Программа минимум кандидатского экзамена по специальности



Скачать 484,2 Kb.
страница1/2
Дата30.10.2016
Размер484,2 Kb.
  1   2


Министерство образования и науки Российской Федерации


ПРОГРАММА – МИНИМУМ


кандидатского экзамена по специальности

07.00.07 - «Этнография, этнология и антропология»

по историческим наукам



Программа-минимум


содержит 47 стр.

2007
Введение

Кандидатский экзамен ставит целью выяснить степень овладения сдающим экзамен материалом этнологической теории, истории этнологии, а также сведениями об этнокультурном составе мира.

Допущенный к экзамену должен показать полноту знания дисциплины в трех ее главных разделах – истории этнологической науки, ее теории и методов, а также этнокультурного состава мира. Имеется в виду прежде всего фактическое владение материалом, знание основных классификаций народов мира, основных положений этнологической теории.

Предполагается качественная ориентация в проблемах этнологического источниковедения, а также знание главных вех развития этнологической науки как в России, так и за рубежом, особенно в европейской и американской этнологических научных традициях, знакомство с методиками полевых исследований, с данными этнической истории, духовной и материальной культуры отдельных народов, демографическими данными; с другой стороны - знание главных новых направлений в этнологической науке, как отечественной, так и зарубежной, понимание современных трактовок и дискуссий по важнейшим проблемам этнологии.

При этом предполагается, что сдающий экзамен знаком не только с русскоязычной литературой, но и с литературой по крайней мере на одном из современных иностранных языков.

Уровень знаний и понимания современных трактовок и интерпретаций тех или иных этнологических явлений сдающего экзамен проверяется дополнительно через специальные вопросы.

Наконец, экзамен должен выявить способность аспиранта или соискателя к самостоятельной обработке собранного теоретического и полевого материала по избранной теме, к реконструкции на этой основе изучаемых процессов и анализу явлений, к правильному изложению полученных результатов. С этой целью, в качестве особого раздела экзамена, предусматривается составление письменного реферата по одной из проблем предполагаемого диссертационного исследования.

Итак, кандидатский экзамен по этнологии и антропологии состоит из пяти разделов:

1) теория этнологической науки;

2) история этнологической науки;

3) этнокультурный состав мира;

4) антропология;

5) письменный реферат по теме диссертации.

Соответственно определяются специальные вопросы по первым трем разделам, именно 3 вопроса - по истории этнологии, по теории этнологии, по этнокультурному составу мира. Отдельно сдающий отвечает на дополнительные вопросы, связанные с темой специального реферата.

Ниже следуют дополнительные разъяснения по каждому из разделов, а также прилагается перечень вопросов, выносимых на экзамен кандидатского минимума по специальности "Этнография, Этнология и Антропология" и литературы, разделенной на две традиционные группы - обязательная и дополнительная.


1. Теория этнологической науки.

1.1. Предмет этнологии.

Соотношение понятий этнология, этнография, культурная и социальная антропология. Эволюция представлений о предмете этнологии.


1.2. Методы этнологического исследования.

Погружение в различные культурные среды. Полевые исследования. Кросс-культурные сопоставления.

Структурный и функциональный анализ.

Проблема историко-антропологических реконструкций.

Проблема интерпретации.



1.3. Экономическая этнология.

Хозяйственно-культурные типы. Способы классификации хозяйственных систем. Проблема соотношения системы жизнеобеспечения и культуры этноса. Этногеография хозяйственных систем. Хозяйственные системы и демографические показатели народов. Основные характеристики экономики присваивающего типа. Неолитическая революция: механизмы и закономерности перехода к производящему хозяйству. "Реципрокность" и "редистрибуция". "Престижная экономика".



1.4. Социальная организация и социальная структура.

Типы семейно-родственной организации. Основные типы семьи и брака, их детерминанты и корреляты. Географическое распределение культур, практикующих полигинию, полиандрию и моногамию. Сороральная и несороральная полигиния. Основные детерминанты и корреляты существования в культуре кросс-кузенного и ортокузенного брака. Географическое распределение. Основные виды локализации брачного поселения, их детерминанты и корреляты. Типы родственных объединений. Соотношение понятий "род", "унилинейная десцентная группа", "клан", "линидж". Основные детерминанты и корреляты существования унилинейных десцентных (родовых) и амбилинейных групп. Основные номенклатуры родства, их детерминанты и корреляты.

Биологический и социальный возраст. Возрастные классы и возрастные группы. "Обряды перехода", их виды и функции. Системы возрастных инициаций, основные детерминанты и корреляты их существования в культуре. Община как форма социальной организации. Основные типы общин. Социальная стратификация и функциональная дифференциация. Основные формы ограничения личной свободы и виды коллективной зависимости. Кастовая и сословная стратификация.

1.5. Формы социально-политической организации.

Вождество как форма социально-политической организации. Племя как форма социально-политической организации. Основные факторы и механизмы становления государственной организации и альтернативной ей форм. Концепция "раннего государства". Зрелая государственность. Основные типы нормативных систем.



1.6. Гендерная этнология.

Основная проблематика гендерных исследований. Разделение труда по полу. Основные детерминанты и корреляты относительного женского статуса. Культурное конструирование гендера.



1.7. Этнопсихология.
Межкультурные различия познавательных процессов. Когнитивные стили: их связь с культурой, природным окружением. Понятие сенсотипа. Этнография детства и архаичные институты социализации. Основные результаты этнологического изучения процессов социализации. Этноэтологические иследования детей в различных культурах. Врожденные и культурно-обусловленные стереотипы поведения, отношение к незнакомому, идеальный образ ребенка. Понятие измененного состояния сознания. Его соотношение с понятиями экстатического состояния, транса.

1.8. Миф и ритуал. Этнологическое исследование религии.

Функции мифо-ритуальных систем. Соотношение мифа и ритуала. Основные типы ритуалов и их функции. Особенности мифических времени и пространства. Особенности мифологического мышления.

"Анимизм" и "тотемизм". Особенности шаманизма как мифоритуальной системы. Этнологическая характеристика мировых религий. Особенности синкретических культов. "Неоязычество".

1.9. Этносы и этнические процессы.

Этнические общности. Сущность этой категории. Типы этнических общностей. Структура этноса. Этнонимия. Проблема этнических границ. Теории этногенеза. Структура и компоненты этнического самосознания. Этническая идентификация. Этноцентризм как свойство этнического сознания. Этнические стереотипы “своей” и “чужой” групп. Понятия межкультурной адаптации. Коммуникативные барьеры. Культурный шок и этапы его преодоления. Способы подготовки к межэтническому взаимодействию. Проблема “этнической идентичности”и культурного плюрализма. Понятие “гиперэтничности”Дж.Деверо. Этапы развития и структура международного этнического права. Этнические меньшинства. Статус этнических меньшинств. Типология меньшинств. Исторические особенности формирования меньшинств. Национальное право в России. Концепции национализма. Модернизация и национализм. Национализм как идеологическое оружие. Определение “негативного права”. Исторические корни негативного права. Правовое определение геноцида. Виды геноцида. Правовое определение апартеида. Виды апартеида: расовая сегрегация и дискриминация. Случаи применения негативного права в истории. Борьба с применением негативного права в разрешении межэтнических конфликтов. Этно-эволюционные и этнотрансформационные этносоциальные процессы. Миграционные процессы. Аккультурация, ассимиляция, инкорпорация. Результаты этнотрансформационных процессов как предмет этнической конфликтологии. Право наций на самоопределение и проблема целостности государственных границ. Функциональная теория конфликта Г.Зиммеля. Диалектическая модель социальных конфликтов. Р. Дарендорфа. Типология ситуаций межэтнического взаимодействия. Понятие социально-культурной дистанции. Психология межэтнического взаимодействия. Этнические стереотипы, этническое предубеждение, этническая толерантность – как результат межэтнического взаимодействия. Межэтническая напряженность и формы ее проявления. Межэтнические конфликты. Пути предупреждения этнических конфликтов.


2. История этнологической науки.

2.1. Зарождение и ранние этапы развития этнологии.

Накопление этнографических сведений и развитие антропологической мысли в древности и в средние века. Накопление этнографических сведений и развитие антропологической мысли в XVI–XVII вв. Накопление этнографических сведений и развитие антропологической мысли в 18 – первой половине 19 века. Предпосылки зарождения и становления антропологии как науки. Ранние эволюционисты.



2.2. Эволюционизм, диффузионизм и функционализм в этнологии. Социологическое направление

Общая характеристика эволюционизма, его достоинства и недостатки. Метод сравнений и метод пережитков. Проблема соотношения магии, религии и науки у Дж. Фрезера. Характеристика современной культуры в свете этого разделения. Ревизия истории семьи “поздними эволюционистами” (К. Штарке и Э. Вестермарк, Г. Кунов, Э. Гроссе и Г. Шурц). Ревизия истории религии “поздними эволюционистами”: “прамонотеизм” Э. Лэнга. “Преанимизм”. Теории хозяйственной эволюцию хозяйства Э. Хана, К. Бюхера и Ф. Шомло. Общие положения и основные направления неоэволюционизма (Л. Уайт, Дж. Стюард, ранний М. Салинз, Э. Сервис, Г. Ленски, Р. Карнейро, М. Харрис).

Основные направления диффузионизма (Ф. Ратцель; Л. Фробениус и школа “культурной морфологии”; Ф. Гребнер и “кёльнская” школа; В. Шмидт и “венская” школа). Английский и скандинавский диффузионизм и его особенности. Школа “культурных ареалов”.

Б. Малиновский – основатель функционализма в социальной антропологии. Проблема соотношения мифа и магии и значение магии у Б. Малиновского. Основной принцип функционализма. Функционализм как способ изучения культур. Функционализм А. Рэдклифф-Брауна. Особенности структурно-функционального подхода. “Поздний функционализм” (Р. Фёрс, Э. Эванс-Притчард).

Социологическое направление в этнологии. Стадии истории О. Конта [фетишизм (охота), политеизм (скотоводство), монотеизм (земледелие)]. “Социология по данным этнографии” Ш. Летурно (1880). Э. Дюркгейм и его вклад в развитие этнологии. Школа Э. Дюркгейма. Развитие идей Дюркгейма М. Моссом.

2.3. "Историческая школа" Ф. Боаса и школа “культура-и-личность”. Этнопсихология. Культурный релятивизм в этнологии

"Историческая школа" в американской антропологии и Ф. Боас. Критика Ф.Боасом однолинейного эволюционизма и сравнительного метода. Исторический метод Ф.Боаса и требования, предъявляемые к полевым исследованиям. Идеи культурного релятивизма и дискуссия о позиции социального антрополога по отношению к событиям общественной жизни 20–30-х годов.

Теория А. Крёбера и его основной труд “Антропология. Раса, язык, культура, психология, предыстория”(1923). Культура как совокупность приобретенных и передающихся двигательных реакций, обычаев, техники, идей и ценностей и соответствующего поведения, вызываемого ими. Понятие “культурный ареал”. Реальная и ценностная культура. Понятие “этос”. Вживание, вчувствование, переживание как метод исторических исследований. Модель культуры. Цикличность развития культуры. Культурная энергия. Культурная психология.

“Культурная антропология” (1948) М. Херсковица (1895–1963). Культура как “сумма поведения и образа мышления людей, образующих данное общество”. Процесс и стадии энкультурации. Принцип культурного релятивизма. Проблема этноцентризма и культурных ценностей.

Возникновение школы “культура и личность” как попытка преодолеть скептицизм относительно познаваемости глобальных закономерностей развития культуры. Школа “культура и личность” и психоанализ. Ранние работы Р.Бенедикт, К.Дюбуа, Р.Линтона. А.Кардинер – психиатр, возглавляющий этнологическую школу. Р.Бенедикт и идея конфигурации культур. Дионисийский и аполлоновский типы культур. Взаимосвязь культуры и личности: культура – это “индивидуальная психология, отброшенная на большой экран, получившая гигантские пропорции и большую длительность во времени.” Понятия “базовой личности”, “модальной личности”, “национального характера”, “мультимодальных обществ”. Школа “культура и личность” и этнография детства. 50-е годы – закат школы “культура и личность”.

Психоаналитическая концепция культуры и личности З. Фрейда. Структура личности по З. Фрейду. Бессознательное и культура. Новые аспекты в изучении культуры (стереотипы сексуального поведения, сны, эмоциональная сфера культуры, раннее детство). “Тотем и табу”. Г. Рохейм и его книга “Происхождение и функции культуры”. К. Г. Юнг и проблема “коллективного бессознательного” в различных культурах. Понятие архетипа. Понятие культурного символа. Влияние психоанализа на дальнейшее развитие социальной антропологии.

60-е годы, Ф. Хсю, провозглашение психологической антропологии как междисциплинарной науки, пользующейся методами социологии, психологии и психоанализа. Основные результаты этнопсихологических исследований.

2.4. Кросс–культурные исследования

Кросс-культурные исследования в русле школы “культура и личность”, попытка обосновать связь между типом личности и отдельными элементами культуры. Школа количественных кросс-культурных исследований. “Этнографический атлас” и "теория главной последовательности" Дж. П. Мердока. Статистические методы в кросс-культурных исследованиях и основные результаты, полученные с их применением. Проект “дети шести культур” Беатрис и Джона Уайтингов (1954). Методика исследований, обработка данных и общие выводы.

Гипотеза психолингвистической относительности Э. Сэпира и Б. Уорфа. Доктрина лингвистического детерминизма. Экспериментальные исследования влияния лексики и грамматики на мыслительные процессы. Цветокодирование и цветоразличение.

2.5. Структурная антропология К. Леви-Строса. Постструктурализм и постмодернизм в этнологии.

Влияние исторического материализма, психоанализа и структурной лингвистики на формирование научных взглядов К. Леви-Строса. Поиск общечеловеческих универсалий в многообразии явлений культуры и социальных структур. Понимание Леви-Стросом бессознательного. Бинарные оппозиции как универсальные общечеловеческие ментальные структуры, на основе которых происходит организация эмпирического опыта, и которые определяют скрытую логику феноменов культуры. Построение структурно-семиотических моделей функционирования различный явлений бесписьменной культуры как одна из важнейших целей структурной антропологии. Бриколаж как особый тип мыслительных процессов, характерный для представителей архаичных культур. К. Леви-Строс и исследования морфологии сказки петербургским фольклористом В. Я. Проппом. К. Леви-Строс о задачах этнолога в период бурных перемен, происходящих в традиционных обществах, и о многообразии культур.

Постструктурализм и постмодернизм в этнологии.

Интерпретативная антропология К.Гирца.



2.6. Зарождение и ранние этапы развития отечественной этнологии

Ранние этнографические описания. С. У. Ремезов. Накопление сведений о народах России в XVIII в. Г. И. Новицкий, В. Н. Татищев, Г. Ф. Миллер, С. П. Крашенинников. Начало этнологического изучения восточных славян. М. Д. Чулков, М. В. Попов. Развитие этнологического изучения восточных славян в первой половине XIX в. Ф. Н. Глинка, И. П. Сахаров, А. В. Терещенко. Этнографические описания народов Кавказа и Центральной Азии.

Институционализация отечественной этнологии (этнографии). Создание Отделения этнографии Русского географического общества. "Этнографический сборник".

Этнографические экспедиции 1840–60-х гг.

Развитие этнографического изучения восточных славян в пореформенный период. Разработка теоретических основ этнологии. К. Д. Кавелин. Мифологическая школа. Ф. И. Буслаев.

Развитие этнологического изучения зарубежных стран. Н. Н. Миклухо-Маклай, Н. М. Пржевальский, И. П. Минаев.

Эволюционизм в российской этнологии. М. М. Ковалевский, Д. Н. Анучин, Н. И. Зибер, Н. Н. Харузин. Развитие комплексных методов этнологических исследований.

Становление отечественной системы этнологической периодики. "Этнографическое обозрение", "Живая старина". "Этнографическое бюро" В. Н. Тенишева.

Критика эволюционизма. А. Н. Максимов. В.Г. Богораз и В.И. Иохельсон в составе Джезуповской экспедиции. Российская этнология под влиянием немецкой (" метеорологическая" интерпретация, миграционизм). Диффузионизм в российской этнологии. А.Н. Веселовский – критик аллегорических интерпретаций.

2.7. Отечественная этнология после 1917 г.

Комиссия по изучению племенного состава населения России. Комитет содействия народностям северных окраин. Возобновление издания этнологической периодики. Развертывание полевых этнологических исследований.

Усиление с конца 20-х гг. насаждения вульгарного догматического марксизма в отечественной этнологии. Искоренение инакомыслия. Деградация полевых исследований.

Достижения отечественной этнологии. В. Я. Пропп, П. И. Кушнер, А. М. Золотарев.

Период оттепели в отечественной этнологии. Дискуссии 60-х – начала 70-х гг. М. Г. Левин. Н. Н. Чебоксаров. Учение о хозяйственно-культурных типах. Изучение систем терминов родства. М. В. Крюков. Развитие теории этноса. Зарождение этносоциологии.

Отечественная этнология в период Перестройки и в постсоветский период.



2.8. Отечественная традиция этнопсихологии и этносемиотики

Этническая психология Г. Г. Шпета (1879–1940). Его монография “Введение в этническую психологию” (1927). Возражения Г. Г. Шпета В. Вундту относительно предмета и задач этнической психологии. Этнопсихология как описательная наука, предметом которой являются типические коллективные переживания. Понятие коллективных переживаний и современное понятие ментальности. Понимание Г. Г. Шпетом этнической идентичности как сознательного приобщения к культурным ценностям и своего народа. Л. С. Выготский (1896–1934). Вовлечение культуры в сферу исследований психологии человека. Начало “второй психологии”, “предметом которой является понимание механизмов преобразования культуры в мир личности и порождения культуры в процессе развития личности”. Культурная обусловленнсть высших психических функций. Три плана психологического развития (филогенетический, онтогенетический и исторический). Представление о “рудиментарных психических функциях” и “психологических окаменелостях”. А. Н. Леонтьев о специфике человеческого мышления. Культурно-историческая психология – наука о глобальных закономерностях “представленности культуры в психике” и о психологических аспектах этнокультурного пространства. Представление о культуре как о семиосфере. Семиотическое пространство и его неоднородность. Глобальные общесистемные закономерности жизнедеятельности культуры. Идеи Ю. М. Лотмана (1922–1993) о динамике культурных процессов. Понятие текста в широком смысле. Постепенное развитие и взрывные преобразования – два вида динамических процессов в культуре. Культурный взрыв как веер равновероятных возможностей дальнейшего развития социокультурной системы. Зоны неопределенности в культуре и их происхождение. Предсказуемость и непредсказуемость, поведенческая норма и эксцесс. Историко-эволюционный смысл существования личности в культуре. Микроистория. Проблема альтернативной истории.
3. Этнокультурный состав мира.

3.1. Виды классификации населения мира.

Расовые типы. Этнос и раса. География рас.

Классификации языков мира. Этнос и язык. Родство языков и родство этносов.

Народы и религии. География мировых религий. Национальные религии. Традиционные культы и их приверженцы в современном мире.

3.2. Этнологическая характеристика населения Австралии

Общие сведения о континенте и его населении. Происхождение и ранняя история коренного населения. Формирование современного этнического состава. Традиционные этнокультурные и языковые общности аборигенов. Проблема племени. Виды надобщинных образований. Понятие "локальная группа". Традиционная система жизнеобеспечения аборигенов Австралии. Общества "первоначального изобилия" и "маргинальные" общества. Специализированные охотники, собиратели и рыболовы прошлого. Аборигены Австралии "накануне земледелия". Социальная структура и потестарная организация в традиционных условиях. Формы брака и семьи. Виды локализации брачного поселения. Проблема австралийской общины. Унилинейные родственные группировки. Фратрии, половины, кланы и локальные десцентные группы. Патрилинейность и матрилинейность. Классифицирующие номенклатуры родства и выделение близких родственных связей. Билатеральная родня, или когнатная эгоцентрическая родственная группировка. Секции и подсекции как специфически австралийский институт. Его функции и соотношение с другими структурными делениями. Пол и возраст как дифференцирующие принципы. Проблема структурирования социального неравенства. Традиционная система землепользования в корреляции с социальной структурой. Проблема собственности на материальные и нематериальные ценности в корреляции с социальной структурой. Экономический обмен и обмен нематериальными ценностями в корреляции с социальной структурой. Традиционные религия и магия и их организационные формы. Искусство. Организация власти. Роль "старших". Формальные и неформальные лидеры. Религиозные и "светские" лидеры. Военные предводители. Аборигены Австралии в период колонизации и на современном этапе.

Австралийская нация. Проблемы социоантропологического развития переселенцев. Складывание новых этнических общностей. Процессы культурного взаимодействия переселенцев из Европы, Азии и из других частей света. Этнокультурные характеристики современного населения.

3.3. Этнологическая характеристика населения Океании

Этнокультурный состав региона. Проблема освоения человеком островного мира. Этногенез. Хозяйственные системы в доколониальный период. Проблема происхождения и развития земледелия и животноводства в Океании. Уровни экономической интеграции. Традиционные системы обмена. Примитивные деньги (их функции, географические области распространения и роль в эволюции экономических систем). Формы престижной экономики. Системы родства в эгоцентрической и социоцентрической перспективах. Соотношение номенклатур родства и родственных группирований в доколониальный период. Формы брака и семьи. Виды локализации брачного поселения. Автохтонные формы организации власти. Власть на уровне родственных объединений, общинные формы организации власти. Проблема племени как политической организации. Надплеменные политические структуры. Вождества и их специфические типы в Океании. Сформировались ли государства на Гавайских островах и на Фиджи? Автохтонные системы лидерства. Феномен бигменов. Наследственные вожди и типы их иерархии. Мужские союзы и тайные общества. Их потестарные или политические функции. Формы социальной стратификации в доколониальный период. Были ли эгалитарные общества в Океании? Роль мужских "клубов", союзов и тайных обществ в оформлении различных типов иерархических структур. Принцип старшинства и его роль в формировании социальной иерархии. Типы иерархии родственных группирований. Роль генеалогического структурирования родственных объединений в оформлении ранговой и сословной стратификации. Наследственные сословия. Формы иерархически организованных профессиональных объединений. Сформировались ли наследственные касты в наиболее сложно организованных полинезийских обществах? Проблема корреляции статусного и экономического неравенства. Происхождение (знатность), богатство, реальная влиятельность (их соотношение). Автохтонные религиозные системы в Океании. Верования и организационные институты. Культ предков, его формы и соотношение с родственными структурами. Политеистические религии и институт жречества. Пантеоны богов, жреческие мифологии и аристократические генеалогии. Роль мужских "клубов", мужских союзов и тайных обществ в организации и функционировании традиционных культов. Традиционные формы интеллектуальной деятельности, художественного творчества и передачи знаний и навыков. Мореплавание, кораблестроение, архитектура и сопряженные с ними знания в Меланезии, Микронезии и Полинезии. Генеалогии и исторические знания в Микронезии и Полинезии. Проблема происхождения письменности в Океании. Таблицы кахау-ронго-ронго о-ва Пасхи. Искусство. Океанийские материалы как источник для реконструкции процессов социальной эволюции.

Океания в период колонизации и постколониальный период. Процессы аккультурации в различных автохтонных океанийских обществах. Поиски мирных путей сохранения культурного наследия. Стремление к национальной интеграции, почвеннические движения и их последствия. Синтетические религии и их социокультурное воздействие. Складывание новых этнических общностей в Океании. Процессы культурного взаимодействия автохтонного населения и переселенцев нового и новейшего времени. Этнокультурные характеристики современного населения Океании. Современные государственные образования и этнокультурные процессы.

3.4. Этнологическая характеристика населения Юго-Восточной Азии

Этнокультурный состав региона. Этногенез. Традиционные хозяйственные системы. Уровни экономической интеграции. Традиционные системы обмена. Формы престижной экономики. Системы родства в эгоцентрической и социоцентрической перспективах. Соотношение номенклатур родства и родственных группирований. Почему в сложных культурах ЮВА отсутствуют унилинейные десцентные группы? Формы брака и семьи. Виды локализации брачных поселений. Автохтонные формы организации власти. Власть на уровне родственных объединений, общинные формы организации власти. Надобщинные политические структуры. Вождества и их специфические типы в регионе. Государственные образования региона. Традиционные формы социальной стратификации. Принцип старшинства и его роль в формировании социальной иерархии. Типы иерархии родственных группирований. Наследственные сословия. Формы иерархически организованных профессиональных объединений. Проблема корреляции статусного и экономического неравенства. Происхождение (знатность), богатство, реальная влиятельность (их соотношение).Автохтонные религиозные системы региона, мировые и экзогенные религии. Традиционные формы интеллектуальной деятельности, художественного творчества и передачи знаний и навыков. Искусство. Устное творчество: от простого этиологического мифа до рафинированных "вторичных" мифологий и сложных эпических циклов. Изобразительное творчество. Специфические формы декоративного искусства. Музыка и танец. Материалы ЮВА как источник для реконструкции процессов социальной эволюции. Народы ЮВА в период европейской колонизации и на современном этапе. Современные этнокультурные процессы. Особенности межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов ЮВА и современные межэтнические и межконфессиональные конфликты.



3.5. Этнологическая характеристика населения Восточной Азии

Этнокультурный состав региона. Этногенез. Традиционные хозяйственные системы. Уровни экономической интеграции. Традиционные системы обмена. Формы престижной экономики. Системы родства в эгоцентрической и социоцентрической перспективах. Соотношение номенклатур родства и родственных группирований. Структура и функции унилинейных десцентных групп в сложных стратифицированных обществах региона. Формы брака и семьи. Виды локализации брачного поселения. Автохтонные формы организации власти. Власть на уровне родственных объединений, общинные формы организации власти. Надобщинные политические структуры. Государственные образования региона. Традиционные формы социальной стратификации. Принцип старшинства и его роль в формировании социальной иерархии. Проблема наследственных сословий. Формы иерархически организованных профессиональных объединений. Проблема корреляции статусного и экономического неравенства. Происхождение (знатность), богатство, "ученость" и реальная влиятельность (их соотношение). Автохтонные религиозные системы региона (традиционные верования, конфуцианство, даосизм, синтоизм) и мировые религии. Обучение: от неформальной передачи знаний к сложно организованным школам. Индивидуальная специализация: от деревенского умельца к наследственному профессионалу. Искусство. Устное творчество: от простого этиологического мифа до рафинированных "вторичных" мифологий и сложных эпических циклов. Изобразительное творчество. Специфические формы декоративного искусства. Музыка и танец. Восточная Азия в период европейской колониальной экспансии и на современном этапе. Трансформация традиционных структур, их приспособление к современным условиям. Вестернизация и американизация. Движения за сохранение культурной идентичности. Современные этнокультурные процессы. Особенности межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов Восточной Азии и современные межэтнические и межконфессиональные конфликты.



3.6. Этнологическая характеристика населения Южной Азии

Этнокультурный состав региона. Этногенез. Традиционные хозяйственные системы. Охотники, собиратели и мотыжные земледельцы Южной Азии. Уровни экономической интеграции. Традиционные системы обмена. Системы родства в эгоцентрической и социоцентрической перспективах. Соотношение номенклатур родства и родственных группирований. Структура и функции унилинейных десцентных групп в сложных стратифицированных обществах региона. Формы брака и семьи. Виды локализации брачного поселений. Автохтонные формы организации власти. Власть на уровне родственных объединений, общинные формы организации власти. Надобщинные политические структуры. История государственности в регионе. Проблема азиатского способа производства. Традиционные формы социальной стратификации. Кастовая система. Система джаджмани. Проблема корреляции статусного и экономического неравенства. Происхождение (знатность), богатство, реальная влиятельность (их соотношение). Индуизм, ислам, буддизм, традиционные верования. Искусство. Южная Азия в период британской колонизации. Национальные движения и последствия их деятельности. Трансформация традиционных структур, их приспособление к современным условиям. Вестернизация. Движения за сохранение культурной идентичности. Современные этнокультурные процессы. Особенности межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов Южной Азии и современные межэтнические и межконфессиональные конфликты.



3.7. Этнологическая характеристика населения Центральной Азии и Казахстана

Народы Центральной Азии и Казахстана. Этнокультурный состав региона. Этногенез. Традиционные хозяйственные системы. Уровни экономической интеграции. Традиционные системы обмена. Формы престижной экономики. Системы родства в эгоцентрической и социоцентрической перспективах. Соотношение номенклатур родства и родственных группирований. Автохтонные формы организации власти. Власть на уровне родственных объединений, общинные формы организации власти. Проблема племени как политической организации. Надплеменные политические структуры. История государственности в регионе. Традиционные формы социальной стратификации. Роль мужских, союзов и тайных обществ в оформлении различных типов иерархических структур. Принцип старшинства и его роль в формировании социальной иерархии. Типы иерархии родственных группирований. Наследственные сословия. Формы иерархически организованных профессиональных объединений. Сформировались ли наследственные касты в некоторых обществах региона? Проблема корреляции статусного и экономического неравенства. Происхождение (знатность), богатство, реальная влиятельность (их соотношение). Традиционные религиозные верования региона и мировые религии (ислам, буддизм). Традиционные формы интеллектуальной деятельности, художественного творчества и передачи знаний и навыков. Обучение: от неформальной передачи знаний к сложно организованным школам. Индивидуальная специализация: от деревенского умельца к наследственному профессионалу. Искусство. Устное творчество: от простого этиологического мифа до рафинированных "вторичных" мифологий и сложных эпических циклов. От примитивной песни до лирической и эпической поэмы. Изобразительное творчество. Специфические формы декоративного искусства. Музыка и танец. Центральноазиатские материалы как источник для реконструкции процессов социальной эволюции. Казахстан и западная часть Центральной Азии в период интеграции в Российское/Советское государство и в постсоветский период. Процессы аккультурации в различных сообществах региона. Формы сопротивления коренного населения политическому и культурному давлению пришлого населения. Вооруженное противодействие и его наиболее впечатляющие примеры (битва за Геок-Тепе). Поиски путей сохранения культурного наследия. Национальные движения и последствия их деятельности. Трансформация традиционных структур, их приспособление к современным условиям. Межэтнические конфликты. Современные этнокультурные процессы.

Аннексия Китаем восточной части Центральной Азии. Процессы аккультурации в различных сообществах региона. Формы сопротивления коренного населения политическому и культурному давлению пришлого населения. Вооруженное противодействие и его наиболее впечатляющие примеры (война монголов за независимость от Китая). Поиски путей сохранения культурного наследия. Национальные движения и последствия их деятельности. Трансформация традиционных структур, их приспособление к современным условиям. Межэтнические конфликты. Современные этнокультурные процессы.

3.8. Этнологическая характеристика населения Ближнего и Среднего Востока

Этнокультурный состав региона. Этногенез. Традиционные хозяйственные системы. Уровни экономической интеграции. Традиционные системы обмена. Системы родства в эгоцентрической и социоцентрической перспективах. Соотношение номенклатур родства и родственных группирований. Формы брака и семьи. Ортокузенный брак. Локальность брачного поселения. Автохтонные формы организации власти. Власть на уровне родственных объединений, общинные формы организации власти. Надобщинные политические структуры. Племенная организация и вождества. История государственности в регионе. Проблема азиатского способа производства. Традиционные формы социальной стратификации. Проблема корреляции статусного и экономического неравенства. Происхождение (знатность), богатство, реальная влиятельность (их соотношение). Ислам и традиционные верования. Юридическая этнология региона. Адат и шариат. Традиционные формы интеллектуальной деятельности, художественного творчества и передачи знаний и навыков. Изобразительное творчество. Специфические формы декоративного искусства. Музыка и танец. БСВ в период европейской колониальной экспансии. Национальные движения и последствия их деятельности. Движения за арабское единство. Трансформация традиционных структур, их приспособление к современным условиям. Исламский радикализм: идеология и организационные формы. Вестернизация. Движения за сохранение культурной идентичности. Современные этнокультурные процессы. Особенности межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов БСВ и современные межэтнические и межконфессиональные конфликты.



3.9. Этнологическая характеристика населения Африки южнее Сахары

Этнокультурный состав региона. Этногенез и этническая история. Хозяйственные системы в доколониальный период. Охотники и собиратели Африки. Проблема происхождения и развития земледелия и животноводства в Африке. Уровни экономической интеграции. Традиционные системы обмена. Формы престижной экономики. Системы родства в эгоцентрической и социоцентрической перспективах. Соотношение номенклатур родства и родственных группирований в доколониальный период. Формы брака и семьи. Почему для традиционных культур Тропической Африки характерна общая полигиния? Виды локализации брачного поселения. Формы общины в Тропической Африке. Роль общины в этнической и социально-политической истории. Возрастные классы: структура, функции, эволюция, географическое распространение. Автохтонные формы организации власти. Власть на уровне родственных объединений, общинные формы организации власти. Типология форм политической организации в доколониальной Тропической Африке. Проблема племени как политической организации. Надплеменные политические структуры. Вождества и их специфические типы в Африке. Сформировались ли государства в Тропической Африке? Автохтонные системы лидерства. Наследственные вожди и типы их иерархии. Мужские союзы и тайные общества. Их потестарные или политические функции. Формы социальной стратификации в доколониальный период. Были ли эгалитарные общества среди африканских земледельцев? Роль мужских "клубов", союзов и тайных обществ в оформлении различных типов иерархических структур. Принцип старшинства и его роль в формировании социальной иерархии. Типы иерархии родственных группирований. Роль генеалогического структурирования родственных объединений в оформлении ранговой и сословной стратификации. Наследственные сословия. Формы иерархически организованных профессиональных объединений. Сформировались ли наследственные касты в наиболее сложно организованных африканских обществах? Проблема корреляции статусного и экономического неравенства. Происхождение (знатность), богатство, реальная влиятельность (их соотношение). "Африканская личность".Автохтонные религиозные системы в Африке. Верования и организационные институты. Культ предков, его формы и соотношение с родственными структурами. Политеистические религии и институт жречества. Пантеоны божеств, жреческие мифологии и аристократические генеалогии. Роль мужских "клубов", мужских союзов и тайных обществ в организации и функционировании традиционных культов. Ислам, христианство и другие неавтохтонные религии в Африке южнее Сахары. Искусство. Африканские материалы как источник для реконструкции процессов социокультурной эволюции.Африка в период колонизации и постколониальный период. Процессы аккультурации в различных автохтонных африканских обществах. Синтетические религии и их социокультурное воздействие. Складывание новых этнических общностей в Африке. Процессы культурного взаимодействия автохтонного населения и переселенцев нового и новейшего времени. Этнокультурные характеристики современного населения Африки. Современные государственные образования и этнокультурные процессы. Этнополитические конфликты в современной Тропической Африке.

3.9. Этнологическая характеристика населения Северной Америки

Общие сведения о континенте и его населении. Происхождение и ранняя история коренного населения. Формирование современного этнического состава. Традиционные этнокультурные и языковые общности индейцев и эскимосов. Проблема племени. Виды надобщинных образований. Понятие "локальная группа". Традиционные системы жизнеобеспечения индейцев и эскимосов. Общества "первоначального изобилия" и "маргинальные" общества. Специализированные охотники, собиратели и рыболовы. Проблема происхождения и развития земледелия в Северной Америке. Уровни экономической интеграции. Традиционные системы обмена. Формы престижной экономики. Виды социальной структуры и потестарно-политической организации в традиционных условиях. Формы брака и семьи. Виды локализации брачных поселений. Унилинейные родственные группировки. Фратрии, половины, кланы и локальные десцентные группы. Патрилинейность и матрилинейность. Амбилинейные структуры. Классифицирующие номенклатуры родства и выделение близких родственных связей. Билатеральная родня, или когнатная эгоцентрическая родственная группировка. Пол и возраст как дифференцирующие принципы. Проблема структурирования социального неравенства. Традиционная система землепользования в корреляции с социальной структурой. Проблема собственности на материальные и нематериальные ценности в корреляции с социальной структурой. Экономический обмен и обмен нематериальными ценностями в корреляции с социальной структурой. Традиционные религия и магия и их организационные формы. Существовал ли тотемизм в Америке? Культы плодородия в Америке. Шаманизм и его специфические формы в Северной Америке. Солнечные культы у индейцев прерий. Тайные культы Северо-Западного побережья. Виды и формы североамериканской магии. Эзотеризм религии и магии. Инициации. Экзотерическая обрядность. Обряды жизненного цикла. Способы и нормы распределения функций в обрядовой деятельности. Организация власти. Роль "старших". Формальные и неформальные лидеры. Религиозные и "светские" лидеры. Военные предводители. Простые и сложные вождества. Становление государства. Традиционная художественная деятельность. Устное творчество. Изобразительное искусство. Драматическое искусство. Музыка, песня, танец. Индивидуальная специализация в искусстве.

Индейцы и эскимосы в период колонизации и на современном этапе. Ранний период взаимодействия с колонизаторами. Процессы аккультурации. Движения сопротивления (военные, религиозные, политические). Борьба за земельные права и ее результаты. Политика правительств. Процессы децентрализации и движение "айдентити". Современные нации. Складывание новых этнических общностей. Процессы культурного взаимодействия переселенцев из Европы, Азии и из других частей света. Этнокультурные характеристики современного населения. Современная государственная система и этнокультурные процессы: нации в федеральном масштабе и этнокультурные черты населения штатов и других имеющих относительную автономию административных единиц.

3.10. Этнологическая характеристика населения Южной Америки

Этнокультурный состав региона. Этногенез. Хозяйственные системы в доколониальный период. Охотники и собиратели Южной Америки. Проблема происхождения и развития земледелия и животноводства в Южной Америке. Уровни экономической интеграции. Традиционные системы обмена. Формы престижной экономики. Системы родства в эгоцентрической и социоцентрической перспективах. Соотношение номенклатур родства и родственных группирований в доколониальный период. Формы брака и семьи. Виды локализации брачных поселений. Автохтонные формы организации власти. Власть на уровне родственных объединений, общинные формы организации власти. Проблема племени как политической организации. Надплеменные политические структуры. Вождества и их специфические типы в Южной Америке. Формирование государств в Южной Америке. Автохтонные системы лидерства. Наследственные вожди и типы их иерархии. Формы социальной стратификации в доколониальный период. Были ли эгалитарные общества среди южноамериканских земледельцев? Принцип старшинства и его роль в формировании социальной иерархии. Типы иерархии родственных группирований. Роль родственных объединений в оформлении ранговой и сословной стратификации. Наследственные сословия. Формы иерархически организованных профессиональных объединений. Сформировались ли наследственные касты в наиболее сложно организованных обществах южноамериканских индейцев? Проблема корреляции статусного и экономического неравенства. Происхождение (знатность), богатство, реальная влиятельность (их соотношение). Автохтонные религиозные системы в Южной Америке. Верования и организационные институты. Политеистические религии и институт жречества. Пантеоны богов, жреческие мифологии. Искусство. Южноамериканские материалы как источник для реконструкции процессов социальной эволюции.



Южная Америка в период колонизации и постколониальный период. Процессы аккультурации в различных автохтонных южноамериканских сообществах. Поиски мирных путей сохранения культурного наследия. Стремление к национальной интеграции, почвеннические движения и их последствия. Синтетические религии и их социокультурное воздействие. Складывание новых этнических общностей в Южной Америке. Процессы культурного взаимодействия автохтонного населения и переселенцев из Европы и Африки. Этнокультурные характеристики современного населения Южной Америки. Современные государственные образования и этнокультурные процессы.

3.11. Этнологическая характеристика населения Западной и Центральной Европы

Западная Европа. Этнокультурный состав региона. Этногенез и этническая история. Современная этнокультурная ситуация в Западной Европе. Миграционные процессы. Национальные меньшинства Западной Европы. Традиционные хозяйственные системы народов Западной Европы и их трансформация в эпоху модернизации. Уровни экономической интеграции. Экономическая антропология Западной Европы. Формирование общеевропейских экономических структур. Урбанизация. Социоантропологические аспекты современного городского и сельского быта. Формы брака и семьи. Локальность брачного поселения. Унификация систем родства у народов Западной Европы. Формы социальной стратификации. Проблема корреляции статусного и экономического неравенства. Происхождение, богатство, реальная влиятельность (их соотношение). Религиозные системы региона. Христианство в Западной Европе: католичество, протестантизм, нетрадиционные религии и секты. Формы интеллектуальной деятельности, художественного творчества и передачи знаний и навыков. Искусство. Традиционные ремесла и специфические формы декоративного искусства. Музыка и танец. Поиски путей сохранения культурного наследия. Культурное противостояние "американизации". Последствия колониальной политики и проблемы массовой иммиграции из стран третьего мира. Национализм, шовинизм. Попытки возрождения идеологии нацизма. Особенности межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов Западной Европы и современные межэтнические и межконфессиональные конфликты. "Старение" европейских наций и современная демографическая ситуация в странах Западной Европы. Проблемы субкультур в странах современной Европы. Гендерные проблемы. Проблемы кризиса идентичности у народов Западной Европы. Современные интеграционные процессы в области политики и экономической деятельности и идея Евросоюза.

Центральная Европа. Этнокультурный состав региона. Этногенез. Численность, расселение и природные условия обитания народов Центральной Европы: история и современное состояние. Традиционные хозяйственные системы народов Центральной Европы и их трансформация в эпоху модернизации. Земледелие и скотоводство. Уровни экономической интеграции. Экономическая антропология Центральной Европы. Формирование экономических структур. Особенности сельского хозяйства в регионе. Значение сельской общины. Традиционные ремесла и промыслы. Рост городов и ремесленных центров. Смена культурно-хозяйственного типа в промышленно-урбанизованных районах Центральной Европы в эпоху модернизации. Традиционные типы поселений народов Центральной Европы и их трансформация в эпоху модернизации. Влияние урбанизации на тип семейного поселения. Традиционные и современные системы родства. Формы брака и семьи. Виды локализации брачных поселений. Формы социальной стратификации. Проблема корреляции статусного и экономического неравенства. Происхождение (знатность), богатство, реальная влиятельность (их соотношение). Религиозные системы региона. Мировые религии и особенности их функционирования в регионе. Православие, католицизм, протестантизм, ислам. Традиционные и современные формы интеллектуальной деятельности, художественного творчества и передачи знаний и навыков. Традиционные ремесла и специфические формы декоративного искусства. Музыка и танец. Особенности межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов Центральной Европы: история и современность. Конфликтогенные зоны Центральной Европы. Новейшие межэтнические и межконфессиональные конфликты: причины, угрозы, опыт разрешения. Проблемы демографического и этнокультурного воспроизводства у народов Центральной Европы и этнических меньшинств. Современные социальные проблемы и миграционные процессы Центральной Европы. Кризис идентичности. Поиск новой идентичности. Эмиграция и иммиграция.

3.12. Этнологическая характеристика населения России, стран Восточной Европы и Закавказья

Этнокультурный состав. Россия как полиэтничное государство.



Народы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера европейской части России. Общие сведения о регионе и его населении. Происхождение и ранняя история коренного населения. Формирование современного этнического состава. Традиционные этнокультурные и языковые общности. Проблема племени. Виды надобщинных образований. Традиционные хозяйственные системы. Охотники, собиратели и рыболовы Сибири и Дальнего Востока. Становление оленеводства. Социальная структура и потестарная организация в традиционных условиях. Формы брака и семьи. Виды локализации брачных поселений. Проблема общины. Унилинейные родственные группировки. Фратрии, половины, кланы и локальные десцентные группы. Патрилинейность и матрилинейность. Классифицирующие номенклатуры родства и выделение близких родственных связей. Билатеральная родня, или когнатная эгоцентрическая родственная группировка. Пол и возраст как дифференцирующие принципы. Проблема структурирования социального неравенства. Традиционная система землепользования в корреляции с социальной структурой. Проблема собственности на материальные и нематериальные ценности в корреляции с социальной структурой. Экономический обмен и обмен нематериальными ценностями в корреляции с социальной структурой. Традиционные религия и магия и их организационные формы. Элементы тотемизма. Шаманизм. Виды магии. Распределение функций в обрядовой деятельности. Эзотеризм религии и магии. Экзотерическая обрядность. Обряды жизненного цикла. Организация власти. Роль "старших". Формальные и неформальные лидеры. Религиозные и "светские" лидеры. Военные предводители. Традиционная художественная деятельность. Устное творчество. Изобразительное искусство. Драматическое искусство. Музыка, песня, танец. Индивидуальная специализация в искусстве. Коренные народы Сибири в период ее освоения русскими и на современном этапе. Ранний период взаимодействия. Процессы аккультурации. Движения сопротивления (военные, религиозные, политические). Процессы культурного взаимодействия переселенцев и коренных народов Сибири. Этнокультурные характеристики современного населения. Современная административная система.

Восточные славяне и неславянские народы Восточной Европы. Численность, расселение и природные условия обитания народов Восточной Европы: история и современное состояние. Значение Великого переселения народов в процессах этногенеза и политогенеза народов Восточной Европы. Влияние византийской политики на ранний политогенез народов Восточной Европы. Расселение славян в 5–7 вв. Миграционные процессы в Восточной Европе и появление восточнославянских государственных образований. Татаро-монгольское завоевание. Тюркский компонент в культурах славянских стран Восточной Европы. Традиционные хозяйственные системы народов Восточной Европы и их трансформация в эпоху модернизации. Земледелие и скотоводство. Пашенное земледелие и стойловое скотоводство. Уровни экономической интеграции. Экономическая антропология Восточной Европы. Формирование экономических структур. Особенности сельского хозяйства в регионе. Историческая роль сельской общины. Традиционные ремесла и промыслы. Рост городов и ремесленных центров. Смена культурно-хозяйственного типа в промышленно-урбанизованных районах Восточной Европы в эпоху модернизации. Традиционные типы поселений народов Восточной Европы и их трансформация в эпоху модернизации. Влияние урбанизации на тип семейного поселения. Традиционные и современные системы и номенклатуры родства. Формы брака и семьи. Виды локализации брачных поселений. Исторические формы социальной стратификации. Особенности социальной стратификации в советский и постсоветский периоды. Проблема корреляции статусного и экономического неравенства. История государственности в Восточной Европе. Политическая антропология Восточной Европы. Роль личности при различных системах социальной иерархии и организации управления. Религиозные системы региона. Элементы традиционных языческих верований. Мировые религии и особенности их функционирования в регионе. Христианство: Православие, католицизм; старообрядчество. Ислам. Нетрадиционные религии и секты. Формы интеллектуальной деятельности, художественного творчества и передачи знаний и навыков. Традиционные ремесла и специфические формы декоративного искусства. Музыка и танец. Национальные движения и последствия их деятельности. Обретение государственной независимости и появление национальных государственных образований на территории Восточной Европы. Процесс этнического возрождения. Влияние Первой и Второй мировых войн на формирование политической карты Восточной Европы. Кризис идентичности. Поиск новой идентичности. Проблема суицида. Особенности межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов Восточной Европы: история и современность. Конфликтогенные зоны Восточной Европы. Новейшие межэтнические и межконфессиональные конфликты: причины, угрозы, опыт разрешения. Проблемы демографического и этнокультурного воспроизводства у народов Восточной Европы и этнических меньшинств. Современные социальные проблемы и миграционные процессы Восточной Европы: гастарбайтерство, "вестернизации". "Демократизация" общественных институтов стран Восточной Европы и особенности формирование гражданского общества в странах Восточной Европы. Эмиграция и иммиграция.

Народы Кавказа и Закавказья. Этнокультурный состав региона. Этногенез. Традиционные хозяйственные системы. Уровни экономической интеграции. Традиционные системы обмена. Формы престижной экономики. Системы родства в эгоцентрической и социоцентрической перспективах. Соотношение номенклатур родства и родственных группирований в доколониальный период. Автохтонные формы организации власти. Власть на уровне родственных объединений, общинные формы организации власти. Проблема племени как политической организации. Надплеменные политические структуры. Вождества и их специфические типы в регионе. Автохтонные государственные образования региона. Возрастные группирования: структура, функции, эволюция, географическое распространение. Традиционные формы социальной стратификации. Роль мужских "клубов", союзов и тайных обществ в оформлении различных типов иерархических структур. Принцип старшинства и его роль в формировании социальной иерархии. Типы иерархии родственных группирований. Наследственные сословия. Формы иерархически организованных профессиональных объединений. Сформировались ли наследственные касты в некоторых обществах региона? Проблема корреляции статусного и экономического неравенства. Происхождение (знатность), богатство, реальная влиятельность (их соотношение). Роль личности при различных системах социальной иерархии и организации управления. Автохтонные религиозные системы региона. Традиционные верования и мировые религии. Традиционные формы интеллектуальной деятельности, художественного творчества и передачи знаний и навыков. Обучение: от неформальной передачи знаний к сложно организованным школам. Индивидуальная специализация: от деревенского умельца к наследственному профессионалу. Искусство. Устное творчество: от простого этиологического мифа до рафинированных "вторичных" мифологий и сложных эпических циклов. От примитивной песни до лирической и эпической поэмы. Изобразительное творчество. Специфические формы декоративного искусства. Музыка и танец. Кавказские материалы как источник для реконструкции процессов социальной эволюции. Можно ли видеть в менее и более сложно организованных обществах региона аналоги последовательных стадий социальной эволюции? Кавказ и Закавказье в период интеграции в Российское/Советское государство и в постсоветский период. Процессы аккультурации в различных сообществах региона. Формы сопротивления коренного населения политическому и культурному давлению пришлого населения. Вооруженное противодействие и его наиболее впечатляющие примеры ("Кавказские войны"). Поиски мирных путей сохранения культурного наследия. Стремление к национальной интеграции, почвеннические движения и их последствия. Синтетические религии и их социокультурное воздействие. Трансформация традиционных структур, их приспособление к современным условиям. Межэтнические конфликты. Современные этнокультурные процессы.
4. Антропология.

4.1. Антропология: предмет, методы, история.

Предмет физической антропологии. Основные разделы. История антропологической мысли и эволюционного учения в России и других странах. Основные этапы развития антропологии. К. Бэр, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. П. Богданов, Д. Н. Анучин. Развитие отечественной антропологической мысли. Школа отечественной антропологии: Алексеев В.П., Алексеева Т.И., Бунак В.В., Дебец Г.Ф., Зубов А.А., Левин М.Г., Рогинский Я.Я., Рычков Ю.Г., и др. Традиционные и современные методы исследования: антропометрия, краниометрия, остеометрия, генетические и молекулярные методы, этологические методы.

Человек как биосоциальное существо. Эволюционные учения. Микро- и макро эволюция. Представления о градуализме и пунктуализме. Адаптивная радиация. Таксономия. Экологическая ниша Гомология. Аналогия. Пралеллизм. Понятие плезиоморфии и апоморфии. Специфические особенности развития человеческого организма. Реализация наследственной программы современного человека в условиях общения с себе подобными. Формирование видоспецифических характеристик в процессе индивидуального развития человека в социальной среде (прямохождение, речь).

4.2. Морфология человека. Возрастная и конституциональная антропология.

Основные особенности строения тела человека; индивидуальные и половые вариации. Общие закономерности роста и развития человеческого организма, темпы развития и старения. Типы конституций (телосложений), способы их определения, различия между мужскими и женскими типами конституций. Биологические возможности человека как вида, индивидуальные различия и общее сходство.

Морфология человека. Фенотип и генотип. Экологические аспекты морфологии человека. Голова. Мозговой и лицевой отделы головы. Головной указатель. Лицевой и носовой указатели. Мягкие части лица. Строение и форма века. Эпикантус. Глазная щель. Губы. Высота верхней губы. Толщина губ. Ушная раковина Наружный нос. Строение осевого скелета человека. Позвоночник. Позвоночная формула. Форма позвоночника. Крестец. Грудная клетка. Грудина и ребра. Строение скелета верхних конечностей. Плечевой пояс (лопатка и ключица). Длинные кости верхней конечности (плечевая, лучевая и локтевая кость). Кисть (пропорции и форма). Скелет нижней конечности. Тазовый пояс. Половой диморфизм человеческого таза. Длинные кости нижней конечности (бедренная кость, надколенник, большеберцовая и малоберцовая кость). Внутренняя структура длинных костей (ее значение для эволюционных исследований). Стопа (пропорции, форма, сводчатость). Череп. Мозговой отдел. Емкость мозгового отдела черепа. Диаметры – продольный, поперечный, высотный. Лицевой отдел. Профилировка лица. Строение нижней челюсти. Деформации черепа. Зубная система. Зубная формула. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов в онтогенезе человека. Мышцы головы и лица. Их преобразование в процессе эволюции человека. Головной мозг человека. Вес мозга. Передний, средний и задний мозг. Большие полушария. Кора. Цитоархитектоническая карта мозга. Покровы тела. Кожа. Кожный рельеф. Волосы. Форма и структура. Ногти. Пигментация.

Возрастная антропология. Общие размеры и пропорции тела. Тотальные размеры тела. Вес тела. Пропорции тела. Скорость роста и физического развития. Основные закономерности и факторы, определяющие процессы роста и развития. Периодизация индивидуального развития. Пренатальный и постнатальный периоды. Схема возрастной периодизации по В. В. Бунаку: прогрессивная, стабильная и регрессивная стадии. Кривая роста. Половой диморфизм кривой роста. Пубертатный скачок роста. Методы исследований процесса роста у человека: поперечный (генерализованный метод одновременного исследования детей разного возраста) и продольный (лонгитудинальные исследования в течение ряда лет). Понятие биологического возраста и физиологической зрелости (степень скелетной и зубной зрелости. Акселерация. Морфологические, физиологические и психические проявления акселерации. Процесс старения.

Конституциональная антропология. Половой диморфизм. Генетические, морфологические и физиологические различия полов. Классификации типов телосложения. Схемы нормальных конституций. Критерии (степень развития мускулатуры и жироотложения, формы грудной клетки, живота и спины). Схема мужских конституций по В.В. Бунаку и ее модификации. Грудной, мускульный и брюшной типы. Схема женских конституций И. Б. Галанта. Лептосомные, мезосомные и атлетические конституции. Непрерывность распределения компонентов телосложения. Система Шелдона. Эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный компоненты. Схема В. Г. Штефко и А.Д. Островского: нормальные типы (торакальный, дигестивный, абдоминальный, мышечный, астеноидный, неопределенный). Связь телосложения с физиологическими функциями, болезнями и поведением. Проблема соотношения темперамента и телосложения. Соотношение темперамента и конституций (системы Кречмера и Шелдона).


4.3. Эволюция человека (антропогенез).

Место человека в природе и его взаимосвязи с другими представителями отряда приматов. Современные представления о таксономическом положении человека, уникальные и общие с другими приматами особенности строения тела. Современные эволюционные теории происхождения человека. Характер морфологических преобразований в процессе эволюции. Общие эволюционные закономерности развития социальных отношений и социальных структур у человека. Эволюция человека как единый процесс преобразований его морфологии и поведения.

Тафономия. Палеоантропология – наука, изучающая ископаемые останки человека и его предковые формы.

Отряд приматы. Общая характеристика. Классификация приматов. Современные приматы. Полуобезьяны (лемуры, индри и сифаки, руконожки, лори и галаго, долгопяты). Антропоиды (широконосые и узконосые обезьяны). Основные различия этих подотрядов. Особенности морфологии и поведения. Ископаемые приматы. Первые приматы. Датировка и географическое распространение. Алтиатласиус. Адаписовые и омомисовые: особенности морфологии. Ископаемые антропоиды. Апидиум. Египтопитек. Эволюционные связи обезьян Старого и Нового Света.

Гоминоиды и их происхождение. Время возникновения и география. Дриоморфы (проконсул, дриопитек), рамаморфы (сивапитеки и гигантопитеки) и плиоморфы (плиопитеки), их географическое распространение. Общая характеристика. Преемственность между ископаемыми и современными таксонами. Ранние гоминиды. Время появления и географическое распространение. Австралопитековые: массивные и грацильные формы (A. anamensis, A. afarensis, A. arficanus, A. robustus, A. boisei). Общая характеристика австралопитековых. Особенности морфологии массивных и грацильных австралопитековых. Генетические связи австралопитековых и ранних Homo. Появление рода Homo. Homo habilis и Homo rudolfensis: морфология и распространение (Чемерон, Олдувай, Кооби-Фора, и озеро Туркана). Галечная культура из Олдувая. Homo ergaster и Homo erectus. Особенности строения черепа и скелета. Основные черты различий между габилисами и эректусами. Заселение Евразии. Основные местонахождения эректусов в Африке, Европе и Азии. Неандертальцы. Таксономическое положение неандертальца и их роль в формировании человека современного типа. Классические неандертальцы Европы. Морфологические характеристики, сходство и отличие от человека современного вида.

Появление анатомически современного человек – Homo sapiens sapiens. Особенности строения черепа и скелета. Происхождение и расселение.

4.4. Популяционная антропология.
Популяционная структура человечества и географическая изменчивость Homo sapiens. Повышенная индивидуальная изменчивость Homo sapiens: число полиморфных локусов в геноме человека. Полиморфизм. Географическое распространение сходных признаков. Политипия современного человечества. Биологическая категория – раса – самая мелкая систематическая категория вида Homo sapiens. Популяции, расы, этносы: их принципиальные различия. Признаки с простым и сложным типами наследования; различия между типологическим и популяционным подходами при классифицировании. Традиционные и современные методы исследования человеческих популяций.

История этнической антропологии в России. Современная критика типологической концепции расы с учетом данных из области популяционной генетики. Видовое единство человека. Морфологические, физиологические, генетические данные о единстве человечества. Понятие генофонда. Фенотип и генотип. Норма реакции. Обмен генами, дрейф генов. Имбридинг и гомозиготность в человеческих популяциях. Микроэволюционные процессы. Популяция, изменчивость и полиморфизм. Признаки с моногенным наследованием. Имунные система крови АВО. Резус фактор. Географическое распространение групп крови. Группы крови как адаптация к условиям существования. Гемоглобин и его модификации. Серповидноклеточная анемия. Признаки с полигенным наследованием. Полиморфизм ушной серы. Дальтонизм. Вкусовая и обонятельная чувствительность. Признаки с непрерывной изменчивостью. Пигментация. Волосяной покров. Строение глазной области. Форма носа.

Понятие адаптации. Генетическая и культурная адаптация. Экологические правила Бергмана и Аллена. Типы конституций в разных климатических условиях. Питание и заболевания, связанные с пониженным содержанием белка и калорий. Культура, диета и питание. Куру. Нарушение кальциевого обмена.

Миграция и мигранты. Генный поток как фактор изменчивости. Изоляция как фактор формирования различий между популяциями человека. Демографическая характеристика древних и современных популяций.

Раса, этнос и культура. Раса как биологическая категория. Исходный ареал формирования расы. Несовпадение границ распространения расы и этноса. Несовпадение распространения расовых типов и языка. Гипотеза сцепленного наследования расовых признаков и генетического комплекса. Индивидуум – носитель расовых свойств. Популяционная концепции расы. Слабая скоррелированность между отдельными признаками. Расовые признаки – отражение наследственного полиморфизма человека. Популяция как совокупность индивидуумов. Понятие генетических маркеров.

Морфологическое описание больших рас. Европеоидная, автрало-негроидная и монголоидная большие расы. Их основные характеристики. Географическая локализация. Антропологические типы в составе европеоидной большой расы. Атланто-балтийский, беломорско-балтийский, среднеевропейский, балкано-кавказский, индо-средиземноморский типы. Лапаноидный тип. Антропологические типы в составе монголоидной большой расы. Тихоокеанские монголоиды –дальневосточный и южно-азиатский типы. Северные монголоиды – североазиатский и арктический типы. Американская раса. Ее основные особенности и географическое распространение. Негроидно-австралоидные антропологические типы. Негрский, бушменский и негрильский типы. Австралийская большая раса. Меланезийский и веддоидный типы. Контактные расы. Уральский и южно-сибирский антропологические типы. Эфиопский, южно-индийский, айнский и полинезийский антропологические типы.

Расизм и его социальные корни. Декларация ЮНЕСКО о расах и расовых предрассудках.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница