Значение 100-летия Отечественной войны для становления неоклассического направления. Сочетание ретроспективных архитектурно-декоративных форм с прогрессивными инженерно-конструктивными решениями.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал