Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде



страница1/3
Дата30.11.2017
Размер0,49 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3

UNEP/OzL.Pro/ImpCom/53/4




ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕННЫХ

НАЦИЙ




EP

UNEP/OzL.Pro/ImpCom/53/4






Distr.: General

10 December 2014
Russian

Original: English






Программа Организации



Объединенных Наций по

окружающей среде






Комитет по выполнению в рамках процедуры,
касающейся несоблюдения Монреальского
протокола


Пятьдесят третье совещание

Париж, 14 и 15 ноября 2014 года



Доклад Комитета по выполнению в рамках процедуры, касающейся несоблюдения Монреальского протокола, о работе его пятьдесят третьего совещания

I. Открытие совещания



A. Вступительные заявления

1. Пятьдесят третье совещание Комитета по выполнению в рамках процедуры, касающейся несоблюдения Монреальского протокола, было проведено в штаб-квартире Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в Париже 14 и 15 ноября 2014 года.

2. Председатель Комитета г-жа Азра Рогович-Грубич (Босния и Герцеговина) открыла совещание 14 ноября 2014 года в 10 ч. 00 м.

3. Г-жа Тина Бирмпили, Исполнительный секретарь секретариата по озону, приветствовала представителей членов Комитета. Охарактеризовав пункты повестки дня, она отметила, что число Сторон, не соблюдающих Протокол, постоянно сокращается и что ни одна из Сторон еще никогда не находилась в состоянии несоблюдения Протокола в течение длительного времени. Это, как она отметила, является доказательством положительного влияния строгого мониторинга Комитетом соблюдения Протокола и применения им упреждающего подхода, что было бы невозможно без технического и финансового содействия со стороны Многостороннего фонда для осуществления Монреальского протокола и активного участия учреждений-исполнителей. Поблагодарив тех членов Комитета, для которых текущее совещание должно было стать последним, она заявила о готовности секретариата сделать все необходимое для оказания Комитету содействия в его обсуждениях.

B. Участники

4. На совещании присутствовали представители следующих членов Комитета: Бангладеш, Боснии и Герцеговины, Ганы, Доминиканской Республики, Италии, Канады, Кубы, Ливана и Польши. Марокко на совещании представлено не было.

5. По приглашению Комитета на совещании присутствовали представители Корейской Народно-Демократической Республики и Южного Судана, с тем чтобы представить информацию о несоблюдении Протокола их странами.

6. На совещании присутствовали также представители секретариата Многостороннего фонда и представители учреждений – исполнителей Многостороннего фонда: Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Всемирного банка. На совещании был представлен также Глобальный экологический фонд (ГЭФ), который обеспечивает надлежащее финансирование для соответствующих стран с переходной экономикой.

7. Перечень участников приводится в приложении II к настоящему докладу.

II. Утверждение повестки дня и организация работы



A. Утверждение повестки дня

8. Комитет утвердил следующую повестку дня на основе предварительной повестки дня (UNEP/OzL.Pro/ImpCom/53/R.1):

1. Открытие совещания

2. Утверждение повестки дня и организация работы

3. Сообщение секретариата по данным и информации, представленным согласно статье 7 Монреальского протокола, и по связанным с этим вопросам

4. Сообщение секретариата Многостороннего фонда для осуществления Монреальского протокола о соответствующих решениях Исполнительного комитета Фонда и о мероприятиях, осуществляемых учреждениями‑исполнителями (Программой развития Организации Объединенных Наций, Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде, Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию и Всемирным банком) в целях содействия соблюдению Сторонами

5. Дальнейшие действия в связи с ранее принятыми решениями Сторон и рекомендациями Комитета по выполнению, которые касаются вопросов несоблюдения:

а) обязательства в отношении представления данных:

i) Украина (решение XXIV/18);

ii) Южный Судан (решение XXV/14 и рекомендация 52/1);

b) другие рекомендации и решения по соблюдению: Израиль (рекомендация 52/4)

6. Несоблюдение режима поэтапной ликвидации гидрохлорфторуглеродов Корейской Народно-Демократической Республикой и просьба об оказании помощи

7. Рассмотрение других вопросов возможного несоблюдения, вытекающих из доклада о данных

8. Просьбы об изменении базовых данных (решения XIII/15 и XV/19): рассмотрение информации о просьбах относительно изменения базовых данных

9. Положение дел с созданием систем лицензирования в рамках статьи 4B Монреальского протокола (решение XXV/15 и рекомендация 52/5)

10. Рассмотрение дополнительной информации о сообщениях, связанных с соблюдением, представленных Сторонами, участвующими в совещании по приглашению Комитета по выполнению

11. Прочие вопросы

12. Принятие рекомендаций и доклада совещания

13. Закрытие совещания.

B. Организация работы

9. Комитет решил придерживаться своих процедур и проводить заседания в соответствии со своим обычным расписанием, которое предполагает проведение двух трехчасовых заседаний в день и в которое могут вноситься соответствующие коррективы.

III. Сообщение секретариата по данным и информации, представленным согласно статье 7 Монреальского протокола, и по связанным с этим вопросам

10. Представитель секретариата кратко изложил содержание доклада секретариата по данным, представленным Сторонами в соответствии со статьями 7 и 9 Монреальского протокола (UNEP/OzL.Pro/ImpCom/53/2/Rev.1 и Add.1/Rev.1).

11. Относительно положения дел с ратификацией он сообщил, что Мавритания еще не ратифицировала Пекинскую поправку; в остальном же была обеспечена всеобщая ратификация всех поправок к Монреальскому протоколу. Что касается представления информации в соответствии со статьей 9, то информация за 2013 год была представлена только Литвой, тогда как за 2012 год соответствующую информацию представили Литва и Швеция, которая была размещена в разделе «Представление данных» веб-сайта секретариата. Что касается ежегодного представления данных согласно статье 7, то данные за 2013 год были до сих пор представлены 195 Сторонами из 197 Сторон и, соответственно, они еще должны быть представлены только Центральноафриканской Республикой и Лихтенштейном. В период 1986-2012 годов все 197 Сторон выполнили требование относительно ежегодного представления данных в соответствии со статьей 7. Южный Судан, не представивший своих данных за 2012 год к пятьдесят второму совещанию Комитета (рекомендация 52/1), впоследствии сделал это.

12. Что касается соблюдения предусмотренных Протоколом положений о мерах регулирования в 2013 году, то он напомнил, что Комитет на своем пятьдесят втором совещании рассмотрел вопрос о несоблюдении Протокола Казахстаном, и на рассмотрение двадцать шестого Совещания Сторон в соответствии с рекомендацией 52/2 был направлен проект решения. Двум другим Сторонам, не действующим в рамках пункта 1 статьи 5 Протокола (Стороны, не действующие в рамках статьи 5), еще предстоит отреагировать на просьбы секретариата относительно разъяснения того, каким образом они соблюдают положения о мерах регулирования. Что касается стран, действующих в рамках пункта 1 статьи 5 Протокола (Стороны, действующие в рамках статьи 5), то в ходе пятьдесят второго совещания Комитета и после него рассматривались случаи несоблюдения положений о мерах регулирования в отношении ГХФУ Корейской Народно-Демократической Республикой и Гватемалой; эти случаи должны быть рассмотрены на текущем совещании Комитета. Дать разъяснения относительно соблюдения предстоит еще пяти другим Сторонам, действующим в рамках статьи 5, и в соответствии с процедурой рассмотрения случаев несоблюдения секретариат поддерживал связь с этими Сторонами с целью выяснения их статуса. Любые случаи, по которым не удастся найти решения, будут вынесены на рассмотрение Комитета на его пятьдесят четвертом совещании.

13. Переходя далее к вопросу об исключениях в отношении основных видов применения хлорфторуглеродов (ХФУ) и важнейших видов применения бромистого метила, он напомнил о том, что об этом вопросе докладывалось на пятьдесят втором совещании и что все Стороны, для которых были сделаны исключения, представили свои доклады с отчетом о применении ими ХФУ или бромистого метила в соответствии с этими исключениями. Что касается представления отчетности об экспорте и импорте в 2012 и 2013 годах, то он сказал, что статистические данные за 2012 год были представлены Комитету на его пятьдесят втором совещании, а за 2013 год будут представлены в 2015 году после того, как будут обработаны все данные.

14. Что касается отчетности о превышении объема производства или потребления озоноразрушающих веществ за счет запасов, то информация об этом за 2012 год была представлена Комитету также на его пятьдесят втором совещании. Израиль, который к упомянутому совещанию не подтвердил, что им были приняты меры по обеспечению недопущения использования данных веществ в иных целях, чем те, которые указаны в пункте 1 решения XVIII/17, впоследствии подтвердил, что такие меры им были приняты и он, соответственно, выполнял рекомендацию Комитета 52/4. Три Стороны – Европейский союз, Франция и Соединенные Штаты Америки – подтвердили принятие в 2013 году мер по предотвращению использования запасов в других целях, тогда как Израиль представил частичную информацию о некоторых своих запасах, однако полную информацию он до сих пор не представил. Что касается отчетности об использовании озоноразрушающих веществ в качестве технологических агентов, то четыре Стороны – Китай, Европейский союз, Израиль и Соединенные Штаты Америки – по-прежнему разрешали их использование и представили свои доклады за 2012 год, но Израилю еще требуется представить доклад за 2013 год. К вопросам, по которым не была представлена информация на предыдущем совещании и по которым не была представлена обновленная информация для рассмотрения на текущем совещании, относились производство ХФУ, галонов, тетрахлорметана и других веществ, для которых был предусмотрен поэтапный отказ; применение озоноразрушающих веществ в качестве исходного сырья; уничтожение озоноразрушающих веществ; и расчет производства и потребления.

15. Что касается просьб о пересмотре базовых данных по ГХФУ, то он напомнил о том, что просьбы Ливии и Мозамбика были рекомендованы к утверждению Комитетом на его пятьдесят втором совещании (рекомендация 52/3). На нынешнем совещании будет рассмотрена новая просьба, высказанная Республикой Молдовой.

16. И, наконец, он представил по просьбе Комитета анализ реакции Сторон на решение XXIV/14 Совещания Сторон, в котором Сторонам была адресована просьба конкретно указывать нулевые значения вместо того, чтобы оставлять пустыми ячейки в своих формах с отчетными данными в рамках статьи 7. Он сказал, что за 2012 год 72 Стороны из 197 Сторон (37 процентов) представили формы с незаполненными ячейками; из них 15 (21 процент) ответили на просьбу секретариата о разъяснении, указав, что пустые ячейки фактически отражают нулевые значения. На следующем совещании Комитету будет представлен анализ данного вопроса на основе данных за 2013 год.

17. В ходе последовавшего за этим обсуждения один из представителей выразил озабоченность в связи с тем, что многие Стороны еще возвращают формы отчетности с незаполненными ячейками и что невелико число Сторон, выполняющих просьбы секретариата относительно представления разъяснений. Он также выразил озабоченность в связи с тем, что число Сторон, использующих озоноразрушающие вещества в качестве исходного сырья, остается относительно стабильным, тогда как объемы их использования в качестве исходного сырья существенно возросли. Кроме того, он спросил, почему в докладе секретариата отсутствует информация о применении бромистого метила для карантинной обработки и обработки перед транспортировкой, хотя представление отчетности по этому вопросу является обязательным в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Протокола. Он спросил также, была ли получена от Казахстана какая-либо информация об источниках бромхлорметана, импортируемого в страну. Отвечая на эти вопросы, представитель секретариата заявил, что данные о карантинной обработке и обработке перед транспортировкой имеются на веб-сайте секретариата в разбивке по каждой стране. Однако во исполнение просьбы этой Стороны секретариат будет включать также и эти данные в свои будущие доклады о представлении данных в соответствии со статьей 7. Что касается источников бромхлорметана, импортируемого в Казахстан, то он сказал, что секретариат запросил от Стороны соответствующую информацию, но никакого ответа не получил.

18. Комитет принял к сведению представленную информацию.

19. Соответственно, Комитет принял решение настоятельно призвать все Стороны проставлять в соответствии с решением XXIV/14 в каждой ячейке представляемых ими форм с отчетными данными какую-либо цифру, в том числе ноль (при представлении данных о производстве, импорте, экспорте или уничтожении озоноразрушающих веществ), вместо того, чтобы оставлять какие-либо ячейки пустыми, и представлять секретариату по озону разъяснения относительно любых незаполненных ячеек, когда от него поступает соответствующая просьба.



Рекомендация 53/1

IV. Представление секретариата Многостороннего фонда по осуществлению Монреальского протокола о соответствующих решениях Исполнительного комитета Фонда и о мероприятиях, осуществляемых учреждениями‑исполнителями (Программой развития Организации Объединенных Наций, Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде, Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию и Всемирным банком) в целях содействия соблюдению Сторонами

20. Представитель секретариата Многостороннего фонда доложил о соответствующих решениях Исполнительного комитета Фонда и о мероприятиях, проводимых учреждениями‑исполнителями (Программой развития Организации Объединенных Наций, Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде, Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию и Всемирным банком), в целях содействия соблюдению Сторонами положений Протокола.

21. Что касается поэтапной ликвидации бромистого метила, то только Китай продолжал производить его, и объем его производства в 2013 году (100 тонн ОРС) был ниже целевого показателя для соблюдения, равного 20 процентам базового уровня, а также ниже уровня, разрешенного соглашением Стороны с Исполнительным комитетом по поэтапной ликвидации этого вещества. На семьдесят третьем совещании Исполнительного комитета Фонда была согласована просьба относительно последнего транша утвержденного финансирования.

22. Что касается потребления бромистого метила, то в 16 странах по‑прежнему осуществлялись соответствующие инвестиционные проекты, но все эти 16 стран соблюдали меры регулирования 2005 года. На семьдесят третьем совещании Исполнительного комитета были утверждены дополнительные проекты по поэтапной ликвидации для Туниса и Судана.

23. Что касается поэтапной ликвидации ГХФУ, то семь Сторон, действующих в рамках статьи 5, имели базовые уровни для сектора производства ГХФУ, утвержденные Исполнительным комитетом: Аргентина, Венесуэла, Китай, Корейская Народно‑Демократическая Республика, Индия, Мексика и Республика Корея. План поэтапной ликвидации производства ГХФУ в Китае на сумму в 385 млн. долл. США был утвержден на шестьдесят девятом совещании Исполнительного комитета. На своем семьдесят втором совещании Комитет утвердил второй транш финансирования, и с пятью производителями были заключены договоры об окончательном закрытии и демонтаже производственных установок, выпускавших 43 000 тонн ГХФУ-22 и 45 000 тонн ГХФУ-141b. Все другие Стороны, действующие в рамках статьи 5, за исключением Корейской Народно-Демократической Республики, заключили с Исполнительным комитетом соглашения относительно ХФУ, исключающие возможность какого-либо дополнительного финансирования поэтапной ликвидации производства ГХФУ. Корейская Народно-Демократическая Республика, очевидно, не соблюдала меры регулирования, поскольку объем производства в ней в 2013 году составлял 31,8 тонны ОРС, что превышало базовый уровень в 27,6 тонны ОРС. Однако эта Сторона еще не представила предварительных данных, необходимых для подготовки и представления Исполнительному комитету просьбы о финансировании.

24. Что касается потребления ГХФУ, то все имеющие на то право Стороны, действующие в рамках статьи 5, получили финансирование для подготовки планов регулирования поэтапной ликвидации ГХФУ. Соответствующие планы еще не были одобрены только по пяти Сторонам (Ботсване, Ливии, Мавритании, Сирийской Арабской Республике и Южному Судану); в случае Ботсваны и Южного Судана они не были одобрены по той причине, что у них отсутствовали действующие системы лицензирования, а в случае Ливии - потому что ЮНИДО не смогла подтвердить, в каком состоянии находится ее система лицензирования. Гражданские беспорядки в Сирийской Арабской Республике вызвали необходимость повторного представления ее плана, а проходившая в Мавритании ревизия административной системы явилась причиной задержек в подготовке и представлении ее плана.

25. Что касается общего потребления ГХФУ во всем мире, то более 95 процентов приходится на ГХФУ-141b и ГХФУ-22. Проекты, утвержденные Исполнительным комитетом, охватывали почти 25 процентов от общего базового уровня потребления.

26. Из пяти Сторон, которые, возможно, находятся в ситуации несоблюдения требований в отношении потребления ГХФУ, в Боснии и Герцеговине были созданы предусматривающие судебную ответственность системы лицензирования и квот, а также приняты планы по возврату в режим соблюдения посредством использования импортных квот. Первый этап плана регулирования поэтапной ликвидации ГХФУ Корейской Народно-Демократической Республики, утвержденного на семьдесят третьем совещании Исполнительного комитета, предусматривал сокращение на 15 процентов базового уровня потребления и введение запрета на импорт ГХФУ-141b. Гватемала намеревалась временно прекратить выдачу лицензий на импорт ГХФУ до конца 2014 года. Мозамбик обратился с просьбой об изменении его базовых показателей, которая была рекомендована Комитетом по выполнению для утверждения двадцать шестым Совещанием Сторон, а Южный Судан еще не представил своего плана регулирования поэтапной ликвидации ГХФУ.

27. Ряд Сторон обратились с просьбой об оказании им помощи в создании действующих систем лицензирования. Ожидалось, что в Ботсване система лицензирования и квот будет утверждена министерством окружающей среды в декабре 2014 года, а необходимое законодательство принято в апреле 2014 года. Вместе с тем, ЮНИДО не смогла проверить, создана ли система лицензирования в Ливии, или предложить этой стране эффективную помощь с учетом сложной политической ситуации и обстановки в плане безопасности в этой стране. В Южном Судане сложная политическая ситуация и обстановка в плане безопасности помешали принятию нормативных положений об озоноразрушающих веществах, хотя и был создан национальный орган по озону и назначен сотрудник, который будет курировать эту проблему. На своем семьдесят третьем совещании Исполнительный комитет просил учреждения-исполнители доложить ему на его семьдесят четвертом совещании о системах лицензирования в Ботсване, Южном Судане и Ливии и о предпринятых Доминиканской Республикой и Мавританией мерах по обновлению своих систем лицензирования и квот с целью включения в них согласованных в 2007 году ускоренных мер регулирования ГХФУ.

28. В ответ на вопросы членов Комитета относительно ряда различий между докладами секретариата Многостороннего фонда и секретариата по озону было дано разъяснение, что согласно Протоколу единственным вспомогательным органом, уполномоченным принимать рекомендации относительно соблюдения Сторонами своих обязательств по Протоколу, является Комитет по выполнению. Соответственно, Исполнительный комитет высказывает свои мнения относительно хода осуществления проектов исключительно для информирования Сторон Монреальского протокола.

29. Секретариат по озону разъяснил также, что согласно статье 4B Монреальского протокола секретариат по озону имеет возможность запрашивать информацию только о положении дел с созданием систем лицензирования, но не об их жизнеспособности или мерах по обеспечению их работы. В 2011 году, когда секретариат проводил тщательное обследование систем лицензирования, Ливия и Мавритания сообщили о том, что в их странах системы лицензирования были созданы. Однако позднее связь с ливийским органом по озону нарушилась в результате отсутствия безопасности в стране, и, соответственно, никакой дополнительной информации о национальной системе лицензирования получить было невозможно.

30. Что касается сверхнормативного потребления ГХФУ, то секретариат пытается получить разъяснения по поводу ситуации в Боснии и Герцеговине, и этот вопрос будет обсуждаться на следующем совещании Комитета по выполнению. Что касается Мозамбика, то эта страна в случае утверждения ее просьбы об изменении ее базовых данных на предстоящем Совещании Сторон будет находиться в состоянии соблюдения. Вопрос о создании системы лицензирования в Южном Судане будет обсужден на нынешнем совещании Комитета по выполнению.

31. Представитель секретариата Многостороннего фонда разъяснил, что, хотя определение случаев несоблюдения относится к сфере компетенции Комитета по выполнению, Исполнительный комитет несколько лет назад принял решение о том, что финансовая помощь какой-либо Стороне будет оказываться при условии наличия в ней действующей системы лицензирования. Соответственно, Фонд довольно подробно рассмотрел данный вопрос в контексте осуществления страновых программ каждой Стороны. В связи с рассмотрением плана регулирования поэтапной ликвидации ГХФУ в Ливии возник ряд вопросов, и подтвердить наличие действующей в полную силу системы лицензирования в этой стране оказалось невозможным, в частности, по причине отсутствия безопасности в этой стране. Что касается Мозамбика, то его план регулирования поэтапной ликвидации ГХФУ был утвержден исключительно с тем условием, что Совещание Сторон примет его просьбу об изменении базовых данных. В случае Доминики секретариат Многостороннего фонда установит связь с этой Стороной с целью выяснения, в каком состоянии сейчас находится ее система лицензирования и квот.

32. Представитель ПРООН добавил, что проблема в Мавритании возникла в связи с проведением там ревизии в целях изучения возможных случаев финансовых нарушений, что явилось препятствием для дальнейшего оказания финансовой помощи этой стране Многосторонним фондом. ПРООН и ЮНЕП, которые работают в этой стране уже несколько лет, пытались урегулировать данную ситуацию, но пока их действия являются безуспешными.

V. Дальнейшие действия в связи с ранее принятыми решениями Сторон и рекомендациями Комитета по выполнению, которые касаются вопросов несоблюдения

A. Обязательства в отношении представления данных: Украина (решение XXIV/18) и Южный Судан (решение XXV/14 и рекомендация 52/1)


Каталог: meeting -> impcom
meeting -> Открытого состава по доступу к генетическим ресурсам и совместному использованию выгод
meeting -> Конвенция о биологическом разнообразии
meeting -> Решением Комиссии таможенного союза от 12 августа 2009 года №80 Составы экспертных групп по разработке проектов документов
meeting -> Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (спмрхв)
meeting -> Десятилетие биоразнообразия организации объединенных наций 2011-2020
meeting -> Доклад о разрабатываемых вопросах: сохранение и восстановление экосистем записка Исполнительного секретаря
impcom -> Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде Distr.: General 25 July 2017 Russian Original: English
impcom -> Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде Distr.: General 15 November 2016 Russian


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал