Программа магистратуры Аграрная экономика (наименование) выпускная квалификационная работа



страница1/11
Дата01.06.2018
Размер3,42 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт Экономики

Кафедра Экономики

Направление подготовки 38.04.01 Экономика

(код и наименование)

Программа магистратуры Аграрная экономика



(наименование)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Государственное регулирование аграрного сектора стран ЕС на примере Нидерландов
Допустить к защите

Заведующий кафедрой ________________

_________________ 20__ г.



Руководитель программы магистратуры

_______________________



_________________ 20__ г.


Выполнил(а) Демьянчук Ярина Вадимовна

(фамилия, имя, отчество полностью, подпись, дата)

Руководитель к.экон.н., доцент Ефимова С.В.

(ученая степень, звание, фамилия, инициалы, подпись, дата)

Рецензент д.экон.н., профессор Семенова Е.В.

(ученая степень, звание, фамилия, инициалы, подпись, дата)
Санкт-Петербург 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………


3

  1. Теория агарной политики развитых стран ………………………………

6

    1. Общие принципы государственной аграрной политики развитых стран ……………………………………………………………………

6

    1. Международные аспекты аграрной политики ………………………

15

  1. Инструменты агарной политики развитых стран ……………………….

28

    1. Ценовое регулирование в аграрной политике развитых стран …….

28

    1. Страхование как инструмент аграрной политики развитых стран ...

37

    1. Методы государственного регулирования сельскохозяйственного производства в странах ЕС …………………………………………...

48

  1. Аграрная политика Нидерландов в рамках единой аграрной политики ЕС …………………………………………………………………………..

58

    1. Трансформация общей аграрной политики ЕС и история сельского хозяйства Нидерландов ……………………………………………….

58

    1. Современное состояние и перспективы сельского хозяйства ЕС и в частности Нидерландов ………………………………………………

65

Заключение ……………………………………………………………………

79

Список использованных источников ………………………………………..

82

ВВЕДЕНИЕ

Современное государство должно эффективно управлять общественными делами, предоставлять гражданам качественные услуги, а также создать устойчивые и надежные политические и государственные институты и структуры, что является объектом государственной политики.

Поли́тика (древне греческое πολιτική «государственная деятельность») – понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства. [43]

Аграрная политика государства – один из элементов государственной социально-экономической политики, ориентированный на постоянный социально-экономический прогресс аграрных территорий, подъём количества изготавливаемых товаров сельскохозяйственного профиля, рост результативности сельской деятельности, получения абсолютной занятости населения и улучшение качества его жизни, целесообразная эксплуатация земельных ресурсов.

Сельское хозяйство – это отрасль, без деятельности которой немыслимо существование любого общества. Поэтому его развитие, увеличение производства продукции и улучшение ее качества должны рассматриваться как важнейшая общегосударственная задача. Несмотря на то что сельское хозяйство является «вечной» отраслью, существуют определенные объективные особенности, которые приводят к ее неконкурентоспособности и вызывают необходимость ее регулирования. Регулирование отрасли осуществляется в рамках аграрной политики.

Вышесказанное обусловливает актуальность изучения проблемы государственного регулирования аграрного сектора в развитых странах.

Цель выпускной квалификационной работы состоит в определении теоретических основ формирования аграрной политики развитых стран и ЕС в частности, а также в определении основных направлений развития аграрного сектора Нидерландов. В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе были решены следующие задачи:


  • определены общие принципы и специфические особенности аграрной политики развитых стран;

  • обобщены международные аспекты аграрной политики;

  • проведен анализ экономического механизма ценового регулирования в аграрной политике развитых стран;

  • проведен анализ экономического механизма страхования в аграрной политике развитых стран;

  • проанализированы методы государственного регулирования аграрного сектора в странах ЕС;

  • проанализирована история сельскохозяйственного производства Нидерландов и его связь с Единой аграрной политикой ЕС.

  • определены перспективы развития аграрного сектора Нидерландов с учетом, влияющих на него движущих сил.

Объектом исследования является аграрная политика развитых стран и ЕС в частности.

Предметом исследования является государственное регулирование аграрного сектора.

В данной работе применялись следующие методы исследования: экономико-статистический, монографический, абстрактно-логический.

Вопросы государственного регулирования экономики изложены в работе Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Проблемам теории и практики аграрной политики развитых стран посвящены работы Линдерта П.Х., Назаренко В.И., Папцова А.Г., Крылатых Э.Н., Щербака Э.Н., Пошкуса Б.И., Янбых Р.Г. и др.

В качестве источников информации использовались: статистические сборники, содержащие информацию по сельскому хозяйству развитых стран, законодательная, нормативно-справочная и специальная литература по теме выпускной квалификационной работы.

Научная новизна результатов исследований состоит в следующем:



  1. Определены общие принципы и направления аграрной политики развитых стран. Дано обоснование аграрной политики развитых стран, направленной на поддержку доходов аграрного сектора на основе теории земельной ренты.

  2. Обобщены международные аспекты аграрной политики и определена взаимосвязь мировых продовольственных рынков и аграрной политики развитых стран.

  3. Дано теоретическое обоснование сельскохозяйственного страхования как инструмента аграрной политики на основе теории риска.

  4. Определены особенности аграрной политики Нидерландов и движущие силы, определяющие перспективы развития аграрного сектора.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования научно-обоснованных выводов и предложений законодательными и исполнительными органами власти при формировании и корректировке аграрной политики. Элементы научной новизны, содержащиеся в работе, могут быть использованы в учебном процессе и как материал для последующих научных исследований в области аграрной политики.

Содержание исследований, их результаты, практическая значимость докладывались и обсуждались на научно-практической конференции в Великолукской ГСХА.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих 7 разделов, заключения, списка литературы, включающего 45 наименований.

Основные теоретические положения и практические результаты исследования нашли отражения в 4 публикациях автора, которые входят в базу РИНЦ. Одна публикации входят в список научных изданий ВАК РФ.


1 ТЕОРИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТЫХ СТРАН
1.1 Общие принципы государственной аграрной политики развитых стран
В настоящее время в мировой аграрной сфере доминирующее положение занимают развитые страны. В развитых странах производится и потребляется более 60% сельскохозяйственной продукции, на их долю приходится большая часть мировой торговли и международного движения капитала.

Международная торговля продукцией сельского хозяйства на протяжении многих десятилетий остается одним из наиболее сложных участков. Сельскохозяйственная деятельность и торговля сельскохозяйственной продукцией по своему социально-экономическому и стратегическому значению занимает исключительно важное значение в экономике каждой страны и мировой экономике в целом. Спрос на продовольствие и в конечном счете емкость рынка определяется в первую очередь двумя параметрами: численностью и структурой населения и его уровнем жизни и ценой на сельскохозяйственные продукты. Спрос на сельскохозяйственную продукцию как сырье определяется уровнем деловой активности в стране и структурой производства потребляющей это сырье.

Можно выделить три основных экономических центра, которые имеют особое влияние в мировой экономике, а так же в сельском хозяйстве. Сюда относятся: Северная Америка, Западная Европа и Азия.

Наилучшими природными возможностями для производства сельскохозяйственной продукции обладают страны Южной Африки, расположенные Южнее Сахары и большинство стран Азии. Однако основная масса экспорта сельскохозяйственной продукции приходится на развитые страны (Рисунок 1). Развивающиеся страны не могут обеспечить себя продовольственными товарами. По многим важнейшим видам продовольствия основными производителями являются развитые страны. [4, c. 243]

Такая ситуация связана с тем, что на развитие сельского хозяйства влияет аграрная политика государства, которая представляет собой совокупность мероприятий экономического, социального, законодательного характера, осуществляемых государством с целью изменения положения аграрного сектора и занятых в нём людей.


24 млрд.долл.



Европа

Взаимная торговля

320 млрд.долл.

Азия

Взаимная торговля

89 млрд.долл.

21 млрд.долл.


2 млрд.долл.



28 млрд.долл.

41 млрд.долл.


20 млрд.долл.


16 млрд.долл.



19 млрд.долл.

3 млрд.долл.



23 млрд.долл.


Южная Америка

Взаимная торговля

15 млрд.долл.



Северная Америка

Взаимная торговля

63 млрд.долл.

8 млрд.долл.

17 млрд.долл.



Рисунок 1 – Основные потоки торговли сельскохозяйственными товарами (2005 г.) Источник: WTO. International Trade Statistics 2006. Geneva, 2006.

Современная аграрная политика развитых стран базируется на создании и поддержании максимально благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства, что можно объяснить с точки зрения теории формирования земельной ренты [8] (Таблица 1).


Таблица 1 – Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию и формирование земельной ренты



Показатель

Категория земель

худшие

средние

лучшие

  1. Затраты на 1 га, руб.

15 000

15 000

15 000

  1. Урожайность пшеницы, ц/га

15

25

40

  1. Себестоимость 1 ц, руб. [1:2]

1 000

600

375

А. Ценообразование в соответствии с марксистской методологией формирования земельной ренты

  1. Цена за 1 ц, руб.

1 200

1 200

1 200

  1. Бухгалтерская прибыль с 1 га, руб. [(4-3)х2)]

3 000

15 000

33 000

  1. Экономические издержки (норма прибыли 20%), руб. [15000 х 20%]

3 000

3 000

3 000

  1. Экономическая прибыль (дифференциальная рента), руб. [5-6]

0

12 000

30 000

Б. Методология ценообразования на рынке совершенной конкуренции

  1. Цена за 1 ц, руб.

720

720

720

  1. Бухгалтерская прибыль с 1 га, руб. [(4-3)х2)]

-4 200

3 000

13 800

  1. Экономические издержки (норма прибыли 20%), руб. [15000 х 20%]

3 000

3 000

3 000

  1. Экономическая прибыль (дифференциальная рента), руб. [5-6]

-7 200

0

10 800

В. Методология ценообразования на рынке монопсонии

  1. Цена за 1 ц, руб.

600

600

600

  1. Бухгалтерская прибыль с 1 га, руб. [(4-3)х2)]

-6 000

0

9 000

  1. Экономические издержки (норма прибыли 20%), руб. [15000 х 20%]

3 000

3 000

3 000

  1. Экономическая прибыль (дифференциальная рента), руб. [5-6]

-9 000

-3 000

6 000

К. Маркс считал, что в сельском хозяйстве в отличие от нерентных отраслей цена формируется не средними, а худшими условиями производства. В этом случае владельцы средних и лучших земельных участков получают дифференциальную ренту. Данная методология формирования рыночной цены объяснялась ограниченностью земельных ресурсов среднего и лучшего качества для обеспечения продуктами питания населения земли.

Если же ценообразование осуществляется как при совершенной конкуренции, т.е. рыночная цена на сельскохозяйственную продукцию определяется средними издержками производства основного объема продукции, то дифференциальную ренту будут получать только владельцы лучших земельных участков.

В силу объективных причин, сельское хозяйство оказывается неконкурентоспособным в межотраслевой конкуренции, и цены на сельскохозяйственную продукцию в условиях свободного рынка оказываются ниже цен, складывающихся при совершенной конкуренции. Сельхозтоваропроизводители, имеющие средние условия хозяйствования не получают даже бухгалтерскую прибыль, что обуславливает необходимость государственного вмешательства на рынках сельскохозяйственной продукции с целью поддержки доходов аграриев.



Можно выделить следующие особенности аграрной политики в развитых странах:

  • преемственность и непрерывность совершенствования аграрной политики;

  • продуманность и многовариантность;

  • системный научный подход к решению проблем;

  • многолетняя практическая апробация государственных мероприятий;

  • гласность и открытость;

  • полное финансовое обеспечение принятых государственных программ;

  • одновременное решение экологических проблем.

Наравне с общими особенностями аграрной политики в развитых странах здесь существуют особенности, присущие каждой стране в отдельности:

  • В США на всех этапах формирования агропромышленного комплекса создаются предпосылки для его успешного развития. Одной из важных черт является детальный анализ и продуманность внедряемых мероприятий. Любые формы государственного вмешательства не должны сдерживать развитие агропромышленного комплекса, а наоборот, способствовать его развитию. Характерной особенностью государственной аграрной политики является всесторонняя поддержка фермерских хозяйств, поддержание социальной стабильности в обществе.

  • В ЕС проводится единая аграрная политика, которая ориентирована на обеспечение относительно низких потребительских цен на продовольствие и адаптацию стран участниц к единой системе требований и стандартов. Основным рычагом государственного регулирования аграрного сектора является ценовая политика. Основной принцип – политика протекционизма. Как для США, так и для ЕС примечательно то, что правительство выделяет довольно большие ассигнования на внедрение современных технологий и разработку более продуктивных сортов растений и пород животных.

  • В Японии сельскохозяйственные производители являются наиболее защищенными со стороны государства. Здесь наблюдаются самые крупные бюджетные ассигнования из всех развитых стран.

  • Для Австралии и Новой Зеландии характерна наименьшая степень государственного вмешательства. Аграрная политика направлена на самостоятельность развития сельского хозяйства. Государством поддерживаются только четкие проекты по повышению эффективности работы фермерских хозяйств, а также те хозяйства, которые сильно пострадали в результате стихийных бедствий и от неблагоприятных природно-климатических обстоятельств.

Аграрная политика в современном мире является частью двух основных политических моделей:

  • Эволюционная модель. Страны с низки уровнем доходов устанавливают высокие налоги на сельскохозяйственное производство, что ухудшает их условия торговли, в то время как страны с высоким уровнем доходов субсидируют и защищают своих сельхозтоваропроизводителей.

  • Модель, направленная против торговли. Сельскохозяйственное производство ориентированное на экспорт облагается налогами, что особенно характерно для стран с низким уровнем доходов, и одновременно с этим происходит защита сельхозтоваропроизводителей, конкурирующих с импортом.

Для оценки направленности аграрной политики необходимо оценить ее влияние на сельскохозяйственные доходы. При выработке любого принципа измерения всегда возникает дилемма между удобным в подсчете показателем и наиболее точным. Наиболее удобная единица – это коэффициент номинальной защиты (NPC):

,

(1)

где

PП

– цена, полученная отечественными сельхоз товаропроизводителями;




PМ

– мировая цена товаров на государственной границе.

Если NPC > 1 это означает, что отечественные сельхозтоваропроизводители защищены государством. Если NPC < 1 это означает, что отечественные сельхозтоваропроизводители эффективно облагаются налогом.

Основной недостаток NPC состоит в том, что он не учитывает государственную политику, которая влияет на доходы сельхозтоваропроизводителей и не затрагивает внутренние цены. Например, если правительство выплачивает сельхозтоваропроизводителям субсидии на поддержание уровня доходов, но позволяет внутренним ценам свободно формироваться на рынке. В данном случае внутренняя цена будет на сельскохозяйственную продукцию будет равна мировой цене, а NPC соответственно будет равен 1, из чего можно сделать ошибочный вывод об отсутствии государственной поддержки.

Еще один недостаток NPC состоит в том, что в нем не учитывается политика государства по отношению к промышленным товарам, потребляемым сельским хозяйством. NPC не отражает тот факт, что государственная политика защиты промышленности повышает затраты в сельском хозяйстве и цены на товары, приобретаемые селом.

Вместе с существующими недостатками измерения следует отметить, что показатель NPC достаточно удобный, так как для его подсчета нужно знать только цену на внутреннем рынке и мировую цену.



Более точное измерение влияния аграрной политики на доходы дает показатель эффективного уровня защиты:

,

(2)

где

PП – PМ

– величина, на которую возрастают затраты из-за государственной помощи;




ДС

– добавленная стоимость единицы товара при свободной торговле (мировой цене).

или ,

(3)

где

NPC–1

– величина, на которую возрастают затраты, как доля от мировой цены;






– добавленная стоимость единицы товара как доля от мировой цены.

Преимущество ERP по сравнению с NPC состоит в том, что в нем учтено влияние государственной политики на затраты в сельском хозяйстве. В нем учтены сельскохозяйственные субсидии, а также государственная защита промышленности, обеспечивающей сельское хозяйство. Однако даже этот показатель имеет недостатки. В нем не учтены государственные субсидии или налоги, не влияющие на цены, и влияние государственной политики на стоимость жизни сельского населения.

Наиболее всеобъемлющий способ измерения был разработан экономистами, работающими в Департаменте сельского хозяйства организации экономического сотрудничества и развития. Субсидии и налоги выражаются здесь как доля от первоначальных доходов сельхозтоваропроизводителей в сочетании с влиянием государственной политики на доходы, выраженные в процентах – эквивалент субсидии производителям:



,

(4)

или ,

(5)

где

PSE

– эквивалент субсидии производителя;




S

– государственные субсидии;




C

– величина, на которую возрастают затраты.

По сравнению с NPC и ERP, PSE полнее учитывает влияние государственной политики на доходы в сельском хозяйстве. Однако даже здесь не все учтено. PSE учитывает только некоторые аспекты государственного влияния на цены и затраты в сельском хозяйстве, так как учитывается влияние политики только в сфере сельского хозяйства, а не все меры государственной политики. PSE неспособен охватить влияние государственной политики, в результате которой выросли затраты в сельском хозяйстве. Как и все предыдущие показатели PSE не учитывает рост стоимости жизни на селе. Таким образом, ни один из известных методик измерения не смог решить задачу подсчета влияния государства на доходы в сельском хозяйстве.

Имеющиеся данные о NPC по нескольким десяткам стран за 1980 г. дают представление о том как эволюционировала аграрная политика в ходе экономического развития. NPC имеет тенденцию к росту вместе с ростом ВВП на душу населения, что отражает эволюционную модель. Этот рост нестабилен, но резко возрастает при защите и падает при налогообложении, если страна имеет высокий уровень доходов на душу населения. В то время как NPC рос в процессе экономического развития, защита промышленности снижалась, что повышало доходы и снижало затраты и стоимость жизни в сельском хозяйстве. В странах с низким уровнем доходов на душу населения сельхозпроизводители ориентированные на экспорт несут затраты в основном в результате существования экспортных барьеров, в результате чего они не могут получить за мировую цену. Отношение к товаропроизводителям конкурирующих с импортом здесь менее определенно. Некоторые из них пользуются защитой, другие вынуждены получать цену ниже мировой, что является результатом программы субсидирования потребителя. Среди стран с высоким уровнем доходов сельхозпроизводители, производящие продукцию на экспорт, получают лишь небольшую чистую помощь от государства и наоборот продукция сельхозпроизводителей, конкурирующих с импортом здесь сильно защищена.

Данные по странам ОЭСР за 1980 г. свидетельствовали о росте PSE и говорили о наличии торговых перекосов, что стало причиной обсуждения аграрной политики на многосторонних торговых переговорах, которые привели к подписанию договора по торговле сельскохозяйственными товарами, вошедшего в пакет договоренностей, достигнутых в ходе Уругвайского раунда. Этот договор начал менять ситуацию с сельскохозяйственными субсидиями и протекционизмом.

Таблица 2 – Сельскохозяйственные субсидии, выраженные через эквивалент субсидии производителя как процент от сельскохозяйственного выпуска в 1979-1997 гг. (данные по странам ОЭСР) [18, c. 334]



Страна

1979-1981 гг.

1981-1988 гг.

1996-1997 гг.

США

20

30

15

Япония

61

73

72

Европейский союз

35

48

45

Канада

25

42

21

Швейцария

63

79

77

Норвегия

69

74

71

Австралия

9

10

9

Новая Зеландия

16

18

3

24 страны ОЭСР в среднем

37

45

37

Общая тенденция в агарной политики состоит в том, что сельхозпроизводители в странах, которые в условиях свободной торговли были бы импортерами получают большую государственную помощь, а в странах, которые в условиях свободной торговли были бы экспортерами, получают небольшую государственную помощь.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница