Программа «Медиапроизводство в креативных индустриях»



страница1/4
Дата18.10.2016
Размер0,97 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет медиакоммуникаций

Магистерская программа

«Медиапроизводство в креативных индустриях»

Департамент «Новые медиа и социальные коммуникации»

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

На тему «Девиантное поведение как двигатель сюжета сериала»

(проект адаптации сериала «Уилфред»)

Студентка группы № 745ж

Макулбекова Наталия Нургалиевна

Научный руководитель:

Биркадзе Нина Гурамовна,

креативный продюсер

кинокомпании «Магнум»

Москва 2014



Содержание


Введение

Данная диссертационная работа посвящена девиантному поведению как двигателю сюжета телевизионного сериала. Выбор в пользу такой темы был сделан, исходя из моего исследовательского интереса к этому вопросу. Нестандартное, отклоняющееся от принятых в обществе норм поведение героев многих популярных сегодня сериалов, на мой взгляд, достойно прицельного изучения и анализа. Успешность телевизионного продукта, персонажи которых дерзко и решительно проявляют свою нонконформность и, как правило, демонстрируют при этом незаурядные интеллектуальные способности, сегодня все чаще признается закономерной. Наличие многочисленных публикаций - как популярных, так и научных – посвященных феномену таких телесериалов как, например, «Доктор Хаус», «Шерлок», ситуационная комедии «Теория большого взрыва», свидетельствует об актуальности вопроса популярности подобного продукта и ее причин.

Однако в данной работе для меня представляет интерес не сам факт успешности сериалов, чьи герои демонстрируют нестандартные паттерны поведения, а особенности этого поведения, которое с точки зрения социологической науки может быть определенно как девиантное, т.е. отклоняющееся от принятых обществом культурных норм.

Новые сериальные герои нашего времени – будь то новоизобретенный Грегори Хаус или осовремененный Шерлок Холмс – привычно рассматриваются в публицистике как социопаты и так называемые «фрики», люди, отличающиеся неспособностью и высокомерным нежеланием подчинять свою натуру культурным нормам общества, в котором они живут. Иными словами, эти персонажи предстают в публикациях СМИ отчужденными от мира сего дерзкими гениями, поведение которых рассматривается как должная особенность их образа. Мой исследовательский интерес в данной работе будет представлять это поведение, рассмотренное в плоскости социологических теорий о девиантности в качестве движущей силы сериалов, персонажами которых являются обозначенные субъекты. Под движущей силой в данном случае я склонна понимать персонаж, предмет или любую другая деталь, присутствие в сериале которой катализирует развитие цепочки сюжетных событий. Именно такое определение двигателю сюжета в кинофильме или телевизионном сериале дает Fred Pheil в своей работе, посвященной экранной культуре1.

Мой выбор аспекта, в котором будет рассматриваться девиантное поведение персонажей известных современных сериалов, обусловлен не только личным исследовательским интересом, но также практической ценностью. Практической частью моей выпускной магистерской работы является проект русскоязычной адаптации сериала «Уилфред» (США, 2011 год). Непростой для зрительского восприятия, этот оригинальный сериал представляет еще большую сложность для анализа и переработки с целью создания нового продукта. Один из двух главных героев сериала, предстающий в человеческом облике пес Уилфред, отличается поистине дьявольским характером и аморальным поведением, попадающим под определение девиантного. В связи с этим обстоятельством я нахожу весьма полезным для дипломного проекта не только анализ необычного героя адаптируемого сериала, но также объемное изучение нестандартных поведенческих паттернов других популярных телевизионных персонажей – с точки зрения важности этого для сюжетной линии. На мой взгляд, более глубокое понимание этого вопроса поможет мне в работе над адаптацией сериала.

Также нельзя не отметить актуальность выбранной для исследования темы. Как уже упоминалось, популярность сериалов, в центре сюжета которых оказывается резко выделяющийся из всего остального социума персонаж, порождает исследовательский и журналистский интерес к новым телевизионным героями нашего времени. Однако в разнообразных публикациях основное внимание уделяется, как правило, нестандартным образам персонажей как причине популярности сериалов или же нарративным особенностям сюжета, в то время как практически неосвещенными остается вопрос, составивший тему данной работы. В связи с этим я заключаю, что выбранная тема является актуальной и проводимое исследование характеризуется научной новизной. Возможно, попытка связать научные представления о девиантном поведении с его проявлениями в характерах экранных персонажей поможет иначе взглянуть на саму природу этих героев.

Объектом своего исследования я обозначаю девиантное поведение в контексте современных телевизионных сериалов.

Предметом же станет девиантное поведение персонажей как движущий сюжетный элемент современных телевизионных сериалов.

Основной целью своей работы я ставлю определение, насколько это возможно, значения девиантного поведения персонажей для сюжета сериала и его динамики.

Для достижения поставленной цели мне необходимо будет выполнить ряд задач, как то:

- рассмотреть девиантное поведение в плоскости различных социологических теорий;

- рассмотреть девиантное поведение в контексте современного телевизионного сериала;

- проанализировать ряд телевизионных сериалов, а главным образом их первостепенных героев, на предмет соответствия их поведенческих паттернов сформулированному представлению о девиантности;

- определить взаимосвязь между отклоняющимся поведением героев и популярностью сериалов у аудитории.



Научная гипотеза работы: девиантный характер поведения главного героя является одной из причин популярности сериала.
Теоретической базой исследования стали работы социологов Дж. Масиониса, Т.А Хагуров, Ю.Ю. Комлева, Я. И. Глинского, и др. Перечисленные авторы в своих трудах уделяют девиантному поведению особое внимание. Литература и публикации, посвященные анализу сериалов «нового типа»2 составили вторую часть теоретической базы данного исследования. Среди авторов, на чье мнение я опиралась при анализе выбранных телесериалов стоит отметить Н.А. Агафонову, Н. В. Афанасьеву Е. В. Козлова, F. Pheil.

Выбор социологической науки в качестве опорной теоретической базы исследования не случаен. Девиантное поведение, как правило, рассматривается в двух научных плоскостях – социологический и психологической. Однако в рамках последней девиантность рассматривается на тонкой грани психологии и медицины, что я нахожу неприемлемым для исследования, ориентированного на сферу медиа.


Теоретико-методологической базой исследования являются:

- теория социального контроля Т. Хирши;

- теория напряжения Р. Мертона;

- положения Э. Дюркгейма о функциях девиантности;

- теория карнавальной культуры М. Ю. Бахтина.

Эмпирической базой послужили 4 разножанровых сериала, которые были подобраны с учетом их соответствия задачам данного исследования.

Использованные методы исследования:

- изучение литературы и публикаций, посвященных данной теме (критический анализ);

- сравнительный и сопоставительный анализ выбранных для исследования телесериалов;
Структура работы

Первая глава посвящена явлению девиантного поведения и освещению этой проблемы в рамках социологической науки. Рассматриваются различные теории и положения о девиантности. Во втором параграфе первой главы основное внимание уделено публикациям СМИ и другим актуальным материалам, посвященным анализу нестандартных героев популярных в настоящее время сериалов, чье поведение носит отклоняющийся от общественных норм характер. В этой части работы я акцентирую внимание на том, что девиантность этих персонажей, как правило, рассматривается с психологическим уклоном, тогда как социологический подход позволяет избежать ухода в медицинскую терминологию, использование которой требует специальной подготовки.

Вторая глава работы посвящена сравнительно-сопоставительному анализу трех из четырех выбранных для исследования телесериалов: «Шерлок», «Доктор Хаус» и «Теория большого взрыва». В первом параграфе рассматривается определение двигателя сюжета в экранном произведении, на основе которого в последующих параграфах главы происходит анализ девиантности образов главных героев и влиянии их отклоняющегося поведения на ход сюжета в эпизодах сериалов.

Третья глава посвящена анализу сериала «Уилфред», адаптацией которого я занимаюсь в рамках дипломного проекта. Эта часто исследования просуммирует полученную в ходе исследования информацию и расскажет о значении данной работы для адаптации сериала «Уилфред». Также в этой главе будет уделено отдельное внимание причинам популярности девиантных героев у аудитории, а также вопросу о так называемом терапевтическом эффекте от просмотра сериалов. Третий параграф содержит поясняющую информацию по проекту адаптации сериала «Уилфред» - «Мой лучший друг», также здесь рассматривается проблемы, окружающие практику покупки иностранных сериальных форматов.

Приложения содержат документацию по проекту адаптации сериала «Уилфред».

Глава 1. Девиантное поведение: реальность и телевизионный экран.

§1 Понятие девиантного поведения.

Известный американский исследователь Джон Масионис в своей фундаментальной работе «Социология» посвятил проблеме девиантности человеческого поведения целый раздел, тем самым обозначая важность этого вопроса для социологической науки и общественности. Подходя к формулировке определения девиантного поведения, Масионис подчеркивает, что люди в социуме сами определяют рамки дозволенного, поэтому обсуждаемые и осуждаемые обществом отклонения от генеральной линии поведения считаются таковыми из-за наличия этих рамок: «Люди становятся девиантными, когда оказываются таковыми в глазах других»3. При этом люди, пишет Масионис, по природе своей привыкли считать, что отклонения в поведении и образе жизни могут быть только негативными, по крайней мере, именно такие примеры первыми приходят на ум многим простым обывателям: алкоголизм, наркомания, преступность и т.п. Но автор отмечает, что и слишком «правильное» поведение отдельно взятых индивидов так же является отклоняющимся, т.е. девиантным – и приводит показательный пример о чрезмерно усердном ученике, резко выделяющимся своей успеваемостью и задатками из контингента всего остального класса. Так Джон Масионис приходит к формулировке: девиантным является поведение, «характеризующееся осознанным нарушением принятых в обществе культурных норм»4. При этом под культурными нормами автор понимает вовсе не только правила этикета, а обширный комплекс убеждений и поведенческих паттернов, признаваемых обществом в качестве допустимых. То есть, с этой точки зрения, более грубые и опасные проявления отклоняющегося поведения индивида, например хулиганство или разбой, будут считаться девиантными и нарушающими культурные нормы, не говоря уже о противоречии законодательству, которое, впрочем, не интересует нас в рамках данного исследования.

Однако нецелесообразно ограничиваться только одним определением девиантного поведения, собираясь искать и анализировать его в телевизионных сериалах. В связи с этим я бы хотела обратиться к известным теориям, в плоскости которых современные социологи часто рассматривают девиантное поведение.

Во-первых, нельзя не обойти стороной положения, сформулированные Эмилем Дюркгеймом. Он утверждал, что в девиантном поведении нет ничего аномального, более того, оно естественно и выполняет четыре важные функции5:

- подтверждает культурные ценности;

- уточняет границы морального и аморального;

- способствует социальному единению;

- побуждает к реализации социальных изменений.

Суть высказанных выдающимся социологом положений носит поистине философский характер. По его словам, без знания дурного общество бы не имело представления о должном и правильном.

Следующей немаловажной для исследования является теория напряжения Роберта Мертона, суть которой заключается в четком разделении конформных, подчиненных господствующему в социуме образу поведения, и девиантных действий, предпринимаемых членами общественных групп6. Она рассматривает пути и средства, используемые индивидами для достижения жизненных целей, например материального блага. В пяти категориях - конформность, ритуализм, инновация, путь изгоя или бунт – Мертон рассматривает девиантность (или ее отсутствие, как в случае с путем конформности) и отношение индивида к традиционным ценностям общества. Для исследования эта теория ценна тем, что с нее помощью в последующих главах работы будет возможно использовать сформулированную социологом матрицу девиантность-конформность для определения взаимоотношений персонажей телесериалов с обществом и признаваемыми в нем ценностями.

Наконец, нельзя не рассмотреть созданную вокруг проблемы девиантности теорию социального контроля Тревиса Хирши. Автор полагает, что перед всеми людьми время от времени возникают определенные девиантные соблазны, но, тем не менее, большинство удерживается от них, представив реакцию семьи, друзей и других людей из их окружения; кроме того, почти любого человека остановит перспектива разрушения карьеры. Однако те люди, которым кажется, будто им нечего терять, становятся нарушителями установленных в обществе правил. Данная теория особенно интересна в паре с противоречащим ей представлении других авторов, G. B. Vold и T.J. Bernard, напротив, утверждавших, что перспектива быть отнесенным к девиантным лицам возмущает не каждого, некоторые к этому сами стремятся7. Подробнее об этом я буду говорить в следующей главе в связи с анализом персонажей телесериалов.

В довершение разговора о сущности девиантного поведения и его определениях в плоскости социологической науки, хотелось бы остановиться на некоторых его особенностях, обозначенных В.Н. Ивановым8:

- девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся;

- такое поведение должно согласовываться с общей направленностью личности;

- оно сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

Это замечания важны для данного исследования, так как позволяют подвести характер поведения персонажей выбранных сериалов под определение девиантного. Подробнее об этом будет сказано в разделе, посвященном анализа героев малого экрана.

Итак, была представлена картина определений девиантного поведения с точки зрения социологии. Резюмируя, можно отметить следующие особенности научного описания данной проблемы:

- само представление о девиантности поведения того или иного индивида существует благодаря наличию в обществе конкретных нормативных рамок;

- отклоняющимся в различных ситуациях может считаться поведение разного рода: от несоблюдения норм этикета до преступления существующего в обществе законодательства;

- социология рассматривает девиантное поведение как следствие взаимодействия (или невзаимодействия) индивида с обществом, делая акцент на внешнем факторе, тогда как психология, как правило, изучает девиантность с уклоном в медицинскую патологию и внутренние проблемы человека.



§2 Экранная девиантность в литературе и публикациях.

«Высокофункциональный социопат – новый герой нашего времени», – подобными заголовками уже не один год пестрят газеты и журналы, дискуссии на эту тему стабильно можно встретить на различных Интернет-сайтах. При этом обсуждение строится, как правило, не вокруг новых интересных героев большого экрана. Пристальный интерес зрителей, журналистов и просто скучающей Интернет-публики составляют персонажи телесериалов, в первую очередь американских и британских. В связи с этим я бы хотела посвятить данный параграф представлению, которое дают о девиантном поведении сериальных персонажей актуальные материалы на эту тему. Особый интерес для нас будут представлять публикации и литература, посвященные сериалам «Шерлок», «Доктор Хаус», «Теория большого взрыва».

Необходимо сразу отметить, что при поиске литературе, посвященной девиантному поведению персонажей не только выбранных, но в целом современных телесериалов, я столкнулась с проблемой ее фактического отсутствия. Подавляющее большинство материалов на интересующую меня тему либо не акцентированно на девиантности поведения героя, либо отклонение рассматривается с явным психологическим уклоном. На мой взгляд, причина заключается в том, что такой подход является более привлекательным для потенциальной аудитории материалов, если говорить о публикациях в СМИ или о научно-популярных изданиях, посвященных сериалам-хэдлайнерам. При этом нельзя сказать, что смелый анализ характера «социопата» с малого экрана, легко обнаруживаемый, например, в журналах о кино или в Интернет-СМИ, можно назвать глубоким и обоснованным. Напротив, наблюдается тенденция к навешиванию псевдонаучных ярлыков на сторонящихся общества высоколобых гениев с телевизионного экрана.

Наталья Афанасьева в обзоре третьего сезона нашумевшего сериала «Шерлок» дает главному герою поистине блистательную характеристику. Одного из самых популярных экранных социопатов нашего времени автор называет не много ни мало «демоническим декадентом, который как будто бы прячет горячее исстрадавшееся сердце за маской холода»9, добавляя, что новый британский Шерлок – именно тот герой, в которого зрители готовы верить, не смотря ни на что.

Такой пример не просто единичен, он показателен и встречает подкрепление в других материалах. Так, журналист Тамара Васильева в своей статье «Кинотренд: социопаты» приводит краткие оценочные характеристики трех, пожалуй, самых ярких героев с подобным психологическим ярлыком: Шерлок Холмс, Грегори Хаус и несгибаемо принципиальный физик Шелдон Купер из сериала «Теория большого взрыва». Последнего Васильева характеризует как классического социопата, неспособного, а, главное, нежелающего адаптироваться в социуме, тем не менее, отмечая несомненную и обусловленную популярность подобных героев среди телезрителей: «Возможно, дело в нас самих. Ведь мы давно променяли живое общение на статьи и видео в Интернете, стали асоциальны и ленивы»10.

Как видно из примеров, активно обсуждаемых сериальных персонажей с легкой руки именуют выдающимися социопатами, которых будто бы и ждали у своих экранов телезрители. На мой взгляд, необходимо разобраться в этом определении.

Социопат – термин, который используется для обозначения лиц, страдающих диссоциальным расстройством личности11. Как видно из определения, данный термин происходит из психологии. Поведение клинического социопата может характеризоваться вспышками агрессии, а его паталогическая неспособность к нормальной адаптации в обществе и затруднения в коммуникации с людьми могут нести реальную угрозу окружающим его людям. Кроме того, рассматриваемые в рамках психологического подхода социопаты нередко демонстрируют ограниченные умственные способности, что также характерно для людей с выраженно девиантным поведением.

Разумеется, подобны характеристики не относятся к героям рассматриваемых нами сериалов. Об этом также не пишут в посвященных им материалах, потому как существующая в реальности девиантность и социопатия, о которых написаны научные труды, не находит зеркального отражения в реальности телевизионного экрана. Подробнее об этом я буду говорить в следующей главе в связи с анализом выбранных сериалов.

Таким образом, модный ярлык «социопата», помещенный прессой на портреты необычных сериальных героев, едва ли имеет тесную связь с научными представлениями о диссоциальном расстройстве. Впрочем, стремление «поставить диагноз» персонажу, на мой взгляд, вполне закономерно, особенно если сам герой гордо, хотя и без уточнений, именует себя социопатом, как, например, делает современный Шерлок Холмс. В настоящее время отмечается крайне высокий интерес общества к психологии. Выражается он не только в увеличении числа соответствующих факультетов в высших учебных заведениях и количестве выпускаемых дипломированных специалистов, но прежде всего – в личном интересе к психологии далеких от нее людей. Иными словами, данная дисциплина сегодня пользуется совсем не научным спросом среди широких слоев населения. Неудивительно, что находчивые авторы не упускают возможности поймать аудиторию, например в сети Интернет, на «психологические» материалы о популярных сериалах. В качестве примера можно привести статью, посвященную главному герою сериала «Уилфред»: «Как вычислить Райана из «Уилфреда» и что с ним делать»12. Под шуточным названием скрывается вполне аналитический материал, написанный автором-журналистом при участии психолога. Однако сложной терминологией материал не отягощен – психастеника называют просто «тряпично-безвольным человеком», и суть материала, в конечном счете, сводится не к изложению новых глубин психологического анализа, а к преподнесению читателю Интернет-журнала «Wonderzine» незамысловатого практического совета по выстраиванию отношений с человеком, похожим на Райана Ньюмана из популярного сериала.

В статье «Телевидение и сериал: от структуры к феномену» Максим Казючиц, говоря о новаторстве американского сериала «Декстер» отмечает одну из основных его особенностей, вызвавших большой общественный резонанс. По мнению автора, совершая жестокую расправу над преступниками, главный герой одновременно выступает антагонистом сериала. Поведение Декстера становится отклоняющим уже не только по отношению к закону, этике и морали, но и по отношению к генеральной линии сериала: герой, выступающий против другого персонажа – антагониста. Декстер объединяет героя и злодея в одном своем лице, что и делает его столь привлекательным для публики. При этом автор не углубляется в проблему отклоняющегося поведения персонажа, ограничившись рассмотрением психологического «кодекса чести» Декстера, следуя которому герой целенаправленно уничтожает преступников.

Как видно из приведенных примеров, представления о девиантном поведении персонажей популярных телесериалов в прессе и литературе носят отрывочный характер. При этом аналитические материалы, как правило, имеют психологический, а не социологический уклон. По мнению различных авторов, не соответствующее общественным нормам, отклоняющееся поведение персонажей популярных телесериалов носит не криминальный характер и даже относительно безопасный для окружающих характер (как в случае с Шерлоком Холмсом или Шелдоном Купером). При этом негативные стороны такого персонажа оказываются сглаженными поистине выдающимися качествами героев: высоким интеллектом, непоколебимой уверенность в себе и собственных действиях, иммунитетом к общественному конформизму. Даже на аморальные и противозаконные действия Декстера Моргана не удается смотреть однозначно, учитывая обстоятельства прошлого – на глазах героя убивают его мать, – выявленные у него признаки клинической социопатии, а также того обстоятельства, что «правосудие» героя настигает преступников, а не невиновных.

Таким образом, разнообразная литература дает нам неоднозначный портрет трудного героя, своеобразного гения с комплексом психологических проблем, в которых авторы видят корень проблемы персонажа, но вместе с тем и причину его популярности: существовал бы «Доктор Хаус», не будь Грегори Хаус тем, кем он является? Вероятно, что нет. Этому вопросу еще будет уделено внимание в следующей главе.

Первая глава настоящей работы представила картину определений девиантности, наблюдаемой в реальном обществе, а так же мнения различных авторов относительно отклоняющегося поведения, которыми знамениты герои популярных сегодня телесериалов. Во второй главе я бы хотела проанализировать девиантное поведение этих персонажей с опорой на изученный теоретический материал, а также ответить на вопрос, действительно ли эта особенность образов героев имеет принципиальное значения для движения сюжетных линий сериалов.


Каталог: data -> 2014
2014 -> Фактор США в энергетических отношениях России и Европейского Союза
2014 -> Область применения и нормативные ссылки
2014 -> Программа «Публичное право»
2014 -> Программа дисциплины «Автоматизация проектирования технических систем»
2014 -> Особенности реализации финансового механизма концессии на примере автодорожного строительства
2014 -> «высшая школа экономики»
2014 -> Программа факультатива Введение в изучение западного эзотеризма  для направлений 033000. 62 «Культурология»
2014 -> Программа дисциплины «История» для направления 221400. 62 "Управление качеством"
2014 -> Программа дисциплины «Компьютерные исследования устной речевой коммуникации»
2014 -> Программа дисциплины «Современные военно-стратегические концепции и контроль над вооружениями»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал